Научная статья на тему 'Этнопедагогические основы социально-экологического воспитания учащейся молодежи'

Этнопедагогические основы социально-экологического воспитания учащейся молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
350
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНОПЕДАГОГИКА / ЭТНОЭКОЛОГИЯ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ETHNO-PEDAGOGICS / ETHNO-ECOLOGY / SOCIO-ECOLOGICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаронова Евгения Геннадьевна

Проанализированы теоретические аспекты проблемы исследования; рассмотрены этнокультурный, этноэкологический, этнопедагогический, компетентностный подходы, являющиеся базовыми при использовании этнопедагогических основ в социально-экологическом воспитании учащейся молодежи. Определены компоненты (ценностный, мотивационный, гносеологический, праксиологический, личностный) компетенции в области взаимодействия с природной и социальной средой как результата социально-экологического воспитания. Представлены содержательный и процессуальный блоки организации воспитательного процесса с использованием этнопедагогических основ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNO-PEDAGOGICAL BASIS OF SOCIO-ECOLOGICAL EDUCATION OF STUDENTS

The article analyzes some theoretical aspects of the study, considers ethno-cultural, ethno-ecological, competence-based approaches, which are basic for ethno-pedagogical foundations in social and ecological education of students. It also identifies the components (evaluative, motivational, epistemological, praxeological, personal) of the competences in the area of interaction with natural and social environment as a result of socio-ecological education. The author presents the substantial and procedural blocks of the organization of educational process employing ethno-pedagogical basis.

Текст научной работы на тему «Этнопедагогические основы социально-экологического воспитания учащейся молодежи»

УДК 378.033:39

Е. Г. Шаронова

ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева,

г. Чебоксары, Россия

Аннотация. Проанализированы теоретические аспекты проблемы исследования; рассмотрены этнокультурный, этноэкологический, этнопедагогический, компетентностный подходы, являющиеся базовыми при использовании этнопедагогических основ в социально-экологическом воспитании учащейся молодежи. Определены компоненты (ценностный, мотивационный, гносеологический, праксиологический, личностный) компетенции в области взаимодействия с природной и социальной средой как результата социально-экологического воспитания. Представлены содержательный и процессуальный блоки организации воспитательного процесса с использованием этнопедагогических основ.

Ключевые слова: этнопедагогика, этноэкология, социально-экологическое воспитание.

Актуальность исследуемой проблемы. Проблема взаимодействия «человек - природа - общество» на современном этапе приобретает новое звучание. По мнению ученых-экологов (Д. С. Ермакова, А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, И. Т. Суравегиной, С. А. Степанова), решение глобальных экологических проблем современности связано с повышением статуса экологического образования и воспитания всех слоев населения. В соответствии с Концепцией устойчивого развития общества социальные, экономические и экологические проблемы современности обусловливают необходимость формирования личности, способной и готовой к оптимальному взаимодействию с природной и социальной средой с учетом экономических преобразований. Конференция Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию, также известная под названием «Рио+20» (2012), в разделе «Устойчивое развитие и гражданское общество» актуализирует проблемы экологического образования и воспитания личности. Сегодня требуется переход общего экологического образования к широкому социокультурному контексту. По утверждению А. Н. Захлебного, в содержании современного экологического образования центральное место смещается в сторону вопросов социальной экологии и экологии человека [2]. В связи с этим в педагогической науке разрабатывается новое направление - социально-экологическое образование и воспитание личности. Феномен «социально-экологический» рассматривается в науке как определенная степень взаимопроникновения, взаимосвязи природного и социального, проявляющаяся во взаимоотношениях индивидов, социальных общностей в процессе их общественного бытия и взаимодействия с природой.

© Шаронова Е. Г., 2017

Шаронова Евгения Геннадьевна - кандидат педагогических наук, доцент, исполняющий обязанности заведующего кафедрой биологии и основ медицинских знаний Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары, Россия; e-mail: evgenija-sharonova@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 06.02.2017

Материал и методика исследований. Использовались методы теоретического анализа нормативных документов, психолого-педагогической и экологической литературы; эмпирические методы: опрос субъектов образовательного процесса, экспериментальное обучение, наблюдение, анализ и интерпретация продуктов деятельности студентов.

Результаты исследований и их обсуждение. На основе анализа научной литературы [4], [7], [9] мы определяем социально-экологическое воспитание как процесс, направленный на усвоение личностью части общечеловеческой культуры и опыта взаимодействия с природной (естественной, антропоестественной, антропогенной) и социальной (культурно-психологический климат, складывающийся в процессе взаимодействия людей друг с другом, общество и общественные отношения, сферы жизнедеятельности человека) средой, обеспечивающий реализацию идей биосферосовместимого развития [8].

В исследовании мы рассматриваем студентов педагогического вуза - будущих учителей как основу формирования нового коэволюционного и биосферосовместимого взаимодействия личности с социоприродной средой. В силу своей профессиональной деятельности именно учитель является носителем инновационных идей и разработчиком преобразований общества.

Процессы модернизации российского образования обусловливают необходимость подготовки компетентного специалиста, готового к постоянному профессиональному и личностному росту, способного нести ответственность за результаты своей деятельности. Сегодня школе нужен учитель, который не только дает хорошие знания по предмету, но и умеет спроектировать, организовать, реализовать процесс воспитания школьников, в том числе и социально-экологического.

Проведенный нами анализ теории и практики социально-экологического образования и воспитания показал, что учителя сегодня недостаточно готовы к процессу социально-экологического воспитания школьников. В этой связи возникает необходимость целенаправленной подготовки будущего учителя к социально-экологическому воспитанию школьников в условиях высшего профессионального образования.

В Национальной доктрине образования Российской Федерации отмечается необходимость обеспечения гармонизации национальных и этнокультурных отношений, сохранения и поддержки этнической и национально-культурной самобытности народов России, гуманистических традиций их культур. Этнокультурная направленность образования отражена и в многочисленных работах современных ученых (А. Б. Афанасьевой, Е. В. Бонда-ревской, Е. В. Николаевой, М. Г. Тайчинова, М. А. Якунчева и др.). Исследованием этнокультурного содержания профессионального образования занимались С. П. Анзорова, Г. Н. Волков, Т. А. Тюменцева и др. Вопросы этнокультурной подготовки будущего учителя подробно рассмотрены М. А. Якунчевым [10]. Теоретические и методологические вопросы этнопедагогики и этноэкологии отражались в работах ученых-педагогов Н. И. Аш-марина, Ю. В. Бромлея, Г. Н. Волкова, М. Б. Кожановой, Д. Ю. Доронина, Т. Н. Петровой, М. А. Якунчева. Этноэкологические аспекты воспитания чувашских детей рассматривали М. В. Емельянова, Н. С. Иванова, С. Н. Степанов, Е. Г. Шаронова и др.

Подготовка будущих учителей в рамках этнокультурного подхода направлена на становление гражданственности, патриотизма, этнокультурной, поликультурной, межкультурной идентичности, этнической и этнокультурной толерантности, воспитание у них интереса, уважения и любви к народной культуре, формирование этнокультурно-педагогической компетентности, способности к деятельности в поликультурной и поли-

этнической среде [3]. В процессе подготовки специалиста этнокультурный подход опирается на этнопедагогические основы. Этнопедагогика определяется как наука о жизненном опыте народа, о воспитании и образовании детей, о морально-этических и экологических нормах и правилах поведения подрастающего поколения в природно-социальной среде [1]. Этнопедагогический подход предполагает использование национальных особенностей, традиций, культуры, обычаев в процессе обучения и воспитания [5]. Этноэкологический подход основан на соединении экологии и этнической (традиционной, народной) культуры, он дает новые возможности для экологизации сознания современного человека [6]. Соединение в экологическом воспитании собственно экологического и этнокультурного компонентов способствует формированию социальной активности личности по отношению к природной среде.

Наши исследования в области социально-экологического воспитания будущего учителя [8] ориентированы на компетентностный подход, в котором нами выделена компетенция в области взаимодействия с природной и социальной средой, которая представляет собой способность предвидеть и решать социально-экологические проблемы современности, проблемы взаимовлияния человека и природы, строить свои отношения и реализовывать свою деятельность на идеях биосферосовместимого развития. В структуру компетенции в области взаимодействия с природной и социальной средой входят следующие компоненты: ценностный, мотивационный, гносеологический, праксиологический, личностный.

В рамках использования этнопедагогических основ в процессе социально -экологического воспитания мы определяем следующее содержание компонентов компетенции в области взаимодействия с природной и социальной средой: ценностный - система этноэкологических ценностей чувашского народа и народов России (ценностное отношение к воде, почве, животным и растениям, священные места); особенности отношения чувашей к природной среде, норм и правил восприятия ими природы, взаимоотношений в системе «общество - окружающая среда» (Духов день, сельскохозяйственные обряды); осознание необходимости сохранения и воспроизведения природной среды как важнейшей ценности (обряды, песни, пословицы и поговорки о природе); ценность природной среды и личности каждого человека, экологические и социально-экологические ценности личности (экологически благоприятная природная среда, оптимальное взаимодействие с природой (охрана природных объектов, их паспортизация), экологически комфортная благоприятная окружающая человека среда); мотивационный — сложившаяся система потребностей, убеждений, мотивов, интересов взаимодействия с социоприрод-ной средой, мотивация к деятельности по решению социально-экологических проблем (экологические субботники, акции, национальные обряды); определение мотивов экологической деятельности; руководство в экологических делах и поступках чувством добра, желанием защитить все живое с пользой для общества; убежденность в собственной причастности к защите окружающей социоприродной среды; понимание общественной значимости социально-экологической деятельности; потребность активного участия в социально-экологической деятельности; ответственность за результаты своей деятельности в социоприродной среде; стремление и готовность к постоянному самообразованию в области природопользования; гносеологический — определяется системой знаний об этно-экологических основах, социально-экологических понятиях, связях и зависимостях, существующих и существовавших ранее в экосоциосистемах; о глобальных проблемах человечества, причинах их возникновения (в том числе этнографических) и путях их решения; об экономических и правовых аспектах природопользования; об установленных об-

ществом и этносом нормах поведения в отношениях с природной и социальной средой; о правах и обязанностях граждан в области взаимодействия человека и природы; об особенностях национальной и общечеловеческой культуры взаимодействия в системе «человек -природа - общество - производство»; о характере воздействия различной человеческой деятельности на окружающую природную и социальную среду; о путях минимизации негативного воздействия человеческой деятельности на окружающую среду; о характере влияния на человека и общество в целом негативных факторов окружающей среды; праксиологический — освоение системы умений и навыков поведения в окружающей социоприродной среде (этнографические особенности поведения чувашей в окружающей природной среде); овладение такими группами умений, как исследовательские, поисковые, прогностические, практические; личностный — определяется совокупностью личностно значимых характеристик (социально-экологическая активность, социально-экологическая ответственность на основе знаний основ этнопедагогики и этноэкологии).

Содержательный блок использования этнопедагогических основ в процессе социально-экологического воспитания будущего учителя осуществляется как в аудиторной, так и во внеаудиторной работе.

В аудиторной деятельности внедрение этнопедагогических основ возможно на занятиях по дисциплинам «Методика обучения биологии», «Внеклассная работа по биологии»; на спецкурсах, например, таких как «Социально-экологическая компетентность будущего учителя», «Экологическая педагогика» и др. Внеаудиторная работа дает достаточно широкий пласт использования этнопедагогических основ в процессе исследовательской и проектной работы будущего учителя, участия в мероприятиях в рамках социального партнерства в области решения социально-экологических проблем, в воспитательных мероприятиях, организуемых факультетами и вузом.

Процессуальный блок использования этнопедагогических основ в процессе социально-экологического воспитания будущего учителя имеет четырехстадийную структуру:

1 стадия: введение в феноменологию терминов «социально-экологический», «этно-педагогический», «этноэкологический»; мотивационно-ценностная направленность личности на взаимодействие с социоприродной средой в аспекте этнопедагогики;

2 стадия: накопление и использование знаний социально-экологической и этнопе-дагогической направленности для реализации опыта собственного взаимодействия с со-циоприродной средой на основе этнопедагогических и этноэкологических знаний;

3 стадия: самостоятельная, осознанная деятельность социально-экологического содержания с использованием этнопедагогических основ;

4 стадия: продуктивная профессионально-творческая деятельность социально-экологической и профессионально-педагогической направленности, исследовательская работа, рефлексия на основе этнопедагогических императивов.

Сущность этнопедагогизации учебно-воспитательного процесса в системе высшего профессионального образования состоит во включении в содержание образования этно-экологических воззрений и традиционного опыта общения с природой своего народа и других этносов, так как в народной педагогике присутствует целостная система традиций, определяющая развитие экологической компетентности отдельной личности и этноса в целом. Внедрение этнопедагогических основ в процесс социально-экологического воспитания будущего учителя реализовывалось нами как в аудиторной, так и во внеаудиторной работе с использованием разнообразных педагогических технологий, форм и методов обучения и воспитания.

Рассмотрим некоторые примеры. Особое место занимала самостоятельная исследовательская работа студентов. Им было предложено, например, подготовить сообщения и мультимедиапрезентации по таким темам, как религиозные воззрения чувашского народа на природу; отношение чувашей к животным, к воде и др.; природа и природные объекты в древнечувашской рунической письменности; природа в чувашской литературе. В содержание студенты включали чувашские пословицы и поговорки, рассматривали чувашские праздники, обряды и традиции, подбирали иллюстрации, фотографии и репродукции, аудиоматериалы по теме исследования. Результаты защиты представленных материалов показали, что студенты с большим интересом готовили сообщения, подбирали литературу, составляли мультимедиапрезентации.

Еще одной формой введения в учебно-воспитательный процесс основ этноэкологии явились проекты по экологической топонимике. Студенты изучали районы Чувашской Республики, анализировали названия деревень, полей, оврагов, рощ, урочищ, связанные с природой и природными объектами. В мультимедиапрезентациях они представляли схемы, фотоматериалы, объясняли чувашские и русские названия, их происхождение. Будущие учителя работали с архивными материалами, подключали местные библиотеки и администрацию городов и районов, своих знакомых и родственников. Приведем примеры отзывов студентов о данной работе. Елена М.: «Начала изучать топонимику Красноче-тайского района Чувашии и была удивлена тому, что мало о нем знаю. Живу здесь, а названий мелких речушек, оврагов - не знаю. А еще интересно, что, например, ближайший овраг переводится с чувашского как 'медвежий', бабушка сказала, что раньше у нас было много медведей»; Анжелика А. : «Наш район очень богат разнообразными прудами, речушками, оврагами. Не все они имеют названия, но некоторые испокон веков носят собственные имена. Например, на территории Вурнарского района есть озеро Ракаш -озеро, расположенное в долине реки Большой Цивиль. Вероятнее всего, название произошло от чувашского акгш 'лебедь'. По рассказам местных жителей, давным-давно здесь гнездились лебеди»; Александр С.: «Анализ показал, что многие названия рек и озер Чувашии ведут свое происхождение не только от чувашских, но и от татарских, марийских, мордовских слов»; Аня Г.: «Некоторые экологические названия топонимов повторяются в разных районах. Например: Медвежий овраг, Лебединое озеро». Будущие учителя отмечают, что такого рода занятия можно проводить со школьниками. Лариса С.: «Я думаю, что ребятам это будет очень интересно»; Алена Ч.: «Можно сделать научно-исследовательскую работу и выступить на конференции».

Студенты делают выводы о том, что многие названия ведут свое происхождение из тюркской группы языков: мордовского, татарского, марийского. Многонациональный характер Чувашии отражен в ее топонимах, наименованиях праздников и обрядов населяющих ее народов, что приводит нас к выводу о необходимости изучения этнопедагогическо-го и этноэкологического наследия этих этносов. На вопрос об использовании этноэкологи-ческого материала в воспитании школьников студенты единогласно отвечают, что данную работу необходимо проводить для того, чтобы они знали свои корни, берегли природу родного края, чтили традиции предков в отношении к окружающей природной среде.

По отзывам будущих учителей можно судить об их заинтересованности, активной жизненной позиции, желании продолжать изучать свой район и республику, традиции и обычаи своего народа.

Резюме. Наши исследования показывают, что социально-экологическое воспитание учащейся молодежи должно опираться на этнокультурный, этноэкологический, этнопеда-

гогический и компетентностный подходы. Определение компонентов (ценностного, мо-тивационного, гносеологического, праксиологического, личностного) компетенции в области взаимодействия с природной и социальной средой как результата социально-экологического воспитания, особенностей содержательного и процессуального блоков позволит осуществлять воспитательный процесс с использованием этнопедагогических основ в различных образовательных организациях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волков Г. Н. Педагогика любви. Избранные этнопедагогические сочинения : в 2 т. Т. 2. - М. : Магистр-пресс, 2002. - 460 с.

2. Захлебный А. Н. Концепция общего экологического образования в повестке дня XXI века // Научные исследования в образовании. - 2012. - № 9. - С. 3-6.

3. Карпушина Л. П. Этнокультурный подход к подготовке студентов педагогических вузов // Фундаментальные исследования. - 2011. - № 12. - С. 302-305.

4. Керимов Д. Ф. Понятие о социально-экологическом воспитании // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. - 2011. - Т. 17. - С. 97-100.

5. Кожанова М. Б. Этнопедагогический подход в изучении социокультурной реальности // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2010. - № 1(65). -С. 105-110.

6. Кулясова А. А. Пример этноэкологического подхода в обучении // О-Мега форум: III международный полярный год : сборник трудов. - СПб., 2008. - С. 195-197.

7. Овсянникова О. А. Социально-экологическое воспитание ребенка в условиях семьи и дошкольного учреждения : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. - Брянск, 1997. - 16 с.

8. Шаронова Е. Г. Технология социально-экологического воспитания учащейся молодежи в Чувашской Республике. - М. : Флинта, 2013. - 160 с.

9. Шилова В. С. Социально-экологическое образование студентов: сущность, содержание, диагностика : учебное пособие. - Белгород : БелГУ, 2011. - 247 с.

10. ЯкунчевМ. А. Этнокультурная подготовка студентов высших педагогических учебных заведений // Высшее образование сегодня. - 2010. - № 10. - С. 75-77.

UDC 378.033:39

E. G. Sharonovа

ETHNO-PEDAGOGICAL BASIS OF SOCIO-ECOLOGICAL EDUCATION OF STUDENTS

I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia

Abstract. The article analyzes some theoretical aspects of the study, considers ethno-cultural, eth-no-ecological, competence-based approaches, which are basic for ethno-pedagogical foundations in social

© Sharonova E. G., 2017

Sharonovа, Evgenia Gennadyevna - Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Acting Head of the Department of Biology and Basics of Medical Knowledge, I. Yakovlev Chuvash State Pedagogical University, Cheboksary, Russia; e-mail: evgenija-sharonova@rambler.ru

The article was contributed on February 6, 2017

and ecological education of students. It also identifies the components (evaluative, motivational, episte-mological, praxeological, personal) of the competences in the area of interaction with natural and social environment as a result of socio-ecological education. The author presents the substantial and procedural blocks of the organization of educational process employing ethno-pedagogical basis.

Keywords: ethno-pedagogics, ethno-ecology, socio-ecological education.

REFERENCES

1. Volkov G. N. Pedagogika ljubvi. Izbrannye jetnopedagogicheskie sochinenija : v 2 t. T. 2. - M. : Magistr-press, 2002. -460 s.

2. Zahlebnyj A. N. Koncepcija obshhego jekologicheskogo obrazovanija v povestke dnja XXI veka // Nauchnye issledovanija v obrazovanii. - 2012. - № 9. - S. 3-6.

3. Karpushina L. P. Jetnokul'turnyj podhod k podgotovke studentov pedagogicheskih vuzov // Fundamen-tal'nye issledovanija. - 2011. - № 12. - S. 302-305.

4. Kerimov D. F. Ponjatie o social'no-jekologicheskom vospitanii // Vestnik Kostromskogo gosudarstven-nogo universiteta imeni N. A. Nekrasova. - 2011. - T. 17. - S. 97-100.

5. Kozhanova M. B. Jetnopedagogicheskij podhod v izuchenii sociokul'turnoj real'nosti // Vestnik Chuvash-skogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. I. Ja. Jakovleva. - 2010. - № 1(65). - S. 105-110.

6. Kuljasova A. A. Primer jetnojekologicheskogo podhoda v obuchenii // O-Mega forum: III mezhdunarod-nyj poljarnyj god : sbornik trudov. - SPb., 2008. - S. 195-197.

7. Ovsjannikova O. A. Social'no-jekologicheskoe vospitanie rebenka v uslovijah sem'i i doshkol'nogo uchrezhdemja : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01. - Brjansk, 1997. - 16 s.

8. Sharonova E. G. Tehnologija social'no-jekologicheskogo vospitanija uchashhejsja molodezhi v Chuvash-skoj Respublike. - M. : Flinta, 2013. - 160 s.

9. Shilova V. S. Social'no-jekologicheskoe obrazovanie studentov: sushhnost', soderzhanie, diagnostika : uchebnoe posobie. - Belgorod : BelGU, 2011. - 247 s.

10. Jakunchev M. A. Jetnokul'turnaja podgotovka studentov vysshih pedagogicheskih uchebnyh zavedenij // Vysshee obrazovanie segodnja. - 2010. - № 10. - S. 75-77.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.