Научная статья на тему 'Народные традиции как фактор формирования экологической культуры личности'

Народные традиции как фактор формирования экологической культуры личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
388
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА / ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шаронова Евгения Геннадьевна

Изучение и внедрение в учебно-воспитательную деятельность различных образовательных учреждений народных экологических традиций позволит повысить эффективность формирования экологической культуры личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Народные традиции как фактор формирования экологической культуры личности»

УДК 371. 033: 37. 017. 925

НАРОДНЫЕ ТРАДИЦИИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

FOLK TRADITIONS AS A FACTOR OF FORMATION OF THE ECOLOGICAL CULTURE OF THE INDIVIDUAL

Е. Г. Шаронова

E. G. Sharonova

ГОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. Изучение и внедрение в учебно-воспитательную деятельность различных образовательных учреждений народных экологических традиций позволит повысить эффективность формирования экологической культуры личности.

Abstract. The study and application of folk ecological traditions in educational activity of différent educational institutions will allow to increase efficiency of the ecological culture formation.

Ключевые слова: народная педагогика, экологические традиции, экологическая культура.

Keywords: nationalpedagogics, ecological traditions, ecological culture.

Актуальность исследуемой проблемы. На протяжении многих веков народная педагогика разрабатывала систему обучения и воспитания детей, подростков и молодежи. Эта система, апробированная и укорененная многими поколениями, представляла собой многогранное, пестрое, сложное, противоречивое целое, обеспечивающее формирование у подрастающего поколения жизненно необходимых качеств: овладение трудовыми навыками, знаниями об окружающем мире, человеке, обучение рациональному взаимодействию с окружающей его природной средой. Народная педагогика - это совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх, игрушках [2]. Прослеживая воздействие основ народной педагогики на формирование личности, в соответствии с проблемой нашего исследования, необходимо обратиться к понятию «экологическая культура». На сегодня существует достаточно много подходов к его определению. Анализ показывает, что большинство авторов определяет экологическую культуру как часть общей культуры личности. По И. Т. Суравегиной, экологическая культура - это «система знаний и умений, ценностных ориентаций в области науки, искусства, верований, обычаев, традиций, активной деятельности по сохранению и улучшению окружающей среды» [5].

Экологическая культура немыслима вне исторически сложившихся традиций народа в отношении к природе, поэтому в ее формировании огромна роль народной педагогики. Народная педагогика рассматривает формирование экологической культуры как порождение в детях чувства доброго, милосердного, гуманного отношения к окружающей их среде, осознание себя частью природы, убеждение в необходимости рационального природопользования.

Научные подходы к воспитанию на народных традициях были разработаны К. Д. Ушинским, В. А. Сухомлинским, С. Т. Шацким. Важность использования средств народной педагогики в решении экологических задач раскрывается в исследованиях Т. Н. Петровой, Н. С. Ивановой, С. П. Фоминой; значение народных традиций и поверий в природоохранной пропаганде были изучены В. П. Налимовым, В. Е. Борейко, Г. Н. Молодон; о роли традиций в природоохранном движении писали Н. Б. Дуденко, В. И. Скутина; использование опыта народной экологии изучали М. П. Шилов, Д. О. Шеппинг; влияние религиозных обрядов на экологическое образование исследовали Б. А. Рыбаков, А. И. Рыжиков. Научную и педагогическую ценность имеют труды по народной педагогике академика Г. Н. Волкова, особый интерес представляют работы чувашского педагога-просветителя С. М. Михайлова по исследованию и распространению памятников народной педагогики, просветительская деятельность И. Я. Яковлева.

Г. Н. Волков писал: «Только в местной национальной этнической культуре отражен опыт взаимодействия народа со своей экосистемой - экологический опыт. Поэтому только национальная культура делает человека рачительным хозяином на своей земле» [2]. Сегодня существует противоречие между богатым этноэкологическим опытом и недооценкой его использования в образовательном процессе. В период технократического воздействия на природу и прагматичного к ней отношения необходимо пересмотреть народные традиции, которые требуют своего тщательного изучения, особенно с точки зрения применения их в экологическом воспитании всех слоев населения. Формирование экологической культуры тесно связано с усвоением учащимися знаний о природе, отраженных в этнопедагоги-ческом наследии народа, а также овладением практическими умениями и навыками, выработанными в народной педагогике в течение многих лет [1]. В педагогической литературе существует ряд определений термина «традиции», который характеризуется как «элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиций выступают определенные нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды» [4]. Если говорить об экологических традициях, то это элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и побуждающие человека к практическому действию по охране природы.

Материалы и методика исследований. Была проанализирована научная литература по вопросам экологического образования на основе народных традиций, а также проведен опрос студентов 4 курсов Чувашского государственного университета им. И. Я. Яковлева и Чебоксарского филиала Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова.

Результаты исследований и их обсуждение. Для сравнения были взяты студенты (60 человек) разных факультетов: естествознания и дизайна среды, юридического и пси-холого-педагогического. Прежде всего, нами была проведена диагностика уровня сфор-мированности экологической культуры у студентов [3] и анализ знаний по этнопедагоги-ке. Результаты исследования представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительные данные уровня экологической культуры студентов

Факультет Кол-во студентов Уровень экологической культуры (%) Знание основ этнопедагогики (ср. балл из 100)

низкий средний высокий

Естествознания и дизайна среды 20 20 55 25 66

Юридический 20 65 35 - -

Психолого- педагогический 20 40 50 10 72

Для изучения знаний студентов по вопросам этноэкологии мы предложили им ряд заданий, связанных с народными традициями, поверьями, народным фольклором, религиозными воззрениями на природу:

1. Дайте определение понятию «этноэкология».

2. Назовите чувашских поэтов и писателей, чьи произведения посвящены природе.

3. Назовите художников Чувашии, в творчестве которых отражена красота родной природы.

4. Назовите религиозные воззрения чувашей на природу.

5. Назовите чувашские пословицы и поговорки о природе.

6. Назовите народные чувашские праздники, связанные с природой и ее охраной.

7. Назовите народные чувашские приметы.

8. Назовите народные традиции природоохранного значения.

9. Назовите почитаемых чувашами животных и растения.

10. Назовите произведения устного народного творчества чувашей, посвященных природе.

В таблице 2 представлены результаты ответов на поставленные вопросы (%).

Таблица 2

Результаты ответов студентов разных факультетов на вопросы по этноэкологии (количество человек, сумевших ответить на вопросы, %)

№ вопросов Факультет

Естествознания и дизайна среды Психолого- педагогический Юридический

1. 100 84 62

2. 26 12 8

3. 14 16 4

4. 6 3 3

5. 32 24 10

6. 28 19 12

7. 34 26 5

8. 26 28 11

9. 29 14 10

10. 45 32 26

Средний 34 25 15,1

Проведенный опрос студентов разных факультетов позволил нам сделать следующие выводы:

1. Для студентов факультета естествознания и дизайна среды характерен высокий (27 %) и средний (55 %) уровень экологической культуры, что выше, чем у других факультетов. Это объяснимо, так как предметы биологического цикла являются основой их учебного процесса. На втором месте по уровню экологической культуры находится пси-холого-педагогический факультет - средний уровень 50 %; на 3 месте - юридический факультет - 35 % студентов имеют средний уровень и 65 % - низкий уровень экологической культуры.

2. Исследование знаний основ этнопедагогики у студентов факультета естествознания и дизайна среды и психолого-педагогического факультета практически одинаково - 66 % и 72 % соответственно, что объясняется достаточным уровнем преподавания дисциплины специалистами. В учебную программу юридического факультета вышеуказанный курс не включен.

3. Знание основ этноэкологии распределилось следующим образом: факультет естествознания и дизайна среды - 34 %, психолого-педагогический - 25,8 %, юридический факультет - 15,1 %. Результаты показывают недостаточный уровень этноэкологи-ческих знаний у студентов.

4. Формирование экологической культуры личности будет более эффективным при использовании в учебно-воспитательном процессе народных экологических традиций.

5. Для формирования экологических компетенций студентов необходимо ввести в учебный план спецкурс «Экологическая культура», где одним из разделов будет «Эт-ноэкологические основы формирования личности». Данный спецкурс предусматривается учебным планом ЧФ «МГГУ имени М. А. Шолохова» на психолого-педагогическом и юридическом факультетах.

6. В программу данного спецкурса следует включить следующие темы раздела «Этноэкологические основы формирования личности» (таблица 3):

Таблица 3

Темы раздела спецкурса «Экологическая культура»

№ п/п Тема Форма занятия Количество часов

1. Этноэкология. Основные понятия и терминология лекция 2

2. Религиозные экологические традиции Чувашские боги - хранители природы. Религиозные обряды чуваш и использование в них растений и животных лекция 2

3. Народные чувашские приметы практическая часть 2

4. Использование природных объектов в геральдике. Герб Чувашской Республики. лекция 2

5. Топонимика Чувашии и природа практическая часть 2

6. Поверья, предрассудки, пословицы и поговорки, предания чувашей, связанные с природой лекция практическая часть 4

окончание таблицы

7. Природа в произведениях чувашских композиторов, художников, поэтов, писателей лекция практическая часть экскурсия 6

8. Отношение чувашского народа к воде, и ее использование в обрядах, пословицы и поговорки о воде лекция 2

9. Отношение чувашей к земле. Земледельческие праздники и обряды лекция 2

10. Отношение чувашей к растениям. Использование растений в обрядах. Растения-символы. Растения в чувашском фольклоре, сказках, преданиях, пословицах и поговорках лекция практическая часть экскурсия 6

11. Отношение чувашей к животным. Священные животные Чувашии. Использование животных в обрядах. Животные в фольклоре, сказках, пословицах и поговорках, преданиях лекция практическая часть экскурсия 6

ИТОГО 36 часов

Резюме. Мы считаем, что на всех уровнях развития личности необходимо разъяснять моральные нормы и правила поведения в природе, изучать и распространять народные экологические традиции, поощрять позитивное и пресекать негативное по отношению к окружающей нас природной среде. Высшее профессиональное образование должно взять на себя основную функцию, но для этого необходима целенаправленная работа по подготовке студентов в области этноэкологии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Борейко, В. Е. Пути и методы природоохранной пропаганды / В. Е. Борейко. - Киев, 1996. - 208 с.

2. Волков, Г. Н. Педагогика любви. Избранные этнопедагогические сочинения : в 2 т. Т 2 / Г. Н. Волков. - М. : Изд. Дом Магистр-Пресс, 2002. - 460 с.

3. Емельянова, М. В. Диагностика экологической культуры студентов / М. В. Емельянова, Р. К. Репина, Е. Г. Шаронова. - Чебоксары : Чув. гос. пед. ун-т, 2009. - 106 с.

4. Скутина, В. Е. Народные природоохранные традиции как продукт исторического развития / В. Е. Скутина // Неформальное экологическое образование детей. - Киев ; Н. Новгород : Просвещение, 1994. - С. 46-49.

5. Суравегина, И. Т. Теория и практика ответственного отношения к природе в процессе обучения биологии : дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1986. - 216 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.