Научная статья на тему 'Психолого-педагогические подходы к экологическому воспитанию подростков в процессе туристско-краеведческой деятельности'

Психолого-педагогические подходы к экологическому воспитанию подростков в процессе туристско-краеведческой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
187
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ТУРИЗМ / КРАЕВЕДЕНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПОДРОСТОК / ПРИРОДА / ЭКОЛОГИЯ / ECOLOGICAL EDUCATION / TOURISM / STUDY OF LOCAL LORE / PEDAGOGICAL APPROACH / TEENAGER / NATURE / ECOLOGY / PSYCHOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буковская Галина Владиславовна

В статье показана успешная реализация воспитательного потенциала экологизированной туристско-краеведческой деятельности. Автор подробно излагает особенности во взаимоотношениях с природой в разных стадиях подросткового возраста и определяет задачи и пути их решения.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буковская Галина Владиславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n article successful realization of educational potential is shown to turistsko-study of local lore activity. The author in detail states features in relationships with the nature in different stages of teenage age and defines problems and ways of their decision.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические подходы к экологическому воспитанию подростков в процессе туристско-краеведческой деятельности»

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Г. В. Буковская,

г. Моршанск

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ПОДРОСТКОВ В ПРОЦЕССЕ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье показана успешная реализация воспитательного потенциала экологизированной туристско-краеведческой деятельности. Автор подробно излагает особенности во взаимоотношениях с природой в разных стадиях подросткового возраста и определяет задачи и пути их решения.

In article successful realization of educational potential is shown to turist-sko-study of local lore activity. The author in detail states features in relationships with the nature in different stages of teenage age and defines problems and ways of their decision.

Ключевые слова: экологическое воспитание, туризм, краеведение, психолого-педагогический подход, подросток, природа, экология.

Keywords: ecological education, tourism, study of local lore, psychology, the pedagogical approach, the teenager, the nature, ecology.

Теоретический анализ проблемы экологической культуры и практический опыт экологического воспитания показывают, что экологическое воспитание подростков наиболее эффективно, если оно организуется как процесс деятельности в природе. Экологизированная туристско-краеведческая, как никакая другая, деятельность способствует накоплению интеллектуального, эмоционального, духовного, нравственного опыта взаимодействия подростков с природой на основе принципа согласованности действий и поведения человека с состоянием среды обитания.

Реализация воспитательного потенциала экологизированной туристско-краеведческой деятельности будет иметь успех, если ее содержание и организация будут строиться на основе следующих психолого-педагогических подходов.

Подростковый возраст, который продолжается от 10-11 до 14-15 лет, называют периодом общественно полезной деятельности, каждая из которых, включая учение, воспринимается и выполняется подростками как общественно полезная. По мнению Д. Б. Эльконина, ведущим видом деятельности в этом возрасте выступает общение со сверстниками. Подростки учатся в контексте разнообразных видов деятельности строить общение в различных коллективах на основе принятых в них норм взаимоотношений, рефлексии собственного поведения, умения оценивать собственные возможности. Подростковый возраст, центральным психическим и личностным новообразованием которого является чувство взрослости, осознанное стремление к самостоятельности и самоутверждению, считается самым трудным и сложным из всех детских возрастов.

Как и другие возрастные периоды, он неоднороден. Один из ведущих исследователей подросткового возраста Д. И. Фельд-штейн выделяет три стадии в этом возрастном периоде. Первая стадия (10-11 лет) - «локально-капризная», характеризующаяся обостренной потребностью в признании взрослых. Вторая (1213 лет) - «право-значимая» отличается потребностью в общественном признании, в социально одобряемой полезной деятельности. Третья (14-15 лет) - утверждающе-действенная, стадия доминирования готовности проявить себя, применить свои силы.

В. А. Ясвин и С. Д. Дерябо, учитывая специфичность отношения подростков к природе, также подразделяют подростковый возраст на три соответствующих периода: младший подростковый возраст (10-11 лет), средний - (12-13 лет) и старший -(14-15 лет). Младший подростковый возраст, определяющий, по мнению ученых, дальнейшее развитие экологического сознания, характеризуется непрагматическим отношением к природе, познавательной активностью, связанной с природой, восприятием объектов природы как субъектов, стремлением участвовать в охране природы. У средних подростков познавательная активность, связанная с природой, снижается. Они продолжают воспринимать природные объекты в качестве субъектов, у них возрастает, по сравнению с младшими подростками, стремление совершать поступки на благо природы. Старшие подростки, воспринимая природу как объект, отличаются прагматичным отношением к ней.

Наши собственные исследования подтверждает, что переход от детства к юности пронизывает все стороны развития подростка: анатомо-физиологическое строение, интеллектуальное, нравственное развитие. В результате на этом возрастном отрезке происходит перестройка познавательных процессов, формирование абстрактных форм мышления, освоение начальных навыков различных видов деятельности, пробуждение интереса к своему внутреннему миру, развивается самосознание, формируется самооценка.

В ходе исследования изучались мотивы, которые побуждали подростков заниматься туристско-краеведческой деятельностью. Результаты исследования показали, что эти мотивы определялись осознанием подростками своего положения в системе доступных им социальных отношений и возникновением на этой основе внутренней позиции и некоторого целостного отношения к окружающему миру и самим себе, которые порождают стремление участвовать в общественно необходимой работе и стать общественно значимыми в качестве:

• субъектов экологизированной туристско-краеведческой деятельности, обеспечивающей их индивидуализацию и самоутверждение особенностью выбора средств и способов деятельности;

• субъектов общения, способных к интеграции в референтной для себя группе, которая обеспечивает их оптимальную персо-нализацию;

• субъектов формирования своей «Я-концепции», формирующейся благодаря специфической социальной активности подростков, которая выражается в восприимчивости, сенситивности к усвоению норм, ценностей и способов поведения, существующих в мире взрослых и в их отношениях.

Занимаясь экологизированной туристско-краеведческой деятельностью, младшие подростки удовлетворяли свою потребность в физической активности, познавательные интересы, потребность в признании взрослых, и в то же время - быть самостоятельными, заботиться о природных объектах, охранять их, стремление обзавестись другом.

Подростки среднего возраста в процессе занятий экологизированной туристско-краеведческой деятельностью удовлетворяли потребность в аффилиации, в достижении успеха, в социально одобряемой деятельности, во взаимодействии с природными объектами.

Занятия экологизированной туристско-краеведческой деятельностью предоставляли подросткам старшего возраста возможность удовлетворить свои потребности в чувстве собственного достоинства, самоиндентификации, доминировании, применении силы, в деятельности, связанной с природными объектами и явлениями.

Как показывает исследование, меняется в подростковом возрасте и отношение к природе. Так, в младшем подростковом возрасте исчезает антропоморфизм (наделение человеческими свойствами явлений природы, животных, предметов) как способ осмысления мира природы, достигает максимального в процессе онтогенеза субъективизация природных объектов, сохраняющаяся и в среднем подростковом возрасте, продолжает также сохраняться

непрагматический характер взаимодействия с природными объект г о ^

тами. У детей этого возраста высок познавательный интерес к природе. Значительная часть детей младшего и среднего подросткового возраста готова участвовать в природоохранных мероприятиях, проявляя желание к практическому взаимодействию с объектами природы.

Особого внимания требуют старшие подростки, для которых характерен общий подъем жизнедеятельности. У девочек завершается, а у мальчиков продолжается перестройка всего организма, сопровождающаяся у многих неравномерностью развития. Это порой создает сложности во взаимоотношениях подростков с окружающими людьми и самими собой. Мышление подростков становится более систематизированным, приобретается критичность, улучшается способность к абстрактному мышлению. У старших подростков происходит интенсивное социальное и нравственное формирование личности, хотя нравственные идеалы и моральные принципы не приобрели еще устойчивость. Поведение старших подростков часто определяют сильно проявляемые чувства. Несогласованность убеждений, нравственных понятий старших подростков и их действий, поведения могут привести к неблаговидным поступкам.

У старших подростков существуют свои особенности во взаимоотношениях с природой. В этом возрасте разрушается субъективное восприятие объектов природы, которое было характерно для подростков младшего и среднего возраста, и начинает доминировать объектное представление о природном мире. Некоторые

подростки изучаемого возрастного периода могут жестоко обращаться с представителями животного и растительного мира. С другой стороны, старшие подростки способны акцентировать внимание на эстетических свойствах природных объектов, совпадении их витальных проявлений с аналогичными проявлениями человека.

Другой особенностью отношения старших подростков к объектам природы является прагматизм. Причем прагматическое отношение к природе часто демонстрируется старшими подростками для самоутверждения в социуме. Это случается, как правило, с теми подростками, которые в прежние возрастные периоды не накопили достаточного опыта добродеятельного отношения к объектам природы. Этот факт подтверждается тем, что существует большое число подростков старшего возраста, у которых доминирует непрагматическое отношение к природе.

По степени интенсивности отношения к объектам природы у старших подростков преобладает практическое отношение, которое к концу исследуемого возрастного периода утрачивает свою доминирующую роль. Таким образом, старшие подростки предпочитают взаимодействию и общению с природой ее использование.

Учёт таких особенностей старших подростков, как способность к эстетическому восприятию природы, прагматизм, их потребности в самореализации, склонности к групповой деятельности, помогает педагогу нейтрализовать негативные проявления в отношениях к объектам природы в процессе организации взаимодействия старших подростков с окружающим миром и самими собой.

На основе вышеизложенного можно заключить, что младший и средний подростковый возрасты благоприятны для воспитания экологической культуры в процессе туристско-краеведческой деятельности, а в старшем подростковом возрасте воспитание экологической культуры носит не столько развивающий, сколько нейтрализующий и коррекционный характер.

С учётом мотивации и психологических особенностей подростков, а также их специфических особенностей восприятия окружающего мира следует определять задачи на каждый период обучения.

В работе с младшими подростками необходимо ставить следующие задачи: развивать воображение и способность тонко ощущать особенности разных живых существ, развивать идентификацию с объектами природы, чувство сопереживания растениям и

животным, способствовать распространению опыта партнерских отношений на неживую природу, расширять и углублять представления детей о взаимосвязях в природе, способствовать их оздоровлению, формировать новые эколого-туристские навыки, формировать простейшие навыки скрининга окружающей среды.

Задачи, которые следует решать в работе с подростками среднего подросткового возраста в первый год обучения, заключаются в следующем: развивать ощущение включенности в мир природы, воспитывать чувство ответственности перед растениями и животными, способствовать формированию научных представлений о системной организации окружающего мира, развивать способность выражать свое отношение к природе через творчество, развивать навыки группового взаимодействия, совершенствовать эколого-ту-ристские навыки, способствовать физическому развитию детей, укреплению их здоровья, развивать мотивации по сохранению и улучшению социоприродного окружения.

Работа со средними подростками во второй год обучения требует постановки и решения следующих задач: воспитывать умени-ие эмоционально-эстетического восприятия природы, способствовать коррекции целей и стратегии взаимодействия с природой, формировать научные представления о системной организации окружающего мира, формировать навыки исследовательской работы, отрабатывать эколого-краеведческие и туристские навыки познавательного, поведенческого и преобразовательного характера, развивать чувство ответственности за успех команды, способствовать обретению навыков регулирования отношений с окружающими людьми, формировать навыки здорового образа жизни.

Задачами первого года обучения старших подростков являются формирование знаний о физическом и духовном здоровье человека как части природы и его факторах, воспитание коллективизма и осознания неповторимости каждого человека, развитие коммуникативных умений и стремления к духовному и физическому совершенствованию, формирование навыков здорового образа жизни.

Задачи второго года обучения старших подростков состоят в формировании у них представления об экологических проблемах человечества и необходимости их решения как условия дальнейшего безопасного развития общества и природы, овладения навыками изучения экологических проблем окружающей школьника среды: города, области, зеленой зоны - во время путешествий и

продолжения повышения уровня нравственной, психологической и физической готовности юных туристов к действиям в экстремальных ситуациях.

Таким образом, успешная реализация воспитательного потенциала экологизированной туристско-краеведческой деятельности невозможна без опоры на вышеизложенные психолого-педагогические подходы, которые разрушают представление об экологическом воспитании как вспомогательном явлении в рамках существующей в настоящее время модели экологического образования, меняют приоритеты в пользу воспитательного процесса.

С. А. Горбатенко

с. Ютановка, Белгородской области

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ

ТУРИЗМА И КРАЕВЕДЕНИЯ (на примере образовательной деятельности ДДЮТЭ «Родина»)

Автор статьи на примере деятельности учреждения показывает формирование экологической культуры обучающихся средствами туризма и краеведения. Показана реализация программы образования и воспитания детей и подростков средствами туризма и краеведения в ходе четырёхлетней комплексной экспедиции, закрепляющей основы здорового образа жизни и формирующей специальные знания, умения и навыки в качестве основы экологической культуры личности.

The author of article on an example of activity of establishment shows formation of ecological culture trained means of tourism and study of local lore. Realization of the program of formation and education of children and teenagers by means of tourism and study of local lore during the four-year-old complex expedition fixing bases of a healthy way of life and shaping special knowledge, skills as a basis of ecological culture of the person is shown.

Ключевые слова: экологическая культура, туризм, краеведение, экологический проект, охрана природы, экспедиция.

Keywords: ecological culture, tourism, study of local lore, the ecological project, protection the nature, expedition.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.