МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В ШКОЛЕ
УДК 351.852; 371.233.4; 37.032; 908
Г. В. Великовская
МУЗЕЙНАЯ РАБОТА С ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ АУДИТОРИЕЙ КАК ИНСТРУМЕНТ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА БАЗЕ ВСЕРОССИЙСКИХ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКИХ
МЕРОПРИЯТИЙ
Статья посвящена включению музейных форм работы в традиционные туристско-краеведческие слёты школьников. В ней приводится система и порядок организации подготовки краеведческой экскурсии по территории незнакомого населённого пункта. Раскрывается методика подготовки экскурсии. Даётся анализ успешности этой формы работы. Раскрыты вопросы атрибуции предметов музейного значения, проводимой в полевых условиях слёта. Представлены методика исследования и правила описания предмета. Приводится расшифровка граф основного документа - паспорта предмета музейного значения. Автор знакомит с необходимой терминологией для работы с документацией. В приложении приведены документы для проведения этой работы.
The article is devoted to the inclusion of Museum forms of work in the traditional tourist-local history gatherings of schoolchildren. It provides a system and procedure for the preparation of local history tours on the territory of an unfamiliar settlement. A method of preparation for the tour is disclosed. The analysis of the success of this form of work is given. The questions of attribution of objects of Museum value, carried out in the field conditions of the meeting. The research technique and rules of the subject description are presented. The decoding of the graph of the main document-the passport of the subject of Museum value is given. The author introduces the necessary terminology for working with documentation. The application contains the necessary documents for this work.
Ключевые слова: культура, методика, исследование, туристско-крае-ведческая деятельность, экскурсия, музейный предмет, атрибуция, слёт, описание, защита.
Keywords: Culture, methodology, research. tourist and local history activities, excursion, Museum object, attribution, gathering, description, protection.
Всероссийские мероприятия, проводимые Федеральным центром детского и юношеского туризма и краеведения (ФЦДЮТиК), в которых специалисты Государственного музея истории российской литературы имени В. И. Даля принимают участие, являют собой пример долговременного и благотворного сотрудничества учреждения культуры с организацией дополнительного образования. Это Всероссийские литературные праздники, слеты актива школьных музеев, слеты поисковых отрядов, Всероссийское краеведческое движение учащихся «Отечество», Всероссийские слеты юных туристов-краеведов, конкурсы школьных музеев и юных экскурсоводов.
На Всероссийских слетах юных туристов-краеведов (историков, этнографов, экологов) детский отдых наполнен всевозможными соревнованиями, обязательными (зачётными) и дополнительными необязательными конкурсами. Обязательными конкурсами, по которым команды получают зачеты и в итоге разыгрывается первенство, являются следующие конкурсы.
Для гуманитарного направления: Представление команд. Полевая конференция. Краеведческий контрольно-туристский маршрут (третий этап - атрибуция предметов музейного значения). Разработка историко-краеведческой экскурсии. Описание краеведческого объекта. Обычаи, обряды моего народа. Знатоки-краеведы. Туристские навыки и быт.
Для экологов: Представление команд. Полевая конференция. Экологический контрольно-туристский маршрут (ЭКТМ). Разработка экологической тропы. Описание экологического объекта. Экологическое мини-исследование. Знатоки-краеведы. Туристские навыки и быт.
Дополнительные конкурсы (по выбору команд): Конкурс краеведческой газеты. Конкурс экологического плаката. Конкурс «Природа и фантазия». Конкурс «Город мастеров». Конкурс фотографий. Конкурс «Представление и описание народной игры». Конкурс «Представление народной кухни». Конкурс «Спортивное ориентирование». Конкурс «Лабиринт» (Спортивное ориентирование). В основном это все творческие конкурсы.
Перечисление конкурсов дает яркую картину разнообразия форм работы, используемых на выездных мероприятиях.
Мы представим систему близких нам музейных конкурсов -разработку историко-краеведческой экскурсии и атрибуцию предметов музейного значения.
Из истории вопроса. Разработка историко-краеведческой экскурсии проходила по одному краеведческому объекту, как правило, по храму или иному архитектурному сооружению. Причем заранее давались ссылки на литературу, в которой есть описание объекта. Работа команд (а их от 15 до 20) заключалась в переписывании и чтении сухого книжного текста. В этом случае приходилось оценивать в большей степени умение отобрать наиболее важные сведения и скомпоновать готовый материал. Во время представления такой «экскурсии» приходилось двадцать раз прослушать одно и то же сказанное одними и теми же формулировками в разной последовательности.
На слёте под Елабугой (2009 г., 100 участников от 14 до 17 лет) мы предложили иную форму работы, используя уже сложившийся регламент работы.
Работа состоит из трёх этапов. На первом этапе (4 часа работы) команда в составе шести человек самостоятельно изучает отведённый полигон по предоставленной им схеме (часть села, города, поселения). Проходит сбор материала: проводятся беседы и опросы местных жителей, делается фотофиксация и зарисовки, если есть возможность, изучение исторического материала в местном или школьном краеведческом музее. Предметом изучения и наблюдения могут быть культовые и исторические здания, жилые дома разного времени постройки, промышленные предприятия, памятники, скульптуры, спортивные сооружения и многое другое, что очень неожиданно может заметить детское внимание.
Второй этап проходит на территории полевого лагеря (2 часа). Здесь проводится камеральная обработка материала: систематизируется и оформляется материал для представления экскурсии, составляется топографическая схема и технологическая карта маршрута (методическая разработка экскурсии).
Третий этап (10 минут) - это представление и защита экскурсии, которые проводятся в этот же день. Форма защиты - по выбору команды.
На предварительных занятиях с командами мы рассказывали, как выбрать и сформулировать тему, как построить свою работу методически, каким содержанием надо наполнить графы технологической карты, как подготовить топографическую карту, какие бывают топографические знаки. Проводились мастер-классы по экскурсионному рассказу, где обращалось внимание на специаль-
ные экскурсионные приемы, на обязательную связь рассказа и показа, на логику рассказа, связность текста, логические переходы от одной к другой теме. Подготовка к конкурсу была очень напряженной.
Мы рекомендуем написать текст экскурсии, который не обязательно использовать. Но иногда сильно уставшие и разволновавшиеся ребята комкают своё выступление, теряются. Тогда на помощь приходит заранее подготовленный текст.
При таком подходе все экскурсии получаются разными по тематике, по интерпретации собранного материала, нет однообразия в изложении одних и тех же сведений.
Вся работа команд проходит без участия руководителей делегации.
Важный момент в этой работе состоит в свободе выбора объектов показа: какие и сколько - решает команда. Ребятам предоставлена возможность максимально их разнообразить. За десять минут выступления - оптимальное число объектов, о которых можно успеть рассказать, - пять-шесть, минимальное - три.
Ребятам даются рекомендации выбирать небольшие локальные темы. Опасность больших тем, вроде «История поселка», состоит в невозможности собрать достаточный по объему материал для раскрытия темы и в ограниченности времени, чтобы его изложить. Это будут какие-либо фрагменты. Так лучше сразу и тему сформулировать иначе, беря за основу эти фрагменты, части истории.
«Сердце Елабуги - деятельность купцов Стахеевых» (с. Хво-ростянка, Самарская область).
«Исторический центр уездной Елабуги» (Дуванский район, Республика Башкирия).
«Православный уголок Елабуги» (Мытищи, Московская область).
«Елабуга XX века» (г. Пенза).
Самостоятельная работа даёт большие возможности для выбора темы при использовании имеющихся в запасе у команды знаний. Так, одной из команд на полевой конференции была представлена исследовательская работа по изучению различных видов заборов. Эту тему и выбрали ребята, изучая совсем другие заборы в деревне на слете под Ярославлем и используя имеющиеся в запасе теоретические знания.
Название экскурсии должно не только отражать её содержание, но и быть привлекательным. Иногда наблюдательность ребят и умение вычленить необычное поражает. Насколько музыкально звучат такие названия:
«Елабуга в фасадах купеческих домов» (г. Ростов Великий, Ярославская область);
«Волшебный ажур на улицах Елабуги» (с. Мокеевское, Ярославская область);
«Зеркало истории города Елабуги» (г. Дубна, Московская область).
Если есть возможность, то очень важно заблаговременно провести максимальное знакомство с местом, где будет проходить работа. И не столько для того, чтобы запомнили, что здесь находится и чем богат край, сколько для того, чтобы прочувствовали, полюбили, удивились, полюбовались самым интересным, прониклись аурой места.
В замечательном городе Елабуга к началу конкурса ребята уже были знакомы и с историческими местами города, восхитились панорамой окрестностей с древнего Городища, посетили Ела-бужский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Дом-музей художника И. И. Шишкина, Музей-усадьбу Надежды Дуровой, Мемориальный комплекс Марины Цветаевой, поклонились памяти Цветаевой на Петропавловском кладбище. Осмотрели музеи старого Университета. Город всем очень понравился. И самостоятельная работа над экскурсией стала продолжением ранее начатого знакомства.
Далеко не всегда мероприятие проводится в таком богатом историей и памятными местами районе. В этом случае большую роль играет общий культурный уровень участников, умение разглядеть и вычленить в обыденной обстановке деревни или районного городка объекты, могущие стать предметом показа и рассказа, суметь собрать материал и увлекательно рассказать о них. Все школьники справляются с поставленными задачами.
В 2016 г. слет проводился в национальном парке «Смоленское Поозёрье». Разработка краеведческого маршрута проходила на двух улицах деревни Баклановской, где расположены интересные объекты: руинированная колокольня двухколокольневой церкви начала XIX в., не занесенная в реестр памятников культуры Смоленской области; памятник погибшим воинам, сооружённый в 50-е
гг. ХХ в.; старые и новые дома деревни, построенные на местах разрушений в годы войны; своеобразная планировка деревенской усадьбы (по красной линии стоят хозяйственные постройки, а главный дом - в глубине двора); сохранились остатки парка помещичьей усадьбы XIX в.; здание почты начала ХХ в. Ребята обратили внимание на стоящую в отдалении полуразрушенную ферму (свидетеля и участника событий 1990-х гг.), на бывшую школу, на маленькую выразительную инсталляцию «памяти войны» около деревенской усадьбы (на камне каска и часы со следами «крови»).
Разработаны были два направления: история деревни и память войны. Была разработана и очень конкретная тема, выявляющая особенности планировки усадеб села и причину потери определенной традиции: «Усадьбы села Баклановское» (Ярославская область, с. Мокеевское). Звучали обобщенные исторические темы, с повтором части объектов показа, но со своими акцентами в их интерпретации:
«Село в Российской глубинке» (Брянская область), «Бакланово: от рассвета до заката» (Республика Удмуртия, Увинский район),
«Бакланово: след в веках» (Республика Башкортостан, Бело-рецк),
«Маленький край. О чём он может рассказать?» (Псковская область пос. Кунья),
«Прошлое и настоящее села Бакланово» (Смоленская область),
«Село Баклановское - часть Смоленского Поозёрья. Прошлое и настоящее» (Московская область, г. Дубна), «Вчера и сегодня» (Смоленская область), Военная тема:
«По военным тропкам» (Ярославская область, г. Ростов), «Боевая память Баклановского» (Московская область, г. Мытищи),
«Война и мир» (Ярославская область, г. Ростов). Школьники очень старались максимально разнообразить свои экскурсии. Так, на защите экскурсии появились пазлы - разрезанный рисунок несуществующего «панского дома» и озера Баклановское. Вырезанная из картона и раскрашенная каска заменила объ-
__А _
емный предмет, который можно «взять в руки». А на этапах экскурсии «находили» обожжённые листки бумаги с фрагментом сти-
хотворения К. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...», с исторической справкой по разрушенной церкви, с рассказом, в честь чего была сделана инсталляция с каской и часами, с пронзительным текстом от имени партизан: «Я партизан. Но я не один. Нас было много. Мы боролись, как могли. Потом нам поставили несколько памятных знаков, рады, что помните...»
В разработке экскурсий участвовали 84 школьника в возрасте от 12 до 17 лет. Почти все ребята пытались дать объяснение красивому названию деревни Баклановской (три варианта), изложить историю деревни (три версии), историю разрушения церкви (три версии). В нашем случае несовпадение этих версий не играет существенной роли. Ребята от разных людей получали разные сведения, не имеющие документального подтверждения. Важен другой момент -материал собран, добыт, усвоен самостоятельно, пропущен через душу и сердце. В этой деревне они увидели, осмыслили и зафиксировали следы разрушений, произведенных не только войной, но и событиями, связанными с перестройкой. И все ребята испытали потрясение от сведений о войне, полученных из первоисточника - от старожилов или их потомков в ходе непосредственных бесед.
Здесь мы вправе говорить о воспитании глубокого настоящего чувства патриотизма участников слета на местном краеведческом материале.
Слет 2017 г., прошедший в Ярославской области в заповеднике «Плещеево озеро», проявил новые тенденции в разработке экскурсии в полевых условиях. Команды-лидеры, ориентируясь на достижения государственных музеев, применили театрализацию, квесты, использовали интерактивные приёмы.
Несмотря на то, что это самый сложный интеллектуальный конкурс, он для участников слета остаётся ожидаемым и любимым.
Оглядываясь назад, думаю, как эту нагрузку - разработку экскурсии - выдержали ребята? Как сумели справиться с таким сложным заданием, будучи совершенно неподготовленными? Что двигало ими? Почему они так воодушевленно беседовали с жителями района, так увлеченно выбирали объекты для изучения, так страстно спорили, обрабатывая собранные материалы?
- Потому что они мотивированы. Это соревнования, в которых надо одержать победу.
- Потому что конкурс предполагает максимальную самостоятельность и свободу в выборе путей и решении поставленных задач.
- Потому что здесь можно быть самим собой и от твоей активности и умения, от твоих знаний зависит общий успех.
- Потому что они работают в команде, и каждому находится своё дело.
- С точки зрения современного педагогического процесса -потому что это активная деятельность.
Подготовка экскурсии - это всегда исследование, в котором используются следующие методы: эмпирический (наблюдение, описание, анкетирование, опрос, фотофиксация, видеофиксация и т. д.), экспериментальный (в данном случае практический), теоретический (формулировка темы, составление плана и маршрута экскурсии, подготовка методического материала).
Другая форма исследования предлагалась ребятам на атрибуции предметов музейного значения. Она базируется на наблюдении, жизненном опыте, умении делать выводы, кратко и чётко их формулировать.
Эта форма музейной исследовательской работы проводится нами давно в рамках Всероссийской олимпиады школьников по краеведению в стационарных условиях Москвы. На слете на одной из полян располагается наша выездная музейная лаборатория. Командам предлагается внимательно рассмотреть три предмета и записать в «Паспорт предмета музейного значения» результаты наблюдений.
В задачу исследователя входит внимательное визуальное изучение предмета и его описание по предложенным параметрам. Здесь главное - проявление наблюдательности и её вербализация. Должны быть соблюдены определенные правила описания. Оно не может включать эмоциональную оценку, вводные слова, описание должно быть кратким, чётким, ёмким.
Перед началом работы, ввиду очень скупого времени, отведённого на её исполнение (10 минут - на слете), надо предупредить ребят о необходимости прочитать сразу все графы и понять, что куда записывать.
Начинать рекомендуем с самых важных граф: 10, 11, 9, 5, 4, 12, 7. Затем заполнять остальные. Эта рекомендация даётся для работы в условиях слета.
Предлагаются следующие параметры описания.
1. Учётные обозначения - придуманные аббревиатура музея и номер записи в книге поступлений. Например ШМ-75 (Школьный музей - 75).
2. Наименование всегда начинается с имени существительного: нож перочинный, ручка перьевая, игрушка на ёлку.
3. Дата поступления - придуманная дата поступления предмета в музей.
4. Время изготовления определяется по стилистическим характеристикам, которые в какой-то мере уже знакомы детям. Это может быть растительный орнамент на предмете с красивыми плавными линиями, характерный для эпохи модерна начала ХХ в. Чернильница-непроливайка - символ школы середины ХХ в., её функция узнаваема почти всеми участниками, хотя её специфическое название ребята не знают. Иногда на предмете стоит дата изготовления или цена изделия. С дарственными и памятными надписями надо быть осторожным, поскольку в них фиксируется дата какого-то события, а не изготовления предмета.
В этом параметре достаточно указать первую или вторую половину столетия.
5. Место изготовления определяется по особенностям национальных признаков рисунков, цветовых соотношений, форм, сюжетов (египетские рисунки, испанская коррида, русские обереги), по особенностям ремесленной росписи (Гжель, Жостово, Хлудово, Каргополь). На сувенирных предметах, как правило, стоит наименование местности: «Париж» на платочках, «Сочи» на изделиях из ракушки, «Рим» на брелоках.
6. Примечание. Дополнительные сведения, которые не обозначены в других графах.
7. Источник и способ поступления. Предмет может поступить от кого-либо из школьников, от родственников и т. д. (фамилия, имя, отчество). Способ поступления - дар, экспедиция, закупка и т. д.
8. Автор. Автор обозначается, если это книга, рукопись, изобразительный материал, или если имеется именное клеймо на предмете, и т. д.
9. Размер. Объемный материал измеряется тремя показателями: длина, ширина, глубина. Плоскостной материал (фото, картина, документ, карта) - измеряется двумя показателями, где сначала даётся вертикальное измерение, потом горизонтальное. Обязательно
в такой последовательности! Это мировой стандарт. Для округлых предметов указывается диаметр. Предметы сложной конфигурации измеряют по частям.
10. Описание представляет особую сложность, потому что сюда надо занести только те сведения, которые не войдут в другие графы. Максимально чётко надо записать название предмета, как выглядит предмет, что изображено на нём, какого характера орнамент (геометрический, растительный и т. д.), из скольких частей он состоит, какие есть надписи, штампы, клейма. Надо сделать как бы словесную фотографию, по которой предмет будет узнаваемым.
11. Материал и техника изготовления, то есть из чего и как выполнен этот предмет. Сведения записываются в именительном падеже перечислением через запятую - металл, ткань, бумага, дерево, бисер и т. д. Знание техники изготовления базируется на жизненном опыте участников. Для металла это может быть литьё, штамповка, ковка и т. д. Для тканых изделий - шитье, вышивка, роспись и т. д. Для дерева - инкрустация, резьба, выжигание, роспись и т. д. Для керамики - обжиг, роспись и т. д.
12. Сохранность бывает полная и неполная, которая расписывается также в именительном падеже перечислением: царапины, замины, утраты, сколы, отсутствие части предмета, следы чернил, карандаша и т. д.
Здесь приводятся примеры заполнения граф наиболее часто встречающимися терминами. Предметы, которые можно предложить ребятам для изучения, могут быть самыми разнообразными, не исключая неброскую сувенирную продукцию.
Детям просто старые вещи ни о чём не говорят. У них нет чувства ностальгии по старинным предметам, как у старшего поколения. С ними ничего не связано: номерок из гардероба середины ХХ в., старый свисток, чайник не так уж интересуют ребят, как вещь-тайна. Желательно, чтобы было и что-то в них непонятное, какой-то секрет, что-то не очень популярное или вышедшее из употребления. Например, нож для разрезания бумаги, кольцо для салфетки, ножницы для снятия нагара со свечи, спичечница, перочистка, подставка для карандашей, памятная медаль, для этнографов - маслобойка и другие предметы крестьянского обихода. А вот желание узнать назначение непонятного предмета присутствует у всех. И пока это желание есть, его надо развивать, отталкиваясь от вещей, расширяя представление о быте и культуре, о мире в целом.
Так, ножу для разрезания бумаги ребята определяют только одну функцию - для вскрытия конвертов. Самое время им рассказать, что в самом начале ХХ в., сто лет назад, нельзя было прочитать книгу, если не было такого ножа, ибо книги издавались неразрезанными. Обратить их внимание, что в мемориальных музеях великих людей, связанных по роду деятельности с книгой, обязательно на письменном столе должен лежать такой нож.
Работа с предметами в последние годы приобретает все большее распространение не только в рамках музейной деятельности. В ИЖЛТ (Институт журналистики и литературного творчества, Москва) студенты получили такое задание: подготовить репортаж для выступления на радио на полторы минуты по предоставленному им предмету. Предметы были не очень выразительные: морская ракушка, фрагмент фарфоровой статуэтки, нательный крест, вязаная салфетка. Поставленная задача: рассказать так, чтобы было интересно. У студентов была мотивация - поставят зачёт - это активизировало деятельность. Тексты оправдали надежды.
Наблюдая долгие годы за этой работой ребят, мне приходится констатировать, что вместе со старыми предметами уходит и культура их восприятия. Потому и важно научить смотреть и видеть, изучать и делать выводы, наблюдать и формулировать определенные характеристики, связанные с музейными предметами.
Экскурсия является музейной формой работы, в нашем случае это еще и выездная форма, на природе. В такой экскурсии реализуется серьезная игра во взрослое мероприятие: найти, собрать, подготовить документы, интерпретировать, показать. Повзрослевшие дети любят театрализацию, всегда готовы себя показать, но главная составляющая успеха - предельная самостоятельность самовыражения и мотивация участников.
Атрибуция предметов музейного значения - также музейная форма работы - прямо адресована к главному свойству детского характера - изучению всего нового и непонятного.
Предложенные формы работы можно использовать на региональных массовых мероприятиях, на выездных и стационарных мероприятиях, как самостоятельные конкурсы, как часть целого (конкурс экскурсоводов в ФЦДЮТиК, краеведческие олимпиады).
В Приложении приводятся формы документов для работы по представленным методикам: 1. Паспорт предмета музейного зна-
чения и 2. Методическая разработка экскурсии (иное название -Технологическая карта).
Разнообразие форм, богатство содержания, степень разработанности методики в проведении интеллектуальных соревнований и творческих конкурсов на выездных мероприятиях Федерального центра детско-юношеского туризма и краеведения, ориентированное на активную деятельность и самостоятельность в решении поставленных задач, даёт право говорить о развитии этого направления туристско-краеведческой деятельности как об инструменте реализации ФГОС.
Приложение 1 ПАСПОРТ ПРЕДМЕТА МУЗЕЙНОГО ЗНАЧЕНИЯ Составил
Учётные обозначения: Наименование: Дата поступления
Время изготовления Место изготовления Примечание
Источник и способ поступления: Автор: Размер:
Описание:
Материал и техника изготовления: Сохранность:
Приложение 2
Методическая разработка экскурсии (Технологическая карта)
Команда_ Регион
Место проведения экскурсии (край, область, населенный пункт).
Тема экскурсшг:
Продолжительность экскурсии:_Протяженность: марщрута
Целевая аудитория
Участки перемещения Место остановки Объект показа Продолжительность остановки Основное содержание информации Методические указания по организации и проведению экскурсии