«Организация детско-юношеского туризма», рассчитанная на 72 часа. В 2016 и 2017 гг. обучение по программе прошли 48 работников региональной системы образования. Также сотрудниками Центра разработана модульная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа для взрослых «К туристскому мастерству», которая реализуется в рамках слёта-семинара педагогических работников образовательных организаций Ярославской области. ДООП «К туристскому мастерству» имеет физкультурно-спортивную направленность и нацелена на подготовку педагогических туристских кадров к организации походов с обучающимися, краеведческих экспедиций, реализации программ профильных палаточных лагерей. Модули программы: «Организация туристско-краеведческой работы с обучающимися», «Организация и проведение водного похода с детьми», «Организация и проведение детского туристского слета», «Организация передвижных и непередвижных палаточных лагерей», «Вопросы безопасности при организации туристско-краеведческой работы с детьми» [6]. В 2018 г. состоится уже 39-й учительский слёт.
Представленный вашему вниманию опыт деятельности Ярославского областного Центра детского и юношеского туризма и экскурсий свидетельствует о системной работе учреждения по формированию ЗОЖ обучающихся образовательных организаций Ярославской области.
Примечания
1. Закон Ярославской области от 24.02.2016 № 5-з «О патриотическом воспитании в Ярославской области» (принят Ярославской областной думой 16.02.2016). URL: http://www.duma.yar.ru/service/acts/z16005 .html
2. Константинов Ю. С. Детско-юношеский туризм : учеб.-метод. пособие. 2-е изд., стер. М. : ФЦДЮТиК, 2008. С. 43.
3. Роль молодежного событийного туризма в социально-экономическом развитии регионов ЦФО: проблемы и перспективы : материалы докл. науч.-практ. конф., 4 сентября 2014 г. Орел / под ред. В. С. Макеевой. Орел : Госуниверситет - УНПК, 2014. С. 24.
4. Детско-юношеский туризм и краеведение России : научно-методический журнал. М. : Изд-во «Канцлер», 2016. №4(86). С. 23.
5. Детско-юношеский туризм и краеведение России : научно-методический журнал. М. : Изд-во «Канцлер», 2016. №4(86). С. 26.
6. Образовательный туризм: практики дополнительного образования детей : метод. рекомендации / М. А. Соловьева, А. Н. Логинова, В. А. Хохлов [и др.]; под ред. А. В. Золотаревой. Ярославль : ГАУ ДПО ЯО ИРО, 2016. С. 186. (Обновление содержания и технологий дополнительного образования детей).
К. А. Наумавичюте
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА НА ОСНОВЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ БИОИНДИКАЦИИ
В данной статье рассматриваются компоненты экологической культуры будущих специалистов, принципы, на основе которых осуществляется процесс экологической подготовки. Особое внимание в статье уделяется методам биоиндикации, которые способствуют формированию экологической культуры студентов.
Ключевые слова: экологическая культура, методы биоиндикации, экологические знания, компоненты экологической культуры.
© Наумавичюте К. А., 2018 100
Состояние окружающей среды в большей степени зависит от деятельности человека. В настоящее время мы можем наблюдать, что обострились факторы риска, наличие которых может привести к необратимым последствиям для всего человечества. Именно поэтому на сегодняшний день одним из актуальных направлений современного образования является формирование экологической культуры студентов в условиях среднего профессионального образования. Понятие «экологическая культура» анализируется исследователями Л. С. Астафьевым, Н. Р. Астрахановой, В. В. Бахаревым, Л. С. Купцовой и др. По мнению Л. С. Астафьевой, экологическая культура - это совокупность экологических знаний, личностных смыслов отношения к природе как ценности, направленности на конструктивное преобразование действительности с позиции сохранения природы, а также мотивационной готовности к самостоятельным действиям по защите окружающей природной среды в профессиональной сфере [1].
Формирование экологической культуры студентов является необходимым компонентом профессиональной подготовки и достигается с помощью следующих задач:
- формирование системы знаний об экологических проблемах в современном мире и пути их разрешения;
- формирование мотивов, потребностей и привычек экологически разумного поведения и деятельности;
- развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности.
В процессе исследовании мы выделили следующие компоненты экологической культуры будущих специалистов.
Мотивационный компонент экологической культуры представлен системой его побудительных сил, потребностей, притязаний, намерений и жизненных предпочтений. Основой мотивационного компонента является профессиональная направленность, личная установка на приобретение и реализацию своих знаний, умений и навыков, что также выражается в склонности, интересе к профессии, желании добиться успеха.
Ценностно-мировоззренческий компонент экологической культуры специалистов образован совокупностью социальных, психолого-педагогических, экологических ценностей, созданных человечеством и включенных в педагогический процесс на современном этапе развития образования.
Содержательно-деятельностный компонент включает философские, психологические знания, а также умения и навыки в организации природоохранной деятельности.
Анализ исследований работ Г. А. Степановой и В. А. Ясвина позволил определить принципы, на основе которых осуществляется процесс формирования экологической культуры студентов:
1. Принцип целостности системы подготовки специалиста, предполагающий объединение целей, средств обучения в единую систему.
2. Принцип отбора и адекватности получаемой информации.
3. Принцип межпредметной связи и интегративности дисциплин.
4. Принцип индивидуализации, учета личностных качеств.
5. Принцип субъектного развития и саморазвития.
6. Принцип персонализации педагогического взаимодействия.
7. Принцип рефлексивного управления процессом общего и профессионального развития.
8. Принцип включения в инновационную деятельность, тесно связанный с принципом единства субъектного и личностно-потребностного подхода.
9. Принцип стимулирования процессов целеполагания, успешности и совершенствования.
10. Принцип субъективации природных объектов, состоящий в стимулировании у личности субъективной установки по отношению к объектам природы.
11. Принцип формирования мыслеобразов, заключающийся в формировании системы экологических представлений личности.
12. Принцип опоры на методы контекстного и проблемно-диалогового общения [2].
Теоретической базой подготовки студентов к правильным взаимоотношениям с окружающей средой является необходимый минимум сведений по экологии, который предусмотрен программой обучения в колледже. Однако для формирования экологической культуры необходимо, чтобы студенты обладали не только экологическими знаниями, но и умениями.
Экологическое умение представляет собой специализированное умение, предполагающее наличие сформированной способности владеть комплексом экологических технологий взаимодействия с природными объектами, направленных на их исследование, содержание, создание условий безопасности и сохранения.
Состав экологических умений довольно разнообразен. И. Д. Зверева, Т. И. Суравегина различают такие виды экологических умений:
- умение оценивать состояние природной среды на основе овладения исследовательскими навыками;
- умения, связанные с проявлением должной культуры поведения в природе;
- умения, связанные с защитой окружающей природной среды, подразделяемые в свою очередь на три вида: соблюдения культуры личного поведения, не допускающего урона состоянию природных объектов; предотвращения поступков других людей, стремящихся навредить природе; выполнения посильных трудовых операций;
- умения по пропаганде экологических знаний среди населения [3].
По мнению А. Н. Захлебного, навыки и умения по изучению и охране окружающей природной среды можно разделить на две группы. Первая группа -навыки и умения по изучению окружающей природной среды путем исследования и оценки ее достоинств, состояния и возможностей. Вторая группа - навыки и умения соблюдать нормы поведения и выполнять общественно полезную деятельность по защите, уходу и улучшению природной среды, а также пропагандировать идеи охраны природной среды [4].
Педагогический опыт в Тольяттинском социально-педагогическом колледже доказал эффективность использования методов биоиндикации в формировании экологических умений. Исследовательская работа студента на уроках экологии направлена на то, чтобы студент при помощи методов биоиндикации смог оценить состояние окружающей среды с помощью живых организмов и их сообществ. Эта работа позволяет студентам самостоятельно убедиться в том, как деятельность человека влияет на живые организмы. Методы биоиндикации раскрывают студентам состояние окружающей среды в их городе и, тем самым, приобщают к деятельности, направленной на защиту природы своего города. Эта деятельность позволяет студентам глубже ознакомиться с базовыми понятиями и методами, которые используются в экологии.
Например, при изучении темы «Среда обитания человека» студентам было предложено с помощью метода биоиндикации изучить флуктуирующую асимметрию рыб для оценки состояния водных экосистем. В ходе этого исследования студенты изучали карася серебристого с помощью таких признаков:
1) число лучей в грудных плавниках;
2) число лучей в брюшных плавниках;
3) число жаберных тычинок;
4) число глоточных зубов;
5) число чешуй в боковой линии.
Было определено состояние водоема, где обитал данный гидробионт; выявлены экологические проблемы. К сожалению, с помощью таких методов не удается определить, что конкретно является источником загрязнения. Но такой метод познания природы не только интересен для студентов, но и полезен. Убедившись в неблагоприятном состоянии водного объекта по отклонениям в рыбе, студенты начинают задаваться вопросом, что способствует загрязнению и что же будет дальше с водоемом и его водными жителями; как можно способствовать улучшению ситуации.
Важное значение имеет логическая и эмоциональная сторона метода. Поэтому методы биоиндикации являются важным компонентом в формировании экологических умений. В процессе систематического использования данного метода происходит последовательное формирование экологической культуры в целом [5].
На первом этапе у студентов формируются мотивы и желания, стремления и интерес к познанию объектов и явлений живой природы и человека как природного существа. В процессе рассмотрения разных сторон единства человека и живой природы устанавливается общественно и лично значимая универсальная ценность биологических систем как части природы и зарождаются познавательная потребность и интерес к экологии.
На втором этапе формулируются экологические проблемы как следствие взаимодействия общества и природы.
На третьем этапе достигается осознание студентами исторических причин возникновения современных экологических проблем, рассматриваются пути решения этих экологических проблем.
На четвёртом этапе раскрываются научные основы оптимизации отношений человека с биологическими системами на основе идей сохранения живой природы.
Пятый этап - практическая деятельность - является важным компонентом в формировании ответственного и бережного отношения студента к живой природе. На этом этапе студент вносит свой вклад, направленный на охрану и защиты местности, где проживает. Так студент познает нормы и правила поведения в окружающей его природной среде [6].
Таким образом, методы биоиндикации способствуют формированию экологической культуры студентов. При оценке состояния водных экосистем студент видит прямую зависимость негативных последствий в жизнедеятельности гидробионтов от деятельности человека. Это в свою очередь заставляет студентов задуматься о бережном отношении к окружающей среде и ее защите.
Примечания
1. Астафьева Л. С. Развитие и современное состояние экологической культуры в России. М. : МПК, 2013. С. 46.
2. Ясвин В. А. Психология отношения к природе. М. : Смысл, 2014. С. 150.
3. Зверев И. Д. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. М. : Перемена, 2015. С. 38.
4. Захлебный А. Н. На экологической тропе. М. : Знание, 2013. С. 73.
5. Руденко И. В. Интерактивные технологии и методы в образовательном процессе высшей школы //Вестник Гуманитарного института ТГУ. 2010. № 4. С. 37.
6. Хусаинов З. А. Основы формирования экологической культуры учащихся. М. : Инновации в образовании. 2015. № 2. С. 30.