УДК 130.2
Д. А. Прокудина
кандидат социологических наук; кафедра истории и теории мировой культуры, философский факультет, научный сотрудник, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова; e-maiL: info@phiLos.msu.ru
УНИВЕРСИТЕТСКИЙ МУЗЕЙ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ: ВОЗМОЖНОСТИ, ПРОБЛЕМЫ, ЗАДАЧИ
В статье рассматриваются вопросы формирования университетских музеев, дается их классификация по уровням развития, определяется круг наиболее острых проблем, которые перед ними стоят. Отмечается, что развитие университетского образования и музейного дела всегда были тесно взаимосвязаны. Первые университетские музеи, созданные силами меценатов и ученых, а также при деятельном участии государства, не только способствовали повышению эффективности образовательного процесса и исследовательской работы в университетах, но и, становясь публичными, служили делу просвещения населения. Характеризуя нынешнее состояние университетских музеев и коллекций, подчеркивается, что у России имеется огромный ресурс музейных собраний, но многие из них закрыты для широкой публики. Кроме того, экспозиции университетских музеев часто не соответствуют качественному уровню, который удовлетворил бы запросы и требования современного посетителя. Их финансирование осуществляется по остаточному принципу, в том числе и в связи с недооцениванием их потенциала для развития вуза. В статье отмечается, что подобная ситуация характерна для университетских музеев во всем мире. В целях комплексного анализа состояния современных университетских музеев и коллекций дается характеристика четырем форматам, в которых они существуют на сегодняшний день. Особое внимание уделено потенциалу университетского музея в контексте просвещения и популяризации науки, а также развития территории и улучшения качества жизни населения. Отмечается, что публичный университетский музей может содействовать формированию позитивного образа университета, популяризировать его, а также способствовать привлечению абитуриентов на платные программы. В статье очерчивается круг актуальных задач, требующих решения, а также анализируется успешный зарубежный опыт. На примере деятельности Музея Института технологии моды колледжа Государственного университета штата Нью-Йорк демонстрируется как университетский музей может стать своего рода эффектной «витриной» колледжа, обращенной к широкой общественности, что существенно помогает ему в решении насущных проблем.
Ключевые слова: музей; университетский музей; университетская коллекция; университет; проблемы университетских музеев; потенциал университетских музеев; популяризация науки; Музей Института технологии моды.
D. A. Prokudina
PhD in SocioLogicaL sciences; the History and Theory
of WorLd CuLture Department, FacuLty of PhiLosophy, research scientist,
Lomonosov Moscow State University; e-maiL: info@phiLos.msu.ru
UNIVERSITY MUSEUM IN THE MODERN SOCIETY: OPPORTUNITIES, PROBLEMS, CHALLENGES
The articLe is devoted to anaLysis of the questions of formation of university museums. It is given their cLassification according to LeveLs of deveLopment and are determined most acute probLems they have. It is noted that the deveLopment of university education and museums are cLoseLy interreLated. First university museums, created by phiLanthropists and scientists, but aLso with the active participation of governments, not onLy enhanced the effectiveness of the educationaL process and research work at universities, but, in case of becoming pubLic, served the cause of pubLic education. Describing the current situation of university museums and coLLections, it is emphasized that Russia has a huge resource in this regard, but many of them are cLosed to pubLic. In addition, expositions of university museums often do not match the LeveL of quaLity that wouLd satisfy the needs and requirements of the modern visitor. Their financing is carried out on a residuaL basis in connection with the underestimation of their potentiaL for the deveLopment of the university. The articLe notes that this situation is typicaL for universities aLL over the worLd. In order to comprehensiveLy anaLyze the state of contemporary university museums and coLLections are given characteristics of the four formats in which they exist today. SpeciaL attention is paid to the characterization of the potentiaL of university museums in the context of education and popuLarization of science and the deveLopment of the territory and improving the quaLity of Life of the popuLation. It is aLso noted that pubLic university museums can contribute to a positive image of the university, to promote it and, in particuLar, to attract students to paid programs. The articLe outLines the actuaL probLems that require soLutions, and aLso anaLyzes the successfuL foreign experience. The exampLe of The Museum at Fashion Institute of TechnoLogy, The State University of New York, demonstrates how the university museum became a kind of spectacuLar "showcase" of the coLLege, addressed to the generaL pubLic, which greatLy heLps him in soLving current probLems.
Key words: museum; university museum; university coLLection; university; probLems of university museums; potentiaL of university museums; popuLarization of science; The Museum at FIT.
Развитие университетского образования и музейного дела тесно взаимосвязаны. Для обучения и исследований в университетах всегда использовали различные инструменты и оборудование, биологические образцы, артефакты, из которых постепенно естественным образом формировалось собрание.
Историки музейного дела относят появление университетских ботанических садов и прообразов современных музеев к концу XVI в. В 1590 г. в университетах Падуи и Пизы, а в 1599 г. - Лейдена разбиваются первые ботанические сады, в которых выращиваются растения для использования в образовательном процессе. Приблизительно в то же время при университетах Падуи и Лейдена открываются анатомические театры, в которых экспонируются анатомические образцы, восковые модели, зоологический материал, различного рода древности [Литвина 2005].
Вывести университетские собрания из разряда вспомогательного методического материала на качественно новый уровень позволила практика меценатства. Английский коллекционер Элиас Эшмол был убежден в том, что знания о природе необходимы для жизни и здоровья людей и желал внести свой вклад в развитие науки и просвещения. Он передал в дар Оксфордскому университету свое обширное собрание книг, рукописей, монет, медалей и других предметов старины, а также знаменитую коллекцию «Редкостей», собранную семьей Традескант. Благодаря этому в 1683 г. в Оксфорде был открыт Музей Эшмола (Ashmolean Museum), старейший общедоступный музей в Великобритании и первый университетский музей. В нем была представлена как коллекция Э. Эшмола, так и предметы из университетского собрания [History of the Ashmolean...; The story of the world's first public museum.].
В Российской империи практика меценатства также способствовала формированию университетских музеев. 18 февраля 1755 г., практически сразу же после основания Императорского Московского университета 12 января 1755 г., уральские промышленники Демидовы в газете «Санкт-Петербургские ведомости» заявили о намерении передать в дар университету минералогическую коллекцию (6 тыс. образцов). К формированию этого собрания А. Н. Демидов приступил еще в начале 1740-х гг., обучаясь в Европе «горному делу», когда он приобрел у известного фрейбергского минералога И. Ф. Генкеля коллекцию предметов натуральной истории - «Кабинет Генкеля», которая впоследствии была существенно расширена стараниями семьи Демидовых. На базе этой коллекции в 1791 г. был открыт первый в России университетский музей - Музей естественной истории Московского университета, который в 1805 г. стал публичным и ныне известен как
Зоологический музей МГУ им. М. В. Ломоносова [Бессуднова 2005; Павлинов 2016; История. Научно-исследовательский...].
Упомянутые выше первые университетские музеи, как и многие другие, созданные позднее силами меценатов и ученых, а также при деятельном участии государства, не только способствовали повышению эффективности образовательного процесса и исследовательской работы в университетах, но и, становясь публичными, служили делу просвещения населения.
Каково же состояние университетских музеев сегодня? Лучше всего об этом можно судить по выступлениям на конференции «Музеи и коллекции университетов - универсальное наследие», проходившей в СПбГУ в декабре 2016 г. в рамках V Санкт-Петербургского международного культурного форума.
Как справедливо отметил ректор СПбГУ Н. М. Кропачев, у России огромный ресурс музейных собраний. Он подчеркнул, что, например, СПбГУ располагает многочисленными коллекциями, которые должны быть открыты всему городу, всему миру. Ректор отметил, что «перед нами стоит ряд задач, а именно - грамотно решить вопрос доступа всех желающих в музеи и взаимосвязанный с ним вопрос придания этим коллекциям музейного статуса» [Доступ к университетским музеям. 2016].
Действительно, многие университетские музеи и коллекции закрыты для широкой публики, и «уникальные экспонаты видят лишь десятки или сотни человек в год» [Доступ к университетским музеям. 2016].
Это проблема крайне важная, но она далеко не единственная. На сегодняшний день многие университетские музеи, обладая ценным фондом, не располагают экспозицией, которая привлекла бы современного посетителя. Главная причина такого положения дел - недоо-ценивание руководством университетов их потенциала для развития вузов. Финансирование музеев осуществляется по остаточному принципу. Как отмечают музейные работники, современные университеты развиваются высокими темпами, все шире используя высокотехнологичные средства коммуникации, а их музеи при этом часто остаются «островком стабильности», где история хранится в законсервированном виде [Руководители университетских музеев. 2016]. Прежде чем стать открытыми для широкой публики, такие музеи должны быть существенно преобразованы.
Будет справедливым отметить, что подобная ситуация характерна не только для России. Президент Международного комитета университетских музеев и коллекций (UMAC), созданного в 2001 г. в структуре Международного совета музеев (ICOM), Марта Лоуренсо (Marta C. Lourenfo) отмечает, что в конце 1980-х и 1990-е гг. многие университетские музеи столкнулись с тем, что, с одной стороны, у них были слабые позиции в структуре своих университетов, с другой - их не признавали в музейной среде и культурном секторе. Остро встали проблемы ограниченности финансовых и человеческих ресурсов, поиска современных методов преподавания и исследования, а также обеспечения публичного доступа в них. Такая кризисная ситуация привела к тому, что некоторые музеи были закрыты. Музейная общественность попыталась предпринять меры по преодолению этой ситуации, в том числе путем создания Международного комитета университетских музеев и коллекций (UMAC) [Message from the President. 2017].
В целях комплексного анализа состояния современных университетских музеев и коллекций выделим четыре формата, в которых они существуют на сегодняшний день: первый - это университетская коллекция, которая не оформлена в полноценную экспозицию; второй -своего рода прообраз музея. Он используется исключительно для обеспечения учебного процесса и научных исследований. В нем обычно уже присутствует системная расстановка экспонатов, витрины, пояснительные тексты, но они рассчитаны только на внутреннее пользование людьми, профессионально разбирающимися в данной тематике. Экспозиция не адаптирована для более широкой аудитории; третий -музей, открытый для студентов и сотрудников университета, гостей, делегаций; четвертый - публичный университетский музей.
Обратимся к вопросу о том, какую пользу университету и обществу могут принести музеи третьего и четвертого форматов, а также какие задачи в таком случае перед ним и встают.
Открытие музеев для всего университета представляется особенно значимым в целях развития у студентов общенаучного кругозора. Как отмечает ректор МГУ им. М. В. Ломоносова В. А. Садовничий, «именно сейчас современное общество как никогда нуждается не в узких специалистах, а в людях, видящих научные процессы в целом и способных к междисциплинарному синтезу» [Межфакультетские курсы ... 2013]. Примером реализации такого рода проекта может
служить практика межфакультетских курсов, введенная в Московском университете с 2013 г.
У университетского музея третьего формата большие возможности в реализации обозначенных задач, но при условии, если он предлагает посетителям современную и качественную экспозицию, рассчитанную на широкую аудиторию. Ее создание требует финансовых вложений, на которые, к сожалению, многие университеты сегодня не идут. По сути, они открывают коллекции второго формата, которые не адаптированы для широкой аудитории, технически не оснащены, и, как следствие, не могут способствовать популяризации науки, а скорее производят противоположный эффект.
Важнейшая задача, которую могут выполнять публичные музеи четвертого формата, - просвещение и популяризация науки. Как замечает ректор Московского университета В. А. Садовничий: «Значительная часть общества часто не сопоставляет те блага, удобства и тот прогресс, который мы наблюдаем, с тем, что это все сделано благодаря научным открытиям. Многие не понимают, что в основе развития общества всегда лежала наука. Наука должна быть открытой и понятной. Ученые должны показывать и рассказывать обществу, зачем нужна их деятельность» [Успешным можно быть не только в бизнесе . 2016].
Публичный университетский музей может также внести существенный вклад в развитие региона, в котором он находится. Так, в принятой на 38-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО «Рекомендации об охране и популяризации музеев и коллекций, их разнообразия и их роли в обществе» уделяется особое внимание экономическому потенциалу музея для развития региона. В документе отмечается, что сегодня становится особенно значимым участие музеев в развитии туристического сектора экономики и в реализации проектов, способствующих повышению качества жизни населения [Рекомендация об охране и популяризации ... 2015].
Для российских городов, в которых музеи немногочисленны, преобразование университетских музеев в публичные могло бы стать крайне полезным. Как, например, отметил М. Б. Гнедовский, ведущий аналитик Московского центра музейного развития, музейный потенциал университета г. Томска «в разы превосходит потенциал городских музеев. Но проблема заключается в том, что эти музеи абсолютно закрыты, в силу технических обстоятельств город этих музеев не видит» [Доступ к университетским музеям ... 2016].
И, наконец, публичный университетский музей может содействовать формированию позитивного образа университета, популяризировать его, в том числе способствовать привлечению абитуриентов на платные программы. Нужно отметить, что большинство государственных вузов не справляются с задачами выхода на рынок платных услуг, которые поставила перед ними ограниченность государственного финансирования.
Понятно, что переход университетских музеев в публичный формат требует серьезных финансовых затрат. Важно предложить аудитории экспозиционные решения на современном уровне. Иначе они не выдержат конкуренции с другими музеями и культурно-досуговыми учреждениями и их коллекции окажутся невостребованными. Необходимость именно такого качественного преобразования, к сожалению, становится камнем преткновения для развития многих университетских музеев. Но и выходя на публичный уровень, они, к сожалению, часто предлагают экспозиции, не отвечающие в полной мере высоким техническим и эстетическим требованиям.
Как уже отмечалось, многие российские университеты еще не научились привлекать финансовые средства для развития своих музеев, равно как и эффективно работать на рынке платных образовательных услуг. В этой связи представляется полезным обратиться к практике США, где высшее образование давно является платным и университеты имеют многолетний опыт работы по привлечению абитуриентов. Успешный пример в этой связи демонстрирует, в частности, Музей Института технологии моды (The Museum at Fashion Institute of Technology/ The Museum at FIT), колледжа Государственного университета штата Нью-Йорка (The State University of New York / SUNY).
Музей был основан в 1969 г. для содействия в реализации образовательных программ института, и сегодня он входит в число ведущих музеев Нью-Йорка. Его фонд насчитывает около 50 тыс. предметов одежды и аксессуаров, созданных в период с XVIII в. по настоящее время. С 1975 г. здесь проводятся выставки, многие из которых были удостоены престижных премий, например: «Мода Лондона», «Корсет: моделирование тела», «Мадам Гре: сфинкс моды», «Готика: мрачный гламур». В год музей посещают в среднем 100 тыс. человек [About the Museum ...].
С 1997 г. главным куратором музея, а с 2003 г. и его директором, является признанный историк моды и медийная персона доктор Валери
Стил (Valerie Steele). Помимо энергичной кураторской деятельности, она известна как автор более 20 книг по истории и теории моды, а также основатель и главный редактор журнала «Теория моды: одежда, тело, культура» (Fashion Theory: The Journal of Dress, Body & Culture) [Valerie Steele - Director ...].
Касаясь вопроса финансирования, отметим, что в «Стратегическом плане музея на 2014-2019 гг.» указано, что он опирается не только на средства колледжа, но и использует такие источники финансирования, как гранты, корпоративное спонсорство, пожертвования, членские взносы, мероприятия по сбору средств и т. д. [MFIT Strategic Plan 2014-2019].
Пример Музея Института технологии моды показывает, как университетский музей может стать своего рода эффектной «витриной» колледжа, обращенной к широкой общественности, которая существенно помогает ему в решении насущных проблем.
В заключение отметим, что сколько бы ни говорилось о трудностях российских университетских музеев, очевиден их огромный потенциал, который ждет своего раскрытия.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бессуднова З. А. Музей естественной истории Императорского Московского университета до и после Отечественной войны 1812 года / Отечественная война 1812 года и российская провинция в событиях, человеческих судьбах и музейных коллекциях : сб. материалов XIII Всерос. науч. конф., 22-23 окт. 2004 г. Малоярославец, 2005. URL : letopis.msu.ru/content/ muzey-estestvennoy-istorii-imperatorskogo-moskovskogo-universiteta-do-i-posle-otechestvennoy Доступ к университетским музеям обсуждают в рамках Международного культурного форума в СПбГУ. Пресс-релизы. 1 декабря 2016. URL : spbu.ru/press-center/press-relizy/dostup-k-universitetskim-muzeyam-obsuzhdayut-v-ramkah-mezhdunarodnogo История. Научно-исследовательский Зоологический музей МГУ им. М. В. Ломоносова. URL : zmmu.msu.ru/musei/istoriya Литвина Л. Университетские музеи за рубежом - прошлое и настоящее // Обсерватория культуры / НИЦ Информкультура РГБ. 2005. № 2. С. 1-78. Межфакультетские курсы станут атрибутом нового семестра. Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. URL : www. msu.ru/news/mezhfakultetskie_kursy_stanut_atributom_novogo_semestra. html?sphrase_id=12404347
Павлинов И. Я. Зоологический музей Московского университета: фрагменты истории (1755-1991) / Зоологические исследования / Zoologicheskie Issledovania. 2016. No. 19. С. 57-157. Рекомендация об охране и популяризации музеев и коллекций, их разнообразия и их роли в обществе / Акты Генеральной конференции, 38-я сессия. Париж, 3-18 ноября 2015 г. Т. 1. Резолюции, Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры. URL : unesdoc. unesco.org/images/0024/002433/243325r.pdf Руководители университетских музеев изучили новые формы работы с аудиторией. Благотворительный фонд В. Потанина. URL: www.fondpotanin. ru/novosti/2016-04-25/9340553 Успешным можно быть не только в бизнесе: Виктор Садовничий о превращении фестиваля науки во всероссийский праздник. 6 октября 2016. lenta.ru. URL : lenta.ru/articles/2016/10/06/vas_speaking/ About the Museum. The Museum at FIT. URL : www.fitnyc.edu/museum/about/ index.php
History of the Ashmolean. Ashmolean. URL : www.ashmolean.org/history-ashmolean
Message from the President. International council of museums. Committee for university museums and collections. 21 August 2017. URL : umac.icom. museum/about-umac/message-of-the-president/ MFIT Strategic Plan 2014-2019. URL : www.fitnyc.edu/files/pdfs/MFITStrategic
Plan2014_FINAL_Jan2015.pdf The story of the world's first public museum: The New 'Ashmolean Story' Gallery. Ashmolean. URL : www.ashmolean.org/sites/default/files/ashmolean/documents/ media/ashmolean_press_release_-_the_ashmolean_story_ 03.10.2017_v2_0.pdf Valerie Steele - Director. The Museum at FIT. URL : www.fitnyc.edu/museum/ about/director.php