Научная статья на тему 'Музейный туризм в Алтайском крае: опыт и перспективы развития'

Музейный туризм в Алтайском крае: опыт и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
89
21
Поделиться
Ключевые слова
МУЗЕЙ / MUSEUM / МУЗЕЙНЫЕ РЕСУРСЫ / MUSEUM RESOURCES / МУЗЕЙНЫЙ ТУРИЗМ / MUSEUM TOURISM / ТУРИСТСКИЕ РЕСУРСЫ / TOURIST RESOURCES

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Труевцева О.Н.

Туризм становится неотъемлемой частью развития современного общества. Музеи, как наиболее значимые социальные институты, занимающиеся выявлением, сохранением, изучением и популяризацией наследия, призваны адекватно реагировать на вызовы времени, становиться все более привлекательными для туристов и участвовать в развитии туристского бизнеса. Автор обращает внимание на необходимость совершенствования сотрудничества музеев и турбизнеса, подчеркивает особое значение развития этого вида туризма для провинции. В нашей стране большое количество провинциальных музеев, и их главное отличие незначительное количество подлинных уникальных экспонатов, так как во все времена раритеты со всей страны стекались в столицы. Локальные музеи и турфирмы нуждаются в совместной разработке экскурсионных программ, расширении услуг, диверсификации форм и методов работы с туристами, объединении финансовых возможностей в производстве рекламной продукции, совместных мероприятий. На основе анализа научной литературы, документальных и статистических источников, автор рассматривает туристские ресурсы музеев Алтайского края, выявляет основные проблемы и перспективы развития музейного туризма. Музейный туризм рассматривается как фактор развития региона, туристического потенциала музеев и прилегающих территорий, возможность расширения миссии музеев.

Похожие темы научных работ по искусствоведению , автор научной работы — Труевцева О.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Museum Tourism in Altai Region: Experience and Prospects of Development

Tourism is an important part of modern society. Museums as social institutions are playing the main role in identifying, preserving, studying and promoting the cultural heritage, designed to respond adequately to the challenges of our time and become more attractive to tourists. The author draws attention to the need for the development and improvement of cooperation between museums and tourism. In our country, a large number of provincial museums, and their main difference is a small number of genuine unique exhibits, since at all times rarities from all over the country flocked to the capital. The problem of leveling the capital and provincial museums can only be solved by raising the quality of the latter. Most regions do not solve this task independently. There is a need to form a federal target program for the development of local museums. A quarter of a century ago, Siberia was dominated by traditional historical and local history museums, and today there are many memorial, ethnographic museums, and even ecomuseums in Kemerovo region. At the same time, a characteristic pattern is seen: the more active authorities and business are engaged in the development of tourism, the more diverse the museum network becomes. Local museums and agencies need to joint their potential for extension of services, diversification of forms and methods of working with tourists, bringing financial opportunities in production of advertising the materials, joint activities. Based on the analysis of academic literature, documentary and statistical sources, the author examines tourism resources in museums in Altai Territory, identifies main problems and prospects of development of the museum tourism. Altai Territory has unique historical, cultural and natural resources for the development of all types of tourism. The Museum tourism is considered as a factor of territorial development, of both, museum and tourism.

Текст научной работы на тему «Музейный туризм в Алтайском крае: опыт и перспективы развития»

Muzeevedcheskaya mysl ' v Rossii XVIII-XX vekov: sbornik dokumentov i materialov [Museological thought in Russia XVIII-XX centures.: collection of documents and materials]. Moscow, Etema Publ., 2010, pp. 885-891. (In Russ.).

5. Lushnikova A.V. Muzeologiya i dokumentovedenie: o pravomernosti ispol'zovaniya dokumentovedcheskikh terminov v muzeynom dele [Museology and documentation: about validity of using of documentation terms in museum work]. Voprosy muzeologii. [Museology issues], 2013, no. 1, pp. 25-32. (In Russ.).

6. Muzeevedenie. Muzei istoricheskogo profilya [Museology. Museums of historical profile]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 1988. 431 p. (In Russ.).

7. Ob okhrane nauchnykh tsennostey: dekret Soveta Narodnykh Komissarov ot 5 dekabrya 1918 goda [About protection of scientific values: Decree of Council of People's Commissars of December 5, 1918]. Muzeevedcheskaya mysl' v Rossii XVIII-XX vekov: sbornik dokumentov i materialov [Museological thought in Russia XVIII-XX centures: collection of documents and materials]. Moscow, Eterna Publ., 2010, p. 877. (In Russ.).

8. Osnovy muzeevedeniya. Ros. in-t kul'turologii [Museology foundation]. Ed. E.A. Shulepova. Moscow, URSS Publ., 2013. 430 p. (In Russ.).

9. Otle P. Trudy po bibliotekovedeniyu. Organizatsiya umstvennogo truda: prakt. posobie [Works on librarianship. Organization of knowledge work:practice note]. Moscow, Libereya Publ., 2002. 227 p. (In Russ.).

10. Razgon A.M. Muzeynyy predmet kak istoricheskiy istochnik [Museum subject as historical source]. Problemy istochnikovedeniya istorii SSSR i spetsial'nykh istoricheskikh distsiplin [Source study issues USSR history and specialist historic discipline]. Moscow, 1984, pp. 174-183. (In Russ.).

11. Riker P. Pamyat', istoriya, zabvenie [Remembrance, history, oblivion]. Moscow, Izd-vo gumanitar. lit. Publ., 2004. 726 p. (In Russ.).

12. Fedorov N.F. Muzey, ego smysl i naznachenie [Museum, its sense and purpose]. Muzeevedcheskaya mysl'v Rossii XVIII-XX vekov: sbornik dokumentov i materialov [Museological thought in Russia XVIII-XX centures.: collection of documents and materials]. Moscow, Eterna Publ, 2010, pp. 346-357. (In Russ.).

УДК 069.4

МУЗЕЙНЫЙ ТУРИЗМ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ: ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Труевцева Ольга Николаевна, доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой историко-культурного наследия и туризма, Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул, РФ). E-mail: truevtseva@yandex.ru

Туризм становится неотъемлемой частью развития современного общества. Музеи, как наиболее значимые социальные институты, занимающиеся выявлением, сохранением, изучением и популяризацией наследия, призваны адекватно реагировать на вызовы времени, становиться все более привлекательными для туристов и участвовать в развитии туристского бизнеса. Автор обращает внимание на необходимость совершенствования сотрудничества музеев и турбизнеса, подчеркивает особое значение развития этого вида туризма для провинции. В нашей стране большое количество провинциальных музеев, и их главное отличие - незначительное количество подлинных уникальных экспонатов, так как во все времена раритеты со всей страны стекались в столицы. Локальные музеи и турфирмы нуждаются в совместной разработке экскурсионных программ, расширении услуг, диверсификации форм и методов работы с туристами, объединении финансовых возможностей в производстве рекламной продукции, совместных мероприятий. На основе анализа научной литературы, документальных и статистических источников, автор рассматривает туристские ресурсы музеев Алтайского края, выявляет основные проблемы и перспективы развития музейного туризма. Музейный туризм рассматривается как фактор развития региона, туристического потенциала музеев и прилегающих территорий, возможность расширения миссии музеев.

Ключевые слова: музей, музейные ресурсы, музейный туризм, туристские ресурсы.

MUSEUM TOURISM IN ALTAI REGION: EXPERIENCE AND PROSPECTS OF DEVELOPMENT

Truevtseva Olga Nikolaevna, Dr of Historical Sciences, Professor, Department Chair of Historical and Cultural Heritage and Tourism, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russian Federation). E-mail: truevtseva@yandex.ru

Tourism is an important part of modern society. Museums as social institutions are playing the main role in identifying, preserving, studying and promoting the cultural heritage, designed to respond adequately to the challenges of our time and become more attractive to tourists. The author draws attention to the need for the development and improvement of cooperation between museums and tourism. In our country, a large number of provincial museums, and their main difference is a small number of genuine unique exhibits, since at all times rarities from all over the country flocked to the capital. The problem of leveling the capital and provincial museums can only be solved by raising the quality of the latter. Most regions do not solve this task independently. There is a need to form a federal target program for the development of local museums. A quarter of a century ago, Siberia was dominated by traditional historical and local history museums, and today there are many memorial, ethnographic museums, and even ecomuseums in Kemerovo region. At the same time, a characteristic pattern is seen: the more active authorities and business are engaged in the development of tourism, the more diverse the museum network becomes. Local museums and agencies need to joint their potential for extension of services, diversification of forms and methods of working with tourists, bringing financial opportunities in production of advertising the materials, joint activities. Based on the analysis of academic literature, documentary and statistical sources, the author examines tourism resources in museums in Altai Territory, identifies main problems and prospects of development of the museum tourism. Altai Territory has unique historical, cultural and natural resources for the development of all types of tourism. The Museum tourism is considered as a factor of territorial development, of both, museum and tourism.

Keywords: museum, museum resources, museum tourism, tourist resources.

Музеи, как главные хранители социальной памяти, призваны сыграть особую роль в развитии туризма. Они позволяет компактно, в ограниченный период времени дать наглядное представление о местности, объектах культурного и природного наследия. В хороших музеях общение с подлинными предметами, ушедшими из современного обихода, с помощью квалифицированного экскурсовода оставляет глубокий эмоциональный след у посетителя. Не удивительно, что значительная часть туристов обязательно посещают традиционные музеи. И это хорошо. И это естественно. Только возникает вопрос: а стоит ли заводить разговор о «музейном туризме», вводить это словосочетание в научный оборот, проводить семинары, конференции? А не достаточно ли нам таких инструментов, как «музейная коммуникация», «музей и посетитель», а с другой (туристской) стороны - более широкие понятия: «культурный туризм», «познавательный туризм»?

Понятие «музейный туризм» появилось в середине 1990-х годов как реакция музейщиков на

царивший в стране экономический хаос, как попытка найти способ выживания, в основе которого - потребность увеличения числа посетителей посредством расширения спектра предлагаемых им услуг и получение дополнительного внебюджетного дохода, обеспечивающего самоокупаемость. Жизнь заставила обратиться к турфирмам с предложениями, расширяющими привычный набор музейных услуг. Туроператоры, в свою очередь, были заинтересованы в диверсификации программ. Постепенно стала складываться взаимовыгодная кооперация, вполне естественная для рыночных отношений неконкурирующих субъектов.

Следует отметить, что современные требования к обслуживанию посетителей в музеях существенно возросли. И дело не только в том, что у каждой группы туристов есть особенности восприятия экскурсионного материала. Это музейные работники прекрасно понимали и в советские времена, хотя может быть и не всегда адекватно реагировали на запросы посетителей. Да и преж-

ние посетители были менее притязательными, менее требовательными, более сдержанными.

В силу большей информированности современному туристу уже не хватает пояснений только по объектам экспозиции музея. Нужна информация об объектах культурного и природного наследия места пребывания, нужны буклеты, брошюры, сувениры, которые они увезут с собой из музея для воспоминаний о его посещении.

Туристы сегодня ожидают комфортных условий пребывания в музее, начиная от парковки до гардероба, возможности выпить чашечку кофе, вымыв перед этим руки. К сожалению, в некоторых музеях нет возможности даже присесть, чтобы отдохнуть пожилому человеку, не говоря уже о специфических формах обслуживания людей с ограниченными возможностями и детей.

Перечисленные проблемы, безусловно, должен решать сам музей. Но ему нужна поддержка турфирм, начиная от предварительного согласования обслуживания той или иной группы, до совместного издания информационно-рекламной продукции, а в некоторых случаях, совместного решения вопросов, связанных, например, с созданием парковок, зон отдыха или кафе. А это уже выход на городскую инфраструктуру, муниципальные власти, согласование нормативных документов и др. Очевидно, что музейные и туристские организации должны идти навстречу друг другу, учитывая не только собственные интересы, но и интересы партнера, не забывая при этом про главное действующее лицо: туриста - посетителя музея. Нужны еще гиды-экскурсоводы, которые владеют научной обзорной и специальной информацией об объектах природного наследия прилегающей к музею территории и способные представить эту информацию на английском языке.

В перечисленных проблемах, взывающих к взаимодействию музеев и турфирм, наука как-то не просматривается. Это, скорее всего, проблемы менеджмента. И если здесь понятие «музейный туризм» прижилось для обозначения общего сектора туриндустрии и культурного наследия, оно имеет право на существование в качестве профессионального сленга.

Проблемы музейного туризма неоднократно становились предметом обсуждения на различных научно-практических конференциях, семинарах, в публикациях СМИ. При этом обсужда-

лись многие аспекты повышения эффективности использования музейного потенциала. Однако в дискуссиях речь шла чаще всего о практических действиях отдельных музеев, и вопросы стратегического характера уходили на второй план. Один из них - принципиальное различие столичного и провинциального музейного туризма. Практически все тургруппы, посещающие Москву, Санкт-Петербург, стремятся попасть во всемирно известные музеи. Вполне естественно, что большинство вопросов, связанных с их обслуживанием, решаются самими музеями.

Другое дело - провинциальные музеи нашей огромной страны, составляющие большинство. Их главное отличие - в незначительном количестве подлинных уникальных экспонатов, что само по себе исключает возможность паломничества туристов из других мест, и в том не их вина. К сожалению, во все времена раритеты со всей страны стекались в столицы. При этом многие так и лежат в запасниках, не вызывая восторга у посетителей. Но вопрос о передаче части неиспользуемых фондов из столичных музеев в региональные даже не поднимается. А выставки из фондов больших музеев на периферии, по-прежнему, редкое явление.

Другая проблема - устаревшие экспозиции многих провинциальных музеев, причём и по содержанию, и по форме. И это тоже скорее беда, чем вина. Обновление музейного оборудования, экспозиционного дизайна, использование современных мультимедийных и прочих дорогостоящих технологий, привлекающих туристов, наталкивается на ограниченность финансовых средств, на низкую квалификацию специалистов, повышение которой Министерство культуры не в состоянии обеспечить - на зарплату денег не хватает; не до стажировок [8].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Очевидно, что проблему выравнивания столичных и провинциальных музеев можно решать, только поднимая качество последних. Большинству регионов самостоятельно эту задачу не решить. Назрела необходимость формирования федеральной целевой программы развития местных музеев.

Есть и другие стратегические вопросы на пути развития музейного туризма. Один из них -развитие музейной сети. Причём речь идёт не о количественном росте, а о расширении типологического разнообразия.

Было бы несправедливо утверждать, что в этом направлении ничего не делается. Если ещё четверть века назад в Сибири безраздельно доминировали традиционные историко-краеведческие музеи (а таковые были не только в областных центрах, но и в каждом муниципальном районе и городе), то сегодня появилось немало мемориальных, этнографических, а в Кемеровской области даже экомузеев. При этом просматривается характерная закономерность: чем активнее власти и бизнес занимаются развитием туризма, тем разнообразнее становится музейная сеть.

Возьмём, к примеру, Алтайский край, в котором уже второй десяток лет достаточно последовательно развивается туристический кластер. Сегодня турфирмы предлагают разнообразные виды отдыха: экологический туризм, оздоровительный отдых на базе санаторно-курортного комплекса, а также интересные событийные мероприятия, традиционно привлекающие большое количество гостей из России и из-за рубежа. Всё это подкрепляется открытием новых музеев.

В 2004 году Барнаульской епархии были возвращены территории архиерейского подворья Алтайской духовной миссии г. Бийска, где до этого располагалась войсковая часть. В настоящее время здесь воссоздается ансамбль православных храмов и уникальный музей истории Православия. В Бийске создан Музей Чуйского тракта -единственный в России музей, посвященный дороге. В 2009 году в крае было завершено строительство нового здания фондохранилища для Всероссийского мемориального музея-заповедника В. М. Шукшина. В с. Полковниково открыт обновленный мемориальный комплекс космонавта Германа Титова. Открыта первая экспозиция в мемориальном музее Заслуженной артистки РСФСР Екатерины Савиновой, а в селе Курья создан мемориальный комплекс, включающий Музей всемирно известного конструктора оружия Михаила Тимофеевича Калашникова, прилегающий храм, в котором был крещен изобретатель. Одним из самых крупных (по площадям) и самых современных художественных музеев Сибири в скором времени станет Государственный художественный музей Алтайского края, строительство которого в скором времени будет завершено. Площадь музея после реконструкции увеличится с 4100 до 6000 квадратных метров [6].

Весьма примечательно, что музейную сеть края пополнили частные музеи. Музей «Мир времени» (в настоящее время ведется реконструкция нового помещения) по многим показателям может составить серьёзную конкуренцию муниципальному музею. Интересным для туристов является Музей аптечного дела «Горная аптека». Привлекает туристов музей «Мир камня» и частные картинные галереи.

По количеству музеев Алтайский край в Сибирском федеральном округе (СФО) лидируют. На втором месте - музеи Красноярского края. Кемеровская область занимает 3-е место. Однако следует признать, что музейная сеть Алтайского края не отличается разнообразием - три четверти музеев по-прежнему являются историко-краеведческими, а их экспозиции и оборудование не претерпели существенных изменений.

Иная картина в Красноярском крае, где доля историко-краеведческих музеев немногим более трети. При этом есть музеи-заповедники, шесть этнографических, четыре музея леса, два - геологии. Кемеровская область отличается наличием шести музеев-заповедников, нескольких экомузеев. В Республике Хакассия - из 24 музеев -5 музеев-заповедников, 4 музея под открытым небом; один музей наскального искусства.

Сегодня наибольшим спросом среди туристов пользуются музеи, хранящие и представляющие не только материальное, но и природное наследие. Именно их и не хватает в Алтайском крае, обладающем обилием уникальных объектов для музеефикации. Учёные давно уже предлагают осуществить проект по созданию музея под открытым небом - «Барнаульский сереброплавильный завод», провести музеефикацию памятника археологии эпохи скифов в долине реки Сенте-лек, Чарышского района - Царский курган. Уже много лет ведутся разговоры о создании этнографической деревни. Странно, но в крае, в котором проживают представители более 140 национальностей - нет этнографических музеев.

Администрация поселка Власиха (г. Барнаул) готова разместить памятники деревянной архитектуры на своей территории. Здесь уже более 25 лет успешно работает Детская школа искусств «Традиция». В структуру школы входят несколько лабораторий, каждая из которых выполняет свою функцию в этнокультурном пространстве

школы: лаборатория этнопедагогики, лаборатория «реконструкции» фольклорных традиций, лаборатория реставрации предметов материальной культуры. В школе создан и действует Детский этнографический музей-мастерская «Лад». Создание такой деревни позволит сохранить уникальные памятники деревянного зодчества, которыми некогда славился Барнаул. Руководители туристских организаций, используя творческий потенциал педагогического коллектива и воспитанников, ресурса нематериального культурного наследия, накопленного в школе, могли бы внести значительный вклад в развитие событийного туризма в Барнауле и крае.

В Сибири можно найти немало хороших примеров создания и успешной работы этнографических музеев, музеефикации объектов деревянного зодчества: Иркутский архитектурно-этнографический музей «Тальцы», Этнографический музей народов Забайкалья, уникальный историко-культурный и природный музей-заповедник «Томская Писаница». У этих музеев можно многому поучиться. Однако далеко не каждый регион может похвастаться наличием целого исторического города. В Алтайском крае есть уникальный исторический город - Змеиногорск, основанный в начале XVIII века, объект промышленного развития и промышленного зодчества страны, который до сих пор не стал привлекательным для туристов.

Сотрудничество музеев и турфирм могло бы послужить решению проблем музеефикации археологического наследия. Кемеровская область может служить примером. Восьмым чудом Кузбасса было объявлено место обнаружения псит-такозавра на территории Шестаковского яра, где палеонтологи обнаружили кости сибирского рогатого динозавра. Возраст находок составляет около 120 миллионов лет. В раскрутку этой находки сразу включились музеи, турфирмы, вузы. Сегодня это один из наиболее посещаемых музеев под открытым небом.

Важным показателем музейной сети является архитектура зданий музеев. Здания музея - визитная карточка, его бренд, а может быть, и города или населенного пункта. Архитектура здания музея запоминается, она узнаваема и для любого музея имеет немаловажное значение. Во многих странах архитектуре музейного здания уделяется особое внимание. Давно отказались от приспособленных сооружений и памятников архитектуры

прошлых столетий. Уже по архитектурному стилю, ландшафтному дизайну посетитель должен определить профиль музея.

Необходимо отметить, что подавляющее большинство ведущих музеев Алтайского края, размещаются в приспособленных помещениях, представляющих собой памятники архитектуры Х1Х-ХХ веков: Бийский краеведческий музей имени В. В. Бианки, Алтайский государственный краеведческий музей, Государственный музей литературы, искусства и культуры Алтая. Все они давно нуждаются в капитальном ремонте, дополнительных зданиях, обеспечивающих должное хранение фондов.

Среди муниципальных музеев только единицы имеют специально построенные для этой цели здания, а прилегающие к нему территории вовсе не являются продолжением экспозиции и не освоены сотрудниками музеев, а ведь эти территории должны в первую очередь привлекать туристов и удовлетворять потребности достаточно широкой группы потенциальных посетителей.

Следует отметить, что включение малых музеев в туристический бизнес - может стать перспективным направлением его расширения. Технологии туризма, при его достаточно стремительном темпе развития на Алтае, могут коренным образом изменить положение многих муниципальных музеев. Необходимые условия вхождения малых музеев в сферу «культурного туризма» - повышение комфортности зданий музея, благоустройство территории автостоянок, рекреационных зон, обновление экспозиций с целью придания им уникальной самобытности, подбор и подготовка профессиональных кадров для работы с туристами, подготовка оригинальных маршрутов с использованием возможностей музея.

Понятно, что развитие материально-технической базы музеев требует серьёзных капиталовложений. Так, на реконструкцию музея Г. С. Титова в Косихинском районе из средств краевого бюджета было выделено более 10 млн. рублей. Но эти затраты окупаются. Да и можно ли оценить их значение только деньгами - ведь это вложения в будущее края.

Мы уже упоминали о том, что оформление экспозиций и выставок не всегда соответствует современным требованиям эстетики. В последние два десятилетия, чтобы «выжить», музеи обнов-

ляли свои экспозиции, в основном создавая лишь выставочные проекты. О качестве выставок мы не будем судить, но в тех социально-экономических условиях это был оптимальный вариант модернизации экспозиции и привлечения посетителей, дополнительных средств в бюджет музея. Реэкспозиция залов музея - это затратное мероприятие. Но если мы говорим об активном включении музейных учреждений в сферу туристической деятельности, то к этому надо готовиться. Необходимо разрабатывать современные проекты экспозиций с использованием электронной техники, новейшего оборудования.

В фондах музеев Санкт-Петербурга и Москвы хранятся уникальные экспонаты, выполненные алтайскими мастерами или найденные археологами: гробница Александра Невского, изготовленная из алтайского серебра, знаменитая «Царица ваз», украшающая один из залов Эрмитажа. Почему бы не включить эти и сотни других экспонатов алтайского происхождения в рекламные проспекты и буклеты. А в музеях их можно было бы представить в трёхмерном изображении. В Германии разработана и принята государственная программа, которая позволяет передавать провинциальным музеям во временное, а зачастую и постоянное хранение подобные экспонаты.

Целесообразно более эффективно использовать музейные фонды в организации выставок в местах прохождения популярных маршрутов, таких как, например, Бирюзовая Катунь, объектах, включенных в программу «Малое золотое кольцо Алтая». И здесь тоже нужна совместная работа музеев и турбизнеса.

При этом более богатым музеям надо преодолевать синдром скупости и делиться своими экспонатами с более скромными музеями, предоставляя им, таким образом, возможность более эффективно организовывать выставки. В конечном счёте, это будет работать не только на общий престиж края, но и на музеи, экспонирующие свои выставки в наиболее посещаемых туристами местах.

Минкультуры России разработан комплекс мер по расширению практики обмена выставками между музеями Российской Федерации. Такие проекты очень успешно реализовывал Государственный художественный музей. Жителям края запомнились выставочные проекты Государственного историко-культурного музея-

заповедника «Московский Кремль»: «Царская и императорская охота», «Православная Россия: история и образы». Большой общественный резонанс вызвало участие художественного музея в федеральной программе «Золотая карта России» Государственной Третьяковской галереи (2002), «Россия» Государственного Русского музея (2007). Памятны выставки из фондов Государственного исторического музея (г. Москва) и Государственного музея истории религии (г. Санкт-Петербург).

Министерство культуры ставит задачи по продвижению и популяризации культурно-туристского потенциала в России и за рубежом. Наиболее значимые выставочные проекты с международным и межрегиональным участием реализованы Государственным музеем истории литературы, искусства и культуры Алтая - выставка акварелей Куо Мин-фу «Terramcogmta - прекрасный остров».

В этом отношении может быть полезна деятельность Комитета музеологии стран Азии и Тихоокеанского региона (АСПАК). В 2016 году АСПАК получил грант Министерства культуры Тайваня, благодаря которому 16 представителей высших учебных заведений и музеев Сибири и Монголии стали участниками ежегодной научной конференции «Музей и культура» и Международного форума Музея ремесла и инноваций. На этом форуме с большим успехом была представлена выставка «Традиционный костюм» из фондов четырёх алтайских музеев. Прочные связи, установленные с музеями стран Азии, позволяют организовать обмен выставочными проектами с музеями Китая, Японии, Южной Кореи, Вьетнама, Монголии. Нужен эффективный фан-драйзинг, в организации которого музеям могли бы помочь более опытные представители турбиз-неса, соединив его со своими проектами.

Очень важный вопрос музейного туризма -приём иностранных посетителей. Во всех музеях края в экспозициях отсутствуют аннотации на иностранных языках. Нет и рекламно-имиджевой продукции о туристских возможностях музеев (брошюры, диски, календари и др.) на иностранных языках. Наверное, и в решении этого, не столь сложного вопроса могли бы сказать своё слово фирмы, работающие с зарубежными туристами.

Реклама музеев - это особый вопрос, которому необходимо уделить внимание. Большинство музеев не располагают достаточными средствами

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

для рекламы, презентации коллекций. Представляется, что здесь турфирмы и музеи могли бы найти взаимовыгодные точки соприкосновения. Речь может идти о софинансировании выпуска рекламных проспектов, буклетов, сувениров для продажи туристам - то, что музеи порой не в состоянии сделать самостоятельно, в силу отсутствия средств и опыта в бизнесе.

До сих пор многие музеи не имеют своих сайтов в сети Интернет. Не снимая задачу расширения присутствия здесь каждого музея, можно было бы открыть общую музейную страничку на сайте Алтайтурцентра.

Музейный туризм существует как реальное явление, независимо от его места в понятийном аппарате наук, изучающих музеи и туризм. В инструментальных целях его можно определить, как осуществление туров, предполагающих активное

посещение музеев. При этом у музеев и туроператоров, помимо извлечения прибыли, есть общая задача - удовлетворение тех потребностей туристов, которые привели их в музей. Чтобы её успешно решить каждая из сторон должна не только исполнять свои обычные функции, но и обеспечить эффективное взаимодействие по поводу выявления потребностей туристов, внесения соответствующих изменений в работу музея, согласования текущих и перспективных планов, реализации инновационных проектов и технологий и других вопросов в области менеджмента. Динамизм этому процессу может придать разумное участие в нём государственных региональных органов управления, предполагающее привлечение инвестиций для осуществления масштабных проектов, связанных с созданием инфраструктуры обслуживания туристов.

Литература

1. Гнедовский М. Б., Дукельский В. Ю. Музейная коммуникация как предмет музееведческого исследования // Музей - культура - общество: сб. науч. трудов Центр. музея революции. - М., 1992.

2. Дукельский В. Ю. Музейный туризм: соблазн или панацея? // Музей и туризм. - Петрозаводск, 2002.

3. Дукельский В. Ю. От музейной организации к музейной фирме // Музеи. Маркетинг. Менеджмент. - М., 2002.

4. Информационно-аналитический отчет о деятельности государственных и муниципальных музеев Кемеровской области за 2014 год. - Кемерово, 2015. - С. 8.

5. Ляшко А. В. Музейный туризм в России. Эволюция формата // Вестн. СПбГУ Сер. 6. - 2012. - Вып. 3. -С. 21-26.

6. Официальный сайт Алтайского края [Электронный ресурс]. - URL: http://www.altairegion22.ru/region_news/ e161820.html?sphrase_id=410317 (дата обращения: 05.02.2018).

7. Романчук А. В. Музейный туризм: учеб.-метод. пособие. - СПб., 2010. - С. 5-6.

8. Труевцева О. Н. Музеи Сибири во второй половине XX века. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. - С. 237.

References

1. Gnedovskiy M.B., Dukel'skiy V.Yu. Muzeynaya kommunikatsiya kak predmet muzeevedcheskogo issledovaniya [Museum communication as a subject of museum research]. Muzey - kul'tura - obshchestvo [Museum-culture-society]. Moscow, 1992. (In Russ.).

2. Dukelskiy V.Yu. Muzeynyy turizm: soblazn ili panatseya? [Museum tourism: temptation or panacea?]. Muzey i turizm [Museum and tourism]. Petrozavodsk, 2002. (In Russ.).

3. Dukelskiy V.Yu. Ot muzeynoy organizatsii k muzeynoy firme [From the museum organization to the museum company]. Muzei. Marketing. Menedzhment [Museums. Marketing. Management]. Moscow, 2002. (In Russ.).

4. Informatsionno-analiticheskiy otchet o deyatel'nosti gosudarstvennykh i munitsipal'nykh muzeev Kemerovskoy oblasti za 2014 god [Information and analytical report on the activities of state and municipal museums of the Kemerovo region for 2014]. Kemerovo, 2015, p. 8. (In Russ.).

5. Lyashko A.V. Muzeynyy turizm v Rossii. Evolyutsiya formata [Museum tourism in Russia. Evolution of the format]. Vestnik SPbGU [Bulletin of St. Petersburg State University], 2012, vol. 3, pp. 21-26. (In Russ.).

6. Ofitsial'nyy sayt Altayskogo kraya [Official site of the Altai Territory]. (In Russ.). Available at: http://www. altairegion22.ru/region_news/e161820.html?sphrase_id=410317 (accessed 05.02.2017).

7. Romanchuk A.V. Muzeynyy turizm [Museum tourism]. St. Petersburg, 2010, pp. 5-6. (In Russ.).

8. Truevtseva O.N. Muzei Sibiri vo vtoroy polovine XX veka [Museums of Siberia in the second half of the XX century]. Tomsk, Tomsk University Publ., 2000, p. 237. (In Russ.).