УДК 316.752
ИСТОРИКО-СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ МЕТОД В СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
© 2016
Бабелло Анатолий Викторович, аспирант кафедры «Социально-правовых дисциплин» Забайкальский государственный университет, Чита (Россия)
Аннотация. Рассмотрена трансформация особенностей студенческого досуга, обусловленная изменениями в истории российской государственности. На примере исследования досуговой сферы студенческой молодежи показаны возможности использования историко-сопоставительного метода при социологических исследованиях. Показана причинно-следственная связь важнейших социально-экономических преобразований в истории государства, трансформирующейся социокультурной ситуации, ценностного образа молодежи, проявляющегося и в сфере ее досуга. Установлены временные реперы сопоставления (1-й - 70-е гг. прошлого столетия; 2-й - рубеж тысячелетий; 3-й - современный), для каждого из которых выявлены превалирующие факторы, определяющие ценностное сознание молодежи. Для первого этапа установлено доминирование ценностей, традиционно сочетающихся с российской культурой и ментальностью - трудолюбие, коллективизм, верховенство общественных интересов над личными, чувство долга, бескорыстие, энтузиазм, справедливость. Второй этап характеризуется противоречивых характером молодежных ценностей - сохраняющимся «давлением» ценностей, присущих советскому обществу, и усилением воздействия ценностей западного образа жизни: предприимчивость, стремление к богатству, расчетливость, независимость, деловитость, неприкосновенность частной собственности, прибыльность труда, профессионализм. Показано, что для третьего этапа характерно более ощутимое действие механизма изменчивости, проявляющееся в доминирующей ориентации на личный успех, материальное благополучие, независимость, предприимчивость, деловитость, свободу мыслей, суждений, действий, т.е. типичных ценностей прагматического толка.
Установлена корреляция современного ценностного сознания студенческой молодежи с ее ориентациями и потребностями в сфере проведения досуга. Приведены результаты историко-сопоставительного анализа, показывающие, что в современных условиях в целом поддерживается тренд распределения досуговых предпочтений, заданный еще молодежью рубежного периода: минимизирован простой досуг, максимизированы общение, развлечения (первый и второй ранги), развитие (третий ранг).
Ключевые слова: студенческая молодежь, ценностные ориентации, иерархия ценностей, досуг, досуговые предпочтения, формы досуга, типологизация видов досуга.
HISTORICAL AND COMPARATIVE METHOD IN SOCIOLOGICAL RESEARCHES
© 2016
Babello Anatoliy Viktorovich, postgraduate student of the department of «Social-law disciplines»
Transbaikal State University, Chita (Russia)
Abstract. The transformation of the student's leisure features, caused by changes in the history of Russian statehood is considered in the article. On the example of students' leisure sphere the possibilities of using the historical and comparative method in sociological research are shown. The cause-and-effect interaction of the main social and economic transformations in the history of state, transforming socio-cultural situation, value image of youth, active in the sphere of its leisure, is shown in the article. The benchmarks, comparing the time periods (1st - 70-es of the last century; 2nd - millennium frontier; 3rd - modern period), for each of which the prevailing factors that determine the value consciousness of youth, are established. For the first period the domination of established values, traditionally combined with Russian culture and mentality - hard work, teamwork, rule of public interests over personal, sense of duty, selflessness, enthusiasm, justice is determined. The second period is characterized by the contradictory nature of youth values, by preserved «pressure» of values, inherent in Soviet society, and increasing influence of the Western lifestyle values: entrepreneurial spirit, pursuit of wealth, thrift, independence, business like character, inviolability of private property, labor profitability, and professionalism. It is shown that the third period is characterized by notable activity of variance mechanism, which manifests itself in a dominating orientation to personal success, material well-being, independence, entrepreneurial spirit, freedom of thoughts, judgments, actions, i.e., typical values of the pragmatic sense. A correlation value consciousness of modern students with its orientations and needs in the sphere of leisure is stated. The results of historical-comparative analysis, showing that the trend of leisure preferences' distribution in modern conditions as a whole, specified even by the youth of the frontier period is supported: minimized simple leisure, maximized communication, entertainment (first and second grades), development (third grade).
Keywords: student youth, values, hierarchy-price of leisure, recreational preferences, leisure activities, typology of leisure activities.
Коренные изменения в истории российской государственности, произошедшие в начале 90-х гг. прошлого века, повлекли за собой изменения во всех сферах жизни российского общества: экономической, политической, духовной, социальной. Естественно, глубокие преобразования привели и к изменению социокультурной ситуации. Не вызывает сомнений, что они отразилось и на сфере досуга - появились новые виды и формы досуга, претерпели значительные изменения традиционные. Досуг для молодежи в целом и ее особой социальной группы - студенческой молодежи является одной из жизненно важных ценностей, т.к. в ней реализуются многие социокультурные потребности этой социальной группы.
С позиции сказанного представляется уместным кратко проследить, как трансформировались жизненно важные ценности и потребности молодежи в целом и в сфере использования своего свободного времени и досуга, в частности. Ценностям и потребностям присуща
роль сильных мотиваторов и регуляторов осознанного поведения. В свою очередь основой формирования, питающей средой современных ценностей и потребностей молодежи является реально существующая в обществе социокультурная ситуация. Многие жизненные ценности современного человека базируются на одной из важных - обретение человеком пространства для самореализации, социальным полем которого также выступает свободное время, время досуга.
Временными реперами нашего сопоставительного анализа, иллюстрирующего собирательный ценностный образ молодежи различных периодов развития российской государственности, приняты: первый период - 70-е гг. прошлого столетия (СССР, «время отцов»); второй период - рубеж тысячелетий (конец 80-х начало 90-х гг.); третий период - современный. Для каждого временного периода обозначим факторы, определяющие ценностное сознание молодежи, в аспекте двух уровней: социума и индивидуальном.
Первый период. На уровне социума превалировали ценности, традиционно сочетающиеся с российской культурой и ментальностью - трудолюбие, коллективизм, верховенство общественных интересов над личными, чувство долга, бескорыстие, энтузиазм, справедливость. Иерархия ценностей на индивидуальном уровне выглядела примерно следующим образом. Важнейшими являлись интересная работа и уважение людей, семейное счастье и благополучие, стремление приносить пользу. Далее следовало материальное благополучие, и низшие ранги занимали позиции: возможность заниматься только тем, что тебя интересует, расширение кругозора [1]. В цитируемой работе В.М. Соколов в качестве характерной черты ценностной позиции советской молодежи отмечает преобладание у нее «активистски-альтруистических» установок, проявляющихся в активной жизненной позиции в общественно полезной деятельности, над эгоистическими или корыстными побуждениями.
Второй период. В условиях глубокого и продолжительного системного кризиса общества ценностные ориентации всего российского общества и в особенности молодежи носили противоречивый характер. С одной стороны над всеми довлели еще ценности, присущие советскому обществу, с другой - в обществе появился другой вектор развития, с другими базовыми ориентирами и ценностями, в большей мере присущих западному образу жизни: предприимчивость, стремление к богатству, расчетливость, независимость, деловитость, неприкосновенность частной собственности, прибыльность труда, профессионализм.
Не утратили своей значимости ценности «семья» и «интересная работа», однако начали нивелироваться ценности «стремление принести пользу людям» и «уважение людей». Возросла значимость материального благополучия и свободы, самостоятельности, независимости. Лидерами становятся ценности здоровья и безопасности. В целом этот период характеризуется сочетанием людей, ориентированных на «западные» ценности: образованность, профессионализм, личный успех, предприимчивость, собственность, свободу (10...15 % населения), приверженцев советской системы ценностей (15.20 %) и людей, ориентирующихся на традиционные российские ценности (50.60 %) [2]. Привлекая для объяснения формирования и трансформации ценностных ориентаций населения, одновременно действующие социальные механизмы - преемственности и изменчивости, можно отметить, что для рубежного периода в истории российского государства, из двух названных доминирующим оставался первый.
Третий период (современный). Студенческая молодежь современного поколения - это молодежь, социализирующаяся в условиях продолжающегося системного кризиса общества. В этих условиях закладывались и закладываются основы будущей мотивации ее поведения, повседневной жизни.
Если, характеризуя предыдущий рубежный период, мы говорили о преобладающем воздействии механизма преемственности, то в современном обществе все нагляднее чувствуется действие механизма изменчивости, что в структуре ценностей молодежи и его авангарда - студенчества проявляется в актуализации ценностей типа личный успех, материальное благополучие, независимость, предприимчивость, собственность, расчетливость, деловитость, свобода мыслей, суждений, действий, т.е. типичных ценностей прагматического толка. В то же время, говоря о социальном портрете современного молодого поколения, нельзя не отметить его выраженной противоречивости: наряду с явной прагматичностью ему присущ и дух романтизма (верная дружба, взаимная любовь, семейное счастье).
Проследив эволюцию ценностного портрета молодежи, попытаемся выявить каким образом он коррелирует-ся с ее ориентациями и потребностями в сфере проведения досуга. Досуговая сфера более гибкая и мобильная,
она достаточно быстро реагирует на изменяющиеся потребности молодежи. Для этой цели нами использован метод вторичного анализа результатов социологических исследований, проведенных в выделенные нами репер-ные временные периоды. Основными источниками вторичной информации стали:
Аналитический доклад по заказу московского представительства Фонда им. Ф. Эберта «Молодёжь новой России: Какая она? Чем живет? К чему стремится?» (РНИС и НП, 1998) [3];
Аналитический доклад «Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты», подготовленный Институтом социологии РАН в сотрудничестве с Представительством Фонда имени Ф. Эберта в РФ (2007) [4];
Аналитический доклад «10 лет российских реформ глазами россиян»
Института комплексных социальных исследований РАН и Представительства Фонда им. Ф. Эберта в РФ (ноябрь, 2001) [5];
результаты исследования Л.А. Акимовой, приведенные в ее работе «Социология досуга» (2003) [6];
результаты мониторинга «Ценностные ориентации молодежи в современных условиях» (Москва, 2010), проведенного Федеральным агентством по делам молодежи и Международным центром семьи, молодежи и детей [7];
диссертационная работа А.А. Вишняковой «Свободное время молодежи крупного города и основные формы его использования в современных условиях (на примере г. Иркутска), Улан-Удэ, 2014 [8].
В табл. 1 сведены результаты этих исследований. В левом столбце таблицы собраны практически все приведенные в анализируемых работах виды досуговой деятельности. Результативные столбцы отражают изменения видов и форм досуга по выбранным нами периодам. Особое внимание мы уделили формированию представлений о студенческом досуге (третий пятый столбцы) современного периода. В особом столбце (пятом) собраны данные из диссертационных исследований последних трех лет, посвященных студенческому досугу. Эти усреднённые данные не привязаны к одному региону, однако цифры позволяют получить обобщенное представление об изучаемой проблеме.
Для анализа приведенных в табл. 1 данных удобно все формы досуга типизировать в четыре группы, принятые большинством исследователей:
1) домашний (пассивный), досуг внутри дома, практически не требующий никаких дополнительных затрат (телевизор, DVD, чтение, прием гостей, застолье, хозяйственные дела или просто ничегонеделание);
2) развивающий, связан с самосовершенствованием и саморазвитием личности через культурно-просветительские формы: экскурсии в музеи, картинные галереи, посещение выставок, театров и т.п.
3) развлекательный, в его основе лежат веселье, развлечение, стремление к получению удовольствия (дискотеки, студенческие вечеринки, кафе, ночные клубы, общение с друзьями);
4) социально-активный, предполагающий включенность в деятельность различных культурных, образовательных общественно-политических или гражданских институтов.
Кроме названных выделяется еще один тип досуга -«деструктивный» (разрушающий). Это досуг с явно выраженным асоциальным характером. Изучение такого типа досуга требует особого методического подхода и в задачу настоящей статьи не входит.
Анализ данных табл. 1 позволяет отметить следующее. Ожидаемыми явились значительные различия в досуге молодежи поколения «отцов» и молодежи рубежного поколения, что и объяснимо: два разных государства, резкая смена социально-экономической ситуации, утрата прежней комсомольской идеологии, нарождаю-
щиеся новые ценности, возникающие в процессе смены старых стереотипов новыми, вызванными изменениями в условиях существования индивидов. Этими процессами была разрушена и прежняя система организации досуга молодежи, а нарождающаяся коммерциализировалась, при этом доминирующим фактором становилась прибыль, но никак не формирование нравственных ориентиров.
Таблица 1 - Сводная таблица результатов вторичных исследований студенческого досуга
Формы досуга Периоды
Первый. 70-е гг. прошлого Конец 80-х 90-х гг. Третий. Современный
студенты центральной России [9] студенты Сибири и Д. Востока[10] данные из диссертации о досуге студенчества [11]
1 2 3 4 5 6
Телевидение 80,3 62 24 19 31
Видео -* 15 27 20 -
РаДИО 29 14 - -
Чтение периодики 62,9 35 40 10 2
Чтение книг 54 49 45 15 41
квалификации 10 11 13 15 21
Современная музыка 34,3 49 6S 39 59
Хобби, увлечения 16 10 18 15 -
Интернет нн фо рма ш-юнный 41 47 43
Социальные сети 34 27 22
Компьютерные игры 10 14 13 10
Современная музыка 34,3 49 68 39 59
Хобби, увлечения 16 10 1S 15 -
Интернет информацио нный 41 47 43
Социальные сети 34 27 22
Компьютерные игры 10 14 13 10
Современная музыка 34,3 49 68 39 59
Хобби, увлечения 16 10 1S 15
ин формаци о нный 41 47 43
Социальные сети 34 27 22
Компьютерные игры 10 14 13 10
Дискотеки, ночные 0,5 36 18 14 13
Кафе, бары, рестораны 4 23 19 16 16
Кино 40 28 36
Концерты, театры 6 23 11 9 И
Музеи, выставки 4 12 11 9 24
Прогулки 42 37 34
3 анятия спортом 13 20 45 34 19
Туризм 20 20
Самодеятельность, кружки, объединения по 1 3 6 7 4
Клубы, диспуты, ассоциации, общественная деятельность 1 7 7 9
Религиозное участие 3 9 3
Политическая деятельность 2 0,5
Общение, встр ечи с друзьями 48,2 60 58 65 65
Дома шняя р а б о та, заботы по хозяйству 65 39 26 22
Просто отдых, ничегонеделание 41 33 22 15
спортивных секций и кружков. Постепенно ушли в прошлое дворовые шахматы, домино, волейбол и футбол.
У молодежи рубежного поколения снижается интерес к «культурному» традиционному кино, все еще испытывающему идеологическое давление прошлой эпохи. Интерес перемещается в подвальные кинозалы, где прокручиваются импортные видеофильмы Голливуда, в которых доминируют предприимчивость, стремление к богатству, расчетливость, независимость, культ насилия как способ решения всех проблем, «запретная» любовь. Произошел существенный сдвиг в содержание чтения: классическая литература поколения «отцов» уступала место детективам, боевикам, криминальным и любовным романам, фантастике. Появился новый тип коллективных развлечений - дискотеки, позволяющий сочетать несколько видов отдыха: танцы, прослушивание музыки, совместное застолье. Традиционную музыкальную культуру потеснили представители неформальной: наступила эпоха В. Высоцкого, «Машины времени», «Rolling Stones», «Beatles».
Для рубежного поколения молодежи социологи отмечают следующие тенденции [12]: изменения в культурной сфере можно охарактеризовать как переход от советской директивной культуры к открытой и массовой; снижение интереса к высокому искусству; уменьшение роли чтения в структуре досуга молодежи; предпочтение тех форм проведения свободного времени, которые предполагают межличностное общение.
А.И. Ковалева [13] добавляет к этому перечню еще одну тенденцию: повседневные вкусы, ориентиры, досу-говые занятия сблизились с обычным уровнем среднего потребителя, ориентированного в большей мере на легкость восприятия досуговых мероприятий и эксплуатацию человеческих эмоций.
В целом, изменения в культурной сфере в переходный период развития страны, которые коренным образом отразились и на досуговой сфере молодежи, можно характеризовать как переход от советской директивной культуры к открытой и массовой [14].
Обсуждение досуговых предпочтений рассматриваемых нами первых двух периодов - поколения «отцов» и рубежного можно завершить с позиции их типизации, приведенной нами ранее. Для этого приведем диаграммы нап-равленности их досуговой активности этих поколений (рис. 1) из Аналитического доклада «Молодежь новой России: образ жизни и ценностные приоритеты (2007) [15].
* нет данных
Молодежь по-разному реагировала на эти процессы: одна часть быстро адаптировалась к появляющимся новациям, другая сложно, третья их вообще не воспринимала. Эти различия отразились и в проведении досуга двух поколений: долевом соотношении между «старыми» видами, появлении новых видов (видео, кафе и бары, танцевальные залы), заметно возросшей стоимостью затрат на культурные мероприятия. Стал разнообразнее домашний досуг (телевизор с большим количеством программ, видео- и аудиозаписи). Домашнее времяпрепровождение в среде стремительно изменяющегося телевидения по формам передач и их содержанием и видео стало на какое-то время объединяющим для поколения «отцов» и молодого поколения. В то же время переходный период характеризовался существенными ограничениями материальных возможностей для внедомашнего досуга, поэтому заполнить его чем-то другим, более интересным было достаточно трудно. В перестроечные годы существенно сократились возможности государственной поддержки прежде бесплатных
Рисунок 1 - Диаграммы направленности досуговой активности поколения «отцов» и рубежного
Перейдем к анализу досуговых ориентаций современного студенчества (третий - пятый столбцы табл. 1.), при этом заострим внимание на коренных отличиях.
Первое, заметно уменьшилась (более чем в два раз) составляющая телевидения, по нашему мнению не столько из-за качества вещания для молодежи (разнообразие программ как раз возросло), сколько из-за резкого возрастания других (новационных) форм и видов досуга: сноубординг и горнолыжный спорт, пейнбол, дайвинг,
мотоспорт, картинг, конный спорт и т.д. Эти виды спорта внедряются в сознание молодежи и с помощью телерекламы как непременный атрибут успешного молодого человека, формируя у него новые потребности и ожидания. Видео практически сохранило свои позиции, однако аппаратно переместилось из БУО-проигрывателей в носимые планшеты и смартфоны.
Уровень чтения периодики из-за резкого развития сектора, ориентированного на молодежь, и его многообразия в центральных регионах несколько возрос. Чтение книг осталось практически на том же уровне, однако практически исчез из обихода молодежи их традиционный вид. Они трансформировались в электронный вид из-за массового распространения соответствующих электронных гаджетов, а также ощутимой дороговизны печатных изданий. Для центральных регионов страны электронной форме чтения способствовали и длительные транспортные затраты времени на дорогу в вуз и обратно. Этот фактор, видимо, отличает эту особенность чтения в восточных регионах страны, где транспортные затраты времени у студентов на много меньше.
Кино занимает существенное место в досуге современного студенчества. Оно реализует функцию приобщения к ценностям, демонстрирующихся с экрана, которые затем воплощаются в реальной жизни. Репертуар кинотеатров формируется в основном за счет фильмов иностранного производства. Это и раскрученный блок-бастер с участием суперзвезд, и полицейский детектив, и фильм ужасов, захватывающий триллер, жестокий боевик, эксцентричная комедия или мелодрама. Молодежный кинопрокат способствует насаждению в молодежное сознание ценностей западного общества (диссертант ни в коей мере не считает их все сугубо негативными) часто в их примитивном и облегченном воспроизведении. Однако направленность молодежного кинопроката на формирование взгляда на жизнь как сплошное развлечение и удовольствие и на возможность решения проблем только с позиции культа силы, не способствует адекватному восприятию российской действительности. Ремботизация сознания молодежи способствует формирования у нее таких черт социального поведения как жесткость и прагматизм.
Традиционные виды спорта начали тесниться экстремальными, которые отличаются массой эмоций и переживаний. Это параглайдинг, прыжки с парашютом и прыжки с тарзанки, дайвинг, сёрфинг, скейтбординг, сноубординг, стантрайдинг. Очень популярными способами проведения досуга среди молодёжи являются боевые искусства Востока, постепенно вытесняющие традиционные - бокс и классическую борьбу. Криминогенная уличная ситуация сегодняшней России актуализирует развитие этой формы досуга.
Коммуникативная форма студенческого досуга, реализуемая через общение со сверстниками, не зависит от рассматриваемых временных периодов. Неформальное общение в компании сверстников - процесс, обусловленный социальной сущностью человека, и поэтому закономерный. Практически любой молодой человек нуждается в окружении себе подобных, поэтому мода в распределении востребованности этой формы досуга, как у юношей, так и у девушек всегда находится на уровне 60...70 %.
Одной из форм молодежного общения является дискотека, в основе которой лежат два вида человеческой деятельности: восприятие музыки и общение некой массы людей. Согласно работе [16]: «Дискотека - именно массовая форма организации досуга молодежи, основным содержанием которой является включение посетителей в специфические виды деятельности. Во-первых, это восприятие программы, состоящей из танцевальной музыки в виде фонограммы (без дисков, на которых записана музыка, это уже была бы не дискотека, а что-то другое; вокруг музыкальных записей группируются другие виды искусства); во-вторых, это участие человека в 278
функционировании молодежной общности в зале, где проводится дискотека».
В этой же работе приведены данные о социальной направленности дискотек: «72,2 % посетителей в наши дискотеки привлекала возможность потанцевать; 59,7 % - возможность получить информацию; 55,8 % - желание обрести новых знакомых, то есть стремление к общению; 44 % шли за свежими впечатлениями; 21 % привело отсутствие лучших возможностей провести свободное время; 15 % следовали моде».
Кафе, бары, рестораны. Относительно «скромное» представительство этой формы молодежного досуга, на уровне 15 %, объясняется предельно просто - прямой зависимостью от материальных возможностей. Новациями в этой сфере можно считать антикафе или тайм-кафе. Это временно арендуемое группой молодежи небольшое помещение для встреч и общения, стилизованное под бар или кафе с минимальным ассортиментом еды, в основном это чай, кофе, бутерброды, пирожные.
Особо следует остановиться на Интернете. Несмотря на то, что Россия интегрировалась в глобальную информационную сеть в самом начале 90-х гг. прошлого века, массовое распространение Интернета в стране началось с середины 90-х гг. В табл.1 зафиксированы три основных функции Интернета: информационная, коммуникационная и игровая. Все они характеризуются устойчивым спросом у студенческой молодежи: информационная - около половины, коммуникационная - на уровне трети, игровая - не многим более десятой части.
Такое засилье Интернета в студенческом досуге позволяет говорить о его виртуализации. Интернет сужает и упрощает коммуникативную функцию общения, заменяя общение с реальными людьми на общение с виртуальным собеседником, ведущем к обеднению эмоциональных контактов [16-23]. В пределе такой вид общения может привести к отчуждению от реального мира и значительному усложнению общения с реальными людьми, которое крайне необходимо для всестороннего развития личности. Виртуальное общение упрощает его эмоциональную составляющую, не способствует наработке навыков разрешения конфликтных ситуаций при общении. Нельзя не отметить и наступательную тенденцию Интернета в сфере замещения и других видов досу-говой деятельности: посещение кинотеатров, концертов, театров.
Обращаясь к цитированной нами ранее работе Н.В. Котельниковой и говоря о характере потребностей, реализуемых через Интернет, можно привести слова И.И. Засурского, заведующего кафедрой новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ. Он, в частности, отмечает: «Сеть, в отличие от масс-медиа, никоим образом не связана рамками приличия и хорошего вкуса, поэтому в Интернете картина пристрастий, вкусов и потребностей пользователей получает адекватное отражение».
Говоря о компьютерных (сетевых) играх и их роли в студенческом досуге, следует сказать об их двойственном влиянии. Отмечая их положительный эффект опять обратимся к мнению Н.В. Котельниковой [24]: «...основываясь на их возможностях в моделировании реальных явлений, можно говорить и о воспитательном потенциале игр. Будет неверным не отметить их роль в расширении кругозора, стимулировании интереса. Как отмечают исследователи, философия зрелища электронной игры состоит в развитии целого ряда способностей, в том числе творческих и познавательных».
Негативное влияние увязывается с отрицательным воздействием на психику и сознание молодого человека целевой ориентации большинства игр - постоянное преследование виртуальных противников, их уничтожение, сопровождающееся красочными картинами разрушительного характера.
В настоящее время компьютер и Интернет все более значимо проявляют себя в сфере создания и новых куль-АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2(15)
турных объектов интеллектуальной деятельности: компьютерные живопись и графика, компьютерная мультипликация, web-дизайн и пр. Несомненно одно. Сегодня Интернет рассматривается в качестве одного из факторов, определяющего пространство досуга современной молодежи.
Завершая краткий сопоставительный анализ досу-говых предпочтений молодежи и вновь обращаясь к их типизации, приведенной в этой работе, можно отметить, что в целом поддерживается тренд распределения, заданный еще молодежью рубежного периода: минимизирован простой досуг, максимизированы общение, развлечения (первый и второй ранги), развитие (третий ранг).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Соколов В.М. Социология нравственного развития личности. М.: Политиздат, 1986. С. 92-95.
2. Черных В.Ю. Аксиология современной отечественной истории: Социально-философский анализ: диссертация ... доктора философских наук: 09.00.11. Пермь, 2000. 284 с.
3. URL: http://www.infinan.ru/sociologiya/molodezh'_ novoj_rossii_analiti-cheskij_ doklad_m_ 1998_60_s.html (дата обращения 4.09.2015).
4. URL: http://www.isras.ru/analytical_report_Youth. html (дата обращения 03.12.2015).
5. URL: http://libelli.ru/magazine/02_2/2002_2_3_2. htm (дата обращения 10.10.2015).
6. URL: http://www.books.ru/books/sotsiologiya-dosuga-148046/ (дата обращения 10.10.2015).
7. URL: edu53.ru/np-includes/upload/2010/08/15/256. doc (дата обращения 11.10.2015).
8. URL: emsu.ru>face/dissert/avtoreferat_vishnya-kovaaa.pdf (дата обращения 14.10.2015).
9. Гордиенко И.А., Муратова Е.П., Сердюк И.С., Ткачева Л.Ю. Формы досуга современных студентов и их отношение к физической культуре и спорту. URL: http://www.rusnauka.com/ 13.DNI_2007 /Sport/21089.doc. htm (дата обращения 14.10.2015);Козин С.В. Досуг современной студенческой молодёжи. Электронный рецензируемый журнал «SCI-ARTICLE.RU». 2015, № 28; Анкетолог. Институт общественноого мнения. URL:// https iom.anketolog.ru/2013/06/10 /dosug-molodegi (дата обращения 17.10.2015).
10. По работе А.А. Вишняковой, среднее по иркутским вузам: БГУЭП, ИГУ, ИГЛУ, ИФ МГТУГА, ИрГТУ; Отчет о результатах социологического исследования «Досуг студенческой молодежи в г. Южно-Сахалинске: потребности и возможности». URL:// http:// works. doklad.ru /view/saS_005F0sY.html (дата обращения 17.10.2015).
11. Бинеева Е.А. Особенности досуговой деятельности современной студенческой молодежи (на примере тюменских вузов) 2012. URL: http://cheloveknauka. com/osobennosti-dosugovoy-deyatelnosti-sovremennoy-studencheskoy-molodezhi#ixzz4196HUo2l (дата обращения 18.10.2015); Воронин А.А. Культурно-образовательный досуг как институциональная форма воспитания студентов. URL: http://dissers. ru/1pedagogika/kulturno-obrazovatelniy-dosug-kak-institu-cionalnaya-forma-vospitaniya-studentov-13-00-08-teoriya-me-todika-profes-sionalnogo-obrazovaniya-avtoreferat. php (дата обращения 18.10.2015); Гончарова Н.Г. Трансформация досуговой деятельности современной российской студенческой молодежи. URL:http://dislib.ru/ sotsiologiya/5325-1-transformaciya-dosugovoydeyatelno-sti-sovremennoy-rossiyskoy-studencheskoy-molodezhi.php (дата обращения 18.10.2015).
12. Алисов Д.А. Социокультурный облик городской молодежи в условиях «перестройки» и современных реформ // Вестник Омского университета. 1996. Спец. вып.3.
13. Ковалева А.И. Концепция социализации молоде-
жи: Нормы, отклонения, социализационная траектория// Социс.2003.№ 61.
14. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Кадария Ф.Д., Савченко И.П., Шаповалов В.А. Социология молодежи.-Ростов-н./Д.: Феникс, 2001.576 с.
15. URL: http://www.isras.ru/analytical_report_Youth. html (дата обращения 03.12.2015).
16. Из истории молодежной культуры: возникновение и развитие дискотек. URL: www.culturalnet.ru/main/ getfile/1355 (дата обращения 05.01. 2016).
17. Тихонова Ю.И. Социальная организация досуга учащейся молодежи // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 1. № 2 (18). С. 99-105.
18. Жарова О.С. Интернет-фольклор как воплощение тенденций современного общества // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 50-53.
19. Филиогло Л.Д., Власенко И.А. Особенности формирования молодёжного сообщества // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4. С. 113-116.
20. Карпов Э.С. Функционирование сленга в контексте медиапространства интернета // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 238-243.
21. Иванова Т.Н. Формирование социальных институтов в современном обществе на примере интернет-блога // Карельский научный журнал. 2015. № 2 (11). С. 32-35.
22. Холомина О.А., Курилова А.А. Молодежный парламент как механизм формирования резерва управленческих кадров // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3. С. 96-98.
23. Ярушкин Н.Н., Сатонина Н.Н. Информационный экстремизм в интернете как средство манипулирования сознанием // Самарский научный вестник. 2014. № 2 (7). С. 140-144.
24. Котельникова Н. В. Инновационные тенденции в сфере молодежного досуга в современной России: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Ставрополь: Ставропольский гос. ун-т, 2003. 24 с.