J
L
ISSN 1997-OSO3 * Бестник МГУКИ * 2O12 * б (SO) ноябрь-декабрь
граммам, увеличивается эмоциональный отклик, развиваются познавательные функции личности.
Используя анкетирование и ряд других методик, мы выяснили,что у культурно-досуговых программ есть большой потенциал в эстетическом воспитании детей, а у ребят — глубокий интерес к таким программам. Им нравится не только смотреть представление, но принимать участие в действии программы. Мы выявили необходимость внедрения модели эстетического воспитания детей в организацию современных культурно-досуговых программ на базе учреждений культуры.
Внедрение результатов исследования осуществлено в муниципальное учреждение ЦЕНТР ДОСУГА, КУЛЬТУРЫ И СПОРТА «ЛИДЕР» внутригородского муниципального образования Лианозово в городе Москве.
Результаты представленной работы могут быть применены при составлении учебно-воспитательных программ, методических пособий и рекомендаций для студентов вузов культуры и искусств, методистов, воспитателей и музыкальных руководителей учреждений культуры, а также для работников учебно-воспитательного сектора общеобразовательных учебных заведений.
Примечания
1. Жарков, А. Д. Продюсирование и постановка шоу-программ : учебник / А.Д. Жарков. — Москва, 2009.
2. Концепция художественного образования в Российской Федерации: Акт Министерства образования РФ // Искусство в школе. — 2002. — № 2.
3. Фромм, Э. Душа человека / Э.Фромм. — Москва: Республика, 1992.
4. Miller, K. Children and the Entertainment Industry / Karen Miller. — USA.: Greenhaven press, 2010.
СФОРМИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ
А. В. Амеличкин
Орловский государственный институт искусств и культуры
В данной статье рассматривается проблемы формирования организационно-управленческих способностей молодежи в учреждениях культуры в условиях современности. Особое внимание уделяется педагогическим ресурсам, способствующим эффективному формированию организационно-управленческих способностей молодежи в социокультурном пространстве.
Ключевые слова: организационно-управленческие способности молодежи, учреждения культуры, личностное развитие, досуг, медиаобразование, телекоммуникации, тренинг, кейс-стади, коучинг. This paper addresses the problem of formation of organizational and management capabilities of youth in cultural institutions in modern conditions. Special attention is paid to teaching resources, responsible for the effective formation of the organizational and management abilities of young people in social and cultural space.
Key words: organizational and managerial skills of young people, cultural institutions, personal development, leisure, media education, telecommunications, training, case-stady, coaching.
17O 1997-OSO3 БЕСТНИК МГУКИ б (SO) ноябрь-декабрь 2O12 17O-173
J
Учреждения культуры, создающие условия для развития личности в процессе продуктивной социально-культурной деятельности, сегодня чрезвычайно востребованы, особенно они популярны у молодого поколения. Современная воспитательная ситуация характеризуется масштабностью негативных явлений, устойчивостью асоциальных тенденций в молодежной среде, высокой степенью социальной дезадаптации подрастающего поколения, обострением социальных проблем. Поэтому учреждения культуры, являющиеся специальной сферой социальной жизни и создающие внешние и внутренние условия для разностороннего формирования личности молодого человека, приобрели такую социально-педагогическую значимость.
В «Концепции модернизации Российского образования» (на период до 2010 года), «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации» (на период до 2020 года), «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» (на период до 2025 года) подчеркивается, что современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные принимать ответственные решения, прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности. Среди важных качеств современной молодежи выделяются организаторские и управленческие способности, сформированность которых непосредственным образом влияет на эффективность принимаемых решений.
В связи с этим становится особенно актуальной разработка теоретико-методологических и технологических проблем создания педагогических условий формирования организационно-управленческих способностей молодежи. Организационно-управленческие способности — это специальные способности, включающие личную мотивацию, организаторские и управленческие знания и умения, а также значимые управленческие качества личности, отра-
^ Социально-культурная деятельность
жающие готовность эффективно решать организационно-управленческие задачи в современных социокультурных условиях. Сформированные организационно-управленческие способности молодежи в культурно-образовательном пространстве обеспечивают организацию индивидуальной и групповой деятельности, содействуют выстраиванию межличностного взаимодействия и общения, позволяют планировать тактические и стратегические цели, краткосрочные и долгосрочные действия, эффективно принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, оптимально использовать временные, материальные и человеческие ресурсы.
В современных социально-экономических условиях учреждения культуры решают социальные проблемы в регионе, создавая наиболее благоприятные условия для отдыха, а также развития духовных, творческих, организационно-управленческих и других способностей молодого человека. В этом как раз и состоит предназначение учреждения культуры как социально-культурного института, основная функция которого заключается в организованном объединении людей для совместной деятельности по удовлетворению потребностей человека и решению конкретных социально-культурных задач.
В последнее десятилетие многие учреждения культуры переходят на более интенсивное использование новых носителей информации, включая видео-, аудио- и компьютерную технику, а также сеть Интернет.
Интернет как удобный и доступный источник разнообразной информации, принципиально преобразующий всю систему накопления, хранения, распространения и использования культурных ценностей, сегодня превратился не только во всемирное хранилище информации, но и в новейшее средство социальной коммуникации, обладающее огромным педагогическим потенциалом в области культурного потребления, предполагающее качественно новый уровень восприятия и переработки информации.
Развитие массмедийных технологий и
J
L
ISSN 1997-0803 * Вестник МГУКИ . 2012 . 6 (50) ноябрь-декабрь ^
широкое применение интернет-технологий открыло инновационное направление просветительной деятельности, что привело к появлению новых форм социально-культурной деятельности и распространению новых видов досуговых услуг, к которым можно отнести интернет-конференции, виртуальные выставки и музейные экспозиции, удаленный доступ к информации о культурных ценностях.
Большим педагогическим потенциалом обладают телекоммуникационные технологии. Сегодня во всем мире растет интерес к такой разновидности сетевых сообществ, как сообщества обмена знаниями, так как они непосредственно связаны с процессом обучения. Телекоммуникации позволяют обеспечить людей учебными и учебно-методическими материалами и обратной связью, предоставляют доступ к отечественным и зарубежным информационным системам и библиотекам. Применяются в учреждениях культуры и телекоммуникационные приемы, способствующие формированию организационно-управленческих способностей молодежи: интерактивные обучающие деловые игры, совместные образовательные проекты (коммуникативные, управленческие, лидерские), совместные досуговые мероприятия.
Эффективным средством формирования организационно-управленческих способностей в учреждениях культуры являются модульные тренинги, которые позволяют освоить умения и навыки командообра-зования, мотивации персонала, успешного планирования собственного времени, подготовки совещания, проведения презентации, управления конфликтом, временем и стрессом, налаживания эффективной коммуникации в коллективе. Тренинги позволяют генерировать в аудиторных условиях практические способности, навыки и умения в многократных вариациях, находить наилучшие решения в заданной конкретной ситуации. Тренинги всегда являются практико-ориентированными, поэтому они наиболее эффективны для развития организационно-
управленческих способностей.
Большим педагогическим потенциалом по формированию организационно-управленческих способностей молодежи в учреждениях культуры обладает так называемый метод кейс-стади — техника обучения, использующая описание реальных ситуаций. Обучающиеся должны тщательно проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблемы, предложить возможные решения и выбрать лучшие из них. «Кейс» базируется на реальном фактическом материале или же приближен к реальной ситуации, выступая практическим методом обучения. В нем даются наглядная характеристика проблемы и демонстрация поиска способов её решения. Кейс-стади представляет собой игровой метод обучения, сочетающий игру с тонкой технологией интеллектуального развития и общей системой контроля. Выработка молодым человеком модели практического действия становится эффективным средством формирования его способностей. Использование метода кейс-стади при формировании организационно-управленческих способностей развивает творческое мышление, учит навыкам проведения презентаций, прививает коммуникационные навыки, совершенствует аналитические навыки, позволяет полноценно смоделировать индивидуальную и групповую работу (2).
Сегодня в психолого-педагогической практике стал активно применяться так называемый обучающий коучинг — метод консультирования и тренинга. Этот метод отличается от классического тренинга и классического консультирования тем, что он не дает советов и жестких рекомендаций, но нацеливает человека на поиск выхода из проблемной ситуации. От психологического консультирования коучинг отличается направленностью мотивации. Так, если психологическое консультирование и психотерапия направлены на избавление от какого-то симптома, работа с коучем предполагает достижение определенной цели, новых, позитивно сформулированных результатов в жизни и работе. Это новое
J
направление психологического консультирования, использующее современные психолого-педагогические технологии, ориентированные на эффективное достижение намеченных целей. Коучинг не учит молодого человека, что делать, он создает условия для того, чтобы обучаемый сам понял, что ему надо делать, а именно: определить способы, с помощью которых он может достичь желаемого, самому выбрать наиболее целесообразный способ действия и наметить основные этапы достижения своей цели. Здесь происходит обучение человека достижению целей оптимальными путями и в кратчайшие сроки. Именно поэтому этот вид консультирования активно развивается, создавая в коллективе живую атмосферу сотворчества (1, с. 6).
Не менее важным средством вовлечения молодежи в организационно-управленческую деятельность является проведение ярмарок идей, сборов, слетов, проектных игр и бизнес-фестивалей. В рамках перечисленных мероприятий могут проводиться управленческие поединки — своеобразные интеллектуальные единоборства, направленные на повышение уровня организационно-управленческих способностей молодежи. В рамках педагогической деятельности по формированию
^ Социально-культурная деятельность
организационно-управленческих способностей в учреждениях культуры молодые люди участвуют в конкурсах молодежных лидеров, ораторского мастерства, общественных кураторов, посещают мастер-классы специалистов.
Итак, современная, быстро меняющаяся действительность требует от молодого человека активного раскрытия и проявления собственного потенциала в различных сферах жизнедеятельности. Огромным педагогическим потенциалом по решению этих проблем обладают учреждения культуры. Совместное проведение досуга, общение создают уникальную среду, позволяющую оптимизировать процесс формирования у молодежи организационно-управленческих способностей в учреждениях культуры, в силу их ориентированности на самовыражение, духовное развитие, воспитание и просвещение. С помощью современных педагогических технологий можно эффективно формировать организационно-управленческие способности молодежи, учитывая при этом индивидуальные мотивации, склонности, черты характера, темперамент, имеющуюся систему знаний, уровень развития, интеллектуальные и творческие способности человека, причем в комфортных для молодых людей условиях.
Примечания
1. Бессер-Зигмунд, К. Самокоучинг: Культура личности менеджеров и руководителей / К. Бессер-Зигмунд. — Санкт-Петербург: Вернера Регена, 2010. — 176 с.
2. Масалков, И. К. Стратегия кейс-стади. Методология исследования и преподавания / И.К. Масалков, М.В. Семина. — Москва: Академический проспект, 2011. — 444 с.