Научная статья на тему 'Фольклор как средство формирования этнокультурных ценностей школьников в системе дополнительного образования'

Фольклор как средство формирования этнокультурных ценностей школьников в системе дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1501
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ВОСКРЕСНЫЕ ШКОЛЫ / ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ЦЕННОСТИ / ФОЛЬКЛОР / RАБУЛИ АХБОР / ETHNIC INTERACTIONS / NATIONAL SUNDAY SCHOOLS / UNIVERSAL HUMAN VALUES / FOLKLORE / SYSTEM OF CHILDREN SUPPLEMENTARY EDUCATION / FOLKLORE AND ETHNOGRAPHIC STUDIO / EXPERIMENTAL STUDY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пашина Л.Н., Иванова Е.К.

В статье рассматривается опытно-экспериментальная работа по формированию этнокультурных ценностей школьников средствами фольклора в национальной воскресной школе им. П. М. Миронова. Дается определение этнокультурных ценностей. Освещается деятельность разнообразных видов дополнительных образовательных учреждений, созданных в городе Уфе, в которых главной задачей выступает создание условий для изучения родного языка, истории, культуры своего народа и обеспечения языковой среды общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOLKLORE AS A MEANS OF CREATING ETHNO-CULTURAL VALUES IN THE SYSTEM OF SUPPLEMENTARY EDUCATION

The interpretation of the concept of “values” in the philosophical, sociological, psychological, pedagogical, cultural and general social studies literature is described in the article. The definition of ethno-cultural values is given. An overview of the activities of various kinds of additional educational institutions established in the city of Ufa (Bashkir, Chuvash, Tatar, German, Ukrainian, Jewish, Armenian Sunday schools) is provided. The experimental work on the formation of cultural values of schoolchildren by the folklore in the P.M. Mironov Chuvash national Sunday school, whose main task is to create conditions for learning the mother tongue, history and culture of its people and the culture of communication, is expanded. The study has shown that properly constructed teaching and educational process in the national Sunday school, the methods used and the form confirms that the study of children’s Folklore would contribute to the formation of cultural values. Diagnostic card supposed to determine the level of knowledge, skills, attitudes, values, relationships and personal growth has been developed.

Текст научной работы на тему «Фольклор как средство формирования этнокультурных ценностей школьников в системе дополнительного образования»

УДК 37

ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ

В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Л. Н. Пашина, Е. К. Иванова

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы Россия, Республика Башкортостан, 450077 г.Уфа, ул. Чернышевского, 25 а.

Чувашский государственный университет им. И. Н. Ульянова Россия, Чувашская республика, 428000, г. Чебоксары, пр-т Московский, д. 15.

Email: pashina. liuba@yandex. ru В статье рассматривается опытно-экспериментальная работа по формированию этнокультурных ценностей школьников средствами фольклора в национальной воскресной школе им. П. М. Миронова. Дается определение этнокультурных ценностей. Освещается деятельность разнообразных видов дополнительных образовательных учреждений, созданных в городе Уфе, в которых главной задачей выступает создание условий для изучения родного языка, истории, культуры своего народа и обеспечения языковой среды общения.

Ключевые слова: межэтнические взаимодействия, национальные воскресные школы, общечеловеческие ценности, этнокультурные ценности, фольклор.

Современный процесс демократического развития страны настоятельно диктует необходимость возрождения, сохранения и развития материальных и ду-

ховных ценностей общества. Российская Федерация является многонациональным государством, поэтому вопросы межэтнического взаимодействия, формирование у учащихся этнокультурных ценностей являются, несомненно, актуальными.

В Стратегии государственной национальной политики в Российской Федерации на период до 2025 г. указывается на то, что многообразие национального (этнического) состава России, исторический опыт межкультурного и межрелигиозного взаимодействия, сохранение и развитие традиций проживающих на ее территории народов являются общим достоянием российской нации, служат фактором укрепления российской государственности и определяют позитивный вектор дальнейшего развития межнациональных отношений в Российской Федерации [ 1].

Функционально значимыми для этнического общества являются элементы бытовой культуры и сумма знаний, которые ориентируют повседневную жизнедеятельность. Этническая культура развивается как неповторимая и уникальная и как часть мировой культуры, осознающая и проявляющая себя в ней. Но в обоих случаях этническая культура выражает в той или иной степени общечеловеческое начало.

Многие исследователи рассматривают этнокуль-туру как совокупность традиционных ценностей, отношений и поведенческих особенностей, воплощенных в материальной, духовной, социальной жизнедеятельности этноса, сложившихся в прошлом, развивающихся в исторической социодинамике и постоянно обогащающих этнической спецификой культуру. Сторонники данного подхода (Г. А. Аванесова, В. Г. Бабакова, Э. В. Быкова) утверждают, что этническая культура -это совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов данного общества.

Поэтому этническая культура позволяет приобщить каждого к ценностям и достижениям родного народа, имеющим непреходящий характер, т. к. многообразные этнические традиции, обряды, обычаи, праздники, кодексы, символы служат выражением общечеловеческих ценностей, которые, в свою очередь, приумножают духовное богатство общества [2, с. 4-9].

Проблема ценностей наполняла и наполняет содержанием любую сферу человеческой деятельности. Отсюда существует достаточно большое количество определений ценности. Рассмотрим интерпретацию понятия «ценность» в философской, социологической,

психологической, педагогической, культурологической и обществоведческой литературе.

В Советском энциклопедическом словаре «ценность» описывается как положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, класса, группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений, критериев и способов оценки этой значимости, выраженных в нравственных принципах и нормах, идеалах, установках, целях. Различают материальные, общественно-политические и духовные ценности; положительные и отрицательные ценности [3, с. 1473].

В понимании сущности феномена ценности в философии существуют два аспекта. Первый аспект рассматривает ценность как значение того или иного предмета или явления для человека. Ценность характеризует качество данного предмета. Второй аспект под ценностью понимает само явление (материальное или идеальное), имеющее значение для человека.

Так, например, М. С. Каганом [4], О. А. Музыкой [5], И. И. Докучаевым [6] и др. указывается, что всякая ценность - цель сама по себе, к ней стремятся ради нее самой, поскольку она - идеал. Постоянно находясь в мире альтернатив, человек вынужден выбирать, критерием чего становится ценность, достижение которой выполняет функцию регуляции поведения людей. Отдельные авторы, в частности, Е. Л. Ясюченя, выделяют на первый план идеалы, т.е. модели должного. По ее мнению, идеал - это мысленный образец совершенства, норма, к которой следует стремиться как к конечной цели [7, с. 266-271].

В Новейшем психологическом словаре ценность определяется как понятие, используемое в философии и социологии для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного (В. Б. Шапарь, В. Е. Россо-ха, О. В. Шапарь). Выделяется ценности как: 1) общественные идеалы, они же и общечеловеческие (истина, красота, справедливость); 2) конкретное воплощение общественных ценных идеалов (этических, эстетических, политических, правовых и др.); 3) личностные ценности, которые отражаются в сознании в форме ценностных ориентаций и служат важным фактором в социальной регуляции взаимоотношений людей и поведения индивида [8, с. 747].

Не отрицая всех предыдущих определений ценности, мы придерживаемся определения, данного в современном словаре по педагогике, где определяется,

что ценность - это любой объект (в т.ч. идеальный), имеющий жизненно важное значение для субъекта (индивида, группы, слоя, этноса). В широком понимании в качестве ценности могут выступать не только абстрактные привлекательные смыслы или ситуативные ценности, но и стабильно важные для индивида конкретные материальные блага. В более узком значении принято говорить о ценности как о духовных идеях, заключенных в понятиях, которые имеют высокую степень обобщения. Формируясь в сознании, эти ценности постигаются в ходе освоения культуры [9, с. 869].

Этнические ценности возникают из социокультурной среды этноса (аксиосфера этноса). В определенной этнокультурной среде происходит ценностное отношение к миру, его ценностное осмысление. Наша точка зрения совпадает с этим мнением, т.к. человек впитывает в себя ценности той культуры, в которой воспитывается и растет. Ее носителями являются язык, способы поведения, обычаи, система знаний, наука, литература и искусство. Поэтому этнические ценности - это черты национального характера (милосердие, доброта, чуткость, скромность, взаимовыручка), формы жизнеобеспечения (народные промыслы, охота на диких зверей, бортничество), бытовые обычаи и особенности национального этикета (манера поведения среди людей, манера одеваться, уважительное отношение к представителям старшего поколения, защита слабых), особенности религиозности (духовность, вера в существование Бога, система верований), элементы обыденного мировоззрения (убеждения, идеалы, принципы, ценностные ориентации), национальная мифология, черты народной художественной культуры [10, с. 3-4; 11 с. 2-4], традиции, ритуалы, обряды, эталоны (символика, знаки, характеризующие национальные особенности) [12 и др.], историческое прошлое (судьба народа на протяжении веков, судьба национальных героев), мифы, святыни (святые для народа места, лица, историческая память о национальных героях) сказания, эпос, сказки, песни, танцы; предметы, явления окружающей реальной действительности, являющиеся продуктом социально-экономической, духовной, общественно-политической деятельности группы людей, говорящих на одном языке, связанных единством своего происхождения, укладом жизни, образ мыслей, поведение субъектов данной социокультурной среды, оказывающие доминирующее воздействие на формирование и социализацию личности [13, с. 200]. Эти подходы охватывают следующие характеристики: родная земля, язык и национальная культура; прогрессивные народные традиции; художественно-эстетические потребности народа; ценностные качества личности.

Сохранение, развитие и углубление этнокультурных ценностей своего народа является одним из актуальных ориентиров формирования и развития личности национальных воскресных школ, созданных в Республике Башкортостан.

В настоящее время в республике функционируют около 20 муниципальных национальных воскресных школ, которые включены в систему дополнительного образования детей - это воскресные школы нового поколения, центры этнического возрождения, просвещения и культуры. Они создавались по инициативе национальных центров, родительской общественности при наличии необходимых условий для обучения и воспитания детей в местах компактного проживания данного населения и призваны удовлетворить духовные, культурные и образовательные потребности многонационального населения республики.

Главной задачей воскресных школ является создание этнокультурной и этноязыковой среды, условий для изучения родного языка, истории, культуры народа и формирования этнокультурных ценностей. Название «воскресная» образовано от дня проведения занятий, они обычно проводятся в воскресный день. Есть и такой термин, как «однодневные школы».

Национальные воскресные школы осуществляют образовательный процесс в соответствии с уровнем программ дополнительного образования трех ступеней:

1 ступень (1-4 классы) - начальное обучение (нормативный срок освоения 2 года);

2 ступень (5-8 классы) - формирование основ национально-культурной компетенции учащихся (нормативный срок освоения 3 года);

3 ступень (9-11 классы, студенты, рабочая молодежь) - углубленное обучение (нормативный срок освоения 2 года) [14].

В учебных планах школ предусмотрены: родной язык и литература, история и культура родного народа, народные музыкальные инструменты, музыка, танцы и ритмика, народно-прикладное искусство и фольклор, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Предметы по выбору: основы искусств, основы компьютерной грамоты, театральное искусство. Кружки по различным предметам. Основная цель кружков -подготовка детей к различным конкурсам, фестивалям и праздникам.

В национальных воскресных школах широко используются фольклор, музыка, народно-прикладное искусство, знакомство с родным краем и его народом для формирования этнокультурных ценностей. Соприкосновение ребенка с народным искусством, традициями, историей, природой родного края, участие в народных праздниках помогут духовно обогатить ребенка, поддержать его интерес к прошлому и настоящему. Погружая ребенка в национальный быт, мелодику речи, песен, мы создаем естественную среду для овладения языком родного народа, его народными традициями, укладом жизни, тем самым формируем любовь к малой и большой Родине.

Приобщение школьников к фольклорному наследию имеет большое воспитательное значение, т.к. наиболее эффективно воздействует на эмоциональный мир ребенка. Детский фольклор, по мнению его крупнейшего исследователя Г. С. Виноградова, вызван к жизни «педагогическими надобностями народа, чтобы вырастить человека здорового телом и душой» [15].

Ученые и практики утверждают, что фольклор является носителем определенной информации (опыта человечества); его музыкальный язык прост, доступен, и в то же время безгранично богат и выразителен, а музыкальная интонация органично сливается с речевой интонацией; свойственное фольклору импровизационное начало открывает перспективы для развития творческой инициативы, художественного мышления, музыкальных способностей детей; синкретичность фольклора, в котором музыка органически взаимосвязана с игрой [16].

Музыкальное искусство как один из самых эмоциональных и универсальных видов художественной культуры помогает человеку почувствовать и понять духовное единство и самобытность представителей разных национальностей и вероисповеданий, всесторонне развивая гуманистический личностно-социаль-ный потенциал участников музыкально-образовательного процесса (Э. Б. Абдуллин, Л. Г. Арчажнико-ва, Е. Н. Борисова, О. В. Бочкарева, Р. А. Тельчарова, Г. М. Цыпин и др.).

Фольклор в жизни каждого человека был, есть и будет неотъемлемой частью духовной жизни. Он является одним из основных источников при изучении прошлого, остается и важным средством воспитания характера, лучших человеческих качеств: мужества, смелости, стойкости, честности, доброты и мудрости.

В Башкирской воскресной школе фольклор изучается по блокам - народные игры, башкирское народное творчество, творчество сэсэнов, сказителей, просветителей. На этих занятиях преимущественно используются игровой и ролевой методы, что вызывает у ребят явный интерес к теме, т.к. они сами являются исполнителями.

У каждого народа имеется индивидуальность, которая выражается в народных песнях и танцах. Поэтому особое место в национальных воскресных школах среди изучаемых предметов принадлежит развитию музыкально-творческих способностей детей, в частности, развитие певческих навыков на родных языках; разучивание песен, танцев, обычаев и обрядов. В Башкирской воскресной школе ведется предмет «Народные музыкальные инструменты, танцы и песни». На этих занятиях дети обучаются игре на башкирском народном музыкальном инструменте курае, изучают технику исполнения и историю возникновения инструмента. Курай - очень древний инструмент - своеобразный учебник жизни для своей нации - оказал сильное воздействие на нравственность и этическое видение детей и молодежи в течение многих веков.

В Татарской воскресной школе организована фольклорная группа, которая ежегодно проводит благотворительные концерты в лечебных учреждениях, детских домах, регулярно выступает на школьных мероприятиях, праздниках, районных смотрах и конкурсах, городских мероприятиях.

Задачей предмета «Фольклор» Украинской школы является развитие представления обо всех жанрах фольклора, отражающих живую душу народа, помогающих формировать сознание национальной полноценности. В школе занимаются фольклорный ансамбль «Козаки», молодежный фольклорный ансамбль «Про-минь», лауреаты многих международных конкурсов.

На уроках музыки в Еврейской школе широко внедряются интегрированные уроки. Так, например, изучение песен на уроках музыки позволяет не только изучать мелодии, но и облегчает изучение иврита. Также урок музыки тесным образом взаимосвязан с предметом «Традиции». Регулярно проводящиеся в школе мероприятия, посвященные датам еврейского календаря, обязательно оформляются музыкально, а именно исполнением учащимися песен, соответствующих этим датам. С 2008-2009 учебного года в Еврейской школе были открыты группы для учащихся 4-7 лет, где основные учебные предметы изучаются через фольклор. Например, на уроках «Традиции» морально-этические нормы преподносятся детям через сказку. Занятия проходят в форме игр-инсценировок. К малышам «приходят» предметы из еврейского дома: шабат-няя свеча, кипа, ханукия, мезуза, тфилин, маца, яблочко в меду, еврейская книжка «Мегилат Эстер» и т.д. Все они рассказывают еврейские сказки, мидраши, связанные с данным предметом, а на уроках рисования дети эти сказки иллюстрируют. Учащиеся этого возраста также участвуют в спектаклях, которые подготавливаются всей школой, играют небольшие роли, тем самым погружаясь в мир еврейского праздника.

Одним из направлений деятельности Чувашской воскресной школы является изучения фольклора. Фольклор чувашского народа богат и разнообразен:

колыбельные песни, частушки, сказки, прибаутки, потешки, считалки, игры, загадки, пословицы и поговорки, легенды и предания. И было бы неправомерно не использовать этот бесценный клад для речевого развития школьников. В школе организован детский фольклорный ансамбль «Пукане - Куклы», целью работы которого является сохранение и изучение народных обычаев и обрядов чувашей. В школе часто организовываются совместно с родителями и старшими детьми детские фольклорные музыкально-игровые композиции, массовые праздники, связанные с традициями, обычаями, ритуалами народной культуры, осуществляя так преемственность поколений.

Цель Немецкой воскресной школы - это организация музыкального коллектива с репертуаром, включающим в себе произведения на немецком языке. Большое место в программе отводится собственно творческой деятельности детей: художественному творчеству, пению, драматизации, что способствует развитию воображения, развивает интеллектуальные и эстетические способности, расширяет социально-коммуникативные умения. На детских праздниках, проводимых в школе, дети поют песни, которые пели их прабабушки и бабушки.

В Армянской школе активно изучаются армянские народные танцы и армянские народные песни вместе со взрослыми - дедушками, бабушками.

Между национальными школами налажены дружеские отношения, в связи с этим создаются условия для своеобразного «диалога культур», в процессе которого учащиеся знакомятся с культурами других народов, проживающих на территории Башкортостана, что способствует укреплению дружбы между народами, воспитанию уважения к языку, культуре и традициям других народов. Формирует личности учащегося на основе общечеловеческих ценностей, прогрессивных народных традиций. С этой целью в республике ежегодно организовывается Международный фестиваль национальных культур «Содружество», где каждая воскресная школа демонстрирует национальные народные песни, танцы и игры.

Таким образом, в педагогической практике национальных школ богатейший потенциал фольклора является общепризнанным средством в решении задач общего, эмоционально-нравственного, патриотического, эстетического и собственно музыкального воспитания и развития ребенка. Умелое использование материала фольклора в процессе обучения содействует духовному обогащению личности, помогает детям лучше понять и полюбить историю своего народа, формирует этнокультурные ценности.

Для изучения влияния фольклора на формирование этнокультурных ценностей школьников нами проводилась экспериментальная работа в Чувашской воскресной школе им. П. М. Миронова г. Уфы РБ. Целью программы эксперимента является использование фольклора как средства формирования этнокультурных ценностей у группы школьников фольклорно-этнографической студии «Хунав» («Росточек») в воскресной школе. Содержание данной программы разработано в соответствии с требованиями программ нового поколения (ФГОС) и нового Закона «Об образовании РФ», вступившего в законную силу с 1 сентября 2013 г.

Данная программа направлена на формирование субъективно-значимого опыта приобщения к ценностям народной культуры, любви и уважения к малой Родине, ее истории, родному языку, своему народу, его обычаям и идеалам, содействию формирования у

школьников таких этнокультурных ценностей, как: трудолюбие, честность, уважение к старшим, взаимовыручка, ответственность, умение дружить и др.

Программа ориентирована на школьников младшего, среднего возраста и рассчитана на четыре года обучения.

Первый год обучения - этап «вхождения» в народное искусство, первого практического знакомства с ней.

Основными видами деятельности детей на занятиях фольклором являются: слушание, восприятие, игры (музыкальные, словесные), пение. Кроме того, они впервые знакомятся с народным календарем (по временам года), народными обычаями и обрядами. Этнографический материал дети осваивают на уроках родного языка, истории и культуры, где знакомятся с этнокультурными ценностями своего народа.

В процессе первого этапа формируется интерес к изучению фольклора на основе близких и понятных детям материалов народного творчества детского (потешного) фольклора. У детей развивается умение петь, танцевать, устное словесное мастерство. А также в этот период особое внимание уделяется речевой интонации. У детей развиваются навыки выразительного интонирования. Приобретаются навыки «разыгрывания» простейших фольклорных композиций. Все это достигается через игровые технологии, которые способствуют формированию этнокультурных ценностей.

Особенностью обучения второго года является интенсивное освоение фольклорных традиций через народные игры. На этом этапе большое внимание уделяется изучению местного фольклорного материала. Расширяется круг знаний о календарных обрядах и песенных жанрах обрядового фольклора. Инновационной практикой на этом этапе обучения в программе является выделение народных ценностей в фольклорном материале, значимых для детей этого возраста, т. е. на уроках внимание детей акцентируется на обогащении их представлений о нормах жизни, идеалах. Дети знакомятся с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека.

Активизируются коллективные и индивидуальные формы работы.

Основные часы занятий третьего и четвертого годов обучения предполагают переход от изучения к практическому применению своих знаний и умений. Организация деятельности предполагает собственный поиск, отбор дел, планирование целей и средств их решения, собственную оценку своих действий, обмен опытом и другие действия, совместнаую с педагогом учебно-исследовательскую и проектную деятельность.

Дети участвуют в театрализованных постановках, знакомятся с новым видом народных игр. Коллективно прослушивают и читают рассказы, сказки, притчи с последующим обсуждением и анализом действий героев. В народных играх дети приобретают практику взаимодействия со сверстниками, взрослыми. Правильно подобранные игры способствуют развитию таких качеств, как: взаимовыручка, честность, уважение, ответственность, умение дружить.

А также на этом этапе у детей появляется более точное определение и стабилизация интересов, поэтому это этап «творческого самоопределения» ребенка в одном из видов народного творчества, наиболее соответствующих его наклонностям, способностям и желаниям.

Особенность программы третьего и четвертого годов обучения - организация воспитательной системы с учетом региональной специфики и включение народной культуры в разнообразные формы жизнедеятельности школьников.

В эксперименте были задействованы 2 группы детей младших классов (7-8 лет) первого года обучения (по 16 детей в каждой группе).

Эксперимент проводился в три этапа: констатирующий, формирующий, итоговый.

С целью осуществления мониторинга уровня сформированности этнокультурных ценностей участников эксперимента была разработана диагностическая карта, предназначенная для выявления уровня знаний, умений, поведения, ценностных отношений и личностного роста.

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы осуществлялся нами на основании данных, полученных посредством авторских диагностических методик, а также специально разработанных критериев и показателей.

Например, для оценивания уровня понимания значения этнокультурных ценностей, выраженных в детском фольклоре, использовались следующие критерии: умение различать положительные и отрицательные нравственные качества, которые были проведена по методике В. Р. Калининой [17] «Цветового теста отношений». Для характеристики положительных нравственных качеств дети выбирали в основном яркие цвета, а для отрицательных - черный, коричневый, серый.

По методике Г. М. Фридмана [18, С. 326-341] «Что мы ценим в людях?» дети рассказывают о своих знакомых, на которых хотелось или не хотелось бы походить, при этом называют нравственные качества, которые им нравятся или не нравятся в людях.

Наличие этнокультурных ценностей у школьников проверялось заданиями практического характера, например, разыгрывание и обсуждение различных проблемных жизненных ситуаций: инсценировка детских народных сказок, притчи, считалок и т.д.

Применялись задания и творческого характера: составить предложения на заданную тему по опорным словам: дружба, трудолюбие, честность, уважение к старшим, взаимовыручка, ответственность; подобрать синонимы к выделенным словам; дописать рассказ, составить ответы на вопросы, озаглавить рассказ, сочинить сказку; написать отзыв о проведенном мероприятии и т.д.

В соответствии с этими критериями мы определили уровни освоения дополнительной образовательной программы.

Высокий уровень: школьник различает виды и жанры детского фольклора, развито понимание истории своей нации, своего этноса в мировом историческом процессе, может назвать положительные и отрицательные нравственные качества, выраженные в этнокультурных ценностях, умеет анализировать, сравнивать, охарактеризовать ценности, выражать их в различных поступках.

Он проявляет инициативность и самостоятельность в различных видах деятельности, участвует во многих республиканских и городских конкурсах и мероприятиях, занимает призовые места. Занимается исследовательской деятельностью, используя при этом краеведческий и фольклорный материал.

Средний уровень: школьник может назвать с помощью педагога виды и жанры детского фольклора, определить положительные и отрицательные нравственные качества, выраженные в этнокультурных ценностях, может анализировать, сравнивать, охарактеризовать ценности, но в различных поступках эти ценности не всегда четко проявляются.

Он не проявляет инициативности и самостоятельности в различных видах деятельности, редко участвует в республиканских и городских конкурсах и мероприятиях, не всегда занимает призовые места. Занимается исследовательской деятельностью, используя при этом краеведческий и фольклорный материал.

Низкий уровень: школьник может назвать некоторые виды и жанры детского фольклора, с трудом называет положительные и отрицательные нравственные качества, выраженные в этнокультурных ценностях. не может анализировать, сравнивать, охарактери-зовывать ценности, выражать их в различных поступках не умеет.

Он практически не проявляет инициативы, самостоятельности в различных видах деятельности. Не участвует в республиканских и городских конкурсах. В школьных мероприятиях принимает пассивное участие, ожидает причинного давления со стороны учителя. При творческой работе мало использует фольклорный и краеведческий материал.

По результатам обследования была заполнена Диагностическая карта для детей обеих групп. В результате каждый участник группы набрал определенное количество баллов, которое было определено как среднее арифметическое из суммы всех выставленных баллов. Показатели воспитанников на констатирующем этапе эксперимента не имели существенных различий, у большинства обучающихся наблюдается низкий уровень сформированности этнокультурной ценности и лишь у небольшой части - средний.

В связи с этим в процессе формирующего эксперимента перед педагогами встала задача построения учебно-воспитательного процесса с учетом: 1) формирования национального самосознания, развития у ребенка системы этнокультурных и общечеловеческих ценностей, опираясь на детский фольклор; 2) понимания роли своей нации, своего этноса в мировом историческом процессе; 3) необходимости внедрения системы этнокультурного воспитания с использованием наиболее эффективных подходов современной педагогической теории и практики.

С целью развития интереса для дальнейшего самообразования, готовности учащихся к учебному процессу в воскресной школе занятия в экспериментальной группе проводились в форме игры, общения, дискуссии, конкурса, викторины и экскурсии и др.

Игра - любимый и основной вид деятельности ребенка. Именно в игре наиболее интенсивно проявляется и развивается личность, испытывает чувство успеха, появляется потребность в самореализации, самоутверждении. Театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры, сюжетно-дидактические игры, творческие игры, мини-сценки, игры с куклами, используемые на уроке родного языка играют важную роль в развитии разговорной речи, в развитии сценического мастерства, в формировании личности. Маленькие артисты великолепно передают образ героев и дух сказки: разнообразие жестов, поз, выражений лиц. В процессе ролевой игры усваиваются нормы человеческих взаимоотношений (уважение к старшим, способы доброжелательного отношения), познается дружба, честность, формируется умение оказания взаимопомощи, поскольку именно взаимопомощь помогает успешно справиться с учебой.

Кроме того, активно использовали пословицы и поговорки о дружбе, взаимопомощи, трудолюбии: «Все за одного, один за всех», «Живи для людей, поживут и люди для тебя», «Кто трудится, тот голодным не останется». С вопросами: Как вы понимаете смысл

этих пословиц? Как вы считаете, актуальны ли они сегодня? применяли методы самостоятельной работы с творческими заданиями: какие вы знаете пословицы и поговорки о труде, дружбе, взаимовыручке, честности, уважение к старшим и т.д.; составление сочинения-рассуждения по данным пословицам и т.д.; оформление «Словарика терминов этнокультурных ценностей»; подготовка и проведение внеклассных мероприятий таких как: КВН, «Фольклорный праздник», викторина «Чувашские пословицы и поговорки, загадки», посиделки «Улах»; инсценировка народных сказок: «Юлхав», «Репка» на чувашском языке. Важное значение имеет участие школьников в городских, республиканских и региональных фестивалях, концертах, конкурсах, где формируются трудолюбие, взаимовыручка, взаимоуважение; умение общаться, уступать, слушать других; развитие умения ответственного поведения при выполнении серьезных поручений.

В процессе педагогического эксперимента констатированы изменения отношения, мотивации к учебной деятельности респондентов, фактором которых выступало участие в городских, республиканских и региональных фестивалях, концертах, конкурсах и анализ концертного выступления в форме беседы, подготовка тезисов о проведенных мероприятиях и сценарий предстаящего мероприятия совместно с педагогом.

После проведения определенной работы с учащимися по программе фольклорно-этнографической студии «Хунав» («Росточек») для проведения сравнительного анализа результатов исследования мы провели контрольный срез. Он осуществлялся в основном по методике констатирующего этапа экспериментальной работы.

Сравнительная характеристика распределения респондентов по уровням сформированности этнокультурных ценностей

Этапы Группы Уровни

низкий средний высокий

чел. % чел. % чел. %

I этап Контрольная 11 55 5 25 4 20

Экспериментальная 9 56.2 5 31.2 2 12.5

II этап Контрольная 8 40 7 35 5 25

Экспериментальная 2 12.5 4 25 10 62.5

Приведенные цифры показывают, что в результате реализации разработанной программы в экспериментальной группе произошли большие изменения. Так, на втором этапе количество респондентов экспериментальной группы с высоким уровнем сформиро-ванности выросло с 12.5 до 62.5 %, а в контрольной группе - только с 20 до 25%, а со средним уровнем с 31.2% снизилось до 25% за счет перехода на высокий уровень. Количество испытуемых с низким уровнем, уменьшилось с 56.2 до 12.5. В контрольной группе тоже есть положительные изменения, но они не существенны. Итак, опытно-экспериментальная работа по формированию этнокультурных ценностей детей в национальной воскресной школе оказалась достаточно эффективной и подтверждает наше предположение.

Таким образом, правильно построенный учебно-воспитательный процесс в национальной воскресной школе, применяемые методы и формы подтверждают, что изучение детского фольклора будет способствовать формированию этнокультурных ценностей, почтительному отношению к культурным традициям своей нации и к традициям других народов. Поэтому делаем вывод о том, что фольклор самый продуктив-

ный путь к формированию интереса к культуре края,

формированию этнокультурных ценностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Стратегия государственной национальной политики РФ на период до 2025 г. // Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. №1666.

2. Веденин Ю. А. Современные проблемы сохранения наследия // Культурное и природное наследие в региональной политике. Тезисы докладов республиканской научно-практической конференции. Ставрополь: СГУ, 1997. С. 4-9.

3. Советский энциклопедический словарь. Изд. 4-е. М.: Сов. энциклопедия, 1987. 1600 с.

4. Каган М. С. Философская теория личности. СПб.: ТОО ТК Петрополис, 1997. 205 с.

5. Музыка О. А. Ценностно-оценочный фактор в контексте социосинергетической парадигмы. Ростов н/Д: изд-во Рост. ун-та. 2006. 240 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Докучаев И. И. Ценность и экзистенция. Основоположения исторической аксиологии культуры. СПб.: Наука. 2009. 595 с.

7. Ясюченя Е. Л. Становление этнического самосознания // Ползуновский вестник. 2006. №>3/2. С. 266-271.

8. Новейший психологический словарь. Ростов н/Д.: Феникс, 2005. 808 с.

9. Современный словарь по педагогике. Мн.: Современное слово, 2001. 928 с.

10. Бромлей Ю. В. Очерки теории этноса. М., 1983. С. 3-4.

11. Чеперных Е. Е. Влияние детских общественных объединений на развитие гражданских качеств подростков // Внешкольник. 2002. №5. С. 2-4.

12. Юнг К. Г. Структура психики и процесс индивидуализации. М.: Наука, 1996. 269 с.

13. Джашакуева В. М. Формирование у старшеклассников этнокультурных ценностей в процессе изучения краеведческих дисциплин: дис. ... канд. пед. наук. М., 2003. 201 с.

14. Информационный бюллетень «Башкортотсан - Дом дружбы» Воскресные национальные школы РБ / Издание Министерство культуры и национальной политики РБ. №1. 2009. 23 с.

15. Виноградов Г. С. Детский фольклор // Из истории русской фольклористики. Л., 1978.

16. Абдуллин Э. Б. Теория музыкального образования: учебник для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. 336 с.

17. Калинина В. Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. 2-е изд., доп. и перераб. СПб.: Речь, 2005. 160 с.

18. Фридман Г. М. Изучение личности учащегося и ученических коллективов. М.: Просвещение, 1988. С. 326-341.

19. Федоров А. А., Родионова С. Е. Практическая профессиональная направленность примерных образовательных программ двухуровневого университетского филологического образования для третьего поколения государственных образовательных стандартов Вестник Башкирского университета. 2008. Т. 13. № 4. С. 1129-1132.

Поступила в редакцию 27.04.2015 г.

FOLKLORE AS A MEANS OF CREATING ETHNO-CULTURAL VALUES IN THE SYSTEM OF SUPPLEMENTARY EDUCATION

© L. N. Pashina1*, E. K. Ivanova2

1M. Akmullah Bashkir State Pedagogical University 3a Oktyabrskoy Revolutsii St. 450000 Ufa, Republic of Bashkortostan, Russia.

2I. N. Ulyanov Chuvash State University 15 Moskovskii Ave., 428000 Cheboksary, Chuvash Republic, Russia.

*Email: pashina. liuba@yandex. ru

The interpretation of the concept of "values" in the philosophical, sociological, psychological, pedagogical, cultural and general social studies literature is described in the article. The definition of ethno-cultural values is given. An overview of the activities of various kinds of additional educational institutions established in the city of Ufa (Bashkir, Chuvash, Tatar, German, Ukrainian, Jewish, Armenian Sunday schools) is provided. The experimental work on the formation of cultural values of schoolchildren by the folklore in the P.M. Mironov Chuvash national Sunday school, whose main task is to create conditions for learning the mother tongue, history and culture of its people and the culture of communication, is expanded. The study has shown that properly constructed teaching and educational process in the national Sunday school, the methods used and the form confirms that the study of children's Folklore would contribute to the formation of cultural values. Diagnostic card supposed to determine the level of knowledge, skills, attitudes, values, relationships and personal growth has been developed.

Keywords: ethnic interactions, national Sunday schools, universal human values, ethno-cultural values, folklore, system of children supplementary education, folklore and ethnographic studio, experimental study.

Published in Russian. Do not hesitate to contact us at bulletin_bsu@mail.ru if you need translation of the article.

REFERENCES

1. Strategiya gosudarstvennoi natsional'noi politiki RF na period do 2025 g. Ukaz Prezidenta RF ot 19 dekabrya 2012 g. No. 1666.

2. Vedenin Yu. A. Kul'turnoe i prirodnoe nasledie v regional'noi politike. Tezisy dokladov respublikanskoi nauchno-prakticheskoi konfer-entsii. Stavropol': SGU, 1997. Pp. 4-9.

3. Sovet-skii entsiklopedicheskii slovar' [Soviet encyclopedic dictionary]. Izd. 4-e. Moscow: Sov. entsiklopediya, 1987.

4. Kagan M. S. Filosofskaya teoriya lichnosti [Philosophical theory of personality]. Saint Petersburg: TOO TK Petropolis, 1997.

5. Muzyka O. A. Tsennostno-otsenochnyi faktor v kontekste sotsiosinergeticheskoi paradigm [Value-evaluation factor in the context of so-cio-synergetic paradigm]. Rostov n/D: izd-vo Rost. un-ta. 2006.

6. Dokuchaev I. I. Tsennost' i ekzistentsiya. Osnovopolozheniya istoricheskoi aksiologii kul'tury [Value and existence. The historical foundations of axiology of culture]. Saint Petersburg: Nauka. 2009.

7. Yasyuchenya E. L. Polzunovskii vestnik. 2006. No. 3/2. Pp. 266-271.

8. Noveishii psikhologicheskii slovar' [The latest psychological dictionary]. Rostov n/D.: Feniks, 2005.

9. Sovremennyi slovar' po pedagogike [Modern dictionary of pedagogy]. Mn.: Sovremennoe slovo, 2001.

10. Bromlei Yu. V. Ocherki teorii etnosa [Essays on the theory of ethnos]. Moscow, 1983. Pp. 3-4.

11. Chepernykh E. E. Vneshkol'nik. 2002. No. 5. Pp. 2-4.

12. Jung K. G. Struktura psikhiki i protsess individualizatsii [The structure of the psyche and the process of individuation]. Moscow: Nauka, 1996.

13. Dzhashakueva V. M. Formirovanie u starsheklassnikov etnokul'turnykh tsennostei v protsesse izucheniya kraevedcheskikh distsiplin: dis. ... kand. ped. nauk. Moscow, 2003.

14. Informatsionnyi byulleten' «Bashkortot-san - Dom druzhby» Voskresnye natsional'nye shkoly RB / Izdanie Ministerstvo kul'tury i natsional'noi politiki RB. No. 1. 2009.

15. Vinogradov G. S. Iz istorii russkoi fol'kloristiki. Leningrad, 1978.

16. Abdullin E. B. Teoriya muzykal'nogo obrazovaniya: uchebnik dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenii [Theory of music education: textbook for university students]. Moscow: Akademiya, 2004.

17. Kalinina V. R. Trening razvitiya lichnosti doshkol'nika: zanyatiya, igry, uprazhneniya [The training of personality development of preschool child: activities, games, exercises]. 2-e izd., dop. i pererab. Saint Petersburg: Rech', 2005.

18. Fridman G. M. Izuchenie lichnosti uchashchegosya i uchenicheskikh kollektivov [The study of a student personality and student groups]. Moscow: Prosveshchenie, 1988. Pp. 326-341.

19. Fedorov A. A., Rodionova S. E. Vestnik Bashkirskogo universiteta, 2008. Vol. 13. Pp. 1129-1132.

Received 27.04.2015.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.