Научная статья на тему 'Характеристика патриотического компонента и воспитательные возможности российских масс-медиа'

Характеристика патриотического компонента и воспитательные возможности российских масс-медиа Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
409
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАРШЕКЛАССНИКИ / HIGH SCHOOL / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / MEDIA EDUCATION / МЕДИАТЕКСТЫ / MEDIA TEXTS / ПАТРИОТИЧЕСКИЕ ИНТЕРНЕТ-САЙТЫ / РОССИЙСКОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ / RUSSIAN TV / СОВРЕМЕННЫЙ РОССИЙСКИЙ КИНЕМАТОГРАФ / MODERN RUSSIAN CINEMA / PATRIOTIСINTERNET SITES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Бочкова Н. И.

В статье рассматриваются возможности использования патриотического компонента в российском кинематографе, Интернет-сайтах, на современном телевидении. Использование медиа в патриотическом воспитании детей и молодежи России представлено как перспективное направление в современной образовательной системе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the potential use of Patriotic component in Russian cinema, Internet sites, on modern television. The use of media in Patriotic education of children and youth of Russia seems to us a promising direction in the modern obra-related system.

Текст научной работы на тему «Характеристика патриотического компонента и воспитательные возможности российских масс-медиа»

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Григорьева, Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности: учебное пособие / под. науч. ред. Е.И. Григорьевой. — Тамбов: Першина, 2004. — 512 с.

2. Жарков, А. Д. Технология культурно-досуговой деятельности: учебно-методическое пособие / А.Д. Жарков. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: МГУКИ, 2002. - 288 с.

3. Жаркова, Л.С. Деятельность учреждений культуры: учеб. пособие для студентов вузов культуры и училищ культуры / Л.С. Жаркова. - М.: МГУКИ, 2003. - 234 с.

4. Жегульская, Ю.В. Социально-педагогическая адаптация студентов вуза культуры и искусств средствами культурно-досуговой деятельности: автореф. ... канд. пед. наук / Ю.В. Жегульская. - Челябинск, 2014.

5. Ивченко, Е.В. Развитие художественно-творческой активности студенческой молодежи в социально-культурной деятельности вуза: дисс. ... канд .пед. наук / Е.В. Ивченко. - Челябинск, 2015.

6. Ильина, А.С. Социально-культурная деятельность как средство адаптации студентов-мигрантов: дисс. ... канд. пед. Наук. / А.С. Ильина. - Челябинск, 2011. - 178с.

7. Молодцова, Т.Д. Развитие социальной активности студентов в условиях педагогического вуза / Т.Д. Мо-лодцова, В.В. Гура, Е.Л. Буршит /под ред. Т.Д. Молодцовой, О.И. Ефремовой. - Таганрог: Изд-во Таганрог. ин-та им. А.П. Чехова, - 2014.

УДК 379.8 ББК 65

Н.И. Бочкова

ХАРАКТЕРИСТИКА ПАТРИОТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РОССИЙСКИХ МАСС-МЕДИА

Аннотация. В статье рассматриваются возможности использования патриотического компонента в российском кинематографе, Интернет-сайтах, на современном телевидении. Использование медиа в патриотическом воспитании детей и молодежи России представлено как перспективное направление в современной образовательной системе.

Ключевые слова: старшеклассники, медиаобразование, медиатексты, патриотические Интернет-сайты, российское телевидение, современный российский кинематограф.

N.I. Bochkova

PATRIOTIC AND CHARACTERISTICS OF COMPONENT EDUCATIONAL OPPORTUNITIES RUSSIAN MEDIA

Abstract: the article discusses the potential use of Patriotic component in Russian cinema, Internet sites, on modern television. The use of media in Patriotic education of children and youth of Russia seems to us a promising direction in the modern obra-related system.

Keywords: high school, media education, media texts, patriotidnternet sites, Russian TV, a modern Russian cinema.

Социологические исследования показывают, что одними из наиболее популярных видов средств массовой коммуникации среди молодежи являются телевидение, кинематограф иИнтер-нет. Поэтому мы считаем целесообразным представить в данном параграфе краткую характеристику этих СМИ.

Телевидение - одна из самых доступных, массовых и эффективных форм информационного обмена, которая, в свою очередь, благодаря «широким коммуникационным возможностям: оперативности, «эффекту присутствия» является наиболее эффективным инструментом управления мировоззрением личности на современном этапе. Она оказывает влияние на образ жизни и стиль поведения, реализует задачи социального общения: социализации и самореализации личности» [2, 116].

В нашей стране телевидение в своем историческом развитии прошло важное преобразование: от 2-х государственных каналов (в советской стране) к многочисленным коммерческим каналам (начиная с периода перестройки до наших дней). Процесс такого превращения отечественного телевидения в сферу «свободного предпринимательства» обусловил переход телевизионной продукции в категорию товара, обладающего ярко выраженными потребительскими свойствами. Поэтому, по мнению медиапедагогов, телевизионные передачи должны проходить определенную сертификацию.

«Любой товар сегодня должен быть сертифицирован, то есть обладать набором определенных качеств. Так, например, продукты питания сертифицируют биологи, медики, специалисты других направлений, чтобы избежать ухудшения здоровья граждан. Проблема заключается в том, что нет критериев для оценки качества российской телевизионной продукции, которая оказывает

влияние на формирование мировоззрения личности, поэтому может влиять на стандарты поведения людей» [2, 117]. В советском телевидении была отработана система такой «стандартизации» в рамках цензуры телевизионной продукции. Существовали определенные критерии, по которым оценивались передачи. Позже, в конце 80 - начале 90-х гг. прошлого века, цензура была резко раскритикована и отменена. Современные исследования социологов, психологов показали востребованность аудиторией введения элементов цензуры для телевизионных текстов. Для этого необходимо изучение модели телевизионной коммуникации с учетом привлечения специалистов в области культурологии, психологии, социологии. Для этого необходимо надлежащее научное обоснование, опора на мировой опыт в теории коммуникации, учет особенностей национальной культуры. Целью такого анализа модели телевизионной коммуникации является оценка влияния телевизионной продукции на формирование аудитории, развития норм общественной морали, нравственности и т.д.

Телевидение по результатам социологических исследований [7, 17] занимает лидирующие места как самое популярное масс-медиа. Г.Я. Власкиной выделены его специфические черты [2, 32-36]:

1) При рассмотрении в общей форме медиатекстов, которые производятся и показываются по телевидению, можно утверждать, что они обладают феноменом достоверности. Его суть в определенной доли объективности и, следовательно, убедительности.

2) Другим существеннейшим признаком ТВ является так называемый «эффект присутствия», который возникает вследствие одновременности события и его телевизионной ретрансляции. Зритель ощущает себя как бы непосредственно «подключенным» к разворачивающемуся действию. Эффект присутствия по своему творческому медиаобразовательному потенциалу в особых случаях способен к перерастанию в эффект соучастия, сотворчества. Зрители способны принять образ искусства за действительность, то есть у них возникает ощущение, будто между действительностью и ее отображением на экране нет посредника - создателя медиатекста. Но, как бы ни было близко телевидение к передаче жизни через формы самой этой жизни, оно отражает в себе действительность не зеркально, а с определенной долей условности, вносимой субъективным взглядом сценариста, режиссера, оператора и др.

«Условность телезрелища обозначается как «эффект отстранения», который превращает хроникально зафиксированное явление в медиаискусство. Даже изображение, снятое методом прямой съемки, не голый слепок, не чистое воспроизведение данности (разумеется, при условии талантливости или высокой профессиональной подготовленности операторов, режиссера; телеэкран как бы укрупняет личность, высвечивает и обозначает ее сущностные черты. И прямой репортаж с места события является тем искусством, которое на сегодня составляет феномен уникальности телевидения, те границы, в которых оно может проявить себя, не посягая на владения традиционно-художественных кадров» [2, 33].

Телевизионное изображение по сравнению с киноэкраном более схематично, поэтому телевизионный экран часто сравнивают с графикой, а киноэкран с живописью. Телеэкран, подобно графике, передает прежде всего контур, ключевые детали изображения, которые достраиваются в зрительском воображении, и отсюда больше доза условности.

Телевизионное действие не изолирует зрителя полностью от повседневной реальности, что, по мнению Г.Я. Власкиной, в высшей степени свойственно гипнотическому зрелищу. Поэтому телевидение формирует соответствующий тип восприятия, который предполагает со стороны зрителя не столько переживать происходящее на экране, «вживаясь» в него (эффект отождествления себя с героем), сколько его «исследовать». Отсюда активность контакта телеэкрана со зрителем, особенно с юным.

3) Исследователями отмечается такая особенность телевидения, как домашность восприятия. Школьник смотрит программу чаще всего в окружении членов семьи или друзей, отношения с которыми характеризуются короткой социальной и психологической дистанцией. Причем контакт между ними продолжает сохраняться и входе просмотра; во время восприятия он возможен потому, что предопределен условием личного контакта находящихся в кадре со зрителем. Это приводит к углублению восприятия, что постепенно порождает «доверительность».

4) Степень этого эффекта обуславливается также фактором программности, во многом определяющим возможность постоянного, систематического диалога с аудиторией. «Именно программность считается принципиальной чертой специфики телевидения. Отдельная передача из цикла или фильм сериала всегда воспринимаются школьником в эмоционально выраженной форме ожидания в программном контексте, что придает им дополнительное значение и соответствующую дополнительную эстетическую «нагрузку». Медиатексты по природе своей остроэмоциональны и наглядны, вот почему значительная часть эфирного времени отводится сериалам, тематическим передачам и пр.» [2, 35].

5) Специфика телевидения открывается в тех пограничных областях, где искусство смыкается с неискусством. Это прямая интерпретация действительности, идущая от репортажа; это особый контакт аудитории со зрелищем на телеэкране.

Важным для рассматриваемой проблемы является обращение к исследованиям, проведенным медиапедагогом А.В. Шариковым, которые он посвятил выявлению негативных моментов воздействия на потенциальную аудиторию. Приведем список из наиболее часто употребляемых «претензий» к телевидению в России (согласно проведенным исследованиям) [10]:

- эротические элементы, противоречащие моральным нормам;

- трансляция образцов дурного поведения;

- некорректная или избыточная политическая пропаганда;

- чрезмерное количество зарубежной продукции;

- агрессия, физическое или моральное насилие на экране;

- высказываемое неуважение к конкретным людям;

- систематическое искажение реальности;

- некорректный, исковерканный язык;

- некорректные правовые действия самих телеканалов;

- высказываемое неуважение к национальным символам, истории и культуре;

- некорректная или избыточная реклама;

- избыток негативно окрашенной социальной информации.

Рассмотрев тенденции развития телевидения в России, отметим, что оно оказывает как позитивное (воспитательные, образовательные, развивающие возможности ТВ), так и негативное влияние на несовершеннолетнюю аудиторию.

Телевидение сегодня активно обращается к фактам истории России как прошлого века (Первая мировая война, Великая отечественная война и др.), так и современности - зимняя Олимпиада в Сочи, возвращение Крыма в состав Российской Федерации и др..

По нашему мнению, это становится отражением, с одной стороны, реализации «Программы патриотического воспитания граждан РФ», которая начала действовать с 2000 года, а с другой - ТВ следует за потребностями своих зрителей, поскольку это отражается на рейтинге как телеканалов, так и отдельных телепередач.

Исходя из вышесказанного, мы можем утверждать, что российские зрители проявляют патриотические чувства, им интересна история своей страны, нравятся телесериалы, например, военные, которые основаны на реальных событиях. Этот критерий один из важных в комментариях к передачам. Таким образом, мы отмечаем, что на телевидении транслируется большое количество сериалов о Великой отечественной войне, например:

- «Господа офицеры»,

- «Последний бой майора Пугачева»,

- «Штрафбат»,

- «Последний бронепоезд»,

- «Сильнее огня»,

- «Военная разведка: западный фронт» и др.

Хочется отметить, что в них достаточно четко прослеживается линия патриотизма, верности своей Родине, что отражено в поступках героях, чертах характера, которыми наделяют главных героев авторы и т.д.

Возвращение Крыма в состав Российской Федерации стало одним из знаковых событий XXI века. С ним связаны санкции Евросоюза, США, Австралии, Канады и др. стран, которые стимулировали возрождение развития многих отраслей отечественной экономики. Они же стали еще одним фактором к объединению российских людей, пониманию Родины как единой и неделимой территории. Интересным, цитируемым, вызвавшим интерес у аудитории стал документальный фильм А. Кондрашова «Крым. Путь на Родину» телеканала «Россия 1», дата показа 15 марта 2015 года.

Роль кинематографа в жизни каждого человека и человечества вообще сложно переоценить. Отметим, что он давно перестал выполнять роль только развлекательного средства, а активно воздействует на своего зрителя, его сознание, демонстрирует образцы поведения, идеалы, формируя при этом то или иное мировоззрение, жизненные смыслы у своей аудитории. В советский период развития кинематограф часто использовался как средство эстетического, нравственного, патриотического воспитания детей и юношества. С начала прошлого века в нашей стране кинематографу отводилась особая роль в образовании и воспитании как детей, молодежи, так и взрослого населения.

Выдающийся режиссер В.И. Пудовкин подчеркивал, что «именно кинематографическое искусство обладает исключительными мощными возможностями для выражения мыслей и идей самого широкого общечеловеческого порядка. Эмоциональное волнение, чувства, выросшие в

зрителе крепче и сильнее любой логической аргументации, заставляют его поверить в то, что он увидел и услышал. Заставить человека поверить в истинность высказанной мысли - значит помочь ему сделать первый шаг в практической деятельности. Современное кино, благодаря своей интернациональной доступности, играет роль в духовном воспитании человечества большую, чем литература, театр, религия. Поэтому кино может стать как источником величайшего добра, так и величайшего зла» [9, 763]. Здесь нам хочется выделить особенность кинематографа, на которую указывал В.И. Пудовкин, а именно обращение не к кино в его широком понимании, а к высоким образцам кинематографического искусства. Эта точка близка и С.Н. Пензину, поскольку он выделял три вида художественного кинематографа:

1) коммерческий кинематограф;

2) арт-хаузный, под которым им понималось «серьезное, проблемное кино, альтернативное коммерческому» [6, 47];

3) авторский кинематограф. С.Н. Пензин совместно с О.А. Барановым предложили следующую формулировку данного термина: «авторское (режиссерское) кино - произведение «серьезного» киноискусства, в котором ощутима личность автора-творца» [1, 9].

Таким образом, согласно утверждениям В.И. Пудовкина и С.Н. Пензина, не все кинопроизведения несут позитивный образовательный и воспитательный потенциал, а лишь те, в которых заложен нравственный смысл.

А вот советский режиссер А.П. Довженко указывал на то, что кинематографисты - педагоги для миллионов. Эта позиция имеет много сторонников среди педагогов, например, Ю.Н. Усов, А.В. Федоров, Л.М. Баженова и мн. др., поскольку указывает на возможность использования разных кинофильмов, не ограничиваясь только высокими образцами киноискусства. Они исходят из положения о том, что необходимо опираться на потребности аудитории в области медиа, в том числе кинематографа. Так, А.В. Федоров [9] пишет, что в работе со школьниками и студентами следует постепенно «повышать» уровень потребностей, вводя авторские кинофильмы.

Кинематографическое сообщество в советский период достаточно активно взаимодействовало с педагогическими учреждениями, было заинтересовано в развитии зрительской культуры, повышении уровня восприятия фильмов, понимания авторской концепции, находившей отражение в кинопроизведениях. Так, в пособии-эссе В.В. Солдатова и О.А. Баранова «Искусство - это память, которая передается от поколения к поколению», опубликованном в 2014 году, находит отражение работа киноклуба, организованного в конце 1950-х годах О.А. Барановым. Медиапеда-гогам не только проводились просмотры и анализ фильмов, но и велась переписка с актерами, режиссерами, мультипликаторами, художниками, организовывались творческие встречи и поездки на киностудии, родину А.П. Довженко, проводились научные конференции. При этом особо подчеркивается взаимная заинтересованность учителя и воспитанников.

Итак, одно из самых молодых искусств стало неотъемлемой частью жизни человека. От восприятия кино только в виде развлечения предостерегал зрителей С.М. Эйзенштейн, последовательно проводивший идею, критиковавшую бездумное отношение к кино, выступавшую «против использования его только в развлекательных целях. Кинорежиссер должен точно знать механизм воздействия фильма на сознание зрителя, что позволяет ему умело управлять процессом формирования мировоззрения. Это позволит не только и не столько развлекать, но и развивать человека с помощью кинематографа» [10, 684]. Эта позиция находила отражение не только в теоретических воззрениях, но и в его творчестве.

Особых успехов достиг послевоенный кинематограф. Эволюция советского кинематографа привела к тому, что в 1960-е годы «духовная жизнь героев раскрывалась уже во многих произведениях, в первую очередь в тех, что были посвящены Великой отечественной войне, выдающимся деятелям прошлого, детству и юношеству» [5, 103]. Мы считаем, что фильмы на военную тематику, очень эмоционально воспринимавшиеся советскими людьми, выполняли роль определенного катарсиса. Л.С. Выготский в своей книге «Психология искусства» указывал на то, что социально-эстетический продукт создается авторами «с расчетом на то, чтобы вызвать психологический эффект, произвести взрыв в эмоциональной сфере индивида... В этом очистительном эффекте и раскрывается предназначение эстетической реакции» [9, 439 - 443]. Иными словами, в послевоенном кинематографе режиссеры не делали упор на внешнее проявление жестокости фашистов, сцен насилия, они и без того были живы в памяти советского народа. Наоборот, киноискусство стремилось «сгладить» внешнюю сторону войны за счет обращения к внутреннему миру главных героев, их мечтаниям, сопряженным с мирной жизнью, вечными человеческими ценностями.

Необходимо отметить, что именно в послевоенный период появились фильмы, которые С.Н. Пензин условно разделил фильмы на экстравертивные (существовавшие и в более ранний период развития кинематографа в СССР) и интровертивные. Он писал, что «первые показывают жизнь как бы взглядом постороннего, рассказывают о внешних событиях; им легче пробиться к

зрителям, ибо их содержание и композиция привычнее. Иное дело интровертивные фильмы, раскрывающие внутренний мир, духовную жизнь героя (или, что еще труднее — автора)» [6, 7].

Здесь мы видим сходство с позицией М.И. Ромма, утверждавшего, что в одном мире существуют рядом два абсолютно разных кинематографа. Один из них представляет собой искусство, а другой — доходную промышленность. Именно совокупность потенциальных возможностей кино в эстетическом, нравственном и патриотическом воспитании определила его смыслообра-зующую роль в медиаобразовательной деятельности С.Н. Пензина. Им подчеркивалось, что в современном обществе «кинематограф выполняет сложные задачи. Одна из них — воспитательная... Целенаправленное воспитание — формирование личности по заранее спроектированной модели. Педагогика — наука о воспитании, как бы предлагает образец-ориентир, на который все должны равняться. Тут кстати оказывается помощь искусства: положительным примером служит герой произведения, который становится для нас живой личностью. Недаром древние греки назначение искусства определяли словосочетанием «поучать развлекая» [6, 21].

Самым ярким примером гражданственности и патриотизма для подростков и молодежи является подвиг нашего народа во время Великой Отечественной войны (1941- 1945 гг.). Познание наших корней, сознание неповторимости Отечества, его судьбы, гордость за сопричастность к деяниям предков и современников воспитываются в молодежной среде с помощью кинематографа. Поэтому можно утверждать, что кинофильмы могут стать достаточно эффективным способом в формировании патриотического сознания молодежи.

В последние годы в кино активно разрабатывается военная тематика:

• «Сталинград»,

• «Битва за Севастополь»,

• «В июне 41»,

• «А зори здесь тихие»,

• «Приказано уничтожить» и др.

Таким образом, мы определили, что в развитии патриотического сознания кинематограф выполняет важную роль, что обусловлено многими факторами, из которых мы выявили следующие: кинематограф - один из самых популярных у молодежи средств массовой коммуникации; старшеклассники любят подражать понравившимся им героям, поэтому среди них популярны кинематографические персонажи; поддержка российской кинематографической индустрии, субсидирование производства фильмов на актуальные темы стимулируют обращение режиссеров к фильмам военной, исторической тематики с ярко выраженной патриотической доминантой.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Баранов, О.А. Фильм в воспитательной работе с учащейся молодежью / О.А. Баранов, С.Н. Пензин. -Тверь: Твер. Гос. Ун-т, 2005.

2. Власкина, Г.Я. Эстетическое воспитание старшеклассников средствами телевидения и радио / Г.Я. Вла-скина. — М., 1985.

3. Довженко, А.П. Избранные труды / А.П. Довженко. — М. Искусство, 1969.

4. Котруца, Л.Н. Формирование патриотического сознания учащихся в условиях современной школы / Л.Н.Котруца // Педагогика. - 2006. - № 6. - С. 79 - 84.

5. Пензин, С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы / С.Н. Пензин. — Воронеж: Изд-во Воронеж.ун-та, 1987.

6. Пензин, С.Н. Мир кино: учебное пособие / С.Н. Пензин. - Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2009.

7. Российские подростки в информационном мире. По результатам социологического исследования / С.Б. Цымбаленко, А.В. Шариков, С.Н.Щеглова. — М.: Юнпресс, 1999.

8. Суржко, Г.В. Патриотическое воспитание в России: только факты / Г.В. Суржко. — М., 2005.

9. Федоров, А.В. Медиаобразование: история, теория и методика / А.В. Федоров. - Ростов-на-Дону: Изд-во ЦВВР, 2001. 708 с.

10. Эйзенштейн, С.М. Избранные произведения. Т. 1. / С.М. Эйзенштейн. — М. — 1964.

УДК37 ББК77.08

В. Г. Юхняк

НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. Статья посвящена изучению технологии социально-культурной реабилитации людей пожилого возраста. В результате теоретического исследования выявлено, что применяемых с целью оказания им помощи в восстановлении компенсации нарушенных или утраченных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.