Научная статья на тему 'Роль семейного воспитания в формировании экологической культуры индивида'

Роль семейного воспитания в формировании экологической культуры индивида Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1010
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВАЙРОНМЕНТАЛЬНАЯ СОЦИОЛОГИЯ / ГОД ЭКОЛОГИИ / YEAR OF ECOLOGY / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / ENVIRONMENT / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ECOLOGICAL CRISIS / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ECOLOGICAL EDUCATION / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ECOLOGICAL CULTURE / СЕМЬЯ / FAMILY / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПАТЕРНАЛИЗМ / ECOLOGICAL PATERNALISM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Новосёлова Елена Николаевна

Данная статья посвящена одной из актуальных затрагивающих многочисленные аспекты жизни современного общества проблем формирования ценностного отношения к природе. В статье раскрыты понятия “экологическая культура”, “экологическое сознание”, “экологическое воспитание”. Рассматриваются основные агенты экологической социализации, трудности на пути формирования экологической культуры российского общества, обосновывается актуальность вопросов экологии и охраны окружающей среды в условиях, в которых человечество достигло той стадии развития, в которых отношения между природой и обществом обостряются до такой степени, что грозят последнему экологическим кризисом. Наибольшее внимание в работе уделяется анализу влияния одного из главных агентов экологического воспитания индивида семье, которая эффективнее всего способна привить природоохранные поведенческие стереотипы, экологические нормы и правила поведения, так как семья и входящие в ее состав значимые взрослые являются первой общественной средой ребенка, играют существенную роль в его жизни и должны учить не только тому, что и как можно взять у природы, но и тому, что ей нужно отдавать. Автор статьи констатирует тот факт, что сегодня в нашей стране возможности родителей воспитывать экологическую культуру в своих детях ограничены прежде всего тем, что они сами не всегда обладают достаточными для этого знаниями и умениями, так как культура заботы о среде своего обитания в современной России практически отсутствует, что и приводит к экологическому инфантилизму следующих поколений. Эмпирической базой работы являются исследования Фонда “Общественное мнение”, Всероссийского центра изучения общественного мнения, Аналитического центра Юрия Левады, Центра экологической политики и права при Йельском университете, Всемирной организации здравоохранения, а также данные Федеральной службы государственной статистики. Данная статья будет интересна специалистам в области социальной экологии, инвайронментальной социологии, социологии семьи, экологии и природопользования, а также широкому кругу читателей, интересующихся проблемами окружающей среды. Материалы статьи будут полезны работникам государственных природоохранных органов и учреждений, членам общественных экологических организаций, профессорско-преподавательскому составу и учащимся вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the family education in the formation of the individual ecological culture

This article is devoted to one of the most pressing problems affecting multiple aspects of modern social life the formation of value attitudes towards nature. The article discovers the concepts of ecological culture, ecological consciousness, ecological education. The main agents of ecological socialization, the difficulties the ecological culture formation in Russian society are being analyzed. The necessity of protecting environment is substantiated, especially considering the conditions marked by mankindreaching the stage of development when the relations between nature and society may lead to ecological crisis. The main attention is paid to the analysis of the influence of one of the main agents of environmental education of the individual the family, which is most capable of inculcating environmental behavioral stereotypes, environmental norms and rules of behavior. Family and its members are child’s primary environment, hence it plays an essential role in child’s life and are obliged to teach children not only what and how you can take from nature, but also what they need to give it. The author of the article states that in contemporary Russia parents’ opportunities to foster ecological culture among their children are limited due to the fact that they do not always have sufficient knowledge and skills, which in its turn is caused by lack of culture aimed at preserving environment. This leads to ecological infantilism of the future generations. The empirical base of the work is the research of the Public Opinion Fund, the All Russian Center for the Study of Public Opinion, the Analytical Center of Yuri Levada and the World Health Organization. This article will be of interest to specialists in the fields of social ecology, environmental sociology, family sociology, ecology and nature management, as well as a wide range of readers interested in environmental issues. The materials of the article will be useful to employees of state environmental authorities and institutions, members of public environmental organizations, university professors and students.

Текст научной работы на тему «Роль семейного воспитания в формировании экологической культуры индивида»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 18. СОЦИОЛОГИЯ И ПОЛИТОЛОГИЯ. 2017. Т. 23. № 4

DOI:10.24290/1029-3736-2017-23-4-87-106

РОЛЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ИНДИВИДА

Е.Н. Новосёлова, канд. социол. наук, доц., зам. зав. кафедрой социологии семьи и демографии по научной работе социологического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, Ленинские горы, д. 1. стр. 33, г. Москва, Россия, 119234*

Данная статья посвящена одной из актуальных затрагивающих многочисленные аспекты жизни современного общества проблем — формирования ценностного отношения к природе. В статье раскрыты понятия "экологическая культура", "экологическое сознание", "экологическое воспитание". Рассматриваются основные агенты экологической социализации, трудности на пути формирования экологической культуры российского общества, обосновывается актуальность вопросов экологии и охраны окружающей среды в условиях, в которых человечество достигло той стадии развития, в которых отношения между природой и обществом обостряются до такой степени, что грозят последнему экологическим кризисом.

Наибольшее внимание в работе уделяется анализу влияния одного из главных агентов экологического воспитания индивида — семье, которая эффективнее всего способна привить природоохранные поведенческие стереотипы, экологические нормы и правила поведения, так как семья и входящие в ее состав значимые взрослые являются первой общественной средой ребенка, играют существенную роль в его жизни и должны учить не только тому, что и как можно взять у природы, но и тому, что ей нужно отдавать. Автор статьи констатирует тот факт, что сегодня в нашей стране возможности родителей воспитывать экологическую культуру в своих детях ограничены прежде всего тем, что они сами не всегда обладают достаточными для этого знаниями и умениями, так как культура заботы о среде своего обитания в современной России практически отсутствует, что и приводит к экологическому инфантилизму следующих поколений.

Эмпирической базой работы являются исследования Фонда "Общественное мнение", Всероссийского центра изучения общественного мнения, Аналитического центра Юрия Левады, Центра экологической политики и права при Йельском университете, Всемирной организации здравоохранения, а также данные Федеральной службы государственной статистики.

Данная статья будет интересна специалистам в области социальной экологии, инвайронментальной социологии, социологии семьи, экологии и природопользования, а также широкому кругу читателей, интересующихся проблемами окружающей среды. Материалы статьи будут полезны работникам государственных природоохранных органов и учреждений,

* Новосёлова Елена Николаевна, e-mail: alena_n_@mail.ru, nauka@socio.msu.ru

членам общественных экологических организаций, профессорско-преподавательскому составу и учащимся вузов.

Ключевые слова: инвайронментальная социология, год экологии, окружающая среда, экологический кризис, экологическое воспитание, экологическая культура, семья, экологический патернализм.

THE ROLE OF THE FAMILY EDUCATION IN THE FORMATION OF THE INDIVIDUAL ECOLOGICAL CULTURE

Novoselova Elena N., Associate Professor, PhD in sociology Lomonosov Moscow State University, Faculty of sociology, Leninsky Gory 1-33, Moscow, Russian Federation, 119234, e-mail: alena_n_@mail.ru, nauka@socio.msu.ru

This article is devoted to one of the most pressing problems affecting multiple aspects of modern social life — the formation of value attitudes towards nature. The article discovers the concepts of ecological culture, ecological consciousness, ecological education. The main agents of ecological socialization, the difficulties the ecological culture formation in Russian society are being analyzed. The necessity of protecting environment is substantiated, especially considering the conditions marked by mankindreaching the stage of development when the relations between nature and society may lead to ecological crisis.

The main attention is paid to the analysis of the influence of one of the main agents of environmental education of the individual — the family, which is most capable of inculcating environmental behavioral stereotypes, environmental norms and rules of behavior. Family and its members are child's primary environment, hence it plays an essential role in child's life and are obliged to teach children not only what and how you can take from nature, but also what they need to give it. The author of the article states that in contemporary Russia parents' opportunities to foster ecological culture among their children are limited due to the fact that they do not always have sufficient knowledge and skills, which in its turn is caused by lack of culture aimed at preserving environment. This leads to ecological infantilism of the future generations.

The empirical base of the work is the research of the Public Opinion Fund, the All Russian Center for the Study of Public Opinion, the Analytical Center of Yuri Levada and the World Health Organization.

This article will be of interest to specialists in the fields of social ecology, environmental sociology, family sociology, ecology and nature management, as well as a wide range of readers interested in environmental issues. The materials of the article will be useful to employees of state environmental authorities and institutions, members of public environmental organizations, university professors and students.

Key words: year of ecology, environment, ecological crisis, ecological education, ecological culture, family, ecological paternalism.

Экологическая проблема — одна из важнейших проблем, стоящих сегодня перед человечеством. С целью привлечения внимания к состоянию окружающей среды в нашей стране, улучшения экологической ситуации и формирования экологического сознания

у граждан РФ Указом президента В. В. Путина 2017 г. в России был объявлен Годом экологии1. Подобный указ принимается не впервые, так, 2013 г. был Годом охраны окружающей среды2, и, хотя по мнению Гринпис России, "на реальное состояние окружающей среды мероприятия, прошедшие в 2013, не повлияли"3, тем не менее, это значительно увеличило внимание к теме охраны среды нашего обитания. К основным итогам 2013 г. можно отнести некоторые позитивные сдвиги в области реформирования природоохранного законодательства, появление двух новых национальных парков "Онежское Поморье" и "Берингия", закрытие Байкальского целлюлозно-бумажного комбината и др.4 Финансирование Года эко-логии—2017 превысило 347 млрд рублей5. Специалисты в данной области надеются на то, что Год экологии принесет ощутимую пользу окружающей среде.

Экологию формирует человек, однако в современном мире в виду его сложности и многообразности люди не всегда четко осознают то негативное воздействие на природу, которое оказывают их совокупные каждодневные действия6. К сожалению, Россия здесь не исключение и наши соотечественники не готовы жертвовать комфортом, тратить время и деньги, соблюдая элементарные экологические нормативы и не всегда писанные правила поведения. Характеризуя современное экологическое сознание россиян, необходимо отметить, что основными его чертами являются экологическое иждивенчество и нежелание большей части населения участвовать в решении проблем7. Наибольшую ответственность за состояние окружающей среды россияне возлагают на государство, бизнес, специальные службы, при этом они нередко забывают о том, что экология — ответственность каждого. Низкий уровень экологической культуры лежит в основе многих экологических проблем, вы-

1 Указ Президента Российской Федерации от 05.01.2016 г. № 7 "О проведении в Российской Федерации Года экологии" // Сайт Президента России. URL: http:// kremlin.ru/acts/bank/40400 (дата обращения: 17.03.2017).

2 Указ Президента Российской Федерации от 10.08.2012 г. № 1157 "О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды" // Сайт Президента России. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/35918 (дата обращения: 17.03.2017).

3 2017 год станет Годом экологии // Гринпис России. URL: http://www.greenpeace. org/russia/ru/news/2015/06-01-16-year-of-ecology/ (дата обращения: 16.03.2017)

4 Год экологии в России: в фокусе отходы // ТАСС. 2017.01.01. URL: http://tass. ru/obschestvo/3914265 (дата обращения: 17.03.2017).

5 Год экологии в России: в фокусе отходы // ТАСС. 2017.01.01. URL: http://tass. ru/obschestvo/3914265 (дата обращения: 17.03.2017).

6 См., об этом: Сычев А.А. Моральные измерения экологического следа // ЗПУ. 2014. № 4.

7 См.: Экологическая культура россиян // ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 1670. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=111285 (дата обращения: 20.03.2017).

живание и развитие человечества зависит только от него самого, преобразование человеческого мышления и придание ему экона-правленности являются средствами сохранения человека как вида, который должен выстраивать свою деятельность, учитывая законы экологии, а не воспринимать окружающую среду исключительно как условие комфортного образа жизни.

Формирование экологической культуры8 — долгий и сложный процесс, предполагающий экологическое мировоззрение и разумное природопользование, преобладание инвайронментальных ценностей над потребительскими установками по отношению к экологии и окружающей среде, а главное "впитанное с молоком матери" осознание личной ответственности за природную среду. Сегодня же, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), лишь 12% россиян считают, что нести ответственность за состояние окружающей среды должны сами люди, в то время как на власть и экослужбы ее возлагают 71% в совокупности (табл. 1).

Таблица 1

Распределение ответственности за состояние экологии (ответ. на вопрос "Кто, по Вашему мнению, должен нести ответственность за состояние экологии в нашем населенном пункте?") (в % от общего числа опрошенных)?

———Годы Варианты ответа —-—— 2005 2006 2009 2010

Федеральная власть, правительство в целом 12 18 16 27

Местная власть (города, района) 28 30 34 23

Специальные правительственные службы (Минприроды, экологическая полиция, МЧС и др.) 14 16 13 17

Региональная власть (губернатор, глава администрации и региона) 20 15 14 14

Сами люди 16 13 16 12

Предприятия 3 4 3 2

Общественные организации, в том числе экологические 3 3 2 2

Источник данных: Абрамов К.В. Россияне о состоянии окружающей среды. По результатам социологических исследований // Сайт ВЦИОМ. URL: https:// wciom.ru/fileadmin/file/reports_conferences/2013/2013-06-17-ekologiya.pdf (дата обращения: 15.03.2017).

8 См., подробнее: Ермаков Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся. М., 2009; Морозова Н.В. Экологизация образования как средство формирования экологической культуры // Фундаментальные исследования. 2012. № 2—3; Чердымова Е.И. "Экологическое сознание" и "Экологическая культура" в модели экологического образования // Известия Самарского научного центра РАН. 2010. № 3-1.

Экологическая культура — часть единого феномена культуры общества, "включающая систему социальных отношений, моральных ценностей, норм и способов взаимодействия общества с окружающей природной средой, преемственно формируемая в общественном сознании и поведении людей на протяжении жизни и деятельности поколений непрерывным экологическим образованием и просвещением, способствующая здоровому образу жизни, духовному росту общества, устойчивому социально-экономическому развитию, экологической безопасности страны и каждого человека"9. Экологическая культура включает в себя несколько составляющих: это, в первую очередь, понимание того, какие гибельные последствия может иметь загрязнение окружающей среды, экологический подход к организации различных сфер жизнедеятельности общества, т.е. определенный образ мыслей и действий — экологическое сознание и экологическое поведение10.

Основными агентами формирования экологической культуры являются11:

— семья;

— дошкольные детские учреждения;

— институты образования (школы, колледжи, гимназии, лицеи, институты, университеты, академии и др.);

— трудовые коллективы;

— общественные организации, неформальные объединения;

— учреждения здравоохранения, культуры и просвещения;

— церковь;

— средства массовой информации;

— природоохранные органы и учреждения.

Одним из важнейших факторов, влияющих на экологическое сознание и экологическую культуру человека, являются его родители, его семейное окружение. «Семья является своего рода "первой мастерской", где происходит формирование облика человека,

9 Проект Федерального закона п 90060840-3 "Об экологической культуре" (редакция, внесенная в ГД ФС РФ). 2001.13.07.

10 См., об этом: Ульянова Н.В. Экологическое сознание и экологическая культура, проблемы и перспективы) // Вестник ТГПУ. 2007. № 6; Краснова Е.В., Эпова Т.И., Щукин В.П. Экологическая культура и ее роль в устойчивом развитии системы природа общество // Вектор науки ТГУ. 2012. № 2.

11 См., об этом: Залунин В.И. Социальная экология. Владивосток, 2003; См., также: Серебрякова О.В. Функциональная трансформация семьи в России как фактор эскалации рисков в процессе экологической социализации молодежи // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 3 (25); Хорошун Н.А. Социальное управление формированием экологической культуры студентов технических вузов: Дисс. ... канд. социол. наук. Белгород, 2006.

его ценностной системы, его культуры»12. Семейная социализация во многом определяет самооценку человека, его потребности и мотивы, восприятие окружающего мира, характер, которые впоследствии практически не поддаются изменениям. С тем, что именно в семье формируются основные черты характера ребенка, его привычки и жизненная позиция, согласны 71% россиян13, следовательно, именно данный институт эффективнее всего способен привить природоохранные поведенческие стереотипы, экологические нормы и правила поведения. Безответственное, потребительское поведение родителей в отношении природы, эксперименты с ее покорением, предаются из поколения в поколение и формируют у ребенка не любовь к природе и благоразумие в отношении использования ее даров, а черствость, безразличие и равнодушие к тому, что происходит с нашим общим домом, планетой Земля.

Современные родители довольно серьезно ограничены в средствах формирования основ экологической культуры у детей, основная причина этого в том, что они сами не всегда обладают достаточными для этого знаниями, так как культура заботы о среде своего обитания в современной России практически отсутствует. Такая ограниченность знаний о последствиях грубого вмешательства человека в естественные природные процессы, "деятельное невежество 14 в вопросах экологии, являются одной их главных причин экологического кризиса. Печальнее всего то, что даже при наличии некоего знания далеко не все родители готовы нести моральную ответственность за свои действия, наносящие ущерб природному окружению и, следовательно, не приучают к этому детей. К тому же, ввиду сильной занятости и постоянного цейтнота у родителей не всегда хватает времени на простое общение с детьми, что уж говорить о какой-то совместной природоохранительной работе, чтении книги или просмотре передач об охране природы. Временной дефицит еще больше затрудняет экологическое воспитание в семье, которое может быть действенным только при условии постоянного, каждодневного общения взрослых и детей.

По данным опросов общественного мнения, экологическая проблематика сегодня в массовом сознании актуализирована очень слабо: россияне практически не включают вопросы эколо-

12 Серебрякова О.В. Семья в системе формирования экологической культуры российской молодежи: Дисс. ... канд. соц. наук. Новочеркасск, 2014.

13 Источник данных: Воспитание детей // ФОМ. Опрос населения. 2004.13.05. URL: http://bd.fom.ru/report/cat/famil/child_dress/dd041823 (дата обращения: 19.03.2017).

14 Гете И. Цит. по: Лыков А.В., Шуляк Л.И. Безличность как языковое средство создания профессиональной несостоятельности в юмореске А.П. Чехова "Общее образование" // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2010. № 2. С. 44.

гии в круг наиболее важных для страны проблем. Так, по данным Фонда "Общественное мнение" (ФОМ) на 12 января 2016 г., экологические проблемы занимают 19-е место в рейтинге социально-экономических проблем России (5% респондентов), для сравнения рост цент на товары и услуги волнует 62%, высокие цены на ЖКХ — 51, низкий уровень зарплат — 46%. Такая "периферийность экологических сюжетов является показателем несформированно-сти экологического сознания россиян"15. Формирование же этого сознания в России, к сожалению, чаще всего происходит в результате какого-то печального опыта столкновения с реальной экологической проблемой или даже катастрофой.

Чтобы избежать этого негативного экологического опыта, агенты формирования экологической культуры, и прежде всего семья, должны направить свои воспитательные усилия на формирование нового экологического мышления. Сегодняшним родителям необходимо собственным примером закладывать в сознание своих детей, что благополучие человека, да и его жизнь вообще, неразрывно связаны с природой, и что именно бережное, трепетное отношение к природе отличает истинно культурного цивилизованного человека. Нужно с раннего детства формировать у молодого поколения представление о важности сохранения природы, тогда детям в голову не придет бросать что-то на улице, ломать деревья или причинять вред животным, что в будущем положительно повлияет на экологическую обстановку на планете.

Как показывают приведенные ранее данные, современные родители в России больше всего озабочены проблемой повышения материального благополучия, а подчас и простого выживания в нелегких экономических условиях, проблемы экологии и охраны окружающей среды в данной ситуации игнорируются до тех пор, пока это возможно, чему также способствует традиционная русская ориентация на жизнь "здесь и сейчас" без построения планов на будущее, которое жители нашей страны склонны характеризовать как "туманное", "неопределенное", "смутное". По данным Левада-Центра, почти половина россиян (46%) не знает, что будет даже в ближайшие месяцы, треть (33%) планирует на один-два года вперед, на пять—шесть лет планирует десятая часть россиян и лишь 5% составляют планы на много лет вперед16. Что касается экологической ситуации, то здесь россияне живут по принципу — "на наш век хватит, а дальше — будь что будет".

15Проблемы экологии // ФОМ. URL: http://bd.fom.ru/report/map/dd014424 (дата обращения: 17.03.2017).

16 См.: Волков Д. Завтра не наступит никогда // Ведомости. 2016.08.08.

Не секрет, что для того чтобы требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, прежде всего необходимо, чтобы сами родители ему следовали. Воспитать экологически грамотного индивида можно только в том случае, если экологической культурой обладают сами родители. Дети прежде всего чувствительны к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые. Какой же экологический пример подают сегодняшние родители своим детям? Что они могут и что делают для сохранения экологии региона проживания?

Судя по опросу ФОМ, 69% респондентов считают, что рядовые граждане могут сделать что-то для защиты окружающей среды там, где они живут, и что их образ жизни наносит мало вреда окружающей среде (74%)17. При этом граждане нашей страны не так уж и много делают для того, чтобы эту среду сохранить, а современные способы заботы об экологии пока крайне мало распространены в России (табл. 2), причем уровень экологической ответственности практически никак не зависит от уровня образования, дохода и места проживания.

Таблица 2

Природоохранная деятельность россиян, 2012, 2013 гг.

(ответ на вопрос "Что из перечисленного вы обычно делаете, стараетесь делать для охраны природы, уменьшения вредного воздействия на нее?")

Годы Варианты ответов 2012 2013

Выбрасываю мусор только в специально отведенных для этого местах 92 85

Собираю за собой мусор после поездок на природу 60 49

Участвую в субботниках, мероприятиях по уборке территории 39 32

Заменяю пользование автотранспортом на ходьбу, велосипед 7 7

Сдаю опасный мусор (лампы с ртутным наполнением, батарейки, старую электронику и т.п.) в специальные пункты приема 6 6

Отказываюсь от полиэтиленовых пакетов в пользу экопакетов / бумажных пакетов, хожу в магазин со своими пакетами, хозяйственной тканевой сумкой 4 4

Сортирую мусор (разделяю бумагу, металлы, стекло, пластик, пищевые отходы и т.п.) 4 3

Ничего из перечисленного 2 5

Источник: Экология: бытовые привычки // ФОМ. Опрос граждан РФ. 3 марта 2013. URL: http://fom.ru/obshchestvo/10878 (дата обращения: 19.03.2017).

17Экология: полезные привычки // ФОМнибус. 2012. 12—13 мая. URL: http:// fom.ru/0braz-zhizni/10450 (дата обращения: 17.03.2017).

Как показывает мировой опыт, решение экологических проблем в современном мире в немалой степени связанно с деятельностью общественных экологических организаций. К сожалению, население России мало интересуют какие-либо общественные организации вообще, и экологические тут не исключение, люди просто не верят в их эффективность и способность оказывать влияние на принятие решений. По данным ФОМ, 45% населения нашей страны вообще никогда не слышало о существовании экологических организаций и движений в России, а из тех, кто что-либо слышал, лишь 7% когда-либо участвовали в их деятельности. И хотя россияне считают деятельность этих организаций важной и необходимой (76%), сами они абсолютно не рвутся пополнить ряды добровольцев — защитников природы18 и не призывают к этому своих детей, хотя возможности для этого имеются. Сегодня в России существуют как региональные, так и местные детские экологические организации, целями которых являются "объединение юных граждан России, которые принимают участие в решении экологических проблем и природоохранной деятельности... экологическое образование, просвещение и воспитание, вовлечение подрастающего поколения в природоохранную деятельность, формирование здорового образа жизни"19.

Несмотря на все вышесказанное, вопросы экологии и охраны окружающей среды все же входят в круг проблем, реально волнующих людей в их повседневной жизни20. По данным Левада-центра, 66% россиян так или иначе обеспокоены состоянием окружающей среды, 17 — данный вопрос очень сильно тревожит и 49% — "скорее тревожит"21. С тем фактом, что состояние окружающей среды оказывает значительное влияние на здоровье человека согласна почти половина россиян (43%). Данный фактор занимает второе место в рейтинге факторов здоровья после качества продуктов питания (табл. 3). В действительности, экологический фактор оказывает немалое влияние на наше здоровье, провоцируя прямо или опосредованно заболевания органов дыхания, сердечно-сосудистой, репродуктивной систем, желудочно-кишечного тракта, крови,

18 Источник данных: Экологические организации в России // Доминанты. 2011.26.05. № 21. URL: http://bd.fom.ru/pdf/d21eovr11.pdf(дата обращения: 17.03.2017).

19 Детское экологическое движение "Зеленая планета" // Официальный сайт Общероссийского общественного детского экологического движения. URL: http:// www.greenplaneta.ru/node/1 (дата обращения: 17.03.2017).

20 Главные проблемы регионов // Левада-Центр. 2016.03.06. URL: http://fom. ru/obraz-zhizni/12465 (дата обращения: 17.03.2017).

21 Экологические проблемы // Левада-Центр. 2016.03.06. URL: http://www. levada.ru/2016/06/03/ekologicheskie-problemy/ (дата обращения: 17.03.2017).

аллергию и даже онкологические заболевания. Неблагоприятная экологическая обстановка не только увеличивает заболеваемость и снижает продолжительность жизни, но и оказывает серьезное воздействие на функциональное состояние репродуктивной системы как женщин, так и мужчин, а также приводит к врожденным аномалиям у новорожденных. Кроме того, по данным Всемирной организации здравоохранения, в результате загрязнения окружающей среды ежегодно погибают 1,7 миллиона детей младше 5 лет22, таким образом, экологическая ситуация ставит под угрозу не только наше настоящее, но и наше будущее.

Таблица 3

Основные факторы, влияющие на состояние здоровья по мнению россиян

(ответ на вопрос "Что, по вашему мнению, прежде всего влияет на состояние вашего здоровья?" (закрытый вопрос, не более трех вариантов ответов, %)

Факторы %

Качество продуктов питания 44

Экологическая обстановка 43

Возраст 30

Доступность квалифицированной медицинской помощи 21

Эмоциональное состояние, стрессы 21

Вредные привычки (курение, употребление алкоголя, переедание и т.д.) 20

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Профилактика заболеваний 16

Климатические условия в месте проживания 9

Качество лекарственных препаратов 9

Недостаток физической нагрузки, спортивных занятий 9

Источник данных: Качество жизни по-русски // ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 2848. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115273 (дата обращения: 19.03.2017).

Сложно оставаться здоровым, вдыхая загазованный воздух, проживая рядом со свалками и крупными предприятиями. Свалки и мусор — одна из самых актуальных экологических проблем для России. Общая площадь мусорных полигонов на территории России 4 миллиона гектаров или 100 миллиардов тонн отходов, 20 тысяч

22 The cost of a polluted environment: 1.7 million child deaths a year, says WHO // World ^alth Оrganization. URL: http://www.who.int/mediacentre/news/releases/2017/ pollution-child-death/en/ (accessed: 17.03.2017).

незаконных муссонных полигонов и около 5 тысяч легальных23. Мусорные свалки в нашей стране по своим размерам — это пространство равное по площади некоторым европейским странам, таким, например, как Нидерланды или Швеция. Свалки источают зловонье, периодически горят, отравляя воздух, их стоки попадают в подземные воды, они загрязняют почву и воздух, являются рассадниками инфекционных заболеваний24. Переработка мусора и ликвидация свалок должны стать приоритетом экологической политики России, так считают 78% россиян25. Пагубному воздействию окружающей среды, которую сам же человек и сделал неблагоприятной, особенно подвержены дети, и поэтому родителей не просто могут, а должны волновать вопросы экологии и охраны окружающей среды.

Для жителей крупных городов, в особенности такого огромного города как Москва, вопросы экологии еще более актуальны и выходят, по их мнению, на первое место среди факторов, формирующих здоровье (79%)26, что вполне объяснимо, так как, по данным Росстата, столица России занимает второе место после Норильска по выбросам загрязняющих атмосферу веществ стационарными источниками и автомобильным транспортом. Общий годовой объем выбросов — 995,4 тыс. тонн, из них 92,8% приходится на автомобили27. Автомобиль загрязняет среду еще на стадии производства, выхлопные же газы высокотоксичны и канцерогенны, при этом преимущественно концентрируются в приземном слое внутри селитебных зон28. В крупнейшем в России мегаполисе очень сильный уровень геохимического загрязнения, тяжелые металлы в опасном количестве присутствуют в столичной почве: среднее содержание

23 Ермолаева П. Россия заросла мусором: Путин поручил разгрести свалки // "Вести". Интернет- газета Вести.ги. URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=2825974 (дата обращения: 17.03.2017).

24 См., например: Бондарев В.П. Инвайронментальные проблемы Московской агломерации // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2013. № 4.

25 См.: Свалки и мусор являются основной экологической проблемой для россиян, опрос // Альянс зеленых. URL: http://russian-greens.ru/node/2879 (дата обращения: 17.03.2017).

26 Источник данных: Качество жизни по-русски // ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 2848.

27В отличие от столиц четырех соседних регионов, Ижевск не входит в число самых экологически грязных городов России по общему объему выбросов в атмосферу // Официальный сайт Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики. URL: http://xn----7sblcqa0agdljmb0c.xn--

p1ai/news/education/y2016/2370/?type=special (дата обращения: 17.03.2017).

28 См., об этом: Голохваст К.С., Чернышев В.В., Угай С.М. Выбросы автотранспорта и экология человека (обзор литературы) // Экология человека. 2016. № 1. С. 9-14.

цинка выше фонового значения в 16 раз, меди — в 14, свинца — в 12, хрома — в 5, кадмия — в 4 раза29. Таким образом, Москва относится к числу городов РФ, загрязненность вредными для здоровья веществами в которых в несколько раз превышает предельно допустимые значения.

Москвичи относят экологию к числу наиболее значимых для города вопросов, хотя считают состояние экологии столицы удовлетворительным (55%). Среди проблем в основном называются загрязнение воздуха выхлопными газами автотранспорта (78%), плачевное состояние Москвы-реки (44%), производственная деятельность (40%), свалки (29%), недостаточное озеленение (25%), бытовой мусор во дворах и на улицах (22%), радиационный фон (6%)30.

Экологическая ситуация — это проблема не только Москвы, лишь малая часть населения России дышит относительно чистым воздухом, во многих городах ежегодно фиксируются в разы превышающие предельно допустимые концентрации загрязнения атмосферы. Но существует и положительная динамика.

По данным на 2016 г. Центра экологической политики и права при Йельском университете, регулярно публикующего результаты глобального исследования стран мира (охват 180 стран) по уровню экологической эффективности (комбинированный показатель состояния экологии и эффективности управления природными ресурсами), Россия за последние годы на 24% улучшила свои показатели в данной области и занимает в этом рейтинге 32-е место31. Динамика, безусловно, положительная, показатель, несомненно, не плохой. Однако учитывая ту "экологическую фору", которую имеет РФ в виде российских лесов (занимающие 46% территории страны), переувлажненных земель и болот (22% территории), которые регенерируют атмосферный кислород и выступают геохимическими барьерами для загрязнителей, и крупнейшего на планете массива практически не освоенных земель (почти 2/3 территории)32, Россия должна входить в десятку благоприятнейших экологических пространств на планете, однако в ней прочно обосновались только такие страны, как Финляндия, Исландия, Швейцария, Дания и т.п.

29 См.: Блинов Л.Н., Перфилова И.Л., Юмашева Л.В., Соколова Т.В. Экологические проблемы мегаполисов // Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2013. № 2.

30 Источник данных: ВЦИОМ: москвичи оценили состояние экологии в городе // mResearcher — сервис по поиску данных и новостной портал, полностью посвященный маркетинговым исследованиям. URL: http://mresearcher.com/2015/12/vciom-moskvichi-ocenili-sostoyanie-ehkologii-v-gorode.html (дата обращения: 17.03.2017).

31 Environmental Performance Index. URL: http://epi.yale.edu/ (accessed: 17.03.2017).

32 См., об этом: Клюев Н.Н. Россия: экологический "портрет" на глобальном фоне // Экология и жизнь. 2002. № 8.

Более половины россиян (56%), согласно опросу, проведенному ВЦИОМом в 2013 г., считают экологическую ситуацию в месте своего проживания неблагополучной (47%) или близкой к катастрофической (9%), причем показатели эти довольно стабильные и не меняются из года в год, так, в 2005 г. они составляли 46 и 9% соответственно, в 2010 — 45 и 11%. При этом 49% респондентов считают, что экологическая ситуация в их регионе ухудшилась за последние 5 лет, а 19% — что она улучшилась (данный показатель вырос почти вдвое с 2010 г., когда об улучшении экологии говорило лишь 10% россиян)33.

Современный человек, с одной стороны, признает сложность экологической ситуации, но с другой — пытаясь создать себе комфортные условия для обитания, нерационально использует природные богатства, загрязняет среду разнообразными отходами, отравляет ее высокотоксичными веществами, тем самым ставя под угрозу всю мировую экосистему. В свою очередь и сам "человек все чаще испытывает агрессивную ответную реакцию со стороны природы в виде ухудшения качественных характеристик воздуха, воды, уменьшения природных рекреационных ресурсов"34. Сегодня человечеству необходимо разорвать этот порочный круг потребительского отношения к природе, пока "ИошоГаЪег, человек-ремесленник, не уничтожил Иошо8ар1еш, человека думающего"35.

Если говорить о позитивных сдвигах в этой области, то следует отметить тот факт, что экологическая составляющая постепенно входит в сферу образования, экологическое воспитание присутствует в школах, вузах и даже детских садах, но учитывая тот факт, что процесс формирования экологической культуры должен начинаться как можно раньше, данную задачу невозможно реализовать без тесного сотрудничества образовательных учреждений с семьей.

Дети учатся отношению к жизни у взрослых, без труда замечают фальшь и вычисляют ложь, их нельзя воспитать хорошими людьми, не подавая им соответствующего примера. Личности родителей, бабушек и дедушек, которые составляют первую общественную среду ребенка, играют существенную роль в жизни каждого человека, именно эти люди должны учить детей не только

33 Источник данных: Абрамов К.В. Россияне о состоянии окружающей среды. По результатам социологических исследований // ВЦИОМ. URL: https://wciom. ru/fileadmin/file/reports_conferences/2013/2013-06-17-ekologiya.pdf (дата обращения: 15.03.2017).

34Экологические проблемы здоровьесберегающей жизнедеятельности студентов // Научные ведомости. Серия Медицина. Фармация. 2010. № 16 (87). Вып. 11. С. 62.

35 Ж. Дорст. Цит. по: Экологическая газета "Кондор-Эко". 2006. № 1. С. 1.

Дорст тому, что и как можно взять у природы, но и тому, что ей необходимо отдать. "Отношение к природе в значительной степени обусловливается психологическим климатом семьи, в частности — отношением к природе ближайших родственников ребенка"36.

Молодое поколение — это будущее нашей страны и планеты в целом, и его необходимо "заинтересовать в благополучности и благоприятности этого будущего"37, детям необходимо создать условия, в которых они в наибольшей степени будут понимать необходимость сохранности природы и свою принадлежность к этому.

Процесс формирования экологической культуры в семье подразумевает следующие воспитательные задачи:

— дать ребенку полноценные экологические знания, тем самым сформировать у него потребность общения с природой, интерес к ней;

— привить установки и мотивы деятельности, направленные на осознание универсальной ценности природы, поведенческие экологические навыки и умения по изучению природы, оптимальному природопользованию, сохранению и восстановлению природы;

— сформировать способность прогнозировать последствия своих действий по отношению к природе, рассказать о губительных последствиях загрязнения окружающей среды;

— развить познавательную, творческую, общественную экологическую активность ребенка, убеждение в необходимости сохранения и восстановления природы, потребность участия в природоохранной среде, в пропаганде экологических идей.

Безусловно, "экологическое социализационное пространство представлено не только семьей, а также системой образования, сферой культуры, СМИ, системой государственного управления, в рамках которой формируется экологическая политика государства"38, однако в обществе основным субъектом воспитания "человека экологического" в первую очередь является именно семья как основной носитель культурных образцов, мировоззренческих установок, правил поведения. Дети в семье как губка впитывают в себя модели поведения, которые демонстрируют значимые для них взрослые по отношению к природе, таким образом создается основа экологи-

36 Формирование экологической культуры семьи // Муниципальное бюджетное учреждение "Централизованная библиотечная система г. Барнаула". URL: http:// www.citylib-barnaul.ru/glavnaja/formirovanie-ekologicheskoj-kultury-semi30092013 (дата обращения: 17.03.2017).

37Ульянова Н.В. Экологическое сознание и экологическая культура, проблемы и перспективы) // Вестник ТГПУ. 2007. № 6.

38Серебрякова О.В. Семья в системе формирования экологической культуры российской молодежи: Дисс. ... канд. соц. наук. Новочеркасск, 2014.

ческой культуры личности39. Декларативный характер эко-культуры современных россиян приводит к экологическому инфантилизму следующих поколений, экологической безответственности, пассивному отношению к проблемам окружающей среды, экологическому патернализму40, склонности к перекладыванию собственной эко-ответственности на государство и общество. Таким образом, для решения экологических проблем современной России необходимо формирование экологически компетентной семьи, так как экологическая культура семьи — это экологическое благополучие страны.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Абрамов К.В. Россияне о состоянии окружающей среды. По результатам социологических исследований // ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/ fileadmin/file/reports_conferences/2013/2013-06-17-ekologiya.pdf (дата обращения: 15.03.2017).

Ахметова М.Х., Ахметова Е.Ш. Экологические проблемы современного общества: социологический аспект // В мире научных открытий. 2015. № 9.

Батырова М.Д. Роль и место семьи в формировании экологической культуры ребенка // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1—1.

Блинов Л.Н., Перфилова И.Л., Юмашева Л.В., Соколова Т.В. Экологические проблемы мегаполисов // Здоровье — основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2013. № 2.

Бондарев В. П. Инвайронментальные проблемы Московской агломерации // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2013. № 4.

В отличие от столиц четырех соседних регионов, Ижевск не входит в число самых экологически грязных городов России по общему объему выбросов в атмосферу // Официальный сайт Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики. URL:

http://xn----7sblcqa0agdljmb0c.xn--p1ai/news/education/y2016/2370/?type=

special (дата обращения: 17.03.2017).

Волков Д. Завтра не наступит никогда // Ведомости. 2016.08.08.

Воспитание детей // ФОМ. Опрос населения. 2004.13.05. URL: http:// bd.fom.ru/report/cat/famil/child_dress/dd041823 (дата обращения: 19.03.2017)

ВЦИОМ: москвичи оценили состояние экологии в городе // mResearcher. URL: http://mresearcher.com/2015/12/vciom-moskvichi-ocenili-sostoyanie-ehkologii-v-gorode.html (дата обращения: 17.03.2017).

Главные проблемы регионов // Левада-Центр. 2016.03.06. URL: http:// fom.ru/obraz-zhizni/12465 (дата обращения: 17.03.2017).

Год экологии в России: в фокусе отходы // ТАСС. 2017.01.01. URL: http:// tass.ru/obschestvo/3914265 (дата обращения: 17.03.2017).

39 См. об этом: Батырова М.Д. Роль и место семьи в формировании экологической культуры ребенка // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1—1.

40 См., об этом: Ахметова М.Х., Ахметова Е.Ш. Экологические проблемы современного общества: социологический аспект // В мире научных открытий. 2015. № 9.

Голохваст К.С., Чернышев В.В., Угай С.М. Выбросы автотранспорта и экология человека (обзор литературы) // Экология человека. 2016. № 1. С. 9—14.

Детское экологическое движение "Зеленая планета" // Официальный сайт Общероссийского общественного детского экологического движения. URL: http://www.greenplaneta.ru/node/! (дата обращения: 17.03.2017).

Ермаков Д.С. Формирование экологической компетентности учащихся. М., 2009.

Ермолаева П. Россия заросла мусором: Путин поручил разгрести свалки // "Вести". Интернет-газета Вести.т. URL: http://wwwvesti.m/doc.html?id=2825974 (дата обращения: 17.03.2017).

Залунин В.И. Социальная экология. Владивосток, 2003.

Клюев Н.Н. Россия: экологический "портрет" на глобальном фоне // Экология и жизнь. 2002. № 8.

Краснова Е.В., Эпова Т.И., Щукин В.П. Экологическая культура и ее роль в устойчивом развитии системы "природа—общество" // Вектор науки ТГУ. 2012. № 2.

Морозова Н.В. Экологизация образования как средство формирования экологической культуры // Фундаментальные исследования. 2012. № 2—3.

Проблемы экологии // ФОМ. URL: http://bd.fom.ru/report/map/dd014424 (дата обращения: 17.03.2017).

Проект Федерального закона n 90060840-3 "Об экологической культуре" (редакция, внесенная в ГД ФС РФ). 2001.13.07.

Свалки и мусор являются основной экологической проблемой для россиян, опрос // Альянс зеленых. URL: http://russian-greens.ru/node/2879 (дата обращения: 17.03.2017).

Серебрякова О. В. Семья в системе формирования экологической культуры российской молодежи: Дисс. ... канд. соц. наук. Новочеркасск, 2014.

Серебрякова О.В. Функциональная трансформация семьи в России как фактор эскалации рисков в процессе экологической социализации молодежи // Историческая и социально-образовательная мысль. 2014. № 3 (25).

Сычев А. А. Моральные измерения экологического следа // ЗПУ. 2014. № 4.

Указ Президента Российской Федерации от 05.01.2016 г. № 7 "О проведении в Российской Федерации Года экологии" // Сайт Президента России. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/40400 (дата обращения: 17.03.2017).

Указ Президента Российской Федерации от 10.08.2012 г. № 1157 " О про -ведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды" // Сайт Президента России. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/35918 (дата обращения: 17.03.2017).

Ульянова Н.В. Экологическое сознание и экологическая культура, проблемы и перспективы) // Вестник ТГПУ. 2007. № 6.

Формирование экологической культуры семьи // Муниципальное бюджетное учреждение "Централизованная библиотечная система г. Барнаула" URL: http://www.citylib-barnaul.ru/glavnaja/formirovanie-ekologicheskoj-kultury-semi30092013 (дата обращения: 17.03.2017).

Хорошун Н.А. Социальное управление формированием экологической культуры студентов технических вузов: Дисс. ... канд. соц. наук. Белгород, 2006.

Чердымова Е.И. "Экологическое сознание" и "Экологическая культура" в модели экологического образования // Известия Самарского научного центра РАН. 2010. № 1-3.

Экологическая культура россиян // ВЦИОМ. Пресс-выпуск № 1670. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=111285 (дата обращения: 20.03.2017).

Экологические организации в России // Доминанты. 2011.26.05. № 21. URL: http://bd.fom.ru/pdf/d21eovr11.pdf (дата обращения: 17.03.2017).

Экологические проблемы // Левада-Центр. 2016.03.06. http://www.levada. ru/2016/06/03/ekologicheskie-problemy/ (дата обращения: 17.03.2017).

Экологические проблемы здоровьесберегающей жизнедеятельности студентов // Научные ведомости. Серия Медицина. Фармация. 2010. № 16 (87). Вып. 11.

Экология: полезные привычки // ФОМнибус. 2012. 12-13 мая. URL: http://fom.ru/0braz-zhizni/10450 (дата обращения: 17.03.2017).

2017 год станет Годом экологии // Гринпис России. URL: http://www. greenpeace.org/russia/ru/news/2015/06-01-16-year-of-ecology/ (дата обращения: 16.03.2017).

REFERENCES

AbramovK.V. Rossijane o sostojanii okruzhajushhej sredy. Po rezul'tatam socio-logicheskih issledovanij [Russians on the state of the environment. According to the results of sociological research. All Russian Center for the Study of Public Opinion] // VCIOM. URL: https://wciom.ru/fileadmin/file/reports_conferences/ 2013/2013-06-17-ekologiya.pdf (data obrashhenija: 15.03.2017) (in Russian).

Ahmetova M.H., Ahmetova E.Sh. Jekologicheskie problemy sovremennogo ob-shhestva: sociologicheskij aspekt [Ecological problems of modern society: the sociological aspect] // V mire nauchnyh otkrytij. 2015. N 9 (in Russian).

Batyrova M.D. Rol' i mesto sem'i v formirovanii jekologicheskoj kul'tury rebenka [Role and place of the family in the development of the child's ecological culture] // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2015. N 1-1 (in Russian).

Blinov L.N., Perfilova I.L., Jumasheva L.V., Sokolova T.V. Jekologicheskie problemy megapolisov [Ecological problems of megacities] // Zdorov'e - osnova chelovecheskogo potenciala: problemy i puti ih reshenija. 2013. N 2 (in Russian).

Bondarev V.P. Invajronmental'nye problemy Moskovskoj aglomeracii [Environmental problems of the Moscow agglomeration] // Vestnik Moskovskogo uni-versiteta. Seriya 18. Sociologija i politologija. 2013. N 4 (in Russian).

Cherdymova E.I. "Jekologicheskoe soznanie" i "Jekologicheskaja kul'tura" v modeli jekologicheskogo obrazovanija ["Ecological Consciousness" and "Ecological Culture" in the Model of Ecological Education] // Izvestija Samarskogo nauchnogo centra RAN. 2010. N 1-3 (in Russian).

Detskoej ekologicheskoe dvizhenie "Zeljonaja planeta" [Children's ecological movement "Green Planet"] // Oficial'nyj sajt Obshherossijskogo obshhestvennogo detskogo jekologicheskogo dvizhenija URL: http://www.greenplaneta.ru/node/1 (data obrashhenija: 17.03.2017) (in Russian).

Environmental Performance Index. URL: http://epi.yale.edu/ (accessed: 17.03.2017).

Ermakov D.S. Formirovaniej ekologicheskoj kompetentnosti uchashhihsja. M., 2009 (in Russian).

Morozova N.V. Jekologizacija obrazovanija kak sredstvo formirovanija jekologi-cheskoj kul'tury [Formation of ecological competence of students] // Fundamen-tal'nye issledovanija. 2012. N 2-3 (in Russian).

Ermolaeva P. Rossija zarosla musorom: Putin poruchil razgresti svalki [Russia is overgrown with garbage: Putin instructs to take care of landfills] // Vesti. Internetgazeta Vesti.ru. URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=2825974 (data obrashhenija: 17.03.2017) (in Russian).

Formirovanie jekologicheskoj kul'tury sem'i [Formation of the ecological culture of the family] // Municipal'noe bjudzhetnoe uchrezhdenie "Centralizovannaja bibliotechnaja sistema g. Barnaula". URL: http://www.citylib-barnaul.ru/glavnaja/ formirovanie-ekologicheskoj-kultury-semi30092013 (data obrashhenija: 17.03.2017) (in Russian).

Glavnye problemy regionov [The main problems of the regions] // Levada-Centr. 2016.03.06. URL: http://fom.ru/obraz-zhizni/12465 (data obrashhenija: 17.03.2017) (in Russian).

God jekologii v Rossii: v fokuse othody [The year of ecology in Russia: the waste in the focus] // TASS. 01.01.2017. URL: http://tass.ru/obschestvo/3914265 (data obrashhenija: 17.03.2017) (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Golohvast K.S., Chernyshev V.V., Ugaj S.M. Vybrosy avtotransporta i jekologija cheloveka (obzor literatury) [Emissions and human ecology (review of literature)] // Jekologija cheloveka. 2016. N 1. S. 9-14 (in Russian).

Horoshun N.A. Social'noe upravlenie formirovaniem jekologicheskoj kul'tury studentov tehnicheskih vuzov: diss. ... kand. soc. nauk [Social management of the formation of ecological culture among students of technical universities: the thesis... candidate of sociology]. Belgorod, 2006 (in Russian).

Jekologicheskaja kul'tura rossijan [Ecological Culture of Russians] // VCIOM. Press-vypusk N 1670. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=111285 (data obrashhenija: 20.03.2017) (in Russian).

Jekologicheskie organizacii v Rossii [Ecological organizations in Russia] // Dominanty. 2011.26.05. N 21. URL: http://bd.fom.ru/pdf/d21eovr11.pdf (data obrashhenija: 17.03.2017) (in Russian).

Jekologicheskie problemy [Ecological problems] // Levada-Centr. 2016.03.06. URL: http://www.levada.ru/2016/06/03/ekologicheskie-problemy/ (data obrashhenija: 17.03.2017) (in Russian).

Jekologicheskie problemy zdorov'esberegajushhej zhiznedejatel'nosti studentov [Ecological problems of health-saving life among students] // Nauchnye vedomosti. Serija Medicina. Farmacija. 2010. N 16 (87). Vyp. 11 (in Russian).

Jekologija: poleznye privychki [Ecology: useful habits] // FOMnibus. 2012. 12-13 maja. URL: http://fom.ru/0braz-zhizni/10450 (data obrashhenija: 17.03.2017) (in Russian).

Kljuev N.N. Rossija: jekologicheskij "portret" na global'nom fone [Russia: an ecological "portrait" on a global background] // Jekologija i zhizn'. 2002. N 8 (in Russian).

Krasnova E.V., Jepova T.I., Shhukin V.P. Jekologicheskaja kul'tura i ee rol' v ustojchivom razvitii sistemy priroda obshhestvo // Vektornauki TGU. 2012. N 2 (in Russian).

Problemy jekologii [Problems of ecology] // FOM. URL: http://bd.fom.ru/re-port/map/dd014424 (data obrashhenija: 17.03.2017) (in Russian).

Proekt Federal'nogo zakona n 90060840-3 "Ob jekologicheskoj kul'ture" (red., vnesennaja v GD FS RF). [Draft Federal Law n 90060840-3 "On Environmental Culture" (edited by the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation)]. 2001.13.07 (in Russian).

Serebrjakova O.V. Funkcional'naja transformacija sem'i v Rossii kak faktor jes-kalacii riskov v processe jekologicheskoj socializacii molodezhi [Family functional transformation in Russia as a factor of escalation of risks in the process of ecological socialization of youth] // Istoricheskaja i social'no-obrazovatel'naja mysl' 2014. N 3 (25) (in Russian).

Serebrjakova O.V. Sem'ja v sisteme formirovanija jekologicheskoj kul'tury rossij-skoj molodezhi: diss. ... kand. soc. nauk. [Family in the system of formation of ecological culture of the Russian youth: the dissertation ... candidate of sociology]. Novocherkassk, 2014 (in Russian).

Svalki i musor javljajutsja osnovnoj jekologicheskoj problemoj dlja rossijan -opros [Landfills and garbage are the main environmental problem for Russians — survey] // Al'jans zelenyh. URL: http://russian-greens.ru/node/2879 (data obrashhenija: 17.03.2017) (in Russian).

Sychev A.A. Moral'nye izmerenija jekologicheskogo sleda [Moral measurements of the ecological trace] // ZPU. 2014. N 4 (in Russian).

The cost of a polluted environment: 1.7 million child deaths a year, says WHO // World Nealth Organization URL: http://www.who.int/mediacentre/news/releases/ 2017/pollution-child-death/en/ (accessed: 17.03.2017).

Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 05.01.2016g. N 7 "O provedenii v Ros-sijskoj Federacii Goda jekologii" [The Decree of the President of the Russian Federation from 05.01.2016 N 7 "On holding the Year of Ecology in the Russian Federation"] // Sajt Prezidenta Rossii. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/40400 (data obrashhenija: 17.03.2017) (in Russian).

Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 10.08.2012 g. N 1157 "O provedenii v Rossijskoj Federacii Goda ohrany okruzhajushhej sredy" [Decree of the President of the Russian Federation of 10.08.2012 N 1157 "On holding the Year of Environmental Protection in the Russian Federation"] // Sajt Prezidenta Rossii. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/35918 (data obrashhenija: 17.03.2017) (in Russian).

Ulyanova N.V. Jekologicheskoe soznanie" i "jekologicheskaja kul'tura", prob-lemy i perspektivy [Ecological consciousness and ecological culture: problems and prospects] // Vestnik TGPU. 2007. N 6 (in Russian).

V otlichie ot stolic chetyreh sosednih regionov, Izhevsk ne vhodit v chislo samyh jekologicheski grjaznyh gorodov Rossii po obshhemu ob#jomu vybrosov v atmosfe-ru [Unlike the capitals of the four neighboring regions, Izhevsk is not one of the most environmentally polluting cities in Russia considering the total volume of emissions into the atmosphere] // Oficial'nyj sajt Ministerstva prirodnyh resursov i

ohrany okruzhajushhej sredy Udmurtskoj Respubliki. URL: http://xn----7sblcqa-

0agdljmb0c.xn--p1ai/news/education/y2016/2370/?type=special (data obrashhenija: 17.03.2017) (in Russian).

VCIOM: moskvichi ocenili sostojanie jekologii v gorode [All Russian Center for the Study of Public Opinion: Muscovites assessed the state of ecology in the city] // mResearcher. URL: http://mresearcher.com/2015/12/vciom-moskvichi-ocenili-sostoyanie-ehkologii-v-gorode.html (data obrashhenija: 17.03.2017) (in Russian).

Volkov D. Zavtra ne nastupit nikogda [Tomorrow will never come] // Vedomosti. 2016.08.08 (in Russian).

Vospitanie detej [Education of children] // FOM. Opros naselenija. 2004.13.05. URL: http://bd.fom.ru/report/cat/famil/child_dress/dd041823 (data obrashhenija: 19.03.2017) (in Russian).

Zalunin V.I. Social'naja jekologija. Vladivostok, 2003 (in Russian).

2017 god stanet Godom jekologii [2017 will become the Year of Ecology] // Grinpis Rossii. URL: http://www.greenpeace.org/russia/ru/news/2015/06-01-16-year-of-ecology/ (data obrashhenija: 16.03.2017) (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.