С. М. Маркелов
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКИХ ТУРИСТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ И КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ПОДРОСТКОВ
В статье рассмотрены основные особенности формирования навыков и культуры здорового образа жизни подростков в сфере детского туризма. Представлена практика проведения региональных спортивно-туристских мероприятий и реализации проектов, нацеленных на формирование культуры ЗОЖ подростков, а также практика оказания организационно-педагогической поддержки педагогам, работающих по программам физкультурно-спортивной и социально-педагогической направленности.
Ключевые слова: детский туризм, пропаганда ЗОЖ подростков, организация мероприятий в области спортивного туризма, организационно-педагогическое сопровождение, педагогический опыт.
Формированию у подрастающего поколения навыков здорового образа жизни уделяется внимание в ключевых документах российского образования. Так, в Концепции развития образования РФ до 2020 г. (Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 2765-р) обозначен комплекс мер по формированию у обучающихся культуры здорового образа жизни, в том числе формирование методической системы воспитания здорового и безопасного образа жизни у детей и подростков.
Организация мероприятий спортивно-туристской направленности способствует формированию у школьников культуры ЗОЖ. О значимости спортивно-туристской деятельности с обучающимися свидетельствует также Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Постановлением Правительства РФ (от 4 сентября 2014 г. № 1726-р). Среди основных направлений Концепции -развитие неформального и информального образования, в том числе нормативная, методическая и ресурсная поддержка развития детского образовательного туризма.
Одним из направлений деятельности в сфере патриотического воспитания граждан является спортивно-патриотическое воспитание, направленное на формирование позитивного отношения к ценности здоровья, развитие массовой физической культуры и спорта, укрепление морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности, использование спортивных достижений в интересах патриотического воспитания [1].
В практике государственного образовательного учреждения дополнительного образования Ярославской области «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий» сложилась система спортивно-туристских мероприятий и проектов, нацеленных на формирование культуры ЗОЖ подростков. Центру присвоен статус регионального ресурсного центра департамента образования Ярославской области по направлениям «Развитие детского и юношеского туризма» и «Патриотическое воспитание детей» (далее - РРЦ). Целью деятельности РРЦ является обеспечение организационно-педагогического, методического и информационного сопровождения образовательных организаций области по указанным направлениям и участие в реализации приоритетных направлений развития региональной системы образования.
Ярославский областной Центр детского и юношеского туризма - учреждение дополнительного образования детей, в котором обучение ведется в 88 объединениях
© Маркелов С. М., 2018
по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам трех направленностей: туристско-краеведческая («Юные геологи», «Юные археологи», «Юные туристы-краеведы» и др.), физкультурно-спортивная («Юные инструкторы туризма», «Туристы-проводники», «Спортивное ориентирование» и др.), социально-педагогическая («Подготовка волонтеров», «Юный полицейский России», «Кадет России» и др.). Особенность организации образовательной деятельности учреждения в том, что все объединения Центра работают на базе образовательных организаций области. В связи с этим сотрудники центра используют наиболее эффективные в таких условиях формы работы с обучающимися и педагогами.
С целью оказания организационно-педагогической поддержки педагогам, сотрудниками туристского отдела Центра детского и юношеского туризма для педагогов, работающих по программам всех направленностей, систематически проводятся мастер-классы на базе Центра. У организации есть необходимые условия для проведения таких мастер-классов: наличие площадки для занятий, в том числе практических, специальное туристское снаряжение, детско-юношеская туристская база. В таких учебно-тренировочных занятиях принимают участие обучающиеся вместе с педагогами. Во время данных мероприятий обучающиеся знакомятся с различными видами ориентирования, получают навыки работы по организации страховки, самонаведения навесной переправы, подъема и спуска с самостраховкой, совершают однодневные походы и походы выходного дня, что способствует улучшению физической подготовки обучающихся. Оздоровительная задача похода решается посредством правильно рассчитанного графика прохождения маршрута с соблюдением оптимального режима физических нагрузок и активного отдыха, использования благотворного воздействия природных факторов на все функции организма, соблюдения правил гигиены, правильной организации питания [2]. Занятия проводятся как в помещении, так и на открытом воздухе. Отрабатываются на практике приемы, приобретенные в ходе занятий. Педагогам, посетившим такие занятия, демонстрируются различные формы и приемы организации образовательного процесса с обучающимися, направленные на укрепление здоровья обучающихся , мотивирование их к ведению здорового образа жизни.
Приобщение различных слоев населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом способствуют и проекты, реализация которых направлена на продвижение идей спортивного, здорового образа жизни [3]. Еще одной из форм приобщения подростков к ЗОЖ является проведение дней здоровья в образовательных организациях региона. Активными помощниками в проведении этих мероприятий являются обучающиеся Центра, занимающиеся по программам «Юные инструкторы туризма», «Юные судьи туристских соревнований». Программа мероприятия «День здоровья» может быть очень разнообразна и может варьироваться в зависимости от времени года, погодных условий, от возраста участников, их физической подготовленности и других факторов. Традиционный формат проведения такого мероприятия - последовательное прохождение командами этапов (станций). Примеры станций: групповые лыжи, гонки на санях и нартах, перетягивание на ледянках, кёрлинг, переправа маятником, установка палатки, жим гантели, транспортировка пострадавших и многое другое. Проведение дней здоровья является пропагандой ЗОЖ и для школьников - участников мероприятия, и для обучающихся объединений центра, оказывающих помощь в его проведении.
Обучающиеся детских туристских объединений применяют на практике знания, умения и навыки, полученные во время обучения по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам во время ежегодного «Туристского слёта обучающихся образовательных организаций Ярославской области». В августе 1946 г. состоялся первый Всесоюзный слёт юных
путешественников. Он положил начало проведению областных туристских слетов. В Ярославской области с готовностью подхватили эту замечательную традицию. В 2016 г. Ярославский областной Центр туризма выступил организатором юбилейного 70-го туристского слета [4]. Это выездной лагерь с круглосуточным пребыванием детей и проживанием в палатках. Организация лагеря осуществляется в соответствии с требованиями СанПиН. Соблюдение режима дня: подъем, приемы пищи и отбой в одно и то же время, ежедневная зарядка, участие в соревнованиях, а также полигонах соревнований, конкурсная программа, вечерняя развлекательная программа -формирует у обучающихся стабильное хорошее состояние физического и психологического здоровья.
В практике нашего учреждения - проведение совместно с управлением Министерства внутренних дел России по Ярославской области областных профильных лагерей для участников регионального движения «Юный друг полиции». В рамках лагеря осуществляется проверка теоретических знаний и навыков обучающихся по ДООП «Юный полицейский России», а также организуются практические занятия с инструкторами спецподразделений по рукопашному бою, прохождению полосы препятствий, преодолению водных преград, медицинской подготовке [5]. Для юных полицейских проводятся игры соответствующей тематики: «Три отряда», «Звезды на погонах», «Тропа спецназа». Уровень психологического комфорта и удовлетворенность участников прослеживается на рефлексии (обратная связь), в ходе которой подростки могут высказать своё мнение о мероприятиях лагеря, бытовых условиях, впечатления от конкретного дня, проведенного в лагере. Анализ данной информации позволяет в дальнейшем организовывать мероприятия, нацеленные на ЗОЖ, на более высоком уровне.
Традиционно в течение всего года обучающиеся также принимают участие в областных соревнованиях по спортивному ориентированию, спортивному туризму на местности и в зале, соревнования на контрольном туристском маршруте, а также участвуют в конкурсе походов (пешеходных, лыжных, водных), лыжных пробегах, организованных сотрудниками Центра.
С целью создания организационно-педагогических условий для развития туристско-краеведческой деятельности в регионе и в рамках реализации маркетинговой стратегии развития нашего учреждения проводятся выездные комплексные мероприятия в муниципальных районах области. Как правило, площадками проведения таких мероприятий являются удаленные районы нашего региона, где педагоги не всегда компетентны в современных тенденциях развития спортивного туризма. Программа мероприятий традиционно включает практические занятия по туризму и спортивному ориентированию для обучающихся и педагогов. Это способствует вовлечению школьников в туристско-краеведческую и походную деятельность, увеличению числа детских объединений туристско-краеведческой и физкультурно-спортивной направленностей.
В рамках деятельности учреждения как регионального ресурсного центра по направлению «Развитие детско-юношеского туризма» сотрудниками Центра разработаны различные методические материалы, представляющие собой сценарии досуговых мероприятий, учебных занятий, дидактические материалы к ним. На сайте Центра в разделе «Электронные образовательные ресурсы» размещены авторские интерактивные задания и тренировочные упражнения разного уровня сложности. К ним имеют открытый доступ и педагоги, и обучающиеся.
В целях повышения квалификации педагогов в сфере детского туризма, сотрудниками Центра совместно со специалистами государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования Ярославской области «Институт развития образования» разработана программа повышения квалификации
«Организация детско-юношеского туризма», рассчитанная на 72 часа. В 2016 и 2017 гг. обучение по программе прошли 48 работников региональной системы образования. Также сотрудниками Центра разработана модульная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для взрослых «К туристскому мастерству», которая реализуется в рамках слёта-семинара педагогических работников образовательных организаций Ярославской области. ДООП «К туристскому мастерству» имеет физкультурно-спортивную направленность и нацелена на подготовку педагогических туристских кадров к организации походов с обучающимися, краеведческих экспедиций, реализации программ профильных палаточных лагерей. Модули программы: «Организация туристско-краеведческой работы с обучающимися», «Организация и проведение водного похода с детьми», «Организация и проведение детского туристского слета», «Организация передвижных и непередвижных палаточных лагерей», «Вопросы безопасности при организации туристско-краеведческой работы с детьми» [6]. В 2018 г. состоится уже 39-й учительский слёт.
Представленный вашему вниманию опыт деятельности Ярославского областного Центра детского и юношеского туризма и экскурсий свидетельствует о системной работе учреждения по формированию ЗОЖ обучающихся образовательных организаций Ярославской области.
Примечания
1. Закон Ярославской области от 24.02.2016 № 5-з «О патриотическом воспитании в Ярославской области» (принят Ярославской областной думой 16.02.2016). URL: http://www.duma.yar.ru/service/acts/z16005 .html
2. Константинов Ю. С. Детско-юношеский туризм : учеб.-метод. пособие. 2-е изд., стер. М. : ФЦДЮТиК, 2008. С. 43.
3. Роль молодежного событийного туризма в социально-экономическом развитии регионов ЦФО: проблемы и перспективы : материалы докл. науч.-практ. конф., 4 сентября 2014 г. Орел / под ред. В. С. Макеевой. Орел : Госуниверситет - УНПК, 2014. С. 24.
4. Детско-юношеский туризм и краеведение России : научно-методический журнал. М. : Изд-во «Канцлер», 2016. №4(86). С. 23.
5. Детско-юношеский туризм и краеведение России : научно-методический журнал. М. : Изд-во «Канцлер», 2016. №4(86). С. 26.
6. Образовательный туризм: практики дополнительного образования детей : метод. рекомендации / М. А. Соловьева, А. Н. Логинова, В. А. Хохлов [и др.]; под ред. А. В. Золотаревой. Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. С. 186. (Обновление содержания и технологий дополнительного образования детей).
К. А. Наумавичюте
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ БИОИНДИКАЦИИ
В данной статье рассматриваются компоненты экологической культуры будущих специалистов, принципы, на основе которых осуществляется процесс экологической подготовки. Особое внимание в статье уделяется методам биоиндикации, которые способствуют формированию экологической культуры студентов.
Ключевые слова: экологическая культура, методы биоиндикации, экологические знания, компоненты экологической культуры.
© Наумавичюте К. А., 2018 100