УДК 377.031+37.033
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА
© 2018
Гордеева Ирина Викторовна, кандидат биологических наук, доцент кафедры физики и химии Уральский государственный экономический университет (620144, Россия, Екатеринбург, ул. 8-го Марта, 62, e-mail: ivgord@mail.ru)
Аннотация. Экологическое образование является важным компонентом общеобразовательной подготовки учащихся экономических вузов и колледжей, поскольку будущие предприниматели и менеджеры должны не только учитывать экологический ущерб в процессе своей профессиональной деятельности, но и способны оказывать существенную финансовую поддержку природоохранным мероприятиям. В связи с этим возникает проблема конкретных механизмов формирования экологической компетентности, которая может быть решена несколькими способами. В первом случае используется традиционная модель внешней мотивации - балльно-рейтинговая система поощрения качественного и своевременного выполнения всех ключевых заданий учебной программы, в результате которой формируется итоговая оценка по изучаемой дисциплине. Однако данная модель обладает существенным недостатком, так как в подобном случае экологическая компетентность формируется в основном на первичном уровне, критерием которого является когнитивный компонент - знание принципов организации и функционирования экосистем, основных экологических законов и пр. При этом ценностно-волевой и практически-деятельностный компоненты экологической компетентности, чрезвычайно важные не только в профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни, фактически остаются за пределами внимания. Во втором случае при изучении экологической дисциплины привлекаются механизмы повышения внутренней мотивации с опорой на личный интерес к изучаемым темам, обсуждение самых насущных экологических проблем конкретного региона, выполнение лабораторных и практических занятий, дающих возможность учащимся самостоятельно оценить последствия воздействия неблагоприятных экологических факторов, особенно антропогенного происхождения, на различные виды живых организмов и экосистемы в целом. После завершении изучения курса экологической дисциплины среди учащихся колледжа Уральского государственного экономического университета было проведено анонимное анкетирование, нацеленное не столько на анализ степени освоения предмета, сколько на оценку уровня сформированности экологических компетенций. Результаты проведенного исследования позволяют заключить, что уровень экологической культуры учащихся характеризуется наличием противоречивых тенденций. С одной стороны, большинство опрошенных выражает готовность к финансированию природоохранных программ, с другой - многие респонденты воспринимают экологические проблемы только как загрязнение окружающей среды, не учитывая проблему исчерпания природных ресурсов. Все это свидетельствует о пробелах в области экологического воспитания и образования, а также о том, что программа последнего требует корректировки с использованием инновационных технологий.
Ключевые слова: экологическое образование, экологическая компетентность, учащиеся колледжа, анкетирование, природно-ресурсный потенциал, эффективность образования, отношение к экологическим проблемам, глобальный экологический кризис.
ANALYSIS OF EFFECTIVENESS OF COLLEGE STUDENTS' ENVIRONMENTAL EDUCATION
© 2018
Gordeeva Irina Viktorovna, candidate of biological science, associate professor of physics and chemistry department Ural State University of Economics (620144, Russia, Ekaterinburg, 8-th Marta street, 62, e-mail: ivgord@mail.ru)
Abstract. Environmental education is an important component of the general education of students of economic universities and colleges, as future businessmen and managers should not only take into account environmental damage in the course of their professional activities, but are also able to provide substantial financial support to environmental protection measures. That's why there is a problem of specific mechanisms for the formation of environmental competence, that can be solved in several ways. In the first case, the traditional model of external motivation is used - the point-rating system of encouraging high-quality and timely performance of all key tasks of the curriculum, which results in the final grade for the discipline under study. However, this model has a significant disadvantage, since in such a case environmental competence is formed mainly at the primary level, the criterion of which is the cognitive component - knowledge of the organization and functioning of ecosystems principles, basic environmental laws, etc. At the same time, the value-willed and practical activity components of environmental competence, that are extremely important not only in professional activities, but also in everyday life, in fact, remain outside the focus. In the second case, the study of environmental discipline involves mechanisms for increasing internal motivation based on personal interest in the topics studied, for example discussions of the most important environmental problems of a particular region, implementation of laboratory and practical exercises that enable students to assess the consequences of the impact of adverse environmental factors, especially anthropogenic, on various types of living organisms and the ecosystem as a whole. After completion of the study of the environmental discipline course an anonymous survey was conducted among students of the Ural State University of Economics college. The survey was aimed not only at analyzing the degree of mastering the subject, but at assessing the level of formation of students' environmental competencies. The results of the study suggest that the level of students' environmental culture is characterized by the contradictory trends. On the one hand, the majority of respondents are willing to finance environmental protection programs in their future life, on the other hand, many respondents perceive environmental problems only as environmental pollution, without taking into account the problem of exhaustion of natural resources. All this shows some gaps in the field of environmental education and that the program of the latter requires adjustment with the use of innovative technologies.
Keywords: environmental education, ecological competence, college students, survey, natural recourses potential, effectiveness of education, attitudes towards environmental problems, global ecological crisis.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важ- ей государств «третьего мира» и колоссальным транс-ными научными и практическими задачами. Глобальные портным потоком в экономически развитых странах, а изменения климата, загрязнение окружающей среды, также сокращение количества многих жизненно необхо-спровоцированные продолжающейся индустриализаци- димых природных ресурсов представляют собой серьез-80 Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 4(25)
педагогические науки
Гордеева Ирина Викторовна АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ...
ные проблемы, стоящие перед лицом современного человечества [1]. Несмотря на предложенную экспертами на Всемирной конференции ООН по окружающей среде (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) стратегию устойчивого развития (sustainable development strategy), переход к которому провозглашен приоритетной задачей в большинстве цивилизованных государств, включая Россию, следует признать, что декларируемые принципы по-прежнему намного опережают реальное воплощение их в жизнь. По мнению ряда авторов, образ жизни большинства населения Земли, основанный на психологии общества потребления и требующий перманентного удовлетворения экспоненциально возрастающих потребностей, привел к тому, что экологическое давление на биосферу уже сейчас превышает способность последней к самовосстановлению [2-3]. Несколько иной точки зрения придерживается В.Н. Большаков, утверждающий, что потенциал адаптационных возможностей земной биосферы чрезвычайно высок, но человечество рискует утратить свое доминирующее положение и даже прекратить существование, поскольку чувствительность нашего вида к токсичным компонентам, содержащимся в атмосфере, воде и продуктах питания, очень высока, что чревато ростом серьезных проблем со здоровьем у представителей не только нынешнего, но и последующих поколений [цит. по 4].
В свете сказанного выше становится очевидным, что решение экологических проблем действительно является стратегической и приоритетной задачей человечества, требующей решения с привлечением всех имеющихся технологических, финансовых, научных и правовых ресурсов [5-6]. В то же время следует признать, что никакие технологии и финансовые вложения не позволят коренным образом изменить ситуацию со все возрастающим прессингом на биосферу, пока не будет кардинально изменена модель поведения современного человечества по отношению к окружающей среде, коррелирующая со сменой приоритетов, в том числе, и в потребительской сфере: «модель поведения сама по себе уже играет ведущую роль в решении экологических проблем» [5]. В подобном случае ключевое место следует отвести формированию экологической культуры населения и экологическому образованию подрастающего поколения, поскольку «экологическое образование способствует формированию положительного отношения, ответственности и желания участвовать в защите и сохранении окружающей среды» [6].
Закон РФ «Об охране окружающей среды» декларирует принципы всеобщности, комплексности и непрерывности экологического воспитания и образования в нашей стране с учетом индивидуальных потребностей и интересов различных возрастных групп и социальных категорий населения [7-8]. Тем не менее, особое внимание следует уделять экологическому образованию и воспитанию, осуществляемому в период формирования личности - в рамках программ обучения в средних и высших учебных заведениях.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Проблемам, принципам и методике экологического образования и воспитания, осуществляемого в процессе изучения различных дисциплин общеобразовательного и профессионального цикла, посвящено значительное количество работ как российских, так и зарубежных исследователей [9-31]. Гораздо меньше внимания уделяется анализу результативности подобного образования, то есть оценке того, каким образом теоретические знания, полученные при изучении биологии, географии, природопользования, естествознания и других предметов, применяются учащимися в реальной и жизни и влияют на их дальнейшее поведение по отношению к природе и экологическим проблемам. К сожалению, в отечественной педа-
гогике очень мало работ, посвященных подобной теме, в частности, П.О. Ермолаева проводит сравнительный анализ экологической компетентности и уровня озабоченности экологическими проблемами среди учащихся российских и американских вузов [4, 6]. В то же время в мировой педагогической литературе можно отметить немало серьезных работ, в которых не только делается подробная, с использованием статистических данных, оценка отношения учащихся к проблемам антропогенного загрязнения окружающей среды, но и выявляются факторы, влияющие на подобное отношение, включая гендерную принадлежность респондентов, район их проживания (городская или сельская местность), социальный статус и уровень доходов [24-29]. Подобные работы не только демонстрируют многокомпонентный характер воздействия на формирование экологической культуры целого ряда параметров, но и нередко показывают низкую эффективность программ экологического образования в целом. По словам А.Н. ОДепГ, большинство подобных программ, реализуемых в школах и колледжах, «показали свою неэффективность в сфере изменения нашего поведения и отношения к миру природы и глобальной экологии» [28]. В качестве альтернативы автор предлагает ряд рекомендаций по реорганизации программ экологического образования со смещением акцентов от изучения фундаментальных принципов функционирования экологических систем в сторону практической исследовательской деятельности, вовлечение учащихся в реальные экологические проекты, переобучение школьных и университетских преподавателей и пр. [28]. Многие из перечисленных рекомендаций совершенно независимо и успешно реализуются в российских учебных заведениях, однако вопрос о результативности экологических дисциплин, изучаемых отечественными учащимися, также является актуальным.
Формирование целей статьи (постановка задания). В колледже Уральского государственного экономического университета изучение экологических проблем осуществляется в рамках дисциплины «Естествознание» у учащихся первого курса всех направлений обучения и «Экологические основы природопользования» - у студентов второго курса специальности «Земельно-имущественные отношения». В процессе изучения данных дисциплин студенты получают базовые знания о взаимоотношениях организмов друг с другом и окружающей средой в природных экосистемах, а также во время лабораторно-практических занятий изучают последствия воздействия на живые организмы различных загрязняющих веществ атмосферного воздуха, ионов хлора и тяжелых металлов, содержащихся в почве. Кроме того, в курсе «Экологических основ» учащиеся также знакомятся с методами экономической оценки природных ресурсов и расчета реального экономического ущерба от загрязнения окружающей среды. Таким образом, студенты получают определенный набор базовых знаний, умений и навыков, формируемых в пределах экологической компетенции. Однако говорить о сфор-мированности последней исключительно на основании совокупных кратковременных знаний, оцениваемых по традиционной балльно-рейтинговой системе, преждевременно. Л.А. Беспалова и Г.С. Камерилова предлагают трехкомпонентную модель экологической компетентности, включающую, наряду с традиционным когнитивным (уровень экологических знаний), также мотиваци-онно-ценностный или этический (экологически ориентированные мотивы и ценности существования в природе) и практико-деятельностный (готовность принять личное участие в природоохранных мероприятиях, а также совершать природосообразные поступки) компоненты [3]. Два последних компонента оценить в рамках балльно-рейтингового подхода не представляется возможным, поэтому для анализа сформированности экологической компетентности была разработана анонимная анкета, распространяемая среди студентов второго курса после
изучения дисциплин экологического профиля.
Анкета включает одиннадцать вопросов закрытого типа, которые условно можно объединить в три блока в зависимости от оцениваемой компоненты экологической компетентности:
1) вопросы, оценивающие общее отношение учащихся к экологическим проблемам России и Екатеринбурга;
2) вопросы, оценивающие уровень экологических знаний;
3) вопросы, оценивающие готовность учащихся принять личное участие в природоохранных мероприятиях.
Подобные опросы осуществляются в колледже УрГЭУ регулярно на протяжении пяти лет. На рис.1-4 представлены выборочные результаты проведенных опросов за 2014-й, 2016-й и 2018-й гг. Всего в анкетировании приняли участие: в 2014-м г. - 96 человек, в 2016-м - 118 человек и в 2018-м - 126 человек.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. На рис.1 отражены результаты ответов на вопрос «Задумывались ли Вы ранее об экологических проблемах?»
Как следует из представленных данных, в динамике процент учащихся, выбиравших один из трех предложенных вариантов ответов, изменяется несущественно: большинство опрошенных отдают приоритет первым двум ответам и очень малое количество респондентов признается в том, что экологические проблемы их не волнуют. Принимая во внимание, что Свердловская область на протяжении последних двух лет устойчиво занимает первое место среди самых неблагополучных в экологическом плане регионов России в силу чрезмерной концентрации на своей территории предприятий черной и цветной металлургии, результаты ответов не являются неожиданными. Показательно также, что при аналогичных опросах, проводимых среди учащихся первого курса до изучения соответствующих естественнонаучных предметов, количество респондентов, выбирающих первый вариант ответа, примерно в два раза меньше, чем среди студентов второго курса. Более высокая озабоченность старшекурсников экологическим проблемами, безусловно, может коррелировать не только с изучением предмета, но и с возрастом опрошенных, однако даже в подобном случае следует признать, что обучение в колледже УрГЭУ в определенной мере может оказывать позитивное влияние на уровень озабоченности студентов экологическими проблемами.
На рис.2 представлен анализ мнений учащихся о состоянии природно-ресурсного потенциала (ПРП) нашей планеты.
Поскольку российская экономика до сих пор остается в большей степени ресурсно- нежели знаниеемкой, а природно-ресурсный потенциал составляет свыше 40% национального богатства нашего государства, то обеспокоенность его состоянием и степенью освоенности, а также перспективами сохранения является естественной для всех, кого волнует уровень экономического благосостояния граждан.
Так как биосфера Земли является открытой системой, то вопрос о рациональном использовании ПРП и его отдельных компонентов, включая минеральные, почвенные и водные ресурсы, носит всеобъемлющий и глобальный характер.
Как свидетельствуют данные опроса, общее количество респондентов, полагающих природно-ресурсный потенциал неисчерпаемым, относительно невелико и не превышает 3-5%.
Однако даже в этом случае не следует говорить об отсутствии беспокойства учащихся о состоянии природных ресурсов, так как многие помнят о традиционной эколого-экономической классификации ресурсов в соответствии с их исчерпаемостью-неисчерпаемостью, а также о том, что солнечная и ветровая формы энергии, которые в настоящее время рассматриваются в ка-
честве перспективных, являются неисчерпаемыми. В то же время большинство участников опроса уверены, что природные ресурсы не будут исчерпаны на протяжении их жизни (то есть запасов хватит на ближайшие 50-100 лет), что может свидетельствовать не только об оптимистичном настрое анкетируемых в отношении ближайших перспектив, но и об отсутствии представлений об экспоненциальном росте потребностей населения планеты в условиях техногенной цивилизации. Подобное убеждение в достаточности природных ресурсов порождает, в свою очередь, беспечное отношение к использованию последних, включая водные и энергоресурсы, отсутствие желания каким-то образом ограничивать себя в их потреблении.
В дальнейшем уверенность если не в безграничности, то в достаточности природных ресурсов способна породить уже нерациональное использование лесного и минерального сырья в процессе его эксплуатации, браконьерство и другие социально-экономические правонарушения.
Следует отметить, что количество респондентов, убежденных в достаточности ПРП, постепенно возрастает, что наводит на определенные размышления.
Рисунок 1. Результаты ответов учащихся на вопрос: Задумывались ли Вы ранее об экологических проблемах?
Рисунок 2. Мнения учащихся о природно-ресурсном потенциале Земли.
Рисунок 3. Мнения учащихся о глобальном экологическом кризисе\
Показательно, что количество учащихся, уверенных в отдаленности глобального экологического кризиса, как показывают данные, представленные на рис.3, составляет всего 2-4%, что никаким образом не коррелирует с процентным соотношением тех, кто убежден в достаточности ПРП.
Более того, свыше 70% респондентов утверждают, что глобальный экологический кризис уже наступил.
педагогические науки
Гордеева Ирина Викторовна АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ...
Очевидно, что под глобальным кризисом учащиеся понимают, главным образом, все возрастающее загрязнение окружающей среды.
В то же время состояние природных ресурсов рассматривается либо как вторичное явление, либо вообще не воспринимается в качестве экологической проблемы.
Все это может свидетельствовать не столько об отсутствии знаний, сколько о мозаичности последних, нехватке комплексного взгляда на проблему, понимания взаимозависимости различных процессов.
Подобная мозаичность сохраняется во многом и у взрослого населения, что приводит к эколого-деструк-тивному личностному поведению при одновременно высоком уровне озабоченности экологическими проблемами.
Рисунок 4. Результаты ответов учащихся на вопрос: Намерены ли Вы в своей будущей деятельности выделять денежные средства на охрану окружающей среды?
Представленные на рис.4 данные отражают сфор-мированность практико-деятельностной компоненты экологической компетенции, оцениваемой через потенциальное желание респондентов выделять в перспективе финансовые ресурсы на природоохранную деятельность.
Как показывают результаты опроса, большинство учащихся выражают подобную готовность при наличии достаточно высоких доходов, что может пока рассматриваться только в качестве «декларации о намерениях», но все же свидетельствует о наличии не только определенной озабоченности экологическими проблемами, но и желания принимать личное участие в их решении.
Таким образом, следует признать, что изучаемый курс экологической дисциплины способен в определенной мере мотивировать учащихся на осуществление конкретных действий по поддержанию экологического благополучия.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Результаты проведенного исследования во многом совпадают с аналогичными данными зарубежных источников информации и свидетельствуют об определенных проблемах в сфере экологического образования [24-31]. С одной стороны, большинство учащихся отмечают, что периодически задумываются об экологических проблемах и осознают наступление глобального экологического кризиса, с другой — убеждены в достаточности природных ресурсов, по крайней мере, на протяжении их жизни. Подобную двойственность и противоречивость экологического мировоззрения российских студентов отмечает и Ермолаева [6].
В то же время в процессе анкетирования не было выявлено нежелания учащихся принимать личное участие в решении экологических проблем.
Таким образом, данные опроса демонстрируют необходимость корректировки программ экологических дисциплин в сторону большей практико-деятельност-ной компоненты и переноса акцентов с теоретических знаний на научно-исследовательскую деятельность, что будет способствовать более полному освоению и сфор-мированности всех компонентов экологической компе-
тентности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Антишина А.В., Долматов А.В. Формирование экологической компетенции и культуры в процессе обучения и воспитания студентов //Человек и образование, 2014. № 1(38). С. 45-50.
2. Ахмедов М.А., Ахмедбекова Р.Р. Экологическая культура личности специалиста // Известия Дагестанского государственного педагогического университета, 2010. № 4. С. 6-10.
3. Беспалова Л.А., Камерилова Г.С. Формирование экологической компетентности у старшеклассников средствами учебника по экологии / /Современные проблемы науки и образования, 2012. № 6. С. 373-374.
4. Егорова Л.Г., Ермолаева П.О., Носкова Е.П. Динамика экологического сознания горожан (на примере г. Казани) //Ученые записки Казанского университета, 2013. Т.155(6). С. 23-33.
5. Ермаков Д.С. Экологическая компетенция учащихся: содержание, структура, особенности формирования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика, 2008. № 1. С. 86-91
6. Ермолаева П. О. Концептуализация понятия «экологическая культура» в американской и российской традициях // Ученые записки Казанского университета, Серия «Гуманитарные науки», 2010. №5. Т-.152. С.80-88.
7. Кочетков Н.В. Определяющие компоненты субъективного отношения к экологическим проблемам учащейся молодежи // Социальная психология и общество, 2011. №1. С.83-96.
8. Лисичкин Г.В. Экологический кризис и пути его преодоления / Человек и среда его обитания. М.: Мир, 2003. С.10-19.
9. Соловьева В.В. Роль учебной практики по ботанике в экологическом образовании бакалавров //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 406-409.
10. Матвеева А.В., Кротова Е.А. Реализация возможностей электронной информационно-образовательной среды в экологическом образовании //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 26-28.
11. Левина С.В., Лисачкина В.Н., Павловский В.А. Теория и методика экологического образования: поиск новых подходов //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 327-330.
12. Искендерова С.М. Экологическое образование как первичная стадия решения экологических проблем //XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 1. № 6 (28). С. 89-95.
13. Розенберг А.Г., Кудинова Г.Э. Обзор моделей экологического образования //Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 176-180.
14. Мельникова О.Ю., Оробинская Е.А. Мониторинг экологической компетентности студентов гуманитарных направлений подготовки (на примере АНО ВПО «Омский экономический институт») в свете концепции устойчивого развития цивилизации // Казанская наука, 2014. №11. С.222-224.
15. Ниязова А.А. Формирование экологической культуры студента как составляющая профессионального образования // Фундаментальные исследования, 2012. №9 (3). С.630-634.
16. Голохвастова Е.Ю., Коростелев А.А. Педагогические условия формирования общих компетенций у студентов-экологов // Карельский научный журнал. 2014. № 3 (8). С. 26-29.
17. Бусыгин А.Г., Макеева Е.Д., Павловский В.А. Роль дисциплины «Экологические организации и движения» в формировании общекультурных и профессиональных компетенций студентов-экологов второго уровня подготовки (магистров) // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 99-101.
18. Иванова Т.Н. Инновационные тенденции и изменения социо-эколого-экономической системы как условие оптимизации экосоциа-лизации населения в контексте устойчивого развития транспортного машиностроения //Карельский научный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 152-154.
19. Рахматуллина Е.В., Самчук Н.М. Принципы формирования экологической культуры студентов ссуз // Успехи современного естествознания, 2005. №3. С.50-51.
20. Черешнев В.А. Экологическая доктрина России: качество жизни — забота гражданского общества // Стокгольм, Рио, Йоханесбург: вехи кризиса. М.: Наука, 2004. С. 276-284.
21. Асташина Н.И., Камерилова Г.С. Научно-исследовательская экологическая деятельность в свете современных требований университетского образования //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 107-110.
22. Гордеева Д.С. Сетевое взаимодействие в области эколого-эко-номического образования // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 99-102.
23. Иванова Т.Н., Иванов М.Н. Теоретические подходы к изучению экологической культуры в современной социологии // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 129-133.
24.Aydin F., Çepni O. Univrsity students' attitude towards environmental problems: a case study from Turkey // International Journal ofthe Physical Sciences, 2010. Vol. 5(17). P.2715-2720.
25. Chan K.V. Environmental attitudes and behavior of secondary school students in Hong Kong // Environmentalist, 1996. Vol.16. P.297-306.
26. Felix A., Asuamah S., Darkwa B. Environmental concern: a survey of students attitude in Sunyani Politechnic // International Journal of Innovative Research in Management, 2013. Vol.3. P.121-130.
27. HeylM. Environmental attitudes and behaviors of college students: a case study conducted at a Chilean University //Review of Latin-American Psychology, 2013.Vol.45.P.1489-1504._
28. Cherif A.H. Barriers to ecology education in North American high schools: another alternative perspective // Journal of Environmental Education, 1992. Vol.23. No 3. P.36-46.
29. Müderrisoglu H., Altanlar A. Attitudes and behaviors of undergraduate students toward environmental issues / H. Müderrisoglu, A. Altanlar//International Journal of Environment and Science Education. 2011. Vol.8. P.159-168.
30. Özdemir O. The environmentalism of university students: their ethical attitudes toward the environment // Journal of Education, 2012. Vol.43. P.373-385.
31. Wangchuk, Patel S. Environmental attitudes of incoming and outgoing students of an environmental studies undergraduate degree course: case study at Royal Thimphu College, Butan // Journal of the Butan Ecological Society, 2014.Vol.1. P. 66-83.
Статья поступила в редакцию 18.10.2018 Статья принята к публикации 27.12.2018