Научная статья на тему 'Экологическое образование в современной общеобразовательной школе в контексте дополнительного образования'

Экологическое образование в современной общеобразовательной школе в контексте дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1922
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ECOLOGY / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ECOLOGICAL EDUCATION / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ADDITIONAL ECOLOGICAL EDUCATION / ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА / SECONDARY SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Софронов Родион Павлович

Обосновывается актуальность проблематики экологического образования, определяются научно-теоретические основы дополнительного экологического образования, представляются этапы формирования экологической культуры в основных и дополнительных программах обучения, характеризуются экологическое самообразование и просвещение и его нормативно-правовые основы в современной общеобразовательной школе в рамках дополнительного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Софронов Родион Павлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the relevance of environmental education, determines the scientific and theoretical basis of additional environmental education, presents the stages of development of the environmental culture in the basic and additional training programs, characterizes the environmental self-education and training and its regulatory framework in modern secondary school in the framework of additional education.

Текст научной работы на тему «Экологическое образование в современной общеобразовательной школе в контексте дополнительного образования»

Р.П. СОФРОНОВ (Якутск)

экологическое образование в современной общеобразовательной школе в контексте дополнительного образования

Обосновывается актуальность проблематики экологического образования, определяются научно-теоретические основы дополнительного экологического образования, представляются этапы формирования экологической культуры в основных и дополнительных программах обучения, характеризуются экологическое самообразование и просвещение и его нормативно-правовые основы в современной общеобразовательной школе в рамках дополнительного образования.

Ключевые слова: экология, образование, экологическое образование, дополнительное экологическое образование, общеобразовательная школа.

Актуальность данной темы обосновывается тем, что при рассмотрении главных проблем защиты окружающей природной среды нельзя не заметить одно непреложное обстоятельство: все негативные изменения в ней происходят вследствие значительной антропогенной нагрузки на нее и делают ее в конечном итоге непригодной для существования того же самого человека. Складывающаяся ситуация с уровнем экологических проблем уже сейчас демонстрирует значительную опасность для нынешних поколений, а в будущем, если эти проблемы не будут решены, планета может стать в целом непригодной для продолжения жизнедеятельности людей и всех остальных живых существ.

Разумеется, антропогенные процессы, негативно влияющие на экологическую систему и разрушающие ее, соответствующим образом влияют и на все социальные институты современного общества, и в том числе на институт образования. Ведь именно в нем происходит процесс формирования экологического знания и экологической культуры подрастающего поколения. При этом обучающиеся в общеобразовательных школах страны должны уяснить, что в основе ухудшения экологической ситуации в россии лежат следующие факторы:

• низкий уровень экологической культуры, сложившийся в обществе;

• невыполнение многими учреждениями системы образования мероприятий по повышению уровня экологической культуры у обучающихся в них - и это несмотря на то, что система образования определена в стране в качестве приоритетного инструмента, формирующего вектор жизнедеятельности страны в области экологии и т. д. [11].

все это имеет далеко идущие последствия, т. к. вышеуказанные факторы ко всему прочему являются и основой нравственной регрессивной динамики современного российского общества. Эти последствия выражаются в таких моментах, как:

• резко выраженное потребительское отношение человека к окружающей его природной среде;

• крайне неэффективное природопользование, что имеет следствием растрату стратегических ресурсов и природных богатств;

• запредельное и чрезмерное для современной природы техногенное воздействие на нее;

• негативная динамика показателей, которые отражают почти нулевое состояние восстановительного потенциала природы;

• неуклонное увеличение динамики ареалов экологического бедствия;

• совершенно неприемлемая составляющая политических решений по экологии в стране, которая ударяет по самой возможности продолжения жизни российских граждан и т. д. [17].

Одной из причин такого положения дел является то, что год от года, несмотря на про-тестные движения граждан, в программах общеобразовательных школ происходит пусть и постепенное, но неуклонное уменьшение количества учебных часов на экологические дисциплины в рамках обязательного изучения, поэтому многие учителя вынуждены использовать дополнительные средства для реализации основной цели самого экологического образования, заключающейся в формировании высокого уровня экологической культуры, основанной, что естественно, на знани-евом компоненте. Для его реализации необходимо определение научно-теоретических основ дополнительного образования по экологии в современной общеобразовательной российской школе.

О Софронов Р.П., 2018

Научно-теоретические основы дополнительного экологического образования школьников на современном этапе представляют собой постоянную (непрерывную) систему обучения, воспитания и развития, основной целью которой предстает создание всеобщей экологической культуры личности обучающихся. Этот процесс осуществляется в основном в ракурсе совокупности приемов, средств и методов именно дополнительного образования -как в стенах школы, так и в отдельных учреждениях дополнительного образования, таких как центры экологической подготовки, объединения экологов, конференции экологов, летние экологические школы, летние экологические лагеря, летние экологические чтения, полевые исследования по экологии и т. д. Во всех этих учреждениях, включая и саму школу, происходит формирование общей экологической культуры, трактуемой в виде интегративной совокупности нравственных, этических элементов аксиологической составляющей жизнедеятель-ностных закономерностей и принципиальных основ во взаимоотношении человека, природы и общества [7, с. 187-189; 12, с. 69-73].

Экологическое образование - как в обязательных программах обучения, так и в дополнительных внеклассных занятиях в кружках, летних экологических лагерях и экологических экспедициях, в системе многоуровневого воспитания в семье и в обществе - в целом до недавнего времени несло в себе черты занятий необязательного характера. На данный момент оно должно выходить на ведущие места в системе общего образования. Ведь сохранение безопасной окружающей среды является насущной проблемой современного человечества, что требует неотложного и быстрого реагирования на природоохранные проблемы - в нашем случае в виде организации и осуществления дополнительного образования в средней общеобразовательной школе. Главной его задачей становится решение разнообразных вопросов охраны окружающей среды, а также иных проблем, направленное на недопущение экологических кризисов и катастроф. Структурно-содержательную систему дополнительного экологического образования в сложившихся на данный момент экономических, политических и культурных условиях деятельности всего мирового сообщества составляет в первую очередь ориентация всей деятельности на разрешение как витальных, так социокультурных и образовательных задач.

Необходимо отметить, что такая система дополнительного экологического образова-

ния, сформированная и действующая на данный момент в России, представляет собой редкое и даже уникальное явление в мировом сообществе, ее модель интерактивна и трансформируема, быстро реагирует на изменения во внешней среде и являет собой открытую систему, позволяющую вносить в нее множественные дополнения, изменения и преобразования [1].

Если рассматривать ситуацию с точки зрения методологической основы самого экологического образования в системе дополнительного в общеобразовательной школе, такое воспитание предстает как процесс формирования и развития у воспитанников патриотизма. Все это внедряется посредством изучения экологических проблем и включения в деятельность по охране природы родного края: малых рек россии, ее регионов (в нашем случае - Якутии), обитателей леса и т. д.

Как показывает практика, достижение указанной цели приобретает наивысшую эффективность и оптимальность в условиях неформального дополнительного экологического образования. Здесь сама образовательно-воспитательная совместная деятельность педагога и учащегося осуществляется в различных формах: в экспедиционной практической работе; при организации и проведении масштабных экологических мероприятий и акций и пр.

В свою очередь, эти работы способствуют развитию таких качеств и свойств у обучающихся, как общественная адаптация и творческая самореализация; индивидуальный подход и реализация педагогики сотрудничества; социокультурная адаптация учащихся из различных групп риска; налаженная коммуникация с другими экологическими сообществами и т. д. При этом следует помнить, что само экологическое образование дает основу для формирования самосознания членов экологических сообществ, главным аспектом которого предстает как собственно экологическая культура, так и развитие ответственности по отношению ко всему живому на нашей планете [2; 3].

Сегодня система дополнительного экологического образования интенсивно развивается в контексте формирования в ней зна-ниевых положений; аксиологических аспектов; нормативно-правовых оснований; целенаправленного выбора наиболее адекватных педагогических технологий; расширения познавательного мира учащегося; формирования экологического мировоззрения и т. д.

Главные функции, которые реализуются при этом в дополнительном экологическом образовании, представляют собой следующую совокупность:

• развитие посредством приемов, средств и методов воспитания у членов экологических объединений экологического мировоззрения и, естественно, поведения как в малых группах, так и в российском обществе в целом;

• формирование общих образовательных компетенций у обучающихся;

• систематическое проведение профори-ентационных мероприятий в сфере экологических учебных дисциплин и природоохранного дела;

• реализация процедур экологической социализации;

• осуществление мероприятий по созданию и формированию в дальнейшем основ гражданско-патриотической позиции учащихся [6].

Анализ и обобщение опыта экологической образовательной деятельности в системе дополнительного образования дает нам возможность определить, какими приемами и методами оно реализуется наиболее эффективно:

• через реализацию дополнительных образовательных экологических программ;

• проведение масштабных эколого-обра-зовательных мероприятий (рекреационных, культурно-познавательных, научных, образовательных и т. д.);

• привлечение членов экологических сообществ к практическим действиям в сфере мониторинга по состоянию сохранения окружающей природной среды и пр.

в качестве основных принципов разработки и реализации содержания дополнительного экологического образования выступают следующие.

• Принцип научности и фундаментальности. он дает возможность формирования у обучающихся исследовательского отношения к природной среде.

• Аксиологический и гуманистический принцип. он способствует формированию нравственно-эстетического отношения к внешней природной среде и помогает созданию аксиологической совокупности качеств у обучающихся, в которой именно экологические идеи занимают главное место. Мировоззренческий смысл таких образовательных программ состоит, прежде всего, в том, что они содержат в себе огромную проблемную сфе-

ру естественнонаучного и гуманитарного плана, а дидактический аспект основных тем, составляющих сущность экологических занятий, как принято, создается в структурно-содержательном плане в контексте коэволю-ционной методологии, при которой учащиеся consistently, т. е. в постоянном процессе, усваивают основы социальных и экологических систем в виде естественного процесса инте-гративно. Для нас очень важна эта связь между данными системами, т. к. лишь в их единстве и формируется общее экологическое мировоззрение обучающихся.

• Деятельностный принцип. Он способствует созданию комплекса познавательных и практических умений экологической направленности, который в то же время формирует волевые и творческие черты личности обучающегося.

• Методико-биоэкологический принцип. он основывается на следующих компонентах: единство всего живого на Земле; единая система жизнедеятельности всего живого на земле; детерминизм и историзм всех процессов и явлений живой природы на Земле; насущная надобность эмпирического контакта с живым; периодичность природных процессов и проявлений; непосредственная обусловленность экологии изучением родного края и т. д. [10].

Рассматривая дополнительное экологическое образование обучающихся в общеобразовательных школах современной России в ракурсе всеобщего экологического образования граждан страны, следует отметить, что только в дополнительном экологическом образовании существует возможность быть реальными координаторами всего экологического образования в контексте как учебно-методической, так и организационно-массовой работы по сохранению и умножению природной среды. Это обстоятельство отмечает М.В. Медведева -руководитель экологического движения «Зеленая планета» [5, с. 53-59].

Переходя к рассмотрению процесса формирования экологической культуры обучающихся, необходимо отметить, что он имеет определенную логику, в рамках которой учащиеся - члены экологических сообществ -проходят пять основных этапов формирования экологической культуры.

I этап. У всех участников происходит начальное формирование мотивации такого вида деятельности, т. е. определение «нужности» и желания, влечения и заинтересованно-

сти в процессе изучения живой среды (природы) и человека как части этой природной среды. Именно на этом этапе определяется необходимость в познании живой природы и развивается заинтересованность в занятиях экологией.

II этап. Здесь происходит процесс осознания и формулировки основных экологических проблем в контексте существующих в действительности недоразумений (противоречий) как внутри человеческого сообщества, так и в живой среде (природе);

III этап. На этом этапе происходит поиск и нахождение учащимися основных первопричин образования множества современных экологических проблем. Тут же определяются и возможные системы разрешений этих проблем.

IV этап. На этом этапе определяются теоретико-научные возможности разрешения комплекса экологических проблем на концептуальном «фундаменте» сохранений природы, «управляемого» процесса развития природы и трансформации биосферы в ноосферу.

V этап. В отличие от предыдущих, данный этап в основном является практико-прикладным и поэтому представляет собой итоговое развивающее действие всей работы по экологическому образованию, воспитанию и развитию учащихся в системе дополнительного образования.

здесь проявляется конкретная реальная работа учащихся в общегосударственном деле сохранения, приумножения и сбережения самой среды жизнедеятельности человека как члена российского общества в таких формах, как усвоение нормо-правовых основ и правил поведения в существующей окружающей природной среде; осуществление главной цели всего экологического образования, а особенно в рамках дополнительного, в контексте «мыслить глобально, а действовать локально» [4; 9; 18].

Реализация этих этапов происходит посредством основных и дополнительных программ, когда в образовательном учреждении вводятся обязательная учебная дисциплина «Экология» и комплекс дополнительных специализированных обобщенных курсов общего и специального экологического содержания (по выбору учащихся). в качестве дополнительных программ применяются те из них, которые реализуются в разных формах дополнительного внеклассного и внешкольного образования: в детско-юношеских экологических

организациях, экологических лагерях, экологических экспедициях для детей и подростков, экологических центрах домов детского творчества, специализированных секциях музеев и разного уровня библиотек (начиная от школьных вплоть до российской государственной библиотеки, библиотеки Центрального Дома ученых и т. д.) [15]. Таким образом, анализ передовых практик, опытно-экспериментальная работа дают основания констатировать факт, что процесс формирования экологической культуры личности учащегося является главнейшим аспектом образования личности в целом.

Как полагает Л.А. Мухоматдинова, главным вопросом претворения в жизнь экологического образования является стимулирование учащихся к самообразованию в этом плане. Она отмечает, что самообразование повышает способности к целевому, причинному и вероятностному анализу экологических ситуаций, альтернативному мышлению в выборе способов решения экологических проблем; к восприятию прекрасного, удовлетворению и негодованию от поведения поступков людей по отношению к природе и социокультурной среде. она также высказывает мнение о том, что в процессе развития таких черт характера, как воля, настойчивость и стремление к достижению цели, происходит осознание учащимися нужности разрешения целого комплекса экологических проблем, появляются уверенность в правоте своих взглядов, стремление к личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

обучающиеся вне зависимости от уровня своего образования, пола, возраста могут и должны самостоятельно увеличивать степень своей индивидуальной культуры, тем самым обеспечивая и общее развитие экологической культуры всего российского общества. Этот процесс может осуществляться в совокупности следующих форм: открытых народных университетов; дистанционного экологического образования посредством 1Т-технологий; лекториев, музеев, кружков, клубов по интересам, выставок, семинаров, конференций и т. п. [7; 13; 14].

Что же касается экологического просвещения, то любой гражданин Российской Федерации обладает конституционным правом на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Это право реализуется через просвещение огромных масс посредством СМИ, музеев, библиотек, лекториев и

других форм информационной работы в рамках государственной системы средств культуры и массовой информации. СМИ проводят пропаганду экологических информационно-аналитических материалов, касающихся состояния природной среды, среды жизнедеятельности российского человека, экологической безопасности общества и т. д.

Нормативно-правовые основы экологического образования в современной общеобразовательной школе в рамках дополнительного образования основываются на федеральном законе «Об охране окружающей среды» [8]. Прокомментируем некоторые статьи этого закона, которые способствуют организации и осуществлению экологического образования и просвещения, лежат в основе формирования общей экологической культуры как отдельной личности, так и всего нашего общества. Эти статьи объединены главой 3 указанного закона - «Экологическое образование». В статье 71 говорится о «всеобщности и комплексности экологического образования», а в статье 72 - о «преподавании основ экологических знаний в образовательных учреждениях», затем все их компоненты расшифровываются в пунктах 1 и 2 [Там же].

Подводя итог изложенному выше, отметим: наш мир на сегодняшний день характеризуется наличием множества проблем в экологической сфере. Для решения данных проблем необходима выработка единых концепций по борьбе с экологическими преступлениями, по сохранению и приумножению природных богатств как страны, так и всего мирового сообщества. Эти меры достигаются совокупными действиями, направленными на экологическую образованность, самообразованность, просвещение и в конечном итоге формирование общей высокой экологической культуры. Все действия по претворению в жизнь вышеперечисленных основ создания и внедрения в сознание людей экологической культуры должны строиться строго в соответствии с законодательной базой как отдельных государств, так и всего мирового сообщества; преподавание экологических дисциплин в миниатюре повторяет все вышеперечисленное - при том что оно может и должно проводиться в совокупности как обязательного, так и дополнительного экологического образования. И только тогда станет возможно достичь главную экологическую цель - сохранить и приумножить природу нашей планеты.

список литературы

1. Голованов В.П. Становление и развитие региональной системы дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях. М.: Центр «Школьная книга», 2001.

2. Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. Новые перспективы развития школьного экологического образования // Современные наукоемкие технологии. 2005 . № 10. С. 19.

3. Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н., Грачев В.А. Концепция общего экологического образования в интересах общего устойчивого развития // вопросы современной науки и практики. 2012. № 2. С. 55-59.

4. Концепция непрерывного экологического образования [Электронный ресурс]. URL: http:// agroecoinfo.narod.ru (дата обращения: 17.12.2013).

5. Медведева М.В. Состояние экологического образования и просвещения в регионах России // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2007. № 3. С. 53-59.

6. Моисеев Н.Н. Экологическое образование и экологизация образования // Экология и жизнь. 2010. № 8. С. 4-6.

7. Мухоматдинова Л.А. Экологическое образование как основа воспитания экологической культуры человека // Природоохранное сотрудничество: Россия, Монголия, Китай. 2010. № 1. С. 187-189.

8. Об охране окружающей среды: федер. закон от 10 янв. 2002 г. № 7-ФЗ (ред. от 25 июня 2012 г. с изменениями, вступившими в силу 1 янв. 2013 г.) [Электронный ресурс]. URL: http://old.nbchr.ru/ PDF/021_oos.pdf (дата обращения: 21.04.2018).

9. об экологической культуре: проект фе-дер. закона № 90060840-3 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: [сайт]. URL: http://www.con sultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ& n=9544#030131712076669825 (дата обращения: 19.04.2018).

10. образование в интересах устойчивого развития: тез. докл. и презентаций XV Междунар. конф. (27-28 июня 2009 г., г. Москва) / отв. ред.

B.А. Федоров. СПб.: ООО «Открытый мир», 2009.

11. Парахонский А.П. Роль образования в формировании экологической культуры // Успехи современного естествознания. 2005. № 2. С. 46-47.

12. Степанов С.А. Формирование экологической культуры молодежи в рамках образования // вестник РУдН. Сер.: Психология и педагогика. 2008 . № 4. С. 69-73.

13. Тюрикова Г.Н., Ладнова Г.Г., Тюрикова Ю.Б Социальная экология. 2-е изд. М.: Академия, 2012.

C. 78-85.

14. Федорова Т.Н. Экологическое образование в России. Прошлое. Настоящее. Будущее? [Электронный ресурс] // АгроЭкоИнфо. 2011. № 2. URL: http://agroecoinfo.narod.ru/journal/STATYI/2011/2/ st_29.doc (дата обращения: 14.04.2018).

15. Чуйкова Л.Ю. Концепции экологического образования, построенные на идее формирования экологической культуры // Гуманит. исследования. 2012. № 2. С. 342-352.

16. Эгнаташвили Т.Д. [и др.] Организационно-методологическая программа развития эколо-го-биологической направленности в дополнительном образовании детей «Живая планета». М.: МГДД(Ю)Т, 2009.

17. Экологическое образование в интересах устойчивого развития: материалы XVI Междунар. конф. СПб., 2010.

18. Экологическое образование и воспитание в России [Электронный ресурс] // Protown.ru: федер. портал. URL: http://www.protown.ru (дата обращения: 17.04.2018).

* * *

1. Golovanov V.P. Stanovlenie i razvitie regional'noj sistemy do-polnitel'nogo obrazovanija detej v sovremennyh sociokul'turnyh uslovijah. M.: Centr «Shkol'naja kniga», 2001.

2. Zahlebnyj A.N., Dzjatkovskaja E.N. Novye perspektivy razvitija shkol'nogo jekologicheskogo obrazovanija // Sovremennye naukoemkie tehnologii. 2005 . № 10. S. 19.

3. Zahlebnyj A.N., Dzjatkovskaja E.N., Grachev V.A. Koncepcija obshhego jekologicheskogo obrazovanija v interesah obshhego ustojchivogo raz-vitija // Voprosy sovremennoj nauki i praktiki. 2012. № 2. S. 55-59.

4. Koncepcija nepreryvnogo jekologicheskogo obrazovanija [Jelektronnyj resurs]. URL: http:// agroecoinfo.narod.ru (data obrashhenija: 17.12.2013).

5. Medvedeva M.V. Sostojanie jekologicheskogo obrazovanija i prosveshhenija v regionah Rossii // Jekologicheskoe obrazovanie: do shkoly, v shkole, vne shkoly. 2007. № 3. S. 53-59.

6. Moiseev N.N. Jekologicheskoe obrazovanie i jekologizacija obrazovanija // Jekologija i zhizn'. 2010. № 8. S. 4-6.

7. Muhomatdinova L.A. Jekologicheskoe obra-zovanie kak osnova vospitanija jekologicheskoj kul'-tury cheloveka // Prirodoohrannoe sotrudnichestvo: Rossija, Mongolija, Kitaj. 2010. № 1. S. 187189.

8. Ob ohrane okruzhajushhej sredy: feder. zakon ot 10 janv. 2002 g. № 7-FZ (red. ot 25 ijunja 2012 g. s izmenenijami, vstupivshimi v silu 1 janv. 2013 g.) [Jelektronnyj resurs]. URL: http://old.nbchr.ru/PDF/ 021_oos.pdf (data obrashhenija: 21.04.2018).

9. Ob jekologicheskoj kul'ture: proekt feder. zakona № 90060840-3 [Jelektronnyj resurs] // Kon-sul'tantPljus: [sajt]. URL: http://www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=PRJ&n=9544#03 0131712076669825 (data obrashhenija: 19.04.2018).

10. Obrazovanie v interesah ustojchivogo razvitija: tez. dokl. i prezentacij XV Mezhdunar. konf. (27-

28 ijunja 2009 g., g. Moskva) / otv. red. V.A. Fedo-rov. SPb.: OOO «Otkrytyj mir», 2009.

11. Parahonskij A.P. Rol' obrazovanija v for-mirovanii jekologicheskoj kul'tury // Uspehi sovre-mennogo estestvoznanija. 2005. № 2. S. 46-47.

12. Stepanov S.A. Formirovanie jekologicheskoj kul'tury molodezhi v ramkah obrazovanija // Vestnik RUDN. Ser.: Psihologija i pedagogika. 2008 . № 4. S. 69-73.

13. Tjurikova G.N., Ladnova G.G., Tjuriko-va Ju.B. Social'naja jekologija. 2-e izd. M.: Akade-mija, 2012. S. 78-85.

14. Fedorova T.N. Jekologicheskoe obrazovanie v Rossii. Proshloe. Na-stojashhee. Budushhee? [Jelektronnyj resurs] // AgroJekolnfo. 2011. № 2. URL: http://agroecoinfo.narod.ru/journal/STATYI/2011/2/ st_29.doc data obrashhenija: 14.04.2018).

15. Chujkova L.Ju. Koncepcii jekologicheskogo obrazovanija, postroennye na idee formirovanija jekologicheskoj kul'tury // Gumanit. issledovanija. 2012. № 2. S. 342-352.

16. Jegnatashvili T.D. [i dr.] Organizacionno-metodologicheskaja pro-gramma razvitija jekologo-biologicheskoj napravlennosti v dopolnitel'nom obra-zovanii detej «Zhivaja planeta». M.: MGDD(Ju)T, 2009.

17. Jekologicheskoe obrazovanie v interesah ustojchivogo razvitija: materialy XVI Mezhdunar. konf. SPb., 2010.

18. Jekologicheskoe obrazovanie i vospitanie v Rossii [Jelektronnyj resurs] // Protown.ru: feder. portal. URL: http://www.protown.ru (data obrashhenija: 17.04.2018).

Environmental education in modern secondary school in the context of additional education

The article considers the relevance of environmental education, determines the scientific and theoretical basis of additional environmental education, presents the stages of development of the environmental culture in the basic and additional training programs, characterizes the environmental self-education and training and its regulatory framework in modern secondary school in the framework of additional education.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: ecology, education, ecological education, additional ecological education, secondary school.

(Статья поступила в редакцию 04.06.2018)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.