^ Социально-культурная деятельность 77
СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ПРЕВЕНЦИЯ ПРОТЕСТНЫХ НАСТРОЕНИЙ СРЕДИ МОЛОДЁЖИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
Ю. А. Акунина
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье рассматриваются оптимальные пути и условия социально-культурной превенции деструктивных протестных настроений среди молодежи в современном российском обществе, приведены данные социологических исследований о причинах возникновения протеста среди молодежи, даны рекомендации по профилактике, которые можно внедрить в образовательную и воспитательную деятельность учреждений культуры
Ключевые слова: социально-культурная превенция, молодежь, протест.
In article optimum ways and conditions social-cultural prevention destructive protest moods among youth in a modern Russian society are considered, the data of sociological researches about the reasons of occurrence of the protest among youth is cited, recommendations about preventive maintenance which can be introduced in educational and educational activity of culture establishments are made.
Keywords: social-cultural prevention, youth, protest.
Потребность молодежи в самоидентификации в настоящее время часто принимает про-тестные деструктивные формы, в связи с этим проблемы превенции протестных настроений и задачи формирования личности являются приоритетными, поскольку на этом этапе онтогенеза закладываются основы будущего страны в целом, особенно в условиях современного общества, в котором существуют различные субкультуры. Массовые беспорядки, произошедшие 11 декабря 2010 года на Манежной площади в Москве, заставили общество вспомнить о проблеме асоциального, протестного поведения представителей молодежных субкультур.
«Кризис идентичности» у взрослеющего подростка - стадия нормального развития личности. Тем самым, как следует полагать, тревога и неуверенность в завтрашнем дне все-
гда будут вынужденной ценой, которую молодежи приходится платить за новые личные свободы и новую ответственность. В этом сложном комплексе противоречий право выбора собственной идентичности строится на универсальном праве гражданина и человека -несомненной и неотъемлемой личной ответственности за свой выбор. Рациональное поведение в таком социокультурном мире требует, чтобы возможностей выбора было как можно больше и чтобы они всегда были открыты. В свою очередь, сужение пространства свободы в молодежной среде будет всегда восприниматься крайне негативно, с возрождением всех (в том числе деструктивных) форм молодежного протеста (акция на Манежной площади, «Марш несогласных», «Русский марш», и другие несанкционированные мероприятия).
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (44) ноябрь-декабрь 2011 77-81
78 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 6 (44) ноябрь-декабрь
Молодежь не только «отвечает» на вызовы действительности, но и творит, конструирует эту действительность. Молодежи, как особой социально-возрастной группе, присущи поиск смысла жизни, социальной справедливости в обществе; недостаток жизненного опыта, максимализм при принятии ответственных решений; социализация среди сверстников. По теории Т. Парсонса, молодежь является важнейшим компонентом социальной структуры общества, транзитивной социальной группой, находящейся на стыке двух ценностных систем - традиционного и современного обществ и обеспечивающей а) плавный, гармоничный либо б) конфликтный, кризисный переход от одного типа общества к другому.
Среди основных причин деструктивного поведения в среде молодежи ученые выделяют социальное неравенство, потребительские установки при неравных возможностях удовлетворения их, противоречия между повышенным энергетическим потенциалом, бурным развитием физических, интеллектуальных, эмоциональных сил, желанием самоутвердиться в мире взрослых и недостаточной социальной зрелостью, профессионального и жизненного опыта, а следовательно, и сравнительно невысоким (неопределенным, маргинальным) социальным статусом (см.: 1, с. 21; 3, с. 93; 4, с. 208, 209; 6). В 2009 году были проведены сравнительные мониторинговые опросы студентов ряда московских вузов: МГИМО МИД РФ, МГУ им. М. В. Ломоносова, МГПУ. Студентам был задан вопрос: «Какие факторы лежат в основе роста экстремистского и противоправного поведения в молодежной среде?». По мнению опрошенных студентов, в основе роста экстремистского и противоправного поведения в молодежной среде лежит «плохое воспитание, отсутствие культуры, правильных жизненных ориентиров, желание быстро заработать, недостаток внимания к молодежи со стороны государства, стадный инстинкт, подражание друзьям, стремление к экстремальным ситуациям».
Особую роль в популяризации асоциаль-
ного поведения принадлежит современным СМИ, которые зачастую способствуют формированию девиантных субкультур, героизируют преступников, рекламируют психоактивные вещества. Большую часть своего досугового времени молодежь проводит у телевизора или в Интернете. Согласно данным опроса, который проводился ВЦИОМ (wciom.ru) в рамках исследования оценки современной молодежью российского эфира, СМИ пропагандируют славу, известность, высокое материальное положение, успех в бизнесе, обилие насилия и криминала, которые влияют на становление системы ценностей подрастающего поколения и, в частности, на формирование поведенческих стратегий. Исследователями проблемы влияния СМИ на формирование системы ценностей молодого поколения отмечается, что «средства массовой коммуникации ... стремясь восполнить недостаток человеческого общения, создают его суррогат - иллюзию приобщения к чему-то важному, к определенным социальным группам. Ребенка и подростка, проводящего очень много времени перед экраном, телевизор отключает от реального общения с родителями и взрослыми, в результате подросток не умеет строить отношения с окружающими людьми, добиваться взаимопонимания, решать конфликты, овладевать ситуацией в сложных случаях» (2, с. 82), что ведет к поиску иных, девиантных форм самореализации. Современным социологом М. Хьюсман-ном (2, с. 83) отслеживалась корреляция между просмотрами телепередач и развитием агрессивности в течение 20 лет, который обнаружил, что тяжесть совершенных преступлений в возрасте 30 лет соответствует предпочтениям в телевизионных передачах в возрасте 8 лет и формируется следующим образом: чрезмерное увлечение телепередачами -агрессивные фантазии - отождествление себя с персонажами - усвоение агрессивного способа решения проблем - повторение агрессивных действий - использование агрессии для разрешения проблем в межличностных отношениях - неразвитые социальные и учебные
Социально-культурная деятельность 79
умения, фрустрация. Трансляция агрессивного поведения через наблюдение приводит к формированию поведенческой модели, направленной на деструкцию.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что требуется большое внимание к организации досуга подрастающего поколения, проведению мероприятий, направленных на повышение социально-психологической компетентности.
В целом на формирование личности молодого человека решающее влияние оказывают: целенаправленное воздействие общества на личность, то есть воспитание в широком смысле слова; социальная среда, в которой человек постоянно находится, воспитывается и формируется; активность самой личности, ее самостоятельность в отборе и усвоении знаний и их осмыслении; активное участие в практической преобразовательной и досуго-вой деятельности.
Одним из наиболее эффективных направлений профилактики деструктивных протест-ных настроений среди молодежи является социально-культурная деятельность гражданского общества, которая разворачивается в деятельности учреждений культуры, вузах, созидательных общественных объединениях, воспитывающих специалистов по работе с подрастающим поколением, лидеров созидательных молодежных движений.
На наш взгляд, социально-культурными условиями, обеспечивающими профилактику протестного поведения молодежи в условиях современного российского общества, являются:
1) создание гуманистически ориентированного социально-культурного пространства, способствующего саморазвитию, формированию социально значимых нравственных ценностей;
2) включение в созидательную субкультуру, которая выступает в роли интегратора представителей молодого поколения в общество и является своеобразной моделью взрослой жизни, способствует реализации насущных потребностей, увеличивая общение и
удовлетворяя чувство взрослости, потребность в эмоциональной разрядке, поиске острых ощущений, свободе творчества, структурировании времени, возможности самоутверждения, поиске новых друзей;
3) введение в образовательную и воспитательную деятельность школ и вузов программ, направленных на формирование социально-культурной активности личности, подготовку руководителей общественных молодежных организаций посредством технологий социального партнерства, которые являются благоприятной педагогической средой, фактором развития некоммерческих молодежных организаций, особым видом отношений между представителями власти, общества и бизнеса;
4) организация системы кросс-культурного образования, помогающего овладеть умениями, знаниями и восприятием, которые необходимы для жизни в мультикультурном обществе (в рамках реализации данного компонента в вузе внедряются специальности, ориентированные на воспитание специалистов, работающих в социальной сфере, на воспитание специалистов по работе молодежью);
5) внедрение адаптивных форм и средств современной социально-культурной деятельности, направленных на снижение уровня экстремистских воззрений в молодежной среде; включение в образовательную и досуговую сферу социально-культурных технологий, направленных на развитие толерантного отношения к людям других национальностей, различных конфессий.
Наиболее эффективными формами и средствами социально-культурной деятельности в процессе профилактической деятельности являются:
1. Организация регулярного мониторинга социально-экономических проблем молодежи и эффективности реализации молодежной политики.
2. Проведение молодыми специалистами тренингов по толерантности, которые направлены на:
- формирование навыков ведения позитивного диалога;
80 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 6 (44) ноябрь-декабрь
- развитие способности к самоанализу, самопознанию;
- развитие эмоциональной устойчивости и гибкости; социальной восприимчивости (способности к эмпатии и сопереживанию); способности к рефлексии; гражданской активности, повышение социально-психологической компетентности.
6. Проведение тематических этноориен-тированных вечеров (знакомство с национальными костюмами народов мира, фольклорными традициями, с творчеством национальных писателей, художников, искусством народов мира, с основными постулатами традиционных вероучений).
7. Организация международных культурно-творческих фестивалей, содействующих развитию международного молодежного сотрудничества.
8. Организация и проведение молодыми учеными научных исследований по профилактике протестных настроений среди молодежи, направленных на выявление социально-культурных условий, преобразующих асоциальные молодёжные организации в объект созидательного взаимодействия личности и социальной группы.
9. Проведение научных конференций, «круглых столов» с участием молодых ученых, занимающихся научными исследованиями в области молодежной политики, граждан-ско-патриотического воспитания подрастающего поколения, социально-культурной адаптации молодежи в современном обществе.
10. Развитие системы психолого-педагогического наставничества на индивидуальных занятиях со студентами, помощь педагога-наставника в процессе постановки жизненных целей, моделировании и реализации жизненных перспектив, формировании активной жизненной позиции учащихся.
Основными условиями интеграции молодого поколения в социальную жизнь следует считать: сотрудничество с объединениями и организациями, представляющими интересы молодежи; взаимодействие с молодежными СМИ; информационное обеспечение молоде-
жи; содействие занятости, трудоустройству, предпринимательству молодежи; организацию управления и поддержки молодежных проектов и программ; поддержку актуальных и востребованных инициатив в молодежной среде; привлечение молодёжи в систему регионального и муниципального управления (сотрудничество с государственными органами управления в рамках региональных программ); развитие молодёжных студенческих движений.
Только в Москве за последние несколько лет были созданы Студенческое правительство дублеров, Молодежный кадровый резерв, Молодежная палата при Московской городской Думе, Общественная молодежная палата. Социально-культурную деятельность последовательно осуществляют государственно-ориентированные общественные молодежные организации: «Молодая Гвардия Единой России», «Наши», движение «Россия Молодая», многие другие. Однако ресурсная несамостоятельность, недостаток теоретико-методологической, кадровой, материальной базы и, как одно из следствий, низкий уровень социально-культурной активности молодежных лидеров - все это нередко делает их работу малоэффективной и незначительной по уровню охвата населения. Официально, по данным авторов Доклада Общественной палаты РФ «О состоянии гражданского общества в Российской Федерации», лишь 5% от общего числа молодежи являются членами общественных молодежных организаций. В условиях снижения уровня их финансирования существенно увеличиваются риски вовлечения молодежи в деструктивные политические проекты, противоправные акции. Это предопределяет потребность в совершенствовании существующих подходов государственной молодежной политики.
В современных условиях ключевое значение в профилактике протестных настроений среди молодежи приобретает именно сфера культуры, которая включает в себя как духовное наследие великих деятелей литературы, искусства, музыки и религии всех народов
^ Социально-культурная деятельность 81
мира, так и средства доведения этого наследия до реципиентов, такие как печать, радио, телевидение, воспитательные и образовательные учреждения, а также учреждения культуры - библиотеки, кинотеатры, музеи, выставочные залы и концертные площадки. При этом культурное воспитание, независимо от национальности и вероисповедания человека, не только прививает нравственные устои, национальную и религиозную терпимость, уважение к вере и обычаям других народов, но и не оставляет места в душах людей для национальной или религиозной розни, душит рост-
Примечания
1. Молодежная культура: Молодежь и проблемы современной художественной культуры: [сб. науч. тр.] / ред.-сост. С.Н. Добротворский и др. - СПб.: ЛГИТМИК, 2007.
2. Молодежь в современном информационном пространстве: [материалы парламентских слушаний 16 декабря 2010 г.]. - М.: Комитет Государственной Думы по делам молодежи Федерального Собрания Российской Федерации, 2010.
3. Сикевич, З. В. Молодежная культура: «За» и «против»: Заметки социолога / З.В. Сикевич. - СПб., 2000.
4. Яновский, Р. Г. Глобальные изменения и социальная безопасность / Р.Г. Яновский. - М. 2007.
ки терроризма и экстремизма. Современная молодежь является главным агентом всех происходящих в мире массовых социальных процессов, независимо от того, какова их направленность, форма проявления, темпы и конечные результаты. Внедрение инновационных технологий социально-культурной деятельности в учебную и воспитательную работу образовательных учреждений современного российского общества позволит значительно снизить уровень деструктивных тенденций среди молодежи, будет способствовать формированию духовности, созиданию, творчеству.
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ КОНТЕКСТ ДОСУГОВОГО ОБЩЕНИЯ МОЛОДЁЖИ
А. В. Кузьмин
Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина
В статье представлена сущность досуга молодёжи, раскрыт его ценностный и смысловой аспекты, выявлены уникальные характеристики пространства и времени досуга. Раскрыт потенциал самоорганизации в молодежном досуге и его возможности в профилактике экстремистского поведения.
Ключевые слова: социально-культурная деятельность, досуг, молодёжь, ценности досуга, смысл досуга.
In article the essence of leisure of youth is presented, is opened its valuable and semantic aspects, unique characteristics of space and leisure time are revealed. The self-organising potential in youth leisure and its possibility in preventive maintenance of extremist behaviouris opened.
Keywords: welfare activity, leisure, youth, values of leisure, sense of leisure.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (44) ноябрь-декабрь 2011 81-85