Научная статья на тему 'Культурный туризм и музей как формы организации досуга'

Культурный туризм и музей как формы организации досуга Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
3035
283
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТВЕТСТВЕННЫЙ ТУРИЗМ / RESPONSIBLE TOURISM / ГАБИТУС / HABITUS / ДОСУГ / LEISURE / КУЛЬТУРНЫЙ КАПИТАЛ / CULTURAL CAPITAL / СИМВОЛИЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / SYMBOLIC CAPITAL / КУЛЬТУРНАЯ ЦЕННОСТЬ / CULTURAL VALUES / КАЧЕСТВЕННОЕ ВРЕМЯ / QUALITATIVE TIME / МУЗЕЙНЫЙ КЛУБ / MUSEUM CLUB / МУЗЕЙНЫЙ ПРАЗДНИК / MUSEUM HOLIDAY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Именнова Любовь Сергеевна

В статье дается интерпретация понятия «досуг» в применении к сфере культурного туризма и музея. Музеи могут генерировать символический капитал, повышать качество жизни. Критерием успешности музея является оценка посетителями качества досуга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is interpretation of «leisure» conception in the article related to the sphere of cultural museum and tourism. A museum generates the symbolical capital that improves the quality of life. The criterion of museum success is visitors' rating of leisure quality.

Текст научной работы на тему «Культурный туризм и музей как формы организации досуга»

.....

I I I ■ M I I I

Музеи в системе культуры 133

фондов, формы научно-фондовой и культур- происходит окончательное становление музе-

но-просветительской деятельности сохрани- ев кино, а период с начала 1990-х годов по на-

лись практически без изменений до настояще- стоящее время отмечен не только их развитого времени. Второй период с середины 1930-х ем, но и созданием музеев, отражающих разви-

- по конец 1940-х годов характеризуется раз- тие кинематографа на определенной террито-работкой различных концепций Всесоюзных рии, тенденций его развития и возникновение киномузеев. С 1950-х до конца 1980-х годов новых форм.

Примечания

1. Болтянский, Г. М. Статьи, заметки, выступления, 1925-1931 гг. / Г.М. Болтянский // РГАЛИ. Ф. 2057. Оп. 1. Ед. хр. 21.

2. Дымшиц, Н. Наум Клейман: «Идеальный музей кино » / Н. Дымшиц // Киноведческие записки: историко-теоретический журнал. - М., 2007. - №84. - С. 117-123.

3. Еременко, Е. Д. Музей и кино. Музеи кино: учеб. пособие / Е.Д. Еременко. - СПб., 2004.

4. Латыпова, Ю. Музей кино ко Дню кино / Ю. Латыпова // Вечерний Новосибирск. - 2003. - 26 августа.

- С. 8-9.

5. Магидов, В. М. Кинофотофонодокументы в контексте исторического знания / В.М. Магидов. - М., 2005.

6. Письма Б. В. Дубровского-Эшке в Министерство кинематографии СССР и издательство «Искусство» по вопросам организации Центрального музея Советской кинематографии, 17.10.1951. // РГАЛИ Ф. 2605. Оп. 2. Ед. хр. 15.

7. Письмо С.Ф. Сафронова А.П. Троцкой, 30 июня 1980 г. // Фонд 2620. Оп. 2. Ед. хр. 1830.

8. Протоколы заседаний кино и музейных отделов ГАХН, 1925-1931 гг. // РГАЛИ. Ф. 2057. Оп. 1. Ед. хр. 306.

9. Эйзенштейн, С. Создать киномузей / С. Эйзенштейн, В. Пудовкин, М. Ромм, Г. Александров, Е. Дзиган, Шенгелая, Г. Рошаль, Г. Болтянский, Г. Гибер // Известия. - 1940. - №22. - 28 января. - С. 4.

КУЛЬТУРНЫЙ ТУРИЗМ И МУЗЕЙ КАК ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА

Л. С. Именнова

Российская международная академия туризма

В статье дается интерпретация понятия «досуг» в применении к сфере культурного туризма и музея. Музеи могут генерировать символический капитал, повышать качество жизни. Критерием успешности музея является оценка посетителями качества досуга.

Ключевые слова: ответственный туризм, габитус, досуг, культурный капитал, символический капитал, культурная ценность, качественное время, музейный клуб, музейный праздник.

There is interpretation of «leisure» conception in the article related to the sphere of cultural museum and tourism. A museum generates the symbolical capital that improves the quality of life. The criterion of museum success is visitors' rating of leisure quality.

Key words: responsible tourism, habitus, leisure, cultural capital, symbolic capital, cultural values, qualitative time, museum club, museum holiday.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 2 (40) март-апрель 2011 133-138

.....

ш

134 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 2 (40) март-апрель

В наше время возрастает потребность в рекреативных формах деятельности. Культурный туризм как содержательный компонент досуговой сферы представляется особо перспективным для социокультурного анализа. Его объектом является мировое культурное наследие - памятники истории и культуры, музеи, выставки, музейно-выставочные комплексы, историко-культурные заповедни-кии. Культурный туризм направлен на такую интерпретацию социокультурных реалий, которая раскрывает их историко-культурную уникальность. В его рамках социальное взаимодействие ориентировано на сложный процесс межкультурной коммуникации, аккультурации и инкультурации.

Феномен досуга стал предметом философской рефлексии. Суть гуманистической интерпретации времени заключается в утверждении, что человек свободен тогда, когда ему принадлежит время. Начиная с И. Канта, философски осознана взаимосвязь культуры и свободы: вхождение человека в мир культуры есть в то же время расширение его «поля свободы» (7, с. 154). В пространстве свободного времени решается главный вопрос современности - проблема индивидуальной свободы человека.

Если жизнь измерять временем, то куль-туротворчество как процесс самосозидания человеком себя определяется свободным временем, когда он производит сам себя, свой духовный мир. Человек начинается там, где начинается свободное время, которое предстает как мера богатства: чем его больше, тем общество богаче. Мыслители разных времен и культурных традиций признавали досуг одной из высших ценностей человека и человечества. Р. Тагор, выдающийся индийский писатель и общественный деятель, констатировал, что все лучшие плоды цивилизации взращены на ниве досуга. Свободное время - это время культуры.

Сфера досуга стала рассматриваться как составляющая социального критерия качества жизни. Исследователи (В. Парето, Э. Освальд, Р. Истерлин) отмечают, что экономические

показатели роста объемов производства не делают людей счастливее. Р. Истерлин был одним из первых экономистов, кто провел опрос по субъективному ощущению благополучия, проанализировал результаты и продемонстрировал, что экономический рост не означает повышения благосостояния как чувства удовлетворенности.

Д. Тросби в книге «Экономическая теория и культура» (9) обосновывает положение о том, что цена и ценность вообще несопоставимы. Готовность платить не проявляет культурную значимость, поскольку её составными частями являются символические ценности -духовные, социальные, исторические.

А.Б. Долгин рассматривает культурную ценность в свете теории благосостояния(3, с. 370). Он предлагает оценивать благосостояние человека через культуру, что позволит учесть символический компонент взаимодействия. Если в экономике об эффективности производства судят по росту денежной капитализации, то для культуры такое измерение не информативно. Универсальным индикатором и целью культуры он определяет качественное время.

Понятие качественного времени он относит к сфере досуга. Индикаторами качественного времени являются степень эмоциональной и творческой активности, качество символической коммуникации: «Качественное личное время - это время, которое сам человек определяет как хорошо проведенное, использованное наилучшим образом» (3, с. 368).

При анализе сферы досуга используются такие предложенные французским социологом Пьером Бурдьё понятия, как «символический капитал» и «культурный капитал». Символический капитал - это то, что субъект имеет в социальном пространстве, что ему может быть полезно. Люди как социальные агенты обладают символическим капиталом: знаниями, навыками, социальным статусом, авторитетом, знаниями и т.п., благодаря которому добиваются результатов в социальных действиях. Культурный капитал - богатство в форме знаний, идей, которое узаконивает

.....

I I I ■ М I I I

Музеи в системе культуры 135

обладание статусом и властью.

Используя термин, предложенный П. Бурдьё, можно сказать, что музеи как туристские объекты могут генерировать символический капитал, способны порождать качественное время. Как и экономический, символический капитал обладает производящий способностью, поэтому он тоже может иметь денежное измерение, использоваться для получения прибыли, оцениваться по способности генерировать качественное время. В музейной практике символический капитал объективируется.

А.Б. Долгин утверждает, что символический капитал пропорционален суммарному отклику, он определяется капиталом участников и символической дистанцией между ними: «Одно произведение способно консолидировать вокруг себя небольшую группу тонких ценителей, давших ему высочайшую оценку, а другое удостоится скромного поощрения в массовом порядке. По символической капитализации оба они могут быть близки. "Горячие точки" культуры можно переосмыслить в терминах качественного времени и символического капитала. Культурный прогресс можно определить как приращение совокупного качественного времени членов сообщества» (3, с. 362).

Критерием успешности учреждения культуры служат потребительские сигналы о воспринимаемом качестве досуга. В качестве примера техники выявления предпочтений туристов - посетителей музеев может послужить работа, проведенная нидерландскими исследователями (8). Они предложили считать основанием для ранжирования музеев дорожные издержки посетителей. Если до музея трудно добраться, но его посещаемость высока, то это свидетельствует о высокой оценке музея. Данные о предпочтениях посетителей с марта 2000 по январь 2003 года взяты из базы Голландской ассоциации музеев ^МУ): «В Нидерландах используется национальная музейная карта. Чтобы получить её, следует заплатить ежегодный взнос: старше 25 лет -25 евро, моложе этого возраста - 12,5 евро.

Карта предоставляет право свободного доступа в 442 музея страны. Данные о посещаемости поступают на центральный сервер, расходы музеям возмещаются» (3, с. 348). Поскольку визит в каждый музей требует только дополнительных транспортных расходов, посещаемость того или иного музея может служить свидетельством удовлетворенности музейного зрителя, их оценкой «качества» времени, проведенного в музее.

Пьер Бурдьё ввел парадигмообразующее понятие «габитус». Габитус рассматривается им «как система схем восприятия и оценивания, как когнитивные и развивающиеся структуры, которые агенты получают в ходе их продолжительного опыта в какой-то позиции в социальном мире. Габитус есть одновременно система схем производства практик и система схем восприятия и оценивания практик. В обоих случаях эти операции выражают социальную позицию, в которой он был сформирован. Вследствие этого габитус производит практики и представления, поддающиеся классификации и объективно дифференцированные» (2, с. 193-194).

Концепт «габитус» может быть использован для анализа музейной социокультурной практики. Восприятие музейной системы как объекта туристского показа предполагает определенную активную диспозицию агента (посетителя), которая определяется его габитусом, то есть ментальной структурой, системой «приобретенных схем, функционирующих на практике как категории восприятия и оценивания или как принципы классификации и, одновременно, как организующие принципы действия» (2, с. 28).

Если габитус - структура когнитивных и мотивационных систем, продукт исторических условий, сформировавших эстетические ценности, вкусы, то он определяется ресурсами свободного времени на их освоение через посещение музеев, театров, музицирование и т.п. В большей степени такими ресурсами располагают выходцы из привилегированных слоев. Таким образом, потребление, в том числе и досуговое, оказывается социально

.....

I I I ■ М I I I

136 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 2 (40) март-апрель

структурированным. Поскольку габитус представляет совокупность установок, полученных уже на ранних этапах жизни и становящихся бессознательной побудительной силой, П. Бурдьё отмечает важность социализации через культуру, которая начинается в раннем детстве и продолжается на последующих этапах.

В.Д. Патрушев определяет досуг как «совокупность видов деятельности, предназначенных для удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей в свободное время» (5, с. 295). Время досуга, таким образом, составляет часть свободного времени. Если первоначально категория «свободного времени» имела более широкое содержание и отождествлялась с нерабочим временем в целом, то в настоящее время под досугом понимается лишь та часть этого времени, которая остается за вычетом из него всех необходимых, непреложных затрат (сон, уход за детьми, занятия домашним хозяйством и т.п.), то есть оказывается свободной в строгом смысле этого слова.

В структуре досуга посещение музеев относится к группе видов деятельности, направленных на потребление культурных ценностей (сюда же входят чтение, просмотр телепередач, посещение театров, культурно-досуговых центров и т.п.). Если рассматривать досуг с содержательной стороны, то посещение музея имеет высокий потенциал для формирования духовности, нравственного самосовершенствования, эмоционального обогащения. Показателями эффективности проведения досуга в музейной среде являются досуговая активность, удовлетворенность посетителя, рекреационный эффект.

Туристская поездка, посещение музея как виды досуговой деятельности служат отдыху и развитию личности, удовлетворяют познавательные, эмоциональные, эстетические и другие потребности человека. Музей на институциональном уровне создает атмосферу, в которой посетитель может уходить от негативной стороны повседневности с её неурядицами и проблемами.

В музейных аудиториях реализуются наиболее важные социокультурные функции досуга:

- развитие, духовное совершенствование;

- рекреация,восстановление физических и духовных сил, релаксация, снятие психологического напряжения;

- развлечение как особый род досуговых занятий.

Посещение музеев начало входить в структуру досуга в XIX веке, но как форма проведения свободного времени было доступно только привилегированным сословиям и социальным группам.

Советское время отмечено расширением музейных форм проведения досуга. В СССР много делалось для организации туристкой деятельности, важной составной частью которой являлось посещение музейных учреждений. Руководство предприятий, профсоюзные структуры целенаправленно занимались организацией посещений музеев, снабжали экскурсионные группы транспортом, оплачивали расходы из бюджета организации, таким образом обеспечивался определенный уровень доступности музейных услуг. Ресурсная поддержка музеев была если не очень высокой, то стабильной. К негативным явлениям советского периода можно отнести чрезмерную коллективизацию, политизацию, идеологизацию досуга, административное регулирование выбора маршрутов поездок и т.п.

Современная музейная и туристская деятельность является досугом нового типа: он формируется в условиях индустриализма, урбанизации, массовой культуры, под влиянием СМИ. Благоприятным фактором для развития туризма становится концентрация досуга в конце рабочего дня, рабочей недели, периода отпусков. Вместе с повышением мобильности это вызывает такое социальное явление, как досуговая миграция, которую в зарубежной социологии изучает специальная дисциплина (1, с. 12).

В настоящее время предложения по проведению досуга в музейных учреждения более разнообразны, не несут идеологической подо-

.....

ш

Музеи в системе культуры 137

плеки. Вместе с тем в условиях рынка (особенно в 1990-е годы) снизились реальные доходы населения, возросла плата за музейные услуги, сократилось или вовсе не практикуется материальное субсидирование руководителями предприятий культурно-досуговых мероприятий, разрушена государственная система туристских учреждений, которые организовывали поездки в музеи. Это делает необходимым изучение и совершенствование организации туристских и музейных форм проведения досуга в их взаимной обусловленности.

Досуг в музейной и туристской сфере характеризуется: свободой от обязанностей; возможностью выбора того или иного вида занятия, его прекращения или продолжения; неутилитарным характером досуговой деятельности, её самодостаточностью и процессуальной ценностью; гедонистичностью досу-гового поведения; компенсационнностью (6, с. 7).

Специфика организации досуговой деятельности туристов, посещающих музей, зависит от ряда факторов:

- типа, профиля музея, его модели и определяемых ею функций;

- от деятельности руководителя и коллектива музея;

- от качества музейного продукта, его познавательного, эмоционального, духовно-нравственного потенциала;

- от стиля коммуникации, предлагаемого в рамках музейного взаимодействия;

- от органичности использования синтетического характера музейной досуговой деятельности, оптимальности сочетания познавательных, ценностно-ориентационных, коммуникативных и творческих компонентов.

Повышению эффективности проведения досуга призваны содействовать новые интеграционные учреждения - историко-культурные, образовательные центры, в которых музей играет ведущую формообразующую роль. Такие центры сотрудничают с образовательными структурами, органами социальной защиты, учреждениями науки, искусства. Их специфика определяется особенностями реги-

она, его культурно-образовательного потенциалом, «лицом» самого музея. Главная их цель - образование человека культурой (4, с. 432).

Все формы культурно-образовательной деятельности музеев ориентированы на создание условий для организации полноценного досуга. Однако в этом спектре, наряду с традиционными формами (экскурсия, консультация специалиста, лекция), практикуются новые - клубные формы музейной работы, которые определяются его современной коммуникативной моделью и обеспечивают реализацию новой роли музея в обществе. В клубной деятельности посетители удовлетворяют потребность в неформальном общении, дефицит которого является одной из актуальных современных проблем.

Музейный клуб - это объединение на музейной площадке конкретных групп музейной аудитории на основе общего интереса к духовному и материальному наследию, к памятникам истории, культуры, природы, хранимым музеем. Характерными чертами музейного клуба являются: определенная, относительно стабильная аудитория; четкая программа, рассчитанная, как правило, на 2-3 года; структура программы предусматривает пленарные и секционные занятия, а также другие формы проведения досуга - вечера, посещения театров, выставок; самодеятельный характер организации работы, при котором музейный работник является не руководителем, а куратором (4, с. 476-477).

Особое внимание в последние годы музеи уделяют организации семейного досуга. В Государственном историческом музее действует семейный клуб «Наш дом - музей», объединяющий дошкольников, школьников, их родителей, бабушек, дедушек. В состав клуба входят 180 человек. Детей впервые приводят в клуб в возрасте 6-7 лет, они вместе с взрослыми родственниками посещают его в течение 10-11 лет. Система занятий многоступенчатая. Первая ступень - секция «История славянской сказки» - адресована дошкольникам и младшим школьникам. Вторая ступень для учени-

гтттт

ш

138 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 2 (40) март-апрель

ков 5-9 классов реализуется в двух секциях: секция «История в музейном предмете» знакомит с музейным предметом, процессами комплектования коллекции, хранения, атрибуции; в секции «Вспомогательные исторические дисциплины» подростки овладевают основами исследовательской работы в области палеографии, геральдики, нумизматики и др. (4, с. 478-479).

В последние годы приобретают популярность музейные праздники. Музейный праздник представляет собой комплексную форму культурно-образовательной деятельности, включающую такие элементы, как театрализованное представление, экскурсии, «Город мастеров» (демонстрация техники изготовления традиционной утвари мастерами народных промыслов), ярмарки, вечера, выставки, объединенные общей тематикой. Подготовка программы и проведение праздника являются результатом совместного творчества музея, других учреждений культуры, структур местной власти, общественных организаций, местного населения и т.д. «Музейным» праздник делает организующая роль музея, историко-культурная тематика, проведение на музейной территории, «задействованность» музейных

объектов, памятников, предметов и т.п.

Пользуются успехом туристов фольклор-но-этнографические музейные праздники под открытым небом, в которые включены элементы нематериального культурного наследия: обряды, ритуалы и т.п. Приобщение к народным истокам отвечает потребностям посетителей музея. Тенденция обращения к этнографическому наследию является ответом на негативные проявления процессов глобализации и урбанизации, которые проявляются в нивелировании этнокультурных особенностей, утрате этнического своеобразия.

В клубных формах работы и в музейных праздниках реализуются интерактивные методики, позволяющие включать в действие музейную аудиторию, сделать туриста - музейного посетителя участником событий, происходящих в пространстве музея.

Туристская деятельность, посещение музеев, как и другие социокультурные практики (клубная, библиотечная, парковая и другие), являются «самоценными» видами деятельности, органическим компонентом повседневной культуры, удовлетворяют потребности человека в отдыхе, релаксации, развлечениях, новых впечатлениях, саморазвитии.

Примечания

1. Акимова, Л. А. Социология досуга: учеб. пос. / Л.А. Акимова. - М.: МГУКИ, 2003.

2. Бурдьё, П. Начала / П. Бурдьё; пер. с фр. Н.А. Шматко. - М.: Socio-Logos, 1994.

3. Долгин, А. Б. Экономика символического обмена / А.Б. Долгин. - М.: ИНФРА-М, 2006.

4. Косова, И. М. Культурно-образовательная деятельность / И.М. Коссова // Музейное дело России. - М.: Издательство «ВК», 2006.

5. Социологическая энциклопедия: в 2 т. - М.: Мысль, 2003. - Т. 1.

6. Стрельцов, Ю. А. Культурология досуга: учебное пособие / Ю.А. Стрельцов. - Изд. 2-е. - М.: МГУКИ, 2003.

7. Шендрик, А. И. Теория культуры / А.И. Шендрик. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

8. Boter, J. Employing Cost to Compare the Use Value of Competing Cultural Organizations / J. Boter, J. Rouwendal, M. Wedel // Journal of Cultural Economics - 2005. - Vol. 29. - P. 19-33.

9. Throsby, D. Economics and Culture / D. Throsby. - New York: Cambridge University Press, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.