МАКРИНОВА Елена Игоревна' ЛЫСЕНКО Виктория Викторовна6 ШОКОВА Елена Алексеевна8
УДК 379.85
DOI: 10.24411/1995-0411-2018-10111
а-бБелгородский университет кооперации, экономики и права (Белгород, РФ); адоктор экономических наук, профессор; e-mail: [email protected]; бкандидат экономических наук, доцент; e-mail: [email protected]; вБелгородский государственный музей народной культуры (Белгород, РФ); экскурсовод; e-mail: [email protected]
НОВЫЕ ЭКСКУРСИОННЫЕ ПРОГРАММЫ БЕЛГОРОДСКОГО МУЗЕЯ НАРОДНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК СПОСОБ ВОВЛЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В КУЛЬТУРНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ
Целью исследования является разработка новых экскурсионных программ в ГБУК «Белгородский государственный музей народной культуры». Для решения заявленной цели использовались общенаучные и специальные методы исследования.
В статье рассмотрены проблемы и перспективы развития музейного туризма в регионе, определены социокультурные функции досуга как основополагающего элемента при разработке новых экскурсионных программ. Предложено авторское видение понятий «музейный туризм» и «квест-экскурсия». Авторами утверждается, что посещение музея как вида досуговой деятельности служит развитию личности, удовлетворяет познавательные, эстетические и другие потребности; на институциональном уровне создаёт благоприятную атмосферу. В процессе исследования авторами определены типы предлагаемых в Белгородской области экскурсионных туров: исторические экскурсионные туры, природные экскурсионные туры, экологические экскурсионные туры; основные действия, связанные с формированием экскурсионных услуг, представлением культурного наследия региона. Выделены факторы формирования развития сферы туристско-экскурсионных услуг, детально раскрывается значимость объектов культурного наследия Белгородской области. Представлены результаты опроса экскурсантов, способствующие дать объективную оценку популярности экскурсионных объектов Белгородской области на основе изученной информации. Рассмотрены способы вовлечения различных категорий населения в культурно-познавательный туризм, авторами разработана программа квест-экскурсии на базе Белгородского государственного музея народной культуры. Основным направлением квест-экскурсии является возрождение и сохранение культурных традиций Белгородского края. Основными потребителями разработанной квест-экскурсии «Истоки» являются учащиеся 9-11 классов средних общеобразовательных школ, а также обучающиеся ВУЗов и СУЗов г. Белгорода. К потребностям представленной целевой аудитории отнесено расширение знаний о традиционной культуре своего края и России в целом.
Ключевые слова: экскурсионные услуги, музей, культурно-познавательный туризм, музейный туризм, досуг.
Введение. В настоящее время возрастает потребность людей в рекреационных услугах. Туризм как вид деятельности предоставляет различные виды рекреационных услуг, среди которых наибольшую популярность набирают услуги музеев и культурно-исторических объектов. Учитывая этот факт, музейный туризм является актуальным направлением развития культурно-познавательного туризма, оказывающего непосредственное влияние на межкультурную коммуникацию.
В целом, актуальность определяется необходимостью научного обоснования и определения роли музеев в развитии культурно-познавательного туризма в регионе.
Цель исследования заключается в определении роли музеев в развитии культурно-познавательного туризма в регионе, разработка перспективных направлений развития музейного дела в Белгородской области с учётом региональных природно-климатических и культурных ценностей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи, которые определили логику и сформировали структуру исследования.
При разработке теоретических вопросов были использованы работы отечественных и зарубежных учёных, по-свящённые исследованию экскурсионного и музейного дела в России: О.Е. Афанасьева, В.П. Ватамана, А.Г. Гусейновой и др.
Из проведённых отдельными авторами исследований и практического опыта можно заключить, что для точности проведения исследования рынка экскурсионных услуг в регионе необходимо знать не только факторы, оказывающие влияние на его развитие, но и грамотно осуществлять мониторинг состояния и конкурентные преимущества объектов культурного наследия Белгородской области, что и определило рабочую гипотезу исследования.
Методы исследования. Исследование проводилось на основе отечественных и зарубежных теоретических и методических разработок в области экскурсионного и музейного дела. В работе использована официальная статистическая информация.
Теоретический базис исследования составили труды классиков экскурсионного дела, отечественных и зарубежных учёных по проблемам развития культурно-познавательного туризма, материалы научных изданий по различным аспектам указанной проблематики.
Базой аналитической работы послужили данные международных организаций, публикации, наблюдения и выводы авторов, полученные в ходе исследования.
Методологическую основу исследования составляют системный подход к изучению проблем, связанных с разработкой инструментария для проведения мониторинга, общенаучные приёмы познания: анализ и синтез, абстрактно-логический, системный анализ, сравнительный метод, а также методы экономического анализа -сравнения, обобщения.
Результаты исследования. Сегодня учреждения культуры, занимающиеся организацией досуга людей, направляют свои силы на совершенствование качества обслуживания.
Посещение музеев - вид досуговой деятельности, направленный на изучение и потребление культурных ценностей. Стоит отметить, что посещение музея способствует формированию у личности духовности, нравственного самосовершенствования, эмоционального обогащения. Показателями эффективности проведения музейной экскурсии является активность посетителей во время её проведения, их удовлетворённость услугой [2].
Посещение музея как вида досуговой деятельности способствует отдыху и развитию личности, удовлетворяет познавательные, эмоциональные, эстетические и другие потребности человека. Музей на институциональном уровне создаёт атмосферу, в которой посетитель может уходить от негативной стороны повседневности с её неурядицами и проблемами [4].
К функциям музейных экскурсий следует отнести [5]:
- развитие личности, духовное совершенствование;
- рекреация, восстановление физических и духовных сил;
- проведение времени по интересам.
Посещение музеев начало входить в
структуру досуга в XIX веке, но как форма проведения свободного времени было доступно только привилегированным сословиям и социальным группам [14].
Обычно у каждого музея имеются три основные задачи - сохранять культурное наследие, изучать его и показывать посетителям. И если с сохранением культурного наследия музеи справляются, то с привлечением посетителей дело обстоит иначе. Слабое инвестирование музейной отрасли сокращает поток экскурсантов [1, 3].
Основным направлением функционирования музейного туризма является разработка, продвижение и эффективная реализация музейных продуктов совместно с организациями досуга [15].
Музейный туризм предусматривает показ исторических мест, музейных экспонатов, предметов народной культуры территории [13].
Основными действиями, связанными с формированием экскурсионных услуг, являются:
- представление культурного наследия региона;
- разработка бренда музея, подчёркивающего его индивидуальность и креативность [8].
Музейный туризм как система взаимодействия музеев и туристических фирм в области культурного туризма предусматривает:
- объединение музеев в одну целостную систему;
- разработку, продвижение и реализацию музейных туров;
- обязательное включение культурных объектов в туристские программы;
- создание эффективных форм сотрудничества музеев с организациями, предоставляющими туристские услуги [12];
- введение новых форм туристского обслуживания - единый музейный билет, «карта гостя города»;
- использование гибкой ценовой политики [6].
Развитие музейного дела в составе культурно-познавательного туризма благоприятно отразится на повышении качества жизни населения в регионе [7].
Культурный потенциал Белгородского региона весьма обширен и представляет в совокупности экскурсионные объекты и памятники: археологические (стоянки, поселения, селища, городища, местность с нахождениями предметов археологии), архитектурные и градостроительные (усадьбы, храмы, церкви, постройки), этнографические (дома ремесленников и мастеров, родовые усадьбы, центры и музеи народного и прикладного творчества), литературные, исторические (музеи, мемориальные комплексы, памятники) и т.п. Эти объекты уникальны и создают устойчивость туристской индустрии, которая служит основанием для организации музейного дела в Белгородской области.
В регионе функционируют 2 профессиональных театра - кукольный и драматический им. М.С. Щепкина, в них количество зрителей составило 174,80 тыс. чел.; 38 музеев (художественные, краеведческие, исторические, историко-художе-ственные, историко-литературные, литературные) с количеством посещений 641,3
тыс. чел.: Белгородский государственный музей народной культуры, Белгородский государственный художественный музей, Белгородский государственный историко-краеведческий музей, Белгородский литературный музей, Белгородский музей связи, Музей-диорама «Курская битва. Белгородское направление», Музей-мастерская С.С. Косенкова и др.; 764 учреждений культурно-развлекательного типа, 674 библиотеки: Белгородская государственная универсальная научная библиотека, Белгородская государственная детская библиотека А.А. Лиханова, Областная научно-медицинская библиотека, Центральная Городская библиотека им. Н. Островского, Центральная детская библиотека им. А. Гайдара, Пушкинская библиотека-музей, Государственная специальная библиотека для слепых им. В.Я. Ерошенко и др.; Белгородская государственная филармония, учреждение культуры «Белгородкино», Центр народного творчества, Белгородский государственный театр песни.
Огромное число памятников культуры и истории воссоздают многолетнюю историю и отображают каждый последующий этап развития региона.
Памятники истории и культуры, расположенные на территории Белгородской области, представлены на рис. 1.
Основной задачей организаций культуры и искусства является сохранение наследия, традиций, а также культуры Белгородской области, приобщение всех слоёв населения к лучшим образцам народного и художественного общества, закрепление моральных ценностей.
В Белгородском регионе зафиксировано 2132 памятника культуры и истории, которые охраняются государством (35 памятников считаются объектами культурного наследия государственного значения). Большая часть крупных населённых пунктов включена в 1990 г. в список исторических населённых мест Российской Федерации (гг. Алексеевка, Белгород, Валуйки, Грайворон, Короча, Старый Оскол, Новый Оскол, пос. Ивня, Борисовка, Красногвардейское, Чернянка, Ровеньки).
Белгородский государственный музей народной культуры является одним из самых молодых и посещаемых музеев Белгородской области, созданный с целью изучения, исследования и комплекто вания предметов народной культурв! края. Музей был открыт 29 мая лвйе г. как п одраз-деление Белгородского государственного
центра народного творчества. 19 ноября 2004 г. Постановлением Правительства Белгородской области музею был присвоен стетус «Государственное учреждение культурве».
С начала своего существования музе й ведёт актиеную научн о-исследователн-срую, просветительную и экспедиционную
ыр ьут
ль £
и
и и р
ост
я
и к и н нят ам
С
Мемориальные комплексы и музеи (Прохоровское поле, Курская дуга и др.)
Военно-исторический потенциал
Памятники воинской славы и воинские захоронения (братские могилы, мемориалы и др.) —*
Объекты археологии (поселения, селища,
городища, стоянки, стойбища, места нахождения археологических предметов)
Памятники архитектуры и градостроительства (церкви и храмы - Смоленский собор, Покровская церковь и т.д.; памятники деревянного зодчества - ветряные мельницы, деревянная Старообрядческая церковь; памятники культуры и садово-паркового искусства (парк усадьбы Юсуповых в Ракитянском районе, усадьба «Удеровка» Станкевича в Алексеевском районе и др.)
Музеи и памятники искусства (монументы и бюсты)
Культурно-исторический потенциал
Рис. 1 - Объекты культурного наследия Белгородской области
Fig. 1 - Objects of cultural heritage in Belgorod region
работу, в результате которой сформировался замечательный фонд уникальных предметов народной культуры. Каждая поездка по сёлам Белгородчины даёт сотни бесценных музейных предметов.
В настоящее время музей стал одним из самых притягательных мест в городе. И
это не случайно. Ведь здесь не только хранятся уникальные предметы народного быта, но и работает удивительный коллектив, который радушно встречает каждого посетителя [10].
Сотрудники ГБУК «Белгородский государственный музей народной культуры»
работают по проекту «Музрй в ростях», в рамкех кево воео ei сельнвих сивел ак проедятся музейерю уроии, н^унно-на^тареиве-яние еиминарн^ выскабки. Оргзнезовнна |эяуотн сдетьм« сонраниченнымн нозмож-нонтями -рве. я).
Рис. 2 - Работа с детьми с ограниченными возможностями
Fig.2-Work with children with disabilities
ГБУК «Беегсуодский государственный музей науодевй культуры» онвществляол раеове но (йl^в^yтJl^)1u- нап|иавех аням [9] :
ри фиксрцня предметов, имеющих кулету«нпе н ийтт^|гuп^:н(^^<и^ иаааеявер
- кoеnлeтиoвтвиe фендсв гл^^ен;
зр «чёт с краненне i^y^^^H^ix предметов и музейных коллекций;
- изучение и научное описание музейных предметов и музейных коллекций;
- научная инвентаризация музейных коллекций;
- составление каталогов;
- реставрация и консервация музейных предметов и музейных коллекций;
- разработка и проведение музейных уроков, лекций;
- участие в научно-практических конференциях.
Сотрудники ГБУК «Белгородский государственный музей народной культуры» осуществляют систематический контроль состояния сохранности музейных предметов, ведут непрерывную работу по поддержанию оптимальных условий хранения фондовых коллекций.
Реставрационно-консервационные работы в музее проводятся квалифицированным реставратором на основе зарекомендовавших себя методов и реставрационных материалов.
Среди прочих достижений ГБУК «Белгородский государственный музей народной ррльтуры» необходимо выделить освоение и внедрение в музейную прак-тинд в 2011 с. программы АС «Музей-3», переврд фондовой базы на электронный учет.
Научные сотрудники ГБУК «Белгородский государственный музей народной культуры» активно участвуют в научно-просветительной, научно-экспозиционной и методической работе музея, проводят музейные уроки, тематические занятия, лекции, мастер-классы, участвуют в создании выставок из фондовых коллекций.
Начиная с 2006 года и по настоящее время в Белгородском государ-оивенном музее народной культуры экспонировались яркие и интересные выстнвки оз фондов музея, из частных коллевций:
- «Радуга творчества-2006», «Радуга тв орчества-2007» (ДПТ учителей сельских шкоо);
- «Мир женщины» (из фондов ГБУК «Болгород ский государственный музей народной культуры»);
- «Бисерное чудо» (мастер бисеро-плетения Рудась В.Ю.);
- «Сказка, пришедшая из леса» (мастер резьбы по дереву Зубко В.П.);
- «Фантазии. Образы. Ассоциации» (мастер резьбы по дереву Грекова П.В.);
- «Плат узорный расписной» (из фондов ГБУК «Белгородский государственный музей народной культуры»);
- «Здравствуй, Новый год!» (из фондов ГБУК «Белгородский государственный музей народной культуры»);
- «Мир народной куклы» (мастер Агаева И.В., г. Тула);
- «Любо-дорого посмотреть» (мастер Стецко В.П.);
- передвижные выставки «Поэзия народного костюма»:
• в Яковлевском краеведческом музее;
• в Алексеевском краеведческом музее;
• в Валуйском историко-художе-ственном музее;
• в Уразовском историко-краеведче-ском музее;
• в Ровеньском историко-краевед-ческом музее;
• в детской библиотеке п. Тома-ровка;
- в Губкинском краеведческом музее;
- выставки в ходе III Всероссийского форума «Здоровье нации - основа процветания России» (выставочный зал «Манеж» г. Москва);
- передвижные мини-выставки в ходе мероприятий, приуроченных к памят-нымдатамвистории Отечества.
Музей ведёт активную выставочную деятельность, ежегодно представляя посетителям выставки собственных
Рис. 3 - Детские игровые программы
Fig. 3 - Children's game program
фондовых коллекций, а также принимает участие в межмузейных выставочных проектах.
Сотрудниками музея проводятся экскурсии и музейные уроки, народные праздники с участием фольклорного коллектива сотрудников музея «Ладовицы», детские игровые программы, конкурсы, викторины, в выходные дни проходят встречи в клубах «Надежда», «Волшебный лоскуток», «Пути-дороги». Большой популярностью пользуются музейные мастер-классы по валянию шерсти, изготовлению тряпичной народной куклы, поясов, тканых на бёрдышке, в технике «дёрганье», росписи по стеклу и ткани, декупажу,
квиллингу, лепке из глины, бисероплете-нию, которые проводятся как научными сотрудниками музея, так и мастерами (рис. 3, 4).
Из вышесказанного можно сделать вывод о том, что музей является культурным центром, проводящим не только экскурсионную, но и методическую работу. Одним из важных направлений просветительной работы музея является проведение совместных семинаров, конференций с образовательными учреждениями как на базе музея, так и за его пределами.
Значительным шагом в работе музея с образовательными учреждениями стал проект «Музей в гостях» для сельских школ.
Рис.4-Народныепраздникис участием фольклорного коллективасотрудниковмузея «Ладовицы»
Fig.4 - Folk festivals with participation of the folklore collective of the muséum "Ladovitsy"
Выезды сотрудников с музейными экспонатами в школы и учреждения районов Белгородской области помогают жителям отдалённых районов области познать историю родного края, познакомиться с уникальными коллекциями предметов на-роднойкультуры.
Помимо этого, Белгородский государственный музей народной культуры реализует 28 экскурсионных программ для учащихся вузов, 3 экскурсии на английском языке, а также организует платные мероприятия и мастер-классы.
Таблица 1 - Перечень программ для учащихся вузов с посещением ГБУК «Белгородский государственный музей народной культуры»
Table 1 - List of programs for students of universities with visiting Belgorod state museum of folk culture
Экскурсионные программы
1 Заселение края. Белгородская черта
2 Кто в доме хозяин. Семейное обустройство
3 Женские ремёсла
4 Мужские ремёсла
5 Просторы русского костюма
6 Модники и модницы. Как в старину готовили одежду в разных сословиях
7 Плат узорный расписной
8 Рушники тканые, скатерти браные
9 Круг человеческой жизни: от рождения до кончины
10 Семья в народной культуре
11 Происхождение свадебного обряда
12 Рождение ребёнка в обрядах и обычаях. Родины
13 Рождение ребёнка в обрядах и обычаях. Крестины
14 Когда девочка становится невестой. Что такое славутность и как её воспитывать
15 Когда мальчик становится женихом. Юношеские забавы и состязания
16 Коса - девичья краса
17 Не родится мак, проживёшь и так
18 Зимние народные календарные праздники
19 Весенние народные календарные праздники
20 Летние народные календарные праздники
21 Пост - период духовного усилия
22 Икона - окно в духовный мир
23 В мире музыкальных инструментов
24 Колыбельные песни в русском фольклоре
25 Слышен звон бубенцов издалёка...
26 Гитара и гусли в народной культуре
27 Как Слово наше отзовётся
28 Усадьбы и судьбы
Экскурсии на английском языке
1 Обзорная экскурсия
2 Не красна изба...
3 Эх, лапти, лапоточки
Платные мастер-классы для студентов
1 «Мир народной куклы» (изготовление различных видов тряпичной куклы)
2 «Волшебство валяния» (изготовление украшений и игрушек из шерсти)
3 «Авторская открытка» (изготовление поздравительных открыток к различным праздникам)
4 «Пояс, поясок, опоясочка» (изготовление поясов на бёрдышке и в технике «дёрганье»)
5 «Цветочные узоры в технике «декупаж» (выполнение творческого задания по ткани и дереву)
6 Изготовление народного оберега «Бусы» (смешанная техника)
7 «Свободная роспись по ткани» (выполнение творческого задания по ткани)
Таким образом, включение ГБУК «Белгородский государственный музей народной культуры» в экскурсионные маршруты будет способствовать более интенсивному развитию культурно-познавательного туризма на Белгородчи-не, позволит использовать культурный,
научный и просветительный потенциал музея.
Сегодня особое внимание уделяется качеству обслуживания и инновационным технологиям предоставления услуг [11].
В связи с тем, что квест-экскурсия является инновационным видом экскурси-
онной деятельности, направленной на получение дополнительных знаний посредством логического мышления, нами предложено использование в ГБУК «Белгородский государственный музей народной культуры» данный метод проведения экскурсий.
В связи с этим студентами Белгородского университета кооперации, экономики и права разработана программа квест-экскурсии на базе Белгородского государственного музея народной культуры «Истоки».
Основным направлением квест-экскурсии «Истоки» является возрождение и сохранение культурных традиций Белгородского края и в целом русского народа, что, несомненно, важно с точки зрения па-
триотического воспитания. Отказ от опыта предков ведёт к нарушению исторической связи поколений.
Задачами квест-экскурсии «Истоки» являются:
- содействовать возрождению и сохранению русской народной культуры;
- популяризировать многовековую мудрость народной педагогики;
- изучать традиционные вековые моральные ценности семьи;
- фомировать знания и представления о круге человеческой жизни в обрядах и праздниках России (в Белгородском крае).
Основная аудитория квест-экскурсии «Истоки» - это учащиеся 9-11 классов средних общеобразовательных школ, а также обучающиеся вузов и сузов г. Белгорода.
Название блока (этапа)/ цель Содержание деятельности Деятельность участников
Встреча гостей Гостей встречает экскурсовод и координатор квест-экскурсии «Истоки». Текст приветствия: «Здравствуйте. Мы рады приветствовать вас в Белгородском государственном музее народной культуры. Сегодня мы предлагаем вам совершить квест- экскурсию по музею. Надеемся, что только яркие и позитивные эмоции будут сопровождать вас на протяжении всего интерактивного путешествия!». Координаторы предлагают участникам экскурсии раздеться и пройти на «стартовую точку» квеста Гости останавливаются в холле, слушают приветствие экскурсовода, проходят на «стартовую точку» квеста
Стартовая точка квеста Как только все гости вошли в зал «стартовую точку», выходит координатор квеста и выносит флэшку, останавливается возле гостей: «Уважаемые гости, по правилам квеста практически всю информацию о музее вы будете «добывать» (получать) самостоятельно, используя поисковый метод. Я предлагаю вам начать прямо сейчас: я предоставляю вам флэш-карту. На ней находится информация для вас. Предлагаю взять «флэшку» и найти устройство, к которому можно подключить флэш-карту и считать информацию. Условия и правила квест-экскурсии «Истоки». В течение 45 минут вам необходимо собрать, прослушать обзорную экскурсию и ответить на вопросы экскурсовода. В случае правильного ответа участники получают подсказку о нахождении одной из букв ключевого слова. Части слова разбросаны в разных экспозиционных залах музея. Участники посещают каждое из них. Но, только выполнив определённые задания, участники смогут получить необходимую часть слова. Передвигаться по маршруту возможно только совместно с экскурсоводом после окончания рассказа». Участники квеста проходят в сопровождении координатора на «стартовую точку». Участники ведут поиски места для считывания информации
Совершение действий и операций по достижению цели Участники квест-экскурсии «Истоки» слушают обзорную экскурсию по музею народной культуры. После просмотра каждой экспозиции экскурсовод задаёт контрольный вопрос участникам. При правильном ответе участники получают одну из букв ключевого слова Участники слушают обзорную экскурсию, принимают участие в опросе
Фиксирование результатов квест-экскурсии, осознание пройденного пути Координатор: «Я предлагаю всем гостям оставить вот на этих специальных «листочках рефлексии» свои впечатления об экскурсии: сегодня я узнал...; было интересно...; было трудно...; я понял, что...; теперь я могу.; я почувствовал, что.; у меня получилось.; я попробую.; меня удивило...». Подведение итогов мероприятия
Таблица 2 - Технологическая карта квест-экскурсии «Истоки»
Table 2 - The project of the quest-excursion "Origins"
Рис. 5 - Квест-экскурсия в музее
К основные! потребностям кэждой группы целевой аудитории относится: расширение знаний о траднционной кооотсрн своего края и России в целом; исследование родословной своей семьи; улучшение семейных отношений, обучение взаимодействию Круг с д|эугом, что в ссою бче°ндь гармоно-зи^нт отношения в семье, в школе, в обще-восе (рис. 4, ОГ- Кехнологичбткет карта этето-экскурсии «Исбоон» поб,£^сттгг(екс1 о ттбб. У.
Эфферрттяоаъ ккект-нтсппроби «Ий-токи» заксюноттся с оом, что еозвтляет подрастаю щемд ггооттоеосю -ет»^:» бфо-вую форму осмыслить значение духовно-нравственных ценностей, соприкоснуться с культурно-историческим наследием, что является важнейшим элементом воспитания молодого поколения, формированию его самоидентификации как носителя российской культуры.
Выводы. Таким образом, музейный туризм рассмотрен как вид культурно-познавательной деятельности. Культурный потенциал Белгородской области весьма
Fig. 5 - The quest-excursion in the museum
оРширеа та иресаиввляее в совокупности экскурсионные объекты и памятники.
белгооодрурр госрдорштвенный музей народной культуры - один из самых молодых музеев в регионе, созданный с целью изучения, исследования и комплек-еования предметои тирсдуой культуры края. Несмотря на /ваё лео°идолжитель-иоа сущеетвозуеие, мусай зевакомендо-rooi ссбе каи место, гд,; проеедяа ттузей-ные ааоки рзиоуризоо ифицированные сроцуоовсты.
Пдреление новых фа|эм и ме8одов проведения экскурсий способствует образованию абсолютно новых видов. Одним из таких видов являются квест-экскурсии, которые будут интересны как для коренных жителей, так и для гостей города. Поскольку игровые формы проведения экскурсий способствуют формированию командного духа в организации, они способны привлечь туристов любого возраста. Особое внимание следует уделять корпоративным и деловым группам туристов.
Список источников:
1. Афанасьев О.Е. Скансены и народно-художественные промыслы в туристском пространстве России и мира // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. Т. 9. № 4. С. 3-4.
2. Афанасьев О.Е., Афанасьева А. В. Музеи легенд в современном туристском пространстве // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. Т. 10. №2. С. 38-46. DOI: 10.12737/19502.
3. Ватаман В.П. Мемориальный музей в культурном пространстве региона // Современные проблемы сервиса и туризма. 2014. Т. 8. № 4. С. 68-74. DOI: 10.12737/6576.
4. Гончарова О.С. История усадьбы «Мураново» в ее интерьерах // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. Т. 9. № 2. С. 97-104. DOI: 10.12737/11402.
5. Гусейнова А. Г. Особенности интерактивных форм работы музеев образовательных организаций Ярославской области // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. Т. 10. № 2. С. 6471. DOI: 10.12737/19505.
6. Давлет-Кильдеева Н.Г. Развитие музейного сервиса в России // Гуманитарные, социально-экономические науки. 2012. №3. URL: http://www.online-science.rU/m/products/cultyrology/gid130/pg0.
7. Дыбаль М.А. Потенциал корпоративных музеев в развитии регионального делового туризма (на примере Санкт-Петербурга) // Современные проблемы сервиса и туризма. Т. 10. №2. С. 5163. DOI: 10.12737/19504.
8. Казакова С.А. К вопросу о формировании базы данных частных и корпоративных музеев России // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. Т. 10. № 2. С. 47-50. DOI: 10.12737/19503.
9. Кривошеева Т.М. Сувенирная продукция в музеях - инструмент эмоциональной коммуникации с посетителями // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. Т. 10. № 2. С. 29-37. DOI: 10.12737/19501.
10. Листвина Е.Г. Первый музей славянской мифологии - туристический бренд города Томска // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. Т. 10. №2. С. 79-87. DOI: 10.12737/19508.
11. Морозова Н.Г. Чем интересен музей-усадьба для современного человека? К вопросу об истории музеев-усадеб в России // Современные проблемы сервиса и туризма. Т. 9. №2. С. 86-91. DOI:10.12737/11400.
12. Погребова Е. С. Научные подходы к разработке стратегии развития туристской дестинации / [Текст] Погребова Е.С. // Сервис в России и за рубежом. 2015. Т. 9. № 5 (61). С. 219-218.
13. Потапова Н.В., Скребеи, С.А. «Музей ярких фонарей» для слепых и слабовидящих посетителей // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. Т. 10. № 2. С. 88-95. DOI: 10.12737/19509.
14. Czajkowski J. An ourline of skansen museologi in Europe // Open Air Museums in Poland. Poznan,1981.
15. Zippelius A. Handbuch der europäischen Freilichtmuseen. Köln: Rheinland-Verlag; Bonn: Habelt, 1974. 327 p.
Elena I. MAKRINOVAa, Victoria V. LYSENKOb, Elena A. SHOCKOVAc
a-bBelgorod University of Cooperation, Economics and Law (Belgorod, Russia); aPhD (Dr.Sc.) in Economics, Professor; e-mail: [email protected]; bPhD (Dr.Sc.) in Economics, Associate Professor; e-mail: [email protected]; cBelgorod State Museum of Folk Culture (Belgorod, Russia); the Guide; e-mail: [email protected]
THE NEW TOUR PROGRAMS OF BELGOROD STATE MUSEUM
OF FOLK CULTURE AS A WAY FOR INVOLVING VARIOUS CATEGORIES OF THE POPULATION IN CULTURAL TOURISM
The study is aimed at the development of new tour programs in Belgorod state museum of folk culture. For the solution of the stated goals the authors use general scientific and special research methods.
The article considers the problems and prospects for museum tourism development in the region, identifies cultural and social functions of leisure as a fundamental element in the development of new tour programs. The author's vision of the concepts of "museum tourism" and "quest tour" is presented. The authors state that visiting museum as a form of leisure activities contributes to personal development, meets cognitive, aesthetic and other needs and at the institutional level creates a favorable atmosphere. The article defines the types of tours offered in Belgorod region: historical, nature-based, and ecological tours. The authors consider the basic steps associated with the formation of excursion services, the presentation of the cultural heritage of the region. The article reflects selected by the authors development factors of tourist and excursion services and define in detail the significance of cultural heritage objects of Belgorod region. The results of a survey of tourists, conducted by the authors, contribute to an objective assessment of the popularity of the excursion objects of Belgorod region. The authors discuss the ways for involving different categories of the population in cultural tourism, develop the program of the quest-excursions in Belgorod state Museum of folk culture. The main direction of the quest-trips is to revive and preserve the cultural traditions of Belgorod region. The main consumers of developed quest-excursions "Origins" are pupils of 9-11 classes of secondary schools and students of Universities and Colleges in the city of Belgorod. Extension of knowledge about the traditional culture of Belgorod region and Russia as a whole is the needs of presented target audience.
Keywords: excursion services, a museum, cultural tourism, museum tourism, leisure.
References
1. Afanasiev, O. E. (2015). Skanseny i narodno-hudozhestvennye promysly v turistskom prostranstve Rossii i mira [Skansens and national artistic trades in Russian and world tourism space.]. Sovremennye problemy servisa i tur-izma [Service and Tourism: Current Challenges], 9(4), 3-4. (In Russ.).
2. Afanasiev, O. E., & Afanasieva, A. V. (2016). Muzei legend v sovremennom turistskom prostranstve [Museums of myths and legends in the global tourism space]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 10(2), 38-46. doi: 10.12737/19502. (In Russ.).
3. Vataman, V. P. (2014). Memorial'nyj muzej v kul'turnom prostranstve regiona [Memorial museum in the cultural space of the region.]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 8(4), 6874. doi: 10.12737/6576. (In Russ.).
4. Goncharova, O. S. (2015). Istorija usad'by "Muranovo" v ee inter'erah [History of estate «Mouranovo» in its interiors.]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 9(2), 97-104. doi: 10.12737/11402. (In Russ.).
5. Guseynova, A. G. (2016). Osobennosti interaktivnyh form raboty muzeev obrazovatel'nyh organizacij Yaroslavskoj oblasti [Features of interactive work forms of museums under educational organizations in Yaroslavl region]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 10(2), 64-71. doi: 10.12737/19505. (In Russ.).
6. Davlet-Kildeeva, N. G. (2012). Razvitie muzejnogo servisa v Rossii [Development of museum service in Russia]. Gumanitarnye, socia'no-ekonomicheskie nauki [Humanities, Social-economic and Social Sciences], 3. URL: http:// www.online-science.ru/rn/products/cultyrology/gid130/pg0/ (Accessed on November 12, 2017). (In Russ.).
7. Dybal, M. A. (2016). Potentsial korporativnykh muzeyev v razvitii regional'nogo delovogo turizma (na primere Sankt-Peterburga) [Potential of corporate museums in the development of regional business tourism (the case of Saint Petersburg)]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 10(2), 5163. doi: 10.12737/19504. (In Russ.).
8. Kazakova, S. A. (2016). K voprosu o formirovanii bazy dannyh chastnyh i korporativnyh muzeev Rossii [On the formation of the private and corporate museums database]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 10(2), 47-50. doi: 10.12737/19503. (In Russ.).
9. Krivosheeva, T. M. (2016). Suvenirnaja produkcija v muzejah - instrument emocional'noj kommunikacii s posetitel-jami [Souvenir production in a museum - tool of emotional communication with visitors]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 10(2), 29-37. doi: 10.12737/19501. (In Russ.).
10. Listvina, E. G. (2016). Pervyj muzej slavjanskoj mifologii - turisticheskij brend goroda Tomska [The First Museum of Slavic mythology as a tourism brand of Tomsk]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 10(2), 79-87. doi: 10.12737/19508. (In Russ.).
11. Morozova, N. G. (2015). Chem interesen muzej-usad'ba dlja sovremennogo cheloveka? K voprosu ob istorii mu-zeev-usadeb v Rossii [The main interest of a memorial estate for modern people. Some aspects of the history of memorial estates in Russia]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 9(2), 86-91. doi:10.12737/11400. (In Russ.).
12. Pogrebova, E. S. (2015). Nauchnye podhody k razrabotke strategii razvitija turistskoj destinacii [Development strategy of tourist destinations: a scientific approach]. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 9(5), 219-218. (In Russ.).
13. Potapova, N. V., & Skrebets, S. A. (2016). "Muzej jarkih fonarej" dlja slepyh i slabovidjashhih posetitelej [Bright Lights Museum - for the blind and visually impaired people]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 10(2), 88-95. doi: 10.12737/19509. (In Russ.).
14. Czajkowski, J. (1981). An outline of skansen museology in Europe. In book: Open Air Museums in Poland. Poznan.
15. Zippelius, A. (1974). Handbuch der Europäischen Freilichtmuseen. Köln: Rheinland-Verlag; Bonn: Habelt.
Макринова Е.И., Лысенко В.В., Шокова Е.А. Новые экскурсионные программы Белгородского музея народной культуры как способ вовлечения населения в культурно-познавательный туризм // Современные проблемы сервиса и туризма. 2018. Т.12. №1. С. 109-119. DOI: 10.24411/1995-0411-201810111.
Дата поступления статьи: 15 ноября 2017 г.
Makrinova, E. I., Lysenko, V. V., & Shockova, E. A. (2018). The new tour programs of Belgorod State Museum of Folk Culture as a way for involving various categories of the population in cultural tourism. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 12(1), 109-119. doi: 10.24411/19950411-2018-10111. (In Russ.). Received November 15, 2017