МАРКЕТИНГ
УСЛУГ И ТЕРРИТОРИИ
УДК: 316.334.52 й01: 10.22412/1995-042Х-10-9-3
КОЛЕНЬКОВА Мария Алексеевна
Российский государственный университет туризма и сервиса (Москва, РФ); аспирант; [email protected]
ЧАЕВИЧ Александр Владимирович
Московский университет путей сообщения (МИИТ), Юридический институт (Москва, РФ); доктор политических наук, доцент; [email protected]
Досуговая инфраструктура столичного региона: типология и социализирующее влияние на студенческую молодежь
Статья посвящена социологическим аспектам досуговой инфраструктуры, где рассматривается сущность понятия «досуговая инфраструктура», анализируются типы и характерные особенности инфраструктуры досуга молодежи в городских условиях на примере Москвы и Московской области. Авторы статьи анализируют влияние типов инфраструктуры на личность студента, рассматривают проблемы организации досуга студенческой молодежи, связанные с освоением досуго-вого пространства в столичном регионе. В статье используются материалы социологического исследования, проведенного в 2015 г. среди 550 студентов очных отделений нескольких вузов г. Москвы и Московской области, а также общероссийские социологические статистические данные и наблюдения авторов. В основу программы социологического исследования была положена идея о том, что в настоящее время досуговая сфера жизнедеятельности молодого поколения в целом и студенчества в частности характеризуется резким повышением ее значимости, что обуславливает усиление роли досуговой деятельности в процессе социализации рассматриваемой категории молодежи. Досуг и его инфраструктура в современных условиях оказывают сильнейшее воздействие на формирование личностных качеств у студентов, их ценностные ориентации. В субъективном восприятии молодежи роль досуга предстает как одна из приоритетных. С практической точки зрения данная научная статья поможет обрести знание о досуговой ин-
Ключевые слова:
досуг, досуговая инфраструктура, медийность досуга, городской досуг, локализация досуга, студенты, социализация, ценности, гаджеты
фраструктуре как о социологической категории, определить скрытые проблемы, а также выявить новые тренды и социальные запросы в досуге студенческой молодежи, что в свою очередь может быть использовано органами местного самоуправления в совершенствовании организации и проведении досуга студенческой молодежи в г Москве и Московской области.
Введение
Досуговая сфера в жизнедеятельности студентов является одной из приоритетных, которая оказывает существенное воздействие на процесс социализации студентов. На нее влияют факторы микро- и макросреды. Микросредой в данном случае являются факторы, действующие внутри личности, её запросы и притязания. Макросреда - это те факторы, которые непосредственно оказывают влияние на микросреду. Социализирующей макросредой в столичном городском досуге выступает сложившаяся городская инфраструктура.
Являясь частью экономической системы государства, досуговая инфраструктура создает условия включения индивида в досуговую сферу, призвана обеспечить доступность досуга и разнообразие досуговых возможностей для эффективного развития потенциала личности и ее социализации. Поэтому в комплексном исследовании процесса социализации студенческой молодежи необходимо рассматривать и проблемы досуговой инфраструктуры в г. Москве и Московской области.
Под инфраструктурой (лат. infra — «ниже», «под» и лат. structura — «строение», «расположение») в толковании С.И. Ожегова понимается комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур или объектов, составляющих и/или обеспечивающих основу функционирования системы.
Под социальной инфраструктурой понимается совокупность отраслей, организаций, предприятий определяющих здоровье, настроение, самочувствие, благосостояние, образ жизни и жизненные условия пользователей этой инфраструктуры. Рациональность, удобство и обоснованность социальной инфраструктуры дают возможность максималь-
но эффективно способствовать удовлетворенности личности в его самореализации, определяют социальное настроение и самочувствие. Исходя из этого, под инфраструктурой досуга студенческой молодежи следует понимать совокупность материально-вещественных элементов, которые создают общие условия для организации досуга студентов в городской среде обитания.
Студенческая молодежь города имеет больше возможностей для выбора разнообразных форм досуга. Важным показателем, характеризующим процесс организации досуга, является критерий качества его проведения. Критерии качества досуговой инфраструктуры определяются основными функциональными показателями организации досуга для личности. К основным функциям досуга в социализации личности можно отнести: развивающую, просветительскую, развлекающую, воспитательную и др.
При правильной организации именно в свободное время человек восстанавливает утраченные физические силы, готовится к высоко производительному труду, воплощает творческие способности, реализует свои таланты, удовлетворяет духовные потребности, занимается физической культурой и спортом. Поэтому культурная среда призвана выполнять различные роли для разных категорий молодежи. Так, для одной группы молодежи досуг выполняет функцию развлечения, для других - просвещения, а для третьих - совершенствования [11, с. 118-119].
Как любое другое социальное явление, досуговая инфраструктура имеет свою историю развития. Изменения, произошедшие в сфере студенческого досуга, связаны с появлением его новых форм и новых элементов
инфраструктуры, которые не существовали ранее [15, с. 5]. Институционализируются новые перспективные «постурбанистические» формы организации жизни и деятельности сообществ людей [4].
В соответствии с реалиями информационного общества целесообразно предложить современную классификацию типов досуго-вой инфраструктуры по следующим основаниям:
- по времени появления: традиционный и новый тип;
- по включенности в медиа-среду: медийный и немедийный;
- по типу местности: городской и сельский.
Предложенная классификация не является жесткой и может быть взаимодополняемой. Так, для студента, учащегося в городе и постоянно пользующегося мобильным телефоном, типичен городской медийный досуг нового типа.
Рассмотрим каждый тип досуговой инфраструктуры более подробно.
К традиционному типу досуговой инфраструктуры города можно отнести: досуговые учреждения общего назначения (театры, стадионы, кафе, кинотеатры, спортклубы, концертные и выставочные залы), образовательные и социализирующие объекты (детские музеи, художественные и спортивные школы, летние лагеря, библиотеки, студенческие театры) [3, с. 221].
К новому типу досуговой инфраструктуры города относятся следующие объекты досуга общего назначения: рестораны быстрого питания, дискотеки, ночные клубы, торгово-развлекательные комплексы, фитнес-центры, аквапарки; образовательные и социализирующие объекты - развлекательные центры, молодежные общественные организации, детско-юношеские центры, интернет-кафе, электронные библиотеки.
Российский социолог Л. А. Акимова выделяет две черты досуга нового типа: коммерциализацию как черту постиндустриаль-
ности и размывание социальных границ в досуге [1, с. 6].
Новый тип инфраструктуры представлен следующими предметами-артефактами1: компьютерные игры, планшетные компьютеры, портативные электронные устройства, игровые приставки, парт-ворки (узкоспециализированные познавательно-развлекательного характера издания, например, DeAgostini), смартфоны, скиллтойзы и т.д. Перечисленные артефакты являются производным от культурно-динамического процесса социума.
Второй тип досуговой инфраструктуры связан с медийным пространством. Большое количество используемой в процессе досуго-вой деятельности продуктов цифровой техники и средств связи позволяет подразделить пространство молодежного досуга на медийный и немедийный.
Медийное направление студенческого досуга сегодня означает сферу, в которой в процессе досуговой деятельности используются какие-либо технические средства: телефон, факс, видеокамера, телевизор, компьютер, посредством которых удовлетворяется сразу несколько функций - общения, развлечения и реже - познавательной. Причиной данного процесса является следование за модой на «гаджеты» (смартфоны, айфоны, планшеты) и определенный стиль общения опосредованный гаджетами. В таком случае происходит виртуальная коммуникация с внешним миром на основе медиаданных. Медиаданные - это совокупность различных видов данных, содержащих текстовую, звуковую и визуальную информацию — графику, видео, анимацию [14].
Основная особенность контакта человека с каким-либо медиа-продуктом - его пас-
1 В культурной среде артефактом считают объект, со-
зданный людьми и имеющий духовное или суеверное значение. Нематериальный смысл вещей-артефактов заключается в том, что материальные артефакты являются символическими проводниками, двигателями, благодаря которым происходит социализация личности [5].
сивность. При просмотре видео-, телепередач, прослушивании аудиофайлов человек фактически выступает пассивным потребителем предложенного медийного продукта. С точки зрения процесса социализации такой тип медийного потребления способен глубоко воздействовать на тип мышления, в основе которого лежат в первую очередь эмоции, и только затем - мыслительный процесс. Яркие медийные продукты транслируют новые общественные мифы, порождают новых персонажей и кумиров, которые становятся образцами моральных ценностей. Причем такие персонажи доступны намного более широкой публике, чем исторические герои или литературные персонажи Л. Толстого, А. Грина и
др. [14]
Контент-анализ телепередач, которые предпочитает молодежь московского региона, показывает, что самые востребованные популярные передачи транслируются по основным федеральным каналам 2. Из 30 самых популярных передач, просмотренных в течение недели, оказались новостными передачами (17 новостных передач). К остальным наиболее популярным были отнесены сериалы на тему криминальных происшествий, популярные ток-шоу и развлекательные передачи в стиле «желтые новости», музыкальные и кулинарные шоу, популярная психология и юмористические истории.
Представленный анализ содержания новостных лент показывает, что используется преимущественно тематика происшествий, судебных разбирательств, военных действий. Все это говорит о духовном неблагополучии общества, в том числе и молодежи, дефиците позитивных эмоций, утрате нравственных ориентиров.
Существует точка зрения, что российское общество переживает морально-
психологический кризис. Оказывается и
2 Измерения аудитории СМИ Московского региона информационного агентства Kantar Group Company за 2015 г. URL: http://www.tns-global.ru. (дата обращения: 20.09.2016).
внешнее воздействие в форме информационно-психологической войны по разрушению устоев и целостности российского государства и общества [6].
Подтверждением данного положения служат итоги социологических исследований. В частности, согласно опросам ВЦИОМ, за последние годы у российских людей появились и окрепли следующие чувства: усталость, безразличие - 38%, страх - 18%, обида - 29%, растерянность - 20%, отчаяние - 26%. Ощущение, что события ведут в тупик, появилось у 52% россиян3.
В то же время на громадном пространстве российского телеэфира трудно найти передачи, затрагивающие злободневные, патриотические проблемы нашей жизни. Эфир наполнен не просто развлечениями, а еще и развлечениями с ориентацией на самые низменные потребности. Нельзя недооценивать воздействие данного контента, поскольку публичная демонстрация темных инстинктов разрушительнее тайфунов и сродни революциям: все это незаметно внушает людям, что можно все, нет ничего запретного. А на запретах, условностях держится мир. Целое поколение может остаться без ориентиров, без патриотической, национальной идеи, без чувства национального достоинства.
По исследованию фонда «Общественное мнение» (август 2016 г.), 87% россиян смотрят ТВ. По данным ВЦИОМ, Интернетом пользуются 69%. С ростом социальных передвижений возрастает и роль мобильного Интернета. Это подтверждают измерительные индексы использования типов Интернета: последние данные фонда «Общественное мнение» показывают, что 62 млн из 88 млн пользователей Интернета выходят в сеть с помощью порта-
3 Индексы социального самочувствия http://wciom.ru /news/ratings/indeksy_socialnogo_samochuvstviya/; http:
wciom.ru/index.php?id=236& uid =115313 (дата обращения: 20.09.2016).
тивных устройств4 . Исходя из полученных результатов мы видим, что медийность прочно укрепила свои позиции среди молодежного досуга.
Обзор немедийного городского досуго-вого пространства показывает, что сама по себе городская среда, в отличие от сельской, является мощным фактором социализации.
Поскольку многие учебные заведения сконцентрированы в городах, средой обитания молодежи становится преимущественно городская среда. Под термином «город» в статье понимаются все виды городских агломераций, мегаполисы, а также этап развития общества, называемый урбанизацией.
Городская среда характеризуется своей конкурентоспособностью с точки зрения организации досуга для молодежи перед сельской местностью, поскольку именно в городах сосредоточены инновационные технологии, наукоемкие производства, обеспечивается привлечение средств во многие сферы [9].
К сожалению, в России имеет место проявление экономического кризиса, который сказывается и на социальной сфере, где рост заболеваемости, ухудшение здоровья молодежи вызваны и социальными кризисами, снижением качества жизни, удорожанием и недоступностью образования, досуга и здравоохранения. Кроме того, отечественные исследователи отмечают, что даже развитая инфраструктура не делает молодежь счастливыми, существует «эффект мегаполиса», выраженный в повышенной неустойчивости душевного состояния человека в мегаполисах [2, с. 10].
В целом можно констатировать, что доступность досуговой инфраструктуры для студентов Москвы и Московской области являются важным критерием достижения прямого социализирующего назначения. Целесообразно, чтобы объекты досуга находились неподалеку от места проживания и учебы сту-
4 Данные проекта Маркетингового Информационного Центра TNS Web Index за январь-март 2015 г. http: //www.tns-global.ru (дата обращения: 20.09.2016).
денческой молодежи. Важно не только удобное расположение объектов, но и доступная информация при выборе вида досуга о кружках, секциях, спортивном инвентаре, различных проводимых мероприятиях в местах проживания студенческой молодежи.
В сфере досуговой инфраструктуры Москвы проблемным оказался процесс досу-говой городской миграции, связанный с перемещением с одной точки в другую с целью проведения досуга: многие студенты не готовы постоянно выезжать в центр города для проведения досуга. Однако и локальные досу-говые центры оказываются не интересными для потенциальных молодых посетителей.
Социальное доверие к локальному досугу остается очень низким. Спрос на районную культуру не высок, районные музеи, театры, библиотеки, дома культуры практически не востребованы, в отличие от центральных. Студенты принципиально не хотят их посещать.
Проблема локальных культурных центров, которыми могли бы быть местные библиотеки, музеи и культурные дома, заключается не только в скудности предоставляемой ими культурной программы, но и в доверии молодежи к ним.
В социологической теории существует термин «обобщенное доверие», которое означает потенциальную готовность доверять окружающей среде. Социолог Э. Усланер понимал обобщенное социальное доверие как явление, возникающее на основе моральных ценностей и установок людей, поддерживаемых большинством и благодаря которым формируются условия социального доверия. Обобщенное доверие отражает установку индивида доверять незнакомцам, чужим5.
В рассматриваемом контексте доверие к досугу, по всей видимости, обуславливается предыдущим усвоенным опытом в отношении досуга, который зачастую отсутствовал вовсе.
5 Uslaner E. Trust in the Knowledge Society. 2002. hhtp: //www.esri.go.jp/en/workshop/030325/ 030325paper3-e. pdf (дата обращения: 20.09.2016).
В сельской местности жители нередко высказывают следующие мнения: «В поселке ХХХ не проводится ни одно мероприятие. Единственная секция, которая была открыта полгода назад - это вокал, но здесь занимается только часть молодежи, преимущественно девочки. Спортивных секций нет, детских кружков нет. Развлекательные мероприятия в клубе не проводятся, а на сцене, которая была установлена несколько лет назад, и вовсе никто не выступал! Да, имеется ледовый каток, но в этом году он не работал, его никто не чистит и не заливает. Поэтому вечерами молодежь вынуждена наматывать круги по поселку», - рассказывает студентка6.
В крупных городах ситуация с досугом молодежи обстоит лучше, однако долгий кризисный постсоветский период наложил в подсознании молодежи и их родителей досуго-вую «скованность», которая выражается в том, что даже не стоит пытаться разнообразить свой досуг, потому что «пойти некуда». Это повлекло за собой массовую скованность в личной самореализации, личностной зажа-тости и несвободе.
Зачастую предоставленные сами себе в досуге молодые люди находят себя в отклоняющихся, девиантных формах досуга. И это подтверждают статистические данные: по данным Росстата, вырос уровень преступлений, связанных с наркотиками (большинство наркоманов - молодежь): с 175 тыс. преступлений в 2005 г. до 254 тыс. в 2015 г.7
Проведенное авторами в 2015 г. социологическое исследование среди 550 студентов очных отделений нескольких вузов г. Москвы и Московской области, по вопросам, связанным с организацией досуга, показало, что одной из основных проблем в коммерческом
досуге для студентов является его дороговизна.
Был использован метод стандартизированного опроса, который позволил получить данные о реальном отношении студентов к досуговой инфраструктуре. Наиболее распространенные формулировки ответов на вопрос о доступности досуга содержат в себе следующий смысл: «невозможно сходить в театр, билетов нет, либо цена билетов непомерно высока», «играю в компьютерные игры», «на желаемые занятия не хватает средств» [1, с. 67-71].
Мнения студенческой молодежи о качестве и доступности досуговой инфраструктуры выражают весьма среднюю общую оценку, которую можно представить в виде следующих таблиц (табл. 1 и 2).
Таблица 1
Оценка студентами качества форм куль-турно-досугового обслуживания в местах жизни студента по 10 бальной шкале (10 - идеально)
Формы культурно-досугового обслуживания Оценка качества
Спортивные учреждения 7,4
Дома отдыха, гостиницы, санатории 6,3
Культурно-просветительские учреждения: театры, кинотеатры, музеи, клубы,библиотеки 7,7
Досуговые учреждения и их количество: кафе, рестораны, клубы, развлекательные центры и т. д. 8,0
Праздничные мероприятия (народные, городские, университетские и т. д.) 6,9
6 «Молодежь жалуется на отсутствие досуга...» http:// govp.info/obshchestvo/molodezh-zhaluetsya-na-otsutstvie-dosuga-pochtalony-na-sobak-zhiteli-poselka-krasnyi-pod (дата обращения 20.09.2016).
7 Российский статистический ежегодник. 2015: Стат. сб. / Росстат. М., 2015.
Таблица 2
Оценка студентами доступности форм культурно-досугового обслуживания в местах жизни студента по 10 бальной шкале (10 - идеально)
Анализ полученных нами в ходе исследования данных, которые отражены в приведенных выше таблицах, показывает, что студенты в целом недостаточно хорошо оценивают сферу досуга как по качеству объектов инфраструктуры, так и по доступности. Для такого крупного мегаполиса, как Москва, на наш взгляд, такая оценка говорит о том, что есть над чем работать в сфере досуговой инфраструктуры относительно качества и доступности.
В ходе проведенного социологического исследования было выявлено, что более половины студентов не используют возможности городской среды во время своего досуга. Большую часть досуга студенты проводят в Интернете. При этом, как правило, основная часть досугового времени проводится студентами в домашних условиях (табл. 3 и 4). Полученные результаты показывают, что происходит процесс «одомашнивания» досуга.
Однако многие исследователи подчеркивают, что выживание социума немыслимо без организованного общения непроизводственного характера. Групповой характер
Таблица 3
Тип досуга в структуре досуга студентов Москвы и Московской области (% опрошенных студентов)
Типы досуга Часто\время от времени Редко\ Никогда
Развлекательный досуг 90 10
Домашний досуг 65 35
Активный спортивный досуг 80 20
Активный общественный досуг 15 85
Развивающий досуг 55 45
Разрушающий досуг 10 90
Таблица 4
Предпочтительные для студенческой молодежи виды досуга (по итогам проведенного опроса)
Ответы на вопрос о видах % опрошен-
досуга ных
Смотрю телевизор, видео, Ин- 90
тернет
Помогаю дома по хозяйству 76
Занимаюсь физической культу- 73
рой, фитнесом, спортом
Готовлюсь к учебным занятиям 79
Подрабатываю, занимаюсь коммерческой деятельностью 55
Читаю художественную литера- 46
туру
Хожу на дискотеки, в клубы, 41
кафе
Занимаюсь в художественной
студии, участвую в творческой 27
самодеятельности
приобщения к культурным ценностям необходим.
Важным в процессе организации процесса коммуникации досугового пространства является понимание того, как именно студенты вовлекаются в культурно-досуговую жизнь.
Формы культурно-досугового Оценка
обслуживания доступности
Спортивные учреждения 7,5
Дома отдыха, гостиницы, санатории 5,9
Культурно-просветительские
учреждения: театры, киноте- 7,8
атры, музеи, клубы, библио-
теки
Досуговые учреждения и их
количество: кафе, рестораны, 8,0
клубы, развлекательные цен-
тры и т. д.
Праздничные мероприятия
(народные, городские, уни- 7,6
верситетские и т. д.)
Как правило, участие студентов в досу-говых мероприятиях определяется числом знакомств. Чем больше той или иной студент имеет знакомых, тем больше вероятность того, что он будет посещать выставки, кинотеатры [10, с. 128-129].
Формирование локального культурно-досугового пространства для студентов невозможно до тех пор, пока доверие людей к своему району остается низким. Молодые люди просто не будут проводить досуг рядом с местом жительства. Необходимо создавать мероприятия по группам на локальном уровне, в основе которых лежат добрососедские отношения, знакомства. Такой вид досуга уже есть, но он не получил широкого распространения.
Городская инфраструктура существенным образом меняет образ и качество досуго-вой деятельности студентов. Проблема заключается в неравенстве инфраструктур по муниципальным образованиям г. Москвы. Разница в качестве досуговой среды городской периферии и городского центра является проблемой, над решением которой необходимо работать.
На основе материалов проведенного нами исследования, а также анализа существующих проблем в организации досуга, авторами выработаны рекомендации по совершенствованию досуговой инфраструктуры столичного региона.
Одним из направлений решения проблемы доступности и децентрализации досуга является перенос событий культурной жизни в места массового проживания, в частности в места жительства и обучения студентов. Необходимо привлекать к организации досуга районные дома культуры, городские площадки, парки и торговые центры, не препятствовать им в организации досуга молодежи на уровне муниципальных структур. Речь идет о строительстве локальной городской культурной среды. Система развития массового досуга должна опираться на запросы населения и учитывать мнение жителей при разработке
культурных программ. В этом смысле культурная инфраструктура г. Москвы представлена в первую очередь как пространство возможностей. Другими словами, окружающая человека городская инфраструктура должна предлагать широкий выбор способов организации досуга.
Работа в таком формате возрождает культурно-досуговую сферу периферии больших и малых городов, претерпевшую существенные изменения на рубеже столетий. При этом нужно отметить тенденцию коммерциализации сферы досуга, которая становится отдельной ветвью экономики.
Процесс децентрализации досуга Департаментом культуры и досуга в Москве, проведенный в рамках некоторых программ показал, что полицентрация - это достаточно долгий процесс, который требует постоянного мониторинга общественного мнения по следующим вопросам: каких видов организации досуга не хватает, как именно молодежь пользуется теми или иными средствами городской инфраструктуры.
В последние годы возрастает популярность проведения массовых спортивных мероприятий в Москве. Все больше студенческой молодежи приобщается к спорту. Организуются городские велозабеги, различные спортивные марафоны, фитнес-конвенции, оздоровительные лекции и семинары. Крупные спортивные мероприятия сопряжены с выступлениями популярных звезд эстрады, демонстрацией новинок продуктов питания, спортивного инвентаря, что еще больше привлекает молодежь.
Поддержка спортивного досуга среди молодежи отмечается в виде всесторонней поддержки проведения спортивно-оздоровительных мероприятий, при строительстве велодорожек и организации вело-маршрутов, возвратилась программа ранее существовавшей физкультурной подготовки «Готов к труду и обороне» (ГТО) [12]. В зимний сезон для молодежи открыто большое количество ледовых катков, самый большой
из которых на ВДНХ. Он вмещает одновременно 4,5 тыс. человек и является самым большим в Европе. Спортивные площадки в доступной среде, рядом с местом проживания студентов, демонстрируют здоровый образ жизни, открывают новые возможности проведения свободного времени. Такая тенденция имеет положительную динамику, мотивирует молодежь добровольно заниматься спортом не только в учебных заведениях, но и вне их. Ценность спортивного воспитания подчеркивают многие отечественные и зарубежные ученые, говоря о том, что ценности спорта приводят к укреплению мира, приводят к лучшему обществу, способствуют благородству, солидарности в обществе [16, с. 16].
В Москве много сил и средств выделяется на реконструкцию парков, зон отдыха с организацией спортивных площадок. Парк им. Горького в Москве преобразился в культурный объект, где проводятся выставки, акции, фестивали. Парк Сокольники также предоставляет множество возможностей проведения досуга: организованы клубы по интересам, образовательные курсы, спортивные площадки, литературные кружки и мн. др.
Большинство парков Москвы оборудованы беспроводным Интернетом, интерактивными схемами, собственными социальными сетями и сайтами с подробным описанием всего происходящего, что делает их максимально интегрированными в студенческую жизнь.
Положительная тенденция есть и в «спальных районах» Москвы: реконструированы Измайловский парк, парк Кузьминки, Новогиреево, Битцевский парк, Борисовские пруды.
Для студентов можно организовать ряд пешеходных и автобусных экскурсий, с осмотром достопримечательностей и исторических мест Москвы и Московской области. Разработка подобных экскурсионных программ призвана одновременно выполнять и воспитательную функцию студенческого досуга.
Можно также отметить новый тренд в творческой индустрии организации досуга, который начал реализовываться в конце XX века. Таким трендом стало появление творческих фирм, галерей, предприятий и других типов творческого бизнеса на бывших заводах, промышленных площадях. Небольшой опыт проведения такого досуга показал, что экономное использование неиспользуемых площадей не требует вложений крупных средств для того, чтобы приобщить население к прекрасному. Масштабная интеграция культурно-досуговых программ вузов с программами города расширяет возможности проведения досуга студентов.
Однако, кроме положительных тенденций в организации досуга в Москве и Московской области, есть и ряд негативных аспектов. Москва является главным местом для учебы и отдыха так называемой «золотой молодежи». Их жизнь характеризуется легким и беззаботным времяпровождением и зачастую аморальным поведением. Такие студенты устраивают гонки на дорогих автомобилях с нарушением правил дорожного движения, нередко с жертвами на дорогах, будучи уверенными, что наказания не последует. Как правило, нарушителями становятся молодые люди - студенты престижных вузов, те, кто в перспективе должны составить правящую элиту нашей страны. Поэтому в вузах необходимо повышать роль воспитания и уделять больше внимания организации досуга.
Кроме того, следование моде на гадже-ты, повсеместное использование студентами их в своей повседневной жизни привело к бесцельному просмотру и выкладыванию фотографий в стиле «селфи» в социальных сетях с желанием набрать как можно больше «лай-ков».
Инновационная культурная политика в досуговой сфере должна быть направлена на создание новых культурных площадей и пространств для самовыражения и самореализации, развития творческого потенциала личности студента.
Активировать потенциал города в сфере досуга можно посредством совершенствования механизма брендинга города. Брендинг -это процесс создания и поддержания бренда посредством рекламы, PR-мероприятий и других форм продвижения. Под брендом города понимается созданная концепция города, название (имя) города. Бренд города играет положительную роль в создании репутации города среди жителей и служит определенным знаком качества [5]. Разрабатывая бренд города необходимо:
- изучить культурное наследие и уровень современной культуры в городе (живопись, спорт, музыка, фильмы), а также характер ее восприятия жителями;
- измерить репутацию города в областях образования, открытости, дружелюбия, гостеприимства и дискриминации, то есть оценить человеческий капитал;
- измерить степень интереса проживающих в городе к существующим объектам туризма;
- определить степень привлекательности города относительно учебы, проживания, работы в нем, изучить степень удовлетворенности экономической и социальной ситуации исследуемой группой;
- изучить инфраструктуру города, удобство расположения, доступность учреждений, транспортное сообщение, работу социальных организаций (школы, здравоохранение);
- оценить ритм города, интересные места для досуга и проведения свободного времени, отношение города к новым идеям для досуга.
Подобное комплексное исследование организации инфраструктуры организации досуга по г. Москве усилит здоровую конкуренцию среди районов города в частности и города в целом, что способствует общественному прогрессу, развитию различных социальных программ, поможет привлечь средства для реализации своих программ. Только путем отлаженных, скоординированных действий всех социальных институтов возможно
достижение гармоничного развития социокультурного пространства города.
Важно также создать современную досу-говую инфраструктуру города, которая предполагает:
- формирование городского облика и развитие современной и комфортной городской среды;
- использование интегрированных информационных технологий, внедрение которых облегчит доступ к большому количеству досуговых практик для студента, позволит получать обратную связь с людьми, активно включенными в досуговую систему города, что в свою очередь, поможет каждому участнику досугового процесса почувствовать себя полностью задействованным в проведении досуга и получать удовольствие от его участия;
- создание сети центров по обработке данных, позволяющих получать больше информации о конкретных проблемных ситуациях, улучшать жизнь города Москвы день за днем.
Полученные данные с помощью обратной связи помогут создать больше возможностей для рациональных решений в области досуга. Такой подход полезен не только для городской администрации, но и для творческой жизни и жизненного стиля студенческой молодежи.
Таким образом, формирование социокультурного пространства для студентов должно обеспечиваться благоприятной и комфортной средой для приобщения студенческой социальной группы к культуре, способствовать эффективной социализации студенческой личности, предоставлять широкие возможности для её гармоничного развития. Грамотно организованная инфраструктура досуга должна контролировать и предупреждать негативные проявления среди молодежи и наполнять их разумным и приятным содержанием, чему должен способствовать брендинг города и проводимая культурная политика в области организации досуга.
Список источников:
1. АкимоваЛ.Л. Социология досуга. М.: МГУКИ, 2003. 123 с.
2. Балацкий Е.В. Аномальные эффекты в социальной среде мегаполисов // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2006. № 1 (77).
3. Бодрийард Ж. Система вещей. М: Рудомино, 2001. 224 с.
4. Дончевский Г.Н., Клименко Л.В., Ермишина А.В. Ценностные основания институционали-зации постурбанистических образований в России: гипотеза и результаты эмпирических исследований //Journal of Institutional Studies (Журнал институциональных исследований). 2016. Т. 8. № 1. С. 72-84.
5. Котлер Ф. Основы маркетинга. М., 1999.
6. Лисичкин В.А., Шелепин Л.А. Третья мировая (информационно-психологическая) война. М., 1999.
7. Маркин А.В. Функция отклоняющегося поведения в условиях информационной аномии. М. 2006.
8. Суровенкова М.А. Досуговая деятельность современной студенческой молодежи // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2013. № 1. С. 67—71.
9. Чаевич А.В. Досуг как фактор социализации российской молодежи // Тенденции развития науки и образования. Сб. научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 июля 2016 г. Ч. 1. Смоленск: ООО «Новаленсо», 2016. С. 128-129.
10. Чаевич А.В. Досуговые предпочтения российской молодежи в контексте глобализации // Современные концепции развития науки: Сб. статей международной научно-практической конференции (20 августа 2016 г., г. Казань). В 2 ч. Ч. 2. Уфа: Аэтерна, 2016. С. 194-195.
11. Чаевич А.В. Досуговые предпочтения современной российской молодежи //Вестник научных конференций. 2016. № 7-2 (11). Теоретические и прикладные вопросы науки и образования: по материалам международной научно-практической конференции 30 июля 2016 г. Ч. 2. г. Тамбов. С. 118-119.
12. Шукис С., Маяускене Д., Новиков В. Отношение современных подростков к олимпийским ценностям //Социологические исследования. 2012. № 8. С. 112-115
13. Яковлева С.И. Инфраструктурные параметры организации социального пространства города //Социологические исследования. 2004. № 2.
14. Elliot R.S. From stress of Strength. N.Y.: Bantam Books. 1996.
15. Patico J. Consumption and Social Change in a Post-Soviet Middle Class. Washington, DC: Woodrow Wilson Center Press; Stanford, CA: Stanford University Press, 2008. xvii + 244 p. ISBN 978-0-8047-0069-6.
16. Zukowska Z., Zukowski R. Fair play as a moral value in the Olympic education // Pol J Sport Tourism. 2010. Vol. 17.
Коленькова М.А., Чаевич A.B. ргтгпг^м
Досуговая инфраструктура столичного региона: типология UAVUUII IM
и социализирующее влияние на студенческую молодежь ^КУРНАЛ
Maria KOLEN'KOVAa, Alexander CHAEVICH b
LEISURE INFRASTRUCTURE IN THE CAPITAL REGION: A TYPOLOGY AND SOCIALIZING INFLUENCE ON STUDENT YOUTH
a Russian State University of Tourism and services (Moscow, Russia); PhD student; e-mail: [email protected]
b Moscow State University of Railway Engineering (Moscow, Russia); PhD (Dr. Sc.) in Political sciences; Associate Professor; e-mail: [email protected]
Keywords:
leisure,
leisure infrastructure, leisure activities announced and covered by media,
urban leisure, localization of leisure activities,
students, socialization, values, gadgets
The article is devoted to sociological aspects of leisure infrastructure considering the essence of the concept "leisure infrastructure". The authors analyze the types and characteristics of the infrastructure for young people's leisure in the urban environment using the example of Moscow and Moscow region. The authors examine the influence of various types of infrastructure on the student's personality, as well as consider the problems of organizing the leisure activities for student youth connected with the development of the leisure space in the capital region. The authors use the materials of the sociological research conducted in 2015 among 550 full-time students of several universities in Moscow and Moscow region, as well as the all-Russian sociological statistical data and authors' observations. An idea about present sharp increase of importance of leisure activities in life and socialization of the young generation in general and student youth in particular nowadays is the basis of the sociological study. Leisure and infrastructure created for it under the modern conditions both have a profound effect on the formation of personal qualities of students, their values, goals and priorities. In the subjective perception of young people the role of leisure appears as a major challenge. From a practical point of view, this article can help to gain knowledge about the infrastructure as a sociological category, to identify hidden problems, and to find out new trends and social needs in the leisure of students, which in turn can be efficiently used by local authorities to improve the organization and realization of leisure activities for the students and youth in Moscow and Moscow region.
References
1. Akimova L.A. Sociology of Leisure. Moscow: MSUIC, 2003. 123 p.
2. Balackij E.V. Abnormal effects in the social environment of megacities // Monitoring obshhestvennogo mnenija: ekonomicheskie i social'nye peremeny [Monitoring of public opinion: Economic and social changes]. 2006. № 1 (77).
3. Bodrijard Zh. System of Things. Moscow: Rudomino, 2001. 224 p.
4. Donchevskij G.N., Klimenko L.V., Ermishina A.V. Valuable bases of institutionalization of post-urban formation in Russia: A hypothesis and the results of empirical studies // Zhurnal institucional'nyh issledo-vanij [Journal of Institutional Studies]. 2016. Vol. 8. № 1. Pp. 72-84.
5. Kotler F. Principles of Marketing. Moscow, 1999.
6. Lisichkin V.A., Shelepin L.A. Third World (Information and Psychological) War. Moscow, 1999. P. 21.
7. Markin A. V. The function of deviant behavior in the conditions of information anomie. Moscow. 2006.
8. Surovenkova M.A. Leisure activities of modern student youth // Vestnik Assotsiatsii vuzov turizma i servisa [Universities for Tourism and Service Association Bulletin]. 2013. № 1. Pp. 67-71.
9. Chaevich A.V. Leisure as a socialization factor of Russian youth // Tendencii razvitija nauki i obrazovanija [Development trends of science and education]. Collection of scientific articles based on materials of the International scientific-practical conference. July 31, 2016. Part 1. Smolensk. LLC "NOVALENSO" 2016. Pp. 128-129.
10. Chaevich A.V. Leisure preferences of Russian youth in the context of globalization // Sovremennye kon-cepcii razvitija nauki [Modern conceptions of science]: a collection of articles of the International scientific-practical conference (August 20, 2016, Kazan). In 2 p., Part 2. Ufa. Aeterna, 2016. Pp. 194-195.
11. Chaevich A.V. Leisure preferences of modern Russian youth // Vestnik nauchnyh konferencij [Bulletin of Scientific Conferences]. 2016. № 7-2 (11). Theoretical and applied problems of science and education: based on materials of the International scientific-practical conference. July 30, 2016. Part 2. Tambov. Pp. 118-119.
12. Shukis S., Majauskene D., Novikov V. Position of modern teenagers toward the Olympic values // Socio-logicheskie issledovanija [Sociological studies]. 2012. № 8. Pp. 112-115
13. Yakovleva S.I. Infrastructure parameters of the social space organization in the city // Sociologicheskie issledovanija [Sociological studies]. 2004. № 2.
14. Elliot R.S. From stress of Strength. N.Y.: Bantam Books. 1996. P. 18.
15. Patico J. Consumption and Social Change in a Post-Soviet Middle Class. Washington, DC: Woodrow Wilson Center Press; Stanford, CA: Stanford University Press, 2008. 244 p.
16. Zukowska Z., Zukowski R. Fair play as a moral value in the Olympic education // Pol J Sport Tourism. 2010. Vol. 17. P. 139-146.
Коленькова М.А., Чаевич А.В. Досуговая инфраструктура столичного региона: типология и социализирующее влияние на студенческую молодежь // Сервис в России и за рубежом. 2016. Т. 10. Вып. 09 (70).
Kolen'kova M., Chaevich A. leisure infrastructure in the capital region: a typology and socializing influence on student youth.
Servís v Rossii i za rubezhom [Services in Rus-
С. 28-40. DOI: 10.22412/1995-042X-10-9-3.
sia and Abroad], 2016, vol. 10, No.09 (70), pp. 28-40. doi: 10.22412/1995-042X-10-9-3.