ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 2 (52) март-апрель ^
предлагается реализовать, а ориентируясь на их собственную инициативу — они сами найдут интересные проекты, соответствующие их потенциалу.
Не следует забывать одно из откровений современного социокультурного менеджмента — технологии управления начинаются не с денег и материальных ресурсов, не структуры создают проекты и программы, а наоборот — структуры создаются под проекты и программы. Проекты и программы порождаются и осуществляются конкретными людьми на основе общности их интересов. Не будет общности интересов, и любые технологии менеджмента — на уровне сельского клуба, районной библиотеки или областного музея — окажутся
несостоятельными.
Поэтому работа с персоналом вполне может и должна рассматриваться как относительно самостоятельная технология менеджмента, как система работы по подготовке, подбору и расстановке компетентных работников и специалистов, а также — учету, формированию и развитию мотивации к инициативному, ответственному и эффективному труду.
На основе рассмотренных выше научно-деятельностного, социально-экономического и организационно-кадрового ресурсов обеспечения технологий управления можно построить систему механизмов управления устойчивым развитием социально-культурных учреждений и организаций.
Социально-культурные инновации
в воспитании современной молодежи: опыт московского государственного университета культуры и искусств
УДК 37:36
Т. А. Надаховская
Московский государственный университет культуры и искусств
Социально-культурная деятельность университета имеет мощный воспитательный потенциал. Она ориентирует молодое поколение на формирование и сохранение культуры своей страны, стимулирует рождение и претворение в жизнь новых социально-культурных инициатив. А именно на молодежи сегодня лежит историческая ответственность за сохранение и развитие национальных культурных традиций и ценностей.
Ключевые слова: воспитательная деятельность, социально-культурная деятельность, культурно-досуговая деятельность.
Social and cultural activities of the university has a powerful educational potential. It focuses a young generation on the formation and preservation of culture of the country, stimulates the birth and implementation of new cultural initiatives. It is the young generation that is responsible for saving and development of national cultural traditions and values.
Keywords: Educational activity, Social and cultural activities Cultural and leisure activities. 118 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (52) март-апрель 2013 118-121
^ Социально-культурная деятельность
Движение высшего профессионального образования к моделям Болонской образовательной системы, ориентированной на индивидуализацию обучения, вошло в определенный культурный конфликт с коллективистскими традициями отечественной высшей школы.
Однако Болонский процесс не имеет целью достичь единой системы образования для всех стран. Вхождение России в Болонский процесс не означает отказ от отечественных традиций высшего образования. В итоговых документах заседания Ассоциации европейских университетов, проходившего осенью 2011 года в Палермо, прямо указывалось, что необходимо сохранять сильные стороны деятельности каждого университета и его специфику.
История России показывает, что российская культура оказывает эпохальное гуманизирующее воздействие на нашу жизнь. Культура приобретает решающий характер именно в переломные моменты истории, в периоды политической, социальной Ф нестабильности.
Значение деятельности работников сферы культуры и искусств в переломные моменты истории чрезвычайно велико. Она зачастую имеет решающий характер. Отсутствие целостной государственной молодежной культурной политики, системного государственного воспитания, просвещения и общественной организации детей, подростков и молодежи привело к негативным последствиям, которые представляют угрозу для безопасности духовной и материальной составляющих национальной культуры в будущем.
Молодежь, составляющая одну пятую часть населения страны, активно участвует в производственных, экономических, политических процессах страны и играет важную роль в реализации курса реформ, государственного строительства, формирования гражданского общества.
В современном российском обществе важно обеспечивать не только сохранность всего культурного богатства, но и преемственность культурных традиций, а также разви-
вать их с максимальным использованием мирового культурного опыта.
Сегодня именно на молодежи лежит историческая ответственность за сохранение и развитие национальных культурных традиций и ценностей.
В сознании молодежи происходят существенные перемены, изменяются ценностные ориентации. Молодежь находится в противоречивых условиях выбора путей и возможностей своего социокультурного развития, сопровождающегося падением общего культурного уровня, негативными явлениями в молодежной среде, ростом пессимистических настроений и эгоцентризма молодежного сознания.
Государственные институты, в особенности учебные заведения, должны учитывать в своей деятельности перемены, происходящие в молодежной среде, и работать по новым принципам, опираясь на огромный позитивный потенциал отечественной многонациональной культуры.
Получить востребованную специальность, реализовать себя как личность, добиться поставленных целей, быть успешным — вот приоритеты современной молодежи.
Инновационным в настоящее время можно считать образование, побуждающее к саморазвитию. Большое значение для реализации инновационного потенциала имеет профессионализм руководителей и педагогов.
Московский государственный университет культуры и искусств — это вуз, где главным является формирование личности будущего специалиста в сфере культуры и искусств в процессе обучения и воспитания.
Воспитание личности молодого человека через освоение культуры — вот важнейший приоритет МГУКИ. Академик Д.С. Лихачев говорил: «...культура — это огромное целостное явление, которое делает людей, населяющих определенное пространство, из просто населения — народом, нацией». Полностью принимаем формулу Д.С. Лихачева о том, что именно общая культура формирует и объединяет народ и нацию.
Всепроникающий характер воспитатель-
$
119
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 2 (52) март-апрель ^
ной деятельности позволяет добиться положительного результата в изменении социокультурной ситуации в обществе, социуме, отдельном трудовом коллективе, способствует возрождению духовного потенциала нации.
Университет — это социально-культурное пространство, в котором происходит встреча представителей разных культур и религий, где реально осуществляется полноценная социальная интеграция.
Студенчество, являясь наиболее интеллигентной, творчески развитой, прогрессивной, социально активной частью молодежи, стремится стать лидером российской интеллигенции, выступает движущей силой построения гражданского общества в России.
Однако у молодежи отсутствует жизненный и социальный опыт в реализации своих возможностей и творческих способностей. Им сложно противостоять агрессивному воздействию «массовой» культуры. Решение этих задач требует вовлечения в активное воспитание будущих специалистов преподавателей, аспирантов и сотрудников университета.
Основной задачей в учебно-воспитательной работе является активизация студентов как субъекта академической среды, привлечение их к участию в механизмах обеспечения качества образования. МГУКИ предусматривает органическое единство учебного и воспитательного процесса с четким разделением на следующие направления: воспитание в процессе обучения и воспитание во внеучебное время. Каждый педагог и сотрудник университета — это наставник, воспитатель и помощник студента в развитии его духовных, нравственных качеств, в его профессиональном становлении.
Обеспечение высокого качества подготовки специалистов в социально-культурной сфере возможно за счет внедрения инновационных образовательных технологий, активизации заинтересованных работодателей в решении стратегических вопросов обучения.
Участие будущих работников социально-культурной сферы в работе творческих объ-
единений (мастер-классов и т.п.) помогает сформировать у них навык социального взаимодействия, способности вести диалог, правильно оценивать ситуацию, успешно адаптироваться к новой реальности.
Воспитательная система создает условия для формирования общекультурных компетенций студентов на основе гражданско-патриотических, духовно-нравственных, культурных ценностей, развития у выпускников способности быстро адаптироваться к новым ситуациям в социально-культурной сфере, самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность, уметь работать в команде, осуществлять профессиональную деятельность в реальных условиях.
Наличие в обществе ценностных ориента-ций, культурных образцов, способных послужить духовной и социальной интеграции, позволяет студентам овладевать новыми общекультурными компетенциями.
Досуг стал жизненно важной сферой в системе Московского государственного университета культуры и искусств.
Культурно-досуговая деятельность как специфическая сфера организации и развития студенческой жизнедеятельности, реализующаяся через процессы использования опыта, преемственности и развития ценностных ориентаций с помощью специальных социальных структур, ориентирует современное университетское воспитание на целостное понимание, единое мироустройство.
Воспитательная деятельность в университете нацелена на формирование и развитие студента, усвоение вечных духовно-нравственных ценностей российского народа, развитие его творческих способностей, направленных на изменение мира вокруг себя, и сопряжена с ответами на вопросы: Кто я? Как я живу? Зачем я так поступаю? Чего хочу от жизни, от себя, от других людей? Чему мне надо учиться?
Возможность формирования и развития общекультурных компетенций обусловлена созданием социокультурной среды, представлена кружками, творческими коллективами, студенческими объединениями и клу-
$
122
^ Социально-культурная деятельность
бами по интересам. Возникли они исходя из пожеланий самих студентов.
Студенческие клубы являются особой формой инициативной общественной деятельности студентов, направленной на решение важных вопросов организации досуга молодежи, развитие их социальной и творческой активности.
Студенты университета организовали ряд студенческих клубов по интересам: «Профессионал», «Диалог», спортивный клуб «Belly Dance», Клуб Выпускников, клуб «Личной самообороны», клуб «Игротека», дискуссионный клуб «Точка зрения». Преподавание в спортивно-танцевальном клубе по направлению «Belly Dance» вела студентка факультета СКД Алиса Аралова — участница и лауреат многих конкурсов и фестивалей; победительница 5 Международного фестиваля «В Мире Искусства», победительница международного фестиваля «Друзья Болгарии»; Tribal Evolution 2011; участница танцевальных телевизионных программ на канале MTV и др.
В 2012 году открылся клуб «Профессионал», где есть постоянная рубрика «Раскрытие понятия профессионализма в сфере культурно-досуговой деятельности». Приглашаются выпускники кафедры КДД, продюсеры, режиссеры различных культурных проектов, которые делятся секретами своего профессионального мастерства.
В рамках клуба «Диалог» проходят встречи студентов факультета СКД на тему «Использование социопсиходрамы в театрализованных программах». На встречах студенты знакомятся с понятием психодрамы, принимают активное участие в обсуждении театрализованных фрагментов, сыгранных студентами 5 курса кафедры культурно-досуговой деятельности.
На факультете социально-культурной деятельности учатся студенты, которые входят в общеуниверситетский оргкомитет лиги КВН (Лига Университета).
С помощью этого культурно развивающего
потенциала создаются благоприятные условия для всестороннего развития личности, ее коммуникативных, организационных навыков, условия для проявления лидерских качеств.
На территории мемориала воинской славы микрорайона Левобережный городского округа Химки ежегодно проводится «Парад наследников Победы», в котором всегда участвуют студенты факультета СКД. Они показывают театрализованное представление «Мы — наследники Великой Победы», повествующее об основных исторических вехах Великой Отечественной войны.
В университете организован ежегодный международный песенно-поэтический фестиваль-конкурс «Журавли над Россией». Основная задача фестиваля заключается в объединении молодежи стран СНГ и России. В конкурсе регулярно принимают участие студенты разных факультетов.
Дни факультетов и институтов, Поэтический турнир, заседания клуба «Мы — Россияне», цикл мероприятий, посвященных 70-летию битвы под Москвой, студенческий межфакультетский вечер-концерт «Дружбу славлю, сплотившую нас», устный тематический журнал «Моя Россия» и др. формируют личность специалиста, развивают творческий потенциал студента.
Социально-культурная деятельность университета имеет мощный воспитательный потенциал. Она ориентирует молодое поколение на формирование и сохранение культуры своей страны, стимулирует рождение и претворение в жизнь новых социально-культурных инициатив.
Таким образом, социально-культурная деятельность является важной составляющей культурно-образовательной среды университета, посредством которой реализуется мощный воспитательный потенциал. Она способствует процессам социализации и воспитания молодого поколения в соответствии с принципами, нормами и ценностями, принятыми в культурной среде государства.
$
121
ф
сю
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 2 (52) март-апрель ^
^некоторые особенности формирования нравственной культуры личности в условиях глобализации
УДК 008:1-027.21
И. В. Ржепянская
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье анализируются проблемы формирования нравственной культуры личности в условиях глобализации. В данном аспекте культура как национальная идея и народное творчество как содержание образования рассматриваются как основополагающие факторы.
Ключевые слова: нравственная культура, личность, поведение, педагогическое воздействие, образовательный процесс, народное творчество.
In article problems of formation of moral culture of the personality in the conditions of entry of modern education into globalization process are analyzed. In the given aspect culture as a national idea and folklore as the content of education considered as fundamental factors.
Keywords: Moral Culture, personality, behavior, pedagogical influence, educational process, folklore.
Проблема формирования «нравственной культуры личности» всегда волновала человечество, но предметом особого анализа она традиционно становилась в переломные моменты жизни общества, так как отражала внутреннее состояние его духа. Общественная значимость проблемы определила и широкий спектр научного интереса к ней — философии, социологии, культурологии, этики, педагогики, психологии и др. наук, каждая из которых рассматривала свой аспект «нравственного», решая специфические задачи, соответствующие предмету исследования. Постепенно из общего потока проблем нравственного порядка выделились две основные: «как должно поступать человеку», или путь к формированию нравственной культуры личности (этика, педагогика, психология), и вопросы гносеологического порядка (философия, культурология, социология).
В философии «нравственное» рассматривается с точки зрения ценностно-смыслового и познавательного понятия, в этике — как путь к формированию нравственной личности (ее счастливой жизни и реализации), в педагогике — как процесс, направленный на формирование личности (включает самовоспитание, самосовершенствование и пр.), в психологии этот процесс связывается с формированием Я-концепции («личностного Я» и ценностно-смысловой сферы в направленности действий), в культурологии и социологии с нравственными основаниями связываются существование и развитие общества, а также сам процесс взаимодействия человеческих отношений. Таким образом, нравственная культура личности получает развитие в русле не только философско-этичес-кой, но и педагогической проблематики.
Как сложное неоднозначное понятие «нравственная культура личности» охваты-
122 1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (52) март-апрель 2013 122-126