УДК 37.01; 37.033; 37.018.74; 37.012.7; 379.852
М. Ф. Синетова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДДЮТЭ «РОДИНА» МОСКВА
В статье на основе многолетнего педагогического опыта раскрывается потенциал внешкольной туристско-краеведческой образовательной деятельности в экологическом воспитании младших школьников; описаны авторские экологические проекты индивидуальной творческой деятельности младших школьников - членов туристско-краеведческого объединения.
In the article on the basis of many years of teaching experience reveals the potential of extracurricular educational activities of regional tourist in ecological education junior high school students; describes the author's environmental projects individual creative activities of junior high school students-members of the local Tourist Association.
Ключевые слова: экологическое образование; экологическое воспитание младшего школьника, экологическая культура, исследовательская, деятельность, проект, системный подход.
Keywords: environmental education environmental education associate schoolboy, ecological culture, research, activity, project, system approach.
Целью экологического образования является создание условий для формирования личности с экологически ориентированным сознанием Его основные задачи.
1. Побуждение в детях стремления оберегать окружающий
мир;
2. Формирование экологических представлений о взаимосвязях в природе.
3. Развитие отношения к природе как нашему общему дому, переживание себя как части природы.
4. Формирование системы умений и навыков экологически целесообразного поведения, взаимодействия с природой.
5. Формирование умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность в соответствии со знанием своего организма и гармоничным взаимодействием с природой, обеспечение элементарной эрудиции ребенка, его культурного фонда.
Как же воспитать у ребёнка чувство причастности к природе вообще, отношение к планете как дому, всему живому как самоценности
Ориентиром в моей педагогической деятельности в ДДЮТЭ «Родина» стала общая концепция и комплексная образовательная программа А. А. Остапца-Свешникова «Школа жизни - окружающий мир», которая интегрирует в себе образовательную, воспитательную, оздоровительную и социальную функции, создавая за счёт их взаимодействия новое уникальное комплексное воспитательное средство для полного раскрытия личности, её духовного и физического оздоровления, формирования здорового образа жизни.
Эта программа образовательная, комплексная, органично включающая обучение, воспитание, социальную адаптацию ребёнка в окружающей среде, развитие личности, самовоспитание, самореализацию, оздоровление. Только сейчас, отработав не один десяток лет, начинаешь понимать глубину, гибкость и уникальность системы А. А. Остапца. Каждому положению программы: «Школа жизни - окружающий мир» можно подходить творчески.
Приведу примеры своего творческого подхода к системе ту-ристско-краеведческой деятельности младших школьников.
Я разработала авторскую программу «Изучение родного края в деятельности туристско-краеведческих групп младших школьников», основой которой стало экологическое воспитание младших школьников.
Системная работа по экологическому воспитанию и образованию детей младшего школьного в деятельности детского турист-ско-краеведческого объединения позволила в сознании ребенка закреплять знания, правила построения мира, понимание природных явлений; установить более тесные связи между познанием природы и познанием социальной жизни; - обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего нас мира природы; - создать условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок; расширить экологические представления младших школьников, конкретизировать их на доступных примерах из окружающей жизни; сформиро-
вать ряд основополагающих экологических понятий, составляющих адекватный возрастным возможностям младших школьников первичные знания экологии как науки; обеспечить более широкую и разнообразную практическую деятельность учащихся по изучению и охране окружающей среды.
На начальном пороге обучения детям, прежде всего, даются знания о мире людей и мире природы, как ближайшем окружении самого ребёнка и это очень важно, так как эти элементарные знания должны обеспечить ему естественные, социальные и познавательные потребности. Ребенок через окружающий мир должен познать разнообразие форм, красок, различных проявлений, состояний природы, животный мир, мир растений, сезонные изменения, свое важное и значимое место в этом мире.
Экологическое воспитание и образование младших школьников выстраивалось, прежде всего, в соответствии с особенностями местных природных и социальных явлений, в последующем постепенно знания расширяются до уровня рядом расположенных областей, края, страны. Так постепенно происходит знакомство учащихся с проблемами экологии. Например, прежде всего детям была предложена серия занятий по выяснению, что такое экология. В данном разделе программы воспитанники получают знания об организме и окружающей среде, о связи между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Далее в процессе разнообразной практической туристско-краеведческой деятельности (прогулка в парк, экскурсия, поход; наблюдения, изготовление кормушек) дети учатся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения.
Качественно новая ступень, на которую поднимается в развитии своей экологической культуры учащийся, связывается со следующими приобретениями в личном опыте: от простого наблюдения - к наблюдению-анализу (почему хорошо и почему плохо); соотнесение своих действий и поведения в той или иной ситуации с действиями других людей и влиянии их на природу; собственные открытия - поиск удовлетворение потребности в знаниях о конкретных объектах окружающей среды; бережное отношение к предметам быта по собственной воле; участие в созидательной деятельности взрослых.
Показатели сформированности экологической культуры младших школьников на втором этапе дополняются: интересом ребёнка к
объектам окружающего мира, сопровождающимся попытками ребёнка их анализировать; участием в той или иной деятельности, проявлением самостоятельности и творчества; знакомством с представителями животного и растительного мира, потребностью заботы о них; выполнением ряда правил поведения в окружающей среде.
На третьем этапе, завершающем период младшего школьного возраста, личный опыт ребёнка пополняется новым содержанием: анализом наблюдений за состоянием окружающей среды и посильным вкладом в улучшение её состояния; осознанным соблюдением норм и правил поведения в окружающей среде; действенной заботой о представителях животного и растительного мира; использованием полученных знаний, умений и навыков в экологически ориентированной деятельности; воплощение своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества.
Большую роль в экологическом образовании и воспитании младших школьников играет практическая работа с элементами исследования в естественных природных условиях. Окружающая среда используется как живая лаборатория для повышения знаний по естественным наукам и как источник вдохновения. Такую возможность дают экологические проекты, реализуемые в туристско-краеведческой деятельности ДДЮТЭ «Родина». Мои воспитанники, члены туристско-краеведческих объединений, изучают Терлец-кий лесопарк: ведём наблюдения за деревьями, растениями, птицами, животными, прудами. После выбора темы и объекта исследования определяется принцип последовательности и системности работы над проектом. Каждый участник определяет индивидуальную тему. Проект складывается из нескольких этапов: тема - объект исследования - территория - план деятельности - поиск информации - результат - презентация - портфолио. Каждый воспитанник приобретает индивидуальную папку с файлами, куда собирается весь материал и вся информация по данному исследованию. На этапе «поиск информации» могут подключиться родители и оказать помощь своему ребёнку. За долгосрочные проекты (1-2 года) воспитанники получают звание и значок знатока (знаток дерева, знаток растений, знаток животных, знаток птиц, знаток прудов и т. д.). Эскизы и макеты значков делали совместно с родителями. Лучшие проекты были представлены на городских и окружных научно-практических конференциях. За участие в Московском городском конкурсе проектов «Заповедные острова Москвы»
в 2008 году 16 воспитанников награждены Памятными Дипломами.
Примеры исследовательских проектов: «Друзья Зелёных островов Восточного округа» (индивидуальные темы: «Подружись с деревом», «Животный мир Терлецкого лесопарка», «Водоплавающие птицы Терлецкого лесопарка», «Наблюдения за птицами Тер-лецкого лесопарка).
Действенным методом формирования активной позиции младших школьников-юных экологов стала творческие используемая нами «должностная система А.А.Остапца»« - включение каждого ребёнка в туристско-краеведческую деятельность путём реализации системы индивидуальных должностей - «знатоков». В программе представлен примерный перечень туристско-краеведческих должностей младших школьников, освоение которых позволяет более результативно осуществлять социальное и экологическое воспитание в деятельности туристско-краеведческого объединения. Туристские должности: командир, помощник командира, штурман, санитар, фотограф, дежурный повар, знаток правил дорожного движения, знаток игр, знаток спорта, редактор, ремонтный мастер, заведующий снаряжением. Краеведческие должности: знаток погоды (фенолог), деревьев, плодов, семян, растений, кустарников, птиц, животных, насекомых, следов, природы (эколог), прудов, микрорайона, парка, Кремля, Москвы. Распределение должностей проходит добровольно и по назначению руководителя группы. Туристские должности осваиваются во время туристских прогулок, походов, экскурсий, слётов. Распределение должностей - только начало включения учащихся в подготовку к участию в общей деятельности до выхода на маршрут. Главное - помочь ребёнку ознакомиться с содержанием его должности и довести до сознания важность поручения как части общего дела. Краеведческие должности осваиваются в проектной деятельности с элементами исследования, которая выводит детей из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и культурную среду Обязателен устный или письменный отчёт по должностям каждого юного туриста в форме рассказа, сочинения, рисунка, поделок или отчёта летописи слёта, игры с фотографиями по итогам общего дела, проекта.
Макеты значков
Деятельность участников направлена на результат (личный и общественно значимый) и самый главный из них - бесценный жизненный опыт, новые знания, умения, отношения, общение друг с другом, с природой.
По завершению обучения по программе выдаётся паспорт туриста-краеведа, в котором обозначены звания знатоков и значки, которые были получены за четыре года.
Опыт реализации авторской программы убеждает в ценности, научно-практической значимости Концепции и программы «Школа жизни - окружающий мир», разработанным А.А.Остапцом, в возможностях ее творческого использования и развития в экологическом воспитании современных младших школьников, в формировании у них здорового образа жизни в деятельности школы и учреждений дополнительного образования.
Примечание
Авторский многолетний опыт педагога дополнительного образования и методиста ДДЮТЭ «Родина» (1993-2015 гг.) обобщен и представлен в 16 статьях в научно-методических изданиях, методическом пособии - Сине-това М. Ф. Экологическое воспитания младших школьников в туристско-краеведческой деятельности. Методическое пособие. (Из опыта работы педагога дополнительного образования ДДЮТЭ «Родина», Москва). Под ред. Алиевой Л. В., доктора пед. наук. - Москва. - 2016. - 100 с.