УДК [378.016:34]:574
Н. В. Хураськина
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГО-ИРАВОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БУДУЩИХ ЮРИСТОВ В КОНТЕКСТЕ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия
Аннотация. Рассматриваются теоретические и методические аспекты формирования эколо-го-правовой компетенции студентов юридических факультетов. Показана необходимость экологических знаний, умений и навыков в профессиональном совершенствовании будущего специалиста. Предложена модель формирования эколого-правовой компетенции у студентов. Представлены результаты использования интерактивных методов в преподавании экологического права.
Ключевые слова: эколого-правовая компетентность, экологические и социальные условия, устойчивое развитие, методы формирования компетенций.
Актуальность исследуемой проблемы. В настоящее время задачи решения проблем глобального экологического кризиса и ухудшения состояния окружающей природной среды становятся все менее и менее приоритетными в современной мировой политике. Устойчивое развитие Российской Федерации, высокое качество жизни и здоровья ее населения, а также национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды [20]. Несмотря на наличие огромного количества нормативно-правовых актов в сфере охраны окружающей среды и обеспечения рационального природопользования, политическая воля государств к последовательному и эффективному осуществлению этой деятельности отсутствует. Нереализованность наиболее значимых нормативных предписаний в данной сфере негативно сказывается как на состоянии окружающей природной среды, так и на состоянии индивидуального и популяционного здоровья человека [8].
В работе А. Д. Урсула, Т. А. Урсул показано, что экологическая составляющая образования в настоящее время превалирует, выступая основой формирования новой системной модели образования в интересах устойчивого развития [24]. Решение экологических проблем напрямую зависит от уровня экологической грамотности и воспитания населения [3], [6], [7]. Поэтому формирование эколого-правовых компетенций у будущих юристов является актуальной проблемой современной теории и практики. В связи с этим необходимо исследовать не только причины и пути профессионального совершенствования будущего специалиста и дальнейшей реализации на практике усвоенных знаний, умений и навыков, но и правовые нормы, регулирующие антиэкологическое поведение граждан.
© Хураськина Н. В., 2016
Хураськина Надежда Владиславовна - кандидат биологических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 23.06.2016
Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 16-16-21018
Целью научной работы стал анализ проблем формирования эколого-правовой компетенции у будущих юристов в контексте концепции устойчивого развития общества в условиях образовательного пространства высшей школы.
Материал и методика исследований. Методологическую базу исследования составили учение о биосфере В. И. Вернадского, теория ноосферы П. Тейяра де Шардена и В. И. Вернадского, концепция устойчивого развития, работы по экологическому образованию и праву. В процессе исследования были применены общенаучные и педагогические методы: сравнительно-сопоставительный, аналитический, моделирование, анкетирование, тестирование.
Результаты исследований и их обсуждение. Одной из основных задач государственной политики России является повышение экологической культуры населения, образовательного уровня в области экологии и информированности деловых кругов по правовым вопросам в области охраны окружающей среды, рационального природопользования, устойчивого развития Российской Федерации, а также обучение методам управления с учетом экологического фактора. Основой образования в интересах устойчивого развития стали экологические, социальные и экономические аспекты жизнедеятельности. Целью образования для устойчивого развития является формирование таких компетенций, которые позволят принимать решения для улучшения качества жизни человека и общества без экологической угрозы для будущего планеты [17]. Е. В. Колесова в качестве обязательных компонентов экологического образования выделяет опыт деятельности и ценностное отношение [12]. Систематизирующая роль экологического образования рассматривается как стратегическое направление обновления всех образовательных систем в интересах устойчивого развития [13], [14].
Академик Н. Н. Моисеев писал, что «новая цивилизация должна начаться не с новой экономики, а с новых научных знаний и с новых образовательных программ» [16]. Образование для устойчивого развития предполагает высокое качество, которое в условиях гражданского общества достижимо благодаря государственному управлению и надзору, а также общественной поддержке и контролю. Индикаторами качества образования, его соответствия требованиям устойчивого развития должны выступать как отдельные индивиды, так и общественные организации [13], [14].
В странах Европейского союза принят новый подход в образовании - образование для устойчивого развития, целью которого является переориентация сознания людей на сохранение самых главных жизненных ценностей, достижение соглашения в тех ситуациях, где необходимо выбрать экологическую целесообразность вопреки экономической выгоде, общественные интересы поставить выше личных. Переход к экологической компетенции, проектированию деятельности с учетом последствий для окружающей среды, предвидению, прогнозированию и моделированию возможных экологических ситуаций, экологии человека, здоровью и безопасности жизнедеятельности позволит как повысить качество образования, так и изменить нравственные основы поведения людей [9].
Студенты, находясь на переходной стадии социального и профессионального становления, составляют особую группу [1]. В период обучения в высшей школе происходит формирование студента как специалиста, ему необходимо научиться работать в конкретной профессиональной сфере, приобретать компетенции, обеспечивающие возможность справляться с различными ситуациями, которые невозможно было предвидеть и смоделировать в вузе [2], [23].
В систему дисциплин базовой части профессионального цикла основной образовательной программы бакалавриата входит экологическое право, представляющее совокупность природоохранительного и природоресурсного отраслей права, а также экологизиро-
ванные нормы иных отраслей права [5]. В 90-е годы в учебных планах вузов была дисциплина «Экология», но сегодня ее нет в федеральном государственном образовательном стандарте большинства направлений подготовки бакалавриата и магистратуры, в том числе юриспруденции [18], [19]. Это отражается на формировании основных профессиональных компетенций юриста, которые связаны с будущей нормотворческой, правоприменительной, правоохранительной, экспертно-консультационной и педагогической деятельностью.
Эколого-правовая компетенция является важнейшим компонентом общепрофессиональной культуры юриста. С. Б. Игнатов включает в нее «экологическую образованность, ценностное отношение к окружающему миру, здоровью, ответственность за свои действия и поступки, опыт разрешения проблемных экологических ситуаций» [10]. Опираясь на экологические компетенции, юрист сможет принять правильное решение с учетом оценки допустимой меры преобразования природы, влияния на нее, закономерностей и норм поведения, при которых возможно дальнейшее существование и развитие человечества.
При решении задач формирования эколого-правовой компетенции необходимо использовать механизмы, лежащие в основе экологической культуры, образования и воспитания:
- формирования у молодежи экологически ответственного мировоззрения;
- государственной поддержки распространения через средства массовой информации сведений экологической и ресурсосберегающей направленности, а также проведения тематических мероприятий;
- включения вопросов охраны окружающей среды в образовательные стандарты;
- формирования экологически ответственного поведения;
- включения вопросов формирования экологической культуры, экологического образования и воспитания в государственные, федеральные и региональные программы [21].
Мы провели тестирование студентов юридических факультетов вузов Чувашской Республики для оценки уровня их экологической образованности и экологической культуры. Анализ результатов свидетельствует о низком уровне экологической образованности студентов 2 курса (рис. 1).
94
" Экологические понятия //Ученые-экологии ^ Экологические факторы I Экологические проблемы Рис. 1. Результаты оценки уровня экологических знаний у студентов юридического факультета
Так, более 70 % студентов не знают основных понятий экологии. Только 8 чел. (6 %) из 120 опрошенных смогли назвать выдающихся экологов. О факторах окружающей среды знают почти все. Глобальные экологические проблемы назвали все, но об их причинах, к сожалению, не все знают.
Также мы провели среди студентов опрос о наиболее важных проблемах современности. На первое место большинство опрошенных поставили социально-экономические и нравственные проблемы: низкий уровень заработной платы, насилие, усиление преступности, безработица, равнодушие в обществе, алкоголизм и наркомания, смертность от онкологических заболеваний. На втором месте по числу ответов оказались политические проблемы (угроза войны, терроризм, коррупция), и только на третьем - экологические проблемы (отходы, загрязнение воздуха, воды и почвы, снижение биоразнообразия на планете).
Преподавание экологического права было построено с учетом полученных результатов. Формирование эколого-правовой компетенции должно основываться на интеграции положений концепции устойчивого развития в соответствующие темы предмета и уделении особого внимания положительному опыту обучения, способствующему формированию навыков устойчивого образа жизни в вузе, семье и обществе [4]. Целью преподавания стало не только изучение норм отрасли экологического права, но и формирование эколого-правовой компетенции интерактивными методами, которые понимаются как нахождение в постоянном, активном взаимодействии, в режиме диалога, общего действия всех участников процесса обучения. При этом все участники образовательного процесса активно общаются, обмениваясь друг с другом знаниями, идеями, методами и способами работы, что повышает эффективность восприятия теоретического материала и решения практических задач [22], [25].
Создание условий, мотивации
Достижение результатов
Содержание образования
Освоение экологической деятельности
Рис. 2. Модель формирования эколого-правовой компетенции у студентов
Модель формирования эколого-правовой компетенции у студентов, представленная на рисунке 2, включает несколько взаимосвязанных компонентов:
1) создание условий, мотивации для достижения следующих целей:
- освоения студентами ценностей устойчивого развития (свободы, равенства, солидарности, справедливости, уважения природы, разделенной ответственности);
- осознания роли человека в биосфере;
- воспитания гражданской позиции на основе ответственности за состояние окружающей среды, качество жизни;
- формирования и развития общекультурных, общепрофессиональных компетенций;
- способности принимать и осуществлять перемены в социальном развитии общества;
- формирования навыков сотрудничества и взаимодействия при решении практических вопросов и правильного юридического толкования и применения соответствующей нормы права на основе понимания экологической проблемы;
2) содержание образования:
- понятие и условия устойчивого развития;
- взаимосвязи в системе «природа - человек - общество»;
- права и обязанности в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- ответственность за нарушение экологического равновесия;
- управление отходами производства и потребления;
- правовое регулирование сохранения качества окружающей среды, здоровья человека;
- терроризм и его экологические последствия и др.;
3) образовательно-деятельностный компонент включает следующие стадии формирования эколого-правовой компетенции:
- опора на предшествующие знания и опыт, дальнейшее формирование познавательной, коммуникативной, информационной компетентностей, изучение новых и закрепление пройденных терминов и понятий;
- изучение правовых норм, судебной практики, соотнесение материала с ранее изученным;
- выработка собственной позиции, оценку усвоения материала;
4) освоение экологической деятельности - приобретение опыта разработки и составления проектов решения ситуаций с разными видами экологических правонарушений и формирование эколого-правовой компетенции;
5) достижение результатов включает:
- самосовершенствование;
- само- и взаимооценку;
- осознание и принятие идей устойчивого развития;
- овладение знаниями об экологических проблемах современности, о ресурсах и системах жизнеобеспечения, о сохранении здоровья человека и экологической безопасности;
- формирование представлений о взаимосвязи социально-политических, экономических и экологических факторов устойчивого развития;
- применение способов рационального потребления ресурсов;
- становление опыта выявления проблем окружающей среды и содействия их решению;
- ответственную гражданскую позицию;
- способность делать выбор, предотвращать конфликтные ситуации;
- осознание ограниченности природных ресурсов и возможностей улучшения состояния природной среды.
Нами использовались различные коммуникационные взаимодействия: «студент -студент» (работа в парах), «студент - группа», «группа - группа» (работа в группах), презентация работы в группе, использование правовых систем и интернет-ресурсов и др.
Участие в проектной деятельности, научно-исследовательской работе, конкурсах и конференциях также повышает мотивацию студентов к изучению данной дисциплины, что подтверждается данными других авторов [11], [15], а также результатами нашего исследования. Изучение основных положений, понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов экологических правоотношений проводилось с использованием различных интерактивных технологий. Анализ результатов проведенного опроса позволил выявить, что студенты отметили как наиболее интересные и важные для формирования профессиональных компетенций следующие виды работы:
- анализ правовых явлений и их обсуждение в группах;
- критический анализ действующего законодательства в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и благополучия человека и разработка проектов законов и других нормативно-правовых актов;
- использование справочно-правовых систем «Гарант», «КонсультантПлюс», правовой информации официальных сайтов Президента Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания, федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Верховного Суда Российской Федерации и иных судебных органов с целью анализа правоприменительной и правоохранительной практики;
- работа над проектами, посвященными современным экологическим проблемам глобального, регионального и местного значения и эколого-правовым механизмам снижения экологических рисков и улучшения состояния окружающей среды и здоровья населения;
- научно-исследовательская работа по изучению состояния правового регулирования охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития;
- встречи с природоохранными прокурорами, специалистами министерств и ведомств, практическими работниками в сфере рационального использования природных ресурсов, охраны окружающей среды и надзора и контроля за исполнением действующего законодательства в сфере экологической безопасности и благополучия человека.
100 % студентов отметили связь полученных знаний, умений и навыков в области экологического права с использованием таких интерактивных технологий, как деловые игры, учебные презентации, фильмы, тренажеры, подготовка и защита проектов, участие в конкурсах, научных конференциях, экологических акциях, посещение музеев, органов государственной власти и местного самоуправления, природоохранных учреждений во время практических занятий и во внеучебной деятельности.
Резюме. Эколого-правовая компетентность понимается как способность комплексного использования и интеграции экологических и правовых знаний, умений и навыков для разрешения экологических ситуаций на основе установленных нравственных и эко-
логических императивов. Проблемы формирования эколого-правовой компетенции студентов юридических факультетов имеют важное значение для их будущей деятельности. Предложенная модель позволит повысить уровень экологической образованности и культуры, что подтверждается результатами исследования. Использование интерактивных методов в преподавании экологического права, участие в проектной и практической деятельности способствуют формированию эколого-правовой компетентности, готовят к адекватному решению практических задач.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамова Л. А. Теоретико-методологические вопросы нравственного воспитания // Вестник Чувашского университета. - 2003. - № 1. - С. 247-253.
2. Александров А. Ю. Организация учебного процесса в вузе в условиях перехода на новые образовательные стандарты // Вестник Чувашского университета. - 2013. - № 2. - С. 111-115.
3. Анисимов А. П. Развитие эколого-правовой культуры в России: проблемы и перспективы // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. - 2014. - № 4. - С. 255-259.
4. Аргунова М. В., Плюснина Т. А. Подходы к организации непрерывного экологического образования в интересах устойчивого развития // Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития : материалы второго этапа 13-й Междунар. конф. / под ред. Л. Н. Рулиене, И. А. Мала-нова, Н. А. Лобанова. - Улан-Удэ, 2016. - Вып. 13, ч. 3. - С. 159-164.
5. Бринчук М. М. Экологическое право (право окружающей среды) : учебник для высших юридических учебных заведений. - М. : ИНФРА, 2008. - 684 с.
6. Булетова Н. Е. Эколого-экономическое развитие регионов России через призму экологической грамотности населения // Актуальные проблемы экономики и права. - 2014. - № 4(32). - С. 133-140.
7. Буркин Д. О. Повышение эколого-правовой культуры в среднем образовании // Ленинградский юридический журнал. - 2013. - № 2(32). - С. 197-201.
8. Государственный доклад «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2014 году» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.mnr.gov.ru.
9. Захлебный А. Н., Дзятковская Е. Н., Грачев В. А. Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В. И. Вернадского. - 2012. - № 39. - С. 55-59.
10. Игнатов С. Б. Естественнонаучное образование в формировании элементов эколого-правовой компетентности у студентов // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 8. - С. 197-200.
11. Кашина Е. С. Этапы формирования эколого-правовой компетентности у студентов // Magister Dixit. - 2013. - № 4(12). - С. 279-285.
12. Колесова Е. В. Проблемы содержания экологического образования в интересах устойчивого развития // Вестник экологического образования в России. - 2008. - № 4. - С. 10-12.
13. МамедовН. М. От экологического образования к устойчивому развитию [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://www.mnr.gov.ru.
14. Мамедов Н. М., Винокурова Н. Ф., Демидова Н. Н. Феномен культуры устойчивого развития в образовании XXI века // Вестник Мининского университета. - 2015. - № 2(10). - С. 32-37.
15. Мельникова О. Ю. и др. Реализация принципов устойчивого развития через создание исследовательских центров в вузе. - Омск : Изд-во АНО ВПО «Омский экономический институт», 2012. - 124 с.
16. Моисеев Н. Н. Экологическое образование и экологизация образования // Экология и жизнь. -2010. - № 8. - С. 4-6.
17. Моисеева А. Н., Пересунько А. Н. Экологическое образование в интересах устойчивого развития: исторический ракурс // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2011. - № 16(135). -С. 524-526.
18. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 04.05.2010 № 464) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://base.consultant.ru.
19. Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр») (утв. Приказом Минобрнауки РФ от 14.12.2010 № 1763) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://base.consultant.ru.
20. Об Экологической доктрине Российской Федерации (утв. Распоряжением Правительства РФ от 31.08.2002 № 1225-р) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 36. - Ст. 3510.
21. Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года (утв. Президентом РФ 30.04.2012) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://base.consultant.ru.
22. Рябченко О. Н. Некоторые аспекты формирования эколого-правовой культуры личности // Вопросы современной юриспруденции. - 2015. - № 51-52. - С. 38-45.
23. Сорокумов С. П. Определения «профессиональная компетенция» и «профессиональная компетентность» в системе вузовской подготовки // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия : Гуманитарные и социальные науки. - 2011. - № 1. - С. 323-328.
24. Урсул А. Д., Урсул Т. А. Цели устойчивого развития и новая ориентация образования // Вестник экологического образования в России. - 2016. - Т. 1. - С. 15-17.
25. Шаронова Е. Г. Опыт внедрения технологии социально-экологического воспитания будущего учителя в учреждении высшего профессионального образования // Педагогика. Гуманитарные науки и образование. - 2013. - № 3. - С. 63-67.
UDC [378.016:34]:574
N. V. Khuraskina
FORMATION OF ECOLOGICAL AND LEGAL COMPETENCE AT FUTURE LAWYERS IN THE CONTEXT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT
I. Uyanov Chuvash State University, Cheboksary, Russia
Abstract. The article considers the theoretical and methodological aspects of the formation of ecological and legal competence at law students; shows the necessity of ecological knowledge and skills in professional development of a future specialist; suggests the model of formation of ecological and legal competence at students; presents the results of the use of interactive methods in teaching of ecological law.
Keywords: ecological and legal competence, ecological and social conditions, sustainable development, methods offormation of competence.
REFERENCES
1. Abramova L. A. Teoretiko-metodologicheskie voprosy nravstvennogo vospitanija // Vestnik Chuvash-skogo universiteta. - 2003. - № 1. - S. 247-253.
2. Aleksandrov A. Ju. Organizacija uchebnogo processa v vuze v uslovijah perehoda na novye obrazova-tel'nye standarty // Vestnik Chuvashskogo universiteta. - 2013. - № 2. - S. 111-115.
© Khuraskina N. V., 2016
Khuraskina, Nadezhda Vladislavovna - Candidate of Biology, Associate Professor of the Department of Civil and Legal Disciplines, I. Ulyanov Chuvash State University, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]
The article was contributed on June 23.2016
BecmnuK UTnY um. M. H. HKoeneea. 2016. № 3(91)
3. Anisimov A. P. Razvitie jekologo-pravovoj kul'tury v Rossii: problemy i perspektivy // Biznes. Obra-zovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa. - 2014. - № 4. - S. 255-259.
4. Argunova M. V., Pljusnina T. A. Podhody k organizacii nepreryvnogo jekologicheskogo obrazovanija v in-teresah ustojchivogo razvitija // Obrazovanie cherez vsju zhizn': nepreryvnoe obrazovanie v interesah ustojchivogo razvitija : materialy vtorogo jetapa 13-j Mezhdunar. konf. / pod red. L. N. Ruliene, I. A. Malanova, N. A. Lobanova. -Ulan-Udje, 2016. - Vyp. 13, ch. 3. - S. 159-164.
5. BrinchukM. M. Jekologicheskoe pravo (pravo okruzhajushhej sredy) : uchebnik dlja vysshih juridicheskih uchebnyh zavedenij. - M. : INFRA, 2008. - 684 s.
6. Buletova N. E. Jekologo-jekonomicheskoe razvitie regionov Rossii cherez prizmu jekologicheskoj gra-motnosti naselenija // Aktual'nye problemy jekonomiki i prava. - 2014. - № 4(32). - S. 133-140.
7. Burkin D. O. Povyshenie jekologo-pravovoj kul'tury v srednem obrazovanii // Leningradskij juridicheskij zhurnal. - 2013. - № 2(32). - S. 197-201.
8. Gosudarstvennyj doklad «O sostojanii i ob ohrane okruzhajushhej sredy Rossijskoj Federacii v 2014 godu» [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://www.mnr.gov.ru.
9. Zahlebnyj A. N., Dzjatkovskaja E. N., Grachev V. A. Koncepcija obshhego jekologicheskogo obrazovanija v interesah ustojchivogo razvitija // Voprosy sovremennoj nauki i praktiki. Universitet im. V. I. Vernadskogo. -
2012. - № 39. - S. 55-59.
10. Ignatov S. B. Estestvennonauchnoe obrazovanie v formirovanii jelementov jekologo-pravovoj kompe-tentnosti u studentov // Teorija i praktika obshhestvennogo razvitija. - 2015. - № 8. - S. 197-200.
11. Kashina E. S. Jetapy formirovanija jekologo-pravovoj kompetentnosti u studentov // Magister Dixit. -
2013. - № 4(12). - S. 279-285.
12. Kolesova E. V. Problemy soderzhanija jekologicheskogo obrazovanija v interesah ustojchivogo razvitija // Vestnik jekologicheskogo obrazovanija v Rossii. - 2008. - № 4. - S. 10-12.
13. Mamedov N. M. Ot jekologicheskogo obrazovanija k ustojchivomu razvitiju [Jelektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa : http://www.mnr.gov.ru.
14. Mamedov N. M., Vinokurova N. F., Demidova N. N. Fenomen kul'tury ustojchivogo razvitija v obrazovanii XXI veka // Vestnik Mininskogo universiteta. - 2015. - № 2(10). - S. 32-37.
15. Mel'nikova O. Ju. i dr. Realizacija principov ustojchivogo razvitija cherez sozdanie issledovatel'skih cen-trov v vuze. - Omsk : Izd-vo ANO VPO «Omskij jekonomicheskij institut», 2012. - 124 s.
16. Moiseev N. N. Jekologicheskoe obrazovanie i jekologizacija obrazovanija // Jekologija i zhizn'. - 2010. -№ 8. - S. 4-6.
17. Moiseeva A. N., Peresun'ko A. N. Jekologicheskoe obrazovanie v interesah ustojchivogo razvitija: is-toricheskij rakurs // Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2011. - № 16(135). - S. 524-526.
18. Ob utverzhdenii i vvedenii v dejstvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego professional'nogo obrazovanija po napravleniju podgotovki 030900 Jurisprudencija (kvalifikacija (stepen') «ba-kalavr») (utv. Prikazom Minobrnauki RF ot 04.05.2010 № 464) [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://base.consultant.ru.
19. Ob utverzhdenii i vvedenii v dejstvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta vysshego professional'nogo obrazovanija po napravleniju podgotovki 030900 Jurisprudencija (kvalifikacija (stepen') «magistr») (utv. Prikazom Minobrnauki RF ot 14.12.2010 № 1763) [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://base.consultant.ru.
20. Ob Jekologicheskoj doktrine Rossijskoj Federacii (utv. Rasporjazheniem Pravitel'stva RF ot 31.08.2002 № 1225-r) // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. - 2002. - № 36. - St. 3510.
21. Osnovy gosudarstvennoj politiki v oblasti jekologicheskogo razvitija Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda (utv. Prezidentom RF 30.04.2012) [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa : http://base.consultant.ru.
22. Rjabchenko O. N. Nekotorye aspekty formirovanija jekologo-pravovoj kul'tury lichnosti // Voprosy sovremennoj jurisprudencii. - 2015. - № 51-52. - S. 38-45.
23. Sorokumov S. P. Opredelenija «professional'naja kompetencija» i «professional'naja kompetentnost'» v sisteme vuzovskoj podgotovki // Uchenye zapiski Orlovskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija : Gumanitarnye i social'nye nauki. - 2011. - № 1. - S. 323-328.
24. Ursul A. D., Ursul T. A. Celi ustojchivogo razvitija i novaja orientacija obrazovanija // Vestnik jekologicheskogo obrazovanija v Rossii. - 2016. - T. 1. - S. 15-17.
25. Sharonova E. G. Opyt vnedrenija tehnologii social'no-jekologicheskogo vospitanija budushhego uchitelja v uchrezhdenii vysshego professional'nogo obrazovanija // Pedagogika. Gumanitarnye nauki i obrazovanie. - 2013. -№ 3. - S. 63-67.