РЕГИОНАЛЬНЫЕ СТУДИИ ТУРИЗМА
REGIONAL TOURISM STUDIES
БОРОНОЕВА Татьяна Анатольевна3 УДК 00691
ГОМБОЕВ Баир Цыремпилович* DOI: ^иЛээб-0411-20^10109
Национальный музей Республики Бурятия (Улан-Удэ, Респ. Бурятия, РФ); акандидат искусствоведения, директор; e-mail: tatboronoeva@gmail.com; бкандидат исторических наук, зам. директора; e-mail: barguten@mail.ru
РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО МУЗЕЯ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ В РАЗВИТИИ МУЗЕЙНОГО ДЕЛА И ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ
В статье актуализируются научные исследования и деятельность Национального музея Республики Бурятия в контексте развития музейного дела и развития туризма в Байкальском регионе. Использование особо ценных объектов культурного наследия - археологического наследия эпохи хунну, буддийских религиозных предметов, этнографических коллекций и декоративно-прикладного искусства Республики Бурятия, стало одним из стратегических концептов для достойного представления Восточной Сибири в отечественных и международных проектах. В работе уделено внимание роли национальных музеев в сохранении как культурного наследия, так и нематериального наследия. Сохранение музейных коллекций и создание соответствующих условий для их хранения, бережное отношение к исторической памяти и историко-культурному наследию народов, населяющих Республику Бурятия, их грамотное использование для развития будущего, для достойного воспитания подрастающего поколения - вот основные постулаты современных музеев. Актуализация музейного наследия через призму развития туризма и туристской инфраструктуры как никогда оказывает огромное влияние на развитие азиатской части России, где Центральноазиатская степь являлась территорией, через которую проходили торговые пути, происходило слияние духовных культур различных племён и этнических групп. Ключевые слова: музейное дело, сохранение историко-культурного наследия Бурятии, фондовые коллекции Национального музея Республики Бурятия, археологическое наследие, хунну, шаманизм и буддизм, развитие музейного дела и туристской отрасли, туристский потенциал региона.
Введение. В настоящее время наше общество начинает все яснее сознавать, что будущее России и судьбы новых поколений в огромной степени зависят от того, удастся ли нам сохранить и приумножить богатейшее наследие национальной культуры. Сегодня как никогда важно укреплять национальное достоинство и авторитет России в современном мире, что невозможно без осознания нами своей собственной культурной самобытности и понимания богатейшего духовно-нравственного наследия, завещанного нам предками. Поэтому сегодня общество обращается к музею-хранилищу человеческого гения, который воплощает в себе самую живую суть культуры во взаимном переходе от прошлого к настоящему.
Современное состояние российских музеев и их проблемные вопросы функционирования в своём докладе охарактеризовал директор Российского Эрмитажа, известный российский историк-востоковед,
руководитель музейного дела М.Б. Пиотровский. По его словам, «музеи становятся тем, чем был самый первый музей -музеум в Александрии, который был и музеем, и библиотекой, и научно-исследовательским учреждением, и местом для встреч и дискуссий - это то же самое, что музей будущего»1.
В региональных музеях России сконцентрированы уникальные артефакты исторического прошлого, и актуализация их как объектов историко-культурного наследия региона, их исторической и трансграничной взаимосвязи в развитии целых культурных областей представляет собой исключительную важность.
На сегодня музеи России играют особую роль в обществе и находятся под пристальным вниманием государства - ведь музеи
1 Из доклада директора Российского Эрмитажа М.Б. Пиотровского. URL: http://www. souzmuseum.ru. (Дата обращения: 5.09.2017).
были и остаются важным фактором развития экономики страны, своеобразным мостом между прошлым и будущим. Сейчас как раз то время, когда есть возможность обратиться к своим корням, своей истории и тем ценностям, которые, как правило, сконцентрированы в музеях. Об этом в свое время отмечал известный британский музеолог Кеннет Хад-сон: «...важнейшей областью, где массам не хватает знаний, является история. Это делает их беззащитными перед кознями демагогов и агитаторов, толкающих их к разрыву с прошлым, к поискам лекарств от существующих зол и средств усовершенствования общества в скачкообразных переменах, не санкционированных опытом. Источником такого опыта может лишь знание истории» [11, с. 37]. Невозможно понять современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого, не зная истории своего народа. Тем не менее, когда вопрос касается о будущем музеев, их виртуализации, следует все-таки признать что музей, прежде всего, это музейный предмет, уникальные коллекции, отражающие ту или иную эпоху становления страны.
За последнее время очевидно внимание органов государственной власти к развитию музейного дела, проблемам продвижения музеев. Начиная с 2015-2017 гг. в Республике Бурятия, в Байкальском регионе в целом, наметилась положительная тенденция в продвижении отечественных и международных туристских проектов. Ярким примером стало проведение Всероссийского туристского форума «Неделя туризма в Сибири» в Республике Бурятия [9, с. 16-28].
Учитывая, что музеи Бурятии обладают уникальными музейными коллекциями, характеризующими широкие исторические и культурные пласты развития общества, их музейные выставочные проекты стали локомотивами достойного представления региона в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Речь идёт о глобальных международных проектах «Великий чайный путь» и «Великий шёлковый путь», где посредством научных, туристских и музейных мероприятий была показана древняя история и влияние торговых путей на развитие, взаимодействие стран (Китая, Монголии, России и др.) в трансграничных условиях. История чай-
ного пути частично описана в научной литературе [10, с. 79], а также подробно проанализирован весь чайный путь через Кяхту [13, с. 3-21], история музейных предметов в контексте русско-китайской торговли [13, с. 22-73], влияние шёлкового пути на развитие Забайкалья [3, с. 120-126]. В данных проектах Национальный музей Бурятии, Кяхтинский краеведческий музей, Музей Бурятского научного центра СО РАН и Этнографический музей народов Забайкалья были одними из самых активных участников.
Без участия региональных музеев, музейных учреждений, в том числе муниципальных, без включения в глобальные туристские проекты и посещения туристами выставок и музейных событий, о развитии туристской отрасли и инфраструктуры на любой территории, в частности в Бурятии, не может быть и речи. Нужны соответствующие решения на региональном уровне, на уровне межведомственных взаимодействий «туризм - культура - образование -наука».
Вклад Национального музея Бурятии в развитие музейного дела
Главной задачей музея является сохранение и изучение своих фондов. В практике фондового дела стало нормой использование компьютерных технологий. Музей в течение многих лет применяет программу комплексной автоматизированной музейной информационной системы (КАМИС), периодически её обновляя.
Особое внимание уделяется государственному учёту музейных предметов -комплексу мероприятий, обеспечивающих оформление культурных ценностей в качестве музейных предметов. Это касается, в том числе, определения количества музейных предметов и состава фондов музея, а также фиксаций сведений о составе и движении Музейного фонда Российской Федерации путём их регистрации в соответствии с Положением о Музейном фонде Российской Федерации в специальных учётных документах, форма и порядок ведения которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти, на который Правительством Российской Федерации
возложено государственное регулирование в области культуры.
Одним из самых известных в буддийском мире историко-культурным феноменом является Атлас тибетской медицины [7, с. 188-210]. Национальный музей Республики Бурятия располагает уникальной коллекцией буддийской культуры и искусства, ценность которой становится с каждым годом все значимее. Буддийские предметы из дацанов Бурятии поступили в музей в 30-е гг. XX века, в период борьбы с религией, и долгое время хранились в закрытых фондах. Актуальность изучения и трансляции буддийского наследия возрастает в 1990-х гг., когда начался процесс возрождения национальной культуры, демократизации общества, восстановления и строительства новых дацанов [1, с. 23]. На протяжении более 25 лет интерес к Атласу тибетской медицины не ослабевает, к нему одинаково проявляют внимание как учёные, так и обычные посетители на выставках, в т.ч. иностранные туристы.
В течение ряда лет продолжается активное сотрудничество с ведущими музеями России. К примеру, 15-17 июня 2016 г. был проведён мастер-класс «Условия хранения и методы превентивной консервации памятников буддийской живописи (тангка)» в рамках совместного проекта Государственного Эрмитажа и Системы «Кока-Кола» «Сохраним культурное наследие вместе». В рамках мастер-классов были проведены теоретические и практические занятия, продемонстрированы отдельные методы превентивной консервации памятников буддийской живописи, даны рекомендации по хранению, транспортировке и экспонированию тангка, а также показаны современные реставрационные материалы. При всех плюсах подобного взаимодействия сказывается отсутствие собственной реставрационной мастерской, отсутствие лицензионной системы реставраторов.
Приобщая молодёжь к культурному наследию, межкультурному диалогу, культурным ценностям, накопленному духовному опыту, а также воспитанию толерантности, мы понимаем, что эти задачи являлись и являются приоритетными в деятельности современных музеев. Ярким
примером для патриотического воспитания молодёжи, величия России и любви к Отечеству в Республике Бурятия стало проведение в Национальном музее Бурятии в 2013 году выездной выставки Музеев Московского Кремля «От Петра Великого до Павла I. Художественные сокровища императорской России XVIII века» (рис. 1). Это состоялось благодаря Федеральной программе Министерства культуры РФ и Музеям Московского Кремля. Важнейшее значение выставки как межрегиональной состоит, пожалуй, в том, что она доказала осуществимость крупных проектов и начинаний «центр - регион». После неё для музея вырос масштаб денежных вложений и организационных усилий в музейно-выста-вочном деле. Сама грандиозность выставки и уникальность музейных предметов привлекли множество посетителей - только за два месяца экспонирования выставку посетили 12 000 жителей Бурятии и гости Улан-Удэ.
Рис.1-Фрагмент выставочного проекта«ОтПетра Великого до Павла I. Художественные сокровища императорской России XVIII века»из фондовыхколлекций МузеевМосковского Кремля вНациональном музееБурятии (2013)
Fig. 1-Fragmentof the exhibitionproject"From Peter the GreattoPaulI.Arttreasuresofthe ImperialRussiaof the XVIII century"from the collectionsoftheMoscowKremlinMuseums inNationalMuseumofBuryatia (2013)
Огромную роль играют национальные музеи в сохранении нематериального наследия. Более того, уникальные культурные и песенные традиции многих народов играют важную роль в локальной экономике [15]. В фондовых коллекциях Национального музея Республики Бурятия сохранены
предметы быта и материальной культуры этносословной группы старообрядцев Забайкалья - семейских Бурятии. А провозглашение списка «шедевров» культурных пространств мира 18 мая 2001 года в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, где они признаны уникальной традицией, дало мощный толчок для сохранения и трансляции песенной культуры семейских. Выступления фольклорных коллективов старообрядцев на музейных мероприятиях (выставках, встречах) органично дополняют уникальные традиции и культуру старообрядцев Забайкалья. Вместе с тем, существуют проблемы оценки значимости и роли бурятского героического эпоса «Гэсэр» в исполнении народных сказителей-улигершинов в мировой культуре для представления в список шедевров нематериального наследия под охраной ЮНЕСКО. В этом ряду бурятские эпические традиции уже номинировались как нематериальное культурное наследие в трансграничной Китайской Народной Ре-спублике2.
Использование особо ценных объектов культурного наследия - археологического наследия эпохи хунну, буддийских религиозных предметов, этнографических коллекций и декоративно-прикладного искусства Бурятии, стало одним из стратегических концептов для достойного представления Восточной Сибири в российском проекте «Великий шёлковый путь» [3].
В фондах Национального музея Республики Бурятия имеется интересная коллекция народного костюма бурят, где в шитье и декоративной отделке присутствует преобладание китайских узорчатых шелков. Сюда же можно отнести собрание панно различного назначения (ковры, чехлы, занавеси, атрибуты ритуального костюма) с художественной вышивкой шёлковыми нитками по шёлку и по шерстяным тканям, выполненных китайскими мастерами. Традиция древнего искусства вышивания была заимствована монгольскими и бурятскими мастерами, работавшими над изготовлением и декорированием предметов буддийского культа, образцы которых хранятся в запас-
2 Полевые материалы Б.Ц. Гомбоева. Автоном-
ный район Внутренняя Монголия КНР, г. Хайлар, 2011 г.
никах музея (рис. 2). По итогам многолетних изысканий в 2017 году музеем впервые ивдан фотовльбом по бурятскому традиционному кислому, согласно эмногенезу и эт-ической марте компзктного проживания бурят [з°т с. 5-6].
Рис. 2 -Фрагментвыставки «Полетдракона» врамкахпроекта«Степнойшёлковый путь» (2015)
Fig. 2 - Fragment of the exhibition "Flight of the Dragon" within the framework of the project "Steppe Silk Road" (2015)
Все это свидетельствует о существовании культурных и иных связей древнего населения Забайкалья, Китая, Средней Азии и др. стран, начиная с древности, а особенно это прослеживается у хунну и последующие эпохи. Наличие уникальных исторических артефактов, объектов культурного наследия в фондовых коллекциях Национального музея Республики Бурятия, Кяхтинского краеведческого музея позволили с исторической обоснованностью, с точки зрения расширения музейного пространства и трансграничного взаимодействия, стать активными участниками всероссийского глобального проекта Великий шёлковый путь.
Повышается роль музея как хранителя наследия и транслятора традиций, т.е. этот социальный институт становится фактором укрепления стабильности развития региона и национальной самобытности Российской Федерации. Музейная коммуникация посредством экспозиций и музейно-педа-гогической деятельности приобретает все большее значение как фундамент формирования гражданственности и патриотизма населения и в то же время служит преодолению разобщённости.
Начиная с 2011 года в Национальном музее Бурятии функционировала стацио-
нарная выставка «350 лет с Россией», а сейчас работает постоянная выставка «Хронограф Бурятии», где в экспозиции показаны все исторические события не только становления Бурятии в контексте российско-бурятских отношений и сотрудничества, но и мирного сосуществования на одной территории многочисленных национально-культурных центров. С целью ознакомления с историей и культурой Бурятии, при содействии государственных органов власти, все музейные мероприятия проводятся с активным участием Национально-культурных центров (взрослые, дети, народные ансамбли).
Впервые за историю Национального музея были изданы путеводитель «Республиканский художественный музей имени Ц.С. Сампилова», альбом «Цыренжап Сампилов», «Изобразительное искусство Бурятии», производится выпуск ежегодных календарей с фотографиями музейных предметов из художественных и исторических фондов. Ежегодно проводятся научно-практические конференции, круглые столы по различным тематикам по направлениям деятельности: историко-культурной, художественной, природоохранной и экологической, при этом издаются научные сборники, каталоги, буклеты и т.д. К примеру, каталоги «Путь воина», «Байкальская палитра», а путеводители «Новоселенгинский музей декабристов», «Семейские: вера и мужество» стали музейной и книжной редкостью. Выпускаются методические пособия, проводятся научно-методические семинары с муниципальными музеями. 2017 год стал не менее продуктивным, в плане выпуска научных и музейных изданий. В конце III квартала 2017 года издан уникальный фотоальбом по бурятским традиционным костюмам из фондовой коллекции Национального музея Бурятии, идёт подготовительная работа по изданию фотоальбома по буддийской коллекции (2018 г.).
Как было указано выше, одним из самых запоминающихся событий и сложных по исполнению стали мероприятия, посвя-щённые 350-летию Селенгинского острога в рамках всероссийского туристского проекта «Недели туризма в Сибири», который проходил в Бурятии в сентябре 2015 года. В едином порыве демонстрации туристских
возможностей Бурятии под эгидой Министерства культуры Российской Федерации для участников форума были показаны уникальные музейные предметы в контексте выставочных и интерактивных проектов («Селенгинск - перекрёсток вековых дорог»), проведены увлекательные культурные мероприятия (Квест-игра «Тайны Селенгинского острога»). Впервые удалось Национальному музею Бурятии совместно с сельским и муниципальным образованием участвовать в столь масштабном событии (рис. 3).
Рис. 3 - Эпизод туристского форума «Неделя туризмавСибири». Селенгинский район, Бурятия (2015)
Пд.3- Episodeofthe touristforum"WeekofTourisminSiberia".
Зе1епд1П5куЛ5К1&,Вигуайа(2015)
13 201(5 году Национальный музей РБ стал одним из туристских объектов всероссийского проекта на территории Бурятии под названием «Легенды Бургтии». Благодаря настойчивости музейных работников, именно музейные учреждения стали одним из оплото в развития туризма на региональном уроане, где турпсты черпают системные знания и полезную информацию о древней истории и культуре республики, наследии народов Бурятии, этнографической и религиозной составляющей уникальности края. Более того, посещение музеев подготавливают туристов и гостей республики к получению полезной информации, что дополняет экскурсии на другие природные и культурные памятники Бурятии. Об этом красноречиво отметили федеральные эксперты, проверившие проект «Легенды Бурятии» как феврале, так и в сентябре месяце 2016 года. Результатом стало включение Национального музея РБ в список музеев, которые
будут посещать туристы, дети в рамках экскурсионного тура по Бурятии.
Особо стоить отметить выездные выставки Национального музея Бурятии в рамках Дней г. Улан-Удэ в гг. Москве и Санкт-Петербурге. Москвичам был осуществлён показ выставки «Любовь моя Улан-Удэ», а петербуржцам «Под сиянием Хана Гаруды». Осуществление значимых выставочных проектов за пределами республики стоит невероятных усилий, профессионализма и высокой организованности.
Активное участие научных сотрудников музея в научных конференциях, музейных и туристских мероприятиях международного, всероссийского и регионального уровней позволяет постоянно актуализировать в музейном и туристском сообществе как Национальный музей, так и в целом Республику Бурятия.
Так, ежегодное проведение Международного музейного форума «Интермузей» становится важным событием в музейной сфере, где Национальный музей Бурятии принимает активное участие во всех деловых и экспозиционных мероприятиях (рис. 4). Активное сотрудничество с художниками и фотографами АРВМ Китая способствовало организации и проведению широкомасштабного выставочного проекта «Песня Хулунбуирских степей» (2014). Директор музея Т.А. Бороноева в 2015 году принимала участие в работе Международного музейного форума в Енгволе (Южная Корея) с научным докладом по региональному развитию [14, с. 301-309]. В 2017 году руководство музея (Т.А. Бороноева, Б.Ц. Гомбоев) приняло активное участие в работе Международного музейного форума «Музей в развитии общества» в Монголии (г. Сухбаатар) [2, 4].
Для увеличения количества посетителей руководством музея разработана стратегия маркетинговой политики и музейного менеджмента. Музей постоянно расширяет потенциальную аудиторию и границы для распространения знаний по искусству и духовному развитию населения Республики Бурятия. Разработан и успешно функционирует сайт музея, налажены личностные контакты с руководителями республиканских СМИ и интернет-сайтов, полностью изменены дизайн и полиграфия входных и при-
Рис. 4 - На экспозиции Национальногомузея Республики Бурятия, Международный музейный форум«Интермузей- 2017» (г. Москва)
Fig.4-Attheexpositionof NationalMuseumof theRepublic ofBuryatia,InternationalMuseumForum"Intermuseum-2017"
(Moscow)
гласительных билетов, наружной рекламы, небольших афиш для размещения внутри помещений.
Лучшим доказательством активного продвижения музея является присуждение I места среди учреждений культуры республики второй год подряд (по результатам независимой оценки экспертов 2016, 2017 гг.). По виртуальным музеям среди музеев Сибирского федерального округа в 2016 году Национальный музей Бурятии занял III место.
Нельзя не согласиться с тем, что выставочная деятельность создаёт условия для благоприятной атмосферы восприятия знаний, повышению престижа знаний и образования, глобализации передовых технологий. Бурное развитие информационных и телекоммуникационных технологий активно влияет как на развитие самой выставочной деятельности, так и на развитие методологии построения и разработки проектов.
На сегодня современная выставка - это новая, быстро развивающаяся форма сложной организации, имеющая определённый набор взаимосвязанных и взаимозависимых целей, собственные ресурсы, используемые для реализации поставленных целей. Оригинальность и своеобразие музейных выставок состоит в том, что на них создаются и продаются не материальные продукты, а предоставляется информация, в которой
сконцентрирована историческая память о прошлом, настоящем. Именно музеи, по словам М.Б. Пиотровского, «воспитывают в людях хороший вкус. Музеи создают из гуманитарного знания конкурентное преимущество. Музеи формируют национальную гордость без скрытого комплекса неполноценности. Музеи предлагают лекарство от нетерпимости, показывая, что различия прекрасны. Музеи воспитывают сложного человека»3.
Внедрение информационных технологий в музеях позволяет выработать у человека стремление к активной познавательной самостоятельности и навыкам мышления, где зарождаются или уже развиваются навыки таких интеллектуальных операций, как анализ, абстрагирование, обобщение, систематизация и т.д. Роль музейно-образовательных выставок, особенно «с вхождением в жизнь фактора информации», трудно переоценить. Новая концепция экспозиционной деятельности с учётом потребностей и инновационных ресурсов рынка музейных услуг может быть реализована за счёт информативных, мобильных выставочных проектов в традиционных учреждениях культуры.
С приходом Интернет и сетевых технологий музеи и другие учреждения культурного наследия переосмысливают свою роль. Все большее число музеев принимает решение поддерживать свой сайт, чтобы расширить предоставление полезной информации о себе и привлечь новых пользователей. Посетители сайта могут наслаждаться культурными реликвиями без ограничений на время и место, и полная безопасность памятников культуры гарантирована. Будущее развитие музеев становится все более тесно связанным с развитием сети Интернет и музейных сайтов. Музейный сайт открывает перед музеями дополнительные возможности для презентации своих коллекций и их интеграцию в мировую музейную систему. На сегодня сайт Национального музея находится в активной информатизации и трансляции музейного наследия. Вместе с тем, во всех центрах
3 Из доклада директора Российского Эрмитажа М.Б. Пиотровского. URL: http://www.
souzmuseum.ru (дата обращения: 5.09.2017).
музея посетителям созданы все условия для доступа в Интернет с помощью Wi-Fi зоны. Мы понимаем, что ресурс сайта требует большого вложения, но тем не менее информация, размещённая на музейных сайтах, становится доступной громадной аудитории людей (в том числе специалистам, работающим в разных музеях), которые получают возможность сопоставлять музеи друг с другом, оценивать претензии на приоритеты, выявлять аналоги, находить партнёров и т.д.
Национальный музей Республики Бурятия начинает жить по законам Интернета, все более открывая себя, в том числе с помощью социальных сетей («Одноклассники», «Facebook», «В контакте», «Instagram»), для свободного и активного обращения с ними виртуальных посетителей и вовлекая все большее число людей в процессы изучения и популяризации артефактов, представляющих материальную и духовную историю народов, проживающих в Байкальском регионе. Наш музей стремится стать музеем нового типа, и в последствии это позволит нам формировать глобальную виртуальную музейную среду, доступную для всех и настраиваемую на нужды каждого. Эта среда позволит каждому из нас быть как посетителем музея, так и музейным работником, и является инструментом структурной гармонизации, согласования и корректировки наших спонтанных интересов и проектов в области сохранения культурного наследия.
Активное внедрение в работу музеев информационных и коммуникационных технологий и использование данных информационно-справочной мультимедиа-системы на базе сенсорных киосков, а также планшетных компьютеров, видеопроекторов позволило обеспечить многочисленные варианты обслуживания посетителей разных категорий, включая людей с ограниченными возможностями. В полной мере все указанные технологии были представлены на выставке «Рождение республики. 1905-1933 гг.», посвящённой 90-летию образования республики. На выставке транслировались видеохроники 30-50-х годов из жизни Бурятии, переданные Центральным архивом кинематографии республике в честь 350-летия вхождения Бурятии в состав
Российского государства. При поддержке Национальной библиотеки Республики Бурятия, предоставившей электронный вариант газеты «Бурят-Монгольская правда», посетители ознакомились с различными аспектами жизни (как политическим, так и социальным, культурным) одного из самых интересных и неоднозначных периодов жизни нашей Родины. Каждый раздел включал в себя работу аудиороликов, что позволило оживить картину выставки и задействовать большее количество чувств в восприятии информации. В 2014 году в подобном формате была открыта выставка «Лики Гэсэриады» о жизни, творчестве сказителей. С компьютерных планшетов исполнялись древние, героические сказания устами сказителей, сопровождаемые игрой на бурятских традиционных инструментах, демонстрировались фотографии и печатные издания.
Другим примером удачного использования мультимедийных технологий является проект «Путешествие в мир воды», созданный при поддержке Министерства природных ресурсов Республики Бурятия, Фонда содействия сохранению озера Байкал и Байкальского информационного центра «Грань». Экспозиция являлась первой в Бурятии образовательной выставкой, посвящённой проблеме сохранения и рационального использования водных ресурсов. Выставка, оформленная в виде глубоководного аппарата «Мир», где с помощью системы мониторов «иллюминаторов» и специально смонтированного фильма создавалась иллюзия погружения на дно Байкала. Следует отметить, что программа была направлена на экологическое образование детей, и помимо этого пользовалась популярностью среди туристов и гостей Бурятии (на сегодня Музей природы Бурятии закрыт из-за аварийной ситуации).
Актуальными стали и созданные 3D панорамы нескольких выставок музея, которые были выложены в сети Интернет, выпущены CD-диски. Это в первую очередь стало доступно и интересно подрастающему поколению, а также оптимально для людей с ограниченными возможностями. Учитывая современные технологии, становятся акту-
альными вопросы о возможностях создания 3D-архивов выставок музея.
В каждом музее есть уникальные коллекции, экспонирование которых за пределами музея сопряжено с множеством сложностей (транспортировка, охрана и т.д.). В этом случае Национальный музей внедрил в свою практику тривизор, где 3D пирамида позволяет увидеть ценные экспонаты в электронном виде и в полном объёме. Электронный контент «Дары Пан-дито Хамбо ламы Даши-Доржо Итигэлова императорской семье» был подготовлен Российским этнографическим музеем (г. Санкт-Петербург) для выставки «Буддизм в России», которая вошла в культурную программу саммита АТЭС-2012 (г. Владивосток) [5, 6]. На данный момент изображения контента доступны посетителям Национального музея Бурятия на буддийской выставке «Санжи-Цыбик Цыбиков - Слава великому учителю»4.
Ещё одно новшество было внедрено в работу музейной экспозиции. Совместно с компанией МТС был запущен историко-культурный инновационный проект Historypin «Виртуальная история Улан-Удэ в твоём смартфоне» на основе технологии «дополненной реальности», позволяющей отображать на экране смартфона облик городов в исторической ретроспективе. Более того, Национальный музей также использует и QR-коды как вариант электронного этикетажа. В 2014 году совместно с республиканской газетой «Информ-Полис» музей внедрил новый формат в экспозиционной деятельности - создание виртуальной выставки на их интернет-сайте, посвящённой Первой мировой войне.
Следует отметить, что работа музея, конечно же, не замыкается на работе внутри музея на стационарных выставках, параллельно нам удаётся выходить на новые перспективные рынки культурного туризма. Уже запущено в экскурсионную практику 4 туристических маршрута «Сокровища буддийского учения», «Золотые страницы истории Бурятии», «Прогулки по Верхнеудинску» и «Тайны Селенгинского острога». Экскурсии проводятся с использованием аудио-
4 Санжи-Цыбик Цыбиков (1877-1934). Улан-Удэ:
Новапринт, 2016. 33 с.
сопровождения. Каждый из них пользуется успехом, их можно легко комбинировать, включать дополнительные темы, согласно пожеланиям туристов. Вместе с тем разрабатываются новые направления с более активным включением муниципальных, поселенческих музеев. Национальный музей на сегодня является центром методической помощи для муниципальных, поселенческих, ведомственных и прочих музеев региона. Ежегодно проводится серия обучающих семинаров для научных сотрудников этих музеев, где музейные работники на уровне муниципальных и сельских образований внедряют современные информационные технологии, начиная от активного пользования интернетом и заканчивая сложнейшими системами, как КАМИС. На сегодня без этого нельзя представить музейную деятельность -это позволяет идти в ногу со временем, внедрять положительный отечественный и мировой опыт музейных учреждений.
Особое внимание хочется уделить межрегиональному сотрудничеству музея с Государственным музеем истории религии (г. Санкт-Петербург). В сентябре 2015 года Государственный музей истории религии открыл виртуальное представительство в Национальном музее Бурятии, подарив
информационно-образовательный ресурс «Буддизм на берегах Невы» (рис. 5). В том же году запущена программа дистанционного обучения МОСТ (Мультимодальная Образовательная Структура).
На выставке можно увидеть экспозиции Санкт-Петербургского музея «Буддизм -древнейшая мировая религия», «Сукхавати -Чистая земля Будды Амитабхи». Кроме того, у жителей Бурятии появилась возможность «прогуляться» по Санкт-Петербургскому дацану «Гунзэчойнэй» в режиме 3D и познакомиться с выставкой «Осор Будаев, буддийский монах, художник, сотрудник музея». Виртуальная выставка также включает в себя электронную коллекцию фотографий монастырских комплексов Бурятии конца XIX - начала XX вв. и коллекцию документальных материалов. Материал выставки носит образовательный характер, поэтому может использоваться в качестве дополнительного учебного материала школьниками и студентами.
Проведены мероприятия по расширению содержания образовательной программы. Государственный музей истории религии представил для Национального музея информационный контент об Исламе и Христианстве. Таким образом, в музее
Рис.5-Проведениеинтерактивногозанятияпоинформационно-образовательному ресурсу «Буддизмнаберегах Невы»ГМИР(Санкт-Петербург, 2016)
Fig. 5 - Conducting an interactive session on the information and educational resource "BuddhismontheNevabanks"GMIR(St.Petersburg, 2016)
стало возможным проведение полноценных уроков «Основы религиозных культур и светской этики» с использованием современных информационных и коммуникационных технологий. Более того, данный контент позволяет посетителям музея в виртуальном режиме знакомиться с музейными коллекциями ГМИРа.
Научные сотрудники музея постоянно участвуют в различных грантовых конкурсах на федеральном и региональном уровне. Например, победа в грантовом конкурсе Президента России в области культуры и искусства за 2016 год с проектом «Тайны Селенгинского острога» с использованием современных инновационных информационных технологий позволила усилить Ново-селенгинский музей декабристов на уровне муниципальных образований республики, создав тем самым один из лучших музейных и туристских кластеров в округе [12, с. 150-152].
Для соответствия современным требованиям, для организации работ над фондовыми, научными и выставочными проектами музей нуждается в более современном оборудовании (широкоформатные сканеры, современные компьютеры, проекторы, в т.ч. лазерные, современная звуковая, аудио-, аппаратура), в различных видах мобильного доступа в Интернет, в использовании более современных коммуникационных технологий (интерактивные доски, планшеты, киоски, тривизоры) и т.д.
Большое внимание в работе музея уделяется работе с маломобильными группами. Так, в 2016-2017 гг. совместно с РОФ «Общество без барьеров» в Музее истории Бурятии им. М.Н. Хангалова запущен интерактив «Доступный музей. Бурятская традиционная юрта», «Тактильная юрта» в рамках Международного дня инвалидов. Осуществлён открытый доступ к музейным предметам (новоделам), предоставлены возможности детям и взрослым почувствовать форму, материал и объем экспонатов.
Таким образом, развитие музейного дела в контексте модернизации туристской отрасли, выставочных проектов на основе современных технологий являются важным направлением деятельности как го-
сударства, так и самих учреждений культуры, которые должны стать «локомотивом» передачи знаний, сохранения исторической памяти, звеном в туристской инфраструктуре с использованием лучших практик сервисного обслуживания, пропаганды прекрасного. Ярким показателем развития музейного дела являются следующие цифры: из года в год увеличивается посещаемость музеев и центров Национального музея: за 2014 год - 217493 чел., за 2015 год - 218322, за 2016 год - 219198 чел.5.
Развитие сферы туризма в Бурятии. Что касается взаимодействия туристской сферы и музейных учреждений, то картина вырисовывается неоднозначная. С одной стороны, внимание к проблемам туристской отрасли на сегодня огромное и многое делается для развития как на уровне федеральных структур, так и на уровне регионов. Согласно статистике, в 2016 году г. Улан-Удэ посетило 227,5 тыс. человек, при этом доля иностранных туристов в общем потоке с каждым годом возрастает: с 7% в 2013 г. до 24% в 2016 г., что составляет 50,8 тыс. чел.6. С другой стороны, при увеличении туристского потока в Улан-Удэ большинство туристов обходят стороной республиканские музеи. Трудно составлять музеям конкуренцию религиозному, паломническому туру, например, в Иволгин-ский дацан или этнографической поездке в Тарбагатайский район в гости старообрядцам. Другие же туристы могут игнорировать столицу и напрямую отправиться на озеро Байкал. Доподлинно известно, что посещая тот или иной регион, территорию, обычно туристы стремятся получить системную информацию о регионе, республике, истории и культуре края. Поэтому многие туристы, накануне отъезда случайно посетившие музей, будь это Музей истории, Природы или Художественный, задавались вопросом, а почему мы сразу сюда не пришли, здесь так интересно. Тут, конечно, вопросы к региональным туроператорам, но времена меняются. Это заметно на фоне последних изменений в руководстве
5 Ежегодный отчёт Национального музея Республики Бурятия. 2016 год.
6 Итоги туристского сезона // Газета «Улан-Удэ»,
№ 51(144), 22 дек. 2017 г.
республики. Только за последние несколько месяцев 2017 года в Национальном музее Бурятии, в частности в Музее истории Бурятии, побывало большое количество официальных делегаций федерального уровня.
Согласно материалам Министерства экономики Бурятии, сфера туризма признана приоритетным направлением развития экономики Республики Бурятия. Туристская отрасль в Бурятии развивается довольно быстрыми темпами: ежегодно растёт количество обслуживаемых туристов и число коллективных средств размещения, создаются новые рабочие места. Основой развития туризма являются природные рекреационные ресурсы. В Бурятии представлены все ландшафты Евразии: горы, тайга, степи, тундра, пустыня, равнина. 10% территории республики - особо охраняемые территории. Здесь сосредоточено уникальное биоразнообразие планеты и стратегические запасы питьевой воды. 80% территории республики покрыто лесами. В Бурятии свыше 300 месторождений минеральных и термальных вод, 47 лечебных грязей, различных по химическому составу и физическим свойствам. 90% этих источников находятся в нераспределённом фонде недр и способны при вложении инвестиций стать прибыльными оздоровительными курортами.
Но самым главным ресурсом является озеро Байкал, где отдых и путешествия замечательны в любое время года. Согласно оценке Всемирной туристской организации, Байкал является пятым по привлекательности для иностранных туристов регионом России. Он - один из лидеров развития экотуризма в России (рис. 6).
Бурятия - это земля древней культуры и замечательных народных традиций. Её история уходит своими корнями в эпоху кочевых цивилизаций Центральной Азии: хунну, тюрков, монголов, освоения Сибири русскими казаками, а также наследием восточной и тибетской медицины. Здесь в мире и согласии живут представители более 100 национальностей и различных конфессий, таких как буддизм, православие, шаманизм, старообрядчество. В республике развивается уникальная национальная бурятская культура, сохранены культура и быт старообрядцев, включённые в список нематериального наследия ЮНЕСКО. Правительством Республики Бурятия проводится активная работа по продвижению туристического продукта республики на межрегиональных и международных выставках и форумах, в т.ч. посредством участия в различных туристических проектах, таких как «Великий Чайный Путь», «Восточное
Рис.6 -МузейприродыБурятиипроводитэкологическийпроект «ЗащитимБайкал вместе» на оз. Байкал (2017)
Fig. 6 - Nature Museum of Buryatia conducts an environmental project"Let's protect Lake Baikal together" on Lake Baikal (2017)
7 Туризм. URL: http://economy.govrb.ru/ deyatelnost/napravleniya-deyatelnosti/turizm/ (дата обращения: 04.01.2018).
кольцо России», «Сказочный Сагаалган в Бурятии»7.
Заключение. Таким образом, авторам статьи хотелось ещё раз привлечь внимание к важной роли музеев, которые действительно являются мостом между прошлым и будущим. Именно музеи являются неотъемлемой частью туристской инфраструктуры, и мы уверены, что строительство нового здания Национального музея Республики Бурятия
создаст мощный толчок развития территории и туризма в целом. Освещение на конкретных примерах деятельности музеев России во многом определяют созидательные и позитивные тенденции как для сферы культуры, так и для общества в целом. На сегодня Национальный музей Бурятии, взяв все лучшее от традиций прошлого, ставит перед собой новые задачи - выйти на новую ступень развития.
Список источников:
1. Бороноева Т.А. Нийгмийн хогжилд буриадын музейнуудийн гуйцэтгэх уурэг (Буриадын Ундэс-ний бус нутгийн тувшний уйл ажиллагааны туршлага) // «Музей судлал». Tomus XVIII-I, Fasc. 15. Улаан-Баатар: Монхий Усэг, 2017. С. 122-145.
2. Бороноева Т.А., Гомбоев Б.Ц., Бальжурова А.Ж. Сохранение буддийского наследия в музеях Бурятии (на примере Национального музея Республики Бурятия) // В сб.: «Влияние и значение Тамчинского дацана в общественно-культурной жизни России»: сб. тезисов и докладов-лекций науч. конф. Улан-Удэ: Изд-во БГСХА им. В.Р. Филиппова, 2016.
3. Бороноева Т.А., Гомбоев Б.Ц., Ярославцева Л.Г., Левитина Л.Ф. Великий шёлковый путь и его влияние на развитие территории Восточной Сибири и Забайкалья (опыт музейной интерпретации историко-культурного наследия на примере Национального музея Республики Бурятия) // Вестник Бурятского государственного университета. Язык. Литература. Культура. 2016. №2. С. 3-12.
4. Гомбоев Б.Ц. Буриадын туухийн музейн «Хурч мэдрэх гэр» интерактив тослийн тухай // «Музей судлал». Tomus XVIII-I, Fasc. 15. Улаан-Баатар: Монхий Усэг, 2017. С. 155-161.
5. Елихина Ю.И. Буддийские дары дому Романовых // Земля Ваджрапани. Буддизм в Забайкалье. М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», 2008. С. 555.
6. Жуковская Н.Л. Буддизм в России: путь длиною в четыре века // «Буддизм в России» в рамках культурной программы саммита АТЭС-2012. Владивосток, 2012. С. 15-38.
7. Жуковская Н.Л. О буддизме и буддистах. Статьи разных лет. 1961-2011. М.: Ориенталия, 2013. 520 с.
8. Нанзатов Б.З. Этногенез и этническая история бурят (общая характеристика) // Бурятский традиционный костюм [Буряад арадай хубсаЬ|ан]. Улан-Удэ: Изд-во «Принтлето», 2017.
9. Пчелянская Т.М. Культурный кластер и виртуальная экосистема: механизмы развития и продвижения культурно-туристического потенциала региона // В сб.: «Этнокультурное наследие Сибири и туризм: проблемы и перспективы»: сб. науч. ст. Улан-Удэ: ФГБУ «БГСХА им. Филиппова», 2015.
10. Силин Е.П. Город на границе. Кяхта // Русский разлив. В 2-х тт. Москва: Ди Дик Танаис, 1996.
11. Хадсон К. Влиятельные музеи. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2001. 194 с.
12. Цыбикжапов В.Б., Забелкина Ф.Г. Инновации в туризме: квест-экскурсии «Тайны Селенгинского острога» // В сб.: «Этнокультурное наследие Сибири и туризм: проблемы и перспективы»: мат. межрегион. науч.-практ. конф., посв. 350-летию со дня основания Селенгинского острога, 40-летию Новоселенгинского музея декабристов. Улан-Удэ: Изд-во БГСХА им. В.Р. Филиппова, 2015.
13. Цыденова Л.Б. Русско-китайская торговля в музейных предметах // Чайный путь в коллекциях музеев Бурятии. Улан-Удэ, 2011. С. 22-23.
14. Boronoeva T. Educational projects of the National museum of Republic of Buryatia and their influence on the region development // Yeongvol International Museum Forum. Yeongvol, 2015.
15. Petronela T. The importance of the intangible cultural heritage in the economy // Procedia Economics and Finance. 2016. No39. Pp. 731-736. DOI: 10.1016/S2212-5671(16)30271-4.
Tatiana A. BORONOEVAa, Bair Ts. GOMBOEVb
a-bNational Museum of the Republic of Buryatia (Ulan-Ude, Rep. of Buryatia, Russia); aPhD in History of Art, Director; e-mail: tatboronoeva@gmail.com; bPhD in History, Vice-director; e-mail: barguten@mail.ru
THE ROLE OF NATIONAL MUSEUM OF THE REPUBLIC OF BURYATIA IN THE DEVELOPMENT OF THE MUSEUM AFFAIRS AND TOURISM
The article deals with the scientific research and activity of the National Museum of the Republic of Buryatia in the context of the development of the museum affairs and tourism in Baikal region. The usage of the most valuable objects of the cultural heritage including the archaeological culture of the Hunnic epoch, Buddhist ritual items, ethnographic and arts and crafts collections of Siberian region, has become one of the strategic conceptions of the representation of Eastern Siberia in domestic and international projects. The authors focus their attention on the role of national museums in preserving both cultural wealth and non-material heritage.
Collecting, preserving, interpreting rich museum collections through various exhibitions and educational programs and lectures, the creation of appropriate conditions for preserving museum items, keeping careful attitude to the historic memory and historical and cultural heritage of the peoples living the Republic of Buryatia, bringing up the younger generations are the principal postulates of modern museums. The actualization of the museum heritage through the prism of the tourism development and touristic infrastructure has greatly impacted on the development of the Asian part of Russia, which in the past was the territory of trading routes and interaction of spiritual cultures of different tribes and ethnic groups.
Keywords: museum affairs, preservation of the historical and cultural heritage of Buryatia, collections of the National museum of the Republic of Buryatia, archaeological heritage of the Huns, shamanism, Buddhism, development of the museum affairs and tourism, touristic potential of the region.
References
1. Boronoeva, T. A. (2017). Nijgmijn hogzhild buriadyn muzejnuudijn gujcjetgjeh uurjeg (Buriadyn Undjesnij bus nutgijn tuvshnij ujl azhillagaany turshlaga) [The role of Buryat museums in social security (national experience in Buryat region)]. In coll.: "Muzej sudlal" [Museum Research], XVIII-I (15). Ulaanbaatar: Monhij Usjeg, 122-145. (In Mong.).
2. Boronoeva, T. A., Gomboev, B. C., & Bal'zhurova, A. Zh. (2016). Sohranenie buddijskogo nasledija v muzejah Bur-jatii (na primere Nacional'nogo muzeja Respubliki Burjatija) [Preservation of Buddhist heritage in the museums of Buryatia (Through the example of the National Museum of the Republic of Buryatia)]. In coll.: "Vlijanie iznachenie Tamchinskogo dacana v obshhestvenno-kul'turnoj zhizni Rossii" [Influence and importance of Tamchinsky datsan in the social and cultural life of Russia]: Coll. of theses, reports and lectures of scientific conf. Ulan-Ude: V. Filippov Buryat State Academy of Agriculture Publ. (In Russ.).
3. Boronoeva, T. A., Gomboev, B. C., Yaroslavceva, L. G., & Levitina, L. F. (2016). Velikij shjolkovyj put' i ego vlijanie na razvitie territorii Vostochnoj Sibiri i Zabajkal'ja (opyt muzejnoj interpretacii istoriko-kul'turnogo nasledija na primere Nacional'nogo muzeja Respubliki Burjatija) [The Great Silk Road and its influence on the development of the territory of Eastern Siberia and Transbaikalia (the experience of the museum interpretation of the historical and cultural heritage through the example of the National Museum of the Republic of Buryatia)]. Vestnik Burjatskogo gosudarstvennogo universiteta. Jazyk. Literatura. Kul'tura [Bulletin of the Buryat State University. Language. Literature. Culture], 2, 3-12. (In Russ.).
4. Gomboev, B. C. (2017). Buriadyn tuuhijn muzejn "Hurch mjedrjeh gjer" interaktiv toslijn tuhaj [About the interactive projects of the Museum "Experimental house of Buryatia"]. In coll.: "Muzejsudlal"[Museum Research], XVIII-I (15). Ulaanbaatar: Monhij Usjeg, 155-161. (In Mong.).
5. Elihina, Yu. I. (2008). Buddijskie dary domu Romanovyh [Buddhist gifts to the house of the Romanovs]. In coll.: "Zemlja Vadzhrapani. Buddizm v Zabajkal'e' [The land of Vajrapani. Buddhism in Transbaikal region]. Moscow: CPI "Design. Information. Cartography". (In Russ.).
6. Zhukovskaja, N. L. (2012). Buddizm v Rossii: put' dlinoju v chetyre veka [Buddhism in Russia: a path that lasts four centuries]. In coll.: "Buddizm v Rossii"[Buddhism in Russia] within the cultural program of the APEC-2012 summit. Vladivostok, 15-38. (In Russ.).
7. Zhukovskaja, N. L. (2013). O buddizme i buddistah. Stat'i raznyh let. 1961-2011 [On Buddhism and Buddhists. Articles of different years. 1961-2011]. Moscow: Orientalija. (In Russ.).
8. Nanzatov, B. Z. (2017). Etnogenez i etnicheskaja istorija burjat (obshhaja harakteristika) [Ethnogenesis and ethnic history of Buryats (general characteristic)]. In book: Burjatskij tradicionnyj kostjum [Buryat traditional costume]. Ulan-Ude: Printleto. (In Russ.).
9. Pcheljanskaja, T. M. (2015). Kul'turnyj klaster i virtual'naja ekosistema: mehanizmy razvitija i prodvizhenija kul'turno-turisticheskogo potenciala regiona [Cultural cluster and virtual ecosystem: Mechanisms for development and promotion of the cultural and tourism potential of the region]. In coll.: "Etnokul'turnoe nasledie Sibiri i turizm: problemy i perspektivy" [The ethnocultural heritage of Siberia and tourism: The problems and prospects]: Collection of scientific articles. Ulan-Ude: V. Filippov Buryat State Academy of Agriculture Publ. (In Russ.).
10. Silin, E. P. (1996). Gorod na granice. Kjahta [The city on the border. Kyakhta]. In book: Russkij razliv [Russian Spill]. In 2 vol. Moscow: Di Dik Tanais. (In Russ.).
11. Hudson, K. (2001). Vlijatel'nye muzei [Museums of Influence]. Novosibirsk: Sibirskij hronograf. (In Russ.).
12. Cybikzhapov, V. B., & Zabelkina, F. G. (2015). Innovacii v turizme: kvest-ekskursii "Tajny Selenginskogo ostroga" [Innovations in tourism: quest-excursions "Secrets of Selenga prison"]. In coll.: "Etnokul'turnoe nasledie Sibiri i turizm: problemy i perspektivy" [The ethnocultural heritage of Siberia and tourism: The problems and prospects]: Mat. interregion. scientific-practical. conf., dedicated to the 350th anniversary of the founding of Selenginsky Ostrog, the 40th anniversary of the Novoselenginsky Museum of the Decembrists. Ulan-Ude: V. Filippov Buryat State Academy of Agriculture Publ. (In Russ.).
13. Tsydenova, L. B. (2011). Russko-kitajskaja torgovlja v muzejnyh predmetah [Russian-Chinese trade in museum items]. In book: Chajnyj put' v kollekcijah muzeev Burjatii [Tea Road in the collections of museums of Buryatia]. Ulan-Ude, 22-23. (In Russ.).
16. Boronoeva, T. (2015). Educational projects of the National museum of Republic of Buryatia and their influence on the region development. In coll.: Yeongvol International Museum Forum. Yeongvol.
17. Petronela, T. (2016). The importance of the intangible cultural heritage in the economy. Procedia Economics and Finance, 39, 731-736. doi: 10.1016/S2212-5671(16)30271-4.
Бороноева Т.А., Гомбоев Б.Ц. Роль Национального музея Республики Бурятия в развитии музейного дела и туристской отрасли // Современные проблемы сервиса и туризма. 2018. Т.12. №1. С. 88-101. DOI: 10.24411/1995-0411-2018-10109.
Датапоступления статьи: 12де ка б ря 20 1 7 г.
Boronoeva, T. A., & Gomboev, B. Ts. (2018). The role of National museum of the Republic of Buryatia in the development of the museum affairs and tourism. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 12(1), 88-101. doi: 10.24411/1995-0411-2018-10109. (In Russ.). Re ce i ve d D ec e m b e r 12, 20 1 7
ТУРДАЙДЖЕСТ
TOURDIGEST
САМЫЕ ПОСЕЩАЕМЫЕ ВЫ СТАВКИ МУЗЕЕВ
РОССИИ 2016 ГОДА
К 200-летию со дня рождения И.Айвазовского Византия сквозь века К 150-летию со дня рождения В. Серова
Архаическая статуя Коры. Выставка одного шедевра из Музея Акрополя
Рафаэль. Поэзия образа
Roma Aeterna, Шедевры Пинакотеки Ватикана
Государственная Третьяковская галерея Государственный Эрмитаж Государственная Третьяковская галерея
Государственный Эрмитаж
Государственный музей изобразительных искусств имени A.C. Пушкина Государственная Третьяковская галерея
Посещения,
600 500 486 300
215 130
Источник: Минкультуры России
В таблице приведена информация о выставках, которые проводились музеями ведения Минкультуры России, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В таблице учтены выставки, проведенные как в стенах музея (в том числе с привлечением других фондов), так и вне музея (включая зарубежные).
По данным Минкультуры России, отраженным в таблице, наблюдается невероятный рост посещаемости выставок, который никогда не был зафиксирован ни в одной стране на выставке русского художника (на примере выставок, посвященных творчеству И. Айвазовского, В. Серова, которые в общей сложности посетило более 1 млн чел.). В среднем задень число посетителей составило порядка 4,5-5 тыс. чел.
Источник: Статистика культуры2016. Ежегадное справочное издание о состоянии щыьы.ры Российсклг Федерацеи в цифрах. Мс е017. с.е8.