УДК 316.35
DOI: 10.21685/2072-3016-2016-2-17
О. В. Ионова
ЦЕННОСТИ ДОСУГОВОЙ СФЕРЫ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Аннотация.
Актуальность и цели. Трансформации всех сторон жизни российского общества привели к изменению социокультурной ситуации в области досуга, который является одной из важнейших сфер жизнедеятельности молодежи. В современном российском обществе, в котором наблюдается нестабильность нормативно-ценностных систем, проблема досуга молодежи приобретает особую остроту. В связи с этим досуг как социокультурная сфера жизнедеятельности студенческой молодежи требует глубокого научного осмысления.
Материалы и методы. Реализация поставленных задач была достигнута на основе анализа публикаций российских социологов по проблеме досуга молодежи и вторичного анализа результатов социологических исследований по проблемам досуга студенческой молодежи.
Результаты и выводы. В результате проведенного исследования выявлены предпочтения студенческой молодежи в сфере досуга, в зависимости от пола, материального положения. Анализ предпочтений студенческой молодежи в сфере проведения досуга выявил, что наибольшую ценность для студенческой молодежи в сфере досуга представляют пассивные формы: общение, более всего в Интернете, просмотр телепередач, посещение развлекательных заведений.
Ключевые слова: досуг, студенческая молодежь, досуг студенческой молодежи, ценности досуга, Интернет в структуре досуга.
O. V. Ionova
LEISURE SPHERE VALUES OF STUDENT YOUTH
Abstract.
Background. Transformations of all aspects of life of the Russian society have led to changes of the sociocultural situation in the leisure sphere, which is one of the most important spheres of youth life. In the modern Russian society with its unstable standard-value systems the problem of youth leisure is especially acute. In this connection, leisure as a sociocultural sphere of student youth life requires deep scientific understanding.
Materials and methods. The research tasks were implemented through the analysis of publications by Russian sociologists on the problem of youth leisure and the secondary analysis of results of sociological researches on the problem of student youth leisure.
Results and conclusions. The conducted research resulted in revelation of preferences of student youth in the sphere of leisure depending on sex and financial condition. The student youth's preferences analysis has revealed that of greatest value for student youth in the sphere of leisure are the following passive activities: communication, mostly in the Internet, watching TV-programs, visiting entertainment centers.
Key words: leisure, student youth, student youth leisure, leisure values, the Internet in the leisure structure.
Досуг является одним из важных условий для полноценной жизни современного человека. Поэтому досуг всегда рассматривается как реализация
интересов личности, связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, оздоровлением и т.п. В этом заключается социальная роль досуга.
Досуг для современной молодежи является одной из первостепенных ценностей, так как в этой области реализуются многие социокультурные потребности молодых людей. Для досуговой сферы жизнедеятельности в наибольшей степени характерна свобода личности, которая проявляется в выборе форм, места, времени проведения досуга. Именно в сфере досуга молодые люди, более чем где-либо, выступают в качестве свободных факторов. Сфера досуга характеризуется свободой от профессиональных и семейно-бытовых обязанностей, кроме того, в ее рамках ослабляется институциональное давление на личность молодого человека. Поэтому в современном российском обществе, в котором наблюдается нестабильность нормативно-ценностных систем, проблема досуга молодежи приобретает особую остроту.
Досуг можно подразделить на традиционный и современный. К традиционным направлениям досуга относят художественные и народные ремесла, техническое творчество, цветоводство, коллекционирование, уход за домашними животными, физкультуру, спорт и т.д. В силу углубления процесса глобализации в настоящее время появляются новые виды досуговой деятельности. Особенно ярко они выражены в жизни современной молодежи. К современным видам досуга молодежи можно отнести посещение ночных клубов, граффити, Интернет со всеми его коммуникационными услугами и сервисами, шоппинг, шейпинг и т.п.
Сегодня досуг - самостоятельная дифференцированная часть жизни человека. Анализ социологической литературы показывает наличие широкого спектра критериев досуга и его многообразие классификаций. С этой точки зрения определение структуры досуга с четким и однозначным перечнем типов, направлений, видов и форм досуга представляется чрезвычайно сложным. Различают организованные и неорганизованные виды досуга, домашние и внедомашние, досуг различных социальных групп и слоев, досуг молодежи, досуг жителей города и села. При этом каждая форма досуга имеет множество особенностей, так как существуют различные факторы, которые влияют на осуществление досуговой деятельности теми или иными людьми и социальными группами.
Важно подчеркнуть, что выбор формы проведения детерминирован определенными условиями. В целом досуговая деятельность осуществляется под воздействием объективных и субъективных факторов. Во-первых, основой досуга являются потребности, которые выступают как причины выбора субъектом тех или иных форм досуга. Во-вторых, сфера досуга людей в зависимости от типа и формы может требовать определенных материально-финансовых затрат. В-третьих, на выбор типа, вида и формы досуга непосредственно влияет социокультурная среда общества.
Досуг - социокультурный феномен, который нельзя трактовать только как позитивное явление. Поэтому ряд авторов включает в сферу досуга асоциальные, негативные, девиантные формы поведения. Так, М. С. Либерова наряду с развивающим, развлекательным, домашним, спортивным, общественно-политическим приводит и разрушающие типы досугового поведения [1]. С этой точки зрения досуг как феномен равнозначен понятию свободного времени.
В характеристике досуга следует отметить важную роль потребностей. В частности, по мнению А. Л. Маршака, досуг представляет собой «часть внерабочего (свободного) времени, направленную на развитие личностных качеств человека, удовлетворение его духовных, физических и других социально значимых потребностей» [2]. Кроме этого, «...досуг предстает как совокупность видов деятельности, предназначенных для удовлетворения материальных, духовных и социальных потребностей и осуществляемых человеком в свободное время от производственных и непреложных непроизводственных обязанностей.», - считает О. В. Кабадейцева [3].
Известно, что студенчество обладает особой специфической субкультурой. «Своеобразие этой субкультуры определяется особым характером труда, познания, общения, реализации социальных ролей, организации жизнедеятельности студента» [4]. Довольно часто студенческий период жизни человека выступает как ключевой в становлении самостоятельной личности и в полной правильной социализации в обществе. В студенческие годы в процессе развития интеллектуального потенциала, расширения кругозора у представителей молодого поколения появляется самостоятельное мышление, собственная точка зрения. Все больше проявляется гражданская позиция, общественно политические стремления. Кроме этого, специалисты выявляют ряд специфических характеристик, отличающих студенческую молодежь от всех остальных представителей данной возрастной группы. Студенчество как особую социальную группу отличает в первую очередь то, что основной вид деятельности для всех студентов - это учеба. Другой важной общей характеристикой является принадлежность к одному возрасту: студенческую молодежь объединяют лица примерно одного возраста (17-22 года) и одинакового уровня образования.
Результаты эмпирических исследований показывают, что среди студентов более предпочтительными являются развлекательные виды досуга. В настоящее время клубы, дискотеки, компьютерные игры, Интернет, посещение кафе, ресторанов, театров, концертов и кинотеатров являются основными формами досуга студентов. Разумеется, все эти направления досуга требуют финансовых затрат. Но так как основным занятием студентов является обучение, их расходы повседневной, в том числе досуговой, жизни в основном обеспечивают родители или другие близкие люди.
В частности, Е. В. Панфилова, опираясь на результаты проведенного ею социологического опроса на базе филиала ЮУрГУ в городе Усть-Катаве (март-апрель 2012 г.), выявляет, что самым любимым занятием на досуге среди студентов являются компьютерные игры, Интернет и т.п. Такую позицию занимают 32 % респондентов. Пассивный отдых - телевидение, домашнее видео, посещение кинотеатров - предпочитают 11 % опрошенных. Выяснено, что 10 % респондентов на досуге занимаются спортом и туризмом, и всего 9 % студентов данного вуза стараются обеспечить свой досуг занятием каким-либо видом искусства: рисование, литература, музыка и т.п. Лишь 8 % из числа опрошенных читают художественную литературу. Кроме этого выявлено, что 6 % опрошенных студентов на досуге участвуют в художественной самодеятельности и 4 % занимаются коллекционированием чего-либо (рис. 1) [4].
Работа на компьютере
Пассивный отдых (телевидение, домашнее видео, посещение кинотеатров)
Активный отдых (спорт, туризм) Исскуство (рисование, литература, музыка Чтение художественной литературы Участие в художественной самодеятельности Коллекционирование
0% 5% 10% 15% 20% 25% 30% 35% Рис. 1. Виды досуговой деятельности студентов [4, с. 281]
В результате социологического исследования Либеровой выявлено, что средняя величина общего свободного времени студента составляет около 32 часов в неделю. Структура занятий в свободное время среди студентов включает прежде всего у юношей на первом месте (20 %) - компьютерный досуг (пользование Интернетом и другие занятия с использованием компьютера). На втором месте - общение (14,7 %), на третьем - просмотр телепередач, видеофильмов и т.п. (13,4 %). Посещение учреждений культуры и отдыха занимает 8,8 %, занятия спортом - 6,9 %, чтение - 6,9 %, прогулки - 6,0 %. У девушек лидирующее положение занимают просмотр телепередач (22,1 %) и непосредственное общение (беседы, посещение и прием гостей) - 20,3 % [1].
Работа на компьютере Общение
Просмотр телепередач Спорт Чтение Прогулки
Рис. 2. Структура свободного времени студента [1, с. 17]
Результаты исследования студенческого досуга последних лет показывают, что популярность такой формы досуга, как Интернет и времяпрепровождение перед компьютером, имеет тенденцию роста.
В исследовании А. А. Вишняковой выявляются определенные различия в формах проведения свободного времени студентов технических и гуманитарных вузов. Среди студентов технического направления преобладающее место в их досуге занимает работа в Интернете и чтение специальной литературы. Студенты гуманитарного направления чаще всего свое свободное время проводят в социальных сетях, читают художественную литературу, посещают культурные учреждения. Сравнение характера досуга работающей и учащейся молодежи показывает, что по проведению некоторых форм досуга они находятся близко друг к другу. 62,3 % студентов и 60,5 % работающей молодежи имеют склонность проводить свободное время в общении. При этом контакты в социальных сетях и посещение кинотеатров у них тоже имеют близкие показатели (47,5 и 51,2 % соответственно). Однако по результатам исследования выявлены и отличия, которые проявляются у работающей молодежи в видах досуга рекреационного характера, а у учащейся - развлекательного типа [5].
Следует подчеркнуть, что жизнь современного студента в плане досу-говой деятельности весьма разнообразна. Разумеется, материальная зависимость сужает досуговые возможности студентов, однако они стремятся обеспечить свою досуговую жизнь интересными, новым формами развлечений, саморазвития и самосовершенствования. Вместе с тем нельзя категорично утверждать, что традиционные виды не входят в рамки досуговых интересов современной молодежи. Так, согласно социологическому опросу, проведенному агентством Romir Movie Research в крупных российских городах в 2012 г., 25 % опрошенных посещает кинотеатры несколько раз в месяц, все эти люди принадлежат к возрастной группе 18-24 года1.
Студенческая молодежь в силу своего возраста способна очень быстро осваивать новые виды, формы развлечений и отдыха. Интернет как современная информационно-коммуникационная сеть стал именно таким ключевым звеном досуговой деятельности студентов.
Рассматривая компьютерные игры и Интернет как один из основных видов досуга молодых, необходимо отметить, что «Интернет, выступая особым социальным пространством, является той сферой, где трансформируются традиционные формы социальных отношений, а общение как вид досуго-вой занятости становится возможным не в традиционном виде непосредственной коммуникации, а приобретает черты, определяемые новым средством - Интернетом» [4].
В настоящее время глобальная сеть почти полностью охватывает все сферы жизни современной молодежи, в том числе и студентов. Данный муль-тифункциональный информационный ресурс отвечает многим требованиям студенческой молодежи. Однако пользование Интернетом и общение через него не всегда можно назвать досугом. К этому можно привести как минимум два аргумента. Во-первых, как уже было сказано выше, досуг - это неотъемлемая часть свободного времени, а процесс использования Интернета и Интернет-общение, как мы знаем, происходит и в учебное время. Смысл второго аргумента заключается в том, что пребывание в сети Интернет студенческой молодежи даже в свободное время не всегда соответствует критериям досу-
1 URL: http://romir.ru/studies/372_1344283200/
говой деятельности, которая предназначена для отдыха, восстановления сил и в целом для самосовершенствования, саморазвития.
Следует также подчеркнуть необходимость учета позитивной составляющей досуга как культурного феномена, который способствует всестороннему развитию и поддержанию здорового образа жизни. Все действия и поступки, совершаемые людьми в нерабочее время, которые имеют негативный, асоциальный смысл, необходимо считать не досугом, а нерациональным использованием свободного времени. Интернет как артефакт современного социокультурного пространства охватывает не только досуг студентов, но и вообще повседневную жизнь. Поэтому Интернет-общение выступает как современная форма досуга студентов, так и рабочая или учебная необходимость и даже иногда как негативное влечение. С этой точки зрения вопрос Интернета и виртуализации досуговой жизни молодежи приобретает все большую актуальность в социологическом аспекте.
В заключение следует отметить, что изменения в содержании базовых и инструментальных ценностей студенческой молодежи, ее направленности на ценности частной жизни, исчезновение ориентации только на трудовые достижения привели к тому, что современные молодые люди стали все более сочетать труд с удовольствием, отдых с образованием. Изменения в объеме и структуре свободного времени молодежи, которые отмечаются в большинстве социологических исследований, отражают переход к новой структуре ценностей, где доминирующими ценностями молодых россиян становится стремление к самореализации и индивидуально - личностному развитию человека во время досуговой деятельности.
Результаты социологических исследований свидетельствуют, что студенческая молодежь отличается высоким уровнем интеллектуального потенциала, это создает предпосылки для активной досуговой деятельности. В то же время досуг студенческой молодежи существенно отличается от досуга других социальных групп в силу специфических потребностей и присущих ей социально-психологических особенностей: «молодежного сознания», повышенной эмоциональности восприятия и реакции. Условия жизнедеятельности студентов, такие как уровень дохода, социальное происхождение и наличие свободного времени, также оказывают существенное влияние на специфику и основные виды проведения досуга.
Список литературы
1. Либерова, М. С. Изменение форм досуга молодежи российской провинции: социологический анализ : автореф. дис. ... канд. социол. наук / Либерова М. С. -М., 2009.
2. Маршак, А. Л. Досуг / А. Л. Маршак // Социология молодежи. Энциклопедический словарь / отв. ред. Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. - М. : Academia, 2008. - 608 с.
3. Кабадейцева, О. В. Эволюция понятия «досуг молодежи» в истории социологических концепций / О. В. Кабадейцева // Современные исследования социальных проблем. - 2011. - Т. 7, № 3.
4. Панфилова, Е. В. Ценности культуры досуга студенческой молодежи: результаты исследования / Е. В. Панфилова // Молодой ученый. - 2012. - № 8. -С. 278-283.
5. Вишнякова, А. А. Свободное время молодежи крупного города и основные формы его использования в современных условиях (на примере г. Иркутска) : автореф. дис. ... канд. социол. наук / Вишнякова А. А. - Улан-Удэ, 2014. - 19 с.
References
1. Liberova M. S. Izmenenie form dosuga molodezhi rossiyskoy provintsii: sotsiologi-cheskiy analiz: avtoref dis. kand. sotsiol. nauk [Changes of Russian provincial youth leisure types: a sociological analysis: author's abstract of dissertation to apply for the degree of the candidate of sociological sciences]. Moscow, 2009.
2. Marshak A. L. Sotsiologiya molodezhi. Entsiklopedicheskiy slovar' [Youth sociology. Encyclopedic dictionary]. Moscow: Academia, 2008, 608 p.
3. Kabadeytseva O. V. Sovremennye issledovaniya sotsial'nykh problem [Modern researches of social problems]. 2011, vol. 7, no. 3.
4. Panfilova E. V. Molodoy uchenyy [The young scientist]. 2012, no. 8, pp. 278-283.
5. Vishnyakova A. A. Svobodnoe vremya molodezhi krupnogo goroda i osnovnye formy ego ispol'zovaniya v sovremennykh usloviyakh (na primere g. Irkutska): avtoref. dis. kand. sotsiol. nauk [Youth's free time in a big city and main forms of its passing in modern conditions (by the example of Irkutsk): author's abstract of dissertation to apply for the degree of the candidate of sociological sciences]. Ulan-Ude, 2014, 19 p.
Ионова Ольга Владимировна аспирант, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)
E-mail: olgakomissarova@mail.ru
Ionova Ol'ga Vladimirovna Postgraduate student, Penza State University
(40 Krasnaya street, Penza, Russia)
УДК 316.35 Ионова, О. В.
Ценности досуговой сферы студенческой молодежи / О. В. Ионова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2016. - № 2 (38). - С. 153-159. БОТ: 10.21685/2072-3016-2016-2-17