зрителям, ибо их содержание и композиция привычнее. Иное дело интровертивные фильмы, раскрывающие внутренний мир, духовную жизнь героя (или, что еще труднее — автора)» [6, 7].
Здесь мы видим сходство с позицией М.И. Ромма, утверждавшего, что в одном мире существуют рядом два абсолютно разных кинематографа. Один из них представляет собой искусство, а другой — доходную промышленность. Именно совокупность потенциальных возможностей кино в эстетическом, нравственном и патриотическом воспитании определила его смыслообра-зующую роль в медиаобразовательной деятельности С.Н. Пензина. Им подчеркивалось, что в современном обществе «кинематограф выполняет сложные задачи. Одна из них — воспитательная... Целенаправленное воспитание — формирование личности по заранее спроектированной модели. Педагогика — наука о воспитании, как бы предлагает образец-ориентир, на который все должны равняться. Тут кстати оказывается помощь искусства: положительным примером служит герой произведения, который становится для нас живой личностью. Недаром древние греки назначение искусства определяли словосочетанием «поучать развлекая» [6, 21].
Самым ярким примером гражданственности и патриотизма для подростков и молодежи является подвиг нашего народа во время Великой Отечественной войны (1941- 1945 гг.). Познание наших корней, сознание неповторимости Отечества, его судьбы, гордость за сопричастность к деяниям предков и современников воспитываются в молодежной среде с помощью кинематографа. Поэтому можно утверждать, что кинофильмы могут стать достаточно эффективным способом в формировании патриотического сознания молодежи.
В последние годы в кино активно разрабатывается военная тематика:
• «Сталинград»,
• «Битва за Севастополь»,
• «В июне 41»,
• «А зори здесь тихие»,
• «Приказано уничтожить» и др.
Таким образом, мы определили, что в развитии патриотического сознания кинематограф выполняет важную роль, что обусловлено многими факторами, из которых мы выявили следующие: кинематограф - один из самых популярных у молодежи средств массовой коммуникации; старшеклассники любят подражать понравившимся им героям, поэтому среди них популярны кинематографические персонажи; поддержка российской кинематографической индустрии, субсидирование производства фильмов на актуальные темы стимулируют обращение режиссеров к фильмам военной, исторической тематики с ярко выраженной патриотической доминантой.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Баранов, О.А. Фильм в воспитательной работе с учащейся молодежью / О.А. Баранов, С.Н. Пензин. -Тверь: Твер. Гос. Ун-т, 2005.
2. Власкина, Г.Я. Эстетическое воспитание старшеклассников средствами телевидения и радио / Г.Я. Вла-скина. — М., 1985.
3. Довженко, А.П. Избранные труды / А.П. Довженко. — М. Искусство, 1969.
4. Котруца, Л.Н. Формирование патриотического сознания учащихся в условиях современной школы / Л.Н.Котруца // Педагогика. - 2006. - № 6. - С. 79 - 84.
5. Пензин, С.Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы / С.Н. Пензин. — Воронеж: Изд-во Воронеж.ун-та, 1987.
6. Пензин, С.Н. Мир кино: учебное пособие / С.Н. Пензин. - Воронеж: Издательско-полиграфический центр Воронежского государственного университета, 2009.
7. Российские подростки в информационном мире. По результатам социологического исследования / С.Б. Цымбаленко, А.В. Шариков, С.Н.Щеглова. — М.: Юнпресс, 1999.
8. Суржко, Г.В. Патриотическое воспитание в России: только факты / Г.В. Суржко. — М., 2005.
9. Федоров, А.В. Медиаобразование: история, теория и методика / А.В. Федоров. - Ростов-на-Дону: Изд-во ЦВВР, 2001. 708 с.
10. Эйзенштейн, С.М. Избранные произведения. Т. 1. / С.М. Эйзенштейн. — М. — 1964.
УДК37 ББК77.08
В. Г. Юхняк
НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. Статья посвящена изучению технологии социально-культурной реабилитации людей пожилого возраста. В результате теоретического исследования выявлено, что применяемых с целью оказания им помощи в восстановлении компенсации нарушенных или утраченных
способностей к деятельности в соответствии с их духовными интересами, потребностями и потенциальными возможностями.
Ключевые слова: технология, социально-культурная технология, реабилитация, граждане пожилого возраста, досуг.
V.G . Yuhnyak
DIRECTION 0F SOCIAL-CULTURAL REHABILITATION OF THE ELDERLY
Abstract. The paper studies the technology of social and cultural rehabilitation of the elderly. A theoretical study found that applied for the purpose of assisting in the reconstruction of damaged or lost compensation abilities of the activities in accordance with their spiritual interests, needs and poten-tial opportunities.
Key words: technology, social and cultural technologies, rehabilitation, senior citizens and leisure.
В сегодняшнем мире, направленном на развитие молодежной культуры, представление «старческий возраст» позиционируется равно как выражение невезения, неуспеха, утраты, отсталости, консерватизма, из-за чего зачастую прослеживаются отрицательные стандарты отношения к престарелым людям.
В соответствии с классификацией Всемирной организации Здравоохранения к пожилому возрасту относится население в возрасте от 60 до 74 лет, от 75 до 89 лет - к старому, а 90 лет и старше - к долгожителям [5, 21]. Как известно, на практике пожилыми обычно считают людей, вышедших на пенсию. Однако этот критерий не может быть универсальным, так как пенсионный возраст в разных странах различен.
Улучшение у стареющих людей ощущения безопасности требует непрерывного совершенствования комплекса предоставляемых им общественных услуг. По этой причине разрабатываются и реализуются межведомственные проекты профилактики старения (геропрофилактики) в целях увеличения продолжительности жизни, ресоциализации и приспособления стареющих людей, укрепления их физиологической и психологической инициативности.
В данной взаимосвязи социально-культурная работа, имеющая большой запас конфигураций и способов внутреннего и психологического формирования личности, может улучшить жизнь людей престарелого возраста, развить их креативные возможности.
В трудах по теории социально-культурной деятельности (М. А. Ариарского, Т. Г. Киселевой, Ю. Д. Красильникова, Ю. А. Стрельцова, Е. И. Смирновой, В. Я. Суртаева, H. H. Ярошенко и др.) рассматривается проблема формирования личности. В работах Ю. П. Азарова, Г. М. Бирже-нюка, Л. С. Жарковой, А. П. Маркова, В. М. Чижикова, Н. В. Шарковской и др. отражено развитие социокультурной активности личности.
Проблемы социокультурной адаптации стареющих людей в условиях переходной экономики довольно подробно рассмотрены в диссертационных трудах Н. В. Герасимовой, И. Н. Бондаренко.
Проблемы досуга людей старшего поколения презентованы в работах
К. М. Арымбаевой, Г. С. Головлевой, Т. В. Вдовенко, О. Ю. Мацукевич, Ю.Б. Мицкевич, Т. П. Степановой, И. В. Трифоновой, О. А. Пачиной, Е. И. Холостовой и др.
Несмотря на весьма значительную общенаучную заинтересованность, тема формирования социально-культурной деятельности людей пожилого возраста не нашла полного рассмотрения.
Изучение теоретической литературы, а также исследование имеющегося социально-культурного влияния на развитие личности человека пожилого возраста дали возможность выделить следующие противоречия:
- между необходимостью сообщества в обеспечении интенсивного долгого срока жизни, самодостаточности и самореализации людей пожилого возраста и малым использованием этой общественной группы в общественно важных типах досуговой деятельности;
- между стремлением людей пожилого возраста к фактической роли и самореализации в общественно-важной досуговой работе и превосходством в воспитательной работе учреждений социальной защиты населения классических, недифференцированных способов педагогического влияния.
Цель нашего исследования состоит в изучении технологии социально-культурной реабилитации лиц пожилого возраста.
Изменение социального статуса человека в старости, как показывает практика, прежде всего, негативно сказывается на его моральном и материальном положении, отрицательно влияет на психическое состояние, снижает его сопротивляемость к заболеваниям и адаптацию к изменениям
окружающей среды. С переходом в категорию пожилых людей, пенсионеров, зачастую коренным образом изменяется не только взаимоотношения человека и общества, но и такие ценностные ориентиры, как смысл жизни, счастье, добро и зло и др. Меняется и сам образ жизни, распорядок дня, круг общения.
Жизнедеятельность человека не представляется полноценной, если не будут реализованы его права на отдых, на интересующие его формы проведения свободного времени. Свободное времяпрепровождение (досуг) и отдых представляют особенно существенную значимость для людей пожилого и старческого возраста, особенно когда их трудовая деятельность окончена. В нынешних финансовых обстоятельствах люди пожилого возраста занимают в мире маргинальное социально-культурное положение. Сдерживание комплекта общественных ролей и цивилизованных конфигураций инициативности суживает границы их деятельности. Вследствие этого особая роль придается досугу после наступления пенсионного возраста либо выхода на пенсию в связи с болезнью (инвалидностью). Человек после выхода на пенсию должен адаптироваться к новым для него условиям жизни. У многих пожилых людей полноценная жизнедеятельность в это время невозможна, так как необходима посторонняя помощь с целью удовлетворения социальных потребностей. Организация свободного времяпрепровождения (досуга) представляет собой один из важных элементов реабилитации пожилого человека [2].
В последнее время создаются новые технологические процессы социально-культурной помощи, содействующие общественному приспособлению слабо защищенных групп населения. Задача интегрирования людей старшего поколения в социально-культурную жизнедеятельность общества учитывает исследование и реализацию специализированных национальных проектов в области культурной и оздоровительной политики.
При организации досуга лиц пожилого возраста возникают проблемы, которые носят следующий характер:
1. ограничение границ досуга из-за финансовых проблем, способности передвижения и др.;
2. возрастные ограничения в развитии навыков и способностей необходимых для проведения свободного времени, а также возможности развивать эти качества с учётом новой социальной ситуации развития - выход на пенсию;
3. степень доступности общественного досуга и отдыха для лиц пожилого возраста;
4. социальное окружение, его атмосфера, способствующая участию пожилого человека в различных формах проведения досуга отдыха [5].
«Социально-культурная реабилитация пожилых людей представляет собой систему приёмов и методов воздействия средствами социально-культурной деятельности и предоставления услуг, используемых с целью предложения им поддержки в возобновлении (компенсации) нарушенных либо потерянных возможностей в работе в согласовании с их внутренними увлечениями, нуждами и способностями» [4, 44].
Понятие «технология социально-культурной реабилитации» включает в себя две составляющие: «культурное» и «социальное». «Социальное» говорит о том, что данная технология направлена на личность человека пожилого возраста и предполагает положительные изменения в его образе жизни. Термин «культурное» обозначает те средства, с помощью которых человек пожилого возраста реализует свои креативные возможности. «Социальное» подразумевает вывод пожилого человека в такого рода степень ответственности, что дает возможность им входить в обыкновенные общественные контакты и взаимодействия. «Культурное» -предполагает заполнение процесса реабилитации конкретным культурным содержанием, исследование культурных ценностей, общепризнанных норм и обычаев, указание на область проявления их культурной активности, на результаты их творчества в ходе социально-культурной деятельности. «Социальное» - учитывает разные формы взаимодействия стариков между собою и с окружающей социальной средой, а «культурное» подразумевает получение результатов такого взаимодействия. При планировании досуга и отдыха преимущество принадлежит развивающим технологиям, сопряженным с вовлечением пожилых людей в разные виды художественного, прикладного и технологического и творчества. Расширяя возможности самоутверждения и самореализации, социальной адаптации, они оказывают на них социализирующее влияние.
Специалисты по реабилитации использует различные технологии работы с пожилыми людьми. К ним можно отнести: репродуктивные и творческие, развивающие (тренинги, импровизации), игровые и развлекательно-игровые (малоподвижные, подвижные, театрализации), обучающие (повтор, упражнение), проблемно-поисковые и др.
Культурно-досуговая деятельность пожилых людей включает в себя следующие виды: торжества, ритуалы, состязания, фестивали; занятия спортом, интенсивное передвижение, поездки, забавы; деловые, коммерческие, логические, умственные игры и занятия; сдержанный пассивный отдых (чтение, просмотр телепередач, слушание радиовещание и др.). Все эти
формы досуга и отдыха пожилых людей направлены на их реабилитацию, достижение жизненно важных целей.
Цель социокультурной реабилитации - достижение посредством арттерапевтических методов взаимодействия арттерапевта с пожилым человеком. Социокультурная реабилитация использует в качестве терапевтических средств различные художественные техники (вокал, пластику, мимику, клоунаду, актёрскую импровизацию, видеосъёмку, стихосложение, рисование и пр.), используя момент эстетического переживания для гармонизации психического состояния пожилого. Реабилитационным пространством могут стать живописная мастерская, хореографический класс, филармонический зал, драматический театр, цирковая арена, эстрадная площадка, картинная галерея, музейная экспозиция, поэтическая студия, видеосалон [3, 44]
В реабилитационном процессе просматривается разнообразие целей, которое связано с типами функциональных нарушений (нарушения опорно-двигательного аппарата, органические заболевания, сенсорные дефекты и т. д.).
Одним из ключевых составляющих социально-культурной реабилитации представляется исследование условий, определяющих характер существования пожилых людей, характерные для них эталоны и общепризнанные нормы поведения, духовные ценности, социально-культурные интересы и предпочтения.
Существенная роль принадлежит психической мотивации пожилого человека для участия в досуговых мероприятиях. Непременным условием успеха является желание человека принимать участие в реабилитационных формах работы. В ходе освоения той или иной формы досуга происходят изменения не только в самом человеке, но изменяется и окружающая среда.
Динамика перемены мотивации служит основанием для оценки реабилитирующего влияния досуга, что осваивает человек пожилого возраста.
В практике разнообразной по формам и видам социально-культурной деятельности индивидуальные интересы различаются своеобразными проявлениями, каждый из которых может отличаться установленным признаком реабилитирующего влияния на личность пожилого человека.
При проведении социально-культурной реабилитации пожилых людей необходимо учитывать:
— личность самого человека;
— отношения и контакты их с окружающей средой и, первоначально, с домашней микросредой;
— культурно-досуговые способы и формы, динамично оказывающие большое влияние на индивидуальность пожилого человека, на его место в мире и социальную реабилитацию.
Предназначение досуговых технологий - содействовать пожилым в развитии навыков общения, которые весьма важны для адаптации в социуме. Имеются психические закономерности, убыстряющие интеграционные движения в общество.
Принципиально важно подобрать и порекомендовать пожилому человеку интересную увлекательную деятельность, что не позволит ему сконцентрироваться на собственных недугах и переживаниях. Больше всего подобные занятия связаны с прикладным художественным и техническим творчеством, а кроме того с наиболее пассивными типами деятельности - чтением, просмотром телепередач, слушанием радиопередач. Вследствие этого у пожилых людей улучшается состояние здоровья, облегчается болезненное состояние.
Высокую результативность демонстрируют персональные проекты самореабилитации, в состав которых входят концепции всевозможных специализированных тренингов, чередующих интеллектуальные и физиологические перегрузки, интенсивность которых возрастает по мере улучшения состояния пожилого человека. Так, автоматическое выучивание и применение шаблонных наборов действий, нужных в обычных культурных моментах, предоставляет человеку вероятность приобрести степень самостоятельности.
Реабилитация, социальная адаптация и развитие независимого образа жизни пожилых людей зависит от участия в нем различных специалистов (докторов, психологов, преподавателей, дефектологов, социальных педагогов, специалистов культуры, специалистов по реабилитации и
др.) [1].
В этом процессе необходима связь научных работников и практиков, государственных и негосударственных институтов, широких кругов населения, средств массовой информации. В задачи применяемых технологий входит нейтрализация и устранение факторов обособленности пожилых людей в социально-культурной области; привлечение их к профессиональной социально-культурной деятельности, предоставление им определенной поддержки в согласовании с их способностями и увлечениями; помощь пожилому человеку в сфере досуга с учетом народных, возрастных, религиозных и иных условий. В работе с пожилыми людьми должна быть создана благоприятная, доступная среда.
Применение специализированных приборов, устройств, способствующих облегчению ориентации, подвижности, взаимодействию, передачи данных представляется главным условием в организации реабилитационной помощи. При организации досуга необходимо принимать во внимание физиологическое и психическое сосредоточение пожилого человека. Понимая то, что в этом возрасте снижается трудоспособность людей, следует регулировать продолжительность занятий, число пауз, интервалов для разминок с учетом их физических, когнитивных и психоэмоциональных возможностей. Внимания заслуживает технология оценки результатов деятельности пожилых людей. Необходимо не завышая и не занижая их, выделять те стороны деятельности, которые ведут к успеху.
Таким образом, изучение таких понятий как «социокультурная реабилитация» и «технология социально-культурной реабилитации» показало, что технология социально-культурной реабилитации - система организационных приемов и методов воздействия средствами культурно-досуговой деятельности и (или) предоставления услуг пожилым гражданам, применяемых с целью оказания им помощи в восстановлении (компенсации) нарушенных или утраченных способностей к деятельности в соответствии с их духовными интересами, потребностями и потенциальными возможностями. Технология социально-культурной реабилитации реализуется в следующих направлениях: просветительское, досуговое, коррекционное, познавательное, лечебно-оздоровительное, эмоционально-эстетическое.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Демина, Э.Н. Социальная реабилитация инвалидов и пожилых граждан: методическое пособие / Э.Н. Демина. - Санкт- Петербург, 2007.
2. Дмитриченко, Е.С. Направления деятельности отделения реабилитации стационарного учреждения социального обслужиания граждан пожилого возраста / Е.С. Дмитриченко // Социальное обслуживание. -2010. - № 1.
3. Зайнышев, И.Г. Технология социальной работы / И.Г. Зайнышев. - М., 2002.
4. Лобода, М.А. Новые технологии в деятельности социальной службы по социокультурному обслуживанию граждан пожилого возраста / М.А. Лобода // Социальное обслуживание. - 2009. - № 5. - С 43-49.
5. Черевик, К. С. Формирование музыкально-эстетического интереса при использовании музыкального фольклора Донского края / К.С. Черевик. // Концепт. 2013. - № 57. - С.16-20.
6. Энциклопедия социальной работы. - Т. 1. М., 1998.
УДК 374.7 ББК 65
Г.Ю. Тихомирова
ФЕСТИВАЛЬ КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация. В статье рассматривается современный фестиваль во взаимосвязи с социально-культурной коммуникации, а также фестиваль как форма социально-культурной деятельности. В рамках фестиваля будут рассмотрены механизмы межличностной коммуникации, внутрикультур-ной и межкультурной.
Ключевые слова: фестиваль, социально-культурная деятельность, глобализация, межличностные, внутрикультурные, межкультурные коммуникации.
G.Y. Tikhomirova FESTIVAL AS A FORM OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES
Abstract. The article discusses the current festival in Association with socio-cultural communication, as well as the festival as a form of socio-cultural activities. The festival will be the mechanisms of interpersonal communication, intra cultural and intercultural.
Keywords: festival, socio-cultural activity, globalization, interpersonal, intra cultural, intercultural communication.
Фестивали - актуальная форма социально-культурной деятельности детей и молодежи. В словарях можно найти довольно сходные определения фестиваля: «фестиваль» - это массовое празднество, показ и смотр лучших достижений искусства: музыкального, театрального, кино и т.п. [4, 97]; «фестиваль - массовое празднество, показ (смотр) достижений музыкального, театрального, эстрадного, циркового или киноискусства» [2, 86].
В современной России фестивальная деятельность молодежи - это, во-первых, демонстрация достижений в киноискусстве, литературе, музыке, спорте, художественном искусстве, цирко-
242