УДК / UDK 379.85 DOI: 10.12737/21103
Охотина Наталья Михайловна
Поволжский государственный технологический университет (г. Йошкар-Ола, Респ. Марий Эл, Российская Федерация); канд. ист. наук, доцент; e-mail: [email protected]
РАЗВИТИЕ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ТУРИЗМА В РЕСПУБЛИКЕ МАРИЙ ЭЛ
В современных условиях кризиса развитие внутреннего туризма очень актуально. Дальнейшее продвижение этнографического туризма может быть перспективным и востребованным направлением на внутреннем рынке туристских услуг регионов. В ходе исследования автор рассматривает особенности природы, истории, культуры и религии коренного населения Марийского края - важнейшие факторы развития туризма в регионе. Представлен анализ современного состояния этнографического туризма в Республике Марий Эл. Охарактеризованы основные направления его развития в регионе, через которые происходит погружение в культурную среду: этнографические музеи, гостиничные и рекреационные комплексы с этническим колоритом, эт-нодеревни, сельские гостевые дома. Проведено исследование путем анкетирования экспертов с целью выявления перспектив развития этнографического туризма в Марий Эл. Сложностями в развитии этнографического туризма в республике являются противоречия в законодательстве, плохо развитая инфраструктура, слабая рекламная кампания по привлечению туристов в регион, порой незаинтересованность местных властей в развитии туризма. Автором предлагаются пути дальнейшего развития этнографического туризма в Марий Эл. Важнейшей задачей определена необходимость разработки целевой программы развития туризма в Республике Марий Эл с акцентом на этнотуризме.
Ключевые слова: туризм, этнографический туризм, развитие туризма, Республика Марий Эл.
Введение. Республика Марий Эл представляет собой регион с повышенным потенциалом для развития этнографического туризма. Противоречивость сложившейся ситуации в том, что, с одной стороны, интересы экономики региона требуют активного развития туризма как эффективного для нее направления. С другой стороны, огромные возможности для развития этнотуризма Республики Марий Эл (РМЭ) используются недостаточно. При этом на территории РМЭ имеется существенный ресурсный потенциал для решения актуальной проблемы развития туризма в глубинке России [4]. Целью статьи является рассмотрение современного состояния этнографического туризма РМЭ и определение перспектив его развития.
Под этнографическим туризмом (этно-туризмом) нами понимается вид культурно-познавательного туризма, основанный на интересе туристов к подлинной жизни народов, к ознакомлению с народными традициями, обрядами, творчеством и культурой [6]. Иногда такой вид туризма называют джайлоо-туризмом [9].
Краткая характеристика региона и марийского язычества. Марий Эл расположена в средней части бассейна р. Волга. Марийский край можно назвать регионом экологического благополучия, достоянием которого являются леса и озера. РМЭ обладает богатым культурным наследием, связанным с неповторимой историей и традициями марийского народа.
Марийцы принадлежат к финно-угорской языковой семье народов. В Поволжском регионе марийцы столетиями соседствовали с другими народами (татарами, русскими). Это привело к значительному взаимовлиянию и воздействию культур. Марийский край представляет удивительный опыт сосуществования язычества, христианства и ислама. Кроме того, часть коренного населения до сих пор остается приверженцами марийской традиционной религии. Уникальность ситуации в том, что на сегодняшний день марийцы сохранили культуру язычества практически в неизменном виде [3].
Отличительной чертой марийского язычества являлось почитание окружающе-
Рис. 1 - Совершение языческого обряда в священной роще «кюсото»1
Fig. 1 - A pagan ritual in the sacred grove «kusoto»1
го мира и природы. Оно запечатлело в себе древнейшие культовые представления -культы растений и животных, солнца, огня и других стихий [5]. Им марийцы поклоняются, как и много веков назад, в священных рощах «кюсото» и приносят им в жертву еду и животных. Например, в Моркинском районе РМЭ, в с. Шоруньжа, регулярно проходит древнемарийский праздник-моление «Сярем» [7].
Характеристика сферы туризма РМЭ. Сфере туризма в Марий Эл уделяется пристальное внимание. В республике действует государственная программа «Развитие туризма в Республике Марий Эл на 20142020 годы». С 2013 г. создан Комитет Респу-
блики Марий Эл по туризму. В 2016 г. в рамках ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма 2011-2018гг.» в Марий Эл будет создан новый туристский кластер «Царь-Град», оцениваемый как кластер с высоким организационным потенциалом, имеющий в своей основе аттрактивные для потенциальных потребителей объекты и обладающий серьезным потенциалом для своего роста в будущем [1].
Внутренний и въездной туристские потоки в РМЭ за 2005-2014 гг. увеличились в три раза. Согласно статистическим данным Комитета по туризму в РМЭ, начиная с 2010 г. наблюдается тенденция роста, что четко видно на рис. 2.
Рис. 2 - Динамика туристского потока в Республике Марий Эл в 2005-14 гг., тыс. чел.
Fig. 2 - The tourist flow dynamics in the Mari El Republic in 2005-14, thousand people
1 Источник фото: «Народы Москвы. Марийцы - люди с характером». URL: http://www.liveinternet.ru/ users/4325490/post384686690 (Дата обращения: 11.04.2016).
Охарактеризуем туристский потенциал республики с позиции этнографического туризма. В РМЭ 14 муниципальных районов, практически каждый из которых обладает уникальными объектами этно-туризма. Это этнографические, литературные, музыкальные музеи, собственные ежегодные фольклорные фестивали, а также фестивали декоративно-прикладного творчества и художественных ремесел. На республиканском уровне проводятся праздники. Марийский традиционный праздник «Пеледыш пайрем», татарский «Сабантуй», чувашский «Акатуй» собирают большое количество участников и зрителей из различных регионов России.
Следует отметить, что согласно результатам нашего исследования, этнотуризм представляет определенный интерес для жителей Марий Эл, которые в настоящий момент по мере возможностей и информирования участвуют в этнографических праздниках (постоянно - 25% респондентов, иногда - 50,2%). При этом 67,5% респондентов твердо убеждены, что этно-туризм представляет особый интерес для туристической отрасли республики. Привлекает этнотуризм не только местных жителей, но и туристов из других регионов, которые приезжают в марийские деревни.
Погружение в прошлое народа возможно через посещение этнографических музеев. Республика Марий Эл имеет та-
кой уникальный музей, как Этнографический музей под открытым небом (скансен) в г. Козьмодемьянске (рис. 3), в котором бережно сохранены и представлены быт, хозяйство и культура народа мари. Именно скансены в современном мировом туристском пространстве являются теми объектами сохранения и популяризации этнических традиций, которые пользуются наибольшим спросом у этнотуристов [2].
В настоящее время в РМЭ действуют несколько этнографических деревень, а также гостиничных и рекреационных комплексов с этническим колоритом. Среди них можно выделить туристический комплекс «Раздолье» на берегу р. Арда в Килемарском районе, туристический комплекс «Марийская Швейцария» в д. Визимбирь Куженерского района, а также музейно-этнографический комплекс «Старинная марийская усадьба» в с. Шоруньжа Килемарского района. Особенностью услуг в сфере этнотуризма являются интерактивность и погружение в культурную среду. Это достигается путем приобщения к традиционным обрядам, изучения языка, песен, участием в реальных праздниках, дегустации и участием в изготовлении блюд марийской кухни, обучению прикладному творчеству и т. п.
Программа исследования. Эмпирическая база исследования - результаты опроса экспертов в форме анкетирования (15 чел.). Целью данного исследования
является анализ современного состояния, а также проблем развития этнографического туризма в Республике Марий Эл и выявление перспектив его развития.
С помощью метода экспертных оценок проанализированы мнения специалистов, представляющих сферу туризма РМЭ. Исследование проводилось с февраля по май 2016 г. Выбор экспертов был обусловлен необходимостью охвата специалистов, работающих как непосредственно в Комитете РМЭ по туризму, так и практиков, работающих в крупных турагентствах г. Йошкар-Олы - «Матур», «Верховой круиз», «ТШ», «Интурист». Стаж работы экспертов - от 5 до 30 лет. Эксперты в целом были единодушны в своих ответах на поставленные вопросы, кардинальных противоречий в их оценках не наблюдается.
На вопрос «Считаете ли Вы нормативно-правовую базу для развития этноту-ризма в Марий Эл достаточно разработанной?» большая часть экспертов ответила положительно, 13% экспертов в качестве недостатка указали недостаточность нормативно-правовой базы в муниципальных районах республики, что является препятствием для развития этнотуризма в регионе. В то же время все эксперты однозначно признали наличие в РМЭ потенциала для развития этнотуризма. Так, 13 из 15 экспертов указали, что в республике имеется достаточной большое количество этнографических объектов, и только два эксперта затруднились ответить.
Между тем одним из факторов, «тормозящих» развитие этнотуризма в регионе, является недостаточный объем информации о РМЭ. Одним из главных источников информации эксперты назвали сеть Интернет (14 из 15 экспертов), 10 из 15 экспертов указали также в качестве источника информации газеты и журналы, 8 из 15 отметили информацию, получаемую от коллег и знакомых, все они отметили отсутствие красочных качественных рекламных буклетов о республике. Большинство экспертов отметили (13 из 15) слабую туристскую инфраструктуру, мешающую развитию этнотуризма.
На вопрос «Какой тип кластера туристической деятельности в Республике Ма-
рий Эл, на Ваш взгляд, наиболее перспективен?» приоритет в ответах был отдан экологическому и этнотуризму (соответственно 32% и 38%) (рис. 4).
Щ экологический познавательный
U этнографический Ш рекреационный
Рис. 4 - Структура потенциальных туристских кластеров в Республике Марий Эл по результатам опроса экспертов
Fig. 4 - The structure of the potential tourism clusters in the Mari El Republic based on the expert survey
В то же время эксперты признают, что наличие нормативно-правовой базы, улучшение туристской инфраструктуры, значительный туристский потенциал могут способствовать тому, что данное направление станет определяющим для РМЭ.
Эксперты, принявшие участие в опросе, указали, что их предприятия, к сожалению, практически не реализуют программы по продвижению этнотуризма в РМЭ. И в то же время все они выказали готовность принять участие в разработке новых маршрутов с включением в них объектов этнографического наследия, а также маршрутов, полностью посвященных этнографической составляющей культуры Марий Эл.
Проблемы и пути развития этнотуризма в Марий Эл. Реализация этнографического туризма невозможна без долгосрочной государственной программы. Поэтому необходимо разработать целевую программу развития туризма с акцентом на этнотуризм [8]. Для этого требуется провести полную паспортизацию районов республики с обязательным включением этнографических ресурсов.
Сложной и достаточно затратной является решение такой проблемы, как развитие инфраструктуры туризма, включающей
средства размещения, питания, транспорта. Мешает развитию этнографического туризма слабая рекламная кампания по привлечению туристов в регион и порой низкая заинтересованность некоторых из представителей администрации районов Республики Марий Эл в развитии этноту-ризма. Еще одно препятствие состоит в негативном отношении определенной части местного населения к этнотуризму. Они видят в его развитии угрозу потери национальной самоидентичности [10].
Несмотря на все сложности, этнографический туризм уже развивается в Марий Эл. Наряду с возможностью посещения
этнографических музеев и этнодеревень, строятся сельские усадьбы. На территории республики сельских гостевых домов, усадеб или их комплексов насчитывается более 20.
Заключение. Этнографический туризм в Республике Марий Эл только идёт к своему полномасштабному становлению и развитию. При этом следует помнить, что развитие этого вида туризма является способом сохранения уникальной традиционной культуры и религии народа мари, а его неумелая организация может нанести большой вред и привести к потере его самобытности.
Список источников:
1. Афанасьев О.Е. Типология туристских кластеров, включенных в ФЦП «Развитие въездного и внутреннего туризма в Российской Федерации» // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. Т. 10. № 1. С. 37-46. DOI: 10.12737/17782.
2. Афанасьев О.Е., Вольхина В.В. Роль, значимость и функции скансенов как туристского ресурса территории и репрезентантов народных традиций природопользования // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. Т. 9. № 4. С. 12-22. DOI: 10.12737/14527.
3. Бой А.-Д. Марий Эл: последние язычники Европы // GEO. 2010. № 145. URL: http://www.geo.ru/ puteshestviya/poslednie-yazychniki-evropy (Дата обращения: 14.04.2016).
4. Голубчиков Ю. Н. Чем завлечь туриста в глубинку России? // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. Т. 9. № 3. С. 12-17. DOI: 10.12737/12877.
5. Данилов О.В. Языческие культы древнего населения Марийского Поволжья / Ред. - сост. А.Г. Иванов, Д.Ю. Ефремова. Йошкар-Ола: Нац. Музей РМЭ им.Т. Евсеева, 2016. 336 с.
6. Исаченко Т.Е. Этнический туризм как фактор деградации и сохранения традиционного культурного ландшафта // Современные проблемы сервиса и туризма. 2014. № 1. С. 61-68.
7. Кузьмина И.М., Охотина Н.М. Развитие этнотуризма в Республике Марий Эл // Инновации и пути их внедрения в практику социальной деятельности: Межвузовский сб. статей. Йошкар-Ола: Поволжский гос. технологический ун-т, 2016. C. 84-87.
8. Петрик Л.С., Кудрявцева П.А. Разработка концепции этнокомплекса как туристического кластера в Республике Татарстан // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. Т. 10. № 1. С. 142-147. DOI: 10.12737/17795.
9. Петрик Л.С., Кудрявцева П.А. Джайлоо-туризм как способ возрождения культуры народов Республики Марий Эл и возможность создания самобытного марийского скансена // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. Т. 9. № 4. С. 31-36. DOI: 10.12737/14529.
10. Полухина А.Н. Развитие регионального туризма: этнотуристические кластеры Волго-Камья // Российское предпринимательство. 2013. № 23 (245). С. 112-119.
Natalia M. Ohotina
Volga State University of Technology (Yoshkar-Ola, Republic of Mari El, Russia); PhD in History, Associate Professor; e-mail: [email protected]
DEVELOPMENT OF ETHNO-TOURISM IN THE MARI EL REPUBLIC
In the current crisis the development of domestic tourism is very important. Further promotion of ethno tourism may be a promising and popular trend in the domestic market of tourist services of the regions. In the study, the author examined the characteristics of nature, history, culture and religion of indigenous peoples of Mari land as the most important factors of tourism development in the region. The article presents the analysis of state of ethno tourism in the Mari El Republic. The author outlines the main directions of its development in the region that dip into the cultural environment: ethnographic museums, hotels and recreational facilities with an ethnic flavor, ethno-villages, and rural guest houses. The expert survey in order to identify the prospects for the development of ethno tourism in Mari El has been conducted.
The contradictions in the law, inadequate infrastructure in the country, weak advertising campaign to attract tourists to
the region, sometimes a lack of interest of local authorities in the development of tourism are the main difficulties in the
ethno tourism development. The author suggests ways of further development of ethno tourism in Mari El. It is necessary to develop a targeted program for the development of tourism in t Mari El, with an emphasis on ethno tourism.
Keywords: tourism, ethno tourism, tourism development, the Mari El Republic.
References:
1. Afanasiev O.E. Typology of tourism clusters, included in federal target program «Development of inbound and domestic tourism in the Russian Federation». Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 2016, vol.10, No.1, pp. 37-46. DOI: 10.12737/17782. (In Russ.).
2. Afanasiev O.E., Volkhina V.V. The role, significance and functions of skansen as a tourism resource of territory and representants of national traditions of nature-use. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 2015, vol.9, No.4, pp. 12-22. DOI: 10.12737/14527. (In Russ.).
3. Boy A. - D. Mari El: last pagans of Europe. GEO, 2010, No.145. URL: http://www.geo.ru/puteshestviya/poslednie-yazychniki-evropy (Accessed on April 14, 2016). (In Russ.).
4. Golubchikov Yu. N. How to attract a tourist into the depths of Russia? Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 2015, vol.9, No.3, pp. 12-17. DOI: 10.12737/12877. (In Russ.).
5. Danilov O.V. Pagan cults of the ancient population of Mari Volga region. Ed. and comp. A.G. Ivanov, D.Y. Efremova. Yoshkar-Ola: National Museum named T. Evseev, 2016. 336 p. (In Russ.).
6. Isachenko T.E. Ethnic tourism as a factor of degeneration and saving of traditional cultural landscapes. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 2014, No.1, pp. 61-68. (In Russ.).
7. Kuzmina I.M., Ohotina N.M. The ethno tourism development in the Mari El Republic. Innovacii i puti ih vnedrenija v praktiku social'noj dejatel'nosti [Innovation and ways of their implementation in practice of social work]: Interuni-versity collection of articles. Yoshkar-Ola: Volga State University of Technology, 2016, pp. 84-87. (In Russ.).
8. Petrik L.S., Kudryavtseva P.A. Conceptualization of ethno-complex as tourism cluster in Tatarstan. Sovremen-nye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 2016, vol.10, No.1, pp. 142-147. DOI: 10.12737/17795. (In Russ.).
9. Petrik L.S., Kudryavtseva P.A. Djailoo-tourism as a way to revive the culture of the peoples of the Mari El Republic and the ability of establishing authentic Mari skansen. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 2015, vol.9, No.4, pp. 31-36. DOI: 10.12737/14529. (In Russ.).
10. Polukhina A.N. The development of regional tourism: ethno tourism clusters of the Volga-Kama. Rossijskoe predprinimatel'stvo [Journal of Russian Entrepreneurship], 2013, No.23 (245), pp. 112-119. (In Russ.).
Охотина Н.М. Развитие этнографического туризма в Республике Марий Эл // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. Т. 10. № 3. С. 73-78. DOI: 10.12737/21103.
Дата поступления статьи: 17 апреля 2016 г.
Ohotina N.M. Development of ethno-tourism in the Mari El Republic. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 2016, vol.10, No.3, pp. 73-78. DOI: 10.12737/21103. Received 17 April 2016
ТУРДАЙДЖЕСТ
TOURDIGEST
ПЕРВЫЙ ПАМЯТНИК ЭКСКУРСОВОДУ
Единственная в России, а, возможно, и в мире скульптура, посвящённая труду экскурсоводов и гидов, которые знакомят нас с культурой и достопримечательностями разных городов и стран, расположена перед входом в гостиницу «ГРИНН» г. Орла.
Бронзовая девушка предстает перед гостями города и гостиницы в деловой одежде и с традиционной для профессии атрибутикой - опознавательный бейджик на груди, энциклопедия, мегафон через плечо. Рукой она указывает на уже известную в Орле и за его пределами бронзовую композицию «Чиновник и Предприниматель». Торжественное открытие скульптуры «Гид-экскурсовод» состоялось 3 августа 2016 г.
По материалам В. Сушкова, facebook.com/sushkov.valery (дата обращения: 28.08.2016)