Научная статья на тему 'Формирование эколого-правовой компетенции у школьников на основе этнокультурных традиций и обычаев'

Формирование эколого-правовой компетенции у школьников на основе этнокультурных традиций и обычаев Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГО-ПРАВОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ / ОБЫЧАИ / ECOLOGICAL AND LEGAL COMPETENCE / STUDENTS / ETHNO-CULTURAL TRADITIONS / CUSTOMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Елена Витальевна, Семенова Надежда Владиславовна, Иванова Василиса Васильевна

В статье представлены результаты исследования cформированности эколого-правовой компетенции у обучающихся в условиях использования этнопедагогических средств и методов. Авторы предлагают модель формирования данной компетенции на основе этнокультурных ценностей, показывают положительную практику применения этнокультурных традиций, обрядов, фольклора в этом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванова Елена Витальевна, Семенова Надежда Владиславовна, Иванова Василиса Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF ECOLOGICAL AND LEGAL COMPETENCE AT SCHOOLCHILDREN ON THE BASIS OF ETHNOCULTURAL TRADITIONS, CUSTOMS

The article presents the results of the study of the formation of ecological and legal competence of students in the conditions of using ethno-pedagogical means and methods. The authors suggest a model of formation of ecological and legal competence on the basis of ethno-cultural values, show the positive practice of using ethno-cultural traditions, customs, folklore in the formation of ecologi-cal and legal competence of students.

Текст научной работы на тему «Формирование эколого-правовой компетенции у школьников на основе этнокультурных традиций и обычаев»

УДК 37.033:39

Е. В. Иванова, Н. В. Семенова, В. В. Иванова

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГО-ИРАВОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ И ОБЫЧАЕВ

Чувашский государственный университет имениИ. Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия

Аннотация. В статье представлены результаты исследования сформированности эколого-правовой компетенции у обучающихся в условиях использования этнопедагогических средств и методов. Авторы предлагают модель формирования данной компетенции на основе этнокультурных ценностей, показывают положительную практику применения этнокультурных традиций, обрядов, фольклора в этом процессе.

Ключевые слова: эколого-праеоеая компетенция, обучающиеся, этнокультурные традиции, обычаи.

Актуальность исследуемой проблемы. Принципы уважения и сохранения традиционных знаний и духовной мудрости, присущие разным культурам, способствующие защите окружающей среды и благополучия человека, заложены в Декларации Земли (Хартии Земли) [8]. Многие исследователи отмечают важность объединения норм экологической этики как значимых регуляторов общественных отношений в системе «человек- общество - природа» [5], [11]. Они сопоставимы и с нормами морали, которые закрепляют определенные правила поведения в природе. С нормами морали связаны нормы права [1], [16].

Формирование эколого-культурных компетенций современного человека - это «беспрецедентный императив современной эпохи возрождения этнодуховной традиции великой России. Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа» [6]. «Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие», - писал В. В. Зиньковский [цит. по 10]. В связи с этим Е. Г. Хрисанова и Г. Г. Теню-кова выделяют в качестве психологического компонента этнопедагогического подхода чувствительность педагога к качествам и проблемам детей, их родителей, других педагогов, обусловленным особенностями их этноса [14].

© Иванова Е. В., Семенова Н. В., Иванова В. В., 2018

Иванова Елена Витальевна - кандидат юридических наук, доцент, заведующая кафедрой гражданско-правовых дисциплин Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]

Семенова Надежда Владиславовна - кандидат биологических наук, доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]

Иванова Василиса Васильевна - кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры гражданско-правовых дисциплин Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия; e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 05.09.2018

Академик Г. Н. Волков в своих трудах отмечал, что на пути устойчивого развития нужно совершенствовать духовность во всех ее проявлениях [7]. По мнению Д. О. Бур-кина и соавторов, «совершенствование духовного мира потребует перехода на совершенно иные парадигмы как в научной теории, так и в практической сфере деятельности, поскольку становится необходимым гармоничное соразвитие экокультурных и этнодуховных оснований бытия» [4]. Для этого требуется «трансформация позиционирования экологического сознания, изменения целевых и ценностных установок и, следовательно, изменения всей духовно-практической деятельности, прежде всего по производству багажа знаний, его передаче и усвоению в формализации проявлений экокультурных компетенций выпускника» [3]. Поэтому изучение различных аспектов формирования экологической компетенции актуально, особенно в связи с низким уровнем экологической культуры молодежи и населения в целом. Часть данной культуры составляет эколого-правовая компетентность, которая понимается «как способность комплексного использования и интеграции экологических и правовых знаний, умений и навыков для разрешения экологических ситуаций на основе установленных нравственных и экологических императивов» [15].

Таким образом, целью данной научной статьи является комплексный анализ проблем формирования эколого-правовой компетенции у обучающихся на основе этнокультурных ценностей.

Материал и методика исследований. Методологическую базу исследования составили научные работы по экологическому образованию и воспитанию, эколого-правовым аспектам формирования общей культуры человека и гражданина. Были применены общенаучные и педагогические методы: сравнительно-сопоставительный, аналитический; моделирование, анкетирование, тестирование.

Результаты исследований и их обсуждение. Эко лого-правовое обучение и воспитание исследователи рассматривают как «целенаправленный психолого-педагогический процесс, целью которого является формирование у индивида не только научных эколого-правовых знаний, но и определенных эколого-правовых ценностей, убеждений и моральных принципов, которые будут определять его жизненную позицию и поведение во взаимодействии с окружающей средой и побуждать его к решению проблемы глобального экологического кризиса» [13].

Формирование высоконравственной личности с экологическим мышлением и культурой - процесс многофакторный, важной частью которого является использование этнокультурных особенностей региона.

Исторические корни экологически обоснованного поведения в окружающей среде сформировались одновременно с появлением вида живых организмов Homo sapiens, развивались вместе с ним, сохранялись и передавались от одного поколения к другому, отражались в народных традициях, мифах, легендах, религиозных обрядах. Данный факт указывает на первичность экологической этики и специальных норм морали, позволяющих адекватно взаимодействовать с компонентами биосферы. Экологическое законодательство закрепляет специальные нормы поведения, деятельности, функционирования в окружающей среде, являющиеся обязательными для всех.

Мы согласны с мнением Г. Н. Волкова о том, что экологический потенциал опыта народного воспитания бесценен для педагогического процесса [7]. Это огромный пласт народной культуры, который складывался на протяжении веков. Самобытная культура народов фиксирует знания о природе, их позитивный опыт общения с окружающей средой и несет в своей сущности любовь к мирозданию и порядку. Этноэкологическое наследие не только имеет огромное мировоззренческое значение, но и способствует приобщению и почтительному отношению обучающихся к родной природе.

Анализ результатов опроса обучающихся 5-11 классов школ Чувашской Республики выявил, что только 46,7 % респондентов знают национальные обычаи, традиции, связанные с позитивным отношением к природе, 87 % отметили, что в семье не обсуждаются вопросы охраны природы, бережного отношения к ней, родители не упоминают о традициях, связанных с природосберегающим поведением, примерно такое же количество их родителей (85 %) придерживаются того же мнения.

Мы считаем, что в процессе формирования эколого-правовой компетенции должны последовательно и комплексно использоваться принципы экологической деонтологии (рис. 1).

Семья

Образовательное учреждение

Д Д Д

Й а

тнокультурные ценности 1-е о ы п <и с § а о жческие нормы равовые нормы й к 1) о и |-н О

Г) & Г) С о

к X Г)

Педагогические методы и технологии

Эколого-правовая компетенция

Рис. 1. Модель формирования эколого-правовой компетенции на основе этнокультурных ценностей

На ранних этапах обучения и воспитания, в том числе в семье, надо акцентировать внимание на этических аспектах взаимодействия общества и природы, затем постепенно включать нормы экологического права, связывать их с теоретическими знаниями в сфере экологических отношений.

Содержание работы по использованию этнокультурных традиций, обычаев охватывает:

- максимальное включение элементов традиционного природопользования в виде информации о преданиях, ритуалах, народных традициях, обрядах;

- проведение интегрированных занятий (например, обществознание, биология и культура родного края);

- встречи с этнографами, краеведами;

- вовлечение участников в игровые обрядовые действия (которые имитируют традиционные обряды), ориентированные на бережное отношение к природным объектам и ресурсам;

- использование сказок, преданий, мифов, фольклора;

- организация специальных мероприятий, связанных с традиционными праздниками (например, у чувашей - акатуй, сурхури, синсс. чуклеме и др.).

Примеры использования этнокультурных традиций, обрядов, фольклора в формировании эколого-правовой компетенции у обучающихся представлены в таблице 1.

Таблица 1

Национальные традиции и обычаи в формировании эколого-правовой компетенции у школьников

Национальные традиции и обычаи Связь с экологией Связь с экологическим правом Используемые педагогические технологии

Почитание природных явлений (солнце, дождь, ветер и др.) Обращение с природой, развитие чувства сопереживания, поклонение природе Изучение норм экологического права, регулирующих охрану окружающей среды, атмосферы, озонового слоя Игровые обряды, ритуалы, традиционные праздники, сказки, мифы, постановки, проекты

Преклонение земле Любовь и бережное отношение к земле как природному ресурсу, основе сельского хозяйства Изучение норм экологического и земельного права Игровые обряды, ритуалы, традиционные праздники, сказки, мифы, постановки, проекты, встречи с краеведами, этнографами

Культ воды Сохранение воды и ее уникальных свойств Изучение норм водного законодательства, правил водопользования, охраны водных объектов Игровые обряды, ритуалы, традиционные праздники, сказки, мифы, постановки, проекты, встречи с краеведами, этнографами

Уважение деревьев, лесов Рациональное использование лесов как основы экосистем Изучение норм лесного законодательства, вопросов правового регулирования использования и охраны лесов Игровые обряды, ритуалы, театрализованные постановки, проекты, экскурсии, встречи с лесоводами

Бережное отношение к растениям и животным, местам их обитания Сохранение биоразнообразия, бережное отношение к биотическим факторам окружающей среды, к особо охраняемым природным территориям и объектам Изучение законодательства об охране животного мира, знакомство с Красной книгой, нормами права, регулирующими правовой режим особо охраняемых территорий и объектов Презентации, сказки, пословицы, поговорки, загадки, игровые обряды, проекты, посещение выставок, зоопарков, зооуголков, экскурсии на особо охраняемые территории, встречи с биологами, краеведами

Практическое применение знаний этнокультурного наследия позволяет формировать у обучающихся умения и навыки, необходимые им для охраны и рационального использования природных ресурсов и сохранения природы для будущих поколений.

При формировании эколого-правовой компетенции можно уделить особое внимание привлечению фольклорных произведений. Немаловажную роль в учебной и внеурочной работе играет использование пословиц, поговорок, сказок, легенд. Как отмечает М. Д. Батырова, «быт народа, наилучшим образом отраженный в пословицах и поговорках, является кладезью жизненного уклада народа» [2]. Во время занятий

мы использовали чувашские пословицы и поговорки, в которых отражаются связи с экологическими факторами, природой. Применение данных этнокультурных элементов в педагогическом процессе представлено на рис. 2.

Соотношение

экологических и правовых норм,

р егулнруюпи к охр а ну и использование компонента природы

Рис. 2. Применение чувашских пословиц, поговорок в педагогическом процессе формирования эколого-правовой компетенции

В таблице 2 нами обобщены возможности использования чувашских пословиц и поговорок в изучении определенных тем в целях формирования эколого-правовой компетенции у обучающихся.

Таблица 2

Использование чувашских пословиц и поговорок по темам экологии и экологического права в формировании эколого-правовой компетенции

Чувашская пословица/поговорка (перевод) Тема экологии Тема экологического права

Пёр хёвел, анчах пурне те ашатать ('Солнце одно, а всех греет) - биосфера; - экосистемы, биоценозы; - абиотические факторы окружающей среды; - атмосфера; - загрязнение воздуха - правовой режим охраны атмосферы; - правовые основы охраны озонового слоя; - правовое регулирование загрязнения биосферы, экосистем

Хёвел ашшинче сивё пар та ирёлет {При солнышке растает и лед)

Хёвелсёр чёрне те усмест (Без солнца и ногти не растут)

Аслати аватмасар дёр чавмаддё (До первого грома землю не копают)

Сойдём вутти яла ашатна (Блеск молнии деревню обогрел)

(^ёр-анне, тупе-атте (Земля - мать, небо - отец) - земля как компонент биосферы; - плодородие почв; - агроценозы; - загрязнение земель; - экологические проблемы загрязнения окружающей среды отходами производства и потребления -правовой режим охраны и использования земель; - правовое регулирование утилизации бытовых и производственных отходов; - правовой режим использования земель сельскохозяйственной категории, населенных пунктов; - правовое регулирование сельскохозяйственной деятельности

(^ёр-анне парсан пулме те тулать, дёр-анне памасан ывад та тулмасть (Если матушка-земля даст (зерна), то и ларек полный, если матушка-земля не даст (зерна), то и горсть не наполнится)

(^ёр-аннене пуд дапмасар дёр дырли те татма дук (Не поклоняясь матушке-землице, не наберешь и ягодки)

(^ёр-аннене хисеплес пулать (Матушку-землю нужно почитать)

Анализ современного экологического состояния компонента природы

Анализ

ПОСПОВИЦ]

поговор

Изучение экологического значения компонента природы

Изучение р егулг грующей нор мы

экологического права

Продолжение таблицы 2

£ёрте, шывра, шыв хёрринче ан сур {Не плюй на землю, в воде и у воды)

Хура ^ёрте ^акар нумай (Где земля черная, там и хлеб)

Шыв пек таса пул, $ёр пек пуян пул {Будь чистой, как вода, богатой, как земля) - гидросфера; - роль воды в биосфере; - загрязнение вод; - экологические проблемы очистки вод - правовой режим охраны и использования вод; - правовое регулирование водопользования; - правовое регулирование охраны водных объектов

Шывсар пурна^ ^ук {Без воды жизни нет)

Иыва^-куракан та чунё пур {Урастений тоже есть душа) - экологическая роль растений как основных компонентов экосистем; - леса как компоненты биосферы; - загрязнение лесов; - проблемы охраны растений и животных; - Красная книга растений и животных; - особо охраняемые территории и объекты - правовой режим охраны и использования лесов; - правовые требования к лесопользованию; - правовые основы охраны биологических объектов; - правовой режим особо охраняемых природных территорий и объектов; - Красная книга как источник экологического права

Иыва^ лартса устермен ^ын харак ^ын {Если человек не посадил ни одного дерева, то он прожил напрасно)

Иыва^а касма ^амал та, устерме йывар {Рубить дерево легко, вырастить - труднее)

Иыва^а кирлёшён касакана йапа юлмасть {Не виноват тот, кто дерево рубит ради спасения леса)

Куракран варман пулать (Даже от растений может вырасти лес)

Варман асла та, йыва^сем пёр пек мар {Лес-то большой, но деревья не одинаковые)

Варман сывлашё сывлахшан усалла {Лесной воздух полезен для здоровья)

Вата юман - асатте, пысак юман - атте {Старый дуб-дед, большой дуб-отец)

Юман - асамла та таса йыва^ {Дуб - магическое и здоровое дерево)

Приобщение обучающихся к народным традициям, по мнению О. П. Тереховой, -«одна из ступеней в постижении многогранной культуры народа». Она считает, что «участвуя в праздниках, развлечениях, ребенок легко усваивает образы и символику народной эстетики, что в конечном итоге способствует воспитанию уважения к этнической культуре, восстановлению связей между поколениями» [12].

В педагогической практике дошкольных и школьных (младшие классы) образовательных учреждений чаще всего используются пословицы и поговорки для знакомства с природными явлениями, компонентами окружающей среды, в старших классах - при изучении экологического значения того или иного фактора окружающей среды, а также для установления взаимосвязей между нормами экологического императива и экологического права.

При проведении подобных мероприятий необходимо применять такие методы и формы педагогического воздействия, которые стимулируют прежде всего психоэмоциональную сферу обучающихся, что особенно важно для младшего возраста [9]. Е. Д. Макаров писал: «Чувствование природы - это проявление синтеза человеческих качеств, когда люди сознательно стремятся к единению с природой или бессознательно действуют как частица природы» [11].

Резюме. В целях использования в образовательном и воспитательном процессах единых научных и этнорегиональных экологических знаний, а также включения правовой составляющей в формирование эколого-правовой компетенции у обучающихся необходимы проведение научных исследований этнокультурных ценностей и выявление их связей с формированием экологической компетенции и ее подвидов (эколого-правовой, эко-лого-социальной, эколого-культурной и др.); фенологические наблюдения за природой,

компонентами экосистем, растениями и животными; выбор в качестве основы тех этно-экологических знаний, которые направлены на сохранение оптимального баланса в системе «человек - природа».

К педагогическим условиям, направленным на обеспечение эффективности процесса формирования эколого-правовой компетенции на основе использования этнокультурных ценностей, относятся системный подход и включение всех педагогов в эту деятельность; благоприятная позитивная психолого-педагогическая обстановка, способствующая развитию творческих способностей и самостоятельности обучающихся; интеграция таких предметов, как биология, экология, право, обществознание и др.; органичное включение в современную дидактику элементов народной педагогики; целенаправленное применение элементов природы в качестве естественных наглядных пособий; учет особенностей полиэтнической среды обучающихся разных образовательных и учебных заведений; повышение познавательной активности на основе использования этнокультурных ценностей и готовности вести экологический образ жизни; обязательное включение в научные исследования, проектные и презентационные работы вопросов этноэкологической, естественно-научной, эколого-правовой составляющих экологической компетенции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова Л. А. Психолого-педагогический аспект нравственных отношений // Право и практика. -2015,-№2.-С. 122-129.

2. Батырова М. Д. Формирование экологической культуры учащихся младшего школьного возраста в процессе обучения родному языку (на примере использования кумыкского фольклора) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2017. - № 4, ч. 2. - С. 191-194.

3. БуркинД. О. Подходы к осуществлению оптимального взаимодействия эколого-правовой культуры, экоправового сознания и образования // Вестник Международной академии наук (Русская секция). - 2012. -№8,-С. 103-104.

4. Буркин Д. О., Егорова А. В., Дубикова Е. В. Эгнодуховные традиционные основания экокультурных компетенций в современной вузовской подготовке // Мир науки, культуры, образования. - 2016. - № 6(61). -С. 55-56.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Волков Г. Н. Народная педагогика в семейном воспитании // Вестник Калмыцкого университета. -2006. - № 2. - С. 5-7.

6. Волков Г. Н. Факторы народного воспитания в их взаимодействии // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 4. - С. 235-261.

7. Волков Г. Н. Чувашская этнопедагогика. - Чебоксары : Фонд И. Я. Яковлева ; Чебоксар, ин-т экономики и менеджмента С.-Петерб. гос. политехи, ун-та, 2004. - 487 с.

8 .Декларация Земли (Хартия Земли) [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://stantsiya.edusite.ru/DswMedia/xartiyazemli2000.pdf.

9. Емельянова М. В. Экологическое воспитание младших школьников // Личность. Культура. Общество. - 2007. - Т. IX, № 2(36). - С. 334-342.

10. Карабукаев К. Ш., Жумагулов М. Ж. Влияние этноэкологических традиций на формирование экологической культуры // Вестник Кыргызского национального аграрного университета им. К. И. Скрябина. -2015.-№3(35). -С. 69-72.

11. Макаров Е. Д. Педагогические основы формирования экологической культуры учащихся якутской школы : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Якутск, 1994. - 135 с.

12. Терехова О. П. Народные праздники и обряды и их роль в нравственно-экологическом воспитании подрастающего поколения//Вестник Чувашского университета. -2011. -№4. -С. 231-237.

13. Ушенина Т. Н., Тихомирова О. Б. Эколого-правовое образование учащихся в начальной школе // Наука и мир. - 2014. - № 1(5). - С. 325-327.

14. Хрисанова Е. Г., Тенюкова Г. Г. Этнопедагогический подход в подготовке бакалавров педагогического образования к поликультурному воспитанию школьников // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2017. - № 2(94). - С. 182-188.

15. Хураськина Н. В. Формирование эколого-правовой компетенции у будущих юристов в контексте устойчивого развития // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2016. -№ 3(91). - С. 182-190.

16. Якушин А. В., Хрисанова Е. Г. Правовое воспитание населения. - Н. Новгород : Изд-во Нижегор. акад. МВД России, 2003. - 192 с.

UDC 37.033:39

E. V. Ivanova, N. V. Semenova, V. V. Ivanova

FORMATION OF ECOLOGICAL AND LEGAL COMPETENCE AT SCHOOLCHILDREN ON THE BASIS OF ETHNOCULTURAL TRADITIONS, CUSTOMS

I. Ulyanov Chuvash State University, Cheboksary, Russia

Abstract. The article presents the results of the study of the formation of ecological and legal competence of students in the conditions of using ethno-pedagogical means and methods. The authors suggest a model of formation of ecological and legal competence on the basis of ethno-cultural values, show the positive practice of using ethno-cultural traditions, customs, folklore in the formation of ecological and legal competence of students.

Keywords: ecological and legal competence, students, ethno-cultural traditions, customs.

REFERENCES

1. Abramova L. A. Psikhologo-pedagogicheskij aspekt nravstvennykh otnoshenij //Pravo i praktika. - 2015. -№2.-S. 122-129.

2. Batyrova M. D. Formirovanie ekologicheskoj kul'tury uchashhikhsya mladshego shkol'nogo vozrasta v processe obucheniya rodnomu yazyku (na primere ispol'zovaniya kumykskogo fol'klora) // Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. - 2017. - № 4, ch. 2. - S. 191-194.

3. Burkin D. O. Podkhody k osushhestvleniyu optimal'nogo vzaimodejstviya ekologo-pravovoj kul'tury, ekopravovogo soznaniya i obrazovaniya // Vestnik Mezhdunarodnoj akademii nauk (Russkaya sekciya). - 2012. -№ S. - S. 103-104.

4. Burkin D. O., Egorova A. V, Dubikova E. V. Etnodukhovnye tradicionnye osnovaniya ekokul'turnykh kom-petencij v sovremennoj vuzovskoj podgotovke//Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. -2016. -№ 6(61). - S. 55-56.

5. Volkov G. N. Narodnaya pedagogika v semejnom vospitanii // Vestnik Kalmyckogo universiteta. - 2006. -№ 2. - S. 5-7.

6. Volkov G. N. Faktory narodnogo vospitaniya v ikh vzaimodejstvii // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. -2007.-№ 4.-S. 235-261.

7. Volkov G. N. Chuvashskaya etnopedagogika. - Cheboksary : Fond I. Ya. Yakovleva ; Cheboksar. in-t ekonomiki i menedzhmenta S.-Peterb. gos. politekhn. un-ta, 2004. - 487 s.

8 .Deklaraciya Zemli (Khartiya Zemli) [Elektronnyj resurs], - Rezhim dostupa http://stantsiya.edusite.ru/DswMedia/xartiyazemli2000.pdf.

9. Emel'yanova M. V. Ekologicheskoe vospitanie mladshikh shkol'nikov // Lichnost'. Kul'tura. Obshhestvo. -2007. - T. IX, № 2(36). - S. 334-342.

© Ivanova E. V., Semenova N. V., Ivanova V. V., 2018

Ivanova, Elena Vitalyevna - Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor of the Department of Civil and Legal Disciplines, I. Ulyanov Chuvash State University, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]

Semenova, Nadezhda Vladislavovna - Candidate of Biology, Associate Professor of the Department of Civil and Legal Disciplines, I. Ulyanov Chuvash State University, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]

Ivanova, Vasilisa Vasilyevna - Candidate of Philology, Senior Lecturer, Department of Civil and Legal Disciplines, I. Ulyanov Chuvash State University, Cheboksary, Russia; e-mail: [email protected]

The article was contributed on September 05, 2018

10. Karabukaev К. Sk, Zhumagulov M. Zh. Vliyanie etnoekologicheskikh tradicij na formirovanie ekologicheskoj kul'tury // Vestnik Kyrgyzskogo nacional'nogo agrarnogo universiteta im. К. I. Skryabina. - 2015. -№ 3(35). - S. 69-72.

11. Makarov E. D. Pedagogicheskie osnovy formirovaniya ekologicheskoj kul'tury uchashhikhsya yakutskoj shkoly : dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. - Yakutsk, 1994. - 135 s.

12. Terekhova O. P. Narodnye prazdniki i obryady i ikh rol' v nravstvenno-ekologicheskom vospitanii po-drastayushhego pokoleniya // Vestnik Chuvashskogo universiteta. - 2011. - № 4. - S. 231-237.

13. Ushenina T. N., Tikhomirova О. B. Ekologo-pravovoe obrazovanie uchashhikhsya v nachal'noj shkole // Nauka i mir. - 2014. - № 1(5). - S. 325-327.

14. Khrisanova E. G., Tenyukova G. G. Etnopedagogicheskij podkhod v podgotovke bakalavrov pedago-gicheskogo obrazovaniya к polikul'turnomu vospitaniyu shkol'nikov // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. - 2017. - № 2(94). - S. 182-188.

15. Khuras'kina N. V. Formirovanie ekologo-pravovoj kompetencii u budushhikh yuristov v kontekste ustojchivogo razvitiya // Vestnik Chuvashskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. -2016. - № 3(91). - S. 182-190.

16. Yakushin A. V., Khrisanova E. G. Pravovoe vospitanie naseleniya. - N. Novgorod : Izd-vo Nizhegor. akad. MVD Rossii, 2003. - 192 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.