Научная статья на тему 'Роль и значение Буручкома в сохранении буддийского искусства Бурятии в 20-30-х годах хх века'

Роль и значение Буручкома в сохранении буддийского искусства Бурятии в 20-30-х годах хх века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
207
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУРЯТИЯ / БУРУЧКОМ / БУДДИЙСКОЕ ИСКУССТВО / BUDDHIST ART / СОЦИАЛИЗМ / SOCIALISM / ИКОНОПИСЦЫ / ЦАМ / TSAM / ДАЦАН / DATSAN / НАСЛЕДИЕ / HERITAGE / BURUCHKOM / ICON PAINTERS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бальжурова Арюна Жамсуевна

В Бурятии в 20-30-х гг. ХХ в. в связи с установлением новой советской власти и с её антирелигиозной политикой начались закрытие и уничтожение буддийских монастырей и памятников буддийского искусства. В этот период в сохранение бурятского буддийского наследия большой вклад внес Бурятский ученый комитет (Буручком). Одной из основных задач наряду со строительством новой советской культуры Буручком определил сохранение и использование буддийского искусства в новом социалистическом искусстве. Во-первых, для этого были организованы экспедиции по буддийским монастырям (дацанам) для сбора этнографических материалов, предметов культа и буддийского искусства. Во-вторых, были привлечены и переобучены молодые художники из среды буддийских иконописцев для участия в строительстве бурятского советского искусства, тем самым обеспечивая преемственность художественной традиции буддизма молодыми поколениями. В-третьих, готовили театральные постановки с включением сцен из буддийской мистерии Цам, показывая возможность адаптации буддийских традиций в советской социокультурной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role and Value of Buruchkom in Preservation of Buddhist Art in Buryatiya in the 1920-30s

The establishment of the Soviet power in Buryatia in the 1920-30s and its antireligious policy led to the closure and destruction of Buddhist monasteries and monuments of Buddhist art. During that period the Buryat Scientific Committee (Buruchkom) contributed greatly to the preservation of the Buryat Buddhist heritage. One of the main objectives of Buruchkom, along with the building of new Soviet culture, was the preservation and use of Buddhist art in new socialist art. In order to achieve this goal it organized expeditions to Buddhist monasteries (datsans) for collecting ethnographic materials, cult objects and Buddhist art. Secondly, young artists from the circle of Buddhist icon painters were attracted and retrained to participate in building Buryat Soviet art, thereby providing continuity of Buddhism art tradition for younger generations. Thirdly, Buruchkom prepared theatrical performances with inclusion of scenes from Tsam, a Buddhist mystery, showing a possibility of adapting Buddhist traditions to the Soviet sociocultural environment.

Текст научной работы на тему «Роль и значение Буручкома в сохранении буддийского искусства Бурятии в 20-30-х годах хх века»

Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 2 (357). История. Вып. 62. С. 64-68.

УДК7:94(571.54) ББК85.103(5)+63.3(ИРос.Бур)

А. Ж. Бальжурова

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ БУРУЧКОМА В СОХРАНЕНИИ БУДДИЙСКОГО ИСКУССТВА БУРЯТИИ В 20-30-х ГОДАХ ХХ ВЕКА

В Бурятии в 20-30-х гг. ХХ в. в связи с установлением новой советской власти и с её антирелигиозной политикой начались закрытие и уничтожение буддийских монастырей и памятников буддийского искусства. В этот период в сохранение бурятского буддийского наследия большой вклад внес Бурятский ученый комитет (Буручком). Одной из основных задач наряду со строительством новой советской культуры Буручком определил сохранение и использование буддийского искусства в новом социалистическом искусстве. Во-первых, для этого были организованы экспедиции по буддийским монастырям (дацанам) для сбора этнографических материалов, предметов культа и буддийского искусства. Во-вторых, были привлечены и переобучены молодые художники из среды буддийских иконописцев для участия в строительстве бурятского советского искусства, тем самым обеспечивая преемственность художественной традиции буддизма молодыми поколениями. В-третьих, готовили театральные постановки с включением сцен из буддийской мистерии Цам, показывая возможность адаптации буддийских традиций в советской социокультурной среде.

Ключевые слова: Бурятия; Буручком; буддийское искусство; социализм; иконописцы; Цам; дацан; наследие.

В настоящее время в условиях интенсивной глобализации и унификации современной мировой культуры становится актуальным поиск своей этнической идентичности и самобытности. В связи с этим закономерен особый, возрастающий интерес к культуре своего народа и ее прошлому наследию. Особое значение приобретают исследования исторических периодов времени, когда происходили кардинальные процессы трансформации в социально-политической и культурно-духовной жизни общества и предпринимались отчаянные попытки сохранения национальных компонентов уходящей культуры: традиций, обычаев и т. д.

Целью данной статьи является выявление роли и значения Бурят-Монгольского ученого комитета (Буручкома) по сохранению и изучению буддийского искусства бурятского народа в 20-30-х гг. ХХ в.

Буручком был организован в 1922 г. при Бурят-Монгольском совете на конференции по культурным делам двух Бурят-Монгольских автономных областей РСФСР и ДВР в с. Додо-Анинском Хоринского аймака1. Председателем был избран Б. Барадийн, членами - Г. Цыбиков, В. Тогмитов и другие известные бурятские ученые, общественные деятели. Основной задачей Буручкома являлось изучение материальной и

1 ИМБТ СО РАН - 90 лет...

духовной культуры Бурят-Монголии в период становления недавно образованных автономных областей бурят. С созданием Бурят-Монгольской АССР (1923 г.) возникла проблема о «национально-культурном строительстве» республики. Наиболее острыми вопросами в сфере культуры того времени были: на какой основе должна быть поставлена новая социалистическая бурятская культура и какой должна быть новая национальная форма культуры.

Отвечая на первый вопрос, нужно отметить, что для строительства социалистической культуры в качестве основы было выделено три источника: первый - самобытное народное творчество, разбитое в различных областях декоративно-прикладного искусства; второй - распространенная в Забайкалье среди восточной группы бурят - буддийская культура; третий - русская культура.

Из-за начавшегося в 1920-х гг. атеистического движения против религии и ожесточенной борьбы между консерваторами и обновленцами бурятского ламаизма на областных партийных совещаниях было принято решение «о необходимости построения новой бурятской социалистической культуры, освобожденной от всякого налета "дацанщины"»2. Советская идеология предлагала форму культуры в виде устоявшейся традиции

2 Соктоева, И. И. Живопись Советской Бурятии. С. 7.

русской реалистической школы и народного искусства без примеси религии1.

Этой тенденции противились некоторые общественные деятели, в основном представители «восточного» течения, которые пытались найти возможности использования и сохранения «да-цанского» наследия в новой культуре. Они отмечали, что в наследие от дореволюционного времени развивающаяся культура получила не только образцы декоративно-прикладного искусства, а также дацанское искусство, причем в последнем заложены традиции таких видов, как живопись, графика, скульптура, традиции индивидуального творчества, а, следовательно, и ярко выраженные черты профессионализма. Все это, по их мнению, могло явиться школой для молодых творцов культуры Бурятии2, и они предлагали использовать дацанское искусство как образец. Об этом писал П. Дамбинов в одной из своих статей: «... Новая Советская Бурятия растет на той земле, на которой жила Бурятия старая. На ней мы имеем один участок, сплошь обросший сорными травами религии. Имя этого участка - ламаизм. Он чрезвычайно вреден и опасен, он страшнейший враг новой Бурятии. Но, вместе с тем, на этом засоренном участке ламаизма, в его дацанах есть куски ценностей, которые нужны и для нашего строительства. Эти ценности - искусство. Искусство дацанов - оригинально, колоритно, оно необычайно по своей яркости для европейского искусства.»3.

Под влиянием общественной мысли в 1925 г. при Буручкоме организовывается художественная секция. Руководителем был назначен Петр Дамбинов. Секция активно включается в бурное кипение общественной мысли, ставит острые вопросы по проблемам состояния религии, определяет конкретные цели и задачи по формированию новой бурятской культуры. П. Дамбинов формулирует ряд задач: в первую очередь, «национально-художественная формовка нового революционного быта путем звука -музыки, движении - пластики, краски - линии, художественного слова и театральной сцены». Второй задачей являлась подготовка кадров, «работников по искусству» и «всемерная поддержка самоучек». Следующая задача была связана с активным собирательством «памятников эпоса, легенд, национальных мотивов, образцов народной орнаментики и т. д.». В четвертом пункте ставил-

1 Бороноева, Т. А. Графика Бурятии. С. 45-46.

2 Соктоева, И. И. Живопись Советской Бурятии. С. 6-7.

3 Дамбинов, П. Н. О национально-художественном

строительстве. С. 188-192.

ся вопрос о дацанском наследии и его использовании «в наших светских и советских целях», а также «привлечение художников дацана к общественно-полезному труду»4. Предполагалось провести «специальное изучение и разработку вопросов о дацанском искусстве» с тем, чтобы использовать «его для постройки нового бурятского искусства»5.

Для создания профессиональной живописи из среды бурятского народа выявляются одаренные художники-самоучки (Ц. Сампилов, Р. Мэрдыге-ев, А. Хангалов), привлекаются иконописцы из дацанов (С. Самбуев, Б. Будаев) и организуются первые художественные выставки. Также они отправляют молодых художников на учебу в Читу и Иркутск, определяют темы многих их произведений. В основном это были произведения, отвечающие задачам социалистической культуры - критически и остросатирически отображающие уходящий быт народа (Ц. Сампилов «Ламы в бурятской юрте», «Подношение ламе одежды умершего», «У ламы», Р. Мэрдыгеев «Тайлаган», А. Хангалов «Кыренский дацан» и т. д.).

Выделив как одну из основных задач использование художественного опыта дацанских иконописцев в строительстве новой культуры, художественная секция Буручкома привлекает их к работе по сохранению буддийского наследия. Среди них - Самдан Самбуев и Бадзар Будаев. Следует отметить, что сведения об их жизни и творчестве очень скудные. В Центре восточных рукописей и ксилографов ИМБТ СО РАН (инв. 938) хранится лишь письмо на имя председателя Буручкома Б. Барадина, в котором говорится о бывшем ламе из Токчинского дацана Самдане Самбуеве с настоятельной просьбой использовать его в качестве ученика при Буризда-те. Обладая опытом работы в мастерских дацана, С. Самбуев был знаком с техникой ксилографии, что было важно для развития газетно-журналь-ной и книжной графики молодой республики. Талантливый иконописец Б. Будаев был родом из Селенгинского района. С 1928 г. он числился как штатный художник при секции ИЗО Буручкома. В своих бытовых зарисовках мастер высмеивает различных служителей культа, их ненасытную жадность к еде, деньгам и т. д. («Карикатура на лам и шаманов»). Творчество Б. Будаева не замыкается в рамках карикатуры. Так, в отчете о научной работе Буручкома за 1929 г., публиковавшемся в журнале «Жизнь Бурятии», упоминается историко-этнографическая экспедиция в

4 Бороноева, Т. А. Графика Бурятии. С. 45.

5 Дамбинов, П. А. Об искусстве бурятских дацанов. С. 30.

Закаменский и Селенгинский районы Б. Бамбае-ва и художника Б. Будаева, «сделавшего до 250 зарисовок самых характерных этнографических моментов хозяйства и быта бурят».

В отчете «Об искусстве бурятских дацанов» (1927 г.) П. Дамбинова и Р. Мэрдыгеева после экспедиции в Эгитуйский и Аннинский дацаны упоминается об иконописцах-скульпторах: Базаре Аригунэ и Дабе Тушнэ. В нем записаны полные биографические данные и характеристика их творчества. Также они отмечают, что дацанские скульпторы работают более свободно от канонов буддийского искусства: «Мы сомневаемся в том, что дацанские художники-живописцы сделают с натуры портрет человека так, чтобы он строго походил на натурщика, так как они слишком далеки от изображения реальной жизни, реальных видов. Этого нельзя сказать про скульпторов. Для последних почти нет незыблемых шаблонов, трафаретов, потому они более свободны не только в формовке вещей, но и в тематике. Об этом свидетельствуют труды Б. Аригунэ, Д. Тушнэ. За время работы нашей экспедиции они коллективно исполнили две скульптурные работы: портрет известного ученого бурята Дорджи Банзарова (по карточке) и портрет своего ширетуя-наставника (с натуры)»1. Из отчета видно, что это были талантливые художники, которые работали не только по канонам буддийского искусства, но и обладали незаурядными способностями художников-реалистов. Можно предположить, что личное знакомство буруч-комовцев с художниками могло повлиять на их дальнейшее творчество. В фондах Национального музея Республики Бурятия хранятся картины Даба Тушнэ «У озера», «Новая жизнь», «Пейзаж с пароходом и паровозом», «Пейзаж» и Базара Аригунэ «Пейзаж», которые отражают новую советскую действительность.

Немаловажной проблемой для Буручкома было то, на какой основе строить профессиональный театр в Бурятии. Решался вопрос, что войдет в его актив из ценностей, накопленных народной жизнью, культурной традицией: мастерство эпического творчества улигершинов, танцевально-песенная и обрядовая культура или отточенные каноны буддийской мистерии Цам? В своей статье «Вопросы сценического искусства бурят-монголов» Б. Барадийн говорит о том, что в культурном наследии бурят есть ценности, которые необходимо будет учитывать при создании национального театра, - это поэтическое творчество шаманов и искусство буддийских дацанов, в частности, яркая театральная мистерия Цам, покоящаяся на точных

1 Дамбинов, П. А. Об искусстве бурятских дацанов. С. 7.

письменных руководствах - ксилографах. Он подчеркивал, что мимо этих ценностей пройти нельзя, но требуется специальная подготовка для изучения и освоения этих духовных богатств.

Следует отметить, что многое из того, что предлагалось культурными деятелями, практически воплотилось в жизнь. Так, под руководством П. Дамбинова художественная секция развернула работу по активизации деятельности творческих сил республики по сбору фольклорно-этногра-фических материалов, по созданию пьес и постановки спектаклей. Летом 1929 г. студия выехала для участия в культпоходе по изучению Цама в местность Тамча Селенгинского района. Кроме ежедневных своих учебных занятий, студийцы присутствовали на репетициях по Цаму в Гуси-ноозерском дацане, наблюдая, как священники танцуют и исполняют пантомиму. Руководство студии не ограничилось простым ознакомлением студийцев с Цамом, оно ставило задачей обучить их некоторым приемам и выразительным средствам мистериального театра, признавая его за одну из разновидностей восточного театра. Вскоре интерес к Цаму сказался в практике постановок учебных спектаклей театральной студии в Бурятии. Так появились пьесы «Арик хан» и «Ошибки прошлого - сила настоящего». В этих пьесах сочетались принципы европейской драматургии с эпической условностью восточного театра. Премьера спектакля «Ошибки прошлого.» состоялась 15 марта 1930 г. и была повторена три раза2.

И, наконец, поистине ценным вкладом в сохранении буддийского наследия являются этнографические экспедиции, организованные Буруч-комом в дацаны республики: Анинский и Эгитуй-ский (1927), Гусиноозерский и Иройский (1929).

По материалам экспедиции 1927 г., как указывалось выше, был составлен отчет П. Дамби-нова и Р. Мэрдыгеева «Об искусстве бурятских дацанов». В настоящее время этот труд является ценнейшим источником для изучения буддийского искусства 20-30-х гг. ХХ в., так как в нем описаны тогда еще не разрушенные Эгитуйский и Анинский дацаны, внутренний интерьер и предметы культа, указаны имена художников-иконописцев. П. Дамбинов в одной из своих статей писал: «На длинном пути своего развития исторического бурят-монголы оставили целый ряд памятников искусства. Эти памятники являются ценными материалами для того знания, к постройке которого мы уже приступили: они нужны для теоретического обоснования нашей

2 Найдакова, В. Ц. Бурятский академический театр драмы им. Х. Намсараева от возникновения до 1970-х гг. С. 133-178.

работы и практического разрешения вопросов повышения качества национального искусства»1. К сожалению, большинство этих предметов безвозвратно утеряно.

Летом 1929 г. с целью изучения дацанского и народного искусства члены Буручкома организовали вторую научно-исследовательскую экспедицию в Селенгинский район сроком на полтора месяца в составе 4-х человек под руководством заведующего курсами ИЗО в Иркутске И. Л. Ко-пылова. Центром работ экспедиции стал Гусино-озерский дацан. За июль-август ими сделано свыше 100 зарисовок орнаментов, костюмов, масок, украшений и принадлежностей ламского культа, собрано свыше 300 экспонатов религиозного назначения. Кроме того, Гусиноозерский крестком (крестьянский комитет) преподнес студийцам подарок из конфискованных культовых принадлежностей ценностью около 400-500 р.

В дальнейшем для этнографического исследования бурятского населения научный сотрудник Буручкома Б. Бамбаев продолжил работу в За-каменском районе. В ходе экспедиции им были собраны зарисовки, статуэтки, образцы бурханов и оттиски ксилографических работ, резные предметы дацанского обихода и украшения до 80 с лишним названий, а также литература на монгольском и тибетском языках до 60 томов2.

Советское правительство с конца 20-х гг. ХХ в. решительно отвергло мнение о том, что дацаны могут быть культурными центрами в условиях социалистического строя, а трудовая масса Бурятии будет приобщаться к советской культуре через дацаны и ламство. Основной задачей культурной революции Бурятии становится усиление идеологической борьбы с ламаизмом. В результате бурятской культуре был нанесен жестокий урон: уничтожались ценнейшие буддийские памятники, многие мастера и деятели культуры были обвине-

1 Дамбинов, П. Н. О национально-художественном строительстве. С. 188-192.

2 Жизнь Бурятии. С. 111.

ны в буржуазном национализме и панмонголизме и репрессированы в конце 30-х гг. ХХ в.3

Подверглась острой критике и программа Бу-ручкома за идеологическую невыдержанность и «крамольные» мысли об использовании дацан-ского искусства при строительстве культуры. Но, несмотря на критику, благодаря своей настойчивости и энергии члены Буручкома во многом сумели реализовать свои поставленные задачи по сохранению бурятского буддийского искусства. Заслугой деятелей данной организации является, во-первых, привлечение и переобучение из среды буддийских иконописцев талантливых мастеров для участия в строительстве бурятского профессионального советского искусства, что обеспечивало преемственность художественных традиций буддизма молодыми поколениями. Во-вторых, активное включение буддийских элементов в становлении новой советской культуры (подготовка театральных постановок с включением сцен из буддийской мистерии Цам) для демонстрации возможности адаптации буддийских традиций в советской социокультурной среде. Подвергшиеся к критике в 30-х гг. ХХ в. театральные постановки Буручкома, после небольшого перерыва, уже во II пол. ХХ в. стали основой для возрождения национального репертуара бурятских театров. В-третьих, по нашему мнению, самым главным вкладом являются экспедиции по исследованию дацанского искусства. Отчеты, дневниковые записи, собранные предметы буддийского искусства, которые хранятся в коллекциях Национального музея Республики Бурятия, центре восточных рукописей и ксилографов ИМБТ СО РАН, сегодня являются уникальным фактологическим материалом. И на их основе в настоящее время можно реконструировать уничтоженные в 30-е гг. ХХ в. исторические памятники Бурятии, проанализировать и исследовать историко-культурные события периода становления советской бурятской культуры.

3 Флорова, Д. Б. Обновленчество в Бурятии. С. 159-167.

Библиографический список

1. Бороноева, Т. А. Графика Бурятии. Улан-Удэ : Изд-во БНЦ СО РАН, 1997. 127 с.

2. Дамбинов, П. Н. О национально-художественном строительстве Бурятии // Бурятиеведение I—II (9-10). Верхнеудинск, 1929. С. 188-192.

3. Дамбинов, П. А. Об искусстве бурятских дацанов / П. А. Дамбинов, Р. С. Мэрдыгеев // Центр восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН. Инв. 520. 75 с.

4. Жизнь Бурятии. 1929. № 3-4. Хроника. С. 111.

5. ИМБТ СО РАН - 90 лет [Электронный ресурс]. URL : www.imbt.ru.

6. Найдакова, В. Ц. Бурятский академический театр драмы им. Х. Намсараева от возникновения до 1970-х гг. Улан-Удэ, 1981. Ч. 1. С. 133-178.

7. Соктоева, И. И. Живопись Советской Бурятии. Улан-Удэ : Бурят. книж. изд-во, 1965. 187 с.

8. Флорова, Д. Б. Обновленчество в Бурятии // Буддизм в Бурятии : истоки, история, современность. Улан-Удэ, 2002. С. 159-167.

Сведения об авторе

Бальжурова Арюна Жамсуевна - аспирант кафедры этнологии и народной художественной культуры Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств.

Aryunabalzh@mail.ru

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2015. № 2 (357). History. Issue 62. P. 64-68.

THE ROLE AND VALUE OF BURUCHKOM IN PRESERVATION OF BUDDHIST ART IN BURYATIYA IN THE 1920-30S

A. Z. Balzhurova

Post-Graduate Student in the 2nd Year, specializing in ethnography, ethnology and anthropology, the Department of

Ethnology and National Art Culture; East-Siberian State Academy of Culture and Arts. Aryunabalzh@mail.ru

The establishment of the Soviet power in Buryatia in the 1920-30s and its antireligious policy led to the closure and destruction of Buddhist monasteries and monuments of Buddhist art. During that period the Buryat Scientific Committee (Buruchkom) contributed greatly to the preservation of the Buryat Buddhist heritage. One of the main objectives of Buruchkom, along with the building of new Soviet culture, was the preservation and use of Buddhist art in new socialist art. In order to achieve this goal it organized expeditions to Buddhist monasteries (datsans) for collecting ethnographic materials, cult objects and Buddhist art. Secondly, young artists from the circle of Buddhist icon painters were attracted and retrained to participate in building Buryat Soviet art, thereby providing continuity of Buddhism art tradition for younger generations. Thirdly, Buruchkom prepared theatrical performances with inclusion of scenes from Tsam, a Buddhist mystery, showing a possibility of adapting Buddhist traditions to the Soviet sociocultural environment.

Keywords: Buruchkom; Buddhist art; socialism; icon painters; Tsam; datsan; heritage.

References

1. Boronoeva, T. A. (1997) Grafika Burjatii [=Graphics of Buryatia]. Ulan-Udje : Izd-vo BNC SO RAN. 127 s. (in Russ.).

2. Dambinov, P. N. (1981) "O nacional'no-hudozhestvennom stroitel'stve Burjatii" [=About national and art construction of Buryatia], in: Bu-rjatievedenie I-II (9-10). Verhneudinsk. S. 188-192. (in Russ.).

3. Dambinov, P. A. and Mjerdygeev, R. S. "Ob iskusstve burjatskih dacanov" [=About art of the Buryat datsans], in: Centr vostochnyh rukopisej i ksilografov Instituta mongolovedenija, buddologii i tibetologii Si-birskogo otdelenija RAN. Inv. 520. 75 s. (in Russ.).

4. Zhizn' Burjatii. 1929. № 3-4. Hronika. S. 111. (in Russ.).

5. IMBT SO RAN - 90 let [=IMBT SO RAN - 90 years] [Jelektronnyj resurs]. URL : www.imbt.ru.

6. Najdakova, V. C. (1981) Burjatskij akademicheskij teatr dramy im. H. Namsaraeva ot voznikno-venija do 1970-h gg. [=Tne Buryat academic drama theater named after H. Namsarayev from emergence till 1970th]. Ulan-Udje. Ch. 1. S. 133-178. (in Russ.).

7. Soktoeva, I. I. (1965) Zhivopis'Sovetskoj Burjatii [=Painting of the Soviet Buryatia]. Ulan-Udje : Burjat. knizh. izd-vo. 187 s. (in Russ.).

8. Florova, D. B. (2002) "Obnovlenchestvo v Burjatii" [=Obnovlenchestvo in Buryatia], in: Buddizm v Burjatii: istoki, isto-rija, sovremennost'. Ulan-Udje. S. 159-167. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.