Научная статья на тему 'Экологическое воспитание младших школьников средствами туристско-краеведческой деятельности'

Экологическое воспитание младших школьников средствами туристско-краеведческой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
968
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЕКТ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД / ECOLOGICAL EDUCATION / YOUNGER SCHOOL STUDENT / ECOLOGICAL CULTURE / RESEARCH ACTIVITY / PROJECT / SYSTEM APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синетова Маргарита Федоровна

На основе многолетнего педагогического опыта раскрывается потенциал туристско-краеведческой образовательной деятельности в экологическом воспитании младших школьников. Описаны авторские экологические проекты индивидуальной творческой деятельности младших школьников -членов туристско-краеведческого объединения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Синетова Маргарита Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ecological education of younger school students by the means of turism and local lore activities

On the basis of long-term pedagogical experience there is revealed the potential of tourism and local lore educational activities in the sphere of younger school students’ ecological education. The author describes individual ecological projects of younger school students members of the tourism and local lore association.

Текст научной работы на тему «Экологическое воспитание младших школьников средствами туристско-краеведческой деятельности»

МЕТОДИКА И ОПЫТ

УДК 371.844; 379.825; 37.068; 379.85; 908

М. Ф. Синетова

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

На основе многолетнего педагогического опыта раскрывается потенциал туристско-краеведческой образовательной деятельности в экологическом воспитании младших школьников. Описаны авторские экологические проекты индивидуальной творческой деятельности младших школьников -членов туристско-краеведческого объединения.

On the basis of long-term pedagogical experience there is revealed the potential of tourism and local lore educational activities in the sphere of younger school students' ecological education. The author describes individual ecological projects of younger school students - members of the tourism and local lore association.

Ключевые слова: экологическое образование; экологическое воспитание, младший школьник, экологическая культура, исследовательская деятельность, проект, системный подход.

Keywords: ecological education; younger school student, ecological culture, research activity, project, system approach.

Целью экологического образования является создание условий для формирования личности с экологически ориентированным сознанием. Его основные задачи:

1. Побуждение в детях стремления оберегать окружающий мир.

2. Формирование экологических представлений о взаимосвязях в природе.

3. Развитие отношения к природе как нашему общему дому, переживание себя как части природы.

4. Формирование системы умений и навыков экологически целесообразного поведения, взаимодействия с природой.

150

5. Формирование умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность в соответствии со знанием своего организма и гармоничным взаимодействием с природой, обеспечение элементарной эрудиции ребенка, его культурного фонда.

Как же воспитать у ребёнка чувство причастности к природе вообще, отношение к планете как дому, всему живому как самоценности? Декларативные требования охранять природу или сумма знаний о закономерностях её существования малоэффективны. Здесь необходимо найти баланс между знаниями о природе и формированием эмоционального отношения к ней.

Особое место на пути развития личности принадлежит этапу обучения младших школьников. Это период, когда ребенка легче убедить, объяснить ему существующие в обществе экологические проблемы. В этом возрасте ребенок более доверчив и впечатлителен, близок к природе, отмечается повышенная его любознательность. В период обучения в начальных классах ребенок учится учиться, и в этот период, стоит еще раз отметить, легче привить ему экологические знания, умения, научить любить природу, беречь ее.

На начальном пороге обучения детям, прежде всего, даются знания о мире людей и мире природы как ближайшем окружении самого ребёнка и это очень важно, так как эти элементарные знания должны обеспечить ему естественные, социальные и познавательные потребности. Ребенок через окружающий мир должен познать разнообразие форм, красок, различных проявлений, состояний природы, животный мир, мир растений, сезонные изменения, свое важное и значимое место в этом мире.

Экологическое воспитание и образование выстраиваются, прежде всего, в соответствии с особенностями местных природных и социальных явлений, впоследствии постепенно знания расширяются до уровня рядом расположенных областей, края, страны, далее - выход за рамки своей родины. Так постепенно происходит знакомство учащихся с проблемами экологии других стран и единого для всего человечества дома - планеты Земля. Педагог определяет по собственному усмотрению последовательность изучаемых на экологических занятиях тем. Так, например, прежде всего детям предлагается серия занятий по выяснению, что такое экология. В данном разделе учащимся даются знания об организме и окружающей среде, о связи между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. Дается, выясняется

простейшая классификация экологических связей между живой и неживой природой, связей внутри живой природы; разъясняются сущность и значение экологии на основе различных примеров.

Далее в процессе разнообразной практической деятельности дети учатся распознавать растения и животных ближайшего природного окружения, выявляют наиболее характерные отличительные признаки схожих видов. Происходит объяснение педагогом или самостоятельный поиск ответа на вопрос о происхождении названий некоторых видов животных или растений.

Так постепенно занятия по экологическому воспитанию и образованию расширяются: выяснение роли неживой природы в жизни человека; пополнение знаний о разнообразии живой природы; изучение почвы; изучение экологических связей в живой природе; открытие мастерских (изготовление кормушек, домиков для птиц); выявление связей между состоянием природы и здоровьем человека; обсуждение примеров экологических катастроф и т. д.

Системная работа по экологическому воспитанию и образованию детей младшего школьного возраста в деятельности детского туристско-краеведческого объединения позволяет в сознании ребенка закреплять знания, правила построения мира, понимание природных явлений. Повзрослев, такой человек вряд ли станет вредить природе, потому как даже простейшие экологические знания помогут ему правильно оценивать результаты своего влияния на природные объекты. Важно, чтобы в младшем школьном возрасте у него закрепилась в сознании достаточно полная информация о природных закономерностях - экологических правилах.

Системный подход по экологическому воспитанию детей позволяет:

- установить более тесные связи между познанием природы и познанием социальной жизни;

- обеспечить реальную преемственность и перспективность изучения окружающего нас мира природы (как внутри начальной школы, так и со средней школой);

- создать условия для более плавного и целесообразного формирования нравственно-этических установок;

- расширить экологические представления младших школьников, конкретизировать их на доступных примерах из окружающей жизни;

- углубить теоретические знания в области экологии;

- формировать ряд основополагающих экологических понятий, составляющих адекватные возрастным возможностям младших школьников первичные знания экологии как науки;

- обеспечить более широкую и разнообразную практическую деятельность учащихся по изучению и охране окружающей среды.

В целом работа по экологическому воспитанию позволяет реализовать воспитательный, образовательный и развивающий потенциал природоведческих знаний, обеспечить более надежные основы экологической ответственности младших школьников.

Важно в сотрудничестве с детьми применять разнообразие форм и методов работы по экологическому воспитанию. В своей практике я использую различные формы занятий, такие, как исследовательская деятельность, сочинение сказок о домашних, диких животных, с привлечением научных знаний об этих животных из энциклопедий, фотографирование, зарисовки животных, сочинение загадок, стихотворений о животных, выяснение с детьми, занесено ли то или иное животное в Красную книгу и многие другие виды деятельности.

Младший школьный возраст - этап формирования основ нравственно-экологической позиции личности, проявления которой имеют свою специфику и на трёх условно выделенных мною «ступенях роста» данного возрастного периода.

Базовым в развитии экологической культуры на первом году обучения выступает уровень, приобретённый в дошкольном возрасте. Новая ступень развития ребёнка связывается с приобретением им экологически ориентированного личного опыта за счёт наблюдений различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями педагога; первоначальных оценок деятельности людей (на уровне хорошо/плохо); выполнения предложенных педагогом правил поведения; обращения с представителями животного и растительного мира и эмоциональных переживаний; эстетического наслаждения красотой природы и творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках; ощущения потребности в знаниях экологического содержания; бережного отношения к природе и используемым предметам, продуктам питания; наблюдения за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственного посильного участия в ней.

Качественно новая ступень, на которую поднимается в развитии своей экологической культуры учащийся, связывается со следующими приобретениями в личном опыте: от простого наблюдения - к наблюдению-анализу (почему хорошо и почему плохо); соотнесение своих действий и поведения в той или иной ситуации с действиями других людей и влиянии их на природу; собственные открытия - поиск удовлетворения потребности в знаниях о конкретных объектах окружающей среды; бережное отношение к предметам быта по собственной воле; участие в созидательной деятельности взрослых.

Показатели сформированности экологической культуры младших школьников на втором этапе дополняются:

• интересом ребёнка к объектам окружающего мира, сопровождающимся попытками ребёнка их анализировать;

• участие в той или иной деятельности вместе со взрослыми с проявлением самостоятельности и творчества;

• общением с представителями животного и растительного мира, вызванным в большей степени заботой о них, нежели получением удовольствия;

• выполнением ряда правил поведения в окружающей среде, ставших привычным делом.

На третьем этапе, завершающем период младшего школьного возраста, личный опыт ребёнка пополняется новым содержанием: анализом наблюдений за состоянием окружающей среды и посильным вкладом в улучшение её состояния; осознанным соблюдением норм и правил поведения в окружающей среде; действенной заботой о представителях животного и растительного мира; использованием полученных знаний, умений и навыков в экологически ориентированной деятельности; воплощение своих впечатлений об окружающем мире в различных видах творчества:

• ребёнок контролирует свои действия, соотнося их с окружающей обстановкой и возможными последствиями для тех или иных объектов окружающей среды;

• выражена потребность в заботе о тех или иных представителях животного и растительного мира;

• ребёнок способен самостоятельно выбирать объекты своей экологической деятельности;

• доброта, отзывчивость и внимание к окружающим (людям, природе) сопровождается готовностью ребёнка оказать помощь нуждающимся в ней.

Большую роль в экологическом образовании и воспитании школьников любого возраста, в том числе и младшего, играет практическая работа с элементами исследования в естественных природных условиях. Окружающая среда используется как живая лаборатория для повышения знаний по естественным наукам и как источник вдохновения. Нужно вовлекать ребят в такие виды деятельности, чтобы они видели, ощущали, чувствовали, трогали, слушали природу, получали информацию о ней самой. Такую возможность дают экологические проекты. Мои воспитанники, члены туристско-краеведческих объединений, под моим руководством изучают Терлецкий лесопарк: ведём наблюдения за деревьями, растениями, птицами, животными, прудами. После выбора темы и объекта исследования определяется принцип последовательности и системности работы над проектом. Планы деятельности по различным направлениям я привожу в данной статье. Проект складывается из нескольких этапов: тема - объект исследования - территория - план деятельности - поиск информации - результат - презентация - портфолио. Каждый воспитанник приобретает индивидуальную папку с файлами, куда собираются весь материал и вся информация по данному исследованию. На этапе «поиск информации» могут подключиться родители и оказать помощь своему ребёнку. За долгосрочные проекты (1-2 года) воспитанники получают звание и значок знатока (знаток дерева, знаток растений, знаток животных, знаток птиц, знаток прудов и т. д.). Эскизы и макеты значков делали совместно с родителями.

Лучшие проекты были представлены на городских и окружных научно-практических конференциях. За участие в Московском городском конкурсе проектов «Заповедные острова Москвы» в 2008 г. 16 воспитанников награждены памятными дипломами.

Вся деятельность участников экологических проектов направлена на результат (личный и общественно значимый), и самый главный из них - бесценный жизненный опыт, новые знания, умения, отношения (общение) друг с другом, с природой.

В проектной деятельности могут участвовать школьники любого возраста. Участвуя в разработке и реализации различных проектов, ребенок может проявить свой творческий потенциал: фанта-

155

зию, интерес, инициативу, поскольку проект основан на развитии не только познавательных, но и творческих навыков учащихся, их умения самостоятельно применять свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Исследовательский проект «Друзья Зелёных островов Восточного округа»

Ты решил принять участие в этом проекте. Дом «Родина» уверен, что участие в нём будет интересным для тебя и других, полезным для природы нашего города.

Человек не может жить без природы, а в нашей огромной столице её осталось так мало! Каждый участок леса, каждое дерево помогают нам выжить в городе. Мы тоже должны им помочь!

Твоя тема - «Подружись с деревом».

План деятельности:

1. Выбери дерево на территории Терлецкого лесопарка, назови его.

2. Опиши, как оно выглядит.

3. Нарисуй или сфотографируй своё дерево в разное время года (зимой, весной, летом и осенью), обрати внимание на форму кроны.

4. Зарисуй план местности и обозначь на нём своё дерево.

5. Погладь ствол дерева, какой он на ощупь?

6. Послушай дерево. Что ты слышишь?

7. Понюхай ствол дерева, его листья. Как они пахнут?

8. Как ты думаешь, сколько лет дереву? Оно старше или младше тебя?

9. Размеры дерева. Общая высота__метров (примерно).

10. Высота ствола до первых сучьев___метров (примерно).

11. Обхвати ствол руками. Ствол тоньше или толще тебя?

12. Хочешь ли ты ещё раз прийти к дереву, чем-нибудь помочь ему?

13. Что бы сказало тебе дерево, если бы ты понимал его язык?

14. В каком состоянии находится дерево, оцени степень его здоровья:

а) сломана верхушка дерева или нет;

б) имеется ли наклон ствола;

в) имеется ли дупло;

г) есть ли сломанные ветви, надрезы, зарубки?

15. Внимательно изучи кору дерева. Приложи лист бумаги к участку коры и потри мелком, чтобы получить отпечаток. Вклей его в свою тетрадь.

16. Погладь кору дерева. Какая она: тёплая, холодная, шершавая, гладкая, твёрдая, мокрая, сухая?

17. Есть ли трещины? Кто может жить в трещинах?

18. Понюхай кору. Как она пахнет?

19. Кто живёт на твоём дереве?

✓ Птицы

✓ Насекомые

✓ Белки

✓ Кто-то ещё

20. Какие меры охраны ты можешь предложить для твоёго

дерева?

21. Закрой глаза, прикоснись щекой к стволу и отметь, какое

слово пришло тебе на ум.

22. Напишите стихи о своём дереве.

23. Зарисуй почки твоего дерева: сначала - зимой, и затем -ранней весной.

24. Каждый раз, когда ты приходишь к своему дереву, записывай, какие изменения произошли с ним. Что, по твоему мнению, может быть причиной этих изменений?

Исследовательский проект «Друзья Зелёных островов Восточного округа»

Ты решил принять участие в этом проекте. Дом «Родина» уверен, что участие в нём будет интересным для тебя и других, полезным для природы нашего города.

Человек не может жить без природы, а в нашей огромной столице её осталось так мало! Каждый участок леса, каждое дерево помогают нам выжить в городе. Мы тоже должны им помочь!

Твоя тема - «Животный мир Терлецкого лесопарка».

План деятельности:

1. Узнай о периодическом появлении зайцев, белок, мышевидных грызунов на выбранной нами территории по следам на снегу и остаткам пищи, погрызам на ветвях и стволах деревьев.

2. Проведи учёт белок, которые встречаются на нашей территории.

3. Зарисуй план местности, обозначь места обитания животных, которых тебе удалось увидеть или сфотографировать.

4. Найди материал о жизни белок, зайцев, грызунов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Подробно напиши, чем питаются эти животные.

Исследовательский проект «Друзья Зелёных островов Восточного округа»

Ты решил принять участие в этом проекте. Дом «Родина» уверен, что участие в нём будет интересным для тебя и других, полезным для природы нашего города.

Человек не может жить без природы, а в нашей огромной столице её осталось так мало! Каждый участок леса, каждое дерево помогают нам выжить в городе. Мы тоже должны им помочь!

Твоя тема - «Водоплавающие птицы Терлецкого лесопарка».

План деятельности:

1. Зарисуй план местности и обозначь на нём пруды для наблюдений.

2. Сделай фото прудов в разное время года.

3. Отметь первое появление водоплавающих птиц на этих прудах.

4. Какие водоплавающие птицы населяют эти пруды?

5. Когда появляются первые «выводки» маленьких утят?

6. Чем питаются водоплавающие птицы?

7. Собери материал о водоплавающих птицах московских прудов.

Исследовательский проект «Друзья Зелёных островов Восточного округа»

Ты решил принять участие в этом проекте. Дом «Родина» уверен, что участие в нём будет интересным для тебя и других, полезным для природы нашего города.

Человек не может жить без природы, а в нашей огромной столице её осталось так мало! Каждый участок леса, каждое дерево помогают нам выжить в городе. Мы тоже должны им помочь!

Твоя тема - «Наблюдения за птицами Терлецкого лесопарка».

План деятельности:

1. Выбрать площадку в Терлецком лесопарке до водоёмов (10х10 м) для наблюдений за птицами.

2. Повесь несколько кормушек с кормом для птиц на выбранной территории.

3. Зарисуй план местности и обозначь на нём местонахождение твоих кормушек.

4. Сфотографируй кормушку вместе с деревом, а лучше пусть тебя сфотографируют около твоей кормушки.

5. Наблюдай за кормушками и птицами, которые подлетают к ней; записывай все изменения, происходящие на твоей площадке:

а) какие птицы прилетают к твоей кормушке, опиши их подробно;

б) оцени их численность;

в) как часто тебе приходится подсыпать корм в твои кормушки;

г) отметь следы птиц и следы их кормления зимой на снегу;

д) имеются ли старые гнёзда на твоей площадке.

6. Веди наблюдения и записывай их в тетрадь или альбом. Туда можешь записывать сведения из литературных источников о птицах лесопарков Москвы.

Исследовательский проект «Друзья Зелёных островов Восточного округа»

Ты решил принять участие в этом проекте. Дом «Родина» уверен, что участие в нём будет интересным для тебя и других, полезным для природы нашего города.

Человек не может жить без природы, а в нашей огромной столице её осталось так мало! Каждый участок леса, каждое дерево помогают нам выжить в городе. Мы тоже должны им помочь!

Твоя тема - « Растения».

План деятельности:

1. Значение растений для человека. Науку о растениях называют ботаникой.

2. Отметь на карте территорию, за которой ты наблюдаешь.

3. Отметь, когда появились первые цветковые растения. Сделай зарисовки или фото растений.

4. Регулярно отмечай появление новых цветковых растений.

5. Если на твоей территории встречаются лекарственные растения, то напиши об их применении.

6. Что интересного ты узнал в процессе наблюдений?

7. Из каких источников брал свой материал?

Источники: Энциклопедия «Растительный мир»

А. Плешаков «Зелёные страницы»

Журнал «Юный натуралист»

Исследовательский проект «Друзья Зелёных островов Восточного округа»

Ты решил принять участие в этом проекте. Дом «Родина» уверен, что участие в нём будет интересным для тебя и других, полезным для природы нашего города.

Человек не может жить без природы, а в нашей огромной столице её осталось так мало! Каждый участок леса, каждое дерево помогают нам выжить в городе. Мы тоже должны им помочь!

Твоя тема - «Наблюдения за насекомыми Терлецкого лесопарка».

План деятельности:

1. Краткая характеристика насекомых (строение, их отличительные признаки, развитие, где встречаются).

2. Отметь территорию на карте, за которой ты наблюдаешь.

3. Какие насекомые встречаются на твоей территории? Опиши подробно, зарисуй или сфотографируй их.

4. Оцени численность насекомых, которых ты встретил.

5. Веди наблюдения и записывай их в тетрадь или альбом. Туда можно записывать сведения из литературных источников.

6. Что интересного ты узнал в процессе наблюдений.

Проекты разработаны Маргаритой Фёдоровной Синетовой, педагогом дополнительного образования ГБОУ ДДЮТЭ «Родина» им. А. А. Остапца-Свешникова.

УДК 379.828; 37.068; 351.858

Н. И. Федорченко, С. М. Рябых, Е. А. Стрижак, В. Е. Семенюк, О. В. Лихоеид, Э. В. Овчинников, С. Г. Виклюк

ИГРОВЫЕ ФОРМЫ КАК МЕТОД ОБЩЕНИЯ, ОБУЧЕНИЯ И НАКОПЛЕНИЯ ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА

Представлена методическая разработка по использованию игровых технологий в туристско-краеведческой деятельности в международном центре детского и юношеского туризма г. Киева. Авторами обобщены игровые формы, используемые методистами и руководителями туристско-краевед-ческих кружков при организации работы в профильных туристских лагерях. 160

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.