Научная статья на тему 'Досуговая деятельность современной студенческой молодежи'

Досуговая деятельность современной студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
10744
1897
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСУГ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПРИНЦИПЫ ДОСУГА / ФУНКЦИИ ДОСУГА / МОЛОДЕЖЬ / LEISURE TIME / PRINCIPLES OF LEISURE TIME / FUNCTIONS OF LEISURE TIME / YOUNGSTERS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Суровенкова Мария Алексеевна

В статье рассматривается понятие досуга, в частности, досуга современной студенческой молодежи, описываются функции и характерные особенности досуговой деятельности в современных условиях, анализируется влияние досуговой деятельности на разные стороны личности студента, рассматривается состояние досуговыхучреждений на современном этапе в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the term of 'leisure time', 'leisure time of modern students' in particular, describes functions and characteristics of leisure activity in modern conditions, analyzes its influence on student's different sides of character and analyzes the state of leisure institutions in the Russian Federation at the present stage.

Текст научной работы на тему «Досуговая деятельность современной студенческой молодежи»

УДК: 378.18

ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

Суровенкова Мария Алексеевна, аспирант, mariya.rus@bk.ru,

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, РФ

The article considers the term of 'leisure time', 'leisure time of modern students' in particular, describes functions and characteristics of leisure activity in modern conditions, analyzes its influence on student’s different sides of character and analyzes the state of leisure institutions in the Russian Federation at the present stage.

В статье рассматривается понятие досуга, в частности, досуга современной студенческой молодежи, описываются функции и характерные особенности досуговой деятельности в современных условиях, анализируется влияние досуговой деятельности на разные стороны личности студента, рассматривается состояние досуговых учреждений на современном этапе в Российской Федерации.

Keywords: leisure time, principles of leisure time, functions of leisure time, youngsters

Ключевые слова: досуг, социализация, принципы досуга, функции досуга, молодежь

Досуговое время является важным средством процесса социализации личности молодого человека. Оно влияет на многие сферы жизни: на производственно-трудовую, семейную, социализирующую, образовательную. Досуговое время является важным еще и потому, что здесь происходят наиболее интенсивно рекреационные процессы, которые снимают физические и психологические нагрузки. По тому, как используется свободное время молодежью, можно определить ее культурный уровень, круг духовных потребностей, интересы личности и социальной группы. В связи с многочисленными изменениями многих сфер жизни общества в социокультурной ситуации имеется ряд негативных явлений: утрата духовно-нравственных ориентиров, отдаленность детей, студентов и людей в целом от культуры и искусства, сокращение организаций и учреждений, ведущих общественную культурнодосуговую деятельность, отсутствие доступных молодежных культурных центров. Рыночные отношения диктуют необходимость трансформаций досуговой деятельности, с использованием новых технологий и переводом ее в интерактивную форму. Для обновления и усовершенствования досуговой сферы необходимы немалые средства, а также возможность использовать новейшие разработки в этой сфере. В современных условиях становится объектив-

ной потребностью организация досуга студентов таким образом, чтобы способствовать их максимальной самореализации в сфере досуга.

Одной из актуальных проблем деятельности культурно-досуговых учреждений является организация эффективного досуга молодежи. Ввиду сложной социально-экономической общественной обстановки в России, безработицы, невнимания со стороны государства, учреждений культуры и местных властей развиваются внеинституциональные формы молодежного досуга. Новые типы досуговых молодежных форм должны всесторонне исследоваться. Это необходимо для оперативного реагирования на изменяющиеся запросы молодежи [1].

Среди инновационных проектов, привлекательных для досуга молодежи, может стать, например, создание в муниципальных образованиях торгово-развлекательных центров комплексного типа, предлагающих новые формы и технологии культурно-досуговой деятельности. В условиях торгово-развлекательных центров обеспечивается приобщение к процессу глобализации и мировой культуре, происходит формирование космополитической ментальности, информационной осведомленности. Торгово-развлекательные центры комплексного типа в муниципальных образованиях следует рассматривать как инновационные уч-

67

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

реждения культуры, способные осуществлять обратную связь и педагогическую поддержку молодежи [4, с. 94].

Для формирования адекватного досугового предложения целесообразно исследовать качественно специфику досугового времени молодежи и особенностей досуга, в том числе следующие параметры:

1) нерегламентированность и добровольность использования досугового времени. Досуговое время — часть свободного времени, которое студент в настоящее время может свободно использовать в силу своих психофизических характеристик. Молодые люди имеют почти полную свободу и добровольно выбирают различные формы досуга — эмоциональные, производственные, игровые, творческие, созерцательные, демократические, а также формы, сочетающие в себе физическую и интеллектуальную деятельность;

2) устойчивость сферы досуга. Постоянство сферы досуга позволяет выделить досуг в отдельный социальный институт. Досуговая сфера институциональный характер носит еще потому, что для большей части молодых людей досуг — это сфера личностной самореализации и интеграции с возможностями для удовлетворения определенных потребностей общества (общение, рекреация, восстановление, снятие нагрузок и так далее). Сфера досуга имеет цель и сферу деятельности института, функции, предусмотренные для достижения цели, нормативно-обусловленные социальные роли и статусы, представленные в структуре института. Досуговая деятельность, являясь для многих молодых людей ведущими областями культурной интеграции и личностной самоактуализации, имеет преимущества, которые пока не входят в привычный образ жизни студента;

3) разнообразие форм досуговой деятельности. Многообразные досуговые формы общения студентов можно классифицировать следующим образом: на основе содержания (развлекательные, познавательные); по времени (регулярные, одноразовые); по характеру (активные, пассивные). Молодежь, в том числе студенческая, является наиболее активным участником досуга, поэтому актуальной задачей становится выявление новых форм досуга, которые могут стать привлекательными для молодежи. Практика показывает, что наряду с традиционными

формами досуга, такими как музыка, танцы, КВН, ток-шоу, игры, возникают новые течения, и увлечения — хендмейд сообщества, интернет-общение, сити-квесты. Однако культурно-досуговые центры не обеспечивают удовлетворение запросов молодежи и не всегда могут строить свою работу таким образом, чтобы учитывать интересы молодежи и студентов. Поэтому сейчас на основе мониторинга и изучения молодежных настроений, организациям нужно уметь оперативно реагировать на запросы, уметь предлагать новые виды и формы досуговых мероприятий. Основная направленность таких центров для молодежи заключается во «включении» студентов в общество. С распространением и расширением таких центров увеличивается и социализирующее действие на группы. Проблема организации досуговой деятельности актуализируется в связи с ее несовершенством и должен решаться по всем направлениям: разработка и планирование досуговых программ, формирование и строительство необходимых современных, концептуальных центров, подготовка кадрового состава, включение проблем досуга в хозяйственный механизм;

4) особенности среды протекания молодежного досуга. Семейно-родительская среда перестает быть приоритетным центром нахождения и проведения досуга для студента. Большинство студентов проводит свой досуг в компании друзей, сверстников, вне дома. Досуг в жизненном этапе юношества часто является той единственной сферой, где молодой человек проявляет самостоятельность и руководствуется собственным выбором, в отличие, например, от многих других жизненных вопросов, где молодые люди охотно принимают советы родителей. При этом молодежная среда характеризуется процессом объединения сверстников в группы, приобщением к различным субкультурам, что объясняется высокой нуждой юного человека в эмоциональных контактах.

Досуговую деятельность можно разделить на несколько групп, связанных между собой (табл. 1).

Некоторые исследователи также выделяют различные «антикультурные» формы досуга (наркомания, алкоголизм, общественное дебоширство) и т. д.

Досуг может соединить в себе такие понятия, как отдых и труд. Обычно под досугом по-

68 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 1

Досуговая деятельность современной студенческой молодежи

Характеристика досуговой деятельности молодежи

Таблица 1

Досуговая деятельность

Первая группа Вторая группа Третья группа Четвертая группа

Самообразование и учеба: посещение публичных и зрелищных мероприятий, музеев, чтение книг и журналов, просмотр телевизионных передач и прослушивание радио Любительская и общественная деятельность: самодеятельные занятия, увлечения, хобби, спорт и физкультура, экскурсии и туризм, и т. д. Общение: игры и занятия с детьми, дружеские встречи Пассивный отдых: отдых, где затрачивается минимум физических, умственных и эмоциональных сил, «лежание на диване»

нимаются различные виды отдыха, в то время как понятие «досуг» включает в себя и такие виды деятельности, как общественная работа (волонтерство), продолжение образования.

Наиболее полно досуг воспринимается в четырех своих ипостасях:

1) досуг как созерцание. Это состояние души, ума и связывается с высоким уровнем культуры и интеллектуальных возможностей. Досуг рассматривается с той позиции, насколько он эффективен, как и все остальные дела, которые человек делает в жизни;

2) досуг как действие. Данное определение понимает под собой деятельность, не связанную с работой и включает самореализацию;

3) досуг как время выбора, свободное время. Это время, которое человек может занимать тем, что не входит в его обязанности, — это может быть и работа, и другие дела;

4) досуг как человеческое поведение. Здесь стирается грань между обязанностями и «не обязанностями», рассматривается поведение индивида и его отношение ко времени.

Для студентов и молодежи в целом досуг выполняет важные функции:

• способствует снижению стрессовых воздействий и беспокойств;

• помогает студенту максимально реализовать свои лучшие качества;

• способствует формированию позитивной «Я-концепции»;

• помогает формировать ценностные ориентации;

• развивает и формирует личность;

• удовлетворяет потребности личности;

• стимулирует веселое настроение, позитивный взгляд на жизнь, способствует выходу из депрессивных состояний.

Посредством досуговой деятельности студенту намного проще формировать положительное и уважительное отношение к самому себе, даже некоторые недостатки личности

можно преодолеть в процессе досуга. Такие формы досуга, как объединения по интересам, коллективные праздники, — наиболее благоприятная среда для осознания себя, своих достоинств и недостатков, своих личностных качеств в сравнении с другими людьми. В этом заключается социализирующий аспект досуговой деятельности. В процессе досугового времени упрочняются чувства товарищества, возрастает консолидация, повышается трудовая активность, вырабатывается жизненная позиция и обретаются нормы поведения в обществе.

Студенты характеризуются большей открытостью в сфере досуга, что повышает эффективность влияния воздействий на их мировоззрение и моральный облик.

Любая деятельность основывается на общих законах ее развития. Досуг также развивается по своим закономерностям, теориям и принципам.

Выделяют следующие принципы досуговой деятельности:

1) доступности и всеобщности. У людей всегда есть возможность приобщения к сфере деятельности досуговых организаций для того, чтобы удовлетворить свои творческие потенции, запросы и интересы;

2) самодеятельности. Самодеятельность — это сущностное свойство личности, которое помогает достигать высокого уровня в любой деятельности — коллективной или индивидуальной. Это свойство реализуется как на домашнем уровне, так и в массовых мероприятиях. Здесь необходим дифференцированный подход, который бы обеспечивал комфортное состояние каждого участника досугового мероприятия и учитывал их индивидуальные особенности, интересы, склонности и способности;

3) целенаправленности и систематичности. Досуговая деятельность осуществляется на планомерном и последовательном сочетании работы всех социальных институ-

69

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

тов, которые призваны обеспечивать досуг людей. Досуг — это сфера с четкой социализирующей функцией, которая превращает индивида в общественного человека, в творческую, активную личность, живущую и мире с самим собой и с обществом;

4) принцип преемственности. Досуговое времяпрепровождение оказывает культурное воздействие на личность и предполагает взаимовлияние и взаимовоздействие поколений.

Со временем у людей формируется индивидуальный стиль отдыха и проведения досуга, приверженность к определенным занятиям. Появляются некоторые особенности организации свободного времени — нетворческие и творческие. Конечно, каждый отдыхает так, как ему хочется, с учетом своих возможностей. Однако нельзя пренебрегать общими требованиями, которым должен отвечать досуг. Они вытекают из тех функций, которые он призван выполнять.

В сегодняшних досуговых учреждениях присутствует потребительское отношение к досуговой деятельности. Многие люди считают, что наполнить содержанием свое свободное время им должен кто-то, только не они сами, поэтому и эффективность использования досугового времени сильно зависит от самого человека, его личных интересов и культуры. То, что делает индивид в свободное время, во многом зависит от окружающей среды, материальной обеспеченности досуговой инфраструктуры. Досуговые учреждения и центры воздействуют на отдельные личности и целые коллективы, различные социальные общности.

Обобщая все это, можно сказать, что досуг — проводник личности в общество. Современное российское общество характеризуется значительной ролью субкультурных объединений в жизни молодого поколения россиян. За два десятилетия существования постсоветской России в стране появился целый ряд легально действующих субкультурных сообществ, которые в большинстве своем являются российской копией аналогичных субкультур, существующих за рубежом. Молодежь сплачивается в субкультурные группы на основе общности интересов и форм проведения досуга. Видовое разнообразие существующих в России молодежных субкультур необходимо учитывать при разработке молодежной политики государства и общественных объединений. Знание нюансов и отличий молодежных субкультур позволяет с наи-

большей эффективностью проводить работу по воспитанию позитивных ценностей в молодежной среде, профилактике молодежной преступности и правонарушений [2, с. 597].

Досуг является сильным влияющим и социализирующим агентом, поэтому исследуется посредством социологических исследований. Сейчас такие исследования все больше входят в практику некоторых учреждений культуры. С помощью социологических исследований изучаются досуговые предпочтения молодежи [12].

Некоторые опросы говорят о том, что большинство молодых людей предпочитает спокойный отдых, больше пассивный, чем активный. Только некоторые молодые люди и студенты посвящают свободное время дополнительному образованию, саморазвитию.

Наиболее популярны у молодежи спортивные занятия и физкультура, которые поддерживают здоровье, развивают умение владеть телом и собой. Внимательность к своему телу и физическому развитию есть показатель реальной культуры и отношения ко всей жизни. Наиболее удобные формы, с которыми можно реализовать себя в спорте и физкультуре, — это фитнесс-клубы, тренажерные залы, спортивные секции, корты и клубы.

Набирает обороты такой тип досуговой деятельности, который рассчитан на творчество и созидание культурных ценностей. С широким распространением Интернета можно наблюдать, как растут хендмейд сообщества в различных социальных сетях. Рождаются новые формы художественной деятельности, которая может рассматриваться с одной стороны как хобби, то есть как досуговая деятельность, а с другой стороны может приносить экономическую выгоду [6]. Интернетплощадка в этой связи становится объектом для пристального изучения досуговых течений и интересов молодежи.

Поскольку студенческая группа характеризуется наличием свободного времени (летний период), то высокой популярностью среди молодежи по-прежнему пользуется туризм. Туристская активность объясняется стремлением молодых людей к общению и познанию. Наряду с традиционными формами — активным и пляжным отдыхом — возникают новые веяния и формы туризма. При этом значимость информационного пространства возрастает с каждым днем. Сегодня существуют несколько специальных туристических сетевых площа-

70 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 1

Досуговая деятельность современной студенческой молодежи

док, где за минимальное время можно получить максимальную информацию об интересующем туристическом объекте, поделиться своим мнением и впечатлениями о путешествии. Возникшее в начале XXI века течение безвозмездного временного обмена домами (посредством интернет-площадки) стало популярно именно среди студентов как бюджетная форма путешествия, а также форма знакомства с новыми культурными средами. Эксперты считают, что в сети Интернет ключевая группа современных потребителей туристского продукта — молодежное интернет-сообщество [10, с. 65].

В ходе некоторых исследований можно наблюдать тенденцию некоторой части молодежи к проведению пассивного досуга около телевизора и компьютера, что является неким тормозом для самообразования, саморазвития и творчества.

Наиболее популярный вид досуга среди московской молодежи — встречи с друзьями (26%), петербуржской — прогулки (25% против 17% в Москве) [13]. На вопрос «Чем вы занимаетесь в свободное время?» наименее популярными среди молодежи оказались варианты ответов о посещениях музеев, концертов, театров, религиозных учреждений. При этом относительно большая часть молодежи ответила, что свободного времени почти нет. Чтение

как вид досуга — достаточно популярное занятие в свободное время. Хотя ВЦИОМ отмечает снижение интереса к чтению за последние годы. В основном, молодежи интересны такие жанры, как детективы и приключения. Огромной возрастающей популярностью пользуется виртуальное общение в социальных сетях «Вконтакте», «Одноклассники», «Мой Мир» и т. д. Популярны системы мгновенных сообщений (чаты) — Skype, ICQ.

Таким образом, сейчас можно отметить сочетание традиционных и инновационных форм культурно-досуговой деятельности в молодежной среде. Они, в свою очередь, способны наполнить ее и разумным, и приятным содержанием, влияющим на формирование ценностных качеств личности. Однако досуг, как таковой, не показатель ценностей. Самое важное скрыто в том, как он используется, в его социальном наполнении. Досуг может быть сильным стимулом для развития личности. В этом есть прогрессивные возможности досуговой деятельности. Однако досуг может развратить личность, привести к ограничению духовного мира, ассоциальности, пьянству и наркомании, деформировать сознание и поведение. Негативные последствия необходимо предотвращать посредством грамотно организованной досуговой инфраструктуры.

Литература

1. Акулич Е.М. Традиционные и инновационные формы молодежного досуга: социальные аспекты. Материалы 3-его Всероссийского социологического конгресса. 2008.

2. Братухин А.В. К вопросу о классификации молодежных субкультур современной России. IV Всероссийский социологический конгресс. 2012. Электронная версия http://www.isras.ru/abstract_bank_congress4/597.pdf (дата обращения 13.09.2012).

3. Гареев Э. С., Дорожкин Ю.Н. Молодежь индустриальной России: жизненные и социально-политические ориентации // Социологические исследования. 1993. № 1. С. 123—152.

4. Гончарова Н.Г. Трансформация досуговой деятельности современной российской студенческой молодежи: дисс. кан. социол. наук. Южн. федер. ун-т. Р/нД, 2009.

5. ЗвоновскийВ.Б., Луцева С. Досуговые предпочтения молодежи // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2002. № 5 (61). С. 59—66.

6. Иванова Ю. В. Хендмейд сообщества Рунета. IV Всероссийский социологический конгресс. 2012. Электронная версия: http://all-russia-sc.ru/netcat_files/File/Part13.pdf (дата обращения 13.09.2012).

7. Монастырская М.В. Культурно-досуговая деятельность торгово-развлекательных центров // Вестник МГУКИ. 2007. № 4. С. 74-75

8. Скороходов В.В. Боевые искусства Востока как досуговый интерес молодежи // Социологические исследования. 2000. № 3. С. 129-131.

9. Соколов А.В. Ценностные ориентации постсоветского гуманитарного студенчества // А.В. Соколов, И.О. Щербакова // Социологические исследования. 2003. № 1. С. 116-121.

10. Стрючкова А.Г. Интернет как инновационный канал продвижения туристского продукта в молодежном сегменте // Сервис в России и за рубежом. 2011. Т. 25. № 6. С. 58-66.

11. Пресс-выпуск ВЦИОМ: онлайн версия: «Исследование для Музеев Московского Кремля» 2009 http:// wciom.ru/index.php?id=270&uid=11581 (дата обращения: 03.09.2012).

12. Пресс-выпуск № 1887 ВЦИОМ: онлайн версия: «Свободное время: как его проводят жители двух столиц?» http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=112089 (дата обращения: 03.09.2012).

13. Фонд общественного мнения: Россияне о своем свободном времени [Электронная версия]. URL: bd.fom.ru/ report/map/d072424 (дата обращения: 03.09.2012).

71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.