УДК 316
О. В. Ионова
СОВРЕМЕННЫЕ ВИДЫ ДОСУГА СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Аннотация.
Актуальность и цели. На протяжении XX в. существовал упрощенный подход к понятию «досуг». Его отождествляли с рекреацией, преобладали представления о том, что досуг - это второстепенный элемент образа жизни, что время досуга молодое поколение проводит в асоциальных компаниях. Это привело к тому, что возникли потребность теоретического осмысления проблем досуга и реальная практическая необходимость в социологическом исследовании досуга как значимой сферы жизнедеятельности современной российской молодежи.
Материалы и методы. Реализация поставленных задач была достигнута на основе анализа публикаций российских социологов по проблеме организации досуга студенческой молодежи. Отдельное внимание уделяется наиболее распространенному в молодежной среде досугу, проводимому с помощью Интернета.
Результаты. На основе анализа проведенного исследования выявлены предпочтения студенческой молодежи в сфере досуга в зависимости от пола, возраста и материального благополучия.
Выводы. Анализ основных предпочтений студенческой молодежи в сфере проведения досуга выявил основные предпочтения, а также проблемы, которые они способны за собой повлечь. Поэтому для преодоления проблем, связанных с ухудшением морального и физического здоровья населения, необходимо применение ряда мер. На основе проведенного анализа делается вывод, что необходимо с помощью СМИ развивать и поддерживать интерес студенческой молодежи к активному образу жизни.
Ключевые слова: досуг, студенческая молодежь, досуг современной молодежи, Интернет, Интернет в структуре досуга.
O. V. Ionova
MODERN LEISURE ACTIVITIES OF STUDENT YOUTH
Abstract.
Background. In the XXth century there existed a simplified approach to the notion "leisure". It was associated with recreation; there prevailed such an understanding of leisure as a secondary element of a life style, which young people spend in asocial companies. It has led to a need of theoretical comprehension of leisure issues and to a real practical need of a sociological research of leisure as an important sphere of life of modern Russian youth.
Materials and methods. The research tasks were realized by means of the analysis of publications by Russian sociologists on the issue of leisure organization student youth. Special attention was paid to the most popular spare time of young people - the Internet.
Results. The analysis of the research carried out has revealed leisure preferences of student youth depending on gender, age and material welfare.
Conclusions. The analysis of main leisure preferences of student youth has revealed the main preferences as well as problems they could lead to. Therefore, in or-
der to resolve problems, associated with deterioration of moral and physical health of population, it is necessary to take certain measures. The analysis is followed by a conclusion about a necessity of using mass media for development and maintenance of student youth's interest in an active life style.
Key words: leisure, student youth, leisure of student youth, the Internet, the Internet in the leisure structure.
В любом обществе досуг является неотъемлемым компонентом образа жизни. Социальная значимость этой сферы жизнедеятельности в последние десятилетия заметно возросла. Проблемы и задачи, решаемые сегодня в сфере досуга студенческой молодежи, настолько масштабны, широки и многообразны в своей социальной направленности, что это позволяет подходить к досугу как к значимой части социальной системы, во многом определяющей содержание и характер всех других сфер общественного развития.
Досуг предоставляет большие возможности для формирования нравственных ориентиров как отдельной личности, так и различных социальных групп современного общества. Досуговая сфера активно влияет на общественное сознание, формируя в нем ценности, одобряемые обществом и, как правило, им же поощряемые; она располагает безграничными возможностями для реализации многообразных духовных потребностей общества и каждой личности в отдельности. В современном досуге присутствуют моменты творчества, когда человек из субъекта потребления превращается в субъект созидания.
Студенческая молодежь представляет особую социальную группу, наиболее восприимчивую к инновациям в сфере досуга, на которую повлияли радикальные социально-экономические изменения в России. Досуг оказывает различное по своей направленности влияние на формирование и реализацию индивидуального потенциала каждого молодого человека. Поэтому основным направлением в работе с молодежью становится сфера досуга, которая существенным образом влияет на становление личности каждого молодого человека. Именно сфера досуга предоставляет молодым людям практическую возможность выступать в качестве свободных личностей, в ее рамках формируется значительная часть личностного потенциала, которая реализуется затем в процессе жизнедеятельности. Происходящая трансформация ценностных ориентаций россиян, массовое появление в стране новых информационных технологий, глобализация процессов передачи информации выступают объективным основанием инновационных процессов в сфере досуга.
Изменения в содержании базовых и инструментальных ценностей студенческой молодежи, ее направленности на ценности личной жизни, а не на успехи в профессиональной деятельности, исчезновение ориентации только на труд привели к тому, что современные молодые люди стали все более сочетать отдых с образованием. Сдвиги в объеме и структуре свободного времени позволяют перейти к новой структуре ценностей, в которой доминирующими ценностями молодых россиян становится стремление к самореализации и индивидуально-личностному развитию человека во время досуговой деятельности.
Бурное развитие информационных технологий заложило основу для формирования общества совершенно нового типа - информационного обще-
ства, где средства массовой коммуникации оказывают значительное влияние на различные сферы общественной жизни, в том числе и на досуг каждого ее участника [1, с. 274].
Студенческая молодежь отличается высоким уровнем интеллектуального потенциала, что создает предпосылки для активной досуговой деятельности. В то же время досуг студенческой молодежи существенно отличается от досуга других социальных групп в силу специфических потребностей и присущих ей социально-психологических особенностей: «молодежного сознания», повышенной эмоциональности восприятия и реакции. Условия жизнедеятельности студентов, такие как уровень дохода, социальное происхождение и наличие свободного времени, также оказывают существенное влияние на специфику и основные виды проведения досуга.
Досуговые предпочтения студенческой молодежи во многом определяют такие факторы, как пол, возраст, материальное благополучие.
С целью исследования досуга студенческой молодежи в 2015 г. автором было проведено социологическое исследование среди студентов вузов г. Пензы. Было опрошено 864 человека.
Результаты проведенного исследования (рис. 1) свидетельствуют, что большая часть студенческой молодежи предпочитает проводить свободное время, общаясь с друзьями (семьей) (82,3 %). Среди наиболее популярных видов досуга - занятия физкультурой и спортом (49,4 %). При этом среди девушек занятиям физкультурой и спортом отдают предпочтение 36,3 %, а среди юношей - 66,6 %. Отдых и расслабление предпочитают 49,8 %; проводят время перед телевизором и компьютером 44,2 %; имеют хобби и занимаются дома (вышиванием, фотографированием, моделированием и т.д.) 24,1 %; занятия творчеством и художественной самодеятельностью выбирают 20,7 %; посещают культурные мероприятия 20,9 %.
Среди нечасто выбираемых вариантов стало «посещение развлекательных центров, клубов, кафе и дискотек» (3,3 %). Этот вариант выбрали студенты, указавшие средний уровень своего материального достатка и выше среднего. Среди тех, кто предпочитает проводить свободное время, посещая политические организации, собрания, митинги, а также церковь, другие религиозные собрания, оказались те, чей уровень материального благополучия крайне низок. Но при этом девушки чаще, чем юноши, указывают среди своих предпочтений в проведении досуга посещение культурных мероприятий, занятия творчеством, художественной самодеятельностью и наличие домашнего хобби.
Так как нами были опрошены студенты первого-пятого курсов, возрастные отличия среди респондентов незначительны, поэтому разница в предпочтениях проведения досуга не столь ярко выражена. Однако можно проследить небольшие изменения, которые имеют прямое отношение к особенностям процесса обучения в университете. Студенты, обучающиеся на первом курсе, обладая большим количеством свободного времени, значительно чаще уделяют его творчеству и художественной самодеятельности. Студенты вторых курсов предпочитают проводить время активно, выбирая занятия спортом и посещение развлекательных центров. Студенты третьего курса чаще остальных посещают культурные мероприятия. Студенты четвертого и пято-
го курсов уделяют больше внимания общению с друзьями и семьей, а также чтению газет, журналов и книг, кроме того, как правило, студенты старших курсов устраиваются на работу (рис. 2).
14. Другое
13. Читаете газеты, журналы
12. Просто отдыхаете, расслабляетесь
11. Посещаете церковь, другие религиозные собрания 10. Посещаете политические организации, собрания, митинги
09. Имеете хобби и занимаетесь дома(вышивание, фотографирование, моделирование и т.д.)
08. Посещаете культурные мероприятия
07. Занимаетесь дополнительным образованием
06. Совершаете пешие прогулки с друзьями / с семьей
05. Проводите это время перед телевизором/
компьютером 04. Занимаетесь творчеством/ художественной
самодеятельностью
03. Общаетесь с друзьями /с семьей
02. Занимаетесь спортом/ физкультурой 01. Посещаете развлекательные центры, клубы, кафе, дискотеки
0,0%
20,0%
40,0%
60,0% 80,0% 100,0%
■ 04. живете более-менее прилично, покупка большинства товаров не вызывает трудностей
■ 03. живете средне, денег хватает на питание и самое необходимое
■ 02. живете «на грани бедности», денег едва хватает на пита ние
■ 01. живете «за гранью бедности», денег не хватает даже на питание
Рис. 1. Основные виды досуга студенческой молодежи в зависимости от материального благополучия
14. Другое
13. Читаете газеты, журналы
12. Просто отдыхаете, расслабляетесь
11. Посещаете церковь, другие религиозные собрания
10. Посещаете политические организации, собрания, митинги 09. Имеете хобби и занимаетесь дома(вышивание, фотографирование, моделирование и т.д.)
08. Посещаете культурные мероприятия
07. Занимаетесь дополнительным образованием
06. Совершаете пешие прогулки с друзьями / с семьей
05. Проводите это время перед телевизором/ компьютером
04. Занимаетесь творчеством/ художественной самодеятельностью
03. Общаетесь с друзьями /с семьей
02. Занимаетесь спортом/ физкультурой
01. Посещаете развлекательные центры, клубы, кафе, дискотеки
0,0%
Рис. 2. Основные виды досуга студенческой молодежи в зависимости от курса
По результатам исследования можно сделать вывод, что в молодежной среде сохранились привычные особенности проведения досуга за общением, но нельзя не обратить внимание на изменение способов общения, большая часть которого происходит с помощью современных технологий: мобильных устройств, сети Интернет.
Большое место в структуре досуга молодежи занимает Интернет. Формирование сети Интернет связано с процессами глобализации, все возрастающим влиянием различных факторов международного значения, в том числе культурного и информационного обмена, что, в свою очередь, является одной из предпосылок изменения социокультурной ситуации в сфере молодежного досуга.
Такой вид досуга, как Интернет, относится к пассивному виду досуга и выполняет прежде всего функцию:
- поддержания социальной солидарности, сплоченность людей разных социальных статусов на основе общих интересов;
- реабилитации, восстановления израсходованных сил в ходе трудовой и бытовой жизнедеятельности, так как данный процесс не требует особых затрат сил и энергии.
Виртуальная реальность, охватывая незначительный период в истории российского общества, оказывает большое влияние на образ жизни, мышление, внутренний мир, культуру и духовность современной студенческой молодежи. Все больше молодежи предпочитает проводить свой досуг в сети Интернет.
Следует отметить, что за последнее десятилетие Интернет стал существенно насыщеннее и доступнее. В настоящее время Интернет как вид досуго-вой деятельности организуется не только дома. Создано огромное количество устройств, способных в любое время и в любом месте обеспечить доступ в сеть Интернет. При этом Интернет предлагает огромное количество различных сервисов, интересных для студенческой молодежи. Доступность данного вида времяпрепровождения, несомненно, оказывает влияние на изменение в сфере досуга студенческой молодежи.
С одной стороны, Интернет предоставляет безграничные возможности для развития личности, получения новой информации, культурного развития, а с другой, при неправильном использовании может оказывать разрушительное действие как для личности, так и для организма в целом. Для молодого человека, личность которого находится в стадии активного формирования, эти возможности представляются интересными, хотя и не бесспорными. Так, негативным последствием чрезмерного использования сети является информационная перегрузка. В обществе появилась интернет-зависимость, порождающая психосоциальную депривацию, приводящую к недостаточному удовлетворению информационно-коммуникативных и других видов потребностей и, как следствие, к деформации или качественным изменениям личностных, социальных, профессиональных, материальных и семейных ценностей [2, с. 123].
Интернет способен удовлетворить такие потребности молодежи, как потребность в знаниях, потребность в общении, потребность в развлечениях, потребность в информации.
Общение в сети Интернет привлекательно для молодежи тем, что оно является анонимным и молодой человек может экспериментировать со своей личностью, создавать виртуальный образ сообразно своим желаниям. Этот образ не всегда соответствует реальности. Это мир, где молодой человек может избавиться от близкого человека нажатием одной клавиши, где в одно мгновение можно уничтожить свой профиль, заменив его на более приемлемый, привлекает молодежь, которая стремится стать «ведущими» ими же придуманной реальности. Интернет существенно влияет на усвоение социальных норм, формирование ценностных ориентаций, является зачастую системой неформального образования и просвещения [3, с. 27].
В сети Интернет молодой человек чувствует себя гораздо раскованнее в связи со спецификой средств общения, но, скрывая свои недостатки и комплексы, он не только не избавляется от них, а, наоборот, усугубляет их в реальной жизни. Зачастую такие люди теряют способность к общению с окружающими, умение правильно и четко формулировать свои мысли. То есть появляются неумение решать проблемы в реальной жизни, неспособность принимать самостоятельно решения.
Развлечения в сети Интернет представлены весьма многообразно: просмотр телепередач, кино, видеоклипов, прослушивание музыки, просмотр спортивных трансляций, компьютерные игры, развлекательные видеоролики и анекдоты - всегда доступны вне зависимости от времени суток. Вероятно, именно это так привлекает студенческую молодежь. Каждый может выбрать то, что ему наиболее интересно.
Интернет переполнен разнообразной информацией: новинки в мире техники, литературы, кино, музыки и моды, мировые, политические и светские новости. Молодежь может получить ответ на любой интересующий вопрос, ознакомиться с мнениями и получить отзывы по любой теме. Однако необходимо понимать, что не вся информация в Интернете является достоверной, зачастую это могут быть умышленные подложные факты, несущие в себе информационно-террористический смысл. Такая информация в сочетании с отрешением от реальности способна посеять подавленность в подсознании пользователей. В этом и состоит основная опасность бесконтрольного проведения досуга при помощи Интернета.
На сегодняшний день необходимо создать медиаобразовательную среду, которая будет способна удовлетворить запросы современной аудитории, а российские СМК должны быть инструментом механизма сбалансированности интересов личности, общества и государства [4, с. 58].
Рассматриваемый нами вид досуга также несет огромную угрозу для молодой личности с неустоявшимися моральными ценностями. Интернет всегда переполнен рекламой, зачастую несущей пагубное влияние на неокрепшую психику молодежи. Навязываемый СМИ образ жизни формирует потребности, которые совершенно не соотносятся с реальными возможностями, демонстрируют недостижимый образ жизни, стиль, которому хотелось бы подражать. Для многих молодых людей эта реклама становится руководством к действию, стимулируя преступность и суициды [5, с. 137].
Кроме того, выполняя основные функции, данный вид досуга исключает двигательную активность - наиболее важную функцию для молодого организма, наносит огромный вред физическому здоровью. При длительном
пребывании за компьютером страдает в первую очередь зрение, искривляется позвоночник, нарушается система питания.
На сегодняшний день Интернет прочно вошел в жизнь студенческой молодежи. Поэтому необходимо учить студентов правильно использовать его явные преимущества, контролировать время, проводимое за компьютером, осуществлять контроль за предоставляемой информацией и разработать систему мер наказания за неадекватные действия в сети Интернет на государственном уровне. Многочисленные исследования доказывают, что российский сегмент Интернета чрезвычайно привлекателен для различных видов кибер-преступлений. Согласно данным Фонда интернет-наблюдений примерно 82,5 % всех отслеживаемых сайтов с нелегальным контентом размещались на хостинговых площадках провайдеров США и России [6, с. 43].
В результате проведенного нами исследования можно сделать вывод, что современная студенческая молодежь по-прежнему отдает предпочтение проведению досуга за общением. Но произошли глобальные изменения в формах и способах общения: все большее количество молодежи предпочитает общаться в сети Интернет. В отличие от предыдущих поколений, молодежь все меньше проводит время, общаясь на свежем воздухе, что оказывает негативное влияние на физическое состояние молодых людей и ведет к снижению уровня физической активности и ухудшению уровня здоровья населения. В связи с этим необходимо проводить государственную политику по формированию медиаграмотности населения, которая должна не только включать в себя умение работать на компьютерах, но и развивать способность к восприятию, оценке, анализу и созданию медиатекстов, к пониманию политического и социокультурного контекстов, овладевать умением четко формулировать свои запросы и претензии медиасообществу.
Необходимо формировать и поддерживать при помощи СМИ в молодежной среде интерес к спортивно-массовым мероприятиям не только как к способу получения физических нагрузок, необходимых молодому организму, но и как к современному способу общения. Примером тому является волонтерское движение на Олимпийских играх в Сочи в 2014 г.
Список литературы
1. Букин, В. П. Социальная ответственность СМИ в контексте модернизацион-ных процессов в регионе / В. П. Букин, А. В. Осташков, С. И. Неделько, В. Н. Ре-тинская // Регионология. - 2010. - № 4. - С. 274-280.
2. Владимирова, Т. В. Сетевые коммуникации как источник информационных угроз / Т. В. Владимирова // Социологические исследования. - 2011. - № 5. -С. 123-129.
3. Бурмистрова, А. С. Организация досуга молодежи / А. С. Бурмистрова // Профессиональное образование. Столица. - 2011. - № 6.
4. Коломиец, В. П. Медиасреда и медиапотребление в современном российском обществе / В. П. Коломиец // Социологические исследования. - 2010. - № 1. -С. 58-66.
5. Мудрик, А. В. Психология и воспитание / А. В. Мудрик. - М., 2006.
6. Новикова, И. И. Стратегия информационного развития и национальная безопасность России / И. И. Новикова // Власть. - 2009. - № 2. - С. 43-45.
References
1. Bukin V. P., Ostashkov A. V., Nedel'ko S. I., Retinskaya V. N. Regionologiya [Regional studies]. 2010, no. 4, pp. 274-280.
2. Vladimirova T. V. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological research]. 2011, no. 5, pp. 123-129.
3. Burmistrova A. S. Professional'noe obrazovanie. Stolitsa [Professional education. The Capital]. 2011, no. 6.
4. Kolomiets V. P. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological research ]. 2010, no. 1, pp. 58-66.
5. Mudrik A. V. Psikhologiya i vospitanie [Psychology and teaching]. Moscow, 2006.
6. Novikova I. I. Vlast' [The authority]. 2009, no. 2, pp. 43-45.
Ионова Ольга Владимировна
аспирант, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: [email protected]
Ionova Ol'ga Vladimirovna
Postgraduate student, Penza State University
(40 Krasnaya street, Penza, Russia)
УДК 316 Ионова, О. В.
Современные виды досуга студенческой молодежи / О. В. Ионова //
Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2015. - № 3 (35). - С. 106-113.