педагогические науки
Руденко Ирина Викторовна, Наумавичюте Каролина Альгирдасовна ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ...
УДК 37.032
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
© 2018
Руденко Ирина Викторовна, доктор педагогических наук, профессор кафедры «Педагогика и методики преподавания» Наумавичюте Каролина Альгирдасовна, студентка магистратуры Тольяттинский государственный университет, Тольятти (445020, Россия, Тольятти, улица Белорусская, 14, e-mail: [email protected])
Аннотация. В данной статье рассматриваются методы формирования экологической культуры студентов колледжа на основе разработанной и реализованной программы внеурочной деятельности «Эколог стайл». Авторы, анализируя различные точки зрения на сущность понятия «экологическая культура», приходят к выводу, что под «экологической культурой студентов колледжа» следует понимать совокупность знаний в области общей, прикладной и социальной экологии, позитивное отношение к происходящим событиям, которые затрагивают окружающую среду, и активную природоохранную деятельность. В статье описываются примеры проведения тематических занятий по программе. На практических занятиях используются интерактивные методы обучения, с помощью которых студенты описывают антропогенные изменения в своем городе и других частях планеты; определяют состояние окружающей среды окружающей их местности методом флуктуирующей асимметрии; в ходе интеллектуальной игры «Дебаты» обсуждают волнующие темы взаимодействия человека и природы; познают природу родного края и делятся своими знаниями во время прохождения интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?»»; занимаются природоохранной деятельность и знакомят обучающихся с особо охраняемыми территориями своей области. Практическая деятельность по программе «Эколог стайл» показала, что организованная внеучебная работа может дополнять учебный процесс и быть эффективным средством профессионального развития будущих специалистов.
Ключевые слова: профессиональное образование, внеучебная деятельность студентов; экологическая культура, экологические знания, окружающая среда, природоохранная деятельность, программа внеурочной деятельности, методы экологического воспитания, мониторинг.
FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF STUDENTS OF THE PEDAGOGICAL
COLLEGE OF TOGLIATTI
© 2018
Rudenko Irina Victorovna, doctor of pedagogical sciences, professor Naymavichute Karolina Algirdasovna, magistracy student
Togliatti State University, Togliatti (445020, Russia, Togliatti, Belorusskaya street, 14, e-mail: [email protected])
Abstract. This article describes the methods of formation of ecological culture of college students on the basis of the developed and implemented program of after-hour activity "Ecologist style". The authors, analyzing different points of view on the essence of the notion of "ecological culture", come to the conclusion that the "ecological culture of college students" should be understood as a set of knowledge in the field of general, applied and social ecology, a positive attitude to current events that affect the environment, and active environmental activities. The article describes examples of conducting thematic lessons based on the program. In practical lessons interactive methods of teaching are used, with the help of which students describe anthropogenic changes in their city and other parts of the planet. They determine the state of the surrounding environment around them by the method of fluctuating asymmetry. In the course of the intellectual game "Debate" students discuss the exciting topics of human-nature interaction. They learn the nature of their native land and share their knowledge during the intellectual game "What? Where? When?". Students are engaged in environmental activities and introduce the other students to the specially protected areas of their region. Practical activities on the program "Ecologist Style" showed that organized after-hour activities can complement the educational process and be an effective means of professional development of future specialists.
Keywords: professional education, extracurricular activities of students, environmental culture, ecological knowledge, environment, nature protection activity, out-of-school program, methods of ecological education, monitoring.
Проблемы формирования экологической культуры в современном мире являются актуальными в связи с увеличением влияния общества на живую природу. Воздействие на окружающую среду настолько возросло, что это в скором времени может привести к негативным последствиям для всего человечества. Для того, чтобы избежать это, нужно решить ряд проблем: научно-технических, социально-политических, экономических. Особую роль в этом ряду занимают педагогические и воспитательные. Именно поэтому решение их важно на всех ступенях образования, в том числе и профессионального [1].
В Федеральном государственном стандарте профессионального образования одна из задач современной подготовки специалистов связана с формированием экологической культурой студентов. Именно от уровня экологической культуры будущих специалистов зависит дальнейшая жизнь всего человечества на планете. В связи с этим «экологизация» учебных дисциплин в современном колледже необходима для успешной подготовки студентов всех направлений. Эффективность образовательной деятельности напрямую зависит от квалифицированной работы преподавателей, их готовности участвовать в экологическом образовании студентов.
Поэтому принципиально важным моментом является осмысление сущности понятия «экологическая культура», поиск механизмов её формирования. Сравним точки зрения исследователей данного феномена.
В конце ХХ века отечественный ученый В.В. Бахарев экологической культурой личности называл «часть единого феномена культуры всего человечества, которая отражает конкретизированный вид взаимоотношений общества, а именно взаимоотношения человека с окружающей его средой» [2]. С позиций исследователя В.Г. Иванова «экологическая культура - это нравственно-духовная часть жизнедеятельности каждой личности, которая характеризуется своеобразным поведением по отношению к природе и включает взаимосвязанные элементы экологической культуры: сознание, отношение и деятельность[3]. Э.С. Демиденко под «экологической культурой» понимает отказ от антропоцентризма, переход к биоцентризму. По правилам биоцентризма - сохранение биосферы превыше всего для всего человечества на планете [4]. Социальная ответственность человечества перед Вселенной заключается в минимизировании вреда по отношению к природе[5]. Е.В. Асафова трактует «экологическую культуру» как совокупную характеристику качеств личности [6]. Её характеристика
Rudenko Irina Victorovna, Naymavichute Karolina Algirdasovna pedagogical
FORMATION OF ECOLOGICAL CULTURE OF STUDENTS ... sciences
отображает сам процесс и конечный результат сформированное™ экологического сознания человека и предполагает прочно связанное единство знаний, представлений о живой природе, эмоционально-чувственного и ценностного отношения к ней, а также обладание умениями и навыками работы в процессе взаимодействия с живой и неживой природой. Экологическая культура -это утверждение в сознании и практической деятельности принципов рационального природопользования, овладение навыками разрешения задач социально-экономического характера, которые не принесут вреда живой природе и здоровью человечества. Данная трактовка понятия принадлежит Н.Р. Астрахановой [7]. Во всех этих определениях общим является то, что сущность понятия раскрывается через совокупность личностных качеств человека, которая обусловлена знаниями и осознанным поведением по отношению к окружающему миру. Учитывая данные проведенного анализа, под «экологической культурой студентов колледжа» будем понимать совокупность знаний в области общей, прикладной и социальной экологии, позитивное отношение к происходящим событиям, которые затрагивают окружающую среду, и активную природоохранную деятельность.
Следовательно, педагогические задачи преподавателя колледжа связаны с работой по совершенствованию знаний студентов и личностных экологически целесообразных качеств, которые формируются в процессе целенаправленной деятельности с использованием инновационных методов, отвечающих вызовам современной молодёжи. На базе среднего профессионального учреждения г.о. Тольятти было проведено изучение уровня экологической культуры студентов 1 курсов в возрасте 15-17 лет. В ходе исследования было выявлено: 27% студентов занимаются активной природоохранной деятельностью по требованию преподавателей, 27% вовсе не интересуются проблемами окружающей среды, у 63% студентов нет времени интересоваться проблемами экологии; 6% студентов утверждают, что заниматься экологической деятельностью не их дело, они не имеют к этому никакого интереса, считая деятельность очень сложной; 9% студентов любят природу только за её природные богатства. Таким образом, экологическая деятельность не является привлекательной для основного контингента студентов всех направлений подготовки.
Экологическое образование, включенное в учебный процесс, не приносит достаточно надёжных результатов, поэтому данная работа получила развитие во вне-учебной деятельности. Разработанная программа внеу-чебной деятельности автора К.А. Наумавичюте под названием «Эколог стайл» содержит учебно-тематический план, формы и методы проведения занятий по каждой теме и методическое обеспечение учебного процесса. Отличием программы от аналогичных является использование разнообразных интерактивных методов, а также инновационно-дидактических средств при проведении учебных занятий. Новизной программы можно считать ее содержание, которое направлено на формирование экологической культуры студентов колледжа, что включает развитие «...чувства бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира, а также воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии.» [9].
Программа «Эколог стайл» будет способствовать формированию у студентов колледжа экологической культуры, которая базируется на знаниях и активной природоохранной деятельности.
К задачам внеучебной программы относятся:
1. Обучающие - формирование знаний об экологических системах и особенностях их функционирования в условиях нарастающей антропогенной нагрузки.
2. Развивающие - развитие устойчивого интереса к достижениям в области экологии; осознание значимости 274
компетенций в области экологии для человека и общества.
3. Воспитательные - воспитание бережного отношения к природе в процессе личной природоохранной деятельности.
Программа реализовывалась на базе среднего профессионального учебного заведения г.о. Тольятти в объёме 36 часов, 10 из которых отведены на лекционные занятия, а 26 часов - практические. Занятия проходили по 2 часа в неделю. На лекционных занятий по программе изучались вопросы социальной экологии; обсуждались проблемы, существующие в социуме от взаимоотношений человека с окружающей средой, и пути их решения. При этом активно использовалась учебная литература и пособия [10-14]. Каждому лекционному занятию соответствовала практическая работа, направленная на закрепление изучаемой темы. На практических занятиях по программе применялись различные активные методы: ручной труд, викторины, деловые игры, конкурсы и т.д. В качестве наглядного материала использовались экологические плакаты, экологические атласы и многое другое, что способствовало становлению экологического сознания студентов. Эффективным стали просмотры видеофильмов. Например, для закрепления изученной темы и понимания проблем последствий антропогенных воздействий студентам был показан фильм «Дом. История путешествия». По окончании фильма между студентами завязалась дискуссия о состоянии флоры и фауны на Земле, студентов заинтересовала данная тема. Для закрепления знаний в области антропогенных воздействий студентам было предложено следующее задание: описать те антропогенные воздействия и их последствия, которые происходят именно в их городе. Студенты прекрасно справились с данной работой, показали информированность и способность объективно оценить экологическую ситуацию в городе.
Одно из лекционных занятий, посвященное окружающей среде, а именно ее компонентам (гидросфере, литосфере, атмосфере), было направлено на изучение методов контроля за средой. Методом биоиндикации студенты воспользовались на практическом занятии для изучения состояния качества одного из водоемов их города. Для проведения опыта был взят карась серебряный. С каждого образца рыб студентами были зафиксированы 5 признаков: число лучей в грудных и брюшных плавниках, число жаберных тычинок, число глоточных зубов, число чешуй в боковой линии. Для анализа асимметрии качественных признаков было рассчитано среднее число асимметричных признаков на особь по формуле. По полученным данным была проведена оценка качества окружающей среды в баллах по интегральному показателю стабильности развития животных. Оценка показала, что место, где обитал карась серебряный, было загрязнено. Эта работа позволила самостоятельно убедиться в том, как деятельность человека влияет на живые организмы. Тем самым, участвуя в конкретной практической работе, студенты приобщались к деятельности, направленной на защиту природы своего города. Эта деятельность позволила студентам глубже ознакомиться с базовыми понятиями и методами, которые используются в экологии. Данный вид деятельности оказался не только полезным для студентов, но и очень увлекательным. Проектная деятельность во внеучебной работе - перспективный образец оптимальной реализации потенциала воспитания в образовательной организации с учетом ее специфики: уровня образования, приоритетной направленности образовательных программ, возраста обучающихся, типа, статуса учреждения, резервов окружающего социума, профессиональных кадров [14].
Городская среда и условия проживания в ней - важная тема данной программы. Студенты с интересом изучали требования экологической безопасности к городской квартире [15]. Дебаты на экологические темы: «Пластиковые бутылки» и «Бытовые батарейки» давали Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 1(22)
педагогические науки
Руденко Ирина Викторовна, Наумавичюте Каролина Альгирдасовна
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ ...
возможность осмыслить грамотность своего поведения по уничтожению отходов. По её окончанию студенты поняли приносимый вред всему живому от пластика и бытовых батареек, а в частности от неправильной утилизации этих продуктов.
Проблемы сельского хозяйства и пути их решения тоже нашли отражение в содержании программы [16]. Для знакомства с живым миром области была проведена интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» на тему: «Животные и растения родного края» [17,18]. Студенты ознакомились с животным миром своей области, а также узнали о природоохранном статусе этих организмов на данной территории, что напрямую связано с деятельностью человека. Тема «Природоохранная деятельность» позволила обратиться к типам природоохранных организаций, как на мировом уровне, так и областном уров-не[19]. Изучался законодательный статус государственных заповедников, национальных парков, заказников. Для закрепления данной темы студенты подготовили презентацию на тему: «Особо охраняемые природные территории Самарской области» [20]. Особенно следует отметить добровольческую природоохранную деятельность студентов, в которую входили уборка территории, посещение приюта домашних животных, сбор макулатуры и батареек, изготовление кормушек для птиц. Студенты активно участвовали в данной работе.
Контрольный тест по изучению экологических знаний студентов показал, что студенты стали лучше разбираться в экологических терминах, больше интересоваться экологическими проблемами, понимать причины их возникновения и последствия. Занятия по программе «Эколог стайл» вовлекли студентов в осознанную природоохранную деятельность, они стали больше посвящать свое время помощи окружающей среде. Так, студенты с большим желанием выезжают на лесопарковые территории для благоустройства, помогают восстанавливать сгоревший лес, активно собирают макулатуру и на вырученные деньги покупают вещи, которые необходимы для приюта бездомных животных, принимают участие в экологических проектах и олимпиадах.
Природоохранная деятельность подтверждает, что целенаправленная работа способствует достижению и решению педагогических задач, влияет на профессиональной сознание студентов. Все больше студентов начали находить время и силы для активной природоохранной работы, не считая эту деятельность тяжелой и обременительной. Результаты практической деятельности указывают на эффективность внеучебной программы «Эколог стайл. Таким образом, проведённая работа подтвердила, что педагогически организованная внеу-чебная работа может дополнять учебный процесс и быть эффективным средством профессионального развития будущих специалистов. Среда колледжа стала пространством погружения в реальную профессионально ориентированную экологическую деятельность, в которой в органической связи учебной и внеучебной деятельности у студентов формируется экологическая культура.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Селиванова Н.Л. Воспитательная работа в школе № 5 // Современные проблемы воспитания в образовательных учреждениях. 2012. С. 25.
2. Бахарев В.В. Экологическая культура социума как система: автореф. дис. д-ра. Саранск,2012. 42с.
3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. // Российская газета. 2015. 8 июня.36 с.
4. Демиденко Э.С. Современное общество как индустриально-техногенное // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта, 2013. Вып.6. С.37-43.
5. Степановских А.С.Экология: учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 703 с.
6. Асафова Е.В. Аксиологический подход к развитию экологической культуры студентов в вузе / Е.В.
Асафова // Ученые записки Казанского государственного университета. 2014. Т.152 С.78-86.
7. Астраханова Н.Р. Формирование у школьников ответственного отношения к природе средствами народной экологии. Махачкала: «Эпоха», 2014. 21с.
8. Блинов А.О. Интерактивные методы в образовательном процессе: учебное пособие. М : Издательский дом «Научная библиотека», 2014. 300с.
9. Денисов В.В. Экология. М.: МарТ, 2016. 768с.
10. Константинов В.М. Экологические основы природопользования. М., 2014. 240 с.
11. Предельский Л.В. Экология. М.: «Кнорус», 2009. 345 с.
12. Маврищев В.В. Основы экологии. Минск: ТетраСистемс, Тетралит, 2013. 175 с.
13. Ашихмина Т.Я. Экологический мониторинг. М.: Академический Проспект, 2005. 416 с.
14. Алиева Л.В., Руденко И.В. Моделирование - перспективный метод организации воспитательной деятельности вуза по реализации компетентностного подхода // Азимут научных исследований, 2017. Т.6-№2(19). С.132-136
15. Вершинин В.Л. Экология города: учебное пособие. Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2014. 88 с.
16. Уразаев Н.А. Сельскохозяйственная экология. М.: Колос. 2000. 304 с.
17. Розенберг Г.С. Красная книга Самарской области. Т. 1. Редкие виды растений, лишайников и грибов. Тольятти: ИЭВБ РАН, 2007. 372 с.
18. Розенберг Г.С.Красная книга Самарской области. Том 2. Редкие виды животных.Тольятти: ИЭВБ РАН, 2007. 332 с.
19. Колесников С.И. Экологические основы природопользования. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2013. 256 с.
20. Власова Н.В. Реестр особо охраняемых природных территорий регионального значения Самарской области / Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области. Самара: «Экотон», 2010. 259 с.
Статья поступила в редакцию 26.12.2017
Статья принята к публикации 27.03.2018