Научная статья на тему 'Изучение туристско-рекреационного потенциала Пошехонского района Ярославской области'

Изучение туристско-рекреационного потенциала Пошехонского района Ярославской области Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
363
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОШЕХОНСКИЙ РАЙОН ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ / THE POSHEKHONIE DISTRICT OF THE YAROSLAVL REGION / АНАЛИЗ / СУЩЕСТВУЮЩИЙ И ПОТЕНЦИАЛЬНЫЙ СПРОС НА ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ УСЛУГИ / THE EXISTING AND POTENTIAL DEMAND ON TOURIST-RECREATIONAL SERVICES / ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТЕРРИТОРИИ И ПРОЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА / PERSPECTIVE TERRITORIES AND PROJECTS OF TOURISM DEVELOPMENT / СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА И ОТДЫХА / TOURISM DEVELOPMENT STRATEGIES / СИСТЕМА МЕР ПО РАЗВИТИЮ ТУРИЗМА / THE SYSTEM OF MEASURES TO DEVELOP TOURISM / AN ANALYSIS

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Морозова Вера Венедиктовна, Цапук Дмитрий Анатольевич

В статье изложены основные результаты изучения в 2012 году туристско-рекреационного потенциала Пошехонского района Ярославской области для целей создания Схемы развития туризма и отдыха района. Приведены основные итоги существующего и потенциального спроса в сфере туризма и отдыха, предложены перспективные территории и проекты развития туризма, а главное, сформирована система мер по развитию туристско-рекреационной сферы района, которая позволит в течение 2-3 лет в несколько раз увеличить показатели туристской индустрии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Морозова Вера Венедиктовна, Цапук Дмитрий Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of tourist-recreational potential of the Poshekhonie district of the Yaroslavl region

The article describes the main results of the study in 2012 of the tourist-recreational potential of the Poshekhonie district, the Yaroslavl region with the purposes to create Schemes for development of the tourism and recreation district. The main results of the existing and potential demand in tourism and leisure are summarised, perspective territories and projects of development of tourism are offered, and, what is more important, the system of measures on development of the tourist-recreational sphere of the district is formed, which will allow during 2-3 years to increase in several times the indices of the tourism industry.

Текст научной работы на тему «Изучение туристско-рекреационного потенциала Пошехонского района Ярославской области»

УДК 338.48

В. В. Морозова, Д. А. Цапук

Изучение туристско-рекреационного потенциала Пошехонского района Ярославской области

В статье изложены основные результаты изучения в 2012 году туристско-рекреационного потенциала Пошехонского района Ярославской области для целей создания Схемы развития туризма и отдыха района. Приведены основные итоги существующего и потенциального спроса в сфере туризма и отдыха, предложены перспективные территории и проекты развития туризма, а главное, сформирована система мер по развитию туристско-рекреационной сферы района, которая позволит в течение 2-3 лет в несколько раз увеличить показатели туристской индустрии.

Ключевые слова: Пошехонский район Ярославской области, анализ, существующий и потенциальный спрос на турист-ско-рекреационные услуги, перспективные территории и проекты развития туризма, стратегии развития туризма и отдыха, система мер по развитию туризма.

V. V. Morozova, D. A. Tsapuk

Study of tourist-recreational potential of the Poshekhonie district of the Yaroslavl region

The article describes the main results of the study in 2012 of the tourist-recreational potential of the Poshekhonie district, the Yaroslavl region with the purposes to create Schemes for development of the tourism and recreation district. The main results of the existing and potential demand in tourism and leisure are summarised, perspective territories and projects of development of tourism are offered, and, what is more important, the system of measures on development of the tourist-recreational sphere of the district is formed, which will allow during 2-3 years to increase in several times the indices of the tourism industry.

Keywords: the Poshekhonie district of the Yaroslavl region, an analysis, the existing and potential demand on tourist-recreational services, perspective territories and projects of tourism development, tourism development strategies, the system of measures to develop tourism.

В части первой данной статьи мы изложили свое видение задач по изучению туристско-рекреационного потенциала (ТРП) Пошехонского района Ярославской области и первые результаты этого изучения. Во второй части мы представляют результаты исследования ТРП района и предложения по перспективным направлениям развития туризма в районе. Работы проводились по заказу администрации Пошехонского муниципального района.

1. Существующий и потенциальный спрос в сфере туризма и отдыха в Пошехонском районе.

Пошехонский район находится почти на равном удалении от главных генерирующих туристских рынков России: Москвы и Санкт-Петербурга. Транспортная доступность района благоприятная по федеральной трассе М-8 от Москвы и по трассе А114 от Санкт-Петербурга. Жители этих мегаполисов - потенциальные рекреанты и туристы, однако, мало знают о территории района и его административном центре - г. Пошехонье. Причины такого положения кроются и в слабой рекламе туристских предложений района, и недостаточной активности на туристическом рынке.

По данным, предоставленным администрацией района, поток туристов и экскурсантов в Пошехонский МР имел достаточно быстрый рост, в период 2007-2009 гг. В 2010-2012 гг. произошло замедления роста и стабилизация числа посетителей (рис. 1.). Очевидно, что в количественном отношении меры по развитию туризма, предпринятые ранее в районе, дали определенный результат. Однако для существенного роста туристского потока в настоящее время необходимы новые серьезные усилия как по обновлению и улучшению туристского предложения, так и по активному его продвижению. В качестве нового туристского продукта можно рассматривать новые или модифицированные музейные экспозиции, туристские и экскурсионные программы.

© Морозова В. В., Цапук Д. А., 2013

Адрианов мужской монастырь, который основан в XVI в. и сегодня возрождается.

Проведенные авторами статьи маркетинговые исследования, а именно опрос руководителей предприятий, предоставляющих туристские услуги, позволяют сделать следующие выводы по целевой категории посетителей Пошехонья.

Основными потребителями туристских программ в районе являются люди среднего и старшего возраста, достаточно хорошо знакомые с туристскими ресурсами Центральной России и де-стинаций маршрута «Золотое кольцо России». Однако большая часть из них не были в Пошехо-нье. Многие из посетителей интересуются историей и краеведением. Около 80 % из них женщины. Мужчины чаще приезжают на автомобилях с семьями или компаниями. Основные города, откуда прибывают организованные туристы - Вологда и Череповец. Другая категория туристов -школьные группы. Выделяется еще одна категория посетителей - корпоративные группы, сочетающие экскурсии с туристскими программами и другими развлечениями._Корпоративные гости представлены в основном молодежью до 30 лет, а также смешанными коллективами и компаниями. Крайне важно отметить, что до посещения Пошехонского района туристские группы про эти места практически ничего не слышали и не знали. В основном туристы узнают о туристских маршрутах и программах в Пошехонье «из уст в уста» от друзей и коллег, из сети Интернет, от сотрудников турфирм. Наиболее «далекие» туристы из Москвы и Санкт-Петербурга узнают о возможностях Пошехонья от туроператоров, либо просматривая Интернет.

Анализ предложений российских туроператоров показал, что туры, включающие посещение Пошехонского района, предлагают на российском рынке лишь несколько туроператоров («7-тур», «Агентство путешествий на 7 холмах» из Москвы, «Созвездие», «Акварель» из Санкт-Петербурга, «Эд-вейс-тур» из Череповца). При этом в многодневный тур Пошехонье включено лишь в одном туре, который предлагается московскими и санкт-петербургскими туроператорами под различными названиями: «Пошехонская старина», «Приключения на Золотом кольце» и даже «В гости к Бабе Яге».

С точки зрения развития туризма в Пошехонском МР и Ярославской области, можно предложить несколько иные маршруты экскурсионно-познавательных туров с посещением северной части Ярославской области с такими названиями как «Пошехонская старина», «Старинные север-

Туристский поток в Пошехонском МР, чел.

14000 12000 10000 8000 6000 4000 2000 0

9703

8 350

5351

3500

2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012*

Рис. 1. Туристский поток в Пошехонском муниципальном районе за 2006-2012гг.

По данным администрации Пошехонского муниципального района (2012 год - данные за 9 месяцев)

Нужно отметить, что в районе за последние годы созданы новые средства размещения, что привело к значительному росту доходов от туристской деятельности. Общий уровень доходов от туристской деятельности в районе составляет 45 млн. рублей в год. Основные резервы для кратного увеличения поступлений доходов от туристской и экскурсионной деятельности в районе кроются в улучшении уровня, качества и количества предложений туристских услуг. Все это может способствовать увеличению туристского потока в 2 раза. Естественно это не может произойти одномоментно, однако выход на такие показатели вполне возможен в течение трех лет.

Темпы роста доходов от туристской деятельности, %

35 350

I 300 §250

I 200

| 150 £ 100 | 50 0 -50

Рис. 2. Темпы роста доходов от туристской деятельности в Пошехонском муниципальном районе

По данным администрации Пошехонского муниципального района

Для анализа спроса на туристское предложение, предлагаемое районом, необходимо подробнее рассмотреть структуру спроса на туристский продукт района в целом и на отдельные туристские услуги. Наиболее популярными туристскими объектами, по мнению специалистов в г. Пошехонье, являются Троицкий собор (XVIII в.) с колокольней, Торговые ряды (XIX в.), площадь Свободы, мемориал боевой Славы. За пределами города наиболее известен и посещаем Свято-Успенский

12317

11258

ные города», «По сказочным и былинным местам» (для детей).

1. Мы предлагаем следующие туристские маршруты, которые можно наполнять различными программами. Одно из важных условий данных программ - ночлег необходимо делать в г. Пошехонье.

1. Москва - Переславль-Залесский - Ярославль - Данилов - Пошехонье - Рыбинск - Ту-таев - Ростов - Москва (3 дня/2 ночи);

2. Ярославль - Данилов - Пошехонье - Рыбинск - Тутаев - Ярославль (2 дня/1 ночь);

Следует подчеркнуть, что наиболее известными в России являются такие бренды как «Пошехонский сыр» и «Рыбинское море». «Пошехонская старина» как понятие, берущее свое начало в русской литературе XIX века, известно меньше. Как показывает практика, до сих пор потенциальные туристы знают о «Водяном», хотя программы с участием этого персонажа на рынке практически не предлагаются. Вместе с тем, персонаж одним из первых вошел в известный проект «Сказочная карта России» и там закрепился.

3. Продвижение туристских услуг

Продвижение туристских услуг в настоящий момент осуществляется такими традиционными способами как участие в международных туристских выставках (MITT и Отдых - г. Москва) на объединенных стендах Ярославской области (очное и заочное), участие в межрегиональных выставках и мероприятиях (туристские праздники и дни городов), издание и распространение небольших тиражей буклетов.

Мы предлагаем использовать ресурс самодеятельных сайтов (например, http://poshehonje.ru или «Пошехонье как зеркало русской глубинки» (http://www.poshehon.narod.ru/Index.html)) и приглашать

3. Ярославль - Данилов - Пречистое - Куко-бой - Пошехонье - Рыбинск - Тутаев - Ярославль (2 дня/1 ночь) или (3 дня/2 ночи).

2. Потенциальные туристские бренды.

С точки зрения возможной туристской популярности Пошехонья в России наибольшей известностью обладает сыр сорта «Пошехонский», хотя большинство посетителей ранее не связывали название сыра с названием города. Другие возможные образы в качестве потенциальных туристских брендов Пошехонской земли оценены авторами (по пятибалльной шкале) в таблице 1.

их представителей на все мероприятия. Официальные сайты Пошехонского муниципального района в разделе «Туризм» (http://www.adm.yar.ru /power/mest/poshekh/ или http://posh.yarregion.ru/) редко посещаются потенциальными туристами и специально не продвигаются в сети. Дополнительно можно организовывать поездки активных представителей сетевого сообщества (блоггеров) по Пошехонскому району. Такой рекламный тур был проведен 13 июля 2013 г., что позволило получить несколько десятков публикаций в социальных сетях и увеличение известности района.

4. Основные виды отдыха и туризма в районе.

Основными видами туризма на сегодня в районе являются рекреационный туризм, связанный с отдыхом на берегах рек и Рыбинского водохранилища, охотничий туризм и рыбалка. На два три вида туризма и отдыха приходится наибольшая часть посетителей района. Значительно меньше гостей приезжают посмотреть на памятники истории, ознакомиться с туристскими программами. Еще меньше так называемых транзитников, которые по пути следования останавливаются на экскурсии или ночлег.

Таблица 1. Сравнение существующих и потенциальных туристских брендов и образов Пошехонского района (баллы)

№№ п\п Образы и идеи брендов Потенциал (сила) Известность Сопротивление внедрению Потребные ресурсы Итог

1 «Водяной» 4 4 1 3 12

2 «Пошехонская старина» 3 3 3 4 13

3 «Пошехонский сыр» 3 4 4 2 13

4 «Пошехоны-чудаки» (игра) 3 2 3 3 11

5 «Рыбинское море» 5 4 3 1 13

6 «Пошехонское сусальное золото» 3 1 4 2 10

7 «Рыбалка, рыба» 3 3 4 3 13

8 Влюбленный пекарь 3 3 3 3 12

9 «Душепарка» 2 2 3 4 11

10 Природная глубинка (далекая, естественная) 4 2 2 4 12

Одним из наиболее перспективных видов для дальнейшего развития туристской деятельности в районе является детский туризм (группы из Ярославля, Череповца, Рыбинска, Вологды), т. к. детям не обязателен высокий уровень комфорта размещения. Имеющийся номерной фонд в городе вполне может удовлетворить запросы этой категории посетителей. Однако, с нашей точки зрения, наибольшие перспективы туристско-рекреационного освоения района имеются у прибрежных территорий Рыбинского водохранилища. Расположение района на берегах Рыбинского водохранилища создает возможности для водного туризма на небольших круизных теплоходах и малых судах, для отдыха на воде и у воды. Реализация этого потенциала возможна

Таблица 2. Предлагаемые прг

при условии создания соответствующей инфраструктуры: строительство причалов и зеленых стоянок, сооружение баз отдыха, кемпингов и оборудованных стоянок для пеших и автомобильных туристов.

5. Перспективные территории и проекты развития туризма и отдыха

Основные рекреационные территории района формируются в пределах аквальных и пограничных ландшафтов Рыбинского водохранилища и устьевых, находящихся в подпоре водохранилища участков рек. В пределах района можно выделить три наиболее привлекательные и используемые туристско-рекреационные территории на побережье Рыбинского водохранилища.

№ п/п Местоположение Площадь, га Рекреационная нагрузка Привлекательность, баллы Доступность, баллы

1 у д. Федорково 30-40 умеренная 4 4

2 у д. Кремнево 50 умеренная 5 3

3 у д. Кривец 10-15 значительная 4 3

Аттрактивность этих трех территорий достаточно высокая и может быть оценена по пятибалльной шкале на 4 и 5 баллов. Наиболее визуально привлекательна рекреационная зона близ д. Кремнево. Наличие валунов в прибрежной полосе придает ей вид Балтийского взморья. Дополнительно может быть использована в качестве рекреационной территории устьевая часть левого берега реки Согожи от с. Ясная Поляна до д. Большая Луха. Для дальнейшего использования указанных территорий необходимо:

1) уточнить собственников земельных участков на данных территориях;

2) определить границы этих туристско-рекреационных территорий, и провести их согласование с собственниками и закрепить их на местности;

3.) узаконить статус этих территорий на уровне муниципального района;

4) привязать их границы к схемам территориального планирования, генеральным планам и проектам землепользования и застройки;

5) определить условия и возможности контроля за рекреантами с возможностью оказания платных рекреационных и других услуг (организация платной автостоянки, прокат спортивного и иного инвентаря, организация туалетов и т. п.).

В настоящее время в районе имеется один инвестиционной проект в сфере туризма - строи-

тельство причала для туристских теплоходов в г. Пошехонье. Проект предлагается на сайте департамента экономического развития Ярославской области. С точки зрения развития туризма проект представляется крайне перспективным, так как за год в непосредственной близости от г. Пошехонья проходят более 700 рейсов круизных теплоходов, на каждом из которых находятся от 100 до 300 туристов. Ввод причала позволит начать использовать этот потенциал. Сроки реализации проекта - 2-3 года, а общие инвестиционные затраты на реализацию проекта оцениваются в 80 млн. рублей. Такие значительные затраты вряд ли смогут окупиться за небольшое количество лет. Поэтому для более активного привлечения инвесторов возможно в первую очередь благоустроить причальные места для прогулочных теплоходов меньшего размера, не требующих гарантированных глубин более двух метров.

Нами дополнительно, с учетом особенностей Пошехонского района и возможного спроса, предлагается осуществление следующих перспективных проектов (табл. 3).

Таблица 3. Инвестиционные предложения в сфере туризма

№ п/п Наименование инвестиционного проекта (предложения) Основные характеристики Ориентировочная стоимость, млн. руб.

1 Создание автокемпинга на 30-50 мест, срок окупаемости -3-6 лет 15-40

2 «Настоящий русский сыр» Мини-сыроварня с производственным и дегустационным залами 4-20

3 «Золотобойные мастерские» Помещение 50-70 кв. м для 2 мастеров и мастер-классов 1-5

4 «Изба пошехонских чудаков» Деревянный дом в старинном русском стиле, 60-100 кв.м. 0,5-10

5 «Настоящие русские бани» 2 бани до 15 мест, срок окупаемости 7-9 лет 0,5-3

Стратегическим же проектом для Пошехонского муниципального района, рассчитанным не менее чем на 20-25 лет, является проект создания туристско-рекреационной зоны «Рыбинское море» на побережье Рыбинского водохранилища. Проект был инициирован в 2009 г. специалистами и администрацией Пошехонского муниципального района. В рамках реализации этого проекта в июле 2009 г. было подписано Соглашение о сотрудничестве по развитию туризма в прибрежных зонах Рыбинского водохранилища между Пошехонским, Рыбинским муниципальными районами Ярославской области и Череповецким, Вашкин-ским муниципальными районами Вологодской области. В 2010 г. к Соглашению присоединились Брейтовский муниципальный район Ярославской области и Весьегонский муниципальный район Тверской области.

Межрегиональный туристский проект по созданию туристско-рекреационной зоны (ТРЗ) «Рыбинское море» направлен на развитие новой туристской дестинации, совместное продвижение туристского продукта. С 2009 г. создан Координационный Совет по развитию проекта «Рыбинское море», включающий представителей муниципальных районов трех областей. Реализацию проекта осуществляет МУК «Центр туризма» Пошехонского муниципального района. Опыт по реализации проекта был поддержан на совещании по проблемам развития туристской индустрии в Центральном федеральном округе, которое проходило в г. Ярославле 24 мая 2012 г. в рамках Международного туристического форума.

В работе одного из авторов [1] показано, что прибрежные территории Рыбинского водохранилища («Рыбинское море») входят в число приоритетных территорий - «ядер» туристско-рекреа-ционного кластера Ярославской области.

6. Основные выводы и предложения по развитию туризма

В настоящее время развитие туризма в районе не происходит системным образом, попытки развить отдельные направления туризма и отдельные программы, недостаточно увязаны друг с другом. Нужен единый подход и политика развития туризма с учетом основных преимуществ Пошехонского МР и ситуации на рынке, фактически - стратегия развития туризма.

Среди основных возможных стратегий (сценариев) более активного развития туризма и вхождения Пошехонского МР на туристский рынок при развитии туризма можно отметить следующие:

1) Возрождение и оживление среды (архитектурной, социальной, культурной) города. Это достаточно долго и дорого как показывают примеры г. Мышкина, с. Вятского. Фактически это означает создание отдельной дестинации, и потребует от 5 до 15 лет при обязательном создании крупных туристских комплексов - гостиниц и музеев.

2) Выведение на рынок сильного и привлекательного туристского «бренда» или персонажа (например, как баба Яга в с. Кукобой), поддержанного предложением постоянно действующей туристской программы. Значимые результаты могут появиться через 1-2 года. Однако в этом направлении уже имеется в Центральной России серьезная конкуренция. Кроме того, как показывает опыт с. Кукобой, для дальнейшего развития затем все равно потребуются значительные вложения в туристскую инфраструктуру.

3) Создание туристских программ с привлечением ресурсов соседних территорий (как например, тур «Путешествие со вкусом» по городам Ярославской области Рыбинск, Пошехонье, Данилов) с ориентацией на туристические и потребительские рынки Ярославской области и соседних регионов.

4) Работа над созданием крупной дестинации совместно с соседними территориями (по типу ТРЗ «Рыбинское море»). Существенный резуль-

тат может появиться через 10-15 лет, однако этот результат будет устойчивым, а известность ТРЗ «Рыбинское море» всероссийского уровня.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5) Выбор и привлечение крупного сетевого туроператора для включения базовых маршрутов по Пошехонскому МР в существующую сетку его маршрутов и/или создание дополнительных и новых маршрутов и предложений.

Предложенные стратегии не являются полностью альтернативными, и часть из них может быть использована совместно. Мы рекомендуем использовать третью (в краткосрочной перспективе) и четвертую (в долгосрочной перспективе) стратегии.

В Схеме развития туризма Пошехонского МР предлагается выделить 3 типа территорий для реализации дальнейших мер по созданию объектов и развитию туризма.

I. Центральная часть г. Пошехонья.

II. Прибрежные территории Рыбинского водохранилища и нижних течений крупных рек (Со-га, Согожа, Ухра).

III. Территории расположенные вдоль основных трасс следования потенциальных туристов (четыре основных направления: на Череповец, Вологду, Данилов и Рыбинск).

Для развития туризма необходимо из таких минусов как удаленность, не освоенность и слабая обустроенность района как «минусов» представить определенные преимущества для туристов (тишина, нетронутость природы, возможность стать первооткрывателем этих древних мест) и предложить им простые, но хорошо организованные программы (сбор ягод, грибов и т. п.).

Система организационных мер по развитию туризма должна включать:

1) Формирование единого подхода и политики развития туризма с учетом основных преимуществ Пошехонского МР и ситуации на рынке, потребностей основных целевых аудиторий.

2) Стимулирование создания и конкуренции туристских объектов и программ, регулярное проведение конкурсов туристских программ и объектов с последующим стимулированием победителей конкурсов.

3) Создание действующего альянса участников развития туризма и предпринимателей в Пошехонском МР (в форме Совета по развитию туризма района или в форме регулярного привлечения их к работе Координационного совета по развитию ТРЗ «Рыбинское море».

4) Выделение трех крупных прибрежных ту-ристско-рекреационных территорий и дальнейшая работа по их обустройству и использованию.

5) Проведение серии семинаров по вопросам развития туризма:

- повышение качества туристского и гостиничного обслуживания;

- создание новых интерактивных и анимационных туристских программ;

- эффективное продвижение туристского продукта Пошехонского МР.

Для развития туристской инфраструктуры предлагается следующее:

1) Создание кемпингов и объектов туристского интереса на основных автомобильных трассах и на побережье Рыбинского водохранилища.

2) Активное формирование и привлечение туристских групп небольшого размера (10-20 человек), для которых в Пошехонском МР возможно найти одинаковые (стандартные) условия размещения.

3) Привлечение инвесторов с предоставлением площадок для реализации инвестиционных предложений (см. табл. 3).

При создании и продвижении туристского продукта предлагается

1. Создание туров (турпродуктов) совместно с соседними (Рыбинским, Первомайским, Даниловским) районами Ярославской области, а также с Череповецким МР Вологодской области.

2. Особое внимание для развития культурно-познавательного туризма следует обратить на рынок г. Рыбинска.

3. Для отдельных услуг (рыбалка, охота, клубный отдых) следует сосредоточить усилия на таких рынках как Москва и Санкт-Петербург, значимость которых для района в перспективе будет повышаться.

4. Доработка и «упаковка» существующих туристских предложений и программ в понятном и удобном для потребителя виде (например, сбор ягод, грибов, банные туры и т. п.) и компоновка турпродуктов в тематические блоки.

5. Работа с туроператорами и организаторами сборных туров, которые в перспективе могут включать в свои маршруты объекты Пошехонского МР.

6. Более активное продвижение туристского сайта Пошехонского района в сети, использование независимых сайтов, посвященных возможностям Пошехонского района и блоггеров, периодическая организация рекламно-информационных туров для СМИ и туроператоров.

7. Сосредоточение усилий на позиционировании края как территории нетронутой природы с уникальными водными просторами в пределах не более чем полудневной автомобильной доступности (2 часа от Ярославля и Вологды, 5 часов от Москвы).

По оценкам авторов реализация этих предложений позволит Пошехонскому МР в течение трех лет достичь увеличения туристского потока в 2 раза (до 25 тыс. чел.), увеличить поступления от туризма (до 15 млн. руб.), увеличить число рабочих мест в отрасли на 30 единиц.

Библиографический список Bibliograficheskij spisok

1. Цапук, Д. А. О подходах формированию туристско- 1. Capuk, D. A. O podhodah formirovaniju

рекреационного кластера [Текст] / Д. А. Цапук // Инду- turistsko-rekreacionnogo klastera [Tekst] / D. A. Capuk

стрия гостеприимства как основной фактор динамичного // Industrija gostepriimstva kak osnovnoj faktor di-

развития въездного и внутреннего туризма: матер. Меж- namichnogo razvitija v"ezdnogo i vnutrennego turizma:

дунар. научн. практич. конф. - СПб. : Д.А.Р.К., 2010. - с. mater. Mezhdunar. nauchn. praktich. konf. - SPb. :

129-133. D.A.R.K., 2010. - s. 129-133.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.