Научная статья на тему 'Сущность профилактики асоциальных явлений в молодёжной среде в условиях учреждений социально-культурной сферы'

Сущность профилактики асоциальных явлений в молодёжной среде в условиях учреждений социально-культурной сферы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1265
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ / SOCIAL MALADJUSTMENT / АСОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ANTISOCIAL BEHAVIOR / ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ / PREVENTION OF ANTI-SOCIAL PHENOMENA AMONG YOUNG PEOPLE / МОЛОДЕЖНАЯ СРЕДА / УЧРЕЖДЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ / INSTITUTIONS / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES / SOCIAL AND CULTURAL FACILITIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Воротников Валерий Леонидович

В статье рассматриваются основные подходы профилактики асоциальных явлений в молодежной среде в условиях учреждений социально-культурной сферы. Автор подчеркивает, что анализ деятельности различных учреждений социально-культурной сферы позволяет выявлять инновационные технологии и выстраивать профилактическую работу с молодежью более эффективно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reviews the main approaches to preventing antisocial phenomena among young people in institutions and social-cultural sphere. The author stresses that the review of the institutions of social and cultural sphere, to a large extent can reveal the most innovative technologies and to build prevention work with young people more effectively.

Текст научной работы на тему «Сущность профилактики асоциальных явлений в молодёжной среде в условиях учреждений социально-культурной сферы»

.....

I I I ■ M I I I I

102 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 6 (44) ноябрь-декабрь ^

6. Попов, В. В. Культурно-досуговая деятельность в контексте научного исследования: монография / В.В. Попов, Ф.Х. Попова. - Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 2004.

7. Словарь иностранных слов. - М.: Русский язык, 1982.

8. Современные технологии социально-культурной деятельности/ под ред. Е.И. Григорьевой. - Тамбов: Издательство ТРОО «Бизнес-Наука-Общество, 2011. - 389 с.

9. Сыромятников, И. В. Организация психологической работы в воинских частях в мирное время / И.В. Сыромятников. - М., 2004.

10. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. - 7-е изд., перераб. и доп. -М., 2001.

СУЩНОСТЬ ПРОФИЛАКТИКИ АСОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ В МОЛОДЁЖНОЙ СРЕДЕ В УСЛОВИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ

В. Л. Воротников

Тамбовский государственный университет имени Г. P. Державина

В статье рассматриваются основные подходы профилактики асоциальных явлений в молодежной среде в условиях учреждений социально-культурной сферы. Автор подчеркивает, что анализ деятельности различных учреждений социально-культурной сферы позволяет выявлять инновационные технологии и выстраивать профилактическую работу с молодежью более эффективно.

Ключевые слова: социализация, социальная дезадаптация, асоциальное поведение, профилактика асоциальных явлений, молодежная среда, учреждения социально-культурной сферы, культурно-досуговая деятельность.

The article reviews the main approaches to preventing antisocial phenomena among young people in institutions and social-cultural sphere. The author stresses that the review of the institutions of social and cultural sphere, to a large extent can reveal the most innovative technologies and to build prevention work with young people more effectively.

Keywords: socialization, social maladjustment, antisocial behavior, prevention of anti-social phenomena among young people, institutions, social and cultural facilities, cultural and leisure activities.

Значительное место в общей структуре правонарушений занимает преступность среди молодежи. Уровень преступности в молодежной среде растет с каждым днем, что в значительной мере предопределяет будущую криминальную ситуацию в России.

Растет число молодых людей, употребляющих алкоголь и наркотики, совершающих проступки и уголовные преступления. Все

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (44) ноябрь-декабрь 2011 102-106

больше втягивается подростков и молодежи в преступный бизнес, продажу наркотиков и многое другое. И все это заставляет задуматься, ведь от того, чем занимается молодой человек в свободное время, как организовывает свой досуг, зависит дальнейшее формирование его личностных качеств, потребностей, ценностных ориентаций, мировоззренческих установок, а в целом предопределяет его

.....

I I I ■ М I I I

Социально-культурная деятельность 103

положение в обществе.

Общеобразовательные, культурно-досу-говые учреждения, а также социальные реабилитационные центры проводят работу с подростками и молодыми людьми с отклоняющимся поведением. Эта работа проводится не в полной мере, и не всегда дает положительный результат. Потребность в совершенствовании воспитательного процесса в современных условиях предполагает поиск путей повышения эффективности педагогического воздействия на личность, которое способно обеспечить ее ресоциализацию. Одним из условий повышения эффективности воспитательной работы является деятельность, в задачи которой входит формирование позитивных индивидуальных интересов личности молодого человека. Такая деятельность предполагает особый арсенал средств и методов педагогического воздействия. Таким набором средств культурно-досуговая деятельность в полной мере обладает.

Опыт работы многих учреждений культуры показывает, что такие сферы личности, как интересы, ценностные ориентации в сфере досуга, творческие способности, часто остаются вне целенаправленного педагогического воздействия (исследование «Экстремистские тенденции в молодежной среде Санкт-Петербурга», выполнено в 2002-2003 годах лабораторией исследования проблем молодежи НИИКСИ СПбГУ, руководитель доктор социологических наук, профессор А.А. Козлов).

Необходимость выявления педагогических возможностей культурно-досуговой деятельности в социализации личности молодых людей предопределила тему данной статьи.

Основной задачей ранней профилактики правонарушений являются предупреждение и коррекция социальных отклонений и социальной дезадаптации подростков и молодежи, которые являются результатом неблагоприятного социального развития - социопатогене-за, обусловленного различными неблагоприятными факторами среды, воспитания, психобиологическими особенностями.

При этом важно отметить, что при небла-

гоприятном социальном развитии и нарушениях социализации могут возникнуть самые различные формы социальной дезадаптации и асоциального поведения, которые связаны не только с правонарушениями и преступлениями. Как известно, асоциальным, отклоняющимся поведением называют поведение, в котором устойчиво проявляются отклонения от социальных норм, как отклонения корыстной, агрессивной ориентации, так и социально-пассивного типа (4, с. 102).

К социальным отклонениям корыстной направленности относят правонарушения и проступки, связанные со стремлением получить материальную, денежную, имущественную выгоду (хищение, кражи, спекуляция, протекция и т.д.). Среди молодежи такого рода социальные отклонения могут проявляться как в виде преступных уголовно наказуемых действий, так и в виде правонарушений и аморального поведения.

Социальные отклонения агрессивной ориентации проявляются в действиях, направленных против личности (оскорбление, хулиганство, побои, такие тяжкие преступления, как изнасилования и убийства).

Отклонения социально-пассивного типа выражаются в стремлении ухода от активной общественной жизни, в уклонении от своих гражданских обязанностей и долга, нежелании решать как личные, так и социальные проблемы. К таким проявлениям можно отнести уклонение от работы и учебы, бродяжничество, употребление алкоголя и наркотиков, токсических средств, погружающих в мир искусственных иллюзий и разрушающих психику. Крайнее проявление социально-пассивной позиции - самоубийство, суицид (материалы Всероссийского социологического мониторинга «Социальное развитие молодежи» (1999-2002 годы), проведенного Центром социологии молодежи ИСПИ РАН в 12 регионах РФ под руководством доктора социологических наук, профессора В.И. Чупрова).

Таким образом, асоциальное поведение, различаясь как по содержанию и целевой направленности, так и по степени обществен-

.....

ш

104 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 6 (44) ноябрь-декабрь

ной опасности, может проявляться в различных социальных отклонениях, от нарушений норм морали, незначительных правопроступ-ков до тяжких преступлений. Асоциальные проявления выражаются не только во внешней, поведенческой стороне; к нарушению социальных норм и развитию асоциального поведения ведет деформация ценностных ориентации и ценностно-нормативных представлений, то есть деформация системы внутренней регуляции.

Среди асоциальных проявлений целесообразно выделять так называемый докрими-нальный уровень, когда несовершеннолетний еще не стал субъектом преступления и его социальные отклонения проявляются на уровне мелких правонарушений, нарушений норм морали, правил поведения в общественных местах, уклонений от общественно полезной деятельности, в употреблении алкогольных, наркотических, токсических средств, разрушающих психику и других формах асоциального поведения, не представляющих большой общественной опасности. Социальные отклонения молодых людей, выражающиеся в преступных, уголовно наказуемых действиях, когда молодой человек становится субъектом преступления, которое рассматривается следственными и судебными органами, представляют более серьезную общественную опасность и относятся к криминогенным преступным проявлениям (материалы Всероссийского социологического мониторинга «Социальное развитие молодежи» (1999-2002 годы), проведенного Центром социологии молодежи ИСПИ РАН в 12 регионах РФ под руководством доктора социологических наук, профессора В.И. Чупрова).

Более углубленное психологическое и социально-психологическое исследование личности с отклоняющимся поведением показало, что они характеризуются разной степенью деформации системы внутренней поведенческой регуляции - установок, ценностно-нормативных представлений, референтных ориента-ций. Заметное неблагополучие у них выявляется в системе межличностных отношений в

семье, по месту учебы или работы, на улице.

Сегодня профилактика асоциальных явлений в молодежной среде в России не ограничивается лишь малоэффективными попытками информирования молодежи о наркотиках, суициде и их последствиях, а имеет четко сформулированные цели, задачи и стратегии действий.

В зависимости от направленности профилактической работы на различные категории подростков и молодежи выделяются следующие стратегии деятельности: в образовательных учреждениях - создание сети «здоровых школ», включение профилактических занятий в учебные программы; с группами риска в медицинских и медико-социальных учреждениях; в семье - индивидуальная работа; в организованных общественных группах молодежи - разработка проектов, акций; в группах риска в неорганизованных коллективах - на территориях, улицах, с безнадзорными; подготовка специалистов в области профилактики; проведение общественных мероприятий и акций против употребления и распространения наркотиков (конгрессы, фестивали, концерты и т.д.); развитие альтернативной употреблению наркотиков активности среди подростков и молодежи.

Однако было бы ошибочным утверждать, что главные задачи профилактики асоциальных явлений среди детей, подростков и молодежи решены. Прежде всего это связано с тем, что действия в области профилактики все еще не носят системного и повсеместного характера.

Мы предлагаем рассмотреть данную проблему с позиции системного подхода к профилактике асоциальных проявлений среди подростков и молодежи с включением этой возрастной категории в активную культурно-досуговую деятельность. В основе данного подхода лежит понимание профилактики как комплекса целенаправленных скоординированных мер, проводимых всеми заинтересованными организациями с конкретными группами молодежи по предупреждению асоциальных явлений в ее среде. Основные усилия

.....

I I I ■ М I I I

Социально-культурная деятельность 105

направляются на предотвращение условий, способствующих подобному поведению, а также на формирование внутренних саморегуляционных механизмов в структуре личности молодого человека. В государственной молодежной политике, направленной на профилактику асоциальных явлений в молодежной среде, это связано с переходом от лозунгов, акций, манифестаций и других форм призывной активности к целенаправленной индивидуально-групповой деятельности.

В целях профилактики асоциальных явлений в молодежной среде Департамент по молодежной политике Минобразования России считает целесообразным осуществление следующих мер: реализацию межведомственного подхода к реабилитационному процессу на основе социально-правовой поддержки молодежи; расширение сети социально-реабилитационных центров; поддержку сети специализированных учреждений для людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; развитие сети учреждений социально-культурной направленности по месту жительства, подростково-молодежных клубов; организацию целенаправленного отдыха, оздоровления и занятости молодежи, в том числе подростков, нуждающихся в особой защите государства; оценку на федеральном и региональном уровнях соответствия имеющихся учреждений поставленным задачам; осуществление тесного взаимодействия с общественными, религиозными, негосударственными учреждениями, фондами, ассоциациями с целью создания единой системы профилактики асоциальных явлений в молодежной среде.

Целесообразно создание молодежных общественных организаций по профилактике асоциальных явлений в молодежной среде, объединений антинаркотической направленности, оказание всесторонней помощи и поддержки действующим организациям, объединениям и фондам, занимающимся проблемами профилактики правонарушений.

Целью таких организаций должно являться создание условий и возможностей для

успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развитие ее потенциала, реализации их возрастных интересов и увлечений.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: создать условия для воспитания активной жизненной позиции молодых людей и гражданского становления молодежи; сформировать систему социально-экономической поддержки молодежи и молодых семей; содействовать вторичной и сезонной занятости молодежи; создать систему первичной профилактики негативных явлений в молодежной среде, совершенствовать работу с подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию; поддерживать талантливую молодежь; создать условия для реализации интеллектуального и творческого потенциала молодежи; способствовать развитию волонтерского движения.

Таким образом, пути решения проблемы профилактики асоциальных явлений в молодежной среде в условиях учреждений социально-культурной сферы предполагает: выработку в общественном сознании, в поведении людей представлений, адекватно отражающих положение молодежи в современном обществе, пути ее социального становления и развития; формирование морального климата, нравственной позиции, создающих возможности использовать молодежью накопленный обществом материальный и духовный потенциал; подготовку специалистов для работы в различных учреждениях и организациях, знающих современное состояние молодежи, ее место и роль в современном обществе; подготовку специалистов для ведения работы с молодежью; подготовку государственных и муниципальных служащих различных отраслей, включая в ее содержание изучение ими проблем молодежи и реализации молодежной политики; подготовку государственных и муниципальных служащих органов по делам молодежи; создание условий для самоподготовки молодежи к решению собственных проблем.

.....

I I I ■ M I I I I

106 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 6 (44) ноябрь-декабрь ^ Примечания

1. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / Б.Г. Ананьев. - М.: Педагогика, 1980. - Т. 1. - 230 с.; Т. 2. - 288 с.

2. Андреева, Г. М. Психология социального познания / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 544 с.

3. Выготский, Л. С. Проблема возраста / Л.С. Выготский // Собр. соч. - М., 1984. - Т. 4.

4. Кон, И. С. Социология личности / И.С. Кон. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 314 с.

5. Ломов, Б. Ф. Системность в психологии / Б.Ф. Ломов. - М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

6. Парыгин, Б. Д. Социальная психология: проблемы методологии, истории и теории / Б.Д. Парыгин. - СПб.: ИГУП, 1999.

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ МОЛОДЁЖИ

А. Н. Малышева

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина

В статье раскрывается понятие культура здоровья и безопасного образа жизни как цивилизованный, гуманистический образ жизни, подчеркивается, что здоровье неотъемлемо от культурного образа жизни и является не самоцелью, а органичным компонентом развития и совершенствования как общества, так и отдельного индивида. В статье указывается на необходимость создания своеобразного здоровьетворящего воспитательного пространства в образовательных и социально-культурных учреждениях.

Ключевые слова: культура здоровья, молодежь, безопасный образ жизни.

In article the concept culture of health and a safe way of life as the civilized, humanistic way of life, is underlined reveals that health is integral from a cultural way of life and is not end in itself, and an organic component of development and perfection as societies, and the separate individual. In article it is underlined necessity of creation original educational space for recovery of one's health in educational and welfare establishments.

Keywords: culture of health, youth, safe image of life.

В настоящее время в нормативных документах Министерства образования и науки Российской Федерации, а также Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации активно используется понятие «культура здоровья» как целевая установка в образовательных и оздоровительных программах. Очень часто многие

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ

6 (44) ноябрь-декабрь 2011 106-109

специалисты в определении культуры здоровья на первый план выдвигают его физическую составляющую, при этом забывая о социально-психологических и духовно-нравственных составляющих понятия. Для формирования культуры здоровья достаточным считалось определение уровня физического развития индивида, степень его заболеваемо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.