.....
I I I ■ M I I I
^ Социально-культурная деятельность 123
Примечания
1. Друкер, Питер Ф. Энциклопедия менеджмента: пер. с англ. / Питер Ф. Друкер. - М.: ООО «И.Д.Вильямс», 2006.
2. Колбер, Ф. Арт-менеджмент - наука третьего тысячелетия / Ф. Колбер, И. Эврар //Арт-менеджмент.
- М., 2002. - № 3. - С. 3-10.
3. Новикова, Г. Н. Технологии арт-менеджмента: учеб. пособие / Г.Н. Новикова. - М.: МГУКИ, 2006.
4. Подробнее см.: Суминова, Т. Н. Ноосфера: поиски гармонии / Т.Н. Суминова. - М.: Академический Проект, 2005. - 448 с.: ил. - (Технологии культуры).
5. Пригожин, И. И. Политика - вершина шоу-бизнеса / И.И. Пригожин. - М.: ООО «Алкигамма», 2001.
6. Суминова, Т. Н. Информационные ресурсы художественной культуры (артосферы) / Т.Н. Суминова.
- М.: Академический Проект, 2006. - 480 с.: ил. - (Технологии культуры).
7. Суминова, Т. Н. Художественная культура как информационная система (мировоззренческие и теоретико-методологические основания) / Т.Н. Суминова. - М.: Академический Проект, 2006. - 383 с. - (Технологии культуры).
МОЛОДЕЖНЫЕ ДВИЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРОТЕСТ И СОЗИДАНИЕ
Ю. А. Акунина
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье систематизируются молодежные движения современной России, даётся характеристика их деятельности, рассматриваются причины их возникновения. Молодежь рассматривается как определенная социально-психологическая группа, активно влияющая на трансформацию культурных ценностей общества. Протест и созидание рассматривается как потенциал развития молодежных инициатив. Определяются основные пути конструктивного развития молодежных движений протестной направленности.
Ключевые слова: политический, социальный, религиозный протест, молодежная субкультура, российские молодежные движения протестной направленности.
In article youth movements of modern Russia are systematized, the characteristic of their activity is given, the reasons of their occurrence are considered. The youth is considered as the certain socially-psychological group actively influencing transformation of cultural values of a society. The protest and creation is considered as potential of development of youth initiatives. The basic ways of constructive development of youth movements of a protest orientation are resulted.
Keywords: the political, social, religious protest, youth subculture, protest youth movements of modern Russia.
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 3 (41) май-июнь 2011 123-127
.....
I I I ■ М I I I
124 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 3 (41) май-июнь
Современные явления - рост экстремизма и агрессии в молодежной среде, формирование асоциальных субкультур и контркультур - свидетельствуют о недостаточной действенности существующих институтов социализации, демонстрируют их системный кризис, который сопровождается такими негативными тенденциями, как деформация духовно-нравственных ценностей, отсутствие моральных ограничителей на пути к достижению личного успеха; ухудшение физического и психического здоровья молодого поколения; имущественное расслоение; деградация структуры занятости, разрушение трудовой мотивации молодых работников.
Молодежи как особой социально-возрастной группе присущи поиск смысла жизни, социальной справедливости в обществе; недостаток жизненного опыта, максимализм при принятии ответственных решений; социализация среди сверстников. По теории Т. Парсон-са (1, с. 15-17), молодежь является важнейшим компонентом социальной структуры общества, транзитивной социальной группой, находящейся на стыке двух ценностных систем - традиционного и современного обществ - и обеспечивающей а) плавный, гармоничный либо б) конфликтный, кризисный переход от одного типа общества к другому. При этом революционная настроенность молодежи выливается как в практических действиях - протестах, демонстрациях, так и в теоретических -создании собственной музыки, стиля, поэзии, театра, субкультур. Поэтому в современном российском обществе существует многообразие молодежных движений, пытающихся осмыслить свою идентичность через различные формы проявления индивидуальности, в частности через протест.
Изучение движений молодежного протеста, на наш взгляд, является одной из наиболее актуальных тем для размышления именно в сегодняшнее время. Ибо современная молодежь - это ресурс обновления и дальнейшего развития общества, которая представляет собой главного агента всех происходящих в мире массовых социальных процессов, неза-
висимо от того, какова их направленность, форма проявления, темпы и конечные результаты. Как это ни парадоксально, протест является движущей преобразовательной силой как индивида, так и социальных групп, которые вполне осознанно используют культуру протеста как для организации собственной деятельности, так и для самоидентификации в изменяющихся условиях существования (индивидуального культурного самовыражения и самопрезентации).
К причинам возникновения молодежных движений протестной направленности специалисты относят довольно широкий круг факторов, в число которых попадают: 1) протест и вызов обществу; 2) отсутствие взаимопонимания с родными, конфликт поколений; 3) стремление выделиться и нежелание быть похожим на всех; 4) намерение утвердится в группе сверстников; 5) приобщение к мировой молодежной культуре.
Молодежные протестные движения неоднородны, дробятся на множество направлений, групп и толков по самым разным критериям, в том числе политическим, религиозным, социальным, контркультурным, субкультурным и т.д. Молодежные группы могут быть про- и антисоциальными: первые не противоречат и не борются с господствующей культурой или обществом в целом физическими средствами, вторые прибегают к оружию и насилию в защите собственных интересов, а также могут обладать как созидательным, так и деструктивным потенциалом (2, с. 140-147).
К политическим движениям протестной направленности относятся антиправительственные, террористические, антивоенные, диссидентские группы, которые представляют собой разновидность воздействия индивида (группы) на сложившуюся в обществе политическую ситуацию или конкретные действия властей, при этом протест может выражаться в конвенциональных (в виде разрешенных властями демонстрациях, пикетах и прочих акциях) и неконвенциональных формах (деятельность подпольных политических партий, запрещенные шествия и т.д.).
.....
ш
Социально-культурная деятельность 125
Среди существующих политических молодежных движений протестной направленности можно выделить левоэкстремистские и правоэкстремистские группировки.
Для левоэкстремистских движений характерен ряд общих черт: провозглашают идеи «общенародной собственности», против либеральной демократии, и все они признают в той или иной форме необходимость новой социалистической революции. Левая и леворадикальная оппозиция отличается реальным идеологическим наполнением, а молодежь в таких организациях весьма радикальна, часто настроена националистически и, самое важное, не способна увидеть для себя пути самореализации в рамках существующих возможностей.
К наиболее многочисленным молодежным леворадикальным движениям относятся:
- «Союз коммунистической молодежи» (движение против засилья бюрократии, пропагандирующее идеи социализма);
- «Авангард коммунистической молодежи» (движение, призывающее к свержению власти революционным путем и установлению коммунизма, возврату к СССР);
- «Национал-большевистская партия» во главе с Эдуардом Лимоновым (молодежная структура, запрещенная Верховным Судом Российской Федерации, но действующая подпольно и популяризирующая идеи нового обустройства российского общества).
Правоэкстремистские движения (национал-патриотические, неофашистские и неонацистские) выступают за превосходство русской нации, за создание наднациональной империи. При этом наиболее поддерживаемыми молодежью правоэкстремистскими движениями являются:
- «Евразийский союз молодежи» (опричники) Александра Дугина, в основе деятельности организации - антиатлантизм, восстановление господства России над евразийским пространством, непризнание либерализма, призыв к возрождению «империи».
- «Движение против нелегальной иммиграции», ксенофобское движение (недавно
движение было закрыто Верховным Судом Российской Федерации, но его идеи до сих пор активно поддерживаются молодежью);
- «Лига объединенной молодежи», цель которой - смена власти в России мирным путем, защита гражданских ценностей, борьба с коррупцией и бюрократией;
- «Оборона», цель - обеспечение гражданских прав и свобод, честных выборов и отстаивание их результата, основной принцип -гражданское сопротивление без использования насилия.
Наиболее активными молодежными религиозными движениями, основанными на радикальных православных воззрениях являются:
- группа Душенова - Назарова, лидерами которой являются православные националистические деятели: Душенов Константин Юрьевич и Назаров Михаил Викторович. Группа Душенова - Назарова причастна к подготовке и распространению признанного экстремистским материалом фильма «Россия с ножом в спине. Еврейский фашизм и геноцид русского народа», дискредитирующего органы государственной власти Российской Федерации, а также к подготовке и проведению деструктивных акций, таких как Санкт-Петербургский и Московский «Русский марш». В настоящее время Группа Душенова - Назарова вплотную подошла к созданию Общероссийского правозащитного центра и собственных силовых подразделений на базе спортивных клубов, занимающихся популяризацией в молодежной среде различных видов единоборств;
- общероссийское общественное политическое движение «Русский общенациональный союз» - религиозно-националистическое, организует военно-спортивные и молодежные патриотические лагери, готовят активистов, способных проводить «акции прямого действия», включая инициирование массовых протестных акций с элементами насильственных действий;
- союз православных хоругвеносцев (СПХ), которым декларируются укрепление православной веры, восстановление русского
.....
ш
126 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 3 (41) май-июнь
национального сознания и имперского российского патриотизма, а также восстановление самодержавной монархии на территории России;
- общероссийская политическая общественная организация «Союз Христианское Возрождение», идеологической платформой деятельности которого является учение русского религиозного философа И.А. Ильина о русском христианском национализме, а основной задачей «возрождение Православия и национального самосознания русского народа в России»;
- Георгиевский православный союз («Ге-оргиевцы»), актив которого составляет молодежь, организует массовые акции национал-патриотического, насильственного характера.
К социальным молодежным движениям протестной направленности можно отнести движение антиглобалистов, протестующее против «неразумного» мирового экономического порядка, господства транснациональных корпораций и финансового «рабства» людей. Антиглобалисты выступают против процесса глобализации, против идеологии капитализма и против ряда влиятельных международных организаций. Их главными мишенями считаются такие структуры, как Всемирный банк / World Bank, Международный Валютный Фонд / International Monetary Fund, Всемирная Торговая Организация / World Trade Organization, Организация Экономического Сотрудничества и Развития / Organization for Economic Co-Operation and Development, «Большая Восьмерка», некоторые международные соглашения, проводящие в жизнь идеологию «неолиберализма» (например, Североамериканское Соглашение о Свободной Торговле / North American Free Trade Agreement или Шенгенское Соглашение), международные бизнес-альянсы (например, Всемирный Экономический Форум / World Economic Forum).
Также к социальным протестным движениям можно отнести экологические движения против загрязнения воды и воздуха, против вырубки лесов, против точечной застройки крупных городов. И в том, и в другом случае
речь идет о борьбе против ухудшения состояния окружающей среды.
Очень актуальным молодежным движением, выражающим социальной протест путем намеренной изоляции от общества, является - дауншифтинг. Классическое западное определение дауншифтинга - это добровольный отказ от высокой должности и доходов ради простой и неторопливой жизни в кругу семьи. Главное от чего отказывается даун-шифтер - это чужие цели и желания. В большинстве случаев ими оказываются сугубо материальные цели: карьера, деньги, предметы роскоши. По мнению дауншифтеров, «кто-то медитирует, кто-то вливается в сообщества и бойцовские клубы, кто-то ведет активную социальную или антисоциальную деятельность, кто-то становится бездомным. Наступает эра нового романтизма и номадизма, новых миграций, новых идеалов и поисков места под новым, или хорошо забытым старым, солнцем. Больше нет смысла торопиться, взбираясь на вершины мира...» (2, с. 35-44).
К неформальным субкультурным молодежным движениям, в которых проходит процесс самоидентификации, позиционирования, относятся группы молодых людей, сплоченных на основе общих идеалов, целей, атрибутики и ритуалов. К таким движениям можно отнести: готов, пропагандирующих культ смерти, мистицизм, культовые обряды Средневековья; эмо - сокращенное название от эмоциональный (чувствительность, любовь, дружба, индивидуализм), отвергающих практицизм; толкиенистов - поклонников произведений Джона Рональда Роуэла Толкиена, сюжеты которых составляют основу игр, породивших своеобразное общественное движение; рейверов (от англ. rave - бредить, бессвязная речь, говорить с энтузиазмом), трактуется в «Словаре современного сленга» Т. Торна как «дикая вечеринка (a wild party), танцы или ситуация отчаянного поведения», источником жизненных ориентиров рейверов стал музыкальный стиль, а если точнее - образцы жизненного стиля наиболее популярных, выступающих в харизматической роли
.....
I I I ■ M I I I
Социально-культурная деятельность 127
кумиров музыкантов - носителей (создателей) соответствующих социокультурных образцов, в облике рейверов и стилистике поведения реализуется идея отхода человека от природы; движение паркура - свободного перемещения по любой местности с элементами экстрима, подкрепляемое идеологией, которая в свою очередь направлена на развитие моральных качеств человека; диггеров - (от англ. digger - копатель) исследователей искусственных подземных сооружений и коммуникаций; опасности пребывания в подземных ходах, закрытость сообществ диггеров, таинственность мира подземелий, лишенного обыденности - эти свойства диггерства определяют внутренние мотивы интереса определенной части молодежи к таким формам активности, и др.
Проведенный нами социально-культурный анализ молодежных движений протест-ной направленности современной России свидетельствует о том, что в обществе все более востребованным становится обращение к национал-патриотическим идеям, идет возрождение радикальных православных вероучений, молодежь выступает катализатором социальных и политических преобразований, культурной трансформации.
На наш взгляд, развитие позитивных тенденций и использование потенциала инновационной активности молодежи в интересах созидания и гражданского служения может
быть устойчивым лишь при создании адекватной системы участия государства и общества в процессах социализации молодежи, формировании действенных механизмов партнерских взаимоотношений между «взрослым» обществом и входящими в него новыми поколениями. А интегрирующим основанием процесса социализации молодого поколения может стать социально-культурная деятельность гражданского общества, которая разворачивается в социально-культурной деятельности вузов, созидательных общественных объединений, воспитывающих специалистов по работе с подрастающим поколением, лидеров общественных движений, технологов, менеджеров социально-культурной деятельности. На наш взгляд, внедрение инновационных технологий социально-культурной деятельности в учебную и воспитательную работу образовательных учреждений позволит значительно снизить уровень деструктивных тенденций среди населения, будет способствовать формированию духовности, созиданию, творчеству.
В заключение следует ещё раз подчеркнуть, что молодёжь XXI века - ресурс обновления и укрепления России. Особую роль в развитии социальных и личностных качеств у молодых людей играет культура, формирующая духовность, способность к деятельности, созиданию, творчеству, нравственное и эстетическое сознание.
Примечания
1. Клеман, К. От обывателей к активистам. Зарождающиеся социальные движения в современной России / К. Клеман, О. Мирясова, А. Демидов. - М.: Три квадрата, 2010.
2. Коряковцев, А. А. Идеология социального протеста (противоречия и начальный этап) / А.А. Коряковцев // Социологические исследования. - 2010. - № 6, июнь. - С. 35-44.
3. Максимов, М. А. Политические аспекты стратегии и тактики современного антисистемного движения / М.А. Максимов // ПОЛИС. Политические исследования <http://ebiblioteka.ru/browse/publication/603>. -2008. - № 4. - С. 140-147.