Научная статья на тему 'Туризм как сфера культурно-досуговой деятельности: основные понятия'

Туризм как сфера культурно-досуговой деятельности: основные понятия Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
8697
1016
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОНЯТИЯ / ДОСУГ / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ РЕСУРСЫ / КУЛЬТУРА / ТУРИЗМ / ДЕФИНИЦИИ / CONCEPTS / LEISURE / CULTURAL-LEISURE ACTIVITY / SOCIO-CULTURAL RESOURCES / CULTURE / TOURISM / DEFINITIONS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Максютина К. Н.

Определение дефиниций понятий «досуг», «культурно-досуговая деятельность», «социально-культурные ресурсы», «культура», «туризм» как исходная база анализа процессов и явлений происходящих в сфере туризма в современных российских условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tourism as a sphere of cultural-leisure activity: the basic concepts

Definition of concepts «leisure», «cultural-leisure activity», «socio-cultural resources», «culture», «tourism» as an initial base of the analysis of processes and occurrences in the sphere of tourism in modern Russian conditions.

Текст научной работы на тему «Туризм как сфера культурно-досуговой деятельности: основные понятия»

УДК 379.85 ББК 75.81

Максютина К.Н.

ТУРИЗМ КАК СФЕРА КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Определение дефиниций понятий «досуг», «культурно-досуговая деятельность», «социально-культурные ресурсы», «культура», «туризм» как исходная база анализа процессов и явлений происходящих в сфере туризма в современных российских условиях.

Ключевые слова: понятия, досуг, культурно-досуговая деятельность, социально-культурные ресурсы, культура, туризм, дефиниции

Maksyutina K.N. Tourism as a sphere of cultural-leisure activity: the basic concepts

Definition of concepts «leisure», «cultural-leisure activity», «socio-cultural resources», «culture», «tourism» as an initial base of the analysis ofprocesses and occurrences in the sphere of tourism in modern Russian conditions.

Keywords: concepts, leisure, cultural-leisure activity, socio-cultural resources, culture, tourism, definitions

Туризм - это специфический вид досуговой деятельности личности, который все больше привлекает к себе внимание исследователей различных специальностей [1,2,4, 6,7,9,13].

Для рассмотрения туризма как сферы культурно-досуговой деятельности

необходимо провести уточнение таких понятий как «досуг», «культурно-досуговая деятельность», «социокультурные ресурсы», «культура», «туризм». Определение смысловых границ данных понятий позволит на основании предлагаемых дефиниций более последовательно и конкретно рассмотреть и проанализировать процессы и явления, происходящие в сфере туризма в современных российских условиях.

Социальное время индивида распадается на две диалектически взаимосвязанные сферы — рабочее время, включающее процессы обучения и производственной деятельности, и досуговое (свободное) время.

Понятие «досуг» — важное понятие социологии, педагогики, эстетики. Досуг наряду с отдыхом и развлечением выполняет функцию развития личности. А. Шопенгауэр назвал досуг венцом человеческого существования, так как только он делает человека полным обладателем своего «я» [25].

В литературе существует различная трактовка понятия «досуг». В теории и практике социально-культурной

деятельности после многолетних дискуссий о сути, природе и функциях досуга утвердилось его научно-обоснованное определение: досуг - это деятельность в условиях свободного времени, которая обеспечивает отдых и дальнейшее развитие личности [8].

Исследователи выделяют две органично связанные и взаимодополняющие социальные функции досуга: рекреативную, обеспечивающую снятие физического, психического напряжения и восстановление сил посредством активного отдыха; развивающую, которая находит свое выражение в вовлечении личности в процесс непрерывного просвещения, любительского творчества, самоутверждения и

самореализации своих творческих потенций [11].

Среди наиболее эффективных и социально значимых видов досуга существенное место принадлежит туризму. Рассмотрение взаимосвязей досуга и туризма позволяет, таким образом, более глубоко проникнуть в сущность туристской деятельности и более четко представить ее социально-культурные компоненты. Система ценности досуга, вмещающая в себя относительно самодостаточные элементы, как то: отдых, развлечение, просвещение, творчество, созерцание, праздник, в целом, по мнению Г.И. Афонина, пред-ставляет возможность системного видения ценностей

туризма [1].

Большинство исследователей

единодушны в том, что туризм будет неуклонно и стремительно развиваться как одна из форм активного отдыха и как разновидность индустрии досуга, направленной на удовлетворение потребностей личности в познании, духовнокультурном развитии, общении, развлечениях и т.д. [24]. По мнению известного американского футуролога Г. Кана, именно туризм превратится в индустрию досуга номер один [18].

Социальной составляющей туризма является обеспечение потребностей в различных услугах: культурнопознавательных, коммуникативных,

организации активного и творческого отдыха, путешествий и др.

И, по мнению исследователей, одним из более подходящих для этой роли сегодня представляется туризм как один из эффективных инструментов комплексного всестороннего развития личности, объединяющий в себе многообразие форм, формирующих активную личность [3].

Туризм способствует удовлетворению социальных потребностей, связанных не только с использованием свободного времени, но и таких как образовательные занятия и освоение накопленных ценностей культуры

[14].

Культурно-досуговая деятельность

является качественной характеристикой туристской деятельности, которая выступает одним из важнейших средств приобщения туристов к культуре, развивает и порождает у них новые духовные потребности.

Ценности в сфере туризма как вида культурно-досуговой деятельности

позволяют удовлетворять потребности в обучении, познании, развлечении, а также самовыражении, самоутверждении личности и повышении ее культурного уровня.

Социокультурная эффективность туризма

- это степень удовлетворения личности в результате реализации этих потребностей

[19].

Для восстановления физических и психологических сил человека необходима особенная социокультурная инфраструктура, включающая предметно-пространственное

окружение человека (архитектура, памятники истории и культуры, природа), информационную (художественная,

эстетическая, этическая информация) и ценностно-ориента-ционную составляющую (смысловая и ценностная нагрузка элементов среды).

Социокультурные ресурсы туризма - это социально-культурные, исторические,

архитектурные и археологические, научные, зрелищные, культовые и иные объекты или явления, способные удовлетворить потребности человека в культурно-досуговой деятельности [5].

Социокультурные ресурсы для каждой территории являются специфическими, отражают представление о культуре разных сегментов общества, расширяют кругозор человека, углубляют его эстетические, художественные и природные ценности и способствуют знакомству с историей, природой и культурой страны.

В.А. Квартальнов, культурное, историческое и природное наследие делит на следующие категории: достояние,

используемое в основном туристами (фестивали, представления, памятники и ит.д.); достояние смешанного пользования (менее значительные исторические

памятники и музеи, театры, заповедники и пр.); достояние, используемое в основном местным населением (гражданские

сооружения, культовые объекты, кинотеатры, библиотеки и др.) [10].

Отождествляя освоение мира с культурно-досуговой деятельностью, можно говорить о культурных ценностях, которые создаются, сохраняются и распространяются в процессе освоения мира. Они используются субъектом для дальнейшего познания и преобразования мира и его самого. Их критическое осмысление, отбор и освоение в процессе деятельности приводит к

формированию культурного слоя, который, в свою очередь, выступает как совокупность норм и ценностей, выработанных народом, которые осваиваются, закрепляются,

развиваются и используются в зависимости от конкретных задач.

Наличие социокультурных ресурсов играют очень важную роль в культурноисторическом наследии страны. Памятники

истории, культуры и природы являются национальным достоянием. Многие регионы России богаты такими уникальными историческими территориями, как древние города, усадебные и дворцово-парковые ансамбли, комплексы культовой

архитектуры, исторические постройки,

историко-культурные памятники и др.

Социокультурная потребность в туризме

- это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах,

необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности [19].

Характерным признаком исследований последнего времени является пристальное внимание к разработке вопросов культуры в более узком ее смысле - как совокупности ценностей, норм и идеалов, которые выполняют как конструктивную, так и регулятивную роль в том или ином

конкретном обществе [20].

Культурные установки относительно подвижны. Каждый раз со сменой живущих поколений происходит и определенная модернизация культурных установок, хотя в культуре каждого народа остаются элементы, имеющие многовековую историю.

В социологии, философии наряду с понятием культура рассматривается понятие духовная культура. Духовная культура -прагматически незаинтересованная

деятельностная способность человека к сознанию и приобщению к высоким общечеловеческим ценностям [16]. На различных этапах развития общества элементами духовной сферы являются наука, искусство, философия, религия, образование и воспитание.

Совершенно очевидно, что любые фрагменты духовной жизни человечества могут и должны раскрываться в своем живом взаимодействии с индивидом с точки зрения их непосредственного вплетения в жизнедеятельность человека.

Известный исследователь туризма американский социолог Д. Макканел считает туризм важным компонентом социального статуса, который является одним из эффективных средств, способствующих удовлетворению культурно-досуговых

потребностей [22].

В процессе развития туризма появились различные толкования этого понятия. Рассматривая понятие «туризм» можно сказать, что существует множество определений туризма.

Туризм - это вид досуга, связанный с временным перемещением людей с места своего постоянного проживания в другую страну или другую местность в пределах своей страны. Оно осуществляется в свободное время, с целями получения удовольствия, познания, отдыха,

оздоровления, лечения, посещения гостей, но без занятия оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания [3].

В.А. Квартальнов сформулировал следующее определение: «Туризм —

временное перемещение людей с места своего постоянного проживания в другую страну или местность в пределах своей страны в свободное время в целях получения удовольствия и отдыха, оздоровительных, гостевых, познавательных или

профессиональных целях, но без занятия оплачиваемой работой в посещаемом месте» [10].

А.С. Кусков и соавторы рассматривают туризм, как деятельность, связанную с массовым туристским движением, осуществляемая с использованием природноклиматических и историко-культурных туристских ресурсов, материальнотехнической базы туризма и других важных факторов, которые определяют уровень и качество обслуживания [13].

В зарубежной литературе наиболее распространенным и общепризнанным является определение туризма американского профессора Дж. Уоркера: «Туризм — наука, искусство и бизнес привлечения, обустройства и развлечения людей, путешествующих ради удовольствия или по делам» [21].

В России в соответствии с Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г. приняты следующие определения основных понятий туризма. Туризм - временные выезды (путешествия), граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в

оздоровительных, познавательных,

профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания. Согласно закону период временного пребывания от 24 часов до 6 месяцев или не менее одной ночевки [15].

В международных правовых актах, национальных законодательствах, а также в научной литературе приводятся и другие определения туризма.

В современной литературе

культурологический смысл туризма рассматривается, как форма развития личности. Туризм расширяет границы человеческого познания, способствует этнокультурной самоидентификации

человека, раскрытию собственных, в том числе латентных потребностей, развивает и трансформирует социокультурную сферу деятельности человека [19,23,26]. Следует отметить, что множественность

концептуальных подходов имеет место в первую очередь при определении сущностных характеристик феномена туризма.

На основе рассмотрения различных подходов к исследованию туризма, А.П. Осауленко, А.М. Кивал сделали следующие выводы. Туризм — это, прежде всего социальный феномен призванный реализовать важнейшие социальные, в том числе и духовно-культурные функции [17].

Итак, существуют разнообразные понятия о категориях «досуг», «культурнодосуговая деятельность», «социокультурные ресурсы», «культура», «туризм». Сложность в определении основных понятий, связанных с культурно-досуговой деятельностью и туризмом, обусловлена тем, что

исследованием данного явления занимаются специалисты различных отраслей знания -психологи, социологи, философы, экономисты и др.

Относительно проблемы

рассматриваемой в данной работе досуг, часть свободного времени, используемое по усмотрению индивида на достижения различных целей: развлечения,

самосовершенствование, развитие духовного мира человека, получение удовольствия от

познания ценностей культуры.

Особенность туризма как области культурно-досуговой деятельности в том, что туризм строится на и вокруг культурных ценностей: памятники истории, культуры, природы, он не мыслим без взаимодействия с музеями, культурными программами этнографического характера.

Таким образом, туризм сложное многогранное явление. Во-первых, туризм — социальная практика. Во-вторых, туризм — это сфера досуга. В-третьих, туризм является формой потребления. В-четвертых, туризм есть культурный феномен.

Литература

1. Афонин Г.И. Туризм как социально-культурное явление: автореф. дис. ... канд. филос. наук / Г.И. Афонин. - Казань, 2006. -19 с.

2. Биржаков М.Б. Введение в туризм / М.Б. Биржаков. - СПб.,1999. - 378 с.

3. Гулян А.Э. Воспитание толерантности средствами культурных традиций / А.Э. Гулян,

B.И. Флоря // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. -2007. - № 2. - С.100-102.

4. Жарков А.Д. Парадигмальный подход к развитию современной культурно-досуговой деятельности / А.В. Жарков // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2007. - № 3. - С. 144-150.

5. Зеленова Е.В. Туризм как разновидность социокультурных технологий / Е.В. Зеленова // СОТИС - социальные технологии, исследования. - 2007. - № 5. - С.76-82.

6. Зелетдинова Э.А. Туризм в регионе: состояние, проблемы, перспективы / Э.А Зелетдинова // Социологические исследования.- 2005. - № 11. - С.96-105.

7. Зорин А.И. Концепты туризма: опыт структурно-семантического анализа / А.И. Зорин // Теория и практика физической культуры. - 2002. - № 11. - 380 с.

8. Измайлова Д.А. Реализация развивающего потенциала досуга средствами культурнопознавательного туризма / Д.А. Измайлова // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2007.- № 1. - С.72-74.

9. Квартальнов В.А. Биосфера и туризм: в 2 т. / В.А. Квартальнов. - М.: Наука, 2002.

10. Квартальнов В.А. Туризм / В.А. Квартальнов. - М., 2000. - 268 с.

11. Киселева Т.Г. Социально-культурная деятельность / Т.Г. Киселева, Т.М. Красильникова. - М., 2004. - 539 с.

12. Кузнецов Ю.В. Методические основы маркетингового подхода к формированию региональной туристской политики / Ю.В. Кузнецов, И.И. Черкасова // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2007. - № 1.- С. 119-122.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Кусков А.С. Рекреационная география / А.С. Кусков, В.Л. Голубева, Т.Н. Одинцова. -М., 2005. - 282 с.

14. Новиков В.С. Менеджмент в туризме / В.С. Новиков. - М., 2006. - 402 с.

15. Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации: закон РФ от 14.02.1996 г. // Свод законов Российской Федерации. -1996. - № 49. - Ст. 5491.

16. Оганов А.А. Теория культуры: учеб. пособие для вузов / А.А. Оганов, И.Г. Хангельдиева.-М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. - 416 с.

17. Осауленко А.П. Этапы развития туризма как социального института / А.П. Осауленко // Актуальные проблемы кадровой политики: стратегические и практические задачи в деле системного управления персоналом, привлечения, отбора и закрепления кадров. - М., 2003.-

C.25.

18. Спивак А. Рекреационные технологии в индустрии туризма / А. Спивак, М.А. Дедюлина // Сборник трудов Таганрогского государственного радиотехнического университета.-Таганрог, 2006. - С.25-26.

19. Сущенко Е.Н. Туризм как сфера реализации досуговых ценностей в современном российском обществе (на примере Кавказских Минеральных Вод): автореф. дис. ... канд социол. наук / Е.Н. Сушенко. - Ставрополь, 2006. - 20 с.

20. Сычанина С.Н. Туризм в социокультурном пространственно-временном континууме: автореф. дис. ... канд. философ. наук / С.Н. Сычанина. -Краснодар, 2004. - 20 с.

21. Уокер Дж. Р. Управление гостеприимством / Дж. Р. Уокер. -М.: ЮНИТИ, 2006.-124 с.

22. Фенько А.Б. Туризм как показатель социального статуса / А.Б. Фенько // Социологические исследования.- 2007.- № 2.- С. 125-131.

23. Чабан В.С. Введение в туризм / В.С. Чабан, М.Б. Биржаков. - М.; СПб.: Невский фонд, 2006. - 184 с.

24. Шамсутдинова Д.В. Организованный досуг как вид социально-культурной и педагогической деятельности / Д.В. Шамсутдинова // Человек в мире культуры: исследования, прогнозы: материалы междунар. науч. конгр., 17-18 апр. 2007 г. - М., 2007.-

С.482-484.

25. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости/А. Шопенгауэр. - М.: Янтарный сказ, 2001.- 328 с.

26. John U. The Tourist Gaze. Leisure and Travel in Contemporary Societies / U. John.- London: Sage,1990.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.