Научная статья на тему 'Некоторые аспекты формирования эколого-правовой культуры личности'

Некоторые аспекты формирования эколого-правовой культуры личности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
861
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГО-ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЯ / ПРИРОДА / СЕМЬЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / СМИ / ECOLOGICAL AND LEGAL CULTURE / ECOLOGY / NATURE / FAMILY / EDUCATION / MEDIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Уракова А.В.

Формирование эколого-правовой культуры человека это длительный процесс, который необходимо начинать с малых лет. Правосознание молодой семьи в отношении бережного отношения к природе рождает в личности такое же правильное отношение к окружающей среде. Среднее и высшее образование, как вторая ступень развития эколого-правовой культуры, имеют не меньшее значение для формирования эко-правового сознания. Изучение дисциплин, связанных с законодательными актами, развивают в индивиде целостное понимание и правильную оценку состояния окружающей среды. Институт преподносит студенту более глубокие знания об окружающей среде в области права, активное взаимодействие с природой через различные волонтерские движения формируют в нем бережное отношение к природе. Средства массовой информации как мощный рычаг формирования ЭПК личности позволяют индивиду узнать проблемы экологии. Психологические приемы, которые необходимо использовать при создании рекламы в регулировании проблемы экологии могут дать хорошие результаты в бережном отношении к окружающей среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME ASPECTS OF FORMATION OF ECOLOGICAL AND LEGAL CULTURE OF PERSONALITY

Formation of ecological and legal culture of a person is a long process, which must start from an early age. The consciousness of a young family in respect of careful attitude to nature creates in the person the same right attitude to the environment. Secondary and higher education as the second stage in the development of ecological and legal culture are of equal importance for the formation of eco-legal consciousness. The study of subjects related to legislative acts, develop in the individual a holistic understanding and a correct assessment of the state of the environment. The Institute gives the student a deeper knowledge about the environment in the field of law, active interaction with nature through various volunteer movements form in this respect for the nature. The media as a powerful tool of formation of EPA's personality allows an individual to identify the problems of ecology. Psychological techniques that you must use when you create an ad to regulate the problems of ecology can give good results in caring for the environment.

Текст научной работы на тему «Некоторые аспекты формирования эколого-правовой культуры личности»

№ 2. - 2017

Юридические науки

УДК 34

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

ЛИЧНОСТИ

А.В. Уракова, Удмуртский государственный университет (Ижевск, Россия), e-mail: sasha-alexsandra7@yandex.ru

Аннотация. Формирование эколого-правовой культуры человека - это длительный процесс, который необходимо начинать с малых лет. Правосознание молодой семьи в отношении бережного отношения к природе рождает в личности такое же правильное отношение к окружающей среде. Среднее и высшее образование, как вторая ступень развития эколого-правовой культуры, имеют не меньшее значение для формирования эко-правового сознания. Изучение дисциплин, связанных с законодательными актами, развивают в индивиде целостное понимание и правильную оценку состояния окружающей среды. Институт преподносит студенту более глубокие знания об окружающей среде в области права, активное взаимодействие с природой через различные волонтерские движения формируют в нем бережное отношение к природе. Средства массовой информации как мощный рычаг формирования ЭПК личности позволяют индивиду узнать проблемы экологии. Психологические приемы, которые необходимо использовать при создании рекламы в регулировании проблемы - экологии могут дать хорошие результаты в бережном отношении к окружающей среде.

Ключевые слова: эколого-правовая культура, экология, природа, семья, образование,

СМИ.

SOME ASPECTS OF FORMATION OF ECOLOGICAL AND LEGAL CULTURE

OF PERSONALITY

Abstract. Formation of ecological and legal culture of a person is a long process, which must start from an early age. The consciousness of a young family in respect of careful attitude to nature creates in the person the same right attitude to the environment. Secondary and higher education as the second stage in the development of ecological and legal culture are of equal importance for the formation of eco-legal consciousness. The study of subjects related to legislative acts, develop in the individual a holistic understanding and a correct assessment of the state of the environment. The Institute gives the student a deeper knowledge about the environment in the field of law, active interaction with nature through various volunteer movements form in this respect for the nature. The media as a powerful tool of formation of EPA's personality allows an individual to identify the problems of ecology. Psychological techniques that you must use when you create an ad to regulate the problems of ecology can give good results in caring for the environment.

Keywords: ecological and legal culture, ecology, nature, family, education, media.

Человечество испокон веков находится в тесной взаимосвязи с окружающей средой. При помощи природы человек выживал, был обеспечен жильем и пропитанием. Сейчас он не только взаимодействует с природой, а скорее воздействует, оказывает огромное влияние на состояние окружающей среды. Наш мир не стоит на месте, постоянно развивается во всех аспектах: экономике, социальной политике, международных отношениях и др. Уровень

научно- технического прогресса достиг огромных результатов, при помощи него мы обеспечили себе «удобную жизнь», но также и причинили существенный вред природе.

По данным Федеральной службы государственной статистики РФ и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования РФ объем выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных и передвижных источников в 2013 году составил 32063,1 тысячи тонн в год [11].

Поэтому одной из ключевых проблем нашего общества, требующей безотлагательного решения, является его низкая эколого-правовая культура (далее - ЭПК). Проблема эколого-правовой культуры имеет огромные последствия для природы и самого человека; загрязнение городов, страны стало следствием низкой ЭПК индивидов.

Целью данной работы является выявление некоторых аспектов формирования ЭПК личности и методов их повышения.

Формирование ЭПК личности представляет собой сложный процесс преобразования сознания индивидуума, начиная с малых лет. Эколого-правовая культура позволяет адекватно оценить экологическую ситуацию в стране, а также правильно анализировать свои поступки, которые могут привести к нарушению целостности природы, ее первоначального вида.

По справедливому мнению Д.О. Буркина, под эколого-правовой культурой следует понимать такое состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется соответствием любой экологически значимой деятельности правовым нормам. От уровня эколого-правовой культуры зависит и качество этих норм, и их знание, понимание и толкование в обществе, а также степень готовности личности отстаивать свои экологические права всеми законными способами и неуклонно исполнять экологические обязанности, как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности [3].

Так, рассмотрение правовой стороны является одним из наиболее действенных методов регулирования общественных отношений, в том числе и отношения, связанные с охраной окружающей среды. Поэтому необходимо обращать внимание на правовые аспекты формирования экологической культуры. Важно, чтобы граждане РФ имели экологическое правосознание, чтобы регулировать свое поведение не на представлении о «благе природе», а действовали в соответствии с нормами экологического права, чтобы не было эколого-правового нигилизма [3].

Справедливости ради следует заметить, что необходимость совершенствования ЭПК личности признана и на международном уровне. Такое повышенное внимание обусловлено тем, что 2013 год Решением Совета глав государств Содружества Независимых Государств был объявлен Годом экологической культуры и охраны окружающей среды в Содружестве.

В ст. 58 Конституции РФ сказано: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» [7]. Этот принцип закрепил, что каждый обязан бережно относиться к природе. На данный момент этот принцип исполняют не все, большинство людей безразлично относятся к природе, совершенно не ценят ее.

Как информирует Фонд общественного мнения, 49% от опрошенных лиц ничего не предпринимают для защиты окружающей среды, 38% от опрошенных лиц что-либо делают, чтобы сохранить природу [19].

Для регулирования общественных отношений, связанных с охраной и бережным отношением к окружающей среде были приняты следующие нормативно - правовые акты: Стокгольмская декларация ООН по окружающей среде 1972 г [15], Белградская хартия ЮНЕСКО-

ЮНЕП 1975 г [2], Декларация Тбилисской межправительственной конференции по образованию в области охраны окружающей среды 1977 г [16] и т.д.; Федеральный закон от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [17]; Федеральный закон от 29 декабря 2012 г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [18]; проекты Федеральных законов «О государственном регулировании образования в области экологии» [12] и «Об экологической культуре» [13]; а также государственные доклады Минприроды России такие как: «О состоянии и использовании водных ресурсов Российской Федерации в 2009 году» [4], «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2011 году» [5], «О состоянии и об охране окружающей среды РФ в 2013 году» [6].

Вышеуказанные акты позволяют узнать нормативные предписания экологического права и становятся важной необходимой составляющей для формирования эколого-правовой культуры личности в социуме.

Так, непосредственно глава 13 Федерального закона от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает, что основными средствами формирования эколого-правовой культуры являются экологическое воспитание, образование и просвещение [17].

Процесс формирования эколого-правовой культуры личности происходит в следующих аспектах:

Семья в первую очередь влияет на человека при формировании личности, она определяет будущее ребенка, его правовую культуру, отношение к экологии в том числе. Родители, которые совершенно безразлично относятся к природе, ее состоянию, оказывают огромное влияние на ребенка. Они являются примером для подражания. В дальнейшем ребенок будет также поступать, как и его родители.

Как отмечают Н.И Мешков и В.И. Харитонова, «... влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий на него, с возрастом оно ослабевает, но никогда не утрачивается полностью. В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, сформированы быть не могут. Семья осуществляет социализацию личности, являющуюся концентрированным выражением ее усилий по физическому, моральному и трудовому воспитанию» [9].

Как отмечает Молодцева Ю.В необходимо провести массовую работу с молодыми семьями (проведение тренингов, деловых игр, оповестить их о значимости эколого-правовой культуры и воздействия их правосознания на правосознание ребенка) [10].

Второй ступенью развития человека в его эколого-правовой жизни являются среднее и высшее образование. Советский психолог, философ, педагог и организатор науки А.Н. Леонтьев писал: «Игра - не только средство оптимизации и стимуляции процесса обучения, но и важный аспект психологического комфорта и снятия умственного перенапряжения учащихся» [8]. Интересные эко-правовые занятия в школьных кружках с проведением различных игр, прогулки по природным паркам, в целях взаимодействия личности с природой дают более глубокие познания о способах ее охраны.

Необходимо вводить в школьный курс предмет права, ознакомление учащихся с Конвенциями, ФЗ, Кодексами, а также аналитические работы с нормативными актами, позволяют школьнику не только узнать права и обязанности в области охраны окружающей среды, но и развить аналитические способности.

Следует отметить, что Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образовании, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 6 октября

2009 г. №373, среди требований к освоению образовательной программы этого уровня по обществознанию и естествознанию (Окружающему миру) называет осознание обучающимися целостности окружающего мира, изучение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы (п. 12.3) [14]. Думается, что такое поведение в идеале должно соответствовать критериям не только нравственности, но и правомерности.

Непосредственно, институт дает более глубокие знания в экологии и праве в частности. Также в целях формирования эколого-правовой культуры личности необходимо создавать студенческие дискуссионные клубы (секции) для распространения экологических знаний.

Участие в волонтерских организациях, выступления на конференциях все это благотворно воздействует на эколого-правовую культуру студента. Так же необходимо создавать все условия для развития научной деятельности учащихся, материально поощрять проекты. Следует отметить, что в Удмуртском государственном университете имеется специализация «Экологическое, аграрное и природоресурсное право», где уже более 12 лет кафедра выпускает высококвалифицированных специалистов данного профиля - юристов в области охраны окружающей среды и природопользования. Такое направление в Институте права, социального управления и безопасности, дает студенту понять ценность окружающей среды с точки зрения права, и в дальнейшем успешно применять свои знания для защиты окружающей среды и, как следствие - формировать ЭПК на достойном уровне.

Третий фактор влияния на ЭПК - это средства массовой информации для информирования общественности о состоянии окружающей среды. Телевидение, популярные социальные сети, особенно рекламная пропаганда, играют огромную роль как методы повышения эколого-правовой культуры.

Необходимо не только постоянно оповещать граждан о предстоящих проектах и изменениях законодательства в области охраны окружающей среды, но и официально озвучивать действительные факты удовлетворенности населения состоянием окружающей среды.

Социальный опрос, проведенный ВЦИОМ на тему «Осведомленность населения о реализации экологических и природоохранных программ» дало следующие результаты: 78% от опрошенных нечего не слышали и не знают о таких программах, 16% от опрошенных слышали о таких программах, но точно не знают, какие проблемы они решают, 4% затруднялись ответить, 2% ответили: «Такие программы есть, и я знаю об их реализации» [1].

Необходимо проводить беседы на правовые темы, дискуссии по актуальным вопросам политико-правовых отношений, тематические передачи, комментарии нового законодательства специалистами.

Поэтому для предотвращения пагубного влияния человека целесообразно создавать в СМИ мощную эко-рекламу с привлечением штата специалистов-психологов. Пропаганда должна показывать ужасные последствия влияния человека с низкой эколого-правовой культурой. Такое направление информации для общественности должно привести к тому, чтобы люди на уровне инстинкта самосохранения понимали, что они вредят природе, загрязняют ее, а значит - приближают свою гибель.

- Таким образом, формирование эколого-правовой культуры человека - это длительный процесс, который необходимо начинать с малых лет. Правосознание молодой семьи в отношении бережного отношения к природе рождает в личности такое же правильное отношение к окружающей среде. Среднее и высшее образование, как вторая ступень развития эко-

лого-правовой культуры, имеют не меньшее значение для формирования эко-правового сознания. Изучение дисциплин, связанных с законодательными актами, развивают в индивиде целостное понимание и правильную оценку состояния окружающей среды. Институт преподносит студенту более глубокие знания об окружающей среде в области права, активное взаимодействие с природой через различные волонтерские движения формируют в нем бережное отношение к природе. Средства массовой информации как мощный рычаг формирования ЭПК личности позволяют индивиду узнать проблемы экологии. Психологические приемы, которые необходимо использовать при создании рекламы в регулировании проблемы - экологии могут дать хорошие результаты в бережном отношении к окружающей среде.

Литература:

1. Абрамов К.В. Россияне о состоянии окружающей среды: по результатам социологических исследований // Всероссийский центр изучения общественного мнения. URL: https://wciom.ru/fileadmin/file/reports_conferences/2013/2013-06-17-ekologiya.pdf

2. Белградская хартия ЮНЕСКО-ЮНЕП (Принято на Международном семинаре ЮНЕСКО и ЮНЕП по экологическому образованию Белград, 13 — 22 октября 1975г.

3. Буркин Д.О. Правовое образование в механизме формирования эколого-правовой культуры: дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2014.

4. Государственный доклад Минприроды России «О состоянии и использовании водных ресурсов Российской Федерации в 2009 году» // М.: НИА-Природа, 2010. 288 с.

5. Государственный доклад Минприроды России "О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2011 году" // "Государственное управление ресурсами", N 1-2, 2013.

6. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2013 году» [Электронный ресурс] // URL: http://www.mnr.gov.nj/regulatory/detail.php?ID=138762 (дата обращения: 20.04.2017г).

7. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрании законодательства РФ. 04.08.2014. №31. ст. 4398.

8. Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. 1996.

9. Мешков Н.И., Харитонова И.В. Педагогика. Краткий курс лекций: учебное пособие. Саранск, 2010. 149 с.

10. Молодцева Ю.В. Влияние взаимодействия школы и семьи на становление ценностного отношения современного подростка к учению: дис. ... канд. педагог. наук. СПб, 2010.

11. Официальный сайт Службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru

12. Проект федерального закона №: N 95700009-1 «О государственном регулировании образования в области экологии» (ред. согласительной комиссии, принятая ГД ФС РФ 18.12.1998)

13. Проект Федерального закона № 90060840-3: «Об экологической культуре» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 13.07.2001)

14. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 22.03.2010. №12.

15. «Стокгольмская декларация» (Принята в г. Стокгольме 16.06.1972 на Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды) // Действующее международное право. Т. 3.- М.: Московский независимый институт международного права, 1997. С. 682-687.

16. Тбилисская декларация (принятая на Первой межправительственной конференции по образованию в области окружающей среды, проходившей в Тбилиси с 14 по 26 октября 1977)

17. Федеральный Закон от 10.01.2002 №7-Ф3 «Об охране окружающей среды» // Собрание законодательства РФ. 14.01.2002. №2. ст. 133.

18. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 31.12.2012. №53(ч. 1). ст. 7598.

19. Фонд общественного мнения. URL: http://fom.ru

References:

1. Abramov K.V. Rossijane o sostojanii okruzhajushhej sredy: po rezul'tatam sociologicheskih issledovanij // Vserossijskij centr izuchenija obshhestvennogo mnenija. URL: https://wciom.ru/fileadmin/file/reports_conferences/2013/2013-06-17-ekologiya.pdf

2. Belgradskaja hartija JuNESKO-JuNEP (Prinjato na Mezhdunarodnom seminare JuNESKO i JuNEP po jekologicheskomu obrazovaniju Belgrad, 13 — 22 oktjabrja 1975g.

3. Burkin D.O. Pravovoe obrazovanie v mehanizme formirovanija jekologo-pravovoj kul'tury: dis. ... kand. jurid. nauk. Krasnodar, 2014.

4. Gosudarstvennyj doklad Minprirody Rossii «O sostojanii i ispol'zovanii vodnyh resursov Rossijskoj Federacii v 2009 godu» // M.: NIA-Priroda, 2010. 288 s.

5. Gosudarstvennyj doklad Minprirody Rossii "O sostojanii i ob ohrane okruzhajushhej sredy Rossijskoj Federacii v 2011 godu" // "Gosudarstvennoe upravlenie resursami", N 1-2, 2013.

6. Gosudarstvennyj doklad «O sostojanii i ob ohrane okruzhajushhej sredy Rossijskoj Federacii v 2013 godu» [Jelektronnyj resurs] // URL: http ://www.mnr.gov.ru/regulatory/detail.php?ID=138762 (data obrashhenija: 20.04.2017g).

7. «Konstitucija Rossijskoj Federacii» (prinjata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) // Sobranii zakonodatel'stva RF. 04.08.2014. №31. st. 4398.

8. Leont'ev A.N. Psihologicheskie osnovy doshkol'noj igry. 1996.

9. Meshkov N.I., Haritonova I.V. Pedagogika. Kratkij kurs lekcij: uchebnoe posobie. Saransk, 2010. 149 s.

10. Molodceva Ju.V. Vlijanie vzaimodejstvija shkoly i sem'i na stanovlenie cenno-stnogo otnoshenija sovremennogo podrostka k ucheniju: dis. ... kand. pedagog. nauk. SPb, 2010.

11. Oficial'nyj sajt Sluzhby gosudarstvennoj statistiki. URL: http://www.gks.ru

12. Proekt federal'nogo zakona №: N 95700009-1 «O gosudarstvennom regulirovanii obrazovanija v oblasti jekologii» (red. soglasitel'noj komissii, prinjataja GD FS RF 18.12.1998)

13. Proekt Federal'nogo zakona № 90060840-3: «Ob jekologicheskoj kul'ture» (red., vnesennaja v GD FS RF, tekst po sostojaniju na 13.07.2001)

14. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 06.10.2009 №373 «Ob utverzhdenii i vvedenii v dejstvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshhego obrazovanija» // Bjulleten' normativnyh aktov federal'nyh organov ispolnitel'noj vlasti. 22.03.2010. №12.

№ 2. - 2017

15. «Stokgol'mskaja deklaracija» (Prinjata v g. Stokgol'me 16.06.1972 na Konferencii OON po problemam okruzhajushhej cheloveka sredy) // Dejstvujushhee mezhdunarodnoe pravo. T. 3.-M.: Moskovskij nezavisimyj institut mezhdunarodnogo prava, 1997. S. 682-687.

16. Tbilisskaja deklaracija (prinjataja na Pervoj mezhpravitel'stvennoj konferencii po obrazovaniju v oblasti okruzhajushhej sredy, prohodivshej v Tbilisi s 14 po 26 oktjabrja 1977)

17. Federal'nyj Zakon ot 10.01.2002 №7-FZ «Ob ohrane okruzhajushhej sredy» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 14.01.2002. №2. st. 133.

18. Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 №273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 31.12.2012. №53(ch. 1). st. 7598.

19. Fond obshhestvennogo mnenija. URL: http://fom.ru

— • —

Сведения об авторе

Александра Владимировна Уракова, студент, Удмуртский государственный университет (Ижевск, Россия).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.