Научная статья на тему 'Университетский музей: главный вектор развития'

Университетский музей: главный вектор развития Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
606
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЕЙ / МУЗЕОЛОГИЯ / МУЗЕЙ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ / НАСЛЕДИЕ / ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ПОСЕТИТЕЛЯМИ / КОММУНИКАЦИЯ / MUSEUM / MUSEOLOGY / MUSEUM INSTITUTIONS OF HIGHER EDUCATION / HERITAGE / FORMS AND METHODS OF WORK WITH VISITORS / COMMUNICATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Труевцева Ольга Николаевна

Статья посвящена изучению опыта деятельности музеев высших учебных заведений. Основное внимание автор уделяет определению места и роли университетского музея в подготовке будущих специалистов, сохранении и воспроизводстве культурного наследия. Использованы материалы объединённой научной конференции Комитетов Международного совета музеев (ИКОМ): музеологии и университетских музеев «Научное, техническое и университетское культурное наследие», состоявшейся в ноябре 2016 года в городе Тайпее (Тайвань). В работе конференции приняли участие более 300 экспертов и ученых из 18 стран мира, включая Россию, Сингапур, Японию, Китай, Тайвань, Гонконг Малайзию, Германию, Великобританию, Польшу, Чехию, Иран. Анализ исследований зарубежных ученых показывает, что функции университетских музеев в различных странах в основном совпадают. Их можно объединить в три группы. Первая группа связана с функциями, имманентными для всех музеев: выявление и отбор предметов для коллекций, изучение, систематизация, организация учёта и хранения музейных предметов, экспонирование, обеспечение музейной коммуникации. Вторая группа функций обусловлена использованием музейного потенциала для подготовки и воспитания будущих специалистов. Третья группа функций выводит музей за пределы университета. Она работает на окружающую социальную среду, формируя определённый позитивный имидж учебного заведения, рекрутируя новые поколения студентов. Однако, как показывает исследование, в отличие от зарубежных коллег, российские музеи значительно отстают в организации и проведении научных исследований, развитии межмузейного сотрудничества, организации совместных исследований ученых университетов и практических работников музеев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The University Museum: Main Vector of Development

The article is devoted to study of the university museum activity experience. The main attention is paid to defining the place and role of the University Museums preparing the future professionals for preservation and reproduction of cultural heritage. The main materials used from the Conference of the two Committees of the International Council of Museums (ICOM): Committee for museology (ICOFOM/ASPAC) and Committee of University museums (UMAC) “SCIENTIFIC, TECHNICAL, AND CULTURAL HERITAGE OF THE UNIVERSITY”, which was held in November 2016 in Taipei (Taiwan). More than 300 experts and scholars from 18 countries, including Russia, Singapore, Japan, China, Taiwan, Hong Kong, Malaysia, Germany, UK, Poland, Czech Republic, Iran took part in that conference. The analysis of researches of foreign scientists shows that the functions of University museums in different countries are mostly the same. They can be classified into three groups. The first group is associated with features inherent for all museums: the identification and selection of items for collections, study, organization of accounting and storage of museum objects, exposing, and securing the museum communication. The second group of functions is due to the use of the museum potential for training the future specialists. The third function group displays the museum outside of the university. The third function works on social and surrounding medium, forming the positive image of an institution, recruiting the new generations of students. However, as the study shows, the Russian museums are behind in organizing and conducting the scientific research, development of cooperation between museums, organization of joint researches of scientists of universities and practitioners of museums.

Текст научной работы на тему «Университетский музей: главный вектор развития»

6. Ravina Bains. Myths and realities of First Nations Education. - URL: www.fraserinstitute.org/sites/default/files/ myths-and-realities-of-first-nations-education.pdf (дата обращения: 12.10.2016).

7. They came for the children. The Truth and Reconciliation Commission of Canada. - URL: http://www.slideserve. co.uk/2039-t-amp-r-eng-web-1 (дата обращения: 14.11.2016).

References

1. Danilov S.Y. Istoriya Kanady [History of Canada]. Moscow, Ves' Mir Publ., 2006. 256 p. (In Russ.).

2. Tashlykova A.L. Politika Kanady v oblasti obrazovaniya korennykh narodov [Policy of Canada in the field of Aboriginal education]. (In Russ.). Available at: http://www.riatr.ru/2011/3/062-068.pdf (accessed 08.10.2016).

3. Chepelevskiy V. Pechal'naya stranitsa istorii [A sad page of history]. (In Russ.). Available at: http://www.riatr. ru/2011/3/062-068.pdf (accessed 12.09.2016).

4. Aboriginal people in Canada: First Nations people, Metis and Inuit. Statistics Canada. (In Engl.). Available at: https://www12.statcan.gc.ca/nhs-enm/2011/as-sa/99-011-x/99-011-eng.cfm (accessed 25.10.2016).

5. Kirkness Verna. Aboriginal Education in Canada: a retrospective and a prospective. (In Engl.). Available at: http://jaie.asu.edu/v39/V39I1A2.pdf (accessed 10.11.2016).

6. Ravina Bains. Myths and realities of First Nations Education. (In Engl.). Available at: www.fraserinstitute.org/ sites/default/files/myths-and-realities-of-first-nations-education.pdf (accessed 12.10.2016).

7. They came for the children. The Truth and Reconciliation Commission of Canada. (In Engl.). Available at: http://www.slideserve.co.uk/2039-t-amp-r-eng-web-1 (accessed 14.11.2016).

УДК 069.4

УНИВЕРСИТЕТСКИЙ МУЗЕЙ: ГЛАВНЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ

Труевцева Ольга Николаевна, доктор исторических наук, профессор, заведующая кафедрой историко-культурного наследия и туризма, Алтайский государственный педагогический университет (г. Барнаул, РФ). E-mail: truevtseva@yandex.ru

Статья посвящена изучению опыта деятельности музеев высших учебных заведений. Основное внимание автор уделяет определению места и роли университетского музея в подготовке будущих специалистов, сохранении и воспроизводстве культурного наследия. Использованы материалы объединённой научной конференции Комитетов Международного совета музеев (ИКОМ): музеологии и университетских музеев «Научное, техническое и университетское культурное наследие», состоявшейся в ноябре 2016 года в городе Тайпее (Тайвань). В работе конференции приняли участие более 300 экспертов и ученых из 18 стран мира, включая Россию, Сингапур, Японию, Китай, Тайвань, Гонконг Малайзию, Германию, Великобританию, Польшу, Чехию, Иран. Анализ исследований зарубежных ученых показывает, что функции университетских музеев в различных странах в основном совпадают. Их можно объединить в три группы. Первая группа связана с функциями, имманентными для всех музеев: выявление и отбор предметов для коллекций, изучение, систематизация, организация учёта и хранения музейных предметов, экспонирование, обеспечение музейной коммуникации. Вторая группа функций обусловлена использованием музейного потенциала для подготовки и воспитания будущих специалистов. Третья группа функций выводит музей за пределы университета. Она работает на окружающую социальную среду, формируя определённый позитивный имидж учебного заведения, рекрутируя новые поколения студентов. Однако, как показывает исследование, в отличие от зарубежных коллег, российские музеи значительно отстают в организации и проведении научных исследований, развитии межмузейного сотрудничества, организации совместных исследований ученых университетов и практических работников музеев.

Ключевые слова: музей, музеология, музей высших учебных заведений, наследие, формы и методы работы с посетителями, коммуникация.

THE UNIVERSITY MUSEUM: MAIN VECTOR OF DEVELOPMENT

Truevtseva Olga Nikolaevna, Dr of Historical Sciences, Professor, Department Chair of Heritage and Tourism, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russian Federation). E-mail: truevtseva@yandex.ru

The article is devoted to study of the university museum activity experience. The main attention is paid to defining the place and role of the University Museums preparing the future professionals for preservation and reproduction of cultural heritage. The main materials used from the Conference of the two Committees of the International Council of Museums (ICOM): Committee for museology (ICOFOM/ASPAC) and Committee of University museums (UMAC) "SCIENTIFIC, TECHNICAL, AND CULTURAL HERITAGE OF THE UNIVERSITY", which was held in November 2016 in Taipei (Taiwan). More than 300 experts and scholars from 18 countries, including Russia, Singapore, Japan, China, Taiwan, Hong Kong, Malaysia, Germany, UK, Poland, Czech Republic, Iran took part in that conference. The analysis of researches of foreign scientists shows that the functions of University museums in different countries are mostly the same. They can be classified into three groups. The first group is associated with features inherent for all museums: the identification and selection of items for collections, study, organization of accounting and storage of museum objects, exposing, and securing the museum communication. The second group of functions is due to the use of the museum potential for training the future specialists. The third function group displays the museum outside of the university. The third function works on social and surrounding medium, forming the positive image of an institution, recruiting the new generations of students. However, as the study shows, the Russian museums are behind in organizing and conducting the scientific research, development of cooperation between museums, organization of joint researches of scientists of universities and practitioners of museums.

Keywords: museum, museology, museum institutions of higher education, heritage, forms and methods of work with visitors, communications.

Казалось бы, тематика конференции не столь актуальна: что вообще может произойти в музее, который десятки лет прячется за стенами университета. Однако современное общество весьма требовательно относится к качеству подготовки специалистов, оптимизации всех культурно-образовательных ресурсов. Да и сами университеты порой так «встряхивают» общество, что оно начинает смотреть на стены студенческого кампуса, как на вражескую крепость, грозящую социальными потрясениями. Кажущаяся «необъятность» постановки вопроса для дискуссии естественным образом фокусировалась составом ее участников, которые, в первую очередь, были заинтересованы в определении места и роли университетского музея в подготовке будущих специалистов, сохранении и воспроизводстве культурного наследия.

Следует заметить, что многие вузовские музеи являются ровесниками университетов. И это наиболее естественный путь их зарождения: от учебной коллекции, через научную лабораторию к общедоступной экспозиции. Лучшей иллюстра-

цией счастливой судьбы может служить история создания и развития музейного комплекса старейшего в Сибири Томского университета, достойная более подробного описания [2, с. 8-10].

Томский университет был открыт в 1888 году. Однако уже в 1880 году, в процессе его создания, был основан Музей археологии, истории, этнографии и нумизматики, в 1885 году был заложен ботанический сад и гербарий, в 1887 - основан зоологический, в 1888 - минералогический, а затем и палеонтологический музей [1, с. 18-20].

В настоящее время в Томском университете действует музейный комплекс в составе девяти музеев: Зоологический музей, Гербарий им. П. Н. Крылова, Палеонтологический музей им. В. А. Хахлова, Минералогический музей им. И. К. Баженова, Музей археологии и этнографии Сибири им. В. М. Флоринского, Музей истории физики, Отдел редких книг, Сибирский ботанический сад, Музей истории университета.

Чтобы представить объем хранимого и используемого в учебной и научной работе историко-культурного наследия можно привести не-

которые фрагменты описания фондов археологического музея, насчитывающих около 300 000 единиц хранения, что составляет более половины музейного фонда Томской области. Коллекции музея освещают древнюю историю Приуралья, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока, Казахстана, Монголии, Скандинавии, Причерноморья, содержат предметы духовной и бытовой сферы жизни народов Евразии, американских индейцев. Собрание оружия и средств боевой защиты включает уникальные образцы средневековых клинков испанских, немецких, восточных и русских мастеров-оружейников. Собрание русских икон и медной пластики располагает редкими и уникальными образцами ХУ-ХХ веков.

В археологическом фонде музея хранится ряд «кладов» эпохи раннего железа и Средневековья, которые первоначально составляли набор приношений на места поклонения родовым и племенным божествам. Среди пожертвований оружие, культовая бронзовая пластика и ритуальные предметы. Елыкаевский клад насчитывает около 200 экспонатов и представляет собой крупный комплекс из культовой практики сибиряков начала - середины первого тысячелетия новой эры. Невероятно разнообразны в своем художественном воплощении предметы, относимые к скифо-сибирскому звериному стилю.

Музейный комплекс Национального исследовательского Томского государственного университета является уникальным в силу определённых исторических условий и научно-образовательных традиций. Большинство вузов Сибири были образованы в советское время, а многие университеты до сих пор не успели отметить свои полувековые юбилеи. Однако редкий вуз не имеет сегодня своего музея.

В Алтайском крае в настоящее время насчитывается более 30 различных музеев. Как правило каждый вуз имеет наряду с музеем собственной истории музеи, связанные с развитием базовой для него отрасли. Например, музей истории образования в Алтайском государственном педагогическом университете, музей истории медицины в медицинском университете, археологический и криминалистический - в классическом университете.

Судя по выступлениям участников международной конференции, функции университетских

музеев в различных странах в основном совпадают. Их можно объединить в три группы. Первая группа связана с функциями, имманентными для всех музеев: выявление и отбор предметов для коллекций, изучение, систематизация, организация учёта и хранения музейных предметов, экспонирование, обеспечение музейной коммуникации.

Вторая группа функций обусловлена использованием музейного потенциала для подготовки и воспитания будущих специалистов. Это введение в профессию, гражданское воспитание через ознакомление с историей отрасли, наивысшими достижениями, успешными практиками, выдающимися профессионалами, выпускниками вуза. Это непосредственная лабораторная работа с музейными предметами, их изучение, освоение методик описания и др. Это организация учебной практики, геологических, биологических, зоологических, ботанических, археологических, этнографических и других экспедиций. Это научно-исследовательская работа аспирантов, магистрантов, студентов, связанная с обработкой коллекций.

Третья группа функций выводит музей за пределы университета. Она работает на окружающую социальную среду, формируя определённый позитивный имидж учебного заведения, рекрутируя новые поколения студентов. Это проведение всевозможных форм профориентационной работы, разнообразных креативно-творческих конкурсов, просветительская работа среди населения [5, с. 23-59].

В зависимости от многообразных объективных и субъективных факторов, как то: востребованности и экономической состоятельности той или иной отрасли, уровней престижности вуза, прозорливости его руководства, финансирования и материальной базы музея, квалификации и профессиональной увлеченности его сотрудников, заинтересованности и энтузиазма преподавателей, их способности добывать гранты, сложившихся традиций и др. - университетские музеи с разной степенью успешности выполняют большинство этих функций.

Основные проблемы российских университетских, особенно провинциальных музеев, чаще всего проистекают из бедности: отсутствие необходимых помещений приводит к использова-

нию коридоров в качестве экспозиционных залов, а фондохранилища ютятся в тесных подсобках, не имея специального оборудования; низкая зарплата тянет за собой постоянную кадровую текучку директоров музеев и хранителей фондов, а это, в свою очередь, чревато их низкой квалификацией, слабой организацией учета музейных предметов, их утраты.

Довольно распространенный российский феномен: наиболее интересные музеи с уникальными экспонатами созданы и существуют благодаря фанатично преданным своей профессии преподавателям, прирожденным коллекционерам, которым удалось «выбить» у декана аудиторию под музей, и при этом он чаще всего не получает никакого финансирования. С уходом такого специалиста существует опасность утраты музея и коллекции.

Наиболее плодотворно реализуют учебно-исследовательские функции археологические музеи, поскольку они чаще других получают деньги на экспедиционные работы в зонах строительства, затопления, а по окончании полевого сезона обрабатывают свои находки. Экспедиционная работа позволяет существенно пополнять и этнографические коллекции краеведческих музеев.

Особая тема в университетских музеях -участие преподавателей в Великой Отечественной войне. В последние годы военно-патриотическая тематика во многих вузах заметно оживилась за счет активизации работы поисковых отрядов, которые выезжают в места боев для проведения раскопов, перезахоронения останков воинов, установления их имен, поиска родственников. Участники поисковых экспедиций не только привозят в музеи ценные экспонаты, но и сами, непосредственно соприкасаясь с героической историей через реальные находки, привносят в студенческую среду новое отношение к истории Родины и её познанию.

Основное организационно-технологическое отличие наших университетских музеев от зарубежных заключается в том, что последние не создаются и не функционируют без необходимых для этого ресурсов. Формирование фондов - основная забота учредителей музеев, обеспечивающих привлечение квалифицированного персонала, материально-техническую оснащенность поме-

щений и экспозиций, представление экспонатов в виртуальном пространстве.

Разумеется, и в зарубежных музеях имеются свои проблемы, в том числе и в фандрайзинге, но они, в большей степени, связаны с поисками оптимальных форм представления посетителям той части национального культурного наследия, которой они располагают, обеспечения максимально допустимого доступа посетителей к музейному предмету, их обеспечение информацией, соответствующей возрасту, образованию, владению языком экспозиции.

Кстати, коммуникационные проблемы во многих зарубежных музеях чаще всего обусловлены составом посетителей. Если в наших вузовских музеях в качестве «посторонних» посетителей можно встретить, в основном, школьников, особенно, во время «дней открытых дверей», то в зарубежных - двери открыты большинство дней недели. В некоторых странах, например, в Японии, приняты специальные государственные документы, обязывающие университетские музеи обслуживать все население.

При этом, несмотря на дополнительные расходы, которые в условиях рецессии японской экономики сказываются и на сокращении финансирования образовательных учреждений, некоторые музеи увидели для себя стимулы к развитию. Так, в Киото действуют 14 университетских специализированных музеев. Несмотря на содержательное тематическое развитие, они уже четыре года подряд устраивают совместные выставки. По словам директора объединенного музея университета Наоко Ивасаки, они за счет концентрации усилий не только сэкономили ресурсы для академического образования, но и сами осознали в процессе командной работы, каким должен быть университетский музей XXI века [4, с. 23-24].

Другой важной характеристикой музея высшего учебного заведения является участие в научных исследованиях и проведение самостоятельной научной работы в области истории, естествознания, техники. В своей статье, профессор Х. К. Виерегг пишет об опыте работы музеев университетов Германии. Сотрудничество ученых Берлинского Университета имени Гумбольдта и действующего до 2009 года в его структуре Музея естественной истории заключается в со-

вместных исследованиях по эволюции различных групп животных. Особенно интересны разработки по изучению скелетов динозавров. Большинство раскопок были проведены в период между 1920 и 1923 годами в юго-восточной части Танзании. Ученые университета и сотрудники музея совместными усилиями воссоздают историю планеты более 150 миллионов лет назад [3, с. 34-36]. В постоянной экспозиции Музея естественной истории, в зале динозавров, есть так называемые '7игаБсореБ" - это своеобразные медиателеско-пы, которые способны оживить скелет динозавра. Они показывают, как динозавры жили в Юрском периоде. С помощью этого устройства посетители могут узнать строение внутренних органов, скелета, мышц и кожи древнейших животных планеты. Животное как бы оживает в естественной природной среде обитания и, на удивление, начинает двигаться, есть, пить и действовать соответственно сложившейся ситуации. Эта анимация занимает всего 50 секунд, потом динозавр

возвращается в свое прежнее состояние - музейный предмет - скелет.

Музей Университета в Бонне был открыт в 2013 году. Сотрудники музея и студенты изучают историю, традиции и обычаи университета, имеющего 200-летнюю историю. Ведутся наблюдения за галактиками, исследуются движения планет с помощью телескопа, который находится в экспозиции музея и служит для измерения небесных тел. Подобные исследования способствуют воспитанию у студентов навыков научно-исследовательской работы, гордости за свой университет.

Музеи высших учебных заведений играют важную роль в сохранения культурного наследия страны, социальной памяти своего народа. Сотрудничество ученых университетов и музеев не только ломает бюрократические барьеры, но так же, как и междисциплинарное исследование в науке, сулит неожиданные открытия. Наверное, об этом стоит задуматься.

Литература

1. Некрылов С. А., Фоминых C. Ф. Первый Сибирский университет // Слово о земле Томской. - 2002. - № 1. -С. 15-20.

2. Томские музеи. Музеи университетов: мат-лы к энцикл. «Музеи и музейное дело Томской области» / под ред. С. Ф. Фоминых, Э. И. Черняка. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2012. - Т. 56. - 388 с.

3. Hildegard Katharina Vieregg. Museums for Natural Sciences and Techniques, Science Centers,"Virtual Museums". The Interrelationship with the University // The Triple Helix of Cultural Heritages of Sciences, Technology, and University. International University Museum Joint Conference - November 8-10, 2016. Organizer: The Magic School of Green Technologies, National Cheng Kung University University Museum & ICOM-ICOFOM/ASPAC. -Taipey, Tainan / Taiwan, 2016. - P. 18-37.

4. Iwasaki N. What is the university museum? Japan's university museum history and the challenge in Kyoto // The Triple Helix of Cultural Heritages of Sciences, Technology, and University. International University Museum Joint Conference - November 8-10, 2016. Organizer: The Magic School of Green Technologies, National Cheng Kung University University Museum & ICOM-ICOFOM/ASPAC. - Taipey, Tainan / Taiwan, 2016. - P. 23-24.

5. The Triple Helix of Cultural Heritages of Sciences, Technology, and University. International University Museum Joint Conference - November 8-10, 2016. Organizer: The Magic School of Green Technologies, National Cheng Kung University University Museum & ICOM-ICOFOM/ASPAC. - Taipey, Tainan / Taiwan, 2016. - P. 1-73.

References

1. Nekrylov S.A., Fominykh S.F. Pervyy Sibirskiy universitet [The first Siberian university]. Slovo o zemle Tomskoy [Tomsk lay of the land], 2002, no. 1, pp. 15-20. (In Russ.).

2. Tomskie muzei. Muzei universitetov: materialy k entsiklopedii "Muzei i muzeynoe delo Tomskoy oblasti" [The Tomsk museum. Museums Universities: Contributions to the encyclopedia "Museums and museum of Tomsk region"]. Ed. S.F. Fominykh, E.I. Chernyaka. Tomsk, Tomskiy universitet Publ., 2012, vol. 56. 388 p. (In Russ.).

3. Hildegard Katharina Vieregg. Museums for Natural Sciences and Techniques, Science Centers, "Virtual Museums". The Interrelationship with the University. The Triple Helix of Cultural Heritages of Sciences, Technology, and University. International University Museum Joint Conference. November 8-10, 2016. Organizer: The Magic School of Green Technologies, National Cheng Kung University University Museum & ICOM-ICOFOM/ASPAC. Taipey, Tainan / Taiwan, 2016, pp. 18-37. (In Engl.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.