Научная статья на тему 'Проект Буручкома по реформированию тибетской медицины в БМАССР в 1920-е годы'

Проект Буручкома по реформированию тибетской медицины в БМАССР в 1920-е годы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
322
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУРЯТСКИЙ УЧЁНЫЙ КОМИТЕТ / БУРУЧКОМ / ПОЛИТИКА ВЛАСТЕЙ / ТИБЕТСКАЯ МЕДИЦИНА / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / БУДДИЗМ / ЭМЧИ-ЛАМЫ / МОДЕРНИЗАЦИЯ 155 / BURYAT SCIENTIFIC COMMITTEE / BURUCHKOM / POLICY OF THE AUTHORITIES / TIBETAN MEDICINE / HEALTH CARE / BUDDHISM / EMCHI-LAMAS / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ванчикова Цымжит Пурбуевна, Ринчинова Оюуна Санжимитуповна

Авторами поставлена цель исследовать этапы становления и развития тибетской медицины на территории Бурятии, роль первой научной организации Бурятского учёного комитета в попытках реформирования тибетской медицины и модернизации здравоохранения БМАССР в целом. В статье показаны две противоположные тенденции, которые были в обществе: с одной стороны проводилась политика подавления тибетской медицины, с другой стороны были сторонники интеграции тибетской медицины в складывающуюся систему советского здравоохранения. В фондах Центра восточных рукописей и ксилографов ИМБТ СО РАН хранится архив Бурятского учёного комитета. На основе документов из этого архива показана определяющая роль Буручкома в попытках сохранить тибетскую медицину, выявлены причины неудачной попытки интеграции традиционной медицины в советскую систему здравоохранения. Введены в научный оборот новые архивные данные по истории тибетской медицины, первых научных организаций. Показана политика советских властей по отношению к тибетской медицине, приведшая к её уничтожению в СССР. Актуальность темы определена необходимостью воссоздания состояния тибетской медицины в период становления здравоохранения Бурятии для понимания современного состояния традиционной медицины России и проблем, стоящих перед ней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ванчикова Цымжит Пурбуевна, Ринчинова Оюуна Санжимитуповна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Project of the Buryat Scientific Committee on Reforming of the Tibetan Medicine in BMASSR in the 1920s

The authors have set up a goal to explore the stages of formation and development of Tibetan medicine in Buryatia, to reveal the role of the first scientific organization the Buryat Scientific Committee and its attempts of reforming the Tibetan medicine and modernization of health care of the BMASSR in general. Two opposite tendencies which were in society are shown in the article: on the one hand, the policy on suppression of the Tibetan medicine was pursued, on the other hand, there were supporters of integration of the Tibetan medicine into the developing system of the Soviet health care. The archives of the Buryat scientific committee are stored in funds of the Center of eastern manuscripts and xylographs of the IMBT of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences. On the basis of documents from this archive, the role of Buruchkom in attempts to keep the Tibetan medicine is shown, the reasons of unsuccessful attempt of integration of traditional medicine into the Soviet health care system are analyzed. New archival documents on the history of the Tibetan medicine and first scientific organizations are introduced for scientific turnover. The policy of the Soviet authorities towards the Tibetan medicine, which led to its destruction in the Soviet Union is shown. The relevance of the article is defined by the need of reconstruction of the state and conditions of the Tibetan medicine during the initial stage of formation of modern health care system of Buryatia for understanding of the current state and status of traditional medicine of Russia and problems facing it. Background identified the need to recreate the state of Tibetan medicine in Buryatia health formation period for understanding the current state of traditional medicine in Russia and the problems facing it.

Текст научной работы на тему «Проект Буручкома по реформированию тибетской медицины в БМАССР в 1920-е годы»

ВОСТОКОВЕДЕНИЕ ORIENTAL STUDIES

УДК 615 (571.54)

DOI: 10.21209/2307-1842-2016-11-4-155-162

Цымжит Пурбуевна Ванчикова1,

доктор исторических наук, профессор, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук (670031, Россия, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6), e-mail: [email protected]

Оюуна Санжимитуповна Ринчинова2,

кандидат исторических наук, Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук (670031, Россия, г. Улан-Удэ, ул. Сахьяновой, 6), e-mail: [email protected]

Проект Буручкома по реформированию тибетской медицины в БМАССР в 1920-е годы

Авторами поставлена цель - исследовать этапы становления и развития тибетской медицины на территории Бурятии, роль первой научной организации - Бурятского учёного комитета в попытках реформирования тибетской медицины и модернизации здравоохранения БМАССР в целом.

В статье показаны две противоположные тенденции, которые были в обществе: с одной стороны проводилась политика подавления тибетской медицины, с другой стороны - были сторонники интеграции тибетской медицины в складывающуюся систему советского здравоохранения.

В фондах Центра восточных рукописей и ксилографов ИМБТ СО РАН хранится архив Бурятского учёного комитета. На основе документов из этого архива показана определяющая роль Буручкома в попытках сохранить тибетскую медицину, выявлены причины неудачной попытки интеграции традиционной медицины в советскую систему здравоохранения. Введены в научный оборот новые архивные данные по истории тибетской медицины, первых научных организаций.

Показана политика советских властей по отношению к тибетской медицине, приведшая к её уничтожению в СССР

Актуальность темы определена необходимостью воссоздания состояния тибетской медицины в период становления здравоохранения Бурятии для понимания современного состояния традиционной медицины России и проблем, стоящих перед ней.

Ключевые слова: Бурятский учёный комитет, Буручком, политика властей, тибетская медицина, здравоохранение, буддизм, эмчи-ламы, модернизация

1 Ц. П. Ванчикова является организатором исследования, ею скорректированы формулировки теоретических положений, затронутых в исследовании, и обобщены итоги реализации коллективного проекта.

2 О. С. Ринчиновой проведена практическая часть работы по сбору архивных документов и их анализу, разработаны основные положения исследования.

© Ванчикова Ц. П., Ринчинова О. С., 2016

155

Tsymzhit P. Vanchikova1,

Doctor of History, Professor, Senior Researcher, Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences (6 Sakhyanovoi st., Ulan-Ude, 670031, Russia), e-mail: [email protected]

Oyuna S. Rinchinova2,

Candidate of History, Researcher, Institute for Mongolian, Buddhist and Tibetan Studies, Siberian Branch, Russian Academy of Sciences (6 Sakhyanovoi st., Ulan-Ude, 670031, Russia), e-mail: [email protected]

The Project of the Buryat Scientific Committee on Reforming of the Tibetan Medicine in BMASSR in the 1920s

The authors have set up a goal to explore the stages of formation and development of Tibetan medicine in Buryatia, to reveal the role of the first scientific organization - the Buryat Scientific Committee and its attempts of reforming the Tibetan medicine and modernization of health care of the BMASSR in general. Two opposite tendencies which were in society are shown in the article: on the one hand, the policy on suppression of the Tibetan medicine was pursued, on the other hand, there were supporters of integration of the Tibetan medicine into the developing system of the Soviet health care.

The archives of the Buryat scientific committee are stored in funds of the Center of eastern manuscripts and xylographs of the IMBT of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences. On the basis of documents from this archive, the role of Buruchkom in attempts to keep the Tibetan medicine is shown, the reasons of unsuccessful attempt of integration of traditional medicine into the Soviet health care system are analyzed. New archival documents on the history of the Tibetan medicine and first scientific organizations are introduced for scientific turnover. The policy of the Soviet authorities towards the Tibetan medicine, which led to its destruction in the Soviet Union is shown.

The relevance of the article is defined by the need of reconstruction of the state and conditions of the Tibetan medicine during the initial stage of formation of modern health care system of Buryatia for understanding of the current state and status of traditional medicine of Russia and problems facing it.

Background identified the need to recreate the state of Tibetan medicine in Buryatia health formation period for understanding the current state of traditional medicine in Russia and the problems facing it.

Keywords: Buryat scientific committee, Buruchkom, policy of the authorities, Tibetan medicine, health care, Buddhism, emchi-lamas, modernization

Тибетская медицинская система нашла своё практическое применение у бурят со времен принятия ими буддизма, и к моменту появления первых европейских исследователей в Забайкалье, которые зафиксировали наличие здесь буддийской системы врачевания, население широко пользовалось её методами и услугами.

Судя по историческим свидетельствам, приобщение региона к буддийской культуре началось с селенгинских бурят, перекочевавших в Забайкалье в течение XVII в., уже ставших буддистами. В этой связи в летописи Аюши Саагиева сообщается: «В то время, когда мы были подданными Алтан-гэгэн-хана, он пригласил из Тибета всеведущего далай-ламу Содном-Джамцо, который посвятил нас в религию Будды-Шигемуни, усмирил чертей и нечистых духов, в честь которых раньше де-

лались жертвоприношения. После этого, говорят, мы стали почитать изображения богов, а ламы и их ученики читали нам священные книги, мы учились тибетской и монгольской грамоте, писали и читали, извлекали пользу из лекарств и астрологии, отдавали юношей из своей среды в хувараки. Считают, что с этого времени, как Алтан-гэгэн-хан пригласил далай-ламу Содном-Джамцо, до присоединения нас к российскому государству в 1648 г, прошло 70 с лишним лет» [6, с. 172]. По мере своего распространения тибетская медицина вобрала в себя монгольские, бурятские народные традиции врачевания. Вплоть до 30-х гг. прошлого века к услугам эмчи-лам обращалось население всей этнической Бурятии (Предбайкалье, территория Республики Бурятия, Забайкалье).

1 Ts. P. Vanchikova is an organizer of the research, she has formulated its theoretical issues and has done general analyses of the results of the collective article.

2 O. S. Rinchinova gathered and analyzed archival documents and materials and developed the research fundamentals.

О широком распространении среди бурят тибето-монгольской медицины, говорит тот, факт, что статьи о практике взаимоотношений пациента и лекаря тибетской медицины к моменту наибольшего расцвета буддизма среди бурят в середине XIX в. уже были включены в сборники обычного права бурят в Положении 1808 г., «Селенгинском сборнике 1823 г.» и др.: «Если раньше обращение к ламам было делом добровольным, то теперь, после принятия «Нового постановления ... 1841 г», оно становится обязательным: «при болезнях или смерти милостынедателей обязательно следует запрашивать своевременно от каждого дацана лам-лекарей» [6, с. 174].

Первоначально ламы обучались, главным образом, в монастырях Тибета, таких как Лавран, Гумбум и в Монголии, но после установления русско-китайской границы в 1727 г. бурятам стало сложно свободно пересекать границу для обучения в монастырях Тибета, Монголии, поэтому при каждом крупном буддийском монастыре - дацане начали открываться собственные медицинские школы -манба-дацаны. Образовательная программа в бурятских и монгольских монастырях строилась по образцу тибетских медицинских школ. Большая часть бурятских монастырей придерживалась системы буддийского образования тибетского монастыря Лавран, в котором сложилась небольшая бурятская община монахов [1, с. 33].

Начало систематического изучения тибе-то-монгольской медицины в бурятских дацанах было положено в Цугольском дацане, в дальнейшем благодаря выпускникам медицинского факультета Цугольского дацана в хоринских, селенгинских и других бурятских монастырях были основаны медицинские факультеты, в которых подготавливались квалифицированные, успешно практиковавшие бурятские эмчи-ламы.

Таким образом, в начале прошлого века бурятские эмчи-ламы эффективно выполняли основную свою функцию - обеспечивали охрану здоровья населения и подготовку лечебных кадров. По данным, приведённым Ю. Жабон, расцвет тибетской медицины приходится на начало XIX в., когда число лам-лекарей достигало 700 чел. [6, с. 185]. В Бурятии в начале XX в., согласно архивным данным, насчитывалось более 10 медицинских школ, лучшими из которых считались школы в Гусиноозёрском, Цугольском, Агинском и Челутайском дацанах. Общее количество лам-лекарей на территории Бурятии достигало 500 чел. [8, л. 5].

С утверждением советской власти был провозглашён курс на модернизацию всех сфер жизни страны, и перед государственными органами была поставлена задача выстроить новую систему здравоохранения с масштабным охватом всего населения. Интеграция тибето-монгольской медицины в советское здравоохранение в тех условиях представлялась невозможной из-за её неразрывной связи с буддийской церковью, а новое государство строилось на принципах воинствующего атеизма.

Уже в 1920-х гг. началась широкомасштабная кампания борьбы с религией и церковью, в полной мере затронувшая и Бурят-Монголию. Не избежали последствий и эмчи-ламы. О гонениях против традиционной медицины можно судить по отзыву Бур-наркомздрава о деятельности лам-медиков, текст которого приводит В. Башкуев: «В Бурятии насчитывается огромное количество лам-медиков, именующих себя тибетскими медиками, в огромном большинстве своём совершенно невежественных и медицински неграмотных. Пользуясь темнотой и невежеством масс, эти ламы-медики имеют популярность среди культурно отсталого бурятского народа. Борьбу с этим вековым злом можно вести только путём широкого санитарного просвещения среди бурятского народа, насаждения квалифицированной помощи европейской медицины в отдалённых глухих районах Бурреспублики и постепенного приобщения бурят к культурной жизни» [3, с. 279].

Главной причиной ликвидации тибетской медицины называлось её бессилие в борьбе с социальными заболеваниями, такими как сифилис, туберкулёз. К примеру, в ноябре 1922 г. М. И. Амагаев писал: «Процесс вымирания не принял массового характера, но всё же он определённо наметился. Ближайшие перспективы развития бурятского населения довольно мрачны. Одна из сторон европейской культуры... нашла крайне благоприятные условия распространения и приняла катастрофический характер - это социальные болезни» [4, с. 200].

В рамках развернувшейся широкой лечебно-профилактической и организационной работы по борьбе с социальными болезнями ламы-лекари выглядели не в выгодном свете. Применяемые ими препараты были менее эффективны, нежели европейские лекарства, поскольку болезни эти привнесены на бурятскую землю извне и против них не было выработано эффективного лечения в рамках подходов тибетской медицины. Население привыкло доверять ламам и не совсем охот-

но шло лечиться к европейским докторам, что позволяло властям обвинять лам-лекарей в противодействии модернизации медицины. Для борьбы с приверженцами тибетской медицины были включены механизмы пропаганды. Освещая деятельность советско-германской экспедиции, газета «Бурят-Монгольская Правда» писала: «Население видит, что заклинаниями и наговорными корешками и травами ни сифилис, ни другие болезни не вылечиваются. Что же в этом случае должны делать ламы? Зная про свою медицину с религией, что это сплошное шарлатанство, обращаясь со всеми болезнями к русским врачам и врачам русско-германской экспедиции, они говорят, что врачи могут лечить только с их помощью, что если больной не обратится к ним, ламам, то болезнь не пройдёт. Чтобы поддержать свой авторитет среди населения, ламы распространяют слухи, что врачи приехали к ним не только лечить, но главное, учиться у них тибетской медицине...» [3, с. 279].

Так формировался господствующий дискурс, в рамках которого проводилась целенаправленная работа по дискредитации тибетской медицины и её удалению из жизни бурятского общества. Вместе с тем осуществлялись попытки сохранить тибетскую медицину, которые предпринимались в основном в академической среде.

В 1922 г. был организован Бурятский учёный комитет, в сферу интересов которого вошли изучение истории, археологии, этнографии, языкознания и религиоведения. Другим направлением деятельности Буручкома стало участие в формировании и становлении новых институтов бурятского общества - науки, образования, медицины, культуры, многие члены комитета были функционерами государственных органов управления.

Тяжёлое положение тибетской медицины попало в сферу внимания Буручкома. Хотя его члены были вынуждены придерживаться советской секуляристской политики, они, наблюдая за крайне неблагоприятно складывающейся ситуацией для лам-лекарей, всё-таки решили встать на защиту традиционной медицины, которая на протяжении трёх веков справлялась с задачей медицинского обслуживания народных масс. Осознавая огромную роль тибетской медицины в жизни бурятского общества, решение они видели в выведении тибетской медицины за рамки религиозных институтов.

Подобные шаги уже предпринимались в попытке реорганизации дацанских медицинских школ в «.светские школы для мирян

и лам с введением преподавания анатомии, физиологии, диагностики болезней по методике европейской научной медицины» [1, с. 41]. По мнению Т. Асеевой, процесс такой реорганизации был вдохновлён «обновленческим» движением в буддизме, что оказалось роковым для такого рода начинаний. Поскольку они проектировались в русле «обновления» буддизма, то были пресечены новой властью политикой ужесточения антирелигиозной борьбы.

Деятели Буручкома выход из сложившейся ситуации видели в систематизации тибетской медицины, в изучении её проблем, сильных и слабых сторон. «Причина всему этому та, что эта медицина ничем не регламентирована и пользуется неограниченной свободой, благодаря чему создаётся полный простор безудержному эксплуатированию народной темноты невежественными людьми, именуемыми лекарями тибмедицины. Подобное полулегальное положение и в то же время полная свобода лам-медиков не должны быть дольше терпимы, и всему этому должен быть положен предел путём тех или иных мер. Репрессивные меры не приведут ни к чему, наоборот, дадут обратный результат: ламы-медики на глазах тёмной массы станут борцами и страдальцами за правое дело, они окончательно замкнутся в себе, и от этого положение дела нисколько не улучшится. Единственным выходом из этого является то, что необходимо немедленно регламентировать тибмедицину с её лекарями-ламами.» [10, л. 13].

В архивном фонде Центра восточных рукописей и ксилографов ИМБТ СО РАН хранятся документы Буручкома (Ф-471), позволяющие понять проблемы, которые стояли перед тибетской медициной Бурятии в те годы, и пути, которые предлагались учёными для их решения. Так, первый научный орган Бурятской Республики взялся за исследование состояния тибетской медицины и за обеспечение её интеграции в советское здравоохранение.

Уже в 1923 г. вышли «Тезисы по вопросу о тибетской медицине в Бурреспублике» под редакцией Б. Барадина. Тезисы были составлены специалистами-востоковедами в сотрудничестве с врачами академической медицины, в результате совместного исследования были сделаны следующие выводы:

«1. Тибмедицину нельзя рассматривать, как простую бессистемную эмпирику, и нельзя судить о её состоятельности или несостоятельности по знаниям и практике современных лам-медиков.

2. Тибмедицина представляет вполне теоретически стройную науку, которая по своему построению, терминологии и методологии усвоения носит печать своеобразного, самобытного творчества великой индийской культуры.

3. Тибмедицина имеет все отделы современной научной медицины, начиная с отделов патологии с классификацией болезней, эмбриологии, бактериологии, фармакологии и кончая диагностикой, терапией и хирургией с трепанацией черепа включительно.

4. Тибмедицина представляет большой научный интерес не только с точки зрения истории культуры Востока и общей истории медицины, но и с практической точки зрения современной терапии, так как имеются неоспоримые факты излечения средствами тибмедицины некоторых болезней, неизлечимых средствами европейской медицины.

5. С практической точки зрения современной терапии могут представлять особый интерес отделы тибмедицины - патология, фармакология и терапия.

6. Для организации научного изучения тибмедицины условия Бурреспублики следует признать чрезвычайно благоприятными, как нигде на свете, при наличии исчерпывающей литературы предмета на тибетском и монгольском языках и знатоков этой медицины, лам-медиков» [8, л. 4].

Также была предпринята попытка отделить истинных лам-врачей от тех, кто просто ими назывался, все эмчи-ламы были разделены на три категории: высшей, средней и низшей квалификации. «К лицам высшей квалификации, не превышающим по количеству 3 % общего количества всех лам-медиков, относятся те, которые получили более или менее основательное школьное образование в медицинских школах - мамба-дацанах в Тибете или Монголии и Бурятии, и соответствующий стаж медицинской практики. К лицам средней квалификации относятся те, которые получили неполное школьное образование и занимаются медицинской практикой. Число лиц этой категории предположительно определяется не более 12 % общего числа лам-медиков. Вся остальная часть лам-медиков низшей квалификации, т. е. не менее 85 % общего числа лам-медиков состоит всецело из невежественных лиц, безграмотных или полуграмотных, в лучшем случае получивших элементарные сведения у ламы-медика по общепринятому рецептурнику» [8, л. 5].

Буручком взялся решить следующие проблемы: 1) узаконить статус эмчи-ламы, владеющего знаниями тибетской медицины,

т. к. его положение в новой системе здравоохранения, строящейся на принципах европейской медицины, оказалось неопределённым; 2) организовать учёт и контроль деятельности лам-лекарей; ввести регламентирующие их деятельность документы, т. к. авторитет тибетской медицины подрывали неграмотные лекари-самоучки, которые непрофессионально вели свою деятельность.

Для решения поставленных задач и регламентации деятельности лам-лекарей Бу-ручкомом в феврале 1924 г. был разработан проект «Положения о тибетской медицине в Бурят-Монгольской АССР». При этом Буруч-ком явным образом показывал заинтересованность в модернизации тибетской медицины и её внедрении в формирующуюся советскую систему здравоохранения.

«Принимая во внимание указанные выше доводы, Учком считает необходимым принять в основу положения тибмедицины следующие предпосылки:

1. Практика лам-врачей даёт в общей сложности отрицательное показание, и допущение практики тибмедицины в Бурятии терпимо лишь временно.

2. Положение запрета на практику тиб-медицины в настоящее время невозможно и нерационально без постепенной замены тиб-медицины общедоступной помощью научной медицины.

3. Новое положение о тибмедицине в Бурятии должно иметь в виду прежде всего отделение этой медицины от ламайской церкви и установление строгой регламентации врачебной практики лам.

4. Новое положение о тибмедицине должно ставить тибмедицину в такие рамки и условия, при которых она может свободно развиваться, если она действительно способна к прогрессу и полезна для дела народного здравоохранения, или же она вынуждена будет самоликвидироваться, если окажется неспособной к развитию и прогрессу и выдержать свободную конкуренцию с европейской медициной.

5. Новое положение о тибмедицине в первую очередь должно совершенно прекратить практику шарлатанствующего и эксплуатирующего население лам, абаралчинов и гу-римчинов, чтоб тибмедицина была, по крайней мере, обезврежена для дела народного здравоохранения.

6. Новое положение о тибмедицине должно рассматривать систему абаралов и гуримов как вспомогательное орудие тиб-медицины и как сильнейшие средства для одурачивания, одурманивания, эксплуатиро-

вания и всяческой агитации ламством среди народной темноты.

7. При проведении в жизнь нового положения о тибмедицине необходимо учесть всю живучесть тибмедицины, которая заключается ещё в том, что лекари-ламы в огромной массе своей чрезвычайно приспособлены и общедоступны к своим многочисленным пациентам, с чем никакой представитель европейской медицины не может конкурировать.

8. Вопрос постепенной замены тибмедицины европейской медициной должен быть разрешён только путём достижения наибольшей общедоступности и приспособленности новой медицины к жизни народной массы бурят-монголов.

Заканчивая этим общее объяснение к настоящему положению, Учком считает излишним дать постатейное объяснение, так как все статьи положения, как прямые выводы из всего настоящего объяснения, будут само собой понятными, не требующими особых объяснений.

Настоящая объяснительная записка составлена председателем Учкома т. Баради-ным и заседанием Учкома от 31 марта 1923 г. одобрена и принята» [9, л. 106].

После принятия «Положения о Тибетской медицине в Бурят-Монгольской АССР» всем учреждениям, где практиковалась тибетская медицина, предписывалось перейти под управление Бурнакомздрава, тем самым они выводились из ведения Центрального Совета по духовным делам бурят-монголов буддистов СССР [9, л. 5].

Согласно новому документу каждый врач-лекарь, специализирующийся в тибетской медицине, обязан был иметь промысловое свидетельство на право занятия частной практикой и нести ответственность перед законом за правильность лечения. Тибмедиков обязывали лечить только средствами своей медицины, им было запрещено применять средства европейской медицины, поскольку они не обладали знаниями и правами европейских врачей.

Тибмедики должны были вести учёт больных по единой системе. Была разработана форма записи больных, которая включала дату приёма, имя и фамилию пациента, сомон или селение, хошун или волость, аймак, указание заболевания и название прописанного лекарства.

Было предложено создать контролирующий орган Тибмедцентросовет, куда все тиб-медики были обязаны представлять отчёты о своей деятельности [9, л. 4].

Иерархи буддийской церкви и ламы-лекари были против отделения медицины от дацанов и предпринимали попытки сохранить тибетскую медицину под крылом буддийских организаций. В июне 1926 г. состоялось собрание эмчи-лам Хоринского, Верхнеудин-ского и Баргузинского аймаков, на котором решались вопросы, призванные упорядочить состояние тибетской медицины в республике, повысить её качество. Свои предложения и планы они направили в СНК республики, что вызвало необходимость проведения совещания «по вопросам о тибетской медицине» [7, с. 284]. На совещании, где присутствовали члены правительства и специалисты разных ведомств, было принято следующее постановление: «В вопросе административного противодействия распространению тибетской медицины переход на путь запретных мер считать нежелательным, ибо последнее при недостаточном охвате населения пунктом европейской медицины может загнать тибетскую медицину в скрытое состояние. Существующее отношение правительства БМАССР к тибетской медицине, т. е. политику отказа от регламентирования деятельности врачей тибетской медицины, сохранить» [7, с. 285].

Среди руководителей ведомств были сторонники традиционной буддийской медицины, к примеру нарком здравоохранения А. Т. Трубачёв, член Буручкома, который со студенческих лет интересовался тибетской диагностикой, фармакологией и терапией. Так, в 1926 г. Наркомздрав РСФСР и правительство БМАССР дали разрешение на открытие при Ацагатском дацане медицинской школы и Центра тибетской медицины, директором этой школы стал Д. Ендонов [5, с. 126]. По подобию данного опыта планировалось открытие ещё нескольких школ.

Кроме этого, А. Т. Трубачёв ввёл практику выдачи особых удостоверений от республиканского НКВД эмчи-ламам, а также справок для провоза через советско-монгольскую границу лекарственных средств тибетской медицины [3, с. 278].

Буддисты искали поддержку и в академических кругах. Так, во время Буддийского собора в 1929 г. его делегаты направили приветственную телеграмму в Академию наук: «Первый Всесоюзный Буддийский собор выражает Академии наук, востоковедам Щер-батскому, Ольденбургу, Владимирцову глубокую благодарность за инициативу создания буддологического института и питает надежду, что изучение буддизма явится началом правильного понимания такового культурным

миром Запада и залогом дальнейшего процветания нашей драгоценной религии» [7, с. 285].

Тем не менее, советская политика в области здравоохранения становилась на протяжении 1920-х гг. всё более жёсткой, не признающей альтернатив. Ранее лояльный к тибетской медицине Наркомздрав БМАСССР даёт такое заключение, датированное 8 августа 1930 г.: «Изучение тибетской медицины происходит в некоторых дацанах Бурятии. Хувараки (ученики) изучают её под руководством отдельных лам-лекарей. БНКздрав не располагает данными о сроке обучения и о программе. Существующие мамба-дацаны (школы медицины) служат местом не для учебы, а для разных религиозных служб. У этих мамба-дацанов (полутёмные, холодные, без печей помещения), имеются только книги по тибетской медицине, а всё остальное - предметы религиозного культа. Окончивших полный курс по медицине, по рассказам лам, очень мало, а большинство малограмотно, знакомо с назначением лекарств лишь практически и считает, что этого достаточно для практики медициной. Поэтому нам кажется, что теперь вполне своевременно издать приказ о запрещении тибетской медицины» [7, с. 286].

Характерной является следующая переписка между советскими органами по вопросу тибетской медицины, возникшая по поводу запроса известного буддийского деятеля А. Доржиева в Президиум ВЦИК, которую приводит В. Номогоева: «Президиум ВЦИК отправляет в ЦИК БМАССР прошение от 16.06.1930 г. за № 298 с/к выслать в возможно короткий срок:

1. Дела о закрытии пяти дацанов: Баргу-зинского, Тарбагатайского, Цолгинского, Оль-хонского и Осинского - с докладом о политике закрытия дацанов и о причинах отступления от действующего законодательства при их закрытии.

2. Доклад о действиях, связанных с борьбой с тибетской медициной, и о причинах отклонения в этом деле от директив, данных ранее из центра.»

В ответ ЦИК БМАССР от 15.02.1931 г. сообщал: «.никакого отклонения в борьбе с тибетской медициной и нарушения приложенной по этому вопросу директивы центральных органов власти не было. Этому свидетельствует существующая по настоящее время школа тибетской медицины и недавно построенная больница при Ацагатском дацане в Хоринском аймаке, руководимая тибетскими медиками. Тибетская медицина в Бурреспублике существует совершенно сво-

бодно, и никаких репрессивных мер по борьбе с ней не ведётся» [7, с. 286].

Данная переписка показывает, что инициатива подавления тибетской медицины часто исходила от местных властей. Вышеприведённое мнение республиканского Нар-комздрава стало отражением наиболее мощной репрессивной волны против буддийского духовенства, и лам-лекарей в том числе. На протяжении 1930-х гг. медицинская система, которая функционировала на территории этнической Бурятии на протяжении трёх веков, была полностью уничтожена, разрушена была и система подготовки и обучения эм-чи-лам.

Тем не менее, попытка Буручкома сохранить наследие тибетской медицины как интегральной части системы общественного здравоохранения, в первую очередь на основе секуляризации и её научного изучения, заслуживает внимания как учёных, так и организаторов медицинской отрасли. За короткий период существования Бурятский учёный комитет до 1929 г. смог выявить наиболее уязвимые места тибетской медицины и сформулировать основные проблемы, из-за которых она не могла быть интегрирована в современную медицинскую систему. Буручко-мом были собраны статистические данные и разработан важнейший документ, являвшийся одной из попыток по систематизации работы лекарей тибетской медицины, в конечном счёте, направленный на сохранение его наследия и практики. Буручком пытался решить проблему признания достижений тибетской медицины, не имея на то ни поддержки со стороны правительства, буддийской сангхи, ни серьёзной научно-исследовательской базы.

От полного забвения тибетскую медицину спасло то, что некоторым эмчи-ламам удалось выжить. Вернувшись из лагерей, они смогли устно, тайно передавать свои знания и опыт молодым последователям, в некоторых дацанах сохранились медицинские трактаты, а население смогло спрятать и сохранить буддийские книги, среди которых встречались и медицинские. Значительное собрание книг сохранилось в Центре восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН.

Спустя более 30 лет, в 1968 г. по инициативе и под руководством П. Б. Балданжапова в Институте общественных наук Бурятского научного центра (ныне Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН) было восстановлено целенаправленное академическое исследование наследия тибе-

то-монгольской медицины. Был создан отдел источниковедения индо-тибетской медицины, в котором началось комплексное изучение основных письменных источников тибетской медицины. За прошедший период изучение индо-тибето-монгольской медицины расширилось, фундаментальные исследования разных отраслей тибетской медицины проводятся в стенах институтов Бурятского научного центра. Свидетельством неугасающего интереса современных учёных к тибетской медицине служит обилие публикаций, переводов и практических руководств, вышедших во многих странах [2, с. 13].

Благодаря огромной научной базе, которая была накоплена в течение 50 лет исследовательской работы, тибетская медицина ныне находит своё место: эмчи-ламы проводят приём населения в дацанах, частные медицинские учреждения ведут деятельность с применением методов тибетской медицины. На государственном уровне единственным официальным учреждением, в лечебный процесс которого активно внедряются методы диагностики и лечения, основанные на тибетских медицинских знаниях, является государственное лечебное учреждение «РКЛРЦ "Центр восточной медицины"».

Список литературы и источников

1. Асеева Т. А. [и др.]. Тибетская медицина у бурят. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2008. 324 с.

2. Базаров Б. В. Исследование коллекции медицинских письменных источников, хранящихся в фондах Центра восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН / Б. В. Базаров, Ц. П. Ванчикова, Ю. Ж. Жабон, О. С. Ринчинов // Вестн. Бурят. науч. центра СО РАН. 2014. № 1. С. 11-24.

3. Башкуев В. Ю. Буддизм и тибетская медицина в контексте научно- медицинского изучения монгольских народов (1920-1930-е) // Вестн. Бурят. науч. центра СО РАН, 2014. № 4. С. 276-281.

4. Башкуев В. Ю. Пробуждая «буддийский восток»: кампании за оздоровление и санитарное просвещение в Бурятии и Монголии (1920-1970-е гг.) // Власть. 2015. С. 198-203.

5. Жабон Ю. Ж. К творческому наследию Д. Ендонова (1870-1937?) - руководителя тибетской медицинской школы Ацагатского дацана // Культура Центральной Азии: письм. источн. Вып. 6. Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2004. С. 100-126.

6. Жабон Ю. Ж. Тибетская медицина в Забайкалье // Земля Ваджрапани. Буддизм в Забайкалье: науч. изд. / отв. ред. Ц. П. Ванчикова. М., 2008. С. 172-210.

7. Номогоева В. В. Тибетская медицина в Бурятии в контексте социальной модернизации 1920-х годов // Бюл. Вост.-Сиб. науч. центра СО РАН, 2009. С. 284-286.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Положение о тибетской медицине в Бурятии, СССР ЦВРК. Ф-471. Д. № 134.

9. Предварительная объяснительная записка «Положение о тибетской медицине в Бурятии». ЦВРК. Ф-471. Д. № 118.

10. Тезисы по вопросу о тибетской медицине в Бурреспублике. ЦВРК. ОФ. Д. 448.

References

1. Aseeva T. A. [i dr.]. Tibetskaja medicina u burjat. Novosibirsk: Izd-vo SO RAN, 2008. 324 s.

2. Bazarov B. V. Issledovanie kollekcii medicinskih pis'mennyh istochnikov, hranjashhihsja v fondah Centra vostochnyh ru-kopisej i ksilografov Instituta mongolovedenija, buddologii i tibetologii SO RAN / B. V. Bazarov, C. P. Vanchikova, Ju. Zh. Zhabon, O. S. Rinchinov // Vestn. Burjat. nauch. centra SO RAN. 2014. № 1. S. 11-24.

3. Bashkuev V. Ju. Buddizm i tibetskaja medicina v kontekste nauchno- medicinskogo izuchenija mongol'skih narodov (1920-1930-e) // Vestn. Burjat. nauch. centra SO RAN, 2014. № 4. S. 276-281.

4. Bashkuev V. Ju. Probuzhdaja «buddijskij vostok»: kampanii za ozdorovlenie i sanitarnoe prosveshhenie v Burjatii i Mon-golii (1920-1970-e gg.) // Vlast'. 2015. S. 198-203.

5. Zhabon Ju. Zh. K tvorcheskomu naslediju D. Endonova (1870-1937?) - rukovoditelja tibetskoj medicinskoj shkoly Acagatskogo dacana // Kul'tura Central'noj Azii: pis'm. istochn. Vyp. 6. Ulan-Udje: Izd-vo BNC SO RAN, 2004. S. 100-126.

6. Zhabon Ju. Zh. Tibetskaja medicina v Zabajkal'e // Zemlja Vadzhrapani. Buddizm v Zabajkal'e: nauch. izd. / otv. red. C. P. Vanchikova. M., 2008. S. 172-210.

7. Nomogoeva V. V. Tibetskaja medicina v Burjatii v kontekste social'noj modernizacii 1920-h godov // Bjul. Vost.-Sib. nauch. centra SO RAN, 2009. S. 284-286.

8. Polozhenie o tibetskoj medicine v Burjatii, SSSR. CVRK. F-471. D. № 134.

9. Predvaritel'naja ob#jasnitel'naja zapiska «Polozhenie o tibetskoj medicine v Burjatii». CVRK. F-471. D. № 118.

10. Tezisy po voprosu o tibetskoj medicine v Burrespublike. CVRK. OF. D. 448.

Библиографическое описание статьи

Ванчикова Ц. П., Ринчинова О. С. Проект Буручкома по реформированию тибетской медицины в БМАССР в 1920-е годы // Гуманитарный вектор. Сер. История. Политология. 2016. Том 11, № 4. C. 155-162. DOI: 10.21209/2307-1842-2016-11-4-155-162

Reference to article

Vanchikova Ts. P., Rinchinova O. S. The Project of the Buryat Scientific Committee on Reforming of the Tibetan Medicine in BMASSR in the 1920s // Humanitarian Vector. Series Philosophy. Cultural Studies. 2016. Vol. 11, No 4. P. 155-162. DOI: 10.21209/2307-1842-2016-11-4-155-162

Статья поступила в редакцию 24.05.2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.