Научная статья на тему 'Концептуальные основы развития отелей-музеев в современном туристском пространстве'

Концептуальные основы развития отелей-музеев в современном туристском пространстве Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1811
282
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙНЫЙ ТУРИЗМ / МУЗЕЙНОЕ ДЕЛО / ОТЕЛЬ-МУЗЕЙ / КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ОТЕЛЬ / ГОСТИНИЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ГОСТЕВОЙ ФОРМАТ / СРЕДСТВО РАЗМЕЩЕНИЯ / MUSEUM TOURISM / MUSEUM BUSINESS / HOTEL-MUSEUM / CONCEPTUAL HOTEL / HOTEL ACTIVITY / GUEST FORMAT / ACCOMMODATION FACILITY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пережогина Ольга Николаевна, Рузавина Марина Сергеевна

Статья посвящена актуальным направлениям вовлечения музейного дела в экономическое пространство современного туризма. Значимость культурно-исторического наследия в жизни современного общества находит отражение в структуре потребительских предпочтений путешественников, создавая устойчивую мотивацию туристской деятельности. Научная новизна исследования заключается в выявлении специфики отеля-музея как инновационного формата гостиничного продукта, позволяющего максимизировать психологический опыт туриста за счёт получения впечатления от условий проживания. Выделены причины и факторы трансформации традиционных функций музеев, определены основные пути повышения эффективности музейной деятельности на рынке туристских услуг. Рассмотрены тенденции развития музейного туризма как ключевой сферы деятельности музеев в рамках рыночной модели функционирования, сделан вывод об усилении аттрактивной роли музеев в туристских центрах. Обоснован тезис о необходимости и преимуществах интеграции музейного пространства в сферу гостиничной деятельности. Выявлены актуальные современные форматы услуг средств размещения, получившие развитие на рынке гостеприимства, проведена их сравнительная характеристика. Проанализированы тенденции развития отелей-музеев в России и за рубежом, определено их место в классе концептуальных отелей. Дано определение термина «отель-музей» как средства размещения, предоставляющего особый формат гостиничной услуги, который позволяет туристу получить впечатления от условий проживания благодаря сочетанию функции услуги размещения и музейного объекта. Сделан обзор наиболее известных отелей-музеев в России и за рубежом. Выделены характерные признаки, функциональное назначение и конкурентные преимущества отелей-музеев, классифицированы их основные типы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPTUAL BASICS FOR THE DEVELOPMENT OF HOTEL-MUSEUMS IN THE MODERN TOURIST INDUSTRY

The article is devoted to the actual directions of involving the museum business in the economic space of modern tourism. The importance of cultural and historical heritage in modern society is reflected in the structure of consumer preferences of travelers, creating a sustainable motivation for tourist activities. The scientific novelty of the research lies in identifying the specificity of the hotel-museum as an innovative format of the hotel product, which allows to maximize the psychological experience of the tourist due to an impression of living conditions. The article singles out the reasons and factors of transformation of the museums’ traditional functions and identifies the main ways of increasing the efficiency of museum activity in the market of tourist services. The authors consider the development trends in museum tourism as a key area of museum activity within the framework of the market model of functioning and draw the conclusion about strengthening the attractive role of museums in tourist centers. The thesis about the necessity and advantages of integration the museum space into the sphere of hotel activity is substantiated. The authors also identify the actual up-to-date formats of accommodation services, which have developed in the hospitality market, and allocate their comparative characteristics. The development trends of museum hotels in Russia and abroad are analyzed, their place in the class of conceptual hotels is determined. The article defines the definition of the term "hotel-museum" as a means of accommodation, providing a special format for the hotel service, which allows the tourist to get an impression of living conditions due to the combination of the accommodation service function and the museum facility. The article presents the review of the most known hotels museums in Russia and abroad. The characteristic features, functional purpose and competitive advantages of hotel-museums are distinguished, their main types are classified.

Текст научной работы на тему «Концептуальные основы развития отелей-музеев в современном туристском пространстве»

ПЕРЕЖОГИНА Ольга Николаевна3 УДК 338.48

РУЗАВИНА Марина Сергеевна6 DOI: I0244n/i995-04ii-20i8-i0i04

Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма (Казань, Респ. Татарстан, Россия); акандидат экономических наук, доцент; e-mail: [email protected]; бмагистрант; e-mail: [email protected]

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЛЕЙ-МУЗЕЕВ В СОВРЕМЕННОМ ТУРИСТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Статья посвящена актуальным направлениям вовлечения музейного дела в экономическое пространство современного туризма. Значимость культурно-исторического наследия в жизни современного общества находит отражение в структуре потребительских предпочтений путешественников, создавая устойчивую мотивацию туристской деятельности. Научная новизна исследования заключается в выявлении специфики отеля-музея как инновационного формата гостиничного продукта, позволяющего максимизировать психологический опыт туриста за счёт получения впечатления от условий проживания. Выделены причины и факторы трансформации традиционных функций музеев, определены основные пути повышения эффективности музейной деятельности на рынке туристских услуг. Рассмотрены тенденции развития музейного туризма как ключевой сферы деятельности музеев в рамках рыночной модели функционирования, сделан вывод об усилении аттрактивной роли музеев в туристских центрах. Обоснован тезис о необходимости и преимуществах интеграции музейного пространства в сферу гостиничной деятельности. Выявлены актуальные современные форматы услуг средств размещения, получившие развитие на рынке гостеприимства, проведена их сравнительная характеристика. Проанализированы тенденции развития отелей-музеев в России и за рубежом, определено их место в классе концептуальных отелей. Дано определение термина «отель-музей» как средства размещения, предоставляющего особый формат гостиничной услуги, который позволяет туристу получить впечатления от условий проживания благодаря сочетанию функции услуги размещения и музейного объекта. Сделан обзор наиболее известных отелей-музеев в России и за рубежом. Выделены характерные признаки, функциональное назначение и конкурентные преимущества отелей-музеев, классифицированы их основные типы.

Ключевые слова: музейный туризм, музейное дело, отель-музей, концептуальный отель, гостиничная деятельность, гостевой формат, средство размещения.

путешественника. Так как человек всегда стремится сохранить багаж исторической памяти о своём прошлом, уникальность, бесценность и привлекательность культурно-исторических ресурсов создают устойчивую мотивацию туристской деятельности. Даже при самых сжатых сроках деловых поездок туристы стараются познакомиться с историей и культурой разных народов, открыть и познать неизведанное. В этой связи особую актуальность приобретают способы интеграции историко-культурного наследия в сферу туризма и гостеприимства в виде инновационных концепций продуктов и услуг, с одной стороны, способных удовлетворить множество разнообразных предпочтений современного туриста, с другой - создать условия для сохранения и развития куль-

Современные тенденции развития мировой экономики свидетельствуют об ускорении темпов роста сервисной деятельности и о постепенном преобладании потребления услуг над потреблением товаров, формировании современной «экономики впечатлений». Все это требует поиска новых прогрессивных форм и методов обслуживания, инновационных сервисных продуктов. Создаются различные условия для потенциального клиента: многочисленные средства размещения, качественное сервисное обслуживание, скоростные средства передвижения, изобилие в питании, разнообразие дополнительных услуг. При этом значимым остаётся историко-культурное наследие в жизни общества, что находит отражение в структуре потребительских предпочтений современного

турно-исторических ресурсов без привлечения значительных государственных расходов.

Музеи, музейные комплексы и хранящиеся в них объекты культурного наследия являются наиболее привлекательными и посещаемыми туристами. Это связано с тем, что данные объекты включают в себя наиболее полную и точную информацию об исторических, национальных, природно-климатических, гастрономических и иных особенностях определённого региона. Основными функциями музея являются: хранение и публикация всех видов музейных предметов и музейных коллекций путём публичного показа, воспроизведения в печатных изданиях, на электронных и других видах носителей. Согласно Федеральному закону РФ № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», музеи в соответствии со своими учредительными документами могут осуществлять приносящую доходы деятельность1. Исходя из этого, современный музей как культурно-образовательный центр закладывает основы нового уровня взаимоотношений с клиентами, отдавая преимущество досу гошой функцтш.

МУЗЕЙ - ДЛЯ ВСЕХ ! И КАЖДОГО '

Данная тенденция неоднозначно трактуется специалистами и практиками музейного дела, вызывая споры и противоположные оценки сложившейся ситуации. I Негативная позиция носит консервативный I характер и утверждает снижение роли из: начального предназначения музея (только I хранение и просвещение). Положительная I точка зрения заключается в том, что современные музеи привлекают все больше по: сетителей, разбивая стереотип о том, что музей предназначен для однократного и вряд ли повторного посещения. Дополни: тельные мероприятия на базе музея позво-I ляют привлечь новую аудиторию и создают условия на его повторное посещение, при : этом не теряя своего главного предназна-' чения - просвещение и образование [5]. ! Как известно, большинство музеев

находятся преимущественно на государственном обеспечении. Зачастую не хватает средств на реставрацию, содержание старых, а также поиск и изучение новых объектов музея. Посредством досуговой деятельности можно дополнительно привлечь необходимые средства и стать менее I змвимимым шт средств госудтсстн а имуни-ои палититш. Сегодня многие музеи, как госу-

Россия — единственная страна в мире. где дети до 1.6 дет. вне зависимости от гражданства, могут посещать музеи бесплатно. 6 2016 году посещение музеев выросло более чем на Возросли и доходы пятилетний прирост от платных услуг у федеральных музеев составил 125%.

j. —, Доходы музеев

(Ll

от платных услуг (руб.)

4,8 млрд 10,8 млрд

Посетители 87 МЛН 123,6 МЛН (+«%

Вы™ 53 ООО 71000

+ 34%

2012

2016

Рис. 1 - Показатели развития музеев в РФ за 2012 и 2016 гг.2

Fig. 1 - Indicators of the museums development in Russia in 2012 and 2016

1 Федеральный закон № 54-ФЗ от 26.05.1996 (ред. от 03.07.2016) «ОМузейном фонде Российской Феде рации и мооеях в Ро«сийско« Федерации».

2 Министерство культуры Российской Федерации. Го-довоИ отчёт И017. 0И1и Otto://www.mOrf.meactivities/ еероrtsCindex.php. (Дато обиащйния: 15.12.0Й17).

дарственные, так и частные, пошли по пути диверсификации и расширения спектра дополнительных услуг, что позволило за последние 5 лет увеличить прирост доходов от платных услуг музеев на 125% (рис. 1). Так, Национальный музей Республики Татарстан предлагает широкий выбор мастер-классов по различным видам искусств для взрослых и детей, проведение тематических дней рождений, организацию свадеб. Работники историко-культурного комплекса «Остров-град Свияжск» готовы организовать туры выходного дня и тематические интерактивные мероприятия для удовлетворения самых взыскательных требований посетителей музейного комплекса [3, с. 143].

Согласно годовому отчёту Министерства культуры Российской Федерации, в 2016 г. посещение музеев в стране выросло более чем на 40% (рис. 1).

Количество международных туристских прибытий в 2016 г. возросло на 4% по сравнению с 2015 г.3. Учитывая тенденцию увеличения внутреннего туристического потока в России за 2012-2016 гг. (с 39 млн чел. до 55 млн)2, следует ожидать дальнейшего роста активности туристов в посещении объектов музейной сферы.

В настоящее время музеи составляют важную часть современной туристской индустрии, причём происходит постепенное объективное изменении концептуальной модели музея, долгие годы выполнявшей социально-обслуживающую функцию, в направлении к рыночной модели. Необходимость мобилизации и адаптации к условиям рынка, вовлечения в туристскую деятельность при одновременном сохранении основных музейных функций (изучение, сохранение, публикация и показ) привела к развитию во многих привлекательных туристских регионах такого направления, как музейный туризм. Музейный туризм не являлся изначально традиционным направлением деятельности музеев. Это явление возникло сравнительно недавно - в сер. 1990-х гг. в России, в 1970-х гг. на Западе, в то время, когда музеи были поставлены в ситуацию предельного самоопределе-

3 UNWTO Аппиа1 Report 2016. Madrid: UNWTO, 2017. Р. 11.

ния, поиска новых путей развития и новых внебюджетных источников привлечения средств, в том числе участия в туристской деятельности. «...В системе музейной работы туризм не побочная, а структурообразующая деятельность. Одна из стратегических задач сегодняшнего музея - трансформация его в своеобразную туристскую фирму...» [8, с. 33]. Мировая практика показывает, что развитие музеев идёт по пути превращения их в комплексные культурно-исторические и досуговые центры. Большой поток туристов создаёт новые реалии. Как правило, музеи своей целевой аудиторией считают организованные группы школьников и иностранных гостей, тщательно отбирая и подготавливая для них определённый экскурсионный материал. Остальная часть контингента туристов, представленная взрослыми посетителями-индивидуалами, не так активна в освоении музейного пространства туристской дести-нации, поэтому зачастую выпадает из поля зрения музейных служб, выполняющих маркетинговые функции. Кроме того, необходимо учитывать, что музей не может и не должен существовать сам по себе. Его посещение должно выступать элементом целого туристического пакета, который также включает в себя размещение в гостинице, питание, транспорт, гида. Если музей действительно стремится увеличить поток посетителей, необходимо становиться частью популярных туристических маршрутов путём расширения кооперационных связей на рынке туроператорских услуг. Важнейшим фактором сохранения историко-культурного наследия и вовлечения музеев в туристскую деятельность является также создание специфических учреждений музейного типа, таких как этнографические музеи под открытым небом (скансены), музеи легенд и мифов [1, 2, 3].

Таким образом, организация дополнительных услуг в рамках культурно-до-суговой деятельности позволяет повысить уровень доходов музея, тем самым создавая материальную базу для их сохранения и развития. Создание новых музейных форматов, активизация работы с туроператорами и другими субъектам туристского рынка позволяет привлечь дополнитель-

ный поток туристов. Данные направления сегодня динамично развиваются на туристском рынке и активно обсуждаются исследователями и авторами публикаций по проблематике сервиса и туризма. Однако, на наш взгляд, без внимания остаётся вопрос интеграции музейного пространства в сферу гостиничной деятельности, представляющей собой важнейшую часть материальной базы индустрии туризма. Вместе с тем, музейное дело как элемент туристской инфраструктуры представляет большой интерес в плане создания и развития новых гостевых форматов в сфере размещения туристов, что обусловлено высокой аттрактивностью музейной сферы в структуре объектов туристской дестинации.

Главным фактором, определяющим тип гостиницы, является цель путешествия. Конкретная категория людей, которую отель предполагает видеть в качестве потенциальных гостей, является целевым рынком. Некоторые гостиницы проектируются и строятся под целевые рынки, другие - стараются выйти на целевые рынки, используя маркетинговый подход в своей стратегии. Чаще всего рядом с музеями и в культурно-исторических центрах имеются гостиницы, включающие стандартный набор услуг. Так, средства размещения историко-культурного комплекса «Остров-град Свияжск» включают четыре мини-гостиницы с общим номерным фондом 71 номер и типовым набором услуг: служба приёма и размещения, автостоянка, обслуживание в номере, предоставление бытовых приборов4. Но сегодня туристы предъявляют гораздо большие требования, чем просто комфортное размещение и однообразные услуги. Современный потребитель стремится получить максимум новых впечатлений от поездки и интеллектуального досуга. На первый план выходит поиск новых впечатлений не только от экскурсий, но и от условий проживания, погружения в среду. Поэтому стандартные условия современной гостиницы уже не в полной мере отвечают меняющимся условиям высококонкурентного рынка туристских услуг [9].

4 Остров-град Свияжск. Официальный сайт. URL:

http://www.ostrovgrad.org/servis. (Дата обращения: 15.12.2017).

В этой связи для успеха в борьбе за потребителя организациям сферы гостеприимства на данном этапе требуется новая стратегия, предлагающая рынку новый гостиничный продукт. В ответ на рыночные реалии в гостиничной индустрии появляются все больше нестандартных средств размещения туристов: необычных отелей, бутик-отелей, арт-отелей. Такие отели придерживаются определённой концепции, поэтому называются концептуальными. В последние десять лет в Европе наблюдается бум концептуальных отелей, многие из которых реализованы как небольшие гостиницы [4,6]. Формируются инновационные гостиничные концепции в виде капсуль-ных гостиниц, дизайн-отелей, отелей для женщин [7]. Среди концептуальных отелей существует множество разновидностей. В последние годы получили распространение отели, которые себя позиционируют как бутик-отель - гостиница, над проектом которой поработал креативный дизайнер. Термин «бутик-отель» подчёркивает уникальность и своеобразие внутреннего интерьера отеля. Близок к бутик-отелю термин «дизайн-отель», но в некоторых источниках данные термины дифференцируются. Если в бутик-отеле на первое место ставится роскошь, то в дизайн-отеле главным является новшество и оригинальность дизайна [4].

Особое место в ряду инновационных форматов гостиничных услуг, на наш взгляд, занимает отель-музей, близкий по содержанию к концептуальным отелям. В подавляющем большинстве отели-музеи стремятся максимально приблизиться к определённой исторической эпохе, создавая «эффект приобщения», который выражается в погружении человека в музейную среду, приобщения к реалиям жизни людей в прошлом. Несмотря на зарубежный и отечественный опыт создания отелей-музеев, недостаточно научных работ, посвящённых специфике таких услуг размещения. В этой связи возникает необходимость в теоретико-методологической проработке данного вопроса. Ретроспективный анализ практики создания таких средств размещения позволил нам выделить отели-музеи в особый вид, выделяющийся из класса концептуаль-

ных отелей по ряду характерных признаков (табл. 1):

1) наличие и главенствующая роль объектов показа в виде экспонатов, имеющих культурно-историческую ценность. В концептуальных отелях таковых может не быть, либо они играют лишь имиджевую нагрузку для создания определённой стилистики интерьера гостиницы;

2) функциональное назначение интерьера отеля-музея состоит в воссоздании музейного пространства и его обустройстве вокруг экспонатов. В концептуальных отелях, особенно бутик-отелях и дизайн-отелях, первичное значение имеет уникальный дизайнерский стиль, а произведения искусств (если имеются) подбираются по принципу «вписывания» в интерьер;

3) сочетание функциональной роли средства размещения и музейного объекта. Наряду с предоставлением гостиничных услуг отели-музеи занимаются поиском, сохранением и показом объектов историко-культурного наследия, в то время как концептуальные гостиницы музейную деятельность не осуществляют.

Из класса концептуальных отелей к отелям-музеям можно отнести лишь арт-отели - это особый тип концептуального отеля, в котором на первое место выходит атмосфера музея. При посещении такого отеля у туриста возникает впечатление, что он попал на выставку современного искусства. Такие отели, как правило, создаются людьми искусства: дизайнерами, художниками, фотографами и другими творческими личностями [4].

Исходя из сказанного выше, под термином «отель-музей» можно понимать средство размещения, предоставляющее услуги в виде особого интегрированного формата гостиничного продукта, позволя-

ющего туристу получить впечатления от условий проживания благодаря сочетанию функции услуги размещения и музейного объекта.

В отличие от концептуальных отелей, получивших широкое распространение в мировой гостиничной индустрии, выбор отелей-музеев не так велик. Вместе с тем имеющееся сегодня на рынке предложение данного формата представлено разнообразными по характеру и стилю объектами, что позволяет выделить четыре основных типа отелей-музеев:

1. Отели-музеи, ключевой идеологией которых является демонстрация образцов историко-культурного наследия и воссоздание образа определённой исторической эпохи или нескольких эпох. Чаще всего такие гостиницы расположены в зданиях, являющихся памятниками архитектуры. Интерьер и атрибутика повторяет облик той эпохи, которой посвящена коллекция музейных экспонатов отеля. Наиболее известными отелями-музеями данного типа являются:

- отель-музей Casa Santo Domingo (Гватемала), который «интегрирован» в развалины старинного монастыря. Расположенные среди красивых садов, просторные номера Museo Casa Santo Domingo оформлены в элегантном стиле, с каминами и живописными видами. В отеле организуют экскурсии по его достопримечательностям, в том числе по аптеке, памятникам колониального искусства и археологическим экспонатам;

- отель-музей «Negresco» (Франция), построенный в нач. XX в. В оформлении интерьеров представлен стиль пяти разных исторических эпох от Людовика XIII до современности. Дизайн каждого номера уникален, а мебель выполнена в старинном стиле;

Таблица 1 - Отличительные признаки отеля-музея

Table 1 - Distinctive features of a hotel-museum

Характерный признак Отель-музей Концептуальные отели

Наличие объектов показа Обязательно Отсутствуют или несут лишь стилистический смысл

Интерьер Обустраивается вокруг экспонатов, создавая музейное пространство Главную роль играет дизайнерский стиль, а не произведения искусства или артефакты

Функциональное назначение Интегрирует в себе средство размещения и объект показа Как средство размещения

- французская гостиница «De Bud» (Франция), полностью декорированная в духе XVIII в., где номера оформлены типичным парижским шармом, бархатными шторами и старинной деревянной мебелью;

- гостиница «Эрмитаж» находится в центре Санкт-Петербурга, в здании особняка, построенного в 30-х годах XIX века. В помещениях отеля царит подлинная атмосфера музея «Эрмитаж». Роскошные номера и люксы обставлены элегантной мебелью, изготовленной по эскизам флорентийских мастеров по дереву. В основе концепции гостиницы лежала идея создания связи между гостиницей и музеем, предоставляя гостям уникальную возможность не только увидеть величественную резиденцию российских императоров, посетив Эрмитаж, но и погрузиться в эту атмосферу и «прожить» её. Связь с Государственным Эрмитажем продумана в деталях: шеф-повар гостиницы разработал меню ресторана «Екатерина Великая» на основе меню императорских резиденций, а посуда в гостиницу поставлена Императорским Фарфоровым Заводом, который некогда производил фарфоровую посуду для семейства Романовых. Примечательно, что униформа швейцаров гостиницы в точности копирует костюмы дворецких, прислуживавших царской семье в Зимнем Дворце;

- отель-музей «Museum Hotel» (Турция) предлагает гостям проживание в обстановке настоящего музея, поскольку номера декорированы подлинными бесценными предметами антиквариата. Построенные из камня или обустроенные в естественной пещере номера и люксы отеля Museum выходят окнами на долину;

- «Вятское» (Россия, Ярославская область) - необыкновенное очарование села и эксклюзивные экспозиции антикварных вещей в самой гостинице погружают гостей в эпоху развития предпринимательства на Руси;

- отель-музей «СССР» (Россия, г. Ка-менск-Шахтинский) - тематический отель-музей, созданный в стилистике Советского Союза. Ретро-обстановка максимально приближена к духу 60-80-хх годов XX в. В

отеле представлены экспонаты музея «Легенды СССР» - настоящие раритеты той эпохи: машины (первые люксовые «Москвичи», «Волги», «Жигули», «Победы»), мотоциклы, велосипеды, предметы утвари, наградные монеты, военное оружие и техника периода Великой отечественной войны.

2. Отели-музеи, посвящённые памяти известных людей - писателей, поэтов, музыкантов. Как правило, отель представляет собой мини-гостиницу, расположенную в доме, где проживала знаменитость. Интерьер и коллекция экспонатов воссоздаёт картину жизни и быт известной персоны. Наиболее интересными образцами такого типа отеля-музея являются:

- отель-музей «Заповедник» (Россия, Санкт-Петербург) - находится в доме, в котором с 1944 по 1975 гг. жил писатель и журналист Сергей Довлатов. Само здание старинное, построено ещё в XIX в., но сам отель открыт в 2011 г. Открытие было приурочено к 70-летию писателя, и специально для этого был отреставрирован весь особняк. В мини-отеле всего восемь номеров. Оформление каждого - это маленький экскурс в историю, ведь комнаты остались такими же, какими их видел мастер пера;

- отель-музей «Хутор Гоголя» (Украина) воссоздает атмосферу украинского хутора с интерьером, предметами быта, традициями и культурой времён Н.В. Гоголя.

3. Тематические отели-музеи, посвящённые определённым сферам общественной жизни или отраслям научных знаний. Наиболее ярко эта идея воплощена, на наш взгляд, отелем-музеем «Навигатор» (г. Калининград). Это уникальный тематический отель-музей, посвящённый выдающимся мореплавателям, в котором представлены экспонаты Музея Мирового океана. Живой интерактивный музей, позволяющий погрузиться в невероятную атмосферу: очутиться на старинном корабле, поселиться в каюте прославленного капитана, изучить старинные морские карты и многое другое.

4. Отели-музеи, посвящённые различным видам современного искусства (в том числе упомянутые выше арт-отели). В них интерьер оформляется произведениями искусства, одновременно выполняющими

Таблица 2 - Перечень наиболее известных отелей-музеев

Table 2 - List of the most famous museum-hotels

Наименование Местонахождение Официальный сайт

Casa Santo Domingo Гватемала http://www.casasantodomingo.com.gt

Museum Hotel Турция https://www.museumhotel.com.tr/en

Навигатор Россия, г. Калининград http://navigator-hotel.com/ru

СССР Россия, г. Каменск-Шахтинский http://sssr-hotel.ru/

Negresco Франция www.hotel-negresco-nice.com/ru/

Заповедник Россия, г. Санкт-Петербург http://www.old-spb.ru/otel-muzei-zapovednik-v-sanktpeterburge.html

Вятское Россия, Ярославская обл. вятское-село.рф/otdih-v-vyatskom/hotel/

Хутор Гоголя Украина gogol-hotel.com/

Эрмитаж Россия, г. Санкт-Петербург https://thehermitagehotel.ru/gostinica-v-sankt-peterburge/

21c Museum Hotel США https://www.21cmuseumhotels.com

De Buci Франция http://hotel-de-buci-paris.h-rzn.com/

роль музейной экспозиции. Как, например, в американской сети отелей-музеев «2ic Museum Hotel» (США) - гостинице, совмещённой с музеем современных искусств.

Перечень рассмотренных выше отелей, составленный по результатам рейтинга на туристских информационных ресурсах, в системах онлайн-бронирования и информационных поисковых системах, отражён в табл. 2.

Конкурентными преимуществами отеля-музея являются:

1) возможность максимизации психологического опыта туриста путём получения впечатления от условий проживания -погружения в историческую эпоху, позволяющее прочувствовать обычаи, традиции, гастрономические пристрастия определённого времени и региона;

2) выгодное месторасположение;

3) сочетание в себе одновременно функций музея и средств размещения;

4) доступная стоимость проживания, достойный уровень комфорта и качества;

5) привлечение разного сегмента потребителей (детей, взрослых, иностранных жителей);

6) инновационный гостиничный формат является дополнительным способом продвижения гостиничного продукта.

Таким образом, соединение музея и отеля является одним из наиболее перспективных направлений развития услуг сферы туризма и гостеприимства. Особый статус таких гостиниц позволяет повысить конкурентоспособность услуг размещения, так как туристы получают не только качественный сервис и комфортабельное размещение в номерах, но и интерьеры, которые провоцируют переключение внимания и ориентируют гостя на «эффект погружения». Особое значение имеет тот факт, что данный гостевой формат позволяет создать адекватную рыночным реалиям форму вовлечения музейного дела в экономическую деятельность субъектов

туристского рынка.

Список источников:

1. Афанасьев О.Е., Афанасьева А.В. Музеи легенд в современном туристском пространстве // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. Т.10. №2. С. 38-46. DOI: 10.12737/19502.

2. Афанасьев О.Е., Вольхина В.В. Роль, значимость и функции скансенов как туристского ресурса территории и репрезентантов народных традиций природопользования // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. Т.9. №4. С. 12-22. DOI: 10.12737/14527.

3. Веслогузова М.В., Шестанова Э.А. Историко-культурный комплекс «Остров-град Свияжск» как туристская дестинация Республики Татарстан // Современные проблемы сервиса и туризма. 2016. Т.10. №2. С. 141-146. DOI: 10.12737/19516.

4. Мартышенко Н.С. Нестандартные средства размещения и их роль в формировании туристских потоков в дестинаций // Концепт. 2013. №11(27). С. 56-60.

5. Рыкова А.О., Витковская Е.А. Роль музейного дела в современной туристской деятельности: проблема дифференциации музейных функций // Наука и образование сегодня. 2017. №2(13). С. 98-100.

6. Степанов И.В. Концептуальные отели: научно-практические основы функционирования // Современные проблемы сервиса и туризма. 2010. №2. С. 37-44.

7. Щетинина К.И. Инновации в гостиничном бизнесе: международный и российский опыт // Вестник МГИМО-Университета. 2013. №4(31). С. 257-266.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Экиниль Г.Е. Культурный туризм и музейная интеграция // В сб.: Социально-экономическое развитие Северного Кавказа: проблемы и перспективы: сб. науч. тр. по мат. I Междунар. науч.-практ. конф. Н. Новгород: НОО «Профессиональная наука», 2017. С. 31-39.

9. Developments and challenges in the hospitality and tourism sector: Issues paper for discussion at the Global Dialogue Forum for the Hotels, Catering, Tourism Sector // Intern. labour organization. Sectoral Activities Programme. Geneva: ILO, 2010. 105 р.

Olga N. PEREZHOGINA3 Marina S. RUZAVINAb

a-bVolga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism (Kazan, Rep. of Tatarstan, Russia);

aPhD in Economics, Associate Professor; e-mail: [email protected]; bMaster's Degree student; e-mail: [email protected]

CONCEPTUAL BASICS FOR THE DEVELOPMENT OF HOTEL-MUSEUMS IN THE MODERN TOURIST INDUSTRY

The article is devoted to the actual directions of involving the museum business in the economic space of modern tourism. The importance of cultural and historical heritage in modern society is reflected in the structure of consumer preferences of travelers, creating a sustainable motivation for tourist activities. The scientific novelty of the research lies in identifying the specificity of the hotel-museum as an innovative format of the hotel product, which allows to maximize the psychological experience of the tourist due to an impression of living conditions. The article singles out the reasons and factors of transformation of the museums' traditional functions and identifies the main ways of increasing the efficiency of museum activity in the market of tourist services. The authors consider the development trends in museum tourism as a key area of museum activity within the framework of the market model of functioning and draw the conclusion about strengthening the attractive role of museums in tourist centers. The thesis about the necessity and advantages of integration the museum space into the sphere of hotel activity is substantiated. The authors also identify the actual up-to-date formats of accommodation services, which have developed in the hospitality market, and allocate their comparative characteristics. The development trends of museum hotels in Russia and abroad are analyzed, their place in the class of conceptual hotels is determined. The article defines the definition of the term ".hotel-museum" as a means of accommodation, providing a special format for the hotel service, which allows the tourist to get an impression of living conditions due to the combination of the accommodation service function and the museum facility. The article presents the review of the most known hotels - museums in Russia and abroad. The characteristic features, functional purpose and competitive advantages of hotel-museums are distinguished, their main types are classified. Keywords: museum tourism, museum business, hotel-museum, conceptual hotel, hotel activity, guest format, accommodation facility.

References

1. Afanasiev, O. E., & Afanasieva, A. V. (2016). Muzei legend v sovremennom turistskom prostranstve [Museums of myths and legends in the global tourism space]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 10(2), 38-46. doi: 10.12737/19502. (In Russ.).

2. Afanasiev, O. E., & Volkhina, V. V. (2015). Rol', znachimost' i funktsii skansenov kak turistskogo resursa territorii i reprezentantov narodnykh traditsiy prirodopol'zovaniya [The role, significance and functions of skansen as a tourism resource of territory and representatives of national traditions of nature-use]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 9(4), 12-22. doi: 10.12737/14527. (In Russ.).

3. Vesloguzova, M. V., & Shestanova, E. A. (2016). Istoriko-kul'turnyj kompleks "Ostrov-grad Svijazhsk" kak turistskaja destinacija Respubliki Tatarstan [Historical and cultural complex "Island-Town of Sviyazhsk" as a tourist destination of the Republic of Tatarstan]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 10(2), 141-146. doi: 10.12737/19516. (In Russ.).

4. Martyshenko, N. S. (2013). Nestandartnye sredstva razmeshhenija i ih rol' v formirovanii turistskih potokov v desti-nacij [Non-standard accommodation and its role in the formation of tourist destination streams]. Nauchno-metod-icheskij elektronnyj zhurnal "Koncept" [Periodic scientific and methodological e-journal "Koncept"], 11(27), 56-60. (In Russ.).

5. Rykova, A. O., & Vitkovskaja, E. A. (2017). Rol' muzejnogo dela v sovremennoj turistskoj dejatel'nosti: problema differenciacii muzejnyh funkcij [The role of museum affair in modern tourist activity: The problem of differentiating museum functions]. Nauka i obrazovanie segodnja [Science and education today], 2(13), 98-100. (In Russ.).

6. Stepanov, I. V. (2010). Konceptual'nye oteli: nauchno-prakticheskie osnovy funkcionirovanija [Concept Hotels: Scientific and Practical Basis for Operating]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 2, 37-44. (In Russ.).

7. Shchetinina, K. I. (2013). Innovacii v gostinichnom biznese: mezhdunarodnyj i rossijskij opyt [Innovative Concepts in Hotel Business: International and Russian Experience]. Vestnik MGIMO-University, 4(31), 257-265. (In Russ.).

8. Ekinil, G. E. (2017). Kul'turnyj turizm i muzejnaja integracija [Cultural tourism and museum integration]. In coll.: Socia'no-ekonomicheskoe razvitie Severnogo Kavkaza: problemy i perspektivy [Socio-economic development of the North Caucasus: The problems and prospects]: Collection of scientific articles bases on the material of the I International scientific-practical conf. Nizhny Novgorod: NOO «Professional'naja nauka», 31-39. (In Russ.).

9. Developments and challenges in the hospitality and tourism sector (2010): Issues paper for discussion at the Global Dialogue Forum for the Hotels, Catering, Tourism Sector. Intern. labour organization. Sectoral Activities Programme. Geneva: ILO.

Пережогина О.Н., Рузавина М.С. Концептуальные основы раз-витияотелей-музееввсовременномтуристскомпространстве// Современные проблемы сервиса и туризма. 2018. Т.12. №1. С. 29-37. DOI: 10.24411/1995-0411-2018-10104.

Дата поступления статьи: 17 декабря 2017 г.

Perezhogina, O. N., & Ruzavina, M. S. (2018). Conceptual basics for the development of hotel-museums in the modern tourist industry. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 12(1), 29-37. doi: 10.24411/19950411-2018-10104. (In Russ.). Received December 17, 2017

ТУРДАИДЖЕСТ

TOURDIGEST

САМЫЕ ПОСЕЩАЕМЫЕ МУЗЕИ РОССИИ В 2016 ГОДУ

Музей-заповедник "Петергоф" Эрмитаж

Музей-па мятник "Исаакиевский Собор" Музей-заповедник "Царское Село" Музей-заповедник "Казанский Кремль" Музей-заповедник "Московский Кремль" Муэей-зэповедник "Сталинградская битва" Третьяковская галерея Музей истории Санкт-Петербурга Русский музей

Источник донных: ГИВЦ Минкультуры России

|5 245,9

4119,1 3 770,8 3 694,0

2 893,3

2 479,0 2 359,3

2187,9

1 710,5 1 702,3

1000

2000

3000

4000

5000

6000

Число посещений в год, тыс. чел.

Десятку российских музеев по показателю посещаемости в 2016 г, возглавляет Музей-заповедник «Петергоф» (г, Санкт-Петербург) с посещаемостью 5,25 млн чел., на втором месте - Эрмитаж (г. Санкт-Петербург) с числом посещений в 4,1 млн чел. Замыкает список Русский музей (г. Санкт-Петербург) с показателем 1,7 млн посетителей в 2016 г.

Источник: Статистика культуры2016. Ежегодное справочное издание о состоянии культуры Соссийскор Федерации в цифрах. М.: 2017. С.40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.