РЕГИОНАЛЬНЫЕ СТУДИИ ТУРИЗМА
REGIONAL TOURISM STUDIES
ГУСЕЙНОВА Алёна Гадировнаа, УДК 379.851
ФИЛИППОВ Григорий Александрович6 DOI: 10.22412/1995-0411-2017-11-3-84-94
Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского (Ярославль, РФ);
а аспирант; методист Центра детского и юношеского туризма и экскурсий; e-mail: aljonka2401@mail.ru;
б кандидат педагогических наук, доцент; советник ректората по вопросам воспитательной работы и социального партнёрства; e-mail: g.filippov@yspu. org
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ТУРИСТСКИХ СЛЁТОВ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ТЕРРИТОРИИ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
Статья посвящена вопросам организации и проведения туристских слётов на территории Ярославской области. В начале статьи обозначена актуальность, новизна изучаемого авторами вопроса. Далее рассматриваются педагогические аспекты туристских слётов, выявление их функциональных особенностей, приводится анализ слётов, проводимых на территории Ярославской области. Во-первых, авторы интерпретируют понятие туристский слёт как педагогическую систему. Во-вторых, в статье проводится анализ турслётов Ярославской области: II Всероссийского студенческого туристского слёта активного и самодеятельного туризма «Ночи над Волгой», а также Областного профильного непередвижного палаточного лагеря «70-го туристского слёта обучающихся образовательных организаций Ярославской области». Данный анализ проведён по следующим критериям: выявление целей в форме дерева целей, приведение организационных характеристик, исследование основных принципов мероприятий программ слётов, выработка функциональных особенностей, подведение результатов. В то же время в статье перечислены уникальные формы проведения мероприятий, используемые в программах изучаемых слётов, а также характеризуются основные черты соревнований. В статье приведены фотоматериалы, которые были сделаны по итогам проведения рассматриваемых турслётов. Кроме того, авторы осуществляют попытку определить составляющие понятия туристских слётов (на примере турслётов, проводимых в Ярославской области). Вдобавок ко всему вышеперечисленному в данной статье приводятся рекомендации по совершенствованию программ молодёжных туристских слётов. В заключении статьи туристские слёты обозначены в качестве драйвера развития образовательного туризма Ярославской области. Ключевые слова: туристский слёт, образовательная организация, Ярославская область.
В настоящее время образовательный туризм - одно из приоритетных направлений развития туризма Ярославской области. Основываясь на теоретических данных «Стратегии развития туризма в Ярославской области до 2025 года»1, можно полагать, что основные мероприятия развития образовательного туризма региона следующие: организация обра-
1 Стратегия развития туризма в Ярославской области до 2025 года. M.: ФГБОУ ВПО РГУТИС, 2013.
зовательных лагерей для молодёжи, разработка экскурсионных познавательных поездок, создание тематических парков, а также организация межрегионального сотрудничества. Очевидно, что организация образовательных лагерей является одним из направлений формирования туристской отрасли Ярославской области. Среди образовательных лагерей можно выделить туристские слёты, которые также направлены на формирование знаний, умений и навыков в туристской области,
что впоследствии может также определить профессиональный путь становления обучающихся [2].
Согласно учебно-методическому пособию «Туристские слёты и соревнования учащихся» Ю.С. Константинова [5], туристские слёты и соревнования обучающихся являются одной из важных форм подготовки и проверки готовности туристских групп к совершению безаварийного, содержательного туристского похода, а также формой обмена опытом работы и пропаганды всего нового, появившегося в туризме за последнее время. Также учёный подчёркивает то, что туристские слёты служат не только целям обучения и проверки полученных учащимися навыков, но и хорошей школой подготовки педагогов, занимающихся туристско-кра-еведческой работой. Рассматриваемый нами вопрос актуален, потому как туристские слёты проводятся в целях популяризации ценностей активного и здорового образа
Дело в том, что единого определения понятия туристский слёт не существует, потому как рассматриваемая форма образовательного туризма зависит от целей, которые ставят организаторы того или иного слёта. В то же время структура проведения слётов в разных случаях сходная. Чаще всего туристский слёт представляет собой сбор туристов в конкретном регионе для выполнения предварительно намеченной программы, которая направлена на подготовку к туристско-краеведческой деятельности [4]. Чтобы определить функциональные особенности туристских слётов необходимо обратиться к конкретным мероприятиям. По нашему мнению, одними из
жизни, что является одной из неотъемлемых задач современного общества.
В свою очередь, научная новизна нашего исследования заключается в следующем:
1) обозначение туристских слётов в качестве педагогической системы;
2) выявлении функциональных особенностей туристских слётов;
3) проведении анализа туристских слётов Ярославской области для школьников и студентов;
4) формировании рекомендаций по совершенствованию программ туристских слётов и раскрытие составляющих понятия «туристский слёт» на примере Ярославской области.
Мы полагаем, что туристские слёты для обучающихся можно рассмотреть в виде педагогической системы, которая включает в себя компоненты образовательного процесса: обучение, развитие и воспитание [1, 7]. В табл. 1 предложена педагогическая система, которую представляет собой туристский слёт.
наиболее зрелищных и результативных являются следующие молодёжные туристские слёты, проводимые на территории Ярославской области: Всероссийский студенческий туристский слёт активного и самодеятельного туризма «Ночи над Волгой», а также Областной профильный непередвижной палаточный лагерь «70-ый туристский слёт обучающихся образовательных организаций Ярославской области».
Всероссийский студенческий туристский слёт активного и самодеятельного туризма «Ночи над Волгой» представляет собой активную форму образовательного туризма, мероприятия которого осуществляются на территории Ярославской
Таблица 1 - Туристский слёт как педагогическая система (сост. по [4, 6, 7, 8])
Table 1 - Tourist rally as a pedagogical system
Педагогический процесс Результат
Обучение Освоение новых компетенций, разделов дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ туристско-краеведческой направленности
Развитие Отработка туристских навыков, подготовка к совершению самостоятельных походов
Воспитание Формирование командного духа, применение особенностей тимбилдинга
области. Всероссийский студенческий туристский слёт «Ночи над Волгой»2 был организован Ярославским государственным педагогическим университетом им. К.Д. Ушинского по поручению Министерства образования и науки Российской федерации при экспертной поддержке АНО «Центр исследования и развития молодёжного туризма». Данный слёт проводился уже второй раз на территории Ярославской области, а именно в
Мышкинском муниципальном районе. Участниками слёта стали студенты ведущих российских вузов. Рассматриваемое авторами мероприятие проводилось с целью популяризации ценностей активного и здорового образа жизни среди современного студенчества. Для осуществления поставленной цели необходимо было решить ряд подцелей - задач, которые представлены в форме дерева целей на рис. 1.
Популяризация ценностей активного и здорового образа жизни среди современного студенчества
Трансляция передового
опыта в области активного и самодеятельного туризма
Развитие туристских студенческих объединений вузов
Укрепление связей между студенческими организациями вузов России
Укрепление здоровья, духовное и физическое воспитание студентов
Приобретение студентами практических туристских навыков
Развитие лидерских Патриотическое
качеств руководителей воспитание студентов
и участников студенческих через туристско-краевед-
объединений вузов ческую работу
Рис. 1 - Дерево целей II Всероссийского студенческого туристского слёта активного и самодеятельного туризма «Ночи над Волгой»
Fig. 1 - Objectives tree of the II All-Russia student's active and amateur tourism rally "Nights over the Volga"
Всероссийский студенческий туристский слёт активного и самодеятельного туризма «Ночи над Волгой» формировался на двух площадках для реализации и развития современных форм активного туризма:
- палаточном лагере на Волге, реализующем знакомство студентов с современными возможностями активного туризма и представляющий интерактивную площадку для совместного проектирования стратегий развития активных молодёжных туров;
- медиа-площадке для взаимодействия приверженцев активного отдыха из различных вузов России в течение года.
2 Положение о проведении II Всероссийского студенческого туристского слёта активного и самодеятельного туризма «Ночи над Волгой»
Интересными и познавательными являются мероприятия Всероссийского студенческого туристского слёта активного и самодеятельного туризма «Ночи над Волгой», среди которых следующие: встречи с экспертами и опытными российскими путешественниками, мастер-классы и тренинги по приобретению стартовых навыков организации и участия в турпоходе, контрольно-туристический маршрут, творческие и интеллектуальные конкурсы, соревнования по командным видам спорта, интерактивная экскурсионная программа по г. Мышкин.
В табл. 2 представлена программа мероприятий Всероссийского студенческого туристского слёта активного и самодеятельного туризма «Ночи над Волгой».
Рис. 2 - Команда организаторов II Всероссийского студенческого туристского слёта активного и самодеятельного туризма «Ночи над Волгой» во главе с ректором ЯГПУ им. К.Д. Ушинского М.В. Груздевым (Фотография Центра исследования и развития молодёжного туризма, 03.08.2016)
Fig. 2 - Team of organizers of the II All-Russia student's active and amateur tourism rally "Nights over the Volga"
Таблица 2 - Программа туристских и развлекательных мероприятий для студентов Всероссийского молодёжного слёта активного и самодеятельного туризма «Ночи над Волгой» (Мышкин, 3-6 августа 2016 г.)3
Table 2. Program of tourist and fun activities for students of the II All-Russia student's active and amateur tourism rally "Nights over the Volga" (Mishkin, August 3-6, 2016)
Дата Мероприятия
03.08.2016 Заезд и размещение делегаций в палаточном лагере, тимбилдинг для рабочих групп, церемония Открытия Слёта, «Кино-Ночь»: просмотр художественного фильма с обсуждением
04.08.2016 Зарядка, мастер-классы от экспертов в области активного туризма, конкурс поваров, встречи с известными русскими путешественниками, вечерняя интерактивная программа «Volga Nights»
05.08.2016 Зарядка, контрольно-туристский маршрут (КТМ), любительский чемпионат по волейболу/мастер-класс игры на гитаре, кейс-турнир по проблемам активного туризма, игра «Что? Где? Когда?»: легенды активного туризма, дискотека на открытом воздухе, флеш-моб «Загадай желание»
06.08.2016 Мегатур по г.Мышкин, торжественная церемония Закрытия Слёта
Проанализировав туристские и развлекательные мероприятия для студентов Всероссийского молодёжного слёта активного и самодеятельного туризма «Ночи над Волгой», можно вывить следующие функциональные его особенности:
3 Отчёт по организации и проведению всероссийского молодёжного форума активного и самодеятельного туризма.
1. Ознакомление с направлениями активного туризма и принципами планирования увлекательного и безопасного похода в процессе встречи с экспертами и опытными российскими путешественниками.
2. Приобретение и отработка стартовых навыков организации и участия в турпоходе, которые аккумулировались во время проведения тренингов по оказанию первой медицинской помощи, по подготовке и экс-
плуатации походного снаряжения, мастер-классов по походной кулинарии, экологии туризма, планированию похода, тревел-журналистике, фандрайзингу в туризме, психологических тренингов и тимбилдинга.
3. Развитие туристских способностей по средствам прохождения Контрольно-туристского маршрута (КТМ).
4. Приобщение современной молодежи к опыту и культурному потенциалу туристского движения и формирование новых традиций активного туризма, чему способствовали творческие конкурсы.
5. Популяризация путешествий по малым городам России и развитие инновационных форм активного и познавательного туризма во время проведения интерактивной экскурсионной программы по г. Мышкин.
6. Формирование дискуссионной площадки среди студентов для обсуждения проблем формирования студенческих турклубов, развития молодёжного туризма, создания молодёжных туристских медиа-центров и инновационных форматов путешествий по малым городам России.
7. Обеспечение культурного досуга студентов в результате просмотра художественного фильма с обсуждением («КиноНочь»), проведения интеллектуального шоу «Что? Где? Когда?» на тему активного туризма, а также соревнований по командным видам спорта.
Рис. 3 - Отработка навыков по переносу и транспортировке пострадавшего во время прохождения контрольно-туристского маршрута в рамках слёта
Fig. 3 - Elaboration of skills for the transfer and transportation of the victim during the passage of the control and tourist route within the framework of the rally
Рис. 4 - Участники вечерней интерактивной программы «Volga Nights»
Fig. 4 - Participants of the evening interactive program
"Volga Nights"
На наш взгляд, можно выделить следующие основные результаты проведения Всероссийского молодёжного слёта активного и самодеятельного туризма «Ночи над Волгой»:
1. Подъем в области молодёжного самодеятельного туризма, что подтверждается фактически: возрождением турклуба Ярославского государственного педагогического университета им. К.Д. Ушинского.
2. Рост организаторских компетенций студентов, а именно переход их из роли участника в роль организатора.
3. Получение новых навыков во всех проявлениях молодёжного туризма: от путешествия автостопом до преодоления водных преград на катамаране, что подчеркивает отношение туристских слётов к образовательному туризму.
4. Сплочение коллектива как вну-тривузовской команды, так и студентов разных вузов.
В 2016 г. во Всероссийском молодёжном слёте активного и самодеятельного туризма «Ночи над Волгой» приняло участие 268 студентов из 34 вузов Российской Федерации. Необходимо отметить то, что в Слёте также принимала участие делегация из Республики Армения, представляющая Российско-Армянский (Славянский) университет.
Следовательно, Турслёт «Ночи над Волгой» - это сочетание классики и опыта активного туризма с интересными для молодёжи форматами путешествий и отдыха, такими как: йога-зарядка, фитнес-трени-
ровка, киносеанс под открытым небом, фо-тофлешмоб, <^о^а-квест», интерактивный Мегатур в г. Мышкин.
Однако на территории Ярославской области проводятся турслёты не только для студентов, но и для школьников. Одним из значимых мероприятий туристской направленности, проводимых на территории Ярославской области в 2016 году для школьников, является Областной профильный непередвижной палаточный лагерь «70-ый туристский слёт обучающихся образовательных организаций Ярославской области». Организатором рассматриваемого слёта стал департамент образования Ярославской области, проведение Слёта осуществляло государственное образовательное учреждение дополнительного образования Ярославской области «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» (далее ГОУ ДО ЯО ЦДЮТурЭк). Участниками мероприятия являлись команды обучающихся образовательных организаций
Ярославской области, в составе которых школьники трех различных возрастных групп (1998-2004 гг. рождения). Необходимо отметить, что каждую команду возглавлял представитель, назначенный приказом руководителя Образовательной организации и судья от команды для проведения массовых соревнований. Данный слёт проводился с 16 по 22 июня 2016 г. в районе оздоровительного лагеря «Борок» Борисоглебского муниципального района. Областной профильный непередвижной палаточный лагерь «70-ый туристский слёт обучающихся образовательных организаций Ярославской области»4 проводился в целях пропаганды здорового образа жизни и развития массового детского школьного туризма как одного из средств патриотического, эстетического и физического воспитания. Для реализации поставленной цели необходимо было решить ряд подцелей - задач, которые представлены в форме дерева целей на рис. 5.
Пропаганда здорового образа жизни и развития массового детского школьного туризма как одного из средств патриотического, эстетического и физического воспитания
Совершенствование технических и тактических приёмов преодоления реальных
препятствий в спортивных походах
Развитие практических
туристских навыков
школьников
Организация активного отдыха обучающихся в каникулярное время
Выявление сильнейших
команд обучающихся
в Ярославской области
Формирование командного
духа посредством участия в соревнованиях
Рис. 5 - Дерево целей Областного профильного непередвижного палаточного лагеря «70-го туристского слёта обучающихся образовательных организаций Ярославской области»
Fig. 5 - Objectives tree Regional profile non-mobile campground "The 70th tourist rally of training educational organizations of Yaroslavl region"
Во время Слёта специалистами ГОУ ДО ЯО ЦДЮТурЭк проводились обучающие занятия и соревнования по спортивному ориентированию, технике пешеходного туризма, технике водного туризма и обширная конкурсная программа: конкурс туристских газет, костровых, конкурс «визитная карточка команды», конкурс по вязке узлов,
конкурс туристов-знатоков, краеведов-экологов и др.
4 Положение о проведении областного профильного непередвижного палаточного лагеря «70-й туристский слёт обучающихся образовательных организаций Ярославской области».
Рис. 6 - Участники 70-го туристского слёта обучающихся образовательных организаций Ярославской области. Команда «Жемчужины Залесья» Муниципальное учреждение дополнительного образования «Станция юных туристов», г. Переславль-Залесский (Автор фотографии: О.И. Вишневский, 18.06.2016)
Fig. 6 - Participants of the 70th tourist rally of training educational organizations of Yaroslavl region. The team «Pearls of Zalesye", Pereslavl-Zalessky
Проведение Областного профильного непередвижного палаточного лагеря «70-го туристского слёта обучающихся об-
разовательных организаций Ярославской области» проходило в соответствии с программой, представленной в табл. 3.
Таблица 3 - Программа Областного профильного непередвижного палаточного лагеря «70-го туристского слёта обучающихся образовательных организаций Ярославской области»
Table 3 - The program of the 70th tourist rally of training educational organizations of Yaroslavl region
Дата Мероприятия
16.06.2016 Заезд и размещение команд, работа мандатной комиссии, соревнования по спортивному ориентированию по выбору
17.06.2016 Открытие Слёта, лично-командные соревнования по спортивному туризму «Дистанция - пешеходная», конкурс «Визитная карточка»
18.06.2016 Соревнования по виду «Контрольный туристский маршрут»
19.06.2016 Соревнования по спортивному туризму «Дистанция - пешеходная - группа», конкурс газет
20.06.2016 Соревнования по спортивному ориентированию в заданном направлении, конкурс краеведов и экологов, заключительная вечерняя программа
21.06.2016 Награждение, дополнительные конкурсы
22.06.2016 Закрытие Слёта
Анализ проводимых соревнований, интеллектуальных и творческих конкурсов позволяет выявить следующие функциональные особенности Областного профильного непередвижного палаточного лагеря «70-го туристского слёта обучающихся образовательных организаций Ярославской области»:
1. Овладение основными особенностями организации похода, туристскими приемами, методами, правилами ведения туристского быта и оказания первой помощи пострадавшему в походе, эколого-крае-ведческими знаниями.
2. Практическое применение и совершенствование туристских навыков при участии обучающихся в соревнованиях спортивного ориентирования,соревнованиях по
лично-командной (туратлон) и командной технике туризма, прохождении контрольно-туристского маршрута. Наиболее детальное описание соревнований Областного профильного непередвижного палаточного лагеря «70-го туристского слёта обучающихся образовательных организаций Ярославской области» представлено в табл. 4.
3. Формирование индивидуальных способностей в процессе преодоления препятствий соревнований и участия в туристских конкурсах, таких как: «Конкурс туристов-знатоков», соревнования по рафтингу, ориентирование по выбору, конкурс вязки узлов, «Московский лабиринт», спасательные работы на воде, жумаринг, инакор.
4. Обеспечение культурного досуга обучающихся в результате их участия в
спортивных играх (мини-футболе, круговой лапте, волейболе), творческих конкурсах: «Конкурс костровых», «Визитная карточка», «конкурс туристских газет».
5. Формирование сплоченного коллектива посредством временного совместного проживания, работы в команде и ведения туристского быта.
Рис. 7 — Подготовка участников 70-ого Туристского слёта обучающихся образовательных организаций Ярославской области» к соревнованиям по рафтингу (Автор фотографии: О.И. Вишневский, 18.06.2016)
Fig. 7 — Preparation of the participants of the tourist rally for
rafting competitions
Таблица 4 - Особенности проведения соревнований 70-го Туристского слёта обучающихся образовательных организаций Ярославской области
Table 4 - Features of the 70th tourist rally of training educational organizations of Yaroslavl region
Название соревнований Условия проведения5
Соревнования по виду «Дистанция - пешеходная - группа» (командная техника туризма на короткой дистанции) Участвуют 6 человек. Команды младшей и средней групп проходят дистанцию 400 - 800 метров. Дистанция может включать этапы: вязка узлов, переноска пострадавшего, кочки, переправа по параллельным перилам, переправа по бревну, прохождение по наклонному или качающемуся бревну, преодоление завала, маятниковая переправа, мышеловка, подъем и спуск по перилам спортивным способом, забор, гать, лабиринт и т.п.
Командные соревнования по виду «Контрольный туристский маршрут» Участвуют 7 человек. Соревнования проводятся в форме ралли, командам устанавливается график движения по маршруту на дистанции 3-5 км, команды проходят путь, пользуясь картой. Этапы дистанции: предстартовая проверка, оказание первой медицинской помощи, транспортировка пострадавшего и изготовление носилок, преодоление заболоченного участка по кочкам, вязка узлов, переправа по параллельным перилам, переправа через реку (овраг) по бревну, наведенному командой, переправа через водную преграду на плавсредствах, определение расстояния по карте, определение азимута на ориентир, определение ориентира по азимуту, определение расстояния до недоступного предмета, определение азимута по карте, определение высоты дерева, топографические знаки, обозначенный маршрут, маркированная трасса, ориентирование по «легенде» (описанию маршрута), азимутальный ход, преодоление заболоченного участка по кладям из жердей, подъем, спуск, траверс склона. Дополнительные этапы для старшей группы: навесная переправа, подъем и спуск по склону, переправа по бревну, траверс склона, маятник, брод, гать, параллельные перила, транспортировка пострадавшего
Ориентирование в заданном направлении Лично-командные соревнования. Участвует 7 человек. Результат команды определяется по сумме баллов. Штраф за не взятый контрольный пункт - 1 час. Штраф за превышение контрольного времени - 1 час
Лично-командные соревнования «Дистанция - пешеходная» Соревнования для средней и младшей группы проводятся в форме «Туратлона». На местности расположено несколько технических этапов. Участник за контрольное время должен набрать наибольшее количество баллов, преодолевая препятствия, в конце которых делает в своей карточке отметку компостером контрольного пункта. Работу на этапе можно начинать только после его освобождения. Каждые полные 10 секунд превышения контрольного времени - 1 балл штрафа
5 Общие условия соревнований. Приложение 7 к положению о проведении областного профильного непередвижного палаточного лагеря «69-й туристский слёт обучающихся образовательных организаций Ярославской области».
К результатам Областного профильного непередвижного палаточного лагеря «70-ого Туристского слёта обучающихся образовательных организаций Ярославской области» относятся:
1. Развитие заинтересованности обучающихся к практической туристской деятельности, что подтверждается неоднократным участием большого числа школьников в мероприятиях слёта.
2. Формирование чувства ответственности за командный результат, целеустремлённости и стремления к получению призовых мест.
3. Освоение обучающимися туристских навыков, позволяющих использовать их при организации похода, туристских соревнований, что подчёркивает отношение данной формы туризма к образовательному виду.
4. Сплочение коллектива участников слёта как внутри команды, так и между командами различных образовательных организаций регионов Ярославской области.
В результате в «70-ом туристском слёте обучающихся образовательных организаций Ярославской области» приняло участие 270 обучающихся образовательных организаций Ярославской области из 9 муниципальных районов Ярославской области: Борисоглебского, Брейтовско-го, Рыбинского, Тутаевского, Угличского, Ярославского муниципальных районов и городских округов городов Ярославля, Переславля и Рыбинска [3].
Очевидно, что Областной профильный непередвижной палаточный лагерь «70-ый туристский слёт обучающихся образовательных учреждений Ярославской области» является одним из образцовых туристских мероприятий для школьников, имеющий длительную историю развития, сложившиеся традиции и ежегодно отличающийся совершенствованием программы, применяемых форм и этапов соревнований, туристских, творческих конкурсов.
Так как результаты рассмотренных туристских слётов были подведены ранее, ограничимся рекомендациями. Важно то, что при организации программы
туристских слётов необходимо учитывать следующее:
1. Соблюдение правил техники безопасности при проведении соревнований на воде или суше.
2. Использование в формировании программы мероприятий слёта современных методик, способных заинтересовать подрастающее поколение.
3. Внедрение в деятельность мероприятий слёта психологических методик тимбилдинга, обеспечивающих положительные взаимоотношения в команде.
4. Варьирование активных и интеллектуальных видов деятельности во время проведения слёта.
5. Привлечение опытных специалистов для организации работы с обучающимися, способных сформировать необходимые образовательные компетенции посредством организации деятельности.
6. Включение массовых мероприятий в программу слёта, обеспечивающих смешение обучающихся разных команд, направленное на их знакомство друг с другом, снижение конкуренции между ними, а также сплочения общего коллектива участников слёта.
Рассмотренные нами примеры организации туристских слётов среди обучающихся свидетельствуют о том, что туристский слёт - это:
1. Педагогическая система, включающая педагогические процессы: обучение, развитие, воспитание.
2. Активная форма образовательного туризма, позволяющая формировать необходимые образовательные компетенции в результате путешествия.
3. Яркая модель организации тимбилдинга, обеспечивающая сплочение коллектива посредством процесса ко-мандообразования.
4. Драйвер - неотъемлемый элемент развития образовательного туризма Ярославской области.
В заключение необходимо подчеркнуть, что организация туристских слётов на территории Ярославской области становится традиционной активной формой образовательного туризма региона. К
примеру, в 2017 г. в Ярославской области ский слёт юных краеведов, туристов (исто-
будет проходить Всероссийский турист- риков, экологов, этнографов, географов)6.
Описок источников:
1. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: ВГУ, 1977.
2. Гусейнова А.Г. Развитие детских лагерей как драйвер образовательного туризма в Ярославской области // Географический вестник. 2015. №4. С. 57-65.
3. Гусейнова А.Г. Туристский слёт обучающихся образовательных организация Ярославской области как активная форма образовательного туризма региона // Социальная защита и здоровье личности в контексте реализации прав человека: наука, образование, практика: Сб. работ по мат. Междунар. науч.-практ. конф. Минск: БГУ, 2015. С. 585-588.
4. Журавский А.Ю. Методические основы проведения туристских слётов со студентами // Здоровье для всех. 2009. №1. С. 48-51 с.
5. Константинов Ю.С. Туристские слёты и соревнования учащихся. М.: ЦДЮТиК МО РФ, 2000. 228 с.
6. Спирин Л.Ф., Степинский М.А., Фрумкин М.Л. Основы педагогического анализа. Ярославль: ЯГПИ им. К.Д. Ушинского, 1985.
7. Филиппов Г.А. Социокультурный механизм развития воспитательной системы образовательного учреждения: дис. ... канд. пед. наук. Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 1999. 203 с.
8. Филиппов Г.А. Социокультурный подход в исследовании социальных систем // Педагогические и психологические проблемы современного образования: Мат. науч.-практ. конф. «Чтения Ушинского». Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2015.
Aljona G. GUSEYNOVA a, Grigory A. FILIPPOV b
a-b Yaroslavl State Teacher's Training University named after K.D. Ushinsky (Yaroslavl, Russia); a PhD student; Center for Children and Youth Tourism and Excursions in Yaroslavl region, Specialist; e-mail: aljonka2401@mail.ru;
b PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor; Adviser of the rectorate on educational work and social partnership; e-mail: g.filippov@yspu.org
PRINCIPLES OF ORGANIZING AND CONDUCTING TOURIST RALLIES FOR STUDENTS IN YAROSLAVL REGION
The article is devoted to the organization and holding tourist rallies on the territory of Yaroslavl region. At the beginning of the article, the urgency and novelty of the issue studied by the authors are indicated. Next, the pedagogical aspects of tourist rallies, the identification of their functional features are examined, and the analysis of the rallies held in the territory of Yaroslavl region is given. First, the authors interpret the concept of a tourist gathering as a pedagogical system. Secondly, the article provides am analysis of tourist attractions in Yaroslavl region: the II All-Russia student's active and amateur tourism rally "Nights over the Volga", as well as the Regional profile non-mobile campground "The 70th tourist rally of training educational organizations of Yaroslavl region". This analysis is based on the following criteria: identification of goals in the form of a objectives tree, bringing organizational characteristics, researching the basic principles of the activities of the meeting programs, developing functional features, summarizing the results. At the same time, the article lists unique forms of conducting events, used in the programs of the rallies studied, and also characterizes the main features of the competition. The article contains photographs made following the results of the tourist rallies. Moreover, the authors are trying to determine the components of the concept of tourist attractions in Yaroslavl region. In addition to all of the above, this article provides recommendations for improving the programs of youth tourist rallies. In the conclusion of the article, tourist rallies are designated as a development driver for educational tourism in Yaroslavl region. Keywords: tourist rally, educational organization, Yaroslavl region
References:
1. Bespal'ko, V. P. (1977). Osnovy teorii pedagogicheskih sistem [Fundamentals of the theory of pedagogical systems]. Voronezh: VSU. (In Russ.).
2. Guseynova, A. G. (2015). Razvitie detskih lagerej kak drajver obrazovatel'nogo turizma v Yaroslavskoj oblasti [Te children's camps development as a driver of educational tourism in Yaroslavl region]. Geograficheskii vestnik [Geographical bulletin], 4, 57-65. (In Russ.).
6 Всероссийский слёт юных краеведов-туристов // Национальный парк «Плещеево озеро». URL: https:// www.plesheevo-lake.ru/about/info/news/555/ (дата обращения: 07.04.2017).
3. Guseynova, А. G. (2015). Turistskij sljot obuchajushhihsja obrazovatel'nyh organizacija Yaroslavskoj oblasti kak aktivnaja forma obrazovatel'nogo turizma regiona [Tourist rally of the training educational organizations of Yaroslavl region as an active form of educational tourism in the region]. In: Social'naja zashchita i zdorov'e lichnosti v kontek-ste realizacii prav cheloveka: nauka, obrazovanie, praktika [Social protection and personal health in the realization of human rights: Science, education, practice]: Proceedings of the International scientific-practical conf. Minsk: BSU, 585-588. (In Russ.).
4. Zhuravski, A. Yu. (2009). Metodicheskie osnovy provedenija turistskih sljotov so studentami [Organization and conduction of the students tourist camporee]. Zdorov'e dlja vseh [Health For All], 1, 48-51. (In Russ.).
5. Konstantinov, Yu. S. (2000). Turistskie sljoty i sorevnovanija uchashhihsja [Tourist rallies and competitions of students]. Moscow: CDYuTiK MO RF. (In Russ.).
6. Spirin, L. F., Stepinskiy, M. A., & Frumkin, M. L. (1985). Osnovy pedagogicheskogo analiza [Fundamentals of pedagogical analysis]. Yaroslavl: YaSPU named after K.D. Ushinsky. (In Russ.).
7. Filippov, G. А. (1999). Sociokul'turnyj mehanizm razvitija vospitatel'noj sistemy obrazovatel'nogo uchrezhdenija [Sociocultural development mechanism of the pedagogical system of an educational institution]: Candidate of Pedagogical thesis. Yaroslavl: YaSPU named after K.D. Ushinsky. (In Russ.).
8. Filippov, G. А. (2015). Sociokul'turnyj podhod v issledovanii social'nyh sistem [Sociocultural approach in the studying social systems]. In: Pedagogicheskie i psichologicheskie problemy sovremennogo obrazovanija [Pedagogical and psychological problems of modern education]: Materials of the scientific-practical conference "Ushinsky Reading". Yaroslavl: YaSPU named after K.D. Ushinsky. (In Russ.).
Гусейнова А.Г., Филиппов Г.А. Принципы организации и проведения туристских слётов для обучающихся на территории Ярославской области // Современные проблемы сервиса и туризма. 2017. Т.11. №3. С. 84-94. ЭО!: 10.22412/1995-0411-2017-11-3-84-94. Дата поступления статьи: 6 мая 2017 г.
Guseynova, A. G., & Filippov, G. A. (2017). Principles of organizing and conducting tourist rallies for students in Yaroslavl region. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 11(3), 84-94. doi: 10.22412/1995-0411-201711-3-84-94. (In Russ.). Received May 6, 2017
ТУРДАЙДЖЕСТ
TOURDIGEST
САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ В МИРЕ ТУРИСТИЧЕСКИЕ МАРШРУТЫ
Портал о путешествиях TripAdvisor назвал самый востребованный тур: больше всего туристов привлекают достопримечательности Ватикана. Маршрут длительностью в три часа состоит из трёх пунктов - музеи Ватикана, базилика святого Петра и Сикстинская капелла. В последних двух регулярно проводятся богослужения.
Вторую и третью строчки рейтинга занимают экскурсии по Риму - пешая и автобусная соответственно. На четвертой позиции находится речной круиз по Чикаго. На пятом месте - пешая прогулка по Ватикану.
С 1929 года Ватикан обладает статусом независимого города-государства, чьим правителем является папа Римский. В экономике Ватикана туризм является одной из основных статей дохода.
Журнал «Современные проблемы сервиса и туризма» напоминает своим читателям, что во время путешествия в Рим, кроме Италии и Ватикана, можно посетить ещё одно государство, которое Италия, аналогично Ватикану, признает «суверенным государством на своей территории». Оно называется Суверенный военный орден госпитальеров Святого Иоанна, Родоса и Мальты, или сокращённо - Мальтийский орден. Государствоподобное образование занимает особняк по адресу Via dei Condotti, 68, и виллу на холме Авентин.
По материалам сайта http://pitert.ru/news/ (дата обращения: 17.08.2017)