Научная статья на тему 'Социально-культурные условия профилактики деструктивных протестных настроений среди молодежи'

Социально-культурные условия профилактики деструктивных протестных настроений среди молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5393
436
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОТЕСТ / PROTEST / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / DEVIANT BEHAVIOR / МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА / YOUTH SUBCULTURE / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ПРОФИЛАКТИКА / SOCIAL PREVENTION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Акунина Юлия Аркадьевна

В статье рассматриваются причины активизации протестных деструктивных настроений среди молодежи, охарактеризованы девиантные формы поведения молодежи, проявляющиеся в виде асоциального протеста. Рассматриваются психолого-педагогические и социальные факторы, влияющие на становление ценностных ориентаций молодого поколения. Приводятся пути профилактики протестных деструктивных настроений среди молодежи в условиях социально-культурных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses the reasons activate protest destructive tendencies among youths described deviant behavior of young people, manifested in the form of anti-social protest. Considered psycho-educational and social factors that influence the formation of the value orientations of the young generation. Provides ways of preventing protest destructive tendencies among young people in terms of socio-cultural institutions.

Текст научной работы на тему «Социально-культурные условия профилактики деструктивных протестных настроений среди молодежи»

ё

ОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ДЕСТРУКТИВНЫХ ПРОТЕСТНЫХ НАСТРОЕНИЙ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ

Ю. А. Акунина

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматриваются причины активизации протестных деструктивных настроений среди молодежи, охарактеризованы девиантные формы поведения молодежи, проявляющиеся в виде асоциального протеста. Рассматриваются психолого-педагогические и социальные факторы, влияющие на становление ценностных ориентаций молодого поколения. Приводятся пути профилактики протестных деструктивных настроений среди молодежи в условиях социально-культурных учреждений. Ключевые слова: протест, девиантное поведение, молодежная субкультура, социально-культурная профилактика.

The article discusses the reasons activate protest destructive tendencies among youths described deviant behavior of young people, manifested in the form of anti-social protest. Considered psycho-educational and social factors that influence the formation of the value orientations of the young generation. Provides ways of preventing protest destructive tendencies among young people in terms of socio-cultural institutions. Key words: protest, deviant behavior, youth subculture, a social prevention.

В современном российском обществе наметилась тенденция к активизации протест-ной активности молодежи, зачастую принимающей деструктивный характер, о чем свидетельствуют многочисленные оппозиционные акции и шествия различных организаций экстремистской направленности («Марш несогласных», «Русский марш», движения Антифа и др.). И одним из способов продемонстрировать своё несогласие, выразить протест против сложившейся вокруг себя ситуации для участников данных акций и движений становится девиантное поведение, выражающееся не только во внешней, поведенческой стороне, но и в нарушении социальных норм, деформации ценностных ориентаций.

Современными исследователями в области девиантного поведения молодежи (1, с. 1—14) выделяются три основных классификационных подхода: социологиче-110 1997-0803 ВЕСТНИК

скии, рассматривающий девиантное поведение как социальное явление (правонарушение, различные виды аддикций, приверженность к деструктивным культам, деструктивное поведение и т.д.); медицин-скии, основанный на психологическом и возрастных критериях (психические расстройства вследствие употребления психоактивных веществ, склонность к азартным играм, расстройства привычек, расстройство поведения, диссоциальность и агрессивность и др.); психологический, проявляющийся в нестандартном (в форме нового мышления, новых идей, действий, выходящих за рамки социальных стереотипов поведения, играющих позитивную роль в прогрессивном развитии общества) и деструктивном поведении (внешнеде-структивное, направленное на нарушение социальных норм, правовых, морально-этических и культурных ценностей, и вну-МГУКИ 4 (48) июль-август 2012 110-114

тридеструктивное, направленное на дезинтеграцию непосредственной личностной организации, её регресс, саморазрушение).

Во-первых, отклоняющееся поведение — это поведение, отклоняющееся от наиболее важных в данном обществе в данное время социальных норм. Это любые действия, не соответствующие существующим законам, правилам, традициям и социальным установкам. Однако следует помнить, что социальные нормы изменяются. Это, в свою очередь, придает отклоняющемуся поведению исторически изменчивый, преходящий характер.

Во-вторых, особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Это может быть дестабилизация существующего порядка, причинение морального и материального ущерба другим людям, физическое насилие и причинение боли, ухудшение здоровья. В крайних своих проявлениях деви-антное поведение представляет непосредственную угрозу для жизни, например суицидальное поведение, насильственные преступления, употребление наркотиков. Психологическим маркером ущерба является страдание, переживаемое самим человеком или другими людьми.

Девиантное поведение может иметь разнообразную структуру и динамические характеристики, в частности проявляться в деструктивных и асоциальных протестах.

Среди основных причин девиантного поведения в среде молодежи ученые выделяют социальное неравенство, потребительские установки при неравных возможностях удовлетворения их, противоречия между повышенным энергетическим потенциалом, бурным развитием физических, интеллектуальных, эмоциональных сил, желанием самоутвердиться в мире взрослых и недостаточной социальной зрелостью, профессионального и жизненного опыта, а следовательно, и сравнительно невысоким (неопределенным, маргинальным) социальным статусом.

Особую роль в популяризации асоциального поведения принадлежит современ-

^ Социально-культурная деятельность

ным СМИ, которые зачастую способствуют формированию девиантных субкультур, героизируют преступников, рекламируют психоактивные вещества. Большую часть своего досугового времени молодежь проводит у телевизора или в Интернете. Согласно данным опроса, который проводил ВЦИОМ в рамках исследования оценки современной молодежью российского телевизионного эфира (htpp//wciom.ru), в СМИ пропагандируются слава, известность, высокое материальное положение, успех в бизнесе, культ насилия и криминала, которые влияют на становление системы ценностей подрастающего поколения и, в частности, на формирование поведенческих стратегий. Исследователями проблемы влияния СМИ на формирование системы ценностей молодого поколения отмечается, что средства массовой коммуникации ... стремясь восполнить недостаток человеческого общения, создают его суррогат — иллюзию приобщения к чему-то важному, к определенным социальным группам.

Молодежь не только «отвечает» на вызовы действительности, но и творит, конструирует эту действительность, поэтому особое внимание необходимо уделить деятельности, направленной на профилактику деструктивных протестных настроений. В целом на формирование личности молодого человека решающее влияние оказывают: целенаправленное воздействие общества на личность, то есть воспитание в широком смысле слова; социальная среда, в которой человек постоянно находится, воспитывается и формируется; активность самой личности, ее самостоятельность в отборе и усвоении знаний и их осмыслении; активное участие в практической преобразовательной и досуговой деятельности. Значительная роль в решении этих задач, на наш взгляд, должна отводиться социально-культурным учреждениям, центрам досуга, где существуют наиболее эффективные педагогические и социально-культурные технологии, способствующие раскрытию личностного потенциала каждого человека, развитию

его творческих способностей с учетом его интересов, потребностей и возможностей.

Одним из наиболее эффективных направлений профилактики деструктивных протестных настроений среди молодежи является социально-культурная деятельность гражданского общества, которая разворачивается в деятельности учреждений культуры, вузах, созидательных общественных объединениях, воспитывающих специалистов по работе с подрастающим поколением, лидеров созидательных молодежных движений.

Социально-культурными условиями, обеспечивающими профилактику протест-ного поведения молодежи, являются:

1) создание гуманистически ориентированного социально-культурного пространства, способствующего саморазвитию, формированию социально значимых нравственных ценностей;

2) включение в созидательную субкультуру, которая выступает в роли интегратора представителей молодого поколения в общество и является своеобразной моделью взрослой жизни, способствует реализации насущных потребностей, увеличивая общение и удовлетворяя чувство взрослости, потребность в эмоциональной разрядке, поиске острых ощущений, свободе творчества, структурировании времени, возможности самоутверждения, поиске новых друзей;

3) включение в образовательную и воспитательную деятельность школ и вузов программ, направленных на формирование социально-культурной активности личности, подготовку руководителей общественных молодежных организаций посредством технологий социального партнерства, которые являются благоприятной педагогической средой, фактором развития некоммерческих молодежных организаций, особым видом отношений между представителями власти, общества и бизнеса;

4) организация системы кросс-культурного образования, помогающего овладеть умениями, знаниями и восприятием, которые необходимы для жизни в мультикуль-турном обществе (в рамках реализации

данного компонента в вузе внедряются специальности, ориентированные на воспитание специалистов, работающих в социальной сфере, на воспитание специалистов по работе молодежью);

5) внедрение адаптивных форм и средств современной социально-культурной деятельности, направленных на снижение уровня экстремистских воззрений в молодежной среде; включение в образовательную и досуговую сферу социально-культурных технологий, направленных на развитие толерантного отношения к людям других национальностей, различных конфессий.

Наиболее эффективными формами и средствами социально-культурной деятельности в процессе профилактической деятельности являются: а) организация регулярного мониторинга социально-экономических проблем молодежи и эффективности реализации молодежной политики; б) проведение молодыми специалистами тренингов по толерантности, направленных на формирование навыков ведения позитивного диалога, развитие способности к самоанализу, самопознанию, развитие эмоциональной устойчивости и гибкости; социальной восприимчивости (способности к эмпатии и сопереживанию), способности к рефлексии, гражданской активности, повышение социально-психологической компетентности; в) проведение тематических этноориентированных вечеров (знакомство с национальными костюмами народов мира, фольклорными традициями, с творчеством национальных писателей, художников, искусством народов мира, с основными постулатами традиционных вероучений); г ) организация международных культурно-творческих фестивалей, содействующих развитию международного молодежного сотрудничества; д) организация и проведение молодыми учеными научных исследований по профилактике протестных настроений среди молодежи, направленных на выявление социально-культурных условий, преобразующих асоциальные молодёжные организации в объект созидательного взаимодействия личности и социальной

группы; е) проведение научных конференций, круглых столов с участием молодых ученых, занимающихся научными исследованиями в области молодежной политики, гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, социально-культурной адаптации молодежи в современном обществе; ж) развитие системы психолого-педагогического наставничества на индивидуальных занятиях со студентами, помощь педагога-наставника в процессе постановки жизненных целей, моделировании и реализации жизненных перспектив, формировании активной жизненной позиции учащихся.

Основными условиями интеграции молодого поколения в социальную жизнь являются: сотрудничество с объединениями и организациями, представляющими интересы молодежи; взаимодействие с молодежными СМИ; информационное обеспечение молодежи; содействие занятости, трудоустройству, предпринимательству молодежи; организация управления и поддержки молодежных проектов и программ; поддержка актуальных и востребованных инициатив в молодежной среде; привлечение молодёжи в систему регионального и муниципального управления (сотрудничество с государственными органами управления в рамках региональных программ); развитие молодёжных студенческих движений. Только в Москве за последние несколько лет были созданы Студенческое правительство дублеров, Молодежный кадровый резерв, Молодежная палата при Московской городской Думе, Общественная молодежная палата. Социально-культурную деятельность последовательно осуществляют государственно-ориентированные общественные молодежные организации: «Молодая Гвардия Единой России», «Наши», движение «Россия Молодая», многие другие. Однако ресурсная несамостоятельность, недостаток теоретико-методологической, кадровой, материальной базы и, как одно из следствий, — низкий уровень социально-культурной активности молодежных лидеров, — все

^ Социально-культурная деятельность

нередко делает их работу малоэффективной и незначительной по уровню охвата населения. Официально, по данным авторов Доклада Общественной палаты РФ «О состоянии гражданского общества в Российской Федерации», лишь 5% от общего числа молодежи являются членами общественных молодежных организаций. В условиях снижения уровня их финансирования существенно увеличиваются риски вовлечения молодежи в деструктивные политические проекты, противоправные акции. Это предопределяет потребность в совершенствовании существующих подходов государственной молодежной политики.

В современных условиях ключевое значение в профилактике протестных настроений среди молодежи приобретают именно сфера культуры, которая включает в себя как духовное наследие великих деятелей литературы, искусства, музыки и религии всех народов мира, так и средства доведения этого наследия до реципиентов, такие как печать, радио, телевидение, воспитательные и образовательные учреждения, а также учреждения культуры — библиотеки, кинотеатры, музеи, выставочные залы и концертные площадки. При этом культурное воспитание, независимо от национальности и вероисповедания человека, не только прививает нравственные устои, национальную и религиозную терпимость, уважение к вере и обычаям других народов, но и не оставляет места в душах людей для национальной или религиозной розни, ростков терроризма и экстремизма. Современная молодежь представляет собой главного агента всех происходящих в мире массовых социальных процессов, независимо от того, какова их направленность, форма проявления, темпы и конечные результаты. Внедрение инновационных технологий социально-культурной деятельности в учебную и воспитательную работу образовательных учреждений, позволит значительно снизить уровень деструктивных тенденций среди молодежи, будет способствовать формированию духовности, созиданию, творчеству.

Примечания

1. Егоров, А. Ю. Клиника и психология девиантного поведения / А.Ю. Егоров, С.А. Игумнов. — СПб.: Речь, 2011.

2. Коряковцев, А. А. Идеология социального протеста (противоречия и начальный этап) / А.А. Коряковцев // Социологические исследования. — 2010. — № 6, июнь. — 2010. — С. 35—44.

3. Максимов, М. А. Политические аспекты стратегии и тактики современного антисистемного движения / М.А. Максимов // ПОЛИС. Политические исследования. 2008. — № 4. — С. 140.

ОЦИАЛИЗАЦИЯ — ВЕДУЩИЙ ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПОДРОСТКОВ

А. В. Лопатин

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье обосновывается педагогический характер социализации личности подростка в целом и процесса формирования его социальной активности в частности. Рассмотрены различные подходы к пониманию сущностных основ социализации современных подростков.

Ключевые слова: социализация, личность подростка, социальная активность, межличностное взаимодействие, социальная роль.

The article explains the pedagogical nature of the socialization process in general and the formation of social activity in particular. Various scientific approaches to understanding the nature of the socialization of teenagers.

Key words: socialization, identity of teenage, social activity, interpersonal interaction.

Социальная активность как интегральное качество личности подростка обретается в социализации, то есть в процессе освоения им моделей социального поведения, которые позволяют осуществлять жизнедеятельность соответственно принятым в обществе требованиям. С педагогической точки зрения, социализация — самое широкое понятие в становлении личности, оно предполагает не столько сознательное усвоение готовых форм и способов социальной жизни, сколько выработку (совместно с взрослыми и сверстниками) собственных ценностных ориентаций, своего стиля жизни (1, с. 42). Данная характеристика понятия обусловлена реализацией следующих методологических подходов: 114 1997-0803 ВЕСТНИК

факторно-институциональным, согласно которому социализация определяется как совокупность (множественность, рассогласованность и некоторая автономность, а не жесткая иерархическая система) действия факторов, институтов и агентов социализации; интериоризационным, в соответствии с которым социализация представляет собой освоение личностью норм, ценностей, установок, стереотипов, выработанных обществом, в результате чего у нее складывается система внутренних регуляторов, привычных форм поведения; интраиндивидуаль-ным, при котором социализация не исчерпывается адаптацией к социальной среде, а является творческой самореализацией личности, преобразованием себя, строится как МГУКИ 4 (48) июль-август 2012 114-117

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.