(№.4
The State Counsellor, 2017
УДК 373.3; 502(07)
А.С.Курбатова, Т.К.Беляева
Роль внеклассной работы в развитии экологической культуры младших
школьников
В статье обосновывается подход к экологическому образованию как приоритетному направлению в педагогической теории и в практике. Экологическое образование - это непрерывный процесс обучения и воспитания, развивающий экологическое мировоззрение, направленный на формирование экологических знаний, чувств, интересов, переживаний, оценок, результат эффективного экологического образования - экологически культурная личность. Экологическая культура тесно связана с освоением нравственных норм, оказывает влияние на внутренний мир человека и развитие новой культуры человечества.
Авторы статьи подчеркивают, что младший школьный возраст - сензитивен для развития экологической культуры, определяемой как единство человека и природы, выраженное в слиянии потребностей человека с существованием и развитием природной среды. Успешность формирования экологической культуры возможна, только если использовать весь образовательный ресурс.
В статье анализируются потенциальные возможности внеклассной работы, принципы ее организации (последовательность, перспективность, систематичность, прогностичность), а так же ее наиболее эффективные формы, методы, приемы и технологии (ИКТ, «образование в природе», проектная деятельность, пропаганда эстетической ценности природы, беседы, рассказы, читательские конференции, воспитание на примере поощрения, метод супервизии). Доказывается необходимость их комплексного использования для формирования экологической компетентности.
В статье акцентируется внимание на роли образовательной среды и особой ответственности учителя в формировании экологической культуры. Авторы делают заключение о том, что экологическая культура личности - это результат эффективного экологического образования в комфортной для участников образовательного процесса эколого-развивающей среде.
Ключевые слова: экологическое образование, экологическое воспитание, экологическое обучение, экологическая компетенция, экологическая компетентность, экологическая культура, экологическое мировоззрение, младший школьник, внеклассная работа, эколого-развивающая среда
A.S.Kurbatova, T.K.Belyaeva
The Role of extracurricular work in the development of ecological culture of junior
schoolchildren
The article substantiates the approach to environmental education as a priority direction in pedagogical theory and practice. Environmental education is a continuous process of education and upbringing, which develops an ecological worldview aimed at the formation of ecological knowledge, feelings, interests, experiences, assessments, the result of effective environmental education is an ecologically cultured person. Ecological culture is closely connected with the development of moral standards, it has an impact on the inner world of man and the development of a new culture of mankind.
The authors emphasize that the junior school age is sensible for the development of ecological culture, defined as the unity of man and nature, expressed in the fusion of human needs with the existence and development of the natural environment. The successful formation of ecological culture is possible only if the entire educational resource is used.
The article analyzes the potential possibilities of extracurricular work, principles of its organization (consistency, perspectivity, systematicity, prognosticity), as well as its most effective forms, methods, techniques and technologies (ICT, "education in nature", project activity, propaganda of aesthetic value of nature, conversations, stories, reading conferences, education on the example of encouragement, the method of supervision). The necessity of its complex use for the formation of ecological competence is proved.
The article focuses on the role of the educational environment and the teacher's special responsibility in the formation of ecological culture. The authors conclude that the ecological culture of the individual is the result of effective environmental education in an environmentally-friendly environment that is comfortable for participants in the educational process.
Keywords: ecological education, ecological training, ecological teaching, ecological competency, ecological competence, ecological culture, ecological outlook, junior schoolchildren, extra-curricular work, ecological and developing environment
государственный СоВет-ник, 2017
'современном мире экологическое / образование учащихся становит-
ся приоритетным направлением в педагогической теории и практике. Это обусловлено непростой экологической ситуацией. Одной из основных причин данного положения дел является экологическая безграмотность, неспособность предвидеть последствия неразумного вмешательства в природу, неразвитость экологического сознания является следствием низкой экологической культуры, неэффективности экологического образования, в том числе и в начальной школе.
Младший школьный возраст можно считать сензитивным для развития экологической культуры. Это уникальный период, время, когда закладывается фундамент для формирования интересов учащихся их познавательной мотивации, формируется нравственное поведение, определяющее отношения личности с окружающим миром.
Вся система воспитания в школе направлена на овладение нравственными нормами, в том числе и по отношению к природе. Нравственность предполагает стремление к духовному развитию и самосовершенствованию, [8] невозможность «переступить черту». Заботясь о сохранении природы, человек, прежде всего, оберегает и сохраняет свой внутренний мир, гармонизирует отношения с миром внешним.
Однако экологическое образование в школе не должно сводиться только к охране природы и рациональному природопользованию, это общекультурное образование, построенное на интеграции различных предметов [4]. Заслуживает внимание идея о том, что все сферы бытия индивида и его отношений с природой находятся внутри культуры, поэтому распространение экологической культуры должно привести к изменению культуры вообще, именно экологическая культура является той самой обширной сферой бытия индивида, «осознанное изменение которой в соответствии с новыми эко-задачами человечества создает перелом в изменении всей системы эко-отношений» [11, с.87].
Успешность формирования экологической культуры младших школьников возможна, только если использовать весь образовательный потенциал, в том числе и возможности внеклассной работы. Повысить результативность внеклассных занятий может последовательность, перспективность, и систематичность в их проведении, четкое понимание педагогом их целей и задач, применение разнообразных методов и средств, создание необходимых условий для формирования эколого-развивающей образовательной среды школы. Целенаправленная внеклассная работа дает возможность усилить экологическую
№°4
составляющую учебной дисциплины «Окружающий мир», применять такие приемы и технологии, которые из-за их трудоемкости невозможно использовать в границах урока [1].
В эпоху технологического прогресса, быстрого развития инновационных технологий необходимо их активно применять как формирующее экологическую культуру средство, которое поможет повысить эффективность внеклассной работы, детально изучить вопросы экологического характера[2]. В младшем возрасте дети лучше воспринимают объекты и процессы, которые они могут наблюдать, ощущать. Благодаря использованию ИКТ можно значительно расширить круг изучения тем экологической направленности, продемонстрировать детям последствия не соблюдения экологических норм или возможности изменения экологической ситуации на планете благодаря повышению экологической культуры в глобальных масштабах. Но, не смотря на все плюсы использования ИКТ, ни в коем случае нельзя забывать о том, что эти технологии лишь средство и не смогут заменить опыт приобретённый ребёнком в процессе исследования природных объектов.
В связи с этим, во внеклассной работе будет обоснованно использование метода «образования в природе». Этот метод заключается в изучении детьми природных явлений и объектов не только «по книжкам», но и в реальных условиях: на экскурсиях, в проведении опытов и экспериментов и т.д. Подобная наглядность и возможность прочувствовать суть и важность изучаемых процессов в природе в значительной степени повышает интерес учащихся к экологическим проблемам.
Для формирования экологической культуры младших школьников также не стоит забывать о проектной деятельности. Проектный метод способствует развитию интеллектуальных возможностей, волевых качеств и способностей. Проекты являются средством интеграции, дифференциации и гуманизации образования [3], значимым фактором формирования экологической культуры учащихся. Проектная деятельность помогает очевидно соединить теоретические идеи с жизнью, требуют гражданской активности, нравственного выбора, формируют мотивацию. Чрезвычайно ценным будет участие в проектной деятельности родителей, которые получат возможность вместе с детьми освоить нормы осознанного отношения к природе и перенести экологические идеи в контент семейного воспитания.
Эффективным также будет использование массовых форм и методов пропаганды эстетической ценности природы и важности ее охраны. Это беседы, лекции, объяснения, читательские конференции, рассказы. Дей-
я№4
The State Counsellor, 2017
ственными являются и приемы воспитания на примере поощрения.
Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста целесообразно использование во внеклассной работе метод супервизии, т.е. психологической поддержки учеников со стороны учителя. Организуя индивидуальные и групповые беседы, учитель сможет направить эмоциональность детей на получение эстетического комфорта от осознания себя частью природы, развить нравственные чувства по отношению к природе. «Усвоение нравственных норм, подчинение им своего поведения, является не легкой задачей для взрослого человека, еще труднее оно представляется для младшего школьника. Смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовностью к этому. Принять ту или иную ценность ребенок должен сам, через собственную деятельность» [8].
Экологическое образование выполняет метапредметную функцию, способствуя формированию системы универсальных действий, а также накоплению опыта самостоятельной деятельности и ответственного поведения Социальный заказ начальной школе, который формулируется через требования Стандарта говорит об ориентации на интегрированный результат, названный «экологическая компетенция», определяемая как «способность учащегося самостоятельно переносить и комплексно применять общеучебные умения и предметные знания, сформированные на разных учебных предметах в учебных (модельных) социально-проблемных экологических ситуациях, оценивать варианты рисков и путей решения, включая личное участие» [9,с.38]. Освоение экологической компетенции, необходимый этап формирования экологической культуры.
Внеклассная работа будет расширять экологическую компетентность, если будет строиться на основе принципа прогностич-ности, он даёт возможность осознать последствия каждого своего действия, что в свою очередь поможет воспитать экологически культурную личность, а в последствие и экологически культурное общество.
Формирование экологической культуры должно проходить в комфортной для ребёнка среде. На формирование образовательной среды оказывает влияние много факторов: и выбранная учебным учреждением концепция обучения, и особенности детско-взрос-лого общения, и коммуникативная сфера, и организация жизненного пространства.
В условиях эколого-развивающей образовательной среды для учителя становит-
ся актуальной новая функция - воспитание личности с новым экологическим типом мышления, владеющей мировоззренческими экологическими понятиями, имеющей положительный опыт экологически оправданного поведения в природе. В силу этого работу, направленную на развитие экологического мировоззрения учителю «необходимо начинать с себя. Если же он находится в постоянном стрессе, его физическая активность минимальна, он неизбежно передает свое состояние и детям» [10]. Приоритетность задач выживания никогда не даст возможность стать актуальными задачам развития, внеклассная работа по формированию экологической культуры будет рассматриваться только как обременение.
Педагог и философ В.В. Розанов в конце XIX в. писал, что, для того чтобы разобраться в системе образования необходимо всесторонне изучить проблему учительства. «Задавленный огромным количеством уроков, бесчисленными циркулярами, безденежьем, учитель, по его многочисленным утверждениям, нуждается в защите» [6, с. 97]. Жестоко что-либо требовать от людей, предварительно не предоставив им возможности выполнить требуемое. Ощущение психологического дискомфорта, как со стороны учителя, так и со стороны школьников - это непреодолимое препятствие на пути формирования личностно и эколого-развивающей образовательной среды.
Таким образом, экологическое образование должно стать одним из главных направлений работы школы, внеклассная работа предоставляет широкие возможности использования различных форм, методов, приемов, инновационных технологий для формирования экологической культуры. Только комплексное использование всех доступных средств и форм внеклассной работы (ИКТ, «образование в природе», проектная деятельность, пропаганда эстетической ценности природы, беседы, рассказы, читательские конференции, воспитание на примере поощрения, метод супервизии и др.), способствует полноценному развитию у детей экологического мышления, осознанию преимуществ экологически целесообразного поведения, развитию экологического мировоззрения, а в итоге к формированию экологической культуры - «единства человека и природы, гармоничному слиянию социальных нужд и потребностей человека с существованием и развитием природной среды» [9], таким образом, экологически культурная личность - результат эффективного экологического образования в комфортной для участников образовательного процесса эко-лого-развивающей среде.
ГОСуарстВНнЫй СоВетНиК, 2017
литература
1. Беляева Т.К., Солодова Н.Б., Гальянова Е.О., Каманин К.А. Организация проектной деятельности школьников по теме: «Городская среда и здоровье»//Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56-3. С. 24-31.
2. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: проблемы и перспективы /Н.Ф. Виноградова // Начальная школа. 1997. №4. С.20
3. Демидова Н.Н. Система формирования экологической компетентности на основе изучения живой природы урбанизированной среды мегаполиса: теоретико-методологические основы и методическая модель [Текст] / Н.Н. Демидова, Г.С. Камерилова, А.В. Матвеева // Вестник Мининского университета. 2014. №2(6). С.14
4. Захлебный Ф.Н., Дзятковская Е.Н. Экологическая компетенция школьников как цель обучения [Текст] / А.Н. Захлебный, Е.Н. Дзятковская// Экология и жизнь. 2009. № 10. С. 36-41.
5. Иванова Н.В. Формирование учебной мотивации младших школьников средствами проектной деятельности [Текст] / Н.В.Иванова // Психология обучения. 2012. № 10. С. 52-60.
6. Курбатова А.С. Актуальность В.В.Розанова (Размышления философа о семье и школе) [Текст] / А.С. Курбатова // Философские науки. 2006. №6. С.90-108.
7. Курбатова А.С. В.В.Розанов и православные мыслители о браке и семье: дис..... канд. философ. наук: 09.00.06.
Н.Новгород, 2000. 172с.
8. Курбатова А.С. Влияние педагогических факторов на нравственное развитие младших школьников [Электронный ресурс] / А.С. Курбатова // Международный журнал экспериментального образования. 2016. №1. С.185-188. Режим доступа: https://expeducation.ru/ra/article/view?id=9416 (дата обращения: 25.10.2017).
9. Курбатова А.С. Ханова Т.Г. Влияние экологического воспитания на духовно-нравственное развитие младших школьников [Электронный ресурс] / А.С. Курбатова, Т.Г. Ханова // Современные проблемы науки и образования. 2016. №6. Режим доступа: http://www.science-education.ru/article/view?id=25796 (дата обращения: 18.11.2017).
10. Курбатова А.С. Проблема здоровьесбережения в современной российской школе [Электронный ресурс] / А.С. Курбатова, В.В. Ягин // Современные проблемы науки и образования. 2016. №4. Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/ view?id=24977 (дата обращения: 18.11.2017).
11. Шилин К.И. Экология культуры [Текст] / К.И.Шилин. М.: Владос, 2013. 234с.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357) URL:http://минобрнауки.рф/документы/922 (дата обращения: 03.11.2017).
references
1. Belyaeva T.K., Solodova N.B., Gal'janova E.O., Kamanin K.A. The organization of project activities of schoolchildren on the theme: "Urban environment and health" // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovanija. 2017. № 56-3. P. 24-31.
2. Vinogradova N.F. Ecological education of younger schoolchildren: problems and perspectives. /N.F. Vinogradova //Nachal'naja shkola. 1997. №4. P.20. (in Russian)
3. Demidova N.N. System of formation of ecological competence on the basis of studying the living nature of the urbanized megalopolis environment: theoretical and methodological foundations and methodological model [Tekst] / N.N. Demidova, G.S. Kamerilova, A.V. Matveeva // Vestnik Mininskogo universiteta. 2014. №2(6). P.14 (in Russian)
4. Zahlebnyj F.N., Dzjatkovskaja E.N. Ecological competence of schoolchildren as a learning objective [Tekst] / A.N. Zahlebnyj, E.N. Dzjatkovskaja// Jekologija i zhizn'. 2009. № 10. P. 36-41. (in Russian)
5. Ivanova N.V. Formation of educational motivation of junior schoolchildren by means of project activity [Tekst] / N.V.Ivanova // Psihologija obuchenija. 2012. № 10. P. 52-60. (in Russian)
6. Kurbatova A.S. Urgency of V.V. Rozanov (Philosopher's reflections of the family and school) [Tekst] / A.S. Kurbatova // Filosofskie nauki. 2006. №6. P.90-108. (in Russian)
7. Kurbatova A.S. V.V. Rozanov and the Orthodox thinkers about marriage and family: dis..kand. filosof. Nauk: 09.00.06. N.Novgorod, 2000. 172 pp. (in Russian)
8. Kurbatova A.S. The influence of pedagogical factors on the moral development of younger schoolchildren [Jelektronnyj resurs] / A.S. Kurbatova // Mezhdunarodnyj zhurnal jeksperimental'nogo obrazovanija. 2016. №1. P.185-188. Rezhim dostupa: https:// expeducation.ru/ru/article/view?id=9416 (data obrashhenija: 25.10.2017) (in Russian)
9. Kurbatova A.S. Hanova T.G. The influence of ecological education on the spiritual and moral development of younger schoolchildren [Jelektronnyj resurs] / A.S. Kurbatova, T.G. Hanova // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2016. №6. Rezhim dostupa: http://www.science-education.ru/article/view?id=25796 (data obrashhenija: 18.11.2017) (in Russian)
10. Kurbatova A.S., Jagin V.V. The problem of health savings in the modern Russian school [Jelektronnyj resurs] / A.S. Kurbatova, V.V. Jagin // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. 2016. №4. Rezhim dostupa: http://science-education.ru/ru/article/ view?id=24977 (data obrashhenija: 18.11.2017) (in Russian)
11. Shilin K.I. Ecology of culture [Tekst] / K.I.Shilin. M.: Vlados, 2013. 234 pp. (in Russian)
12. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshhego obrazovanija (utverzhden prikazom Minobrnauki Rossii ot 6 oktjabrja 2009 g. № 373; v red. prikazov ot 26 nojabrja 2010 g. № 1241, ot 22 sentjabrja 2011 g. № 2357) URL:http:// minobrnauki.rf/dokumenty/922 (data obrashhenija: 03.11.2017) (in Russian)
информация об авторах: Information on authors:
Курбатова Алла Сергеевна Kurbatova Alla Sergeyevna
(Россия, Нижний Новгород) (Russia, Nizhny Novgorod) Кандидат философских наук, доцент PhD in Philosophical sciences, Associate professor
ФБОУ ВО Нижегородский государственный Kozma Minin Nizhny Novgorod State
педагогический университет имени К. Минина Pedagogical University (Minin University)
E-mail: alla10135@yandex.ru E-mail: alla10135@yandex.ru
Беляева татьяна Константиновна Belyaeva Tatyana Konstantinovna
(Россия, Нижний Новгород) (Russia, Nizhny Novgorod)
Кандидат педагогичесих наук, доцент PhD in Philosophical sciences, Associate professor
ФБОУ ВО Нижегородский государственный Kozma Minin Nizhny Novgorod State
педагогический университет имени К. Минина Pedagogical University (Minin University)
E-mail: btk66@yandex.ru E-mail: btk66@yandex.ru