Научная статья на тему 'Формы и методы формирования экологической культуры личности средствами туризма и краеведения (на примере образовательной деятельности ддютэ «Родина»)'

Формы и методы формирования экологической культуры личности средствами туризма и краеведения (на примере образовательной деятельности ддютэ «Родина») Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2176
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ТУРИЗМ / КРАЕВЕДЕНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ / ОХРАНА ПРИРОДЫ / ЭКСПЕДИЦИЯ / ECOLOGICAL CULTURE / TOURISM / STUDY OF LOCAL LORE / ECOLOGICAL PROJECT / PROTECTION THE NATURE / EXPEDITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горбатенко Светлана Арсентьевна

Автор статьи на примере деятельности учреждения показывает формирование экологической культуры обучающихся средствами туризма и краеведения. Показана реализация программы образования и воспитания детей и подростков средствами туризма и краеведения в ходе четырёхлетней комплексной экспедиции, закрепляющей основы здорового образа жизни и формирующей специальные знания, умения и навыки в качестве основы экологической культуры личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горбатенко Светлана Арсентьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author of article on an example of activity of establishment shows formation of ecological culture trained means of tourism and study of local lore. Realization of the program of formation and education of children and teenagers by means of tourism and study of local lore during the four-year-old complex expedition fixing bases of a healthy way of life and shaping special knowledge, skills as a basis of ecological culture of the person is shown.

Текст научной работы на тему «Формы и методы формирования экологической культуры личности средствами туризма и краеведения (на примере образовательной деятельности ддютэ «Родина»)»

продолжения повышения уровня нравственной, психологической и физической готовности юных туристов к действиям в экстремальных ситуациях.

Таким образом, успешная реализация воспитательного потенциала экологизированной туристско-краеведческой деятельности невозможна без опоры на вышеизложенные психолого-педагогические подходы, которые разрушают представление об экологическом воспитании как вспомогательном явлении в рамках существующей в настоящее время модели экологического образования, меняют приоритеты в пользу воспитательного процесса.

С. А. Горбатенко

с. Ютановка, Белгородской области

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ

ТУРИЗМА И КРАЕВЕДЕНИЯ (на примере образовательной деятельности ДДЮТЭ «Родина»)

Автор статьи на примере деятельности учреждения показывает формирование экологической культуры обучающихся средствами туризма и краеведения. Показана реализация программы образования и воспитания детей и подростков средствами туризма и краеведения в ходе четырёхлетней комплексной экспедиции, закрепляющей основы здорового образа жизни и формирующей специальные знания, умения и навыки в качестве основы экологической культуры личности.

The author of article on an example of activity of establishment shows formation of ecological culture trained means of tourism and study of local lore. Realization of the program of formation and education of children and teenagers by means of tourism and study of local lore during the four-year-old complex expedition fixing bases of a healthy way of life and shaping special knowledge, skills as a basis of ecological culture of the person is shown.

Ключевые слова: экологическая культура, туризм, краеведение, экологический проект, охрана природы, экспедиция.

Keywords: ecological culture, tourism, study of local lore, the ecological project, protection the nature, expedition.

Воспитание экологической культуры современного школьника - системно-комплексная проблема нашего времени. Разрешиться сегодня она может только с помощью творческих видов деятельности, включая и туристско-краеведческую, позволяющую оказывать детям и подросткам эффективную психолого-педагогическую помощь в адаптации к современным условиям и реалиям природной и социальной среды, развивать чувственную сферу подростков - доброту, эмпатию, милосердие, а также приобщать их к практической деятельности экологической направленности.

Экологическая культура является показателем экологического сознания. Мерой её выступает экологическая этика, характеризующаяся заботой о природных условиях существования не только настоящего, но и последующих поколений.

Экологическая культура - результат экологического воспитания. Современные учёные расшифровывают понятие «экологическое воспитание» как процесс приобщения молодых людей к ценностям культуры - общей и собственно экологической - с целью перевода этих ценностей в личностно значимые и наращивания «экокультурного» опыта у каждого члена нашего общества.

Отсюда следует, что отношение современного человека к окружающей его природной среде - это категория нравственная, которая должна в нём формироваться с ранних лет. Бережное, ответственное отношение к природным объектам, основанное на убеждении, что человек неотделим от природы, что природные богатства принадлежат всему обществу, что результаты любых воздействий на природную среду необходимо соизмерять с возможными побочными последствиями этих воздействий на основе права, экологии, ландшафтоведения, - это одно из проявлений гражданской зрелости личности.

Сегодня наблюдается экологизация общества, экологические знания и идеи проникают во все аспекты общественной жизни и экономики, связанной с природопользованием.

Большое внимание уделяется также экологической безопасности - политике природопользования, осуществляемой в глобальном, региональном и локальном масштабах в интересах сохранения здоровья человека и обеспечения устойчивого социально-экономического развития, не наносящего ощутимого ущерба природной среде, обеспечивающей экологический баланс на Земле.

Известно, что нравственное отношение человека к природе формируется под воздействием таких факторов, как существующий социальный строй, социальные условия, направленность образования в целом и уровень учебно-воспитательной работы конкретного образовательного учреждения в частности.

Основой нравственного воспитания в Доме детского и юношеского туризма и экскурсий «Родина» Восточного округа г. Москвы (далее - ДДЮТЭ «Родина») являются ведущая туристско-краеведческая деятельность, содержание и формы охраны природы, способствующие формированию убеждений о необходимости бережного отношения к природе, воспитанию нравственных норм морали по отношению к природе, патриотизма, развитию стремлений активно участвовать в общественной жизни и умений отстаивать прогрессивные идеалы.

Содержание природоохранной деятельности включает в себя основные направления деятельности нашего образовательного учреждения (туристско-краеведческое, культурологическое, художественное, естественнонаучное, физкультурно-спортивное, эколо-го-биологическое, социально-педагогическое) и отражает конкретные условия работы (ДДЮТЭ расположен в Южном Измайлове Восточного округа г. Москвы), интересы и потребности детей и подростков (познание себя через познание окружающего мира, общение), особенности природных условий мегаполиса (Измайловский лесопарк, Лосиный остров). Оно также тесно связано с организацией духовной жизни, познавательной и охранительной работы, с сознательным участием в общественно полезном труде во имя сохранения и приумножения природных богатств, с участием в деле пропаганды охраны природы творческого коллектива детей и взрослых.

При формировании экологического сознания, мировоззрения и опыта развивающейся личности мы исходим из понимания «роли ведущей деятельности в формировании таких личностных ценностей, как самодетерминация поведения, оптимальная самооценка, коммуникативная компетентность и социальная ответственность, свойственные личности с гуманистической направленностью жизненной позиции, обеспечивающей способность к эмпатии, сотрудничеству и полноценную самореализацию человека» [1].

Используя психолого-педагогический механизм ведущей в образовательной деятельности ДДЮТЭ «Родина» туристско-

краеведческой деятельности, формирующей на каждом из этапов личностного онтогенеза в системе отношений «ребёнок - взрослый» того или иного варианта направленности её жизненной позиции, опираясь при этом на законы леса (в лес без магнитофонов; береги дары леса; в костёр - только сушняк; ни одного деревца на колышки для палатки; убирай за собой мусор; береги почву) и законы туристской группы (патриотизма, товарищества, дела, движения вперёд, здорового образа жизни, коллектива, единоначалия, точности, природы и общества и т. д.), кодекс юного туриста-краеведа-эколога, мы формируем такую направленность личности ребёнка, которая выражается в смысловом содержании её жизненных позиций, определяющих сознание и поведение человека. Эффективным средством формирования нравственных основ экологической культуры является кодекс чести юного туриста-краеведа-эколога. Кодекс, в котором отражены основные законы, правила, нормы, является нравственной основой для регулирования отношений ребёнка к природе, людям, самому себе.

При этом ведущая деятельность рассматривается нами не как фактор воздействия, а как входящая в систему отношений «ребёнок - взрослый» смысловая структура, выступающая в роли решающего фактора формирования психологических предпосылок направленности жизненных позиций личности, потому что личность представляет не набор качеств, а, прежде всего, систему отношений, установок, мотивов деятельности, развивающуюся по законам противоречивого в своём единстве процесса социализации -индивидуализации на базе главной потребности растущего человека - потребности взросления.

Главный мотив деятельности - интерес. Интерес - это потребность, ставшая свойством личности человека, побуждающая его к такой деятельности, которая не только удовлетворяет его потребности в объективных достижениях, но и приносит ему желанное эмоциональное насыщение.

Роль взрослого при этом - поддержать смысловое содержание ведущей деятельности на каждом из этапов личностного развития и педагогически правильно её организовать. Педагогически правильно организованная деятельность как форма существования ведущей деятельности включает в себя комплекс различных видов деятельности (нравственное, трудовое, эстетическое, правовое, физкультурно-спортивное, художественное), объединённых общим

смысловым радикалом ведущего отношения ребёнка к миру на данном этапе развития. На практике ведущая деятельность реализуется как комплекс разных видов и форм деятельности, соответствующих по смыслу ведущему отношению ребёнка к действительности. Важнейшей характеристикой педагогически организованной деятельности является полнота её сформированности, которая зависит от соответствия мотивации её участников мотивационному комплексу ведущей деятельности данного периода развития и от стиля межличностных отношений, связывающих старших и младших её участников. Оправдан и культурологический подход к организации туристско-краеведческой деятельности, потому что культура как способ адаптации и организации жизнедеятельности людей отражает качество системы отношений человека с окружающей его природной и социальной средой.

Общее дело - форма вновь возрождённого в Доме «Родина» коллективного дела. В основе его - культурно-историческая программа в естественном ландшафте «Ландшафтно-экологический образ Измайловского лесопарка» («Зелёные острова Восточного округа глазами детей»), несущая в себе и познавательный, и развлекательный, и эмоциональный потенциал и функционирующая в естественных условиях природного, социально-культурного и рекреационного комплекса зелёных островов Восточного округа. Это отражение идеальной модели взаимодействия человека с природой и обществом, потому что турист - это естественный эколог, идеальный человек будущего с развитым чувством национального самосознания.

Через Общее дело осуществляются экологическая гласность (право любого человека получать необходимую информацию о состоянии окружающей природной среды, предполагающее вместе с тем обязанность воспользоваться ею на благо природы и общества) и экологическая пропаганда (использование средств массовой информации для широкого информирования общественности об экологической ситуации на какой-либо территории, распространении идей, обеспечивающих формирование экологического сознания и мировоззрения, понимания необходимости гармоничного взаимодействия человека и природы).

Целью Общего дела являются разработка и реализация программы образования и воспитания детей и подростков средствами туризма и краеведения в ходе четырёхлетней комплексной экспе-

диции, закрепляющей основы здорового образа жизни и формирующей специальные знания, умения и навыки в качестве основы экологической культуры личности.

В ходе реализации программы решается ряд задач:

• осуществление интеграции основного и дополнительного образования через экспедиционную форму работы детских объединений для наращивания «экокультурного» опыта обучающихся;

• разработка экологического (с точки зрения экологической этики) содержания образования с учётом практической деятельности учреждения и общественных детских объединений, функционирующих на его базе;

• развитие учебно-исследовательских умений учащихся по изучению основ экологического краеведения и основ здорового образа жизни.

Практическая часть комплексной экспедиции заключается в проведении мониторинга эмоционального и духовно-нравственного состояния участников комплексной экспедиции, отслеживания их культуры взаимодействия с окружающей средой и практических навыков природопользования в ходе экспедиционной деятельности.

Организация мониторинговой деятельности, на наш взгляд, перспективное в воспитательном плане направление. Известно, что именно процесс длительного внимательного изучения природы делает человека более наблюдательным и чутким, что интерес к природе, бережное отношение к ней развиваются лишь при умении человека наблюдать, замечать и анализировать изменения, происходящие в природе. Живое восприятие природы, умение наблюдать нравственно обогащают личность.

Как отмечал В. А. Сухомлинский, «природа становится мощным источником воспитания лишь тогда, когда человек познает её, проникается мыслью в причинно-следственные связи» [2]. Это престижное для учащихся дело, поскольку является важным общественно значимым делом. Вместе с тем эта деятельность в природе отличается доступностью, не требует специальных технических средств и дополнительных материальных затрат. Занимаясь наблюдениями, учащиеся учатся контролировать состояние окружающей среды и понимать природу. Это делает их добрее не только к природе, но и к людям. Развиваются следующие направления школьного мониторинга окружающей среды: санитарно-гигиени-

ческое или химическое (изучение антропогенных изменений химического состава воздуха, воды, загрязнений природной среды -школа № 811, 446) и фенологическое (сезонные изменения в природе и влияние на них деятельности человека - школа № 730). Ведутся визуальные наблюдения за изменением уровня и качества воды в Москва-реке (цвет, температура, прозрачность, мутность, запах), отбираются пробы воды для химического анализа, который производился в школьной лаборатории с помощью педагогов).

Фенологические наблюдения помогают школьникам лучше понять и усвоить закономерности и взаимосвязи природы и человека, изучаемые на уроках. Природное окружение для учащихся, занимающихся регулярным фенологическим изучением родного края, становится более близким, понятным, дорогим. Причем ценность эта носит не потребительский, а созидательный характер.

Применяемые в основном во время экскурсий и походов описательный, сравнительный и интегративный методы фенологических исследований позволяют школьникам понимать наблюдаемые явления и разумно использовать результаты наблюдений в практике дальнейшего взаимодействия с природой (школы № 1516, 446, 390, 443). Во время таких наблюдений учащиеся учатся соотносить различные природные явления, находить связи между ними. Постепенно они становятся активными защитниками природы (письмо воспитанников педагога дополнительного образования М. Ф. Си-нетовой из гимназии № 1324 в адрес департамента природопользования помогло очистке водоёмов в Терлецкой дубраве, например).

В организации природоохранительной деятельности осуществляется ландшафтный подход, который заключается в формировании у учащихся умения выделять на местности различные ландшафтные формы и в соответствии с их природой строить свою деятельность. Так, например, в ходе комплексной экспедиции «Москва-река» её участниками были обнаружены места разрушения экологического каркаса реки в пределах города. Во всех случаях, изученных учащимися, первопричиной разрушения природных комплексов явилось нарушение равновесия сил в ландшафтных формах и в результате незнания или недооценки норм землепользования. Участие в этой экспедиции подвело подростков к пониманию пагубности необдуманных действий в природе.

При проведении следующей комплексной экспедиции в Измайловском лесопарке будут взяты на учет подлежащие охране

ландшафта памятники природы, будут выявлены и обозначены на карте лесные поляны, сохраняющие лесопарки от залесенности, будет составлена современная карта рек с притоками, будут разработаны экологические тропы для дошкольников и младших школьников - в этом тоже проявится их активное участие в охране родной природы.

Следующее направление по охране природы - пропаганда идей охраны природы - также может осуществляться самими участниками экспедиции. Работа в этом направлении может проводиться путём организации старшеклассниками природоохранной деятельности младших школьников и подростков, подготовки и проведении бесед о здоровом образе жизни, родной природе, отношении к ней человека, а также организации выставок, школьных вечеров, викторин, конкурсов (например, «Экополис» в понимании городского поселения, спланированного на основе учёта единства природного окружения и жизненных потребностей людей), краеведческих конференций. В рамках этих мероприятий в увлекательной форме, демонстрационного материала - слайд, фото и видеофильмов, с использованием музыкального сопровождения - можно рассказать о состоянии природы родного края и её охране, о том, как следует относиться к природе во время туристских путешествий, в повседневной жизни.

В Доме «Родина» проводятся и массовые мероприятия по охране природы: традиционные весенние и осенние туристские слеты, смотр готовности походных групп к зимним и летним путешествиям, краеведческая конференция в рамках туристско-краевед-ческого движения «Отечество», где работает секция «Экология», отчетные выставки работ участников массовых мероприятий по проблемам охраны природы. Во время проведения этих мероприятий отслеживается эмоциональное состояние участников, организуется конкурс по сбору мусора на маршруте следования групп. Цель проведения подобных мероприятий - подвести итоги природоохранной деятельности за определенный период времени и поставить перед участниками новые задачи. Ведущими формами работы со школьниками могут стать клубы любителей природы, школьные лесничества, малые лесные академии, зеленые и голубые патрули. Планируется проведение двух массовых акций: первая - 5 марта по снегомерным наблюдениям, вторая - в мае по сезонным явлениям.

Для более эффективной реализации программы в рамках научно-методического обеспечения образовательно-воспитательного процесса в детских объединениях разработаны образовательные программы «Экологическое краеведение» (автор О. В. Ким), «Геология и краеведение» (автор С. Ф. Колесников), «Помощник руководителя туристской походной группы» (автор С. А. Горбатенко), в разработке находится образовательная программа «Туристско-краеведческая исследовательская деятельность».

Скорректирована методика организации наблюдений и учебных исследований, проведены консультации со специалистами, ведется организационная работа: разработан проект договора о совместной деятельности, анкета по мониторингу готовности групп к работе на полигоне, разрабатываются тесты, организуются собеседования с руководителями детских объединений и ПДО, проводятся заседания рабочих групп и т. д.

На территории Измайловского лесопарка предполагается вести системные снегомерные измерения, фенологические исследования, изучать растительный мир, насекомых, птиц; участвовать в различных экологических акциях, организуемых и проводимых спецлесхозом «Исторический»; разрабатывать экскурсии для младших школьников и для родителей с маленькими детьми, предложить вариант экологической тропы для дошкольников и т. д.

Мы предполагаем поэтапное «включение» детских коллективов в экспедиционную деятельность.

1-й этап: работа с картами и литературой.

2-й этап: работа на местности.

3-й этап: оформление рабочих и камеральных материалов.

Ожидаемые результаты:

• осуществление интеграции основного и дополнительного образования через «включение» детских объединений ДДЮТЭ «Родина» и членов РДОО «Юный путешественник» в экспедиционную деятельность экологической направленности;

• обеспечение социальной адаптации обучающихся к современным природным условиям;

• практическое участие в охране природного и культурного наследия;

• развитие навыков исследовательской деятельности и практического природопользования, здорового образа жизни;

• повышение национального самосознания;

• корректировка отдельных участков карты лесопаркового хозяйства в соответствии с современной антропогенной нагрузкой на почву;

• оформление учебно-исследовательских работ по результатам учебных исследований и наблюдений;

• создание атласа-путеводителя «Ландшафтно-экологический образ Измайловского лесопарка».

Практико-педагогическая часть реализации программы будет заключаться в проведении мониторинга эмоционального и духовно-нравственного состояния участников экспедиции, отслеживании их образа жизни, культуры взаимодействия с окружающей средой и практических навыков землепользования в ходе экспедиционной деятельности.

Ожидаемые результаты:

• осуществление интеграции основного и дополнительного образования;

• обеспечение социальной адаптации обучающихся к современным условиям;

• практическое участие в охране природного и культурного наследия;

• развитие навыков природопользования и здорового образа жизни;

• повышение национального самосознания;

• разработка критериев оценки экологической культуры личности.

При организации и проведении данных форм деятельности активно реализуются психолого-педагогический и гуманитарный потенциал предлагаемых программ, участники которых так или иначе тестируются, что позволяет нам определить уровни экологической культуры учащихся.

Экологическая культура является показателем экологического сознания. Мерой ее выступает экологическая этика, характеризующаяся заботой о природных условиях существования не только настоящего, но и последующих поколений [3, с. 11].

Разрабатывая показатели экологической культуры, мы исходили из особенностей психики и специфики возраста, опирались на

известные критерии экологической воспитанности, приведенные в изданиях лаборатории экологической культуры личности НИИ семьи и воспитания, и на критерии разработанного ПДО, родителями учащимися образа воспитанника Дома на основе Кодекса чести юного туриста-краеведа-эколога.

В качестве показателей сформированности экологической культуры детей нами рассматриваются развитие интеллектуальной, эмоциональной и деятельностной сфер личности ребёнка, а также качественные изменения системы отношений, которая складывается у них в ходе участия в экологизированной туристско-краевед-ческой деятельности с окружающим природным и социальным миром [3, с. 15].

Критериями экологической воспитанности школьников принято считать:

• сформированность экологических знаний;

• развитость эмоционально-ценностного отношения к природному и социальному окружению;

• посильное участие в улучшении среды обитания [4].

На наш взгляд, критериями экологической культуры могут быть частные критерии эмоционального, интеллектуального, нравственного (нравственно-волевого), физического развития личности.

Исходным уровнем экологической культуры считается уровень, сформированный в семье.

Уровни экологической культуры имеют свои особенности для различного возраста и выделяются с учетом овладения школьником доступными возрасту экологическими знаниями (в том числе и в области социальной экологии). Также учитывается степень развития у школьника интереса к жизни природы, эмоциональной отзывчивости на ухудшение экологической обстановки, умения сопереживать живым существам и соблюдать правила экологически целесообразного поведения, другие составляющие экологической культуры.

Авторский коллектив РАО ГосНИИ семьи и воспитания рассматривает 6 уровней экологической воспитанности [5].

Название уровня Характеристика уровня или педагогический результат

Начальный Владение общими представлениями об экологических проблемах, неустойчивый интерес к природе, не сформированные потребности к общению с природой

Элементарной экологической воспитанности Сформированное мировоззрение, в основе которого лежит миропонимание и мировосприятие. Мировоззрение насыщено чувственным отношением к природе, человеку, обществу, культуре, искусству, науке. Неустойчивая потребность в экологической деятельности

Продвинутый Вхождение личности в мир отношений к природе, человеку, обществу, включение ее в процесс освоения экологической культуры и практической деятельности

Высокий Целостное мировоззрение о природе, её сохранении находит свое выражение в системе ценностей и идеалов личности. Сформированная потребность в общественно полезной деятельности

Профессионально-достаточный Сформированная убежденность, благодаря широким и глубоким знаниям, которая выражается в единстве знаний, умений и особого профессионального отношения к ним, которое определяет поведение и активность личности

Высший творческий Сформированная установка на общественно значимое поведение и действие по сохранению природы, творческое отношение к основам экологической культуры мира

Мы предлагаем семь уровней, исходя при этом из онтогенеза личности, и связываем это с ключевыми словами «ребёнок (младенец, дошкольник, младший школьник) - подросток (младший -средний - старший) - молодёжь» (см. таблицу).

Для характеристики экологической культуры учащихся могут быть использованы такие хорошо известные педагогам методы, как наблюдение (как правило, включенное), свободные беседы, интервью по плану, сочинения, рисунки, игры, дискуссии, анкетирование, тесты и другие методы, каждый из которых имеет свои преимущества, недостатки и границы применения.

Для успешного использования педагогами метода наблюдения планируется выделить единицы наблюдения поведения учащихся в различных условиях. Это, прежде всего, природная среда, а также полуискусственная (парки и скверы) и искусственная (городские улицы и помещения) среды. Наблюдение осуществляется во время прогулок, экскурсий, походов, игр, обсуждений, различ-

ных занятий, включая полевые практикумы, работу учащихся на пришкольном участке, а также в других ситуациях, которые могут специально конструироваться. Разрабатывается тематика бесед, сочинений, рисунков, планы интервью, дискуссий, игр, составляются анкеты и тесты.

Шкала оценки

уровня сформированности экологической культуры личности

№ Уровни сформированности Характеристика уровня Оценка в баллах

0 Начальный ЗУНы, имеющиеся на момент включения в ТКД 0

1 Очень низкий ЗУНы реализуются слабо, с грубыми ошибками 1-2

2 Низкий ЗУНы реализуются неуверенно, допускаются ошибки 3-4

3 Ниже среднего ЗУНы реализуются формально, допускаются ошибки 5

4 Средний ЗУНы реализуются осознанно, но без творчества 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5 Выше среднего ЗУНы реализуются уверенно по образцу 7

6 Высокий ЗУНы реализуются по образцу с элементами творчества 8-9

7 Очень высокий Характерен творческий поиск в организации туристско-краеведческой деятельности 10

Показателем сформированности эстетического отношения и экологической культуры личности к действительности являются: устойчивый интерес к прекрасному в окружающей жизни, в людях, эстетический и художественный вкус, способность самостоятельно и объективно эстетически оценивать окружающий мир, способность универсального самосознания и неограниченной отзывчивости на все явления жизни, способность воспринимать окружающий мир неотчужденно, а как свой, со всей радостью, болью и чувством личной ответственности, которое несет такое мироощущение; способность к эстетическому самовоспитанию и приобретению навыков эстетической активности.

Проект «Ландшафтно-экологический образ Зелёных островов Восточного округа» предполагает составление алгоритма к интер-

претации материалов, полученных педагогом с помощью различных методов. Как правило, использование одного из них бывает недостаточным, и необходимо применение нескольких.

Предлагаемые для диагностики сформированности экологической культуры личности методики являются компактными, т. е. получение материалов и их обработка не занимают у педагогов много времени.

Методы подразделяются на основные и дополнительные. Первые дают педагогу общее представление об экологической культуре учащегося, её уровне. Вторые детализируют и дополняют картину. Для диагностики предлагается использовать методы как обучения, так и воспитания, предлагается активно использовать проектные и исследовательские методы, т. е. всю совокупность способов, побуждающих к активной, познавательной деятельности, так называемые «активные методы обучения».

Активное обучение, например, предполагает использование такой системы, которая направлена, прежде всего, на организацию самостоятельного получения знаний, освоение умений в процессе активной познавательной деятельности. Максимальное усвоение теории достигается сочетанием вербальной подачи (на слух), зрительной, игровой и самостоятельной. Демонстрационный материал в виде фильмов, слайдов увеличивает усвояемость материала на 20%, введение моделей, игр значительно увеличивает усвоение предмета, доводя его до 50%, а в сочетании с самостоятельной работой (работа над рефератом, докладами и сообщениями, подготовка к конференции; деловые игры) доводит его до 90%. Самостоятельная работа позволяет сформировать и развить такие важные качества, как творческая активность и инициатива, организованность, дисциплинированность, настойчивость в достижении поставленных целей, умение аргументированно защищать свои разработки. Таким образом, в допрофессиональной подготовке воспитанников выделяются два аспекта, один из которых определяется допрофессиональными знаниями и умениями на основе должностной инструментовки (биолог, зоолог, фенолог, эколог, ботаник, знаток лекарственных, пищевых растений, пород деревьев, лесных и домашних животных и т. д.), а другой - влиянием эстетико-педа-гогических факторов, обеспечивающих формирование нравственно-этических качеств личности: развитие творческого потенциала, формирование потребности в творческом образе жизни, способно-

сти генерировать новые, нестандартные идеи, имеющие общечеловеческие ценности. Гармоничное соединение этих двух составляющих позволит в будущем подготовить широко образованных, творчески и критически мыслящих специалистов, способных трудиться в условиях рыночных отношений, адекватных требованиям общественного и научно-технического прогресса.

Из методов воспитания используются методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся, организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, выполняющих функции регулирования, коррекции и стимулирования поведения и деятельности воспитанников (Г. И. Щукина); методы формирования нравственного опыта в поведении и деятельности, формирования нравственного сознания, поощрения и наказания (Т. Е. Конникова); методы организации детского коллектива, убеждения и стимулирования (В. М. Коротов, Б. Т. Лихачев и Л. Ю. Гордин). При этой совокупности наиболее общих способов решения воспитательных задач осуществляется и воспитательное взаимодействие на основе внушения, приказания, требования, убеждения, упражнения, приучения, поощрения, воспитания на личном примере.

Метод проектов (система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов -«обучение посредством делания») и метод исследования (методы описания, объяснения и прогноза, метод включенного наблюдения; научно-педагогическая экспедиция - метод педагогического исследования) сегодня широко используются во многих образовательных учреждениях округа. Они становятся актуальными и их рекомендует к использованию письмо ДО г. Москвы от 20 ноября 2003 г. № 2-34-20, в котором приводятся «Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях города Москвы».

Происходящие на наших глазах изменения природной среды создают серьезную угрозу экологического кризиса на планете. Если исходить из того, что экологический кризис по сути своей -кризис мировоззренческий, духовно-нравственный, то, на наш взгляд, формирование здорового образа жизни средствами туризма и краеведения в качестве одного из основных направлений деятельности образовательного учреждения и детского коллектива может явиться основой экологической культуры личности.

По мнению американских психологов, любой человек нуждается в удовлетворении пяти потребностей. Первой является удовлетворение физиологических потребностей, второй - безопасность, третьей - удовлетворение социальных потребностей, четвертой -самооценка, пятой, самой высшей, является самореализация. При этом без удовлетворения предыдущей потребности человек не готов к следующей.

На наш взгляд, при реализации программы экологического воспитания в Доме «Родина» будут удовлетворены все пять потребностей - от желания погулять для дошкольников, до познать исследуя для старшеклассников. Каждый из участников программы найдет свою экологическую нишу. Хотя экологическая ниша -отвлеченное абстрактное понятие, сводящее к общему показателю все, в чем нуждаются организмы, то есть все необходимые условия и ресурсы в нужных количествах [6].

Таким образом, процесс нравственного воспитания школьников в природоохранной деятельности мы рассматриваем как систему способов и путей педагогической работы, посредством которой осуществляется нравственное формирование личностных отношений школьников к природе в соответствии с идеалами общества.

При этом при нравственно-правовом и методическом просвещении используются такие формы, как эстетическая беседа, лекция, реже - диспут. Пути формирования нравственного поведения -кружковая и клубная деятельность, волонтерская работа по организации деятельности по охране природы. Способы стимулирования -поощрение, порицание. Цель нравственно-правового и методического просвещения - вооружение школьников знаниями правовых основ охраны природы и методическими знаниями рационального природопользования на основе определенного положительного эмоционального отношения, сознания и переживания индивида. Особенно действенным средством пропаганды нравственных знаний, донесения до сознания ребёнка общественной значимости бережного отношения к природной среде и её ресурсам могут явиться диспуты. Свободный обмен мнениями приучает школьников критически анализировать факты и явления, наблюдаемые в природе и обществе, вырабатывает у них умение отстоять свою точку зрения, доказать ошибочность других взглядов на предмет диспута.

Как показывает практика, эффективность воспитывающего воздействия ведущей деятельности на становление личностной на-

правленности растущего человека огромна, потому что она оказывает сознательно регулируемое воздействие на формирование личностной направленности, включающей жизненные позиции.

Не победить, не обладать, а понимать, любить и видеть, не растерять, и не обидеть, и в руки детям передать - вот что должны осознать и прочувствовать по отношению к природе наши воспитанники. Таков девиз экологического воспитания, результатом которого является формирование у людей сознательного отношения к окружающей природной среде, понимания роли и места человека в природе, убежденности в бережном отношении к ней, разумного использования ее богатств. Экологическое просвещение - воспитание экологического сознания. Экологическое сознание - глубокое понимание связи человека с природой, зависимости благополучия людей, их здоровья от сохранения устойчивости окружающей природной среды.

Системно экологизированная туристско-краеведческая деятельность является средством формирования личности ребёнка, а природная и социальная среда выступают воспитывающими факторами [3].

Таким образом, можно говорить об экологической педагогике - новой науке, «призванной раскрыть идеи взаимосвязи, взаимовлияния природы на развитие личности, сохранения здорового образа жизни, её духовного обогащения, нравственно-эстетического образования» [7].

Секрет успеха реализации программы экологического воспитания в Доме «Родина» заключается в тесном взаимодействии с образовательными учреждениями и социальными институтами округа и города, в создании единого экологического образовательного пространства, в котором эффективно сотрудничают основное и дополнительное образование.

Примечания

1. Лишин О. В. Воспитывающее воздействие ведущей деятельности в системе отношений «ребёнок - взрослый» на формирование личностной направленности человека: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 2004. С. 1.

2. Сухомлинский В. А. Избр. произведения: в 5 т. Киев: Рад. шк., 1980. Т. 3. С. 137.

3. Буковская Г. В. Формирование экологической культуры младших школьников средствами туристско-краеведческой деятельности. М., 1997. С. 10-18.

4. Экология и культура: программа экологического воспитания школьников / под общ. ред. Н.С. Дежниковой. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2002. С. 7-8.

5. Модели экологического воспитания детей: методическое пособие для педагогов / под общ. ред. Д. Л. Теплова, И. В. Цветковой. М.: МГОПУ им. М. А. Шолохова, 2005. С. 81-82.

6. Криксунов Е. А., Пасечник В. В., Сидорин А. П. Экология: учебник для 9-го класса. М.: Издательский дом «Дрофа», 1995. С. 45.

7. Шаталова Л. И., Веретенников Е. И. Экологический проект в краеведческой деятельности школьников // Проблемы детско-юношеского туризма и краеведения. 2005. № 6-7. С. 25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.