Научная статья на тему 'Типология студенческой молодежи по видам досуга'

Типология студенческой молодежи по видам досуга Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
556
79
Поделиться
Ключевые слова
СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ / FREE TIME / ДОСУГ / LEISURE / ТИПОЛОГИЯ МОЛОДЕЖИ / TYPOLOGY OF YOUTH / ДОСУГ СТУДЕНТОВ / LEISURE OF STUDENTS / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / STANDARD OF LIVING / ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ACTIVITIES / КРУГ ОБЩЕНИЯ / SOCIAL CIRCLE / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ДОСУГОМ / SATISFACTION WITH LEISURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Цветкова Ирина Викторовна

Актуальность статьи обусловлена тенденциями развития постиндустриального общества. В современном обществе происходит изменение системы ценностей. В статье проанализированы подходы к понятию «досуг» и «свободное время». Сделан вывод о том, что досуг выступает смысловым ядром понятия «свободное время». Досуг направлен на свободное развитие личности. Исторически данные понятия менялись. На первый план выходит сферы сервиса и досуга. Меняется структура видов деятельности, которыми люди занимаются в свободное время. Значительное влияние на сферу досуга оказывают информационные технологии. Данная проблема актуальна, в первую очередь, для молодежи. В развитии форм молодежного досуга проявляются негативные тенденции. В частности пассивные, развлекательные формы досуга, преобладают над активными. В статье представлены результаты социологического исследования, проведенного в Тольятти. На основе анализа данных построена типология студенческой молодежи. Проанализированы три группы студентов. Первая группа студентов получила название «разносторонние». Для них характерно активное участие в различных видах досуга, за исключением подготовки домашних заданий, посещений библиотек. Представители группы «разносторонних» чаще проводят свободное время в компании друзей. Вторая группа студентов называется «умеренно активные». Они также участвуют в различных видах досуга, но чаще проводят свободное время в одиночестве. Первые две группы характеризует высокая удовлетворенность проведением досуга. Третья группа участников анкетирования получила название «занятые учебой». В свободное время представители этой группы чаще заняты подготовкой домашних заданий, посещением библиотек. Они реже, чем другие, проводят свободное время вне стен дома, реже занимаются спортом, посещают развлекательные мероприятия. «Занятые учебой» реже, чем другие, удовлетворены проведением свободного времени. Сравнение групп позволяет сделать вывод о том, что разнообразие видов деятельности и круга общения в свободное время влияет на удовлетворенность молодежи досугом.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Цветкова Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

A TYPOLOGY OF STUDENT AND YOUTH ACTIVITIES

The relevance of the article is conditioned by the trends of post-industrial society. In modern society there is a change in value system. The article analyzes approaches to the concept of "leisure" and "spare time". It is concluded that leisure acts as the semantic core of the concept of "free time". Leisure aimed at free development of personality. Historically these concepts have changed. At the forefront of the sphere of service and entertainment. Changing the structure of the types of activities that people do in their free time. A significant impact on the field of leisure have information technology. This problem is relevant, primarily, for young people. In the development of youth leisure forms are manifested negative trends. In particular the passive, entertaining leisure activity, prevail over active. The article presents the results of a sociological study conducted in Togliatti. Based on the data analysis of the typology of students. Analyzed three groups of students. The first group of students was named "versatile". They are characterized by active participation in various leisure activities with the exception of homework, visits to libraries. Representatives of the group "versatile" often spend their free time in the company of friends. The second group of students called "moderately active". They also participate in various activities, but most spend their free time alone. The first two groups characterized by high satisfaction with leisure activities. The third group of participants in the survey called "engaged learning." In his spare time, representatives of this group are often busy with homework, visiting libraries. They are less likely than others to spend your free time outside the home, rarely do sports, attend entertainment events. "Engaged learning" in the leisure time less often than others, satisfied with the free time. The comparison between the groups allows to conclude that the diversity of activities and circle of friends in free time affect the satisfaction of youth leisure.

Текст научной работы на тему «Типология студенческой молодежи по видам досуга»

УДК 316.752

ТИПОЛОГИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ ПО ВИДАМ ДОСУГА

© 2017

Цветкова Ирина Викторовна, доктор философских наук, профессор кафедры «История и философия» Тольяттинский государственный университет (445020, Россия, Тольятти, ул. Белорусская, 14, e-mail: aleksandr.kozlov@mail.ru)

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена тенденциями развития постиндустриального общества. В современном обществе происходит изменение системы ценностей. В статье проанализированы подходы к понятию «досуг» и «свободное время». Сделан вывод о том, что досуг выступает смысловым ядром понятия «свободное время». Досуг направлен на свободное развитие личности. Исторически данные понятия менялись. На первый план выходит сферы сервиса и досуга. Меняется структура видов деятельности, которыми люди занимаются в свободное время. Значительное влияние на сферу досуга оказывают информационные технологии. Данная проблема актуальна, в первую очередь, для молодежи. В развитии форм молодежного досуга проявляются негативные тенденции. В частности пассивные, развлекательные формы досуга, преобладают над активными. В статье представлены результаты социологического исследования, проведенного в Тольятти. На основе анализа данных построена типология студенческой молодежи. Проанализированы три группы студентов. Первая группа студентов получила название «разносторонние». Для них характерно активное участие в различных видах досуга, за исключением подготовки домашних заданий, посещений библиотек. Представители группы «разносторонних» чаще проводят свободное время в компании друзей. Вторая группа студентов называется «умеренно активные». Они также участвуют в различных видах досуга, но чаще проводят свободное время в одиночестве. Первые две группы характеризует высокая удовлетворенность проведением досуга. Третья группа участников анкетирования получила название «занятые учебой». В свободное время представители этой группы чаще заняты подготовкой домашних заданий, посещением библиотек. Они реже, чем другие, проводят свободное время вне стен дома, реже занимаются спортом, посещают развлекательные мероприятия. «Занятые учебой» реже, чем другие, удовлетворены проведением свободного времени. Сравнение групп позволяет сделать вывод о том, что разнообразие видов деятельности и круга общения в свободное время влияет на удовлетворенность молодежи досугом.

Ключевые слова: свободное время, досуг, типология молодежи, досуг студентов, уровень жизни, виды деятельности, круг общения, удовлетворенность досугом.

A TYPOLOGY OF STUDENT AND YOUTH ACTIVITIES

© 2017

Tsvetkova Irina Viktorovna, doctor of philosophical Sciences, Professor of the Department "History and philosophy" Togliatti State University (445020, Russia, Tolyatti, Belorusskaya str, 14, e-mail: aleksandr.kozlov@mail.ru)

Abstract. The relevance of the article is conditioned by the trends of post-industrial society. In modern society there is a change in value system. The article analyzes approaches to the concept of "leisure" and "spare time". It is concluded that leisure acts as the semantic core of the concept of "free time". Leisure aimed at free development of personality. Historically these concepts have changed. At the forefront of the sphere of service and entertainment. Changing the structure of the types of activities that people do in their free time. A significant impact on the field of leisure have information technology. This problem is relevant, primarily, for young people. In the development of youth leisure forms are manifested negative trends. In particular the passive, entertaining leisure activity, prevail over active. The article presents the results of a sociological study conducted in Togliatti. Based on the data analysis of the typology of students. Analyzed three groups of students. The first group of students was named "versatile". They are characterized by active participation in various leisure activities with the exception of homework, visits to libraries. Representatives of the group "versatile" often spend their free time in the company of friends. The second group of students called "moderately active". They also participate in various activities, but most spend their free time alone. The first two groups characterized by high satisfaction with leisure activities. The third group of participants in the survey called "engaged learning." In his spare time, representatives of this group are often busy with homework, visiting libraries. They are less likely than others to spend your free time outside the home, rarely do sports, attend entertainment events. "Engaged learning" in the leisure time less often than others, satisfied with the free time. The comparison between the groups allows to conclude that the diversity of activities and circle of friends in free time affect the satisfaction of youth leisure.

Keywords: free time, leisure, typology of youth, the leisure of students, the standard of living, activities, social circle, satisfaction with leisure.

Развитие современного общества оказывает влияние на содержание категорий «досуг» и «свободное время». В начале прошлого века данные понятия рассматривались как синонимы, которые имеют некоторые содержательные различия. Они проявлялись в том, что досуг рассматривался как смысловое ядро понятия «свободное время». Досуг - это деятельность, направленная на свободное развитие личности.

На начальном этапе советские исследователи большое внимание уделяли идеологическому контексту изучения свободного времени. При изучении бюджетов времени советских тружеников свободное время рассматривались как важное условие трудовых достижений, формирования политических убеждений больших коллективов.

В 60-е годы происходит смещение фокуса исследовательских интересов. В этот период досуг рассматривают как фактор индивидуального совершенствования,

который формируется на базе оптимального сочетания личных и общественных интересов[1].

Повышение производительности труда, изменение условий труда в постиндустриальном обществе приводят к увеличению количества свободного времени. Соответственно, возникает проблема относительно его содержания. Виды деятельности, которые относятся к свободному времени, включают занятия, направленные на рекреацию, восстановление жизненных сил индивида, а также занятия, связанные с интеллектуальным, духовным, физическим развитием личности[2].

Если досуг связан со свободным выбором индивидами видов деятельности, то возникает проблема создания условий для оптимального выбора. Данная проблема предполагает варианты решения, как со стороны общества, так и со стороны личности. Многие институты и организации выполняют функции организации досу-га[3]._

Современные исследователи рассматривают досуг молодежи как часть свободного времени. Досуг включает виды деятельности, которые соответствуют индивидуальным потребностям и интересам: игровым, познавательным, эмоциональным, эстетическим.

Виды деятельности, которые реализуются во время досуга, как правило, имеют комплексный характер. Они сочетают развитие физических, интеллектуальных, духовных, эмоционально-волевых качеств[4].

В условиях постиндустриального общества сфера досуга приобретает институциональный характер. Это связано с тем, что досугово-рекреационные виды деятельности удовлетворяют потребности многочисленных слоев населения. Они способствуют личностей самореализации и способствуют восстановлению жизненных сил индивида, снятию психологических нагрузок, смене видов деятельности, развлечению и т.д..Сфера досуга реализует функции, способствующие стабилизации социальной системы, связанные с удовлетворением общественных потребностей. Она предусматривает выполнение определенных социальных ролей, которые нормативно регламентируются. Досуговая сфера способствует социальной интеграции индивидов, освоению новых социальных статусов[5].

Досуг молодежи является важным фактором социализации, составным элементом воспитательного процесса. Сфера досуга открывает широкие возможности для самореализации личности. Организацией молодежного досуга занимаются образовательные организации. Это находит выражение в том, что на базе образовательных учреждений, как правило, организуют спортивные секции, творческие коллективы, научные сообщества. С другой стороны, участие в этих объединениях является добровольным. Поэтому, молодой человек оказывается перед выбором относительно предпочтений форм досу-га[6].

Досуговая деятельность выполняет функции социализации личности, способствуя развитию творческого потенциала молодежи. В сфере досуга происходит трансляция духовных ценностей, передача традиций, стимулирование творчества, реализуется преемственность поколений. В результате формируются благоприятные условия для эффективной социализации лично-сти[7].

Среди форм досуга исследователи выделяют организованный и неорганизованный досуг молодежи. Деятельность молодежных клубов секций, студий на базе образовательных, спортивных учреждений, домов культуры относится к организованным формам досуга. Их целью является творческая самореализация молодежи, включение в новые виды общественных отношений.

Стихийные объединения молодежи по интересам относятся к неорганизованным формам досуга. В современных условиях эти объединения могут возникать не только в виде реальных социальных контактов, но также в качестве виртуальных объединений в социальных сетях. В связи с этим возрастает актуальность реализации эффективного социального контроля над неорганизованными формами молодежного досуга с целью предотвращения асоциального, девиантного поведения. Необходимо расширять спектр форм молодежного досуга, способствующих положительной самореализации[8]. К негативным последствиям недостаточного развития организованного досуга молодежи относится также распространение деструктивных молодежных субкультур, которые могут негативно влиять на социализацию молодежи^]. Это находит выражение в усилении эгоцентрических тенденций, снижении стимулов для формирования самостоятельности, реализации социально-значимых ценностей.

С позиций социологии изучение досуга представляет интерес в связи с тем, что становление постиндустриального общества открывает новые возможности в проведении свободного времени[10]. Они направлены

на удовлетворении потребностей в получении новой информации, развлечениях, психологической разгрузки, общении. Многие виды современных форм досуга, ориентированы, в первую очередь, на молодежь, поскольку именно эта социальная групп наиболее восприимчива к различным социальным инновациям.

Исследователи отмечают, что среди тенденций развития современных форм молодежного досуга наблюдаются негативные тенденции. Досуговые мероприятия, которые организуют местные органы власти, структуры, занимающиеся работой с молодежью, не пользуются популярностью среди тех, кому они предназначены. В структуре молодежного досуга преобладают пассивно-развлекательные виды деятельности, связанные с использованием современных информационных устройств. Занятия физкультурой, спортом популярны для сравнительно небольшой части молодежи[11].

Для современной молодежи актуальным является стремление к «самосовершенствованию». Однако это понятие в молодежной среде чаще всего связано с внешними атрибутами хорошей физической формы, модными увлечениями психологическими тренингами. «Самосовершенствование» не связано с самообразованием, интеллектуальным развитием. В молодежной среде распространено отношение к досугу как форме потребления информации, товаров, услуг. Досуг заполняется различными видами общения, среди которых все большее значение приобретает виртуальное общение в сети, выстраивание информационного пространства для обмена сообщениями, эмоциями, образами[12].

Преобладание домашних форм досуга среди молодежи связано не только с увлечением Интернетом, но также с дифференциацией молодежи по уровню доходов. Посещение кинотеатров, театров, музеев, участие в работе творческих коллективов, занятия популярными видами спорта требуют немалых расходов, которые могут позволить далеко не все. Доступность условий для организации полноценного молодежного досуга является важной социальной проблемой, от ее решения зависит эффективная социализация подрастающих поколений. Необходимо повышать эффективность социального механизма организации досуга молодежи с учетом потребностей и интересов различных категорий молодежи[13].

Изучение особенностей проведения молодежью свободного времени необходимо для повышения эффективности работы по организации досуговых мероприятий с участием молодежи[14].

Сфера досуга в современном обществе предоставляет разнообразные виды деятельности. Их можно классифицировать по различным основаниям, например, по характеру участия (активные, пассивные), по периодичности участия (одноразовые, регулярные), по содержанию (развлекательные, познавательные, направленные на физическое, эстетическое, интеллектуальное развитие. Важной задачей является создание новых форм досуга, привлекательных для молодежи. Изучение предпочтений молодежи должно быть направлено на повышение эффективности работы по созданию досуговых программ, способствующих интеграции молодежи в общество. Необходима разработка, планирование программ по организации свободного времени молодежи, создание соответствующей инфраструктуры, материально-технической базы, подготовка кадров по работе с молодежью.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Большое значение для организации досуга имеет круг общения. В силу психофизиологических особенностей общение с родителями, родственниками не имеет приоритетного значения для молодежи. Большинство юношей и девушек проводят свободное время вне дома в компании друзей, сверстников. Досуг для молодежи является сферой принятия решений, проявления самостоятельности. Это отличает досуг от других видов деятельности, в которых юноши и девушки, обращаются за помощью и советом к родителям. Для молодежи харак-

Цветкова Ирина Викторовна sociological

ТИПОЛОГИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ ... sciences

терно объединение в неформальные группы, для которых свойственно создание собственных субкультур для реализации потребностей в самовыражении и потребностей к эмоциональным контактам [15].

Целью исследования, проведенного кафедрой социологии Тольяттинского государственного университета, является изучение досуга студентов в контексте ценностей молодежи.

В анкетировании по изучению приняли участие 402 студента из Тольяттинского госуниверситета. 43% опрошенных - юноши, а 57% - девушки. Пятая часть опрошенных являются студентами первого курса, 44% участников опроса обучаются на втором курсе, а 29% респондентов являются студентами третьего курса. Десятая часть опрошенных обучаются на старших курсах. 15% опрошенных имеют постоянную работу, 28% респондентов работают периодически. 57% участников опроса не работают.

Рассмотрим распределения результатов анкетирования в зависимости от планов трудоустройства после окончания ВУЗа. 56% участников опроса собираются работать по специальности. 15% респондентов не хотят работать по специальности, приобретенной в ВУЗе. 5% респондентов хотят заниматься предпринимательством. 3% респондентов не планируют работать. 21% участников опроса еще не принятии решение относительно того, чем они будут заниматься в дальнейшем.

По оценке материального положения респонденты распределились следующим образом. 6% респондентов отметили, что едва сводят концы с концами, денег хватает на продукты, но покупка одежды вызывает затруднения. 36% участников опроса утверждают, что денег хватает на продукты и одежду, но покупка вещей длительного пользования является проблемой. Половина участников опроса считают, что их семья может без труда приобретать товары длительного пользования, но для них затруднительно делать дорогие покупки - квартиру, автомобиль. 6% респондентов относятся к семьям с высоким достатком, они могут позволить дорогие покупки. При анализе результатов анкетирования получены следующие распределения ответов. 55% участников опроса проживают в квартире родителей. В квартире мужа/жены/своего партнера проживают 4% респондентов, в квартире других родственников - 4% опрошенных. Имеют собственную квартиру 7% юношей и девушек. Снимают жилье 14% участников опроса, а 17% опрошенных проживают в общежитии.

Респондентам был задан вопрос: «Как Вы обычно проводите свое свободное время?». В ответ на него были получены следующие распределения ответов. Самым распространенным видом проведения свободного времени является использование Интернета для общения, просмотра кинофильмов, прослушивания музыки. Этот вариант ответа выделен 71% участников опроса. Две трети опрошенных во время досуга общаются с друзьями, родителями. Половина опрошенных использует свободное время, чтобы выспаться. Две пятых респондентов гуляют, отдыхают с друзьями в парках скверах за городом или слушают радио, музыку.

Треть опрошенных использует свободное время для подготовки домашних заданий. Примерно такова же численность респондентов, которые занимаются спортом, фитнесом. 32% опрошенных проводят досуг в театрах, кинотеатрах, а чуть меньшее количество участников опроса играют в компьютерные игры.

28% участников опроса во время досуга смотрят телевизор. Посещают бары, дискотеки, клубы четверть опрошенных. 22% участников анкетирования занимаются личным хобби, увлечением.

16% респондентов выезжают к родителям. 12% опрошенных принимают участие в массовых праздниках, гуляниях.

Посещают библиотеки или клубы по интересам 8% респондентов, ходят на выставки 7% опрошенных. 162

Занимаются научной деятельностью или культурно массовой работой при ВУЗе, посещают факультативы 6% участников опроса. Участвуют в общественно- политических объединениях 5% респондентов.

8% респондентов отметили, что в часы свободного времени ничего не делают, 2% опрошенных затруднились ответить на вопрос. 5% участников опроса отметили, что они не имеют свободного времени.

Анкетирование предусматривало изучение круга общения респондентов во время свободного времени. Треть опрошенных (37%) проводят досуг с друзьями. Для четверти респондентов (22%) типично проведение свободного времени в кругу семьи. 12% участников опроса проводят досуг в одиночестве, а 22% участников анкетирования проводят свободное время с любимым человеком. 7% респондентов выбрали вариант ответа «другое».

В ответе на вопрос об удовлетворенности досугом получены следующие распределения. 29% опрошенных полностью удовлетворены досугом, а 47% респондентов скорее удовлетворены. 14% участников опроса скорее не удовлетворены проведением свободного времени, а 5% - полностью не удовлетворены. 5% затрудняются ответить на вопрос. Таким образом, 76% респондентов довольным тем, как они проводят свободное время, 19% придерживаются противоположного мнения, а 5% затрудняются ответить на вопрос.

Таблица1- Ответы респондентов на вопрос: «Как Вы обычно проводите свое свободное время?» (в % по столбцам)

Виды деятельности По массиву активные Разносторонние Занятые учебой

«Сижу» в Интернете (слушаю

музыку, оощаюсьв чаге, читаю 71 40 94 91

новости, смотрю кино)

Общаюсь с друзьями, родителями 63 34 93 71

Отдыхаю, сплю 50 19 80 63

Гуляю, отдыхаю с друзьями в 45 32 93 13

парках, скверах,за городом,

Слушаю ралио. музыку 40 18 52 57

Делаю домашние задания 36 17 25 74

Занимаюсь спортом, хожу в фитнес 33 25 61 13

Хожу в театры,кинотеатры, на концерты 32 13 52 37

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Играю в компьютерные игры 31 17 52 27

Смотрю телевизор 2S 19 35 34

По сещаю бары, дискотеки,

развлекательные центры

Занимаюсь личным хобби, 22 34 23

увлечением

Выезжаю домой к родителям 16 13 21 14

Уча ствуго в массовых праздниках, гуляньях 12 11 20 5

Хожу в библиотеки, читальные залы 8 S 4 13

По сещаю клубы по интересам S 7 11 5

Хожу на выставки, в музеи 7 7 9 б

Посещаю факультативы при

вузе, курсы

Занимаюсь культурно-массовой 6 4 5 10

Занимаюсь научной деятельно стью 6 5 б б

Уча ствую в общественно -

политических ооъедннениях

Обычно ничего не делаю S 10 2 10

Затрудняюсь ответить 2 4 0 1

Свободного времени нет 5 4 1 9

Таким образом, для современного тольяттинского студенчества типичными видами проведения свободного времени являются общение с друзьями родственниками, а также сон. При этом общение при помощи Интернета респонденты отмечают чаще, чем «живое общение». Активные виды досуга, такие как: прогулки в парках, выезд за город, типичны для половины респондентов. Занимаются спортом треть опрошенных, пятая часть участников опроса имеют хобби, какое-либо увлечение.

Следует отметить, что современное студенчество не однородно. В создании молодежи существуют различные модели проведения свободного времени. Для описания групп студентов зависимости от их представлений о жизненном успехе был проведен кластерный анализ К-

середин при помощи программы SPSS- 21. В результате процедуры сформировано три кластера, которые получили условные названия «умеренно активные», «разносторонние» и «занятые учебой».

Разносторонние. В группе «разносторонних» юношей немного больше, чем в среднем по массиву. Среди «разносторонних» на 9% больше, чем в среднем по массиву, студентов, обучающихся на втором курсе. «Разносторонние» чаще, чем другие, работают на постоянной основе. Среди «разносторонних» на 10% больше, чем в среднем по массиву, респондентов с высоким достатком, а также с достатком «выше среднего». «Разносторонние» чаще, чем другие, проживают в квартирах вместе с родителями. Среди «разносторонних» немного больше, чем среди других, студентов, состоящих в незарегистрированном браке.

«Разносторонние» на 10% чаще, чем другие, проводят свободное время с друзьями, значительно реже - в одиночестве. «Разносторонние» в два раза чаще, чем другие, используют свободное время для активных форм проведения досуга: прогулок в парках, за городом, занятий спортом. Они также примерно в два раза чаще, чем другие участвуют в массовых гуляниях.

Практически все «разносторонние» в качестве формы проведения свободного времени указали использование Интернета для общения, просмотра кинофильмов, прослушивания музыки (94%). Они на 20% чаще, отмечают, что играют в компьютерные игры.

«Разносторонние» на 30% чаще, чем другие, отмечают, что во время досуга общаются с друзьями, родителями. Четыре пятых «разносторонние» используют свободное время, чтобы выспаться. Этот показатель на 30% превышает данные по массиву. Больше половины «разносторонних» проводят досуг в театрах, кинотеатрах, тогда как данные по массиву составляю треть опрошенных.

Среди «разносторонних» на 12% студентов, которые имею какое-либо увлечение, хобби.

«Разносторонние» отмечают реже, чем другие, варианты ответов: «подготовка домашних заданий «и «посещение библиотек».

Только 2% среди «разносторонних» отметили, что в часы свободного времени ничего не делают. Этот показатель в четыре раза меньше, чем в среднем по массиву.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Среди «разносторонних» респондентов, которые удовлетворены проведением досуга на 7% больше, чем в среднем по массиву.

Умеренно активные. В группе «умеренно активных» юноши составляют 44%, а девушки 56%. По гендерным признакам распределения близки к средним показателям по массиву. Среди «умеренно активных» немного больше, чем в среднем по массиву, студентов третьего курса. Данные о трудовой занятости «умеренно активных» близки к средним показателям по массиву. Оценка материального положения ниже, чем в среднем по массиву. Респонденты, объединенные в эту группу, на 7% чаще, чем в среднем по массиву, отмечают, что имеют проблемы с приобретением необходимых товаров и услуг. Среди «умеренно активных» немного больше, чем среди других, студентов, состоящих в зарегистрированном браке. «Умеренно активные» на 9% чаще отмечают, что проживают отдельно от родителей, в собственной или в съемной квартире.

«Умеренно активные» на 5% чаще, чем другие отмечают, что проводят свободное время в одиночестве.

Интернет для общения, просмотра кинофильмов, прослушивания музыки «умеренно активные» используют примерно в полтора раза реже, чем другие, такие же соотношения характеризуют прогулки с друзьями, прослушивание музыки, посещение театров, канцерных залов. «Умеренно активные» примерно в два с половиной раза реже отмечают, что во время досуга общаются с друзьями, родителями. Компьютерные игры среди них также менее популярны, чем среди других студентов.

Среди них примерно в три раза меньше тех, кто использует свободное время, чтобы выспаться.

«Умеренно активные» используют досуг для подготовки домашних заданий примерно в два раза реже, чем другие. Четверть «умеренно активных» в свободное время занимают спортом, а пятая часть этой группы посещают бары, дискетки. Эти показатели на 6-7% меньше, чем по массиву.

Среди «умеренно активных» в два раза меньше, чем среди других, участников опроса, которые имеют хобби. Данные об удовлетворенности досугом среди «умеренно активных» близки к средним показателям по массиву.

«Занятые учебой». В группе «занимающихся учебой» на 5% больше девушек, чем в среднем по массиву, соответственно, меньше юношей. Среди «занятых учебой» немного больше, чем в среднем по массиву, студентов старших курсов. В этой группе на 8% чаще встречаются неработающие студенты. «Занимающиеся учебой» чаще, чем другие отмечают, что не состоят в браке. Оценка материального положения и жилищных условий «занимающихся учебой» близка к средним показателям по массиву.

«Занятые учебой» в часы досуга реже общаются с друзьями, но, чаще с родителями, или проводят свободное время одиночестве.

Среди «занятых учебой» 74% студентов используют свободное время для подготовки домашних заданий, а 13% - для посещения библиотек. Эти показатели в полтора-два раза превышают данные по массиву. Девять десятых «занятых учебой» используют Интернета для общения, просмотра кинофильмов, прослушивания музыки. Количество отметивших данный вариант ответа в два раза превышает данные по массиву. «Занятые учебой» на 12% чаще, чем в среднем по массиву, отмечают, что во время досуга общаются с друзьями, родителями. «Занятые учебой» отдают явное предпочтение домашним видам досуга. На 17% чаще, чем другие они отмечают, что слушают музыку, на 6% чаще смотрят телевизор.

Среди «занятых учебой» только 13% респондентов встречаются с друзьями в парках, выезжают за город. Этот показатель в три раза меньше, чем в среднем по массиву.

«Занятые учебой» в три раза реже, чем другие уделяют внимание фитнесу и спорту. Они также значительно реже, чем другие, посещают массовые мероприятия в часы досуга, а также развлекательные центры, бары, дискотеки. Примерно треть «занятых учебой» имеют хобби, увлечение. Этот показатель находится на уровне средних показателей по массиву. «Занятые учебой» примерно в два раза чаще, чем в среднем по массиву, отмечают, что не имеют свободного времени.

Треть опрошенных «занятых учебой» не удовлетворены проведением досуга. Этот показатель в полтора раза превышает данные по массиву.

Анализ результатов анкетирования показывает, что для структуры свободного времени тольяттинского студенчества характерны тенденции, характерные для постиндустриального общества. Большое значение имеют виды досуга, связанные с использованием Интернета. Общение в социальных сетях, просмотр фильмов, прослушивание музыки - эти виды деятельности являются наиболее популярными и доступными. Занятия спортом характерны для трети опрошенных, такова же численность участников опроса, которые имеют какое-либо увлечение, хобби. Типология молодежи в зависимости от видов занятости в свободное время, показывает, что существуют существенные различия в предпочтениях студентов. Анализ результатов анкетирования позволяет обнаружить своеобразный парадокс. Студенты, которые наряду с учебой, заняты на постоянной основе трудовой деятельностью, чаще удовлетворены проведением свободного времени. Молодежь, которая занята только учебой, чаще отмечает недостаток свободного

времени, а также реже удовлетворена его проведением. По-видимому, это связано с тем, что работающие студенты располагают большей свободой в распоряжении денежными средствами, в том числе для интересного проведения досуга, чем неработающие. Разнообразие видов деятельности, круг общения также оказывают существенное влияние на удовлетворенность молодежи проведением свободного времени.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Кудревич А. В. Тема досуга молодежи в российской социологии // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2011. №3. С.154-158

2. Жамсуева О.С. Свободное время: теоретический аспект // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. №14. С.107-110

3. Бутонова Н.В. Досуговые практики в современной культуре // Вестник Ленинградского университета им. А.С. Пушкина. 2012. №1. С.201-210

4. Прозорова Д.В. Трансформация форм проведения досуга молодежи в условиях постиндустриального общества // Смоленский медицинский альманах. 2015. №3. С.64-68

5. Арямова Т.В. Занятия россиян в свободное время // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2014. №1 (19). С.63-67

6. Кабадейцева О.В. Эволюция понятия «Досуг молодежи» в истории социологических концепций // Современные исследования социальных проблем. 2011. №3. С.14

7. Мударисова А.А. Функциональный подход в формировании ценностно-смысловых компетенций молодежи в условиях досуга // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств.2014. №1. С.72-75

8. Грушецкая И.Н. Особенности организации молодежного досуга // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2012. №1-2. С.164-166

9. Тесленко А.Н. Молодежная культура как альтернативная модель социализации // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2015. №2. С.241-248

10. Строков К.В. Подсистема свободного времени как составляющая модернизации общественного хозяйства // Вестник Тамбовского государственного университета. 2012. №7. С.89-94

11. Абдракипова Г.Р. Формирование социальной ответственности молодежи в свободное время // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств.2012. №2. С.112-115

12. Бабосова Е.С. Досуг как фактор включенности молодежи в социокультурную деятельность // Социологический альманах. 2012. №3. С.336-344

13. Недосека Е.В. К проблеме организации досуга молодежи в Мурманской области // Вестник Мурманского государственного технического университета. 2013. №2. С.338-343

14. Опарин Г.А. Досуг молодежи // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2013. №. С.56-64

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Суровенкова М.А. Досуговая деятельность современной студенческой молодежи // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2013. №1. С.67-71.

Статья поступила в редакцию 07.08.2017.

Статья принята к публикации 22.09.2017.