Научная статья на тему 'Взаимодействие национальной воскресной школы и семьи как фактор формирования ценностного отношения обучающихся к семейным традициям'

Взаимодействие национальной воскресной школы и семьи как фактор формирования ценностного отношения обучающихся к семейным традициям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
192
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЫЧАИ / НРАВСТВЕННЫЕ УСТОИ ПОКО-ЛЕНИЙ / ТРАДИЦИИ / СЕМЕЙНЫЕ ЗАВЕТЫ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ / AMILY TRADITIONS / NATIONAL CUSTOMS / MORAL FOUNDATION OF GENERATIONS / TRADITIONS / FAMILY LEGACY / VALUE ORIENTATIONS / NATIONAL SUNDAY SCHOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пашина Любовь Николаевна, Иванова Екатерина Константиновна

В статье анализируется влияние организуемых в национальных воскресных школах Республики Башкортостан мероприятий на изучение родословной, семейных традиций. Описывается педагогический опыт Чувашской воскресной школы им. П. М. Миронова в г. Уфе как одного из видов учреждений дополнительного образования, где созданы условия для ее взаимодействия с семьей в исследовании семейных традиций. Изучение родословной и этих традиций способствует более близкому общению членов семьи, развивает интерес к ее истории, поддерживает связь поколений и передачу духовных ценностей рода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF NATIONAL SUNDAY SCHOOL AND FAMILY AS A FACTOR OF FORMATION OF VALUE ATTITUDE AT STUDENTS TO FAMILY TRADITIONS

The article analyzes the influence of targeted activities on the study of family and family traditions in the national Sunday schools in the Republic of Bashkortostan. The article describes the pedagogical experience of P. Mironov Chuvash Sunday School in Ufa as one of the types of institutions of additional education, where the conditions to study family traditions in interaction between the national Sunday school and the family. The study of family tree and family traditions promotes closer communication between family members, supports the connection of generations, develops interest to the history of the family, supports and transmits spiritual values of the family.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие национальной воскресной школы и семьи как фактор формирования ценностного отношения обучающихся к семейным традициям»

УДК 37.035.6:37.018.1

Л. П. Пашина1, Е. К. Иванова2

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ И СЕМЬИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ К СЕМЕЙНЫМ ТРАДИЦИЯМ

1 Чувашская воскресная школа им. П. М. Миронова, г. Уфа, Россия

2Чувашский государственный университет имениИ. П. Ульянова, г. Чебоксары, Россия

Аннотация. В статье анализируется влияние организуемых в национальных воскресных школах Республики Башкортостан мероприятий на изучение родословной, семейных традиций. Описывается педагогический опыт Чувашской воскресной школы им. П. М. Миронова в г. Уфе как одного из видов учреждений дополнительного образования, где созданы условия для ее взаимодействия с семьей в исследовании семейных традиций. Изучение родословной и этих традиций способствует более близкому общению членов семьи, развивает интерес к ее истории, поддерживает связь поколений и передачу духовных ценностей рода.

Ключевые слова: семейные традиции, национальные обычаи, нравственные устои поколений, традиции, семейные заветы, ценностные ориентации, национальные воскресные школы.

Актуальность исследуемой проблемы. Сегодня в условиях протекающих социальных изменений в обществе особую значимость приобретают вопросы сохранения уникальности традиционной народной культуры, всего накопленного веками культурного наследия, использования его для формирования личностных качеств подрастающего поколения, приобщения молодежи к социуму, обучения ее морали и нравственным принципам, в соответствии с которыми нужно жить. Значительную роль в решении этих проблем играет семья как институт воспитания, как хранительница уникальных традиций своего рода, этноса. Семья является носителем национальной принадлежности, языка, обычаев, нравов, традиций, быта. В ней первоначально формируются национальный психический склад, сознание и самосознание, этнокультурные ценности [6], [7, с. 22].

Семейные традиции позволяют поддержать самоидентичность культуры того или иного народа, гарантируют передачу его уникальных черт и специфических ценностей. Отказ от традиций - это опасность оказаться «без почвы», потерять опору под ногами, попасть под чужеродное влияние. Традиции нескольких поколений позволяют ребенку гордиться своей семьей, ощущать себя ее значимой частью, развивают у него чувства защищенности и уверенности в будущем, способствуют формированию определенной направленности поведения, включающей сдержанность, вежливость, почтительное отно-

© Пашина Л. Н., Иванова Е. К., 2018

Пашина Любовь Николаевна - учитель Чувашской воскресной школы им. П. М. Миронова, г. Уфа, Россия; e-mail: pashina.Liuba@yandex.ru

Иванова Екатерина Константиновна - доктор педагогических наук, профессор кафедры философии, социологии и педагогики Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова, г. Чебоксары, Россия; e-mail: Ivanova_EK_ chuvsu@mail.ru

Статья поступила в редакцию 17.10.2018

шение к людям. Эти ценностные ориентиры создают на всю жизнь основу для самосовершенствования и самореализации. Самым серьезным аргументом в пользу возрождения и сохранения семейных традиций является их непреходящая педагогическая ценность.

История свидетельствует, что когда люди жили большими семьями, то необходимые знания и навыки семейной жизни и воспитания детей передавались от поколения к поколению естественным образом. В современном индустриальном обществе, когда нарушены связи между поколениями, являющимися источником знаний о традициях в семье, решение проблемы формирования ценностного отношения к семейным традициям становится наиболее актуальным. Важную роль в ее решении играет взаимосвязанная деятельность семьи и школы. Чем глубже разрыв между поколениями, тем более необходимо это взаимодействие.

Цель нашего исследования - раскрыть опыт взаимодействия семей и педагогов национальной воскресной школы в системе учреждений дополнительного образования г. Уфы по формированию ценностного отношения детей к семейным традициям.

Материал и методика исследований. В работе используется теоретический и практический материал о традиционной народной культуре, деятельности национальных воскресных школ по изучению родословной, семейных традиций. В процессе исследования использовался комплекс методов: анализ литературы, анализ и обобщение опыта работы национальных воскресных школ системы дополнительного образования, наблюдение, анкетирование. Проанализированы философские, педагогические, психологические труды для выявления содержания понятий «традиция», «семейные традиции».

Результаты исследований и их обсуждение. Важнейшая роль в формировании ценностного отношения детей к семейным традициям отводится взаимодействию школы и семьи.

Взаимодействие - это базовая философская категория, определяющая процессы воздействия различных объектов друг на друга, их изменение [4, с. 7]. В данном исследовании мы определяем его как кооперативную, согласованную деятельность школы и семьи для достижения совместных целей и результатов по решению значимой для них проблемы или задачи. Семья выступает как первый воспитательный институт, связь с которым ощущается человеком на протяжении всей жизни. В семье закладываются основы нравственности, формируются нормы поведения и индивидуальные качества личности.

В научной литературе имеются разнообразные подходы к определению еще одного понятия - «традиция». Традиция (от лат. tradition'передача, предание') - социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные культурные образцы, нормы, ценности, институты, обычаи, обряды, стили, производственные и ремесленные навыки и т. д. [3, с. 331]. В общефилософском смысле слово означает «определенный тип отношений между последовательными стадиями развивающего объекта, когда „старое" переходит в новое и эффективно работает в нем».

В педагогике традиции рассматриваются как исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение нормы общественных отношений, выполняющие стержневую и генетическую функцию организации общественной жизни, обеспечивающие устойчивое существование и развитие общества [2, с. 133]. Выделяют семейные, трудовые, боевые, этнокультурные и другие традиции. В качестве семейных выступают принятые «в семье нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды, образ действий, которые передаются из поколения в поколение» [8, с. 807]. Они охватывают духовную сферу жизни семьи, формируют эмоциональную близость всех ее членов, чувство единения, наряду с обычаями и обрядами, они присущи каждой семье. Многие из них пришли с давних времен; чаще всего от бабушек в памяти детей, а потом уже и взрослых остаются расска-

зы о том, как в старину на праздниках было принято забавляться, что к столу приготовить, какие песни петь.

В современной России у жителей больших городов уже нет такого почитания традиций, которое было ранее. Тем не менее, во многих семьях сохранились свои традиции, которые передаются из поколения в поколение. К примеру, в многовековом опыте чувашской семьи нравственность занимает центральное место: правильные взаимоотношения между родителями - пример для подражания детям; социальная роль отца - сила, смелость, ответственность, соблюдение общественных норм, материальное обеспечение семьи; социальная норма матери - воспитание у детей сердечности, ласки, снисходительности, доброты, поддержание эмоционально-положительного климата в семье. По нашему мнению, «оказание эмоциональной, психологической поддержки, положительное оценивание деятельности ученика со стороны родителей предоставляют детям максимальную возможность осознать значимость знания родного языка, его перспективность в будущем, в социуме» [10, с. 238].

Фундамент семейных традиций - труд, трудовые традиции, разнообразные по своему содержанию. Основоположник этнопедагогики Г. Н. Волков считал, что «началом всех начал в трудовом воспитании являются целевая установка, ценностные ориентации... Любовь к труду (трудолюбие), к порядку, сделать что-либо полезное ...» [5, с. 136-137]. Формировать в ребенке трудолюбие значит приобщать его к участию в трудовых делах семьи, закреплять за ним обязанности, учить беречь и уважать труд взрослых, прививать умение обслуживать себя, готовность помогать старшим и, главное, выработать привычку к труду.

Трудовое воспитание ребенка в семье надо начинать как можно раньше, когда тот впервые произносит: «Я сам». Это одно из ценных свойств психики развивающегося малыша, оно проявляется очень рано, и семья должна поддерживать это стремление к самоутверждению, осмысливанию окружающего. К тому же в семье у каждого ребенка должны быть свои обязанности, трудовые традиции, которые они должны выполнять неукоснительно. В этом и сила этнической педагогики, имеющей глубокие корни в семейных духовно-нравственных традициях народа.

Семейные традиции позволяют поддержать самоидентичность культуры того или иного народа, гарантируют передачу его уникальных черт и специфических ценностей. В своем исследовании Ш. М.-Х. Арсалиев отмечает: «Взаимодействие обучаемого и этнокультурной информации происходит по следующему алгоритму: восприятие этнокультурной информации; осмысление, соотнесение с личностными смыслами; переработка этнокультурной информации и актуализация. Если личность находит для себя значимые личностные смыслы в данной информации, далее осуществляется ее переработка, в результате которой она, ее содержание и особенности становятся достоинством личности. После этого происходит процесс актуализации переработанной информации, то есть ее использование в ситуациях, требующих личностных проявлений» [1, с. 153].

В современных условиях большая работа по распространению этнокультурной информации, формированию национального самосознания детей ведется в учреждениях дополнительного образования Республики Башкортостан. Наряду с разными типами учреждений дополнительного образования, конкретную работу над ценностным отношением детей к национальному языку, обычаям, нравам, культурной самобытности ведут национальные воскресные школы во взаимодействии с семьями обучающихся.

Организация национальных воскресных школ в системе учреждений дополнительного образования в полиэтническом городе Уфе является идеальным условием приобщения семьи как первичной ячейки общества к воспитанию детей на основе лучших народных традиций. В Республике Башкортостан функционируют 18 воскресных школ: 1 баш-

кирская, 2 татарские, 3 украинские, 5 чувашских (в том числе 2 - в г. Уфе), 1 марийская, 1 польская, 1 армянская, 1 еврейская, 1 немецкая и т.д.

Образовательный процесс в них осуществляется в соответствии с утвержденным учебным планом и разработанными авторскими программами внешкольного дополнительного образования, регламентируется расписанием занятий согласно уровню программ: в 1-4 классах - начальное обучение с нормативным сроком освоения 2 года, в 5-8 классах происходит формирование основ национально-культурной компетенции учащихся с нормативным сроком освоения 3 года, в 9-11 классах, а также у студентов из числа рабочей молодежи - углубленное обучение с нормативным сроком освоения 2 года.

Совместная с мамами и папами, бабушками и дедушками работа в национальной воскресной школе содействует формированию общественного мнения, которое благоприятствовало бы возрождению национального сознания, развитию в регионе культурного многообразия. Это облегчает создание и поддержание в школе естественной этнокультурной среды, обеспечивает будничную связь, преемственность и сочетаемость семейного и школьного воспитания. Кроме того, собирающиеся здесь бабушки и дедушки -это живые энциклопедии по культуре и истории народа. Наблюдаются единение этнической и традиционной педагогики, системный и комплексный подходы в образовательном процессе. На занятиях с обучающимися и их родителями используются разнообразные формы и методы работы.

Очевидно, что в формировании у детей ценностного отношения к принятым в семье нормам, манерам поведения, обычаям, взглядам, образу действий, которые передаются из поколения в поколение в полной мере, может быть использован весь комплекс методов и приемов народной педагогики [6], [9], [10].

Национальные воскресные школы не просто объединяют первичные институты общества (семью и школу), а стремятся сплотить их приобщением к родному языку, обычаям и традициям народа. Здесь в учебно-воспитательной работе широко применяются не только учебники, но и фольклор, опыт жизни старших поколений, осуществляется живая связь семьи и учебного заведения.

В полиэтническом городе национальная воскресная школа является одним из видов учреждений дополнительного образования, идеальным условием для приобщения семьи как первичной ячейки общества к возрождению обычаев и традиций народа. Национальные воскресные школы столицы Республики Башкортостан реализуют идеи педагогики сотрудничества у всех основных его участников - детей, учителей, родителей и общественности.

В национальных воскресных школах, где обучаются родители и дети, организовано три отделения: Малая академия (для дошкольников и школьников), Молодежная ассамблея (для старшеклассников, студентов и молодежи), Народный университет (для родителей). В них обучаются группы начинающих, продолжающих и развивающихся. Как правило, все группы разновозрастные, формируются с учетом владения/невладения родным языком, общеобразовательной подготовки, психофизиологических особенностей. Преемственность поколений обеспечивает связь между прошлым, настоящим и будущим, позволяет вспомнить и возродить обычаи, традиции и праздники. Таким образом, национальные воскресные школы организованы для всей семьи.

Например, в Башкирской воскресной школе обучающиеся вместе с родителями составляют родословную «шэжэрэ», изучая исторические корни своего рода, выявляют историю семьи по материнской и отцовской линиям, рассуждают о почитании рода, обсуждают такие темы, как «Моя родословная», «О чем расскажет семейный альбом», «Горжусь своими родителями» и другие [7, с. 4-5].

В Татарской воскресной школе периодически проводят семейный праздник «Традиции семьи», особое внимание уделяется национальным праздникам, привлекаются ро-

дители, бабушки, дедушки. Традиционным стало проведение праздников «Ураза-гает», «Зэм-зэм» и т. д. Подобные мероприятия учат детей почитать и уважать предков, хранить память о них [7, с. 6-7].

В Немецкой воскресной школе также организовывают семейные праздники, например, «Благодарение за урожай», «Рождество», «Пасха». В них отражается семейный уклад и быт российских немцев, что формирует сущность национальной культуры. Родители и дети готовят выставки. Особый интерес вызывает экспозиция декоративно-прикладного и изобразительного творчества обучающихся. Примером использования народных традиций является праздник «День матери». В этот день дети приходят в школу с мамами и бабушками, проводят совместные мероприятия. На занятиях читают на родном языке стихи о маме, дарят подарки, учат пословицы о мамах [7, с. 12-13].

Атмосфера Еврейской воскресной школы позволяет детям узнать еврейские семейные традиции. В такие праздники, как Шабат, Рош-Ашана, Суккот, Ханука, Песах, вся семья собирается за столом. Есть традиционные правила застолья, которые можно назвать еврейским этикетом, который был и остается краеугольным камнем еврейской семьи. За большим столом в воскресной школе, куда приглашаются родители, братья и сестры, дедушки и бабушки, дети не только постигают секреты застольного этикета, но и учатся общаться, слушать и слышать друг друга [7, с. 14-15].

В Чувашской воскресной школе им. П. М. Миронова реализуются программы «Возвращение к истокам» и «Семья» в рамках дисциплины «Генеалогия». Энциклопедические словари определяют генеалогию как специальную историческую дисциплину, занимающуюся изучением родственных связей людей, истории родов, происхождения отдельных лиц, составлением генеалогических деревьев. Генеалогия - своеобразное познание мира: изучая историю рода, человек лучше понимает историю страны, узнает культурные обычаи и традиции разных эпох. Родословные носят энциклопедический характер: в них содержатся различные сведения по истории и быту народа, описание обычаев и нравов, юридических и моральных этических норм [4].

Процесс обучения строится на изучении понятий «генеалогия», «родословная», «род», «поколение», «потомство», «предок», возникновения фамилий, степени родства, профессий членов семьи, семейных традиций, праздников, увлечений, реликвий. Семья -это «храм» духовности и нравственности, который члены семьи созидают совместными усилиями, значимый в воспитании.

Опыт убеждает, что исследование родословной, семейных традиций способствует развитию интереса к истории семьи, более близкому общению ее членов, помогает решению задач воспитания любви, уважения к своей семье, предкам; привития чувства гордости и уважения к семейным традициям, своему роду [9, с. 56].

Итогом изучения чувашского языка является написание обучающимися на уроках сочинений на темы: «Семейная реликвия», «Секреты молодости бабушки», «Династия нашего рода» и т. д., в которых они с чувством любви и гордости отзываются о своей семье, предках, выражая желание продолжить свой род достойно и благородно, как и многие их предшественники. Также оформляется фотостенд «История семьи из семейных фотографий» совместно с педагогом живописи и рисования.

В школе стало традицией проводить совместно с родителями семейный досуг под названием «Лучшие традиции нашего дома» по следующему плану.

I. Выявление интересов, желаний, значимости семейных традиций.

Проводится анкетирование, анкета включает вопросы: 1. Какие семейные традиции соблюдаются в вашей семье? 2. Как вы относитесь к семейным традициям? 3. Как вы считаете, нужны ли семейные традиции? 4. Какие традиции вы хотели бы привить в своей семье? Было выяснено, что во многих семьях существуют определенные традиции, их значение и важность признаются многими ее членами. Однако настораживает тот факт,

что в некоторых семьях вообще отсутствуют какие-либо традиции или имеется негативное к ним отношение. Особенно это касается молодых людей, которые считают, что семейные традиции напрягают. Люди более зрелого возраста положительно относятся к ним и стараются соблюдать в своих семьях, отмечают, что они нужны. На второй вопрос анкеты были получены следующие ответы: неплохо бы ввести традиции (трудовые подвиги, итоги недели), вспомнить про христианские традиции. Так как в семейных традициях, как в зеркале, отражаются интересы, взгляды, нравственные устои одного или нескольких поколений, люди, воспитанные на семейных обычаях, стараются возродить их при любой возможности. Но не всем удается их сохранить, пронести через время, испытания и невзгоды.

II. Проведение бесед с детьми с презентациями и видеороликами на тему «Семья, семейные традиции».

III. Разучивание детьми стихотворений о семье.

IV. Организация конкурсов мини-сочинений детей «Наши семейные традиции».

Пример из работы Ильи Н. (6 класс): «Важнейший элемент культуры семьи - семейные традиции, под которыми понимаются обычаи, духовные ценности, правила поведения, принятые в данной семье и передающиеся от поколения к поколению. Семейные традиции сближают всех родных, делают семью семьей. Какие существуют семейные традиции в моей семье? Одна из самых замечательных и запоминающихся традиций - это отмечать дни рождения, которые проводятся как маленькие семейные обряды и ритуалы. Дни рождения проходят в кругу семьи. Для этого дня разрабатывается конкурсно-игровая программа, готовится чаепитие со свечами, пожеланиями и поздравлениями. Самый запоминающий момент праздника - это фотографирование, своего рода ведение летописи своей семьи, которая просматривается на следующих днях рождения. Так как мы живем с бабушкой, она нам рассказывает семейные истории: грустные, радостные, забавные моменты жизни наших родственников. Я считаю, что в каждой семье должны быть свои семейные традиции, которые повышают духовный и культурный уровень семьи».

V. Составление детьми совместно с родителями генеалогического древа. Дети выступают в роли историков, писателей, а родители пишут отзывы.

VI. Организация конкурсов «Генеалогическое древо», «Самая вкусная выпечка». Дети называют традиционные блюда семьи и рассказывают о них.

VII. Оформление фотогазет и фотоплакатов с шутливыми комментариями, фотовыставки «Загляните в семейный альбом».

VIII. Изготовление совместно с учителем рисования приглашений на семейный досуг «Лучшие традиции нашего дома».

IX. Проведение итогового мероприятия «Семейные традиции». Обобщаются результаты, каждая семья делится впечатлениями, рассказами о самых значимых событиях рода, успехами и достижениями и т. д., в конце подводятся итоги конкурсов с награждением победителей памятными подарками и традицией гостеприимства - чаепитием.

Итак, создавать собственные традиции семьи необходимо, но при этом надо предусмотреть, чтобы то или иное событие было ярким и запоминающимся для ребенка, позитивным, чтобы повторяющееся событие соблюдалось в обязательном порядке, чтобы в этом традиционном мероприятии было то, что повлияло бы на его чувства и восприятие, на общение и взаимопонимание.

Резюме. Важнейшая роль в формировании у обучающегося ценностного отношения к принятым в семье нормам, манерам поведения, обычаям и взглядам, образу действий отводится взаимодействию школы и семьи, выстраиванию в воскресных национальных школах системы дополнительного образования образовательного процесса как взаимодействующего и взаимодополняющего, гармонично использующего формы, мето-

ды и рекомендации традиционной и народной педагогики, порождающего динамическую систему личностно-ценностного взаимодействия всех его субъектов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арсалиев Ш. М.-Х. Информационные технологии в этнопедагогическом процессе // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2018. - № 2(98). - С. 149-155.

2. Барболин М. П., Колесов В. И. Семейные нравы, традиции, обычаи и проблемы устойчивости современной семьи//Вестник Санкт-Петербургского университета MBД России. -2008. -№4(40). - С. 133-138.

3. Большая российская энциклопедия : в 35 т. Т. 32. - М. : Науч. изд-во «Большая Российская энциклопедия», 2016. - 745 с.

4. Большая советская энциклопедия : в 30 т. Т. 5. - М. : Советская энциклопедия, 1971,- 640 с.

5. Волков Г. И. Педагогика жизни. - Чебоксары : Чуваш, кн. изд-во, 1989. - 335 с.

6. Иванова Е. К., Пашина Л. И. Формирование этнокультурных знаний и умений у детей и подростков в учреждениях дополнительного образования (на примере Чувашской воскресной школы им. П. М. Миронова) // Искусство, культура, образование: методология, теория, практика : сборник научных статей. - Чебоксары, 2016.-С. 123-129.

7. Информационный бюллетень «Башкортостан - Дом дружбы». - 2009. - № 1. - 23 с.

8. Ожегов С. И., Шведова И. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений. - М. : А ТЕМП, 2006. - 944 с.

9. Пашина Л. И., Иванова Е. К Использование этнопедагогических идей в учебно-воспитательной работе в Чувашской воскресной школе им. П. М. Миронова // Педагогика и психология: прошлое, настоящее, будущее : сборник научных трудов. - М. ; Чебоксары, 2013. - С. 55-60.

10. Пашина Л. И., Иванова Е. К. Этнокультурная среда школы как фактор формирования духовно-нравственных ценностей у обучающихся // European Social Science Journal. - 2017. - № 10. - С. 223-229.

UDC 37.035.6:37.018.1

L. N. Pashina1, E. K. Ivanova2

INTERACTION OF NATIONAL SUNDAY SCHOOL AND FAMILY AS A FACTOR OF FORMATION OF VALUE ATTITUDE AT STUDENTS

TO FAMILY TRADITIONS

'P. Mironov Chuvash Sunday School, Ufa, Russia 2I. Ulyanov Chuvash State University, Cheboksary, Russia

Abstract. The article analyzes the influence of targeted activities on the study of family and family traditions in the national Sunday schools in the Republic of Bashkortostan. The article describes the pedagogical experience of P. Mironov Chuvash Sunday School in Ufa as one of the types of institutions of additional education, where the conditions to study family traditions in interaction between the national Sunday school and the family. The study of family tree and family traditions promotes closer communica-

© Pashina L. N., Ivanova E. K., 2018

Pashina, Lyubov Nikolaevna - Teacher, P. Mironov Chuvash Sunday School, Ufa, Russia; e-mail: pashina.Liuba@yandex.ru

Ivanova, Ekaterina Konstantinovna - Doctor of Pedagogics, Professor of the Department of Philosophy, Sociology and Pedagogics, I. Ulyanov Chuvash State University, Cheboksary, Russia; e-mail: Ivanova_EK_chuvsu@mail.ru

The article was contributed on October 17, 2018

tion between family members, supports the connection of generations, develops interest to the history of the family, supports and transmits spiritual values of the family.

Keywords: family traditions, national customs, moral foundation of generations, traditions, family legacy, value orientations, national Sunday schools.

REFERENCES

1. Arsaliev Sh. M.-H. Informacionnye tekhnologii v etnopedagogicheskom processe // Vestnik Chuvash-skogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ya. Yakovleva. - 2018. - № 2(98). - S. 149-155.

2. Barbolin M. P., Kolesov V. I. Semejnye nravy, tradicii, obychai i problemy ustojchivosti sovremennoj sem'i // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. - 2008. - № 4(40). - S. 133-138.

3. Bol'shaya rossijskaya enciklopediya : v 35 t. T. 32. - M. : Nauch. izd-vo «Bol'shaya Rossijskaya enciklopediya», 2016. - 745 c.

4. Bol'shaya sovetskaya enciklopediya : v 30 t. T. 5. -M. : Sovetskaya enciklopediya, 1971 - 640 s.

5. Volkov G. N. Pedagogika zhizni. - Cheboksary : Chuvash, kn. izd-vo, 1989. - 335 s.

6. Ivanova E. K., Pashina L. N. Formirovanie etnokul'turnyh znanij i umenij u detej i podrostkov v uchrezhdeniyah dopolnitel'nogo obrazovaniya (na primere Chuvashskoj voskresnoj shkoly im. P. M. Mironova) // Iskusstvo, kul'tura, obrazovanie : metodologiya, teoriya, praktika: sbornik nauchnyh statej. - Cheboksary, 2016. -S. 123-129.

7. Informacionnyj byulleteri «Bashkortostan - Dom druzhby». - 2009. - № 1. - 23 s.

8. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka: 80000 slov i frazeologicheskih vyra-zhenij. - M. : A TEMP, 2006. - 944 s.

9. Pashina L. N, Ivanova E. K. Ispol'zovanie etnopedagogicheskih idej v uchebno-vospitatel'noj rabote v Chuvashskoj voskresnoj shkole im. P. M. Mironova // Pedagogika i psihologiya: proshloe, nastoyashchee, budu-shchee : sbornik nauchnyh trudov. -M. ; Cheboksary, 2013. - S. 55-60.

10. Pashina L. N, Ivanova E. K. Etnokul'turnaya sreda shkoly kak faktor formirovaniya duhovno-nravstvennyh cennostej u obuchayushchihsya // European Social Science Journal. - 2017. - № 10. - S. 223-229.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.