Научная статья на тему 'Формирование экологической культуры студентов колледжа на основе использования методов биоиндикации'

Формирование экологической культуры студентов колледжа на основе использования методов биоиндикации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
178
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МЕТОДЫ БИОИНДИКАЦИИ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ / КОМПОНЕНТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Наумавичюте К. А.

В данной статье рассматриваются компоненты экологической культуры будущих специалистов, принципы, на основе которых осуществляется процесс экологической подготовки. Особое внимание в статье уделяется методам биоиндикации, которые способствуют формированию экологической культуры студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Наумавичюте К. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование экологической культуры студентов колледжа на основе использования методов биоиндикации»

«Организация детско-юношеского туризма», рассчитанная на 72 часа. В 2016 и 2017 гг. обучение по программе прошли 48 работников региональной системы образования. Также сотрудниками Центра разработана модульная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для взрослых «К туристскому мастерству», которая реализуется в рамках слёта-семинара педагогических работников образовательных организаций Ярославской области. ДООП «К туристскому мастерству» имеет физкультурно-спортивную направленность и нацелена на подготовку педагогических туристских кадров к организации походов с обучающимися, краеведческих экспедиций, реализации программ профильных палаточных лагерей. Модули программы: «Организация туристско-краеведческой работы с обучающимися», «Организация и проведение водного похода с детьми», «Организация и проведение детского туристского слета», «Организация передвижных и непередвижных палаточных лагерей», «Вопросы безопасности при организации туристско-краеведческой работы с детьми» [6]. В 2018 г. состоится уже 39-й учительский слёт.

Представленный вашему вниманию опыт деятельности Ярославского областного Центра детского и юношеского туризма и экскурсий свидетельствует о системной работе учреждения по формированию ЗОЖ обучающихся образовательных организаций Ярославской области.

Примечания

1. Закон Ярославской области от 24.02.2016 № 5-з «О патриотическом воспитании в Ярославской области» (принят Ярославской областной думой 16.02.2016). URL: http://www.duma.yar.ru/service/acts/z16005 .html

2. Константинов Ю. С. Детско-юношеский туризм : учеб.-метод. пособие. 2-е изд., стер. М. : ФЦДЮТиК, 2008. С. 43.

3. Роль молодежного событийного туризма в социально-экономическом развитии регионов ЦФО: проблемы и перспективы : материалы докл. науч.-практ. конф., 4 сентября 2014 г. Орел / под ред. В. С. Макеевой. Орел : Госуниверситет - УНПК, 2014. С. 24.

4. Детско-юношеский туризм и краеведение России : научно-методический журнал. М. : Изд-во «Канцлер», 2016. №4(86). С. 23.

5. Детско-юношеский туризм и краеведение России : научно-методический журнал. М. : Изд-во «Канцлер», 2016. №4(86). С. 26.

6. Образовательный туризм: практики дополнительного образования детей : метод. рекомендации / М. А. Соловьева, А. Н. Логинова, В. А. Хохлов [и др.]; под ред. А. В. Золотаревой. Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. С. 186. (Обновление содержания и технологий дополнительного образования детей).

К. А. Наумавичюте

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ БИОИНДИКАЦИИ

В данной статье рассматриваются компоненты экологической культуры будущих специалистов, принципы, на основе которых осуществляется процесс экологической подготовки. Особое внимание в статье уделяется методам биоиндикации, которые способствуют формированию экологической культуры студентов.

Ключевые слова: экологическая культура, методы биоиндикации, экологические знания, компоненты экологической культуры.

© Наумавичюте К. А., 2018 100

Состояние окружающей среды в большей степени зависит от деятельности человека. В настоящее время мы можем наблюдать, что обострились факторы риска, наличие которых может привести к необратимым последствиям для всего человечества. Именно поэтому на сегодняшний день одним из актуальных направлений современного образования является формирование экологической культуры студентов в условиях среднего профессионального образования. Понятие «экологическая культура» анализируется исследователями Л. С. Астафьевым, Н. Р. Астрахановой, В. В. Бахаревым, Л. С. Купцовой и др. По мнению Л. С. Астафьевой, экологическая культура - это совокупность экологических знаний, личностных смыслов отношения к природе как ценности, направленности на конструктивное преобразование действительности с позиции сохранения природы, а также мотивационной готовности к самостоятельным действиям по защите окружающей природной среды в профессиональной сфере [1].

Формирование экологической культуры студентов является необходимым компонентом профессиональной подготовки и достигается с помощью следующих задач:

- формирование системы знаний об экологических проблемах в современном мире и пути их разрешения;

- формирование мотивов, потребностей и привычек экологически разумного поведения и деятельности;

- развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности.

В процессе исследовании мы выделили следующие компоненты экологической культуры будущих специалистов.

Мотивационный компонент экологической культуры представлен системой его побудительных сил, потребностей, притязаний, намерений и жизненных предпочтений. Основой мотивационного компонента является профессиональная направленность, личная установка на приобретение и реализацию своих знаний, умений и навыков, что также выражается в склонности, интересе к профессии, желании добиться успеха.

Ценностно-мировоззренческий компонент экологической культуры специалистов образован совокупностью социальных, психолого-педагогических, экологических ценностей, созданных человечеством и включенных в педагогический процесс на современном этапе развития образования.

Содержательно-деятельностный компонент включает философские, психологические знания, а также умения и навыки в организации природоохранной деятельности.

Анализ исследований работ Г. А. Степановой и В. А. Ясвина позволил определить принципы, на основе которых осуществляется процесс формирования экологической культуры студентов:

1. Принцип целостности системы подготовки специалиста, предполагающий объединение целей, средств обучения в единую систему.

2. Принцип отбора и адекватности получаемой информации.

3. Принцип межпредметной связи и интегративности дисциплин.

4. Принцип индивидуализации, учета личностных качеств.

5. Принцип субъектного развития и саморазвития.

6. Принцип персонализации педагогического взаимодействия.

7. Принцип рефлексивного управления процессом общего и профессионального развития.

8. Принцип включения в инновационную деятельность, тесно связанный с принципом единства субъектного и личностно-потребностного подхода.

9. Принцип стимулирования процессов целеполагания, успешности и совершенствования.

10. Принцип субъективации природных объектов, состоящий в стимулировании у личности субъективной установки по отношению к объектам природы.

11. Принцип формирования мыслеобразов, заключающийся в формировании системы экологических представлений личности.

12. Принцип опоры на методы контекстного и проблемно-диалогового общения [2].

Теоретической базой подготовки студентов к правильным взаимоотношениям с окружающей средой является необходимый минимум сведений по экологии, который предусмотрен программой обучения в колледже. Однако для формирования экологической культуры необходимо, чтобы студенты обладали не только экологическими знаниями, но и умениями.

Экологическое умение представляет собой специализированное умение, предполагающее наличие сформированной способности владеть комплексом экологических технологий взаимодействия с природными объектами, направленных на их исследование, содержание, создание условий безопасности и сохранения.

Состав экологических умений довольно разнообразен. И. Д. Зверева, Т. И. Суравегина различают такие виды экологических умений:

- умение оценивать состояние природной среды на основе овладения исследовательскими навыками;

- умения, связанные с проявлением должной культуры поведения в природе;

- умения, связанные с защитой окружающей природной среды, подразделяемые в свою очередь на три вида: соблюдения культуры личного поведения, не допускающего урона состоянию природных объектов; предотвращения поступков других людей, стремящихся навредить природе; выполнения посильных трудовых операций;

- умения по пропаганде экологических знаний среди населения [3].

По мнению А. Н. Захлебного, навыки и умения по изучению и охране окружающей природной среды можно разделить на две группы. Первая группа -навыки и умения по изучению окружающей природной среды путем исследования и оценки ее достоинств, состояния и возможностей. Вторая группа - навыки и умения соблюдать нормы поведения и выполнять общественно полезную деятельность по защите, уходу и улучшению природной среды, а также пропагандировать идеи охраны природной среды [4].

Педагогический опыт в Тольяттинском социально-педагогическом колледже доказал эффективность использования методов биоиндикации в формировании экологических умений. Исследовательская работа студента на уроках экологии направлена на то, чтобы студент при помощи методов биоиндикации смог оценить состояние окружающей среды с помощью живых организмов и их сообществ. Эта работа позволяет студентам самостоятельно убедиться в том, как деятельность человека влияет на живые организмы. Методы биоиндикации раскрывают студентам состояние окружающей среды в их городе и, тем самым, приобщают к деятельности, направленной на защиту природы своего города. Эта деятельность позволяет студентам глубже ознакомиться с базовыми понятиями и методами, которые используются в экологии.

Например, при изучении темы «Среда обитания человека» студентам было предложено с помощью метода биоиндикации изучить флуктуирующую асимметрию рыб для оценки состояния водных экосистем. В ходе этого исследования студенты изучали карася серебристого с помощью таких признаков:

1) число лучей в грудных плавниках;

2) число лучей в брюшных плавниках;

3) число жаберных тычинок;

4) число глоточных зубов;

5) число чешуй в боковой линии.

Было определено состояние водоема, где обитал данный гидробионт; выявлены экологические проблемы. К сожалению, с помощью таких методов не удается определить, что конкретно является источником загрязнения. Но такой метод познания природы не только интересен для студентов, но и полезен. Убедившись в неблагоприятном состоянии водного объекта по отклонениям в рыбе, студенты начинают задаваться вопросом, что способствует загрязнению и что же будет дальше с водоемом и его водными жителями; как можно способствовать улучшению ситуации.

Важное значение имеет логическая и эмоциональная сторона метода. Поэтому методы биоиндикации являются важным компонентом в формировании экологических умений. В процессе систематического использования данного метода происходит последовательное формирование экологической культуры в целом [5].

На первом этапе у студентов формируются мотивы и желания, стремления и интерес к познанию объектов и явлений живой природы и человека как природного существа. В процессе рассмотрения разных сторон единства человека и живой природы устанавливается общественно и лично значимая универсальная ценность биологических систем как части природы и зарождаются познавательная потребность и интерес к экологии.

На втором этапе формулируются экологические проблемы как следствие взаимодействия общества и природы.

На третьем этапе достигается осознание студентами исторических причин возникновения современных экологических проблем, рассматриваются пути решения этих экологических проблем.

На четвёртом этапе раскрываются научные основы оптимизации отношений человека с биологическими системами на основе идей сохранения живой природы.

Пятый этап - практическая деятельность - является важным компонентом в формировании ответственного и бережного отношения студента к живой природе. На этом этапе студент вносит свой вклад, направленный на охрану и защиты местности, где проживает. Так студент познает нормы и правила поведения в окружающей его природной среде [6].

Таким образом, методы биоиндикации способствуют формированию экологической культуры студентов. При оценке состояния водных экосистем студент видит прямую зависимость негативных последствий в жизнедеятельности гидробионтов от деятельности человека. Это в свою очередь заставляет студентов задуматься о бережном отношении к окружающей среде и ее защите.

Примечания

1. Астафьева Л. С. Развитие и современное состояние экологической культуры в России. М. : МПК, 2013. С. 46.

2. Ясвин В. А. Психология отношения к природе. М. : Смысл, 2014. С. 150.

3. Зверев И. Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. М. : Перемена, 2015. С. 38.

4. Захлебный А. Н. На экологической тропе. М. : Знание, 2013. С. 73.

5. Руденко И. В. Интерактивные технологии и методы в образовательном процессе высшей школы //Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2010. № 4. С. 37.

6. Хусаинов З. А. Основы формирования экологической культуры учащихся. М. : Инновации в образовании. 2015. № 2. С. 30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.