Научная статья на тему 'Перспективы устойчивого развития этнографического образовательного туризма в Ярославской области'

Перспективы устойчивого развития этнографического образовательного туризма в Ярославской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
820
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОГРАФИЯ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ЯРОСЛАВСКАЯ ОБЛАСТЬ / ETHNOGRAPHY / EDUCATIONAL TOURISM / YAROSLAVL REGION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусейнова Алёна Гадировна

В статье рассматривается этнографический образовательный туризм Ярославской области, основные его направления и перспективы развития. Научная новизна исследования заключается в попытке автора проанализировать текущее состояние этнографического образовательного туризма Ярославской области, выявить основные методы этнографического познания, используемые в изучаемом регионе, а также сформировать рекомендации по продвижению данного вида туристской деятельности. В начале статьи автор подчёркивает актуальность данного направления туристской деятельности в современном обществе, для которого патриотическое воспитание и толерантное отношение населения являются важными задачами. Далее приводятся теоретические определения данного вида туризма, объекты и способы этнографического познания. Автор приводит материалы статистики о национальном составе населения, информативные данные о работе Ярославского регионального отделения Ассамблеи народов России, а также сведения о межнациональных проектах и мероприятиях, проводимых в регионе. Также большое внимание отводится рассмотрению особенностей этнографических комплексов, музеев, маршрутов, мероприятий, связанных с исследуемым видом туристской деятельности. В статье освещается опыт работы Государственного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» (ГОУ ДО ЯО ЦДЮТурЭК), Мокеевской средней школы Ярославского муниципального района, Великосельской средней общеобразовательной школы Гаврилов-Ямского муниципального района. В заключительной части приведены рекомендации по совершенствованию рассматриваемого вида туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гусейнова Алёна Гадировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNOGRAPHIC EDUCATIONAL TOURISM IN YAROSLAVL REGION: SUSTAINABLE DEVELOPMENT PROSPECTS

The article discusses the ethnographic educational tourism of Yaroslavl region, the main development directions and prospects. Scientific novelty of this article is in the author’s attempt to analyze current condition of ethnographic educational tourism in Yaroslavl region. The author tries to detect main methods of ethnographic cognition that used in region studied and make recommendations to promote this type of tourist activity. At the beginning of the article the author emphasizes the relevance of the directions of tourist activity in modern society for which important tasks are the patriotic education and tolerant attitude of the population. The article also gives theoretical definition of this type of tourism, ethnographic objects and ways of knowing. The author cites statistics materials about the ethnic composition of the population, informative data about the work of Yaroslavl regional department of the Assembly of Peoples of Russia, as well as information about international projects and activities that take place in the region. Also, great attention is paid to consideration of the features of ethnographic complexes, museums, routes, activities related to the studied type the tourist activity. The article provides an experience of the educational institutions of additional education “Center for children and youth tourism and excursions”, Mokeevskaya secondary school of Yaroslavl municipal district, Velikoselskaya secondary school of Gavrilov-Yamsky District municipal district. In the final part the author gives recommendations for improvement of this type of tourism.

Текст научной работы на тему «Перспективы устойчивого развития этнографического образовательного туризма в Ярославской области»

РЕГИОНАЛЬНЫЕ СТУДИИ ТУРИЗМА

REGIONAL TOURISM STUDIES ГУСЕЙНОВА Алёна Гадировна удк / udc 379.852

DOI: 10.22412/1995-0411-2017-11-1-75-81 Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского (Ярославль, Россия); аспирант; Центр детского и юношеского туризма и экскурсий; методист; e-mail: [email protected]

ПЕРСПЕКТИВЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ТУРИЗМА В ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

В статье рассматривается этнографический образовательный туризм Ярославской области, основные его направления и перспективы развития. Научная новизна исследования заключается в попытке автора проанализировать текущее состояние этнографического образовательного туризма Ярославской области, выявить основные методы этнографического познания, используемые в изучаемом регионе, а также сформировать рекомендации по продвижению данного вида туристской деятельности. В начале статьи автор подчёркивает актуальность данного направления туристской деятельности в современном обществе, для которого патриотическое воспитание и толерантное отношение населения являются важными задачами. Далее приводятся теоретические определения данного вида туризма, объекты и способы этнографического познания. Автор приводит материалы статистики о национальном составе населения, информативные данные о работе Ярославского регионального отделения Ассамблеи народов России, а также сведения о межнациональных проектах и мероприятиях, проводимых в регионе. Также большое внимание отводится рассмотрению особенностей этнографических комплексов, музеев, маршрутов, мероприятий, связанных с исследуемым видом туристской деятельности. В статье освещается опыт работы Государственного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» (ГОУ ДО ЯО ЦДЮТурЭК), Мокеевской средней школы Ярославского муниципального района, Великосельской средней общеобразовательной школы Гаврилов-Ямского муниципального района. В заключительной части приведены рекомендации по совершенствованию рассматриваемого вида туризма. Ключевые слова: этнография, образовательный туризм, Ярославская область.

На сегодняшний день актуальным является вопрос развития образовательного туризма в Ярославской области. Согласно «Стратегии развития туризма в Ярославской области до 2025 г.»1, образовательный туризм рассматривается в качестве одного из приоритетных видов туристской деятельности региона. Образовательный туризм предполагает следующие направления развития: организацию образовательных лагерей для школьников, разработку экскурсионных познавательных поездок, создание тематических парков, а также организацию межрегионального сотрудничества [1, 4].

Среди множества классификаций образовательного туризма важное место

1 Стратегия развития туризма в Ярославской области до 2025 года. URL: https:// rg.ru/2014/08/14/yaroslavl-post797-reg-dok.html (Дата обращения: 29.09.2016).

отводится историко-культурному виду. Одним из популярных подвидов историко-культурного образовательного туризма является этнический (этнографический) [2, 9]. В современной литературе понятие «этнографический туризм» трактуется следующим образом: вид познавательного туризма, основной целью которого является посещение этнографического объекта для познания культуры, архитектуры, быта и традиций народа, этноса, проживающего сейчас и проживающего когда-либо на данной территории. Так, согласно Е.В. Ко-лотовой [7], объекты этнографического образовательного туризма (этнографическое наследие) представлены в двух формах: существующие поселения или народности, имеющие традиционные формы хозяйствования, культурной жизни, либо музейные экспозиции в краеведческих

музеях, музеях народного быта и деревянного зодчества.

В современном мире за последние десятилетия произошли социальные, политические, экономические изменения, которые привели к географическим миграциям народов, их смешению, столкновениям. Неслучайно в средствах массовой информации все чаще употребляются понятия «этносы», «терпимость», «толерантность», «межнациональное общение» [10]. Очевидно, что формирование толерантных межнациональных отношений может осуществляться посредством образовательного этнографического туризма.

Всероссийская перепись населения 2010 г. подтверждает многообразие национальной структуры населения Ярославской области. По состоянию на 2010 год в национальной структуре населения Ярославской области традиционно значительно преобладает русское население - 1172,2 тыс. чел., что составляет 96% населения, указавшего национальную принадлежность. Кроме русских, в регионе насчитывалось 9 других наиболее многочисленных национальностей, численность населения которых превышала тысячу человек. Это украинцы - 9,5 тыс. чел., армяне - 7,2, азербайджанцы - 5,3, татары -5,0, езиды - 3,3, белорусы - 2,9, узбеки - 1,4, цыгане - 1,3, таджики - 1,2 тыс. чел.2.

Для развития и сохранения национальных культур, языков, традиций и укрепления духовной общности всех народов, проживающих в Ярославской области, было создано Ярославское региональное отделение Ассамблеи народов России. В табл. 1 представлены его основные формы работы.

Кроме того, представители народностей проводят праздники в соответствии с национальными обычаями, мастер-классы по приготовлению традиционных блюд, презентации национальной одежды и украшений, семинары по этнической культуре и обучение языкам.

Не вызывает сомнения, что государственные праздники Российской Федерации (4 ноября - День народного единства, и 12 июня - День России) направлены на содействие национально-культурному развитию народов, укрепление общероссийской гражданской идентичности, гражданского мира и согласия. Так, 12 июня 2016 г. в Ярославле проходило празднование под девизом «В дружбе народов - единство России». Одним из ярких событий этого праздника стал «Парад дружбы» - шествие представителей разных народов России, проживающих в городе Ярославль, истори-ко-краеведческая площадка «Россия - Родина моя», выставка рисунков и мастер-

Рис. 1 - Выступление танцевального ансамбля «Ритмы гор», 12.06.2016 (©Гусейнова А.Г., 2016)

Fig. 1 - Speech of the dance ensemble "Rhythms of Mountains ", 12.06.2016 (© A. Gusejnova, 2016)

2 В Ярославской области наиболее неблагоприятное соотношение полов - у русских // Ярновости. 28.03.2013. URL.: http://yarnovosti.com/rus/news/region/society/oblast_nacionalnost (Дата обращения: 29.09.2016).

Таблица 1 - Основные особенности работы Ярославского регионального отделения Ассамблеи народов России3

Table 1 - Main features of Yaroslavl regional department of the Assembly of Peoples of Russia

Мероприятия Примеры этнографических проектов

Детская передвижная художественная галерея Выставка детских работ на различных площадках Ярославской области на тему «Мы против террора», «Мой сосед»

Дни городов и народностей Дни Ярославля, дни Индии, Армении, Белоруссии, Чеченской республики, Дагестана

Межрегиональные фестивали и конкурсы Международный фестиваль искусств «Ярославские гуляния»; межрегиональный кинофестиваль национального кино «Родники культуры России»; Конкурс игры на национальных инструментах; «Мисс «Ассамблея народов России»; межнациональный турнир по мини-футболу на Кубок «Ассамблеи народов России»

Мероприятия, направленные на патриотическое воспитание молодёжи и воспитание толерантности Проект «Школы дружбы народов» для учащихся общеобразовательных школ

Публикация материалов о деятельности Ярославского регионального отделения Ассамблеи народов России Журнал «Содружество культур»

класс по изобразительному искусству «Моя любимая Родина», Ассамблеи народов России, концертная программа творческих коллективов, мастер-классы и выступления солистов Ассамблеи, хоровод дружбы4.

В свою очередь, в регионе всегда активно готовятся к празднованию Дня народного единства 4 ноября. Например, в преддверии праздника организуется Всероссийская акция «Большой этнографический диктант», в числе организаторов которой - Федеральное агентство по делам национальностей. Необходимо подчеркнуть, что среди основных задач конкурса следующие: оценка уровня этнографической грамотности населения страны, а также привлечение внимания к этнографии (этнологии) как науке, разработка рекомендаций по улучшению качества этнографического образования и просвещения россиян5, что благоприятствует ознакомлению с особенностями культуры народов, проживающих на общей территории, стационарным методом этнографического познания действительности.

Однако, существует и ещё один метод этнографического познания - маршрутный, который реализуется посредством изучения научной, публицистической литературы, материалов этнографических музеев, изучения памятников этнографического наследия через непосредственное ознакомление с ними в ходе экскурсий, экспе-диционно-поисковых маршрутов и т.п. [5]. В основе этнографических экспозиций как важного звена этнографического образовательного туризма могут быть представлены элементы крестьянского жилища, предметы одежды, бытовой утвари, игрушки, народные промыслы и прочие, которые часто называют этнопарками [6]. На территории Ярославской области размещаются этнографические комплексы, этнографические музеи, в том числе музеи образовательных организаций (17 сертифицированных музеев). В настоящее время в регионе действует ряд этнографических комплексов, деятельность ведущих из них охарактеризована в табл. 2.

Музейные экспозиции содержат коллекции народных костюмов, зодчества, предметов крестьянского быта и народно-

3 Ярославское региональное отделение Ассамблеи народов России. URL: http://www.nko76.ru/luchshie-praktiki/2012-11-21-16-32-18.html (Дата обращения: 29.09.2016).

4 Городские новости от 10.06.2016 г. URL: http://www.city-news.ru/news/society/v-yaroslavle-prazdnik-12-iyunya-proydet-pod-devizom-v-druzhbe-narodov-edinstvo-rossii/ (Дата обращения: 29.09.2016).

5 Портал органов государственной власти Ярославской области. Этнографический диктант. URL: http:// www.yarregion.ru/Pages/news.aspx?newsID=7754 (Дата обращения: 29.09.2016).

Таблица 2 - Этнографические комплексы Ярославской области

Table 2 - Ethnographic complexes of Yaroslavl Region

Название / местоположение, основной информационный ресурс Основные виды деятельности, общая характеристика экспозиции

Кацкая национальная культурная автономия д. Мартыново, Мышкин-ский МР; katskari.com Этнографический музей кацкарей - малой этнической общности русского народа, проживающей на реке Кадке на западе Ярославской области. Основная музейная программа «Побахорим по-кацкие», интерактивные инсценировки, мастер-классы

Туристический комплекс «Соляной остров», пос. Некрасовское, Некрасовский МР; ostrov-soli.ru/muzej «Соль Великая» - ландшафтно-этнографический музей-солеварня, представляющий реконструкцию варничного двора XVIII в. Экспозиция посвящена значению соли в русской культуре и древней профессии - солеварению

Историко-культурный комплекс «Вятское» в с. Вятское, Некрасовский МР; вятское-село.рф Историко-культурный комплекс раскрывает особенности истории «села, которое хотело стать городом» -с. Вятское, в котором располагаются более 10 музеев. Наиболее интересные из них: «Музей русской предприимчивости», «Вятского торгующего крестьянина», «Кухонной машинерии», «Возвращённой святыни» и др.

Историко-культурный центр «Русский парк», г. Переславль-Залес-ский; ruparkru.com Историко-культурный центр «Русский парк» - единственное место, где в одном пространстве собраны образцы культурного наследия русского народа XIX - нач. XX вв.

ТК «Алёша Попович двор» (музей «Алёшино подворье»), г.Ярославль; ap-dvor.ru Музей «Алёшино подворье» располагается в центре русской избы, где проходят интерактивные сценические представления героев русского фольклорного жанра

Мышкинский Центр туризма, Мышкинский МР; myshkintour.ru Мышкинский центр туризма представляет комплекс музеев, в т.ч. экспозицию деревянного зодчества и музей стариной техники под открытым небом, музей «Русские валенки», дом ремёсел с действующей кузницей и гончарной мастерской и др.

го творчества, характерных для населения определенных регионов, что знакомит туристов с историческим прошлым Ярославской земли. Это этнографические экспозиции следующих музеев: «Центр белорусской культуры», музей Максима Богдановича; музей истории г. Ярославля; Пошехонский историко-краеведческий музей; Музей городского быта; музей мифов и суеверий г. Углич, музей баклуш, этнографические музеи образовательных организаций6.

Вдобавок ко всему, в этнографических музеях Ярославской области, в том числе школьных, можно познакомиться с национальными традициями, обрядами, народными играми и праздничными развлечениями, которые демонстрируются с помощью интерактивных форм работы -мастер-классов, интерактивных инсценировок. Например, активисты музея «Мир русской деревни» Мокеевской средней школы Ярославского муниципального района осуществляют подготовку и презентацию теа-

тральных представлений обрядов: «Первый выгон скота», «Сбор ягод», «Капустницы», «Кузнечный промысел», «Обряды и обычаи, связанные с мельницей и мукомольным делом», «Похороны кукушки и кумление» [8].

Интересен опыт работы историко-эт-нографического музея «Светёлка», расположенного в с. Великое Гаврилов-Ям-ского района, где проводятся театральные представления этнографического проекта «Льняная сказка»: «Сватовство по-купечески», «Ярмарочные гулянья», «Посиделки на Покрова», «Рождественские святки-колядки», «Широкая Масленица», «Весенние забавы», «Царский подарок»7.

Актуальные вопросы развития этнографического образовательного туризма были рассмотрены на семинаре «Организация работы по сохранению этнографического наследия в музеях образовательных организаций», проведённом 18 февраля 2016 г. Центром детского и юношеского туризма и экскурсий, на котором осущест-

6 Каталог экскурсионных объектов участников патриотической туристско-краеведческой экспедиции «Моя Родина - Ярославия». ГОУ ДО ЯО «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий». Ярославль, 2015.

7 Великосельская Светелка - популярный туристический маршрут. URL: http://www.velikoeschool.ru/v2/ archives/825 (Дата обращения: 25.09.2015).

Рис. 2 - Интерактивная инсценировка активистов музея Мокеевской средней школы Ярославского муниципального района (© КолчинД.В.)

Fig. 2 - Interactive show of museum activists of Mokeevskaya Secondary School in Yaroslavl municipal district (© D. Kolchin)

влялся обмен опытом, информацией о деятельности педагогов, руководителей этнографических музеев области [3]. Кроме того, сотрудниками Центра разработаны тематические экскурсионные образовательные маршруты для обучающихся 5-8 классов «Этнографический калейдоскоп»,

которые являются одним из направлений развития Патриотической туристско-кра-еведческой экспедиции «Моя Родина -Ярославия». Объекты посещения образовательного маршрута названы в табл. 3.

Вдобавок ко всему вышеперечисленному, Фестиваль музеев образовательных ор-

Таблица 3 - Объекты посещения образовательного маршрута «Этнографический калейдоскоп»8

Table 3 - Objects of educational route "Ethnographic kaleidoscope"

Объекты Особенности экспозиции

Музей истории города Ярославля Экспозиция «Десять веков истории Ярославля» уникальна, поскольку лишь в интерьерах кузнецовской усадьбы перед посетителями разворачивается тысячелетняя история Ярославля - от древности и до наших дней. Искусно выполненный макет Ярославля, копии знаменитых храмов воссоздают облик древнего города

Ярославский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Экспозиция иллюстрирует исторические древности Древней Руси в VIII-XII вв.: быт, хозяйство, особенности промыслов и наследие культуры, этнографическое своеобразие вт. пол. XIX в. (экспозиции «Ярмарка», «История Ярославского края»)

Музей «Мир русской деревни» МОУ Мокеевская СОШ Ярославский МР Экспозиция музея рассказывает о быте населения русской деревни вт. пол. XIX - нач. XX вв. В музее воссоздан интерьер традиционного сельского дома. Насчитывается более 1000 экспонатов. Собран богатый фотоматериал и фрагменты деревянной резьбы Лютовского края, предметы крестьянского быта. Открыта сменная выставка изделий народных умельцев. Музей интерактивный: можно примерить национальный костюм и превратиться в хозяина или хозяйку, познакомиться с этнографическими обрядами и др.

Этнографический музей МОУ СОШ № 46 г. Ярославля В музее открыта экспозиция, посвящённая истории Твериц под названием «Музей истории, архитектуры и быта Твериц». Музей располагает богатой коллекцией документов, фотографий, предметов быта, отражающих историю становления и развития Тверицкой слободы

8 ГОУ ДО ЯО «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» Образовательные маршруты. URL: http://

turist.edu.yar.ru/moya_rodina_minus_yaroslaviya/eom/etnograficheskiy_kaleydoskop.pdf (Дата обращения:

29.09.2016).

Рис. 3 - Объекты выставки музеев образовательных организаций на тему: «Культура и быт ярославской деревни», 01.03.2016 (© ГусейноваА.Г., 2016)

Fig. 3 - Exhibition objects of museums of educational organizations on the theme: «Culture and Life of Yaroslavl countryside», 01.03.2016 (© A. Gusejnova, 2016)

ганизаций Ярославской области в 2016 г. был посвящен этнографии Ярославской области. Традиционные составляющие данного фестиваля - выставка музейных экспозиций и конкурс активистов музеев - организовывались согласно заявленной теме «Культура и быт ярославской деревни».

В диссертационном исследовании В.Л. Погодиной приводится следующее

утверждение: «Этнографические особенности населения представляют значительный интерес для обучающихся, поскольку этническое разнообразие делает общество многоаспектным, вариативным. В городах, где сохраняются этнографические особенности в культуре и бытовой жизни, имеются дополнительные условия для развития образовательного туризма» [10].

Следовательно, Ярославская область обладает высоким потенциалом для формирования и совершенствования этнографического образовательного туризма. В качестве рекомендаций по развитию этнографического образовательного туризма можно считать следующие: 1) организация образовательных лагерей этнографического направления для ознакомления с культурой народов, населяющих Ярославскую область; 2) формирование этнографических туристских маршрутов для жителей и гостей Ярославской области; 3) создание «Этно-парка» - базовой площадки для сплочения народов разных национальностей, населяющих Ярославскую область, и воспитания толерантного отношения к культуре других народов; 4) включение этнографии в школьный образовательный процесс в качестве факультативного предмета.

Список источников:

1. Аманжолова Д.А. К вопросу о культурной преемственности поколений и формировании базовых ценностей молодёжи // Современные проблемы сервиса и туризма. 2014. Т. 8. № 3. С. 13-26. DOI: 10.12737/5595.

2. Ганьшина Г.В. Интеграция этнокультурных событий в социальное пространство России // Современные проблемы сервиса и туризма. 2012. № 4. С. 16-24.

3. ГусейноваА.Г. Особенности интерактивных форм работы музеев образовательных организаций Ярославской области // Современные проблемы туризма и сервиса. 2016. Т.10. № 2. С. 64-72.

4. Гусейнова А.Г., Морозова В.В. Межрегиональное сотрудничество как один из факторов развития образовательного туризма в Ярославской области // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. Т.9. № 3. С. 99-104. DOI: 10.12737/12888.

5. ИерусалимскаяС.Ю. Досуговая и учебная деятельность школьных библиотек начала XX в. (на материалах Угличского уезда Ярославской губернии) // Современные проблемы сервиса и туризма. 2010. № 4. С. 8-12.

6. Ключикова В.Б. Этнопарки: некоторые аспекты создания и развития в России и за рубежом // Современные проблемы сервиса и туризма. 2013. № 1. С. 59-67.

7. Колотова Е.В. Рекреационное ресурсоведение. М.: РМАТ, 1999. 135 с.

8. Колчин Д.В., Мякина В.В. Обычаи и обряды Ярославского края в инсценировках краеведов Мо-кеевской школы. Ярославль: ООО Компания «АС», 2014.

9. Комарова М.Е. Этнографическая культура как региональный туристский ресурс (на примере Белгородской области) // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. Т. 9. № 4. С. 79-87. DOI: 10.12737/14535.

10. Погодина В.Л. Образовательный туризм и его роль в профессиональной компетенции учителей географии: автореф. дисс. СПб.: ГОУ ВПО РГПУ им. А.И. Герцена, 2009.

Aljona G. GUSEYNOVA

Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinsky (Yaroslavl, Russia); PhD student; Center for Children and youth tourism and excursions in Yaroslavl region; Specialist; e-mail: [email protected]

ETHNOGRAPHIC EDUCATIONAL TOURISM IN YAROSLAVL REGION: SUSTAINABLE DEVELOPMENT PROSPECTS

The article discusses the ethnographic educational tourism of Yaroslavl region, the main development directions and prospects. Scientific novelty of this article is in the author's attempt to analyze current condition of ethnographic educational tourism in Yaroslavl region. The author tries to detect main methods of ethnographic cognition that used in region studied and make recommendations to promote this type of tourist activity. At the beginning of the article the author emphasizes the relevance of the directions of tourist activity in modern society for which important tasks are the patriotic education and tolerant attitude of the population. The article also gives theoretical definition of this type of tourism, ethnographic objects and ways of knowing. The author cites statistics materials about the ethnic composition of the population, informative data about the work of Yaroslavl regional department of the Assembly of Peoples of Russia, as well as information about international projects and activities that take place in the region. Also, great attention is paid to consideration of the features of ethnographic complexes, museums, routes, activities related to the studied type the tourist activity. The article provides an experience of the educational institutions of additional education "Center for children and youth tourism and excursions", Mokeevskaya secondary school of Yaroslavl municipal district, Velikoselskaya secondary school of Gavrilov-Yamsky District municipal district. In the final part the author gives recommendations for improvement of this type of tourism.

Keywords: ethnography, educational tourism, Yaroslavl region.

References

1. Amanzholova, D.A. (2014). K voprosu o kul'turnoj preemstvennosti pokolenij i formirovanii bazovyh cennostej molodjozhi [On the cultural continuity of generations and the formation of the basic values of youth]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 8(3), 13-26. doi: 10.12737/5595. (In Russ.).

2. Ganshina, G.V. (2012). Integracija etnokul'turnyh sobytij v social'noe prostranstvo Rossii [Integration of ethnocul-tural events into social area] // Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 6(4), 16-24. (In Russ.).

3. Guseynova, A.G. (2016). Osobennosti interaktivnyh form raboty muzeev obrazovatel'nyh organizacij Yaroslavskoj oblasti [Features of interactive work forms of museums under educational organizations in Yaroslavl region]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 10(2), 64-72. (In Russ.).

4. Guseynova, A.G., & Morozova, V.V. (2015). Mezhregional'noe sotrudnichestvo kak odin iz faktorov razvitija obrazovatel'nogo turizma v Yaroslavskoj oblasti [Inter-regional collaboration as the factor of educational tourism development in Yaroslavl region]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 9(3), 99-104. doi: 10.12737/12888. (In Russ.).

5. Ierusalimskaya, S.Yu. (2010). Dosugovaja i uchebnaja dejatel'nost' shkol'nyh bibliotek nachala XX v. (na materialah Uglichskogo uezda Yaroslavskoj gubernii) [Leisure and educational activities of school libraries at the beginning of XX century (based on data on Uglich County of Yaroslavl province)]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 4(4), 8-12. (In Russ.).

6. Klyuchikova, V.B. (2013). Etnoparki: nekotorye aspekty sozdanija i razvitija v Rossii i za rubezhom [Ethno parks: some aspects of formation and development in Russia and abroad]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 7(1), 59-67. (In Russ.).

7. Kolotova, E.V. (1999). Rekreacionnoe resursovedenie [Recreational resources studies]. Moscow: RIAT. (In Russ.).

8. Kolchin, D.V., & Mjakina, V.V. (2014). Obychai i obrjady Yaroslavskogo kraja v inscenirovkah kraevedov Mokeevskoj shkoly [Customs and rites of Yaroslavl region in stagings of the regional specialists of Mokeevskoy school]. Yaroslavl: LLC "AC". (In Russ.).

9. Komarova, M.E. (2015). Etnograficheskaja kul'tura kak regional'nyj turistskij resurs (na primere Belgorodskoj oblasti [Ethnographic culture as a regional tourism resource (experience of Belgorod region)]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 9(4), 79-87. doi: 10.12737/14535. (In Russ.).

10. Pogodina, V.L. (2009). Obrazovatel'nyj turizm i ego rol' v professional'noj kompetencii uchitelej geografii [Educational tourism and its role in the professional competence of teachers of geography]: Doctor of Pedagogical dissertation: author's abstract. St. Petersburg: Herzen State Pedagogical University. (In Russ.).

Гусейнова А.Г. Перспективы устойчивого развития этнографического образовательного туризма в Ярославской области // Современные проблемы сервиса и туризма. 2017. Т. 11. № 1. С. 75-81. DOI: 10.22412/1995-0411-2017-11-1-75-81. Дата поступления статьи: 08 октября 2016 г.

Guseynova, A.G. (2017). Ethnographic educational tourism in Yaroslavl region: Sustainable development prospects. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 11(1), 75-81. doi: 10.22412/1995-0411-2017-11-1-75-81. (In Russ.). Received October 8, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.