Научная статья на тему 'К вопросу об организации социально-культурной деятельности в условиях вуза'

К вопросу об организации социально-культурной деятельности в условиях вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1863
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / SOCIOCULTURAL ACTIVITIES / ВУЗ / СТУДЕНЧЕСТВО / ФОРМЫ / FORMS / СРЕДСТВА / TOOLS / МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / METHODS AND TECHNIQUES OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES / СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / STUDENT GOVERNMENT / UNIVERSITY STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макаров А. В.

Данная статья посвящена рассмотрению проблемы организации социально-культурной деятельности в условиях вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to the problems of organizing social and cultural activities in the conditions of high school.

Текст научной работы на тему «К вопросу об организации социально-культурной деятельности в условиях вуза»

16. Фатов, А.В. Социальное воспитание студенческой молодежи в культурно-досуговой деятельности: авто-реф. канд. дисс.: по 13.00.05 /А.А.Фатов. - М., 2007. - 25 с.

УДК 374 ББК 77

А. В. Макаров

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В УСЛОВИЯХ ВУЗА

Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению проблемы организации социально-культурной деятельности в условиях вуза.

Ключевые слова: социально-культурная деятельность, вуз, студенчество, формы, средства, методы и технологии социально-культурной деятельности, студенческое самоуправление.

A. V. Makarov

ON THE ORGANIZATION OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES IN CONDITIONS OF HIGH SCHOOL

Abstract. This article is devoted to the problems of organizing social and cultural activities in the conditions of high school .

Key word: socio- cultural activities , university students, forms, tools , methods and techniques of social and cultural activities , student government .

В настоящее время компетентностный подход ориентирует всех участников образовательного процесса на создание педагогической среды, включенной в процесс развития корпоративной культуры вуза. Ключевой фигурой этого процесса является личность студента как ответственного субъекта собственного развития, который, согласно стандартам ФГОС-3, в процессе обучения в области воспитания личности развивает в себе такие социально-личностные качества, как целеустремленность, организованность, трудолюбие, ответственность, гражданственность, коммуникативность, толерантность, креативность и др. [7].

Важнейшей составляющей теоретико-методологической основы данного исследования являются концепции социально-культурной деятельности, разработанные отечественными учеными А.И. Арнольдовым, Е.И. Григорьевой, Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильниковым, А.В. Соколовым, В.В. Туевым и др. В работах Л.А. Акимовой, А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, Е.Л. Кудриной, Р.А. Литвак, В.Д. Пономарева, В.М. Рябкова, В.С. Садовской, Ю.А. Стрельцова, Б.А. Титова, Н.Н. Ярошенко и других авторов анализируются возможности культурно-досуговой деятельности в образовании и воспитании личности.

Понятие «социально-культурная деятельность» (СКД) в условиях вуза рассматривается в рамках ряда методологических подходов — таких, как: 1) системный подход (В.Г. Афанасьев, Э.Г. Юдин, И.В. Блауберг и др.).; 2)социокультурный подход (А.С. Ахиезер, Е.И. Григорьева, М.С. Каган, К. Ясперс и др.); 3) креативно-деятельностный (Л.С. Выготский, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, К.А. Абульханова-Славская и др.); 4) личностно-ориентированный подход (Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.).

Е.В. Ивченко СКД изучает в следующем логическом ряду: «развитие» - «деятельность» -«социально-культурная деятельность» («досуг») - «творческая деятельность» - «активность» -«молодежь» [5]. Вслед за Е.В. Ивченко считаем, что сущность понятия «социально-культурная деятельность» может быть определена следующим образом:

1) СКД как деятельность по выявлению, сохранению, формированию, распространению и освоению культурных ценностей (Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильников);

2) деятельность, обусловленная нравственно-интеллектуальными мотивами, общественно целесообразная деятельность по созданию, освоению, сохранению, распространению и дальнейшему развитию ценностей культуры (М.А. Ариарский);

3) СКД как культурная деятельность социальных субъектов по: а) созданию культурных ценностей (творчеству); б) развитию способностей индивидов и обслуживанию их творческой деятельности; в) коммуникации, т.е. распространению, сохранению и общественному использованию всех видов культурных ценностей (А.В. Соколов);

4) СКД как совокупность отношений, занятий, осуществляемых специфическими формами, методами и средствами на основе интересов, проявляемых личностью в культурной жизни, взаимодействия и общения людей в их свободное время (А.С. Ковальчук) [5].

Исследователь А.С. Ильина анализирует модель социально-культурной деятельности как средства адаптации студентов-мигрантов на основе культурологического, личностно ориентированного, индивидуально-дифференцированного подходов. Данная модель, по мнению автора, включает четыре компонента (целевой, функциональный, содержательно-деятельностный, критериально-оценочный); реализуется с учетом принципов целостности, поликультурности, индивидуализации, ориентации на культурно-ценностные отношения и организацию культуротворчества, диалектического единства и преемственности культурно-исторического, социально-педагогического, национально-этнического опыта и традиций; выполняет познавательную, воспитательную, развивающую, коммуникативную и информационно-просветительную функции [6].

Социокультурная среда вуза позволяет, таким образом, организовать систему работы по сопровождению социально-культурной деятельности студентов, которая, по мнению Ю.В. Жегульской, «представляет собой необходимое звено в интеграции личности и социума, так как именно в этой синтетичной сфере формируются активная жизненная позиция человека, навыки освоения социокультурной среды и регуляции поведения в меняющемся социокультурном окружении, что в свою очередь в значительной мере определяет необходимость приобретения студентами опыта успешной социально-педагогической адаптации» [4].

Автор также исследует роль СКД в развитии личности студента, выделяя воспитательную, просветительную, коммуникативную, компенсаторную, преобразовательную, регулятивную, творческую, художественную, рекреационно-оздоровительную и адаптивную функции. Важное значение имеют описанные ею психолого-педагогические характеристики субъекта СКД в условиях вуза: повышенная эмоциональность, физическая подвижность, быстрое освоение окружающей действительности, недостаточная сформированность ценностных ориентаций и др.

[4].

В рамках рассмотрения теоретического аспекта изучения СКД в условиях вуза ученые анализируют также формы, методы, средства и технологии СКД.

Формы СКД делятся на массовые (зрелища, праздники, концерты и др.), групповые (гостиные, экскурсии, беседы и др.) и индивидуальные (консультация, индивидуальное занятие и др.).

Среди методов СКД актуальны а) методы учебно-познавательной, самообразовательной деятельности; б) методы формирования сознания личности (убеждение, внушение, пример); в) методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (практическое задание, вовлечение в деятельность, индивидуальное поручение, педагогическое требование, соревнование и др.); г) методы стимулирования общественного поведения и культурно-досуговой деятельности (поощрение, общественное порицание).

Представители т.н. Московской школы СКД выделяют следующие четыре группы методов: а) просветительные (упражнение, изложение материала, демонстрация предметов); б) воспитательные (убеждение, пример, поощрение); в) методы организации творческой деятельности (выдвижение творческих задач, тренинг, распределение творческих обязанностей); в) методы рекреации (вовлечение в занятия, организация игрового соревнования).

Л.С. Жаркова отмечает, что разработка проектов СКД предполагает использование таких методов, как метод иллюстрации, метод театрализации, метод игры [3].

К числу основных средств СКД относятся слово, печать, радио, телевидение, наглядные и технические средства, искусства и спорт, литература и художественная самодеятельность.

Понятие «технология СКД», по мнению А.Д. Жаркова, идентично понятию «педагогическая технология» и представляет собой целостный процесс, обусловленный единством целей, разнообразием методов, приемов, средств, форм, взаимодействием с педагогической технологией, основанным на взаимопроникновении их друг в друга [2].

По определению Е.И. Григорьевой, «технология — это средства, формы и методы социально-культурной деятельности, которые используются в учебном процессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания» [1].

К основным видам технологий СКД относятся культуроохранные, культуротворческие, рекреативные, образовательные, социозащитные, управленческие, исследовательские, проектные, информационные, коммуникативные, этнокультурные, альтернативные (инновационные) и другие технологии.

В условиях вуза большую роль в организации СКД играет система студенческого самоуправления, под которой понимают одну из форм воспитательной работы в вузе, осуществляемую в рамках концепции непрерывного образования и направленную на формирование всесторонне развитой, творческой личности с активной жизненной позицией, подготовку современных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда.

Емкость понятия «студенческое самоуправление» (ССУ) рождает различия в оценках и подходах с точки зрения ответа на вопрос о субъектах ССУ. В этом отношении выделяют четыре точки зрения:

1) субъектами ССУ являются только студенты;

2) субъектами ССУ являются не только студенты, но и аспиранты;

3) субъектами ССУ являются не только студенты, но и преподаватели;

4) субъектами ССУ являются студенты и администрация вуза.

В условиях ССУ, рассматриваемого в трех аспектах (как целенаправленная деятельность студентов; как форма воспитательной работы в вузе; как одна из форм молодежной политики РФ), организация СКД определяется интересом к интерактивным формам работы. Помимо ставших популярных конкурсов художественного творчества, фестивалей, дискуссий, большое распространение получают мастерская, интерактивная экскурсия, социальная акция, благотворительная акция, мастер-класс.

Особой популярность пользуются такие формы СКД, как:

1) флэшмоб - массовая молодежная акция, заранее организованная в социальных сетях по сценарию, выполняемому в течение нескольких минут в общественном месте.

2) буккросинг — интернет-игра, основанная на обмене книгами с помощью регистрации в

сети.

3) арт-подиум — интегрированная комплексная деятельность, представленная рядом тематических мастер-классов.

4) квест (активная игра) — разновидность игр, требующих от игрока решения умственных задач для продвижения по сюжету. Сюжет может быть предопределённым или же давать множество исходов, выбор которых зависит от действий игрока (квеструм, авто-экстрим, фото-экстрим, поисковая игра, спорт-экстрим).

5) антикафе - небольшое помещение, которое имеет несколько комнат, с домашней уютной обстановкой: находясь в подобном месте, посетитель платит за время пребывания (минута — 1-2 рубля), что делает его доступным для посещения.

6) перформанс — особое направление уличного театрального искусства, по сути любая ситуация, для которой обязательно наличие четырех элементов (время, место, тело художника и отношения художника и зрителя).

7) хеппенинг - бесфабульное театрализованное действие, рассчитанное на спонтанное исполнение и активное соучастие зрительской аудитории.

8) опен эйр — музыкальное событие, концерт, фестиваль, который проходит на свежем воздухе.

9) Одно из приоритетных мест занимает волонтерство. В волонтерском движении, как правило, участвуют студенты всех курсов. Каждый из ребят - это активная, инициативная, творческая личность, стремящаяся сделать в своей жизни нечто полезное для общества, получая от этого моральное удовлетворение. Традиционными стали социально-педагогические акции к Новому году, 8 марта, Дню защиты детей и другим календарным праздникам, Весенняя неделя добра.

Согласно проведенному исследованию на базе факультета психологии и социальной педагогики Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиала) РГЭУ (РИНХ), к основным мотивам участия в волонтерском движении относим реализацию личностного потенциала (30%); чувство социальной значимости (27%); самовыражение и самоопределение (13%); профессиональное ориентирование (12%); приобретение полезных социальных и практических навыков (10%); приобретение опыта ответственного лидерства и социального взаимодействия (8%).

Развитие проектных компетенций студентов факультета психологии и социальной педагогики привело к мысли о создании и реализации социального проекта «Кипарис», в котором активную роль играет сообщество студентов-волонтеров и старших воспитанников детского дома № 5 г. Таганрога при координирующей деятельности преподавателей вуза, педагогов детского дома и специалистов МБУК «Дворец молодежи».

Цель данного проекта - разработка и внедрение новой модели познавательной, учебной и исследовательской деятельности детей и подростков; модификация интеллектуально-развивающей среды с использованием ресурсов социальных институтов и социально-культурных центров города.

Задачи проекта:

1) объединить инициативу студентов-волонтеров и старших воспитанников детского дома в организации и проведении социально-полезной деятельности, направленной на формирование и развитие интереса учащихся школ к познанию окружающего мира, его истории, культуры,

природных таинств; развитию творческого потенциала и использование его в целях социального преобразования окружающих условий природы и быта;

2) создать условия для формирования познавательной активности детей и подростков во внеучебной деятельности;

3) стимулировать познавательный и исследовательский интерес, активизировать использование имеющегося запаса знаний;

4) формировать навыки творческого сотрудничества;

5) способствовать самовыражению и раскрытию потенциальных способностей каждого участника мероприятия.

Методы реализации проекта:

1) создать творческие группы по работе в предложенных направлениях;

2) определить координаторов и кураторов работы творческих групп исполнителей проекта;

3) организовать работу творческих групп по решению рабочих моментов: разработка сценария мероприятий, распределение обязанностей и др.;

4) создать условия для подготовки и проведения запланированных мероприятий.

Этапы работы:

I организационный этап:

1) создание творческой проектной группы, в состав которой будут входить студенты-волонтеры ТИ имени А.П. Чехова (факультет психологии и социальной педагогики), старшие воспитанники детского дома № 5 г. Таганрога;

2) определение координаторов работы творческой группы из представителей преподавательского состава факультета психологии и социальной педагогики ТИ имени А.П. Чехова, педагогического коллектива детского дома № 5 г. Таганрога и специалистов методического отдела МБУК «Дворец молодежи»;

3) определение и утверждение основных направлений («факультеты Академии»);

4) назначение ответственных за работу каждого «факультета» (студент-волонтер, воспитанник, педагог-координатор).

II информационно-методический этап:

1) работа в творческих группах - «факультетах» по сбору и обработке (выборке и систематизации) информационного материала, развивающих упражнений, наглядно-иллюстративной базы;

2) разработка сценарного плана проводимых занятий для учащихся школ, определение возрастной категории и численности аудитории;

3) разработка информационных писем для администрации образовательных учреждений города.

III организационно-технологический этап:

1) определение материального и технического оснащения для проведения мероприятия (реквизит, канцелярские принадлежности, грамоты или свидетельства участников мероприятия (дизайн, количество), компьютерная техника и пр.), подготовка информационных писем в образовательные учреждения города;

2) согласование и уточнение даты и времени проведения мероприятия;

3) распространение информационных писем.

IV исполнительский этап:

проведение мероприятий по графику утвержденного плана работы.

V аналитический этап:

1) анализ проведенного мероприятия;

2) оформление фото- и видеоотчетов.

Программа культурно-исследовательской познавательной академии «Развитие, Инициатива, Самовыражение» (Кипарис») включает цикл совместных занятий, посвященных экологическому воспитанию и познанию окружающего мира; путешествию в историю воздушных шаров; тайнам маски; миру игрушек; истории спичек; братьям нашим меньшим; волшебной силе слова; необычному языку рисунка и др.

Реализация данного социального проекта позволяет стимулировать социальную активность молодого гражданского поколения; передавать организационный, творческий и другой опыт старших наставников в процессе сотрудничества; приобретать молодым исполнителям и участникам проекта социально полезные навыки и компетенции.

На наш взгляд, современное поколение студентов имеет широкие возможности в плане организации досуга. Задачей вуза является создание максимально комфортных условий для полноценной самореализации студентов в различных сферах социально-культурной деятельности.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Григорьева, Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности: учебное пособие / под. науч. ред. Е.И. Григорьевой. — Тамбов: Першина, 2004. — 512 с.

2. Жарков, А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учебно-методическое пособие / А.Д. Жарков. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: МГУКИ, 2002. - 288 с.

3. Жаркова, Л.С. Деятельность учреждений культуры: учеб. пособие для студентов вузов культуры и училищ культуры / Л.С. Жаркова. - М.: МГУКИ, 2003. - 234 с.

4. Жегульская, Ю.В. Социально-педагогическая адаптация студентов вуза культуры и искусств средствами культурно-досуговой деятельности: автореф. ... канд. пед. наук / Ю.В. Жегульская. - Челябинск, 2014.

5. Ивченко, Е.В. Развитие художественно-творческой активности студенческой молодежи в социально-культурной деятельности вуза: дисс. ... канд .пед. наук / Е.В. Ивченко. - Челябинск, 2015.

6. Ильина, А.С. Социально-культурная деятельность как средство адаптации студентов-мигрантов: дисс. ... канд. пед. Наук. / А.С. Ильина. - Челябинск, 2011. - 178с.

7. Молодцова, Т.Д. Развитие социальной активности студентов в условиях педагогического вуза / Т.Д. Мо-лодцова, В.В. Гура, Е.Л. Буршит /под ред. Т.Д. Молодцовой, О.И. Ефремовой. - Таганрог: Изд-во Таганрог. ин-та им. А.П. Чехова, - 2014.

УДК 379.8 ББК 65

Н.И. Бочкова

ХАРАКТЕРИСТИКА ПАТРИОТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РОССИЙСКИХ МАСС-МЕДИА

Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования патриотического компонента в российском кинематографе, Интернет-сайтах, на современном телевидении. Использование медиа в патриотическом воспитании детей и молодежи России представлено как перспективное направление в современной образовательной системе.

Ключевые слова: старшеклассники, медиаобразование, медиатексты, патриотические Интернет-сайты, российское телевидение, современный российский кинематограф.

N.I. Bochkova

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

PATRIOTIC AND CHARACTERISTICS OF COMPONENT EDUCATIONAL OPPORTUNITIES RUSSIAN MEDIA

Abstract: the article discusses the potential use of Patriotic component in Russian cinema, Internet sites, on modern television. The use of media in Patriotic education of children and youth of Russia seems to us a promising direction in the modern obra-related system.

Keywords: high school, media education, media texts, patriotidnternet sites, Russian TV, a modern Russian cinema.

Социологические исследования показывают, что одними из наиболее популярных видов средств массовой коммуникации среди молодежи являются телевидение, кинематограф иИнтер-нет. Поэтому мы считаем целесообразным представить в данном параграфе краткую характеристику этих СМИ.

Телевидение - одна из самых доступных, массовых и эффективных форм информационного обмена, которая, в свою очередь, благодаря «широким коммуникационным возможностям: оперативности, «эффекту присутствия» является наиболее эффективным инструментом управления мировоззрением личности на современном этапе. Она оказывает влияние на образ жизни и стиль поведения, реализует задачи социального общения: социализации и самореализации личности» [2, 116].

В нашей стране телевидение в своем историческом развитии прошло важное преобразование: от 2-х государственных каналов (в советской стране) к многочисленным коммерческим каналам (начиная с периода перестройки до наших дней). Процесс такого превращения отечественного телевидения в сферу «свободного предпринимательства» обусловил переход телевизионной продукции в категорию товара, обладающего ярко выраженными потребительскими свойствами. Поэтому, по мнению медиапедагогов, телевизионные передачи должны проходить определенную сертификацию.

«Любой товар сегодня должен быть сертифицирован, то есть обладать набором определенных качеств. Так, например, продукты питания сертифицируют биологи, медики, специалисты других направлений, чтобы избежать ухудшения здоровья граждан. Проблема заключается в том, что нет критериев для оценки качества российской телевизионной продукции, которая оказывает

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.