Проблема социальной адаптации подростков требует изучения, поскольку новые условия меняющегося общества требуют постоянного обновления не только знаний, но и ценностных установок. Социальная адаптация личности является одной из важнейших характеристик, объясняющих поведение подростка в социальной среде. Следует отметить, что социальная адаптация для подростков - это не самоцель. Она является необходимым условием достижения целей подростков,
решения личных задач, то есть реализации его потенциала. является условием для дальнейшей социальной адаптации. Субъективизация формальных и неформальных отношений в учреждениях дополнительного образования детей, условия данных учреждений обладают колоссальными возможностями не только для развития и воспитания подростков, учитывая их индивидуальные особенности, но и для их социальной адаптации.
Bibliography
1. The concept of modernization of additional education for children of the Russian Federation until 2010 (6. 10.2004, № PC-2) // Vneshkolnik. -2004. - № 12.
2. Egorova, A.V. The development strategy of additional education: employment teen affair / A.V. Egorova // Social Sciences. - 2008. - № 4.
3. Boyarintseva, A.V. Additional education today // New value of education. The principle of subsidiarity. - 2006. - № 4 (28).
4. Maslova, I.A. Peculiarities of socialization of adolescents in the educational space agencies additional education / I.A. Maslova. Vestnik Pomeranian University. - 2006. - № 7.
5. Materials of interregional scientific-practical conference: "Problems of education and social adaptation of adolescents (28-29 November 2002, Kemerovo). - Kemerovo: Kuzbassvuzizdat, 2003. - Part 1.
6. Russian State Library [electronic resource] / Single electronic catalog. - Mode of access: httr: // www.rsl.ru.
7. Korel, L.V. Sociology of adaptations: Issues of theory, methodology and techniques. - Novosibirsk: Nauka, 2005.
8. Romm, M.V. Adaptation of the individual in society: Theoretical and methodological aspects. - Novosibirsk: Science. Siberian Academy of
Sciences Publishing House, 2002.
9. Rean, A.A. Psychology personality adaptation / A.A. Rean, A.R. Kudashev, A.A. Baranov. - St.: Prime-EVROZNAK, 2008.
10. Rozum, S.I. Psychology of socialization and social adaptation of the person / S.I. Rozum. - St.: Rech, 2006.
11. Anufrieva, L. "What is he, a modern teenager?" // Social Pedagogy. - 2008. - № 2.
12. Kodzhaspirova, G.M. Teaching vocabulary: for the studio. Higher. and environments. Ped. Textbook. institutions / G.M. Kodzhaspirova, A.J. Kodzhaspirov. - Moscow: Publishing House Academia, 2005.
13. Ovcharova, R.V. Handbook of social educator. - M: TC "Sphere", 2007.
14. Fetiskin, N.P. Socio-psychological diagnosis of personality development and small groups / N.P. Fetiskin, V.V. Kozlov, G.M. Manuilov. - M., Univ Institute of Psychotherapy, 2004.
15. Nalchajyan, A.A. Coping: mechanisms and strategies. - M.: Penguin Books, 2010.
Article Submitted 24.12.10
УДК 37.01.001.8
М.А Андросов, асп. ГАГУ, Горно-Алтайск, E-mail: [email protected];
Т.А. Костюкова, д-р. пед. наук, проф. ТГУ, Томск, Е-mail: [email protected]
ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ОЦЕНКА НЕОБХОДИМОСТИ ЭТНИЧЕСКОГО, ЭКОЛОГИЧЕСКОГО, ЭТНОЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ
Раскрываются основные аспекты этноэкологического воспитания, его цели, задачи, региональная специфика. Приводятся рекомендации по совершенствованию этноэкологического воспитания школьников в Республике Алтай.
Ключевые слова: этнос, экология, экологическое воспитание.
Для сохранения национального самосознания малочисленных коренных народов необходимо решение задач этнического, экологического воспитания, не только на федеральном, но и на региональном уровне. Такое воспитания станет приемлемым при возможности создания и реализации национальных систем этнопедагогики коренных народов Сибири, где большое внимание будет уделяться системному рассмотрению видов национально-хозяйственной деятельности, элементов праздничной и игровой культуры, обучению родному языку в детских садах, школах и вузах, организации культурно-досуговых мероприятий в открытой среде, погружению в мир природы, выходу на новые информационные технологии.
В связи с этим особое значение приобретает анализ огромного исторического, этнопедагогического, этнокультурного и этноэкологического потенциала различных народов, сформировавших конкретные виды взаимоотношений человека и окружающей среды, природы и общества.
В ходе проведения анализа основных научных подходов к проблеме этноэкологического образования и воспитания определено, что культура и содержание воспитания детей в народной среде является предметом интереса
Г.Н. Волкова, Л.С. Выготского, Т.И. Жуковской; Л.П. Ильченко, Л.А. Мамедовой, Л.Н. Павловой, К.Б. Семенова, И.А. Шорова и др. ученых, изучавших этнопедагогическое
наследие. Этот интерес, распространяющийся и на традиционную систему коренных народов Сибири, вызван в настоящее время не только академическими соображениями, но и кризисным состоянием территорий и проживающих там этносов.
Проведенный анализ показал, что сохранение традиционной воспитательной системы возможно на основе использования потенциала этнокультурных традиций коренного населения в условиях сосуществования и взаимосвязи разных культур и изменяющегося мира [1]. Примером этого может служить Республика Алтай, которая признана мировым сообществом экосистемным резерватом планетарного масштаба, всемирным банком биологического, ландшафтного и этнического разнообразия планеты. Кроме того, Республика Алтай является концентратом традиций природопользования коренных народов Сибири, позволивших сберечь это уникальное разнообразие [2]. Комплекс этноэкологических традиций являет собой образец гармоничного взаимодействия человека со средой обитания и может стать основой построения качественно нового подхода к природопользованию, образованию и воспитанию, в основе которых лежит народная система воспитания
[3].
В России народная система воспитания - это комплекс традиций, обычаев, обрядов, норм поведения, запретов, пере-
дающихся из поколения в поколение. Педагогическая мысль этноса представлена в устном народном творчестве. Каждый народ имеет свой идеал воспитания. Русскому человеку присущи такие черты, как духовность, поиск высшего смысла жизни, религиозность, гуманность, душевность, размах и героизм (М.В. Ломоносов, К.Н. Леонтьев, B.C. Соловьев, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, Н.А. Бердяев, П.Ф. Каптерев, П.Ф. Лесгафт, В.М. Бехтерев, А. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Г.Н. Волков, В. Кукушин, Л.Д. Столяренко и др.). Чувашский эталон воспитания слагается из гармонического единства семи добродетелей: трудолюбия, здоровья, ума, дружбы, доброты, целомудрия, честности (Н.И.Воробьев, П.В.Денисов, В.Д. Димитриев, М.Г.Кондратьев, Н.М.Охотников, Н.Р.Романов, А.К. Салмин, Г.Т.Тимофеев, П.П.Фокин и др.). Модель саамского этнического воспитания определяется такими качествами, как миролюбие, кротость, гостеприимство, замкнутость (Н.М.Ведерников, Г.М. Керт, А.П. Косменко Л.С. Беляева, Л.С. Ватинова, Л.Т. Пантелеева, В. Телицына, Е.Г. Трудкова и др.). Этнопедагогика алтайцев раскрывается в системе «при-рода-человек-общество» (М.М. Бурулова, Н.В. Екеев, Э.В. Екеева, C. Каташ, Н.А. Майдурова, Н. Модоров, Н.А. Содоно-ков, Н.А. Тадина и др.). Идея гармонического совершенства личности заложена в самой природе человека и в характере его деятельности, поэтому, важно говорить об этноэкологиче-ском воспитании подрастающего поколения, где необходимо обосновать условия и пути использования этнопедагогики народа в современной практике обучения и воспитания.
В переосмыслении отношений человека и природы трудно переоценить роль еще одного фактора - экологического воспитания, задачи которого состоят в создании мотивации к сохранению природного разнообразия, гармонизирующего отношения в системе «человек — окружающая среда».
В традиционных культурах различных народов не было экологии в современном смысле. Тем не менее, в культуре каждого этноса, безусловно, существовал и существует определенный пласт человеческой деятельности, который, так или иначе, связанный с регуляцией процессов взаимодействия человека с природой. Издавна бытующие в народе экологические ценности сформировали строгие экологические нормы, воплощенные в педагогические идеи, традиции, обычаи. Поэтому вполне правомерно вести речь об экологии как универсальной заботе человечества - экологии окружающей природы, экологии культуры, экологии этнических образований.
Отсюда перед педагогической наукой встает проблема научного обоснования принципов структуры, содержания, форм и методов системы этноэкологического образования и воспитания обучающихся в современном общеобразовательном учреждении.
Этноэкологическое образование признано международным экологическим движением педагогов важнейшим направлением педагогических исследований и совершенствования образовательных систем в целях выживания и развития человечества.
При этом в настоящее время проблема сущности этноэко-логического образования остается дискуссионной.
В разработку основ экологического образования и воспитания на современном этапе основной вклад внесли
A.А. Захлебный, И.Д. Зверев, И.А. Рыков, И.Т. Суравегина и другие. Ими определены цели экологического воспитания и образования, их методологические и педагогические принципы, разработана система знаний о природе. В педагогической науке рассмотрены вопросы эколого-краеведческого воспитания с общетеоретических, мировоззренческо-ценностных и методических позиций (В.Е. Борейко, В.Г. Бабанов,
О.Н. Галчинова, Г.Н. Волков, Б.Т. Лихачёв, А.Ф. Родина и другие).
Некоторые педагоги прошлого, такие как
B.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, И.Я. Коменский, современные отечественные педагоги - Г.Н. Волков, В.Г. Бабанов, О.Н. Галчинова, совре-
менные отечественные этнографы — В.М. Кулемзин, Р.А. Топчий и другие в своих трудах, обращаясь к педагогическому опыту, наследию разных народов, раскрыли воспитательное значение национальных традиций, их роль в формировании ответственного отношения к природе.
Анализ литературы позволил выделить несколько подходов использования традиционно-культурного материала в этноэкологическом воспитании:
а) предъявление содержания экологических традиций: экологические традиции собираются по книгам или в самостоятельных экспедициях, а затем излагаются в форме уроков, лекций или бесед. В наиболее наивном случае ожидается, что природосберегающее содержание традиционных культур «как-то само собой передастся» слушателям (детям или взрослым), усвоится ими, чего, конечно же, чаще всего, не происходит. Обучающийся с интересом выслушает лекцию, запомнит какие-то поверья, но едва ли станет следовать этому в своей жизни;
б) использование интерактивных игровых (ролевых) методов. Наиболее яркий пример - ролевые лагеря В.Е. Владыкина по верованиям удмуртов (г. Ижевск); игровая ролевая программа лагеря «Говорящая вода», разработанная на основе мифологических представлений о природе американских индейцев (г. Уфа) [4]; этноэкологическая программа А.С. Пешковой по работе с младшими школьниками на основе славянских поверий, фольклора и православных традиций «Вслед за солнышком живём» [5]. Во всех этих и подобных программах традиционное знание предстаёт как бы в качестве декораций для уяснения некого природоохранного содержания. Участники программ сознательно «играют в старину», им предлагается «на какое-то время побыть древними индейцами или славянами» и т.п., в следствии чего современное сознание переходит в древнее [6]. Исследования при этом показывают, что не происходит понимания живых современных традиционных культур, участники не осваивают методик наблюдения и сбора традиционных экологических знаний. Хотя, в отличие от первого подхода, это - активный путь проживания (пусть и игрового, оторванного от реальной местности) традиционных экологических знаний, что является плюсом;
в) манипуляция традиционно-культурным материалом, основанная прежде всего на усилении экофильных народных традиций. Их можно использовать в экологическом воспитании, развитии рационального природопользования, в разработке экологической этики и природоохранной эстетики [7]. Еще одним немаловажным моментом работы с традициями -является создание (переизобретение) и распространение новых природоохранных традиций, обрядов и примет. Подобный подход сильно утилизирует и огрубляет традиционную культуру, сводя сложную систему мифосимволического восприятия природы в рамки конкретной традиционной культуры;
г) выявление этноэкологического комплекса, традиционных экологических знаний как системы. Этот подход характерен для школы Н.В. Морохина и для ряда других профессиональных этнологов, в качестве требования к изучению природосберегающего содержания фольклора как системы представлений о мире традиционными культурами [8].
д) педагогическая актуализация традиционных культур и гуманитарно-экологическое картирование. Основной педагогической формой в этом подходе становятся сетевые проекты с учебно-исследовательскими экспедициями, в составе которых принимают участие обучающиеся. Организуются там, где есть коллективы общеобразовательных учреждений с опытом гуманитарно-экологических исследований. Предполагает действие нескольких учебно-исследовательских групп с целью гуманитарно-экологического картирования многообразия традиционных представлений и форм отношения к лесным объектам (животные, растения, растительные совокупности, лесные родники, другие объекты «географии» пространства внутри леса и прочее). Кроме того использование данного
подхода помогает узнать, чем богато и примечательно каждое селение родного края, в чем особенности традиционной экологической культуры каждого из этих селений. Результатом является представление и сохранение уникальности многообразия традиционных культур в родном крае [9].
Выявление сущности и специфики этнического, экологического и этноэкологического образования и воспитания подрастающего поколения показало, что большое значение имеют региональные условия, обеспечивающие специфику понятия «этноэкологическое образование и воспитание», которое складывается из двух основных определений «экологическое образование и воспитание» и «этническое воспитание»
Экологическое образование - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентаций, поведение и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью.
Экологическое воспитание - составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения. Экологическое поведение складывается из отдельных поступков, на которые оказывают влияние цели и мотивы личности. В сущности экологического воспитания есть две стороны: первая - экологическое сознание, вторая - экологическое поведение.
Этническое воспитание - это целенаправленное приобщение к нравственным ценностям, формирование моделей поведения своего этноса и ознакомление его с элементами культуры.
Термин «этноэкологическое образование» впервые прозвучал в 2004 г. на Межправительственной конференции ЮНЕСКО, посвященной международному году гор. По ее итогам была принята программа действий, названная «Концепцией этнорегионального продопользования», в которой был отмечен глобальный характер этноэкологического образования [10].
Концепция этноэкологического образования представлена в материалах Межправительственной конференции ЮНЕСКО и ЮНЕП. Она основывается на представлении о необходимости включения в систему образования знаний, умений и навыков, составляющих основы этноэкологии и рационального природопользования в условиях уязвимых горных экосистем.
Проведенные исследования показали, что содержание эт-ноэкологического воспитания связано с менталитетом этнических общностей. Менталитет - относительно целостная совокупность мыслей, верований, создающих картину мира и скрепляющих единство культурной традиции или какой-либо общности. История показывает, что педагогические идеи и концепции, учитывающие менталитет, всегда более органично вписываются в образовательную практику, так как отражают идеальный образ человека - представителя определенного народа. Менталитет является частью традиции, совокупностью сознательных и бессознательных установок, сопряженных с этнической традицией. В основе менталитета этноса лежит идея, составляющая духовный идеал, который цементирует народ в нечто единое, цельное, пронизывающее всю систему ценностных ориентаций. Менталитет фиксирует устойчивую настроенность внутреннего мира человека, объединяет его в социальные группы и исторические общности. Природное и культурное, рациональное и эмоциональное, сознательное и бессознательное, индивидуальное и общественное - все это пересекается на уровне ментальности, растворяясь в ее структурах [11].
В настоящее время одной из ведущих тенденций развития рассматриваемой проблемы является усиление ценностных, а также духовно-нравственных аспектов содержания экологиче-
ского образования. Данная тенденция особенно характерна для разрабатываемого в трудах зарубежных исследователей образования в области окружающей среды.
Формирование ответственного отношения к окружающей среде происходит как непосредственно в процессе познания ее законов и общения с нею, так и через систему реальных отношений с людьми. Изучение природы в процессе учебной деятельности оказывает влияние на отношение к ней как к объекту познания, носителю эстетических качеств, ценностей, что в свою очередь оказывает влияние на формирование эмоционально-нравственной отзывчивости по отношению подрастающего поколения к природе.
Характерными особенностями национальных ценностей образования следует признать глубокие исторические корни в народной педагогике; органическую связь с духовными и материальными национальными ценностями; их способность обновляться и обогащаться в процессе исторического развития, сохраняя в то же время преемственность с народными традициями.
Многие принципы и задачи экологическое образование имеют общий характер, но в различных регионах страны, под влиянием разного рода условий они приобретает свою специфику. Ярким примером тому является Алтай-Саянский экорегион (далее АСЭР), объединяющий Республику Алтай, Хакасию, Тыву, горные районы Кемеровской области и Алтайского края. Специфика экологического образования в АСЭР определяется природно-климатическими, культурноисторическими, социально-экономическими и этно-национальными особенностями [12].
Природно-климатическая специфика региона связана с климатообразующими факторами, геологической и орографической структурой, определившими ландшафтное и биологическое разнообразие.
Ландшафты АСЭР представлены различными типами лугов, высокогорных тундр, степей и лесов. Леса, произрастающие на этой территории являются уникальной экологической системой, обеспечивающей перевод в грунтовые воды большей части атмосферных осадков и оказывающую таким образом решающее влияние на водный режим рек всего ЗападноСибирского региона.
Флора и фауна АСЭР характеризуется высоким содержанием реликтовых и эндемичных видов. Здесь проходят границы ареалов многих редких, в том числе, исчезающих видов растений и животных.
Высокий уровень биологического разнообразия, наряду с большой степенью сохранности природного потенциала региона (обусловленного, главным образом, значительной отдаленностью от административных и индустриальных центров, низким уровнем экономического развития региона) позволяет назвать АСЭР уникальным природным комплексом, имеющим мировое и общечеловеческое значение.
Таким образом, природно-климатическая специфика региона определяет подход к экологическому образованию с точки зрения формирования отношения к природе АСЭР как к объекту всемирного природного наследия человечества, развития стратегий и технологий экологически грамотного взаимодействия с ней. Проблема актуальности экологического воспитания вследствие обострения взаимоотношений общества и природы находит отражение во всех известных ныне науках. Определенное место занимает география, содержание которой отражает основы географической науки, отличается от других учебных дисциплин комплексным подходом к изучению природы, общества и характера их взаимоотношений, интегрирует естественнонаучные и социально-экономические знания о целостности природы, о комплексном характере хозяйственной деятельности человека в условиях конкретной территории, о взаимовлиянии природных комплексов и человеческой деятельности, причинно-следственные связи между ними, о воздействии человека на различные типы природных ландшафтов.
Культурно-историческая специфика региона связана с традициями природопользования в истории культуры народов, населяющих АСЭР. Исторические памятники, находящиеся на территории Республики Алтай, Республики Хакасия, Республики Тыва, Кемеровской области и Алтайского края (наскальные рисунки — петроглифы, писаницы; древнейшие на территории Евразии стоянки древнего человека; курганы и захоронения) позволяют проследить историю развития взаимоотношений человека с природой.
АСЭР, являясь ядром происхождения этноса тюркских народов, представляет интерес и с точки зрения ретроспективного анализа культурно-исторических традиций природопользования. Как показывают исследования, хозяйственный уклад, психология, верования коренного тюркоязычного населения в значительной мере определялись экологической средой. Бережное отношение к природе, одушевление ее сил — неотъемлемые свойства мировоззрения этносов АСЭР. Не случайно, предметом поклонения до сих пор служат отдельные природные объекты, лечебные источники, растения и животные. Социологические исследования последних лет показывают, что интенсивное освоение природных богатств: земельных, сырьевых, промысловых ресурсов оказывает разрушающее воздействие на нравственную среду местного населения, особенно на хрупкую этническую культуру малых этносов [13].
Таким образом, исходя из культурно-исторической специфики региона, особую важность как технологический принцип в экологическом образовании приобретает формирование бережного отношения к природе как среде обитания малых этносов, являющиеся залогом сохранения их духовной культуры.
Социально-экономическая специфика АСЭР связана с развитием приемов природопользования, обусловленных социальными и экономическими изменениями в обществе. В развитии природопользования региона может быть выделено несколько периодов.
Период экстенсивного природопользования (с древнейших времен до 20 гг. ХХ в) характеризуется освоением природных ресурсов на основе ресурсосберегающих методов, основывающихся на этноэкологических традициях природопользования коренных народов. Для этого периода характерно наличие родоплеменных отношений, натурального хозяйства, примитивных орудий труда, зависимостью хозяйства от периодичности природных процессов.
Период интенсивного природопользования (20 — 90 гг. ХХ в.) связан с переходом России на социалистический путь развития и характеризуется широкомасштабным освоением ресурсов природы на основе централизованного государственного планирования без учета национальной и этнической специфики региона.
Период перехода к ноосферному типу природопользования (2000 гг. ХХ в.) берет начало с момента создания на территории АСЭР первого в России природного резервата, инициированного Всемирным фондом дикой природы (ВВФ) и ЮНЕСКО. Эго целями является:
— повышение благосостояния народов и этнических групп, проживающих на территории АСЭР;
— обеспечение экологического равновесия и гармонического развития природно-социальной среды;
— сохранение и возрождение национальных культур, традиций, ремесел и промыслов народов и этнических групп;
— превращение АСЭР в регион с развитой научнопроизводственной и рыночной инфраструктурой.
Исходя из целей и задач биосферного резервата, развитие социально-экономической сферы в регионе должно быть нацелено на: развитие индустрии экологического туризма, внедрение методов хозяйствования, основанных на этноэкологи-ческих традициях коренных народов, создание технологических линий по производству экологически чистой продукции, оказывающих минимальное воздействие на природу. По-
скольку данные направления развития региона требуют освоения передовых технологий, в том числе, в сфере организации труда и управления, актуальной становится проблема подготовки квалифицированных кадров.
Для решения данной проблемы недостаточно организации новых и переструктуризации имеющихся учебных заведений в целях подготовки широкого спектра профессионалов для нужд региона. Необходимо развитие системы профессиональной ориентации, которая должна показать возможности самореализации подрастающего поколения в свете перспектив развития АСЭР. Данный момент является ключевым, так как именно от подрастающего поколения зависит, перерастет ли переходный этап развития региона в биосферный этап.
Таким образом, специфика этноэкологического воспитания связана с развитием новой модели природопользования и воспитательно-образовательного процесса подрастающего поколения на территории АСЭР, и предполагает усиление профориентационной функции этноэкологического воспитания в свете перспектив развития региона.
Все это позволяет утверждать, что изучение природноклиматической специфики региона обладает значительным потенциалом для достижения целей этноэкологического воспитания.
Определено, что основными технологиями этноэкологи-ческого воспитания являются передача подрастающему поколению социально-нравственных ценностей предшествующих поколений, прогрессивных традиций народа, что осуществляется через труд, добротворческую созидательную деятельность и через приобщение подрастающего поколения к своей истории и произведениям народного творчества: музыкальнотанцевального, художественно-прикладного. Народные праздники, ритуалы, эпос, легенды, сказки, пословицы и поговорки, в которых воплощена народная мудрость, содержат морально-этические назидания, наставления, отражают бесценный педагогический опыт, направленный на приобщение к богатствам национальной, а через них к мировой культуре, приобщение к общенациональным ценностям, следование нравственным законам жизни [14].
Психолого-педагогическими исследованиями установлены факторы, влияющие на отношения подрастающего поколения к окружающей среде, на основе чего определяются образовательные технологии. Важнейшими из них являются:
1) непосредственное общение с природой (походы, экспедиции, прогулки, отдых и др.);
2) производительный труд в природе (на пришкольном участке, в ученических производственных бригадах, на домашнем приусадебном участке и др.);
3) общение с родителями, общий уклад жизни в семье;
4) изучение школьных предметов, как в пределах общеобязательной программы, так и в кружках юннатов и факультативах;
5) чтение книг, журналов, просмотр кинофильмов и телепередач и др.
Отношение личности к природе формируется под влиянием не одного какого-либо фактора, а целого ряда самых разнообразных факторов.
Наиболее действенными всегда являются факторы, вызывающие глубокие эмоциональные переживания: непосредственные контакты с природой и факты негативных поступков других людей.
Роль родителей в формировании отношения к природе не оценивается обучающимися достаточно высоко. Изучение школьных предметов, чтение книг, телевидение более интенсивно влияют на отношение к окружающей среде городских школьников, чем обучающихся сельских школ.
Важнейшим нравственно-экологическим качеством, формируемым в процессе экологического воспитания, является ээтнокологическая ответственность. Это качество характеризуется определенным уровнем развития мотивационно-
ценностного, содержательно-операционного и оценочнорезультативного компонентов.
Формирование ответственного отношения к природе требует включения подрастающего поколения в различные виды деятельности и межличностного общения, предполагает обеспечение такого воспитательного воздействия на обучающегося, которое адекватно соответствуют «символической» структуре этноэкологической ответственности. Основой психологического механизма формирования у подрастающего поколения экологической ответственности является поэтапный процесс накопления и разрешения противоречий между реальным уровнем их отношения к природе и тем потенциально возможным уровнем, на достижении которого ориентированы цели экологического образования [15].
Этноэкологическое воспитание обеспечивает формирование у обучающихся ответственного отношения к природе, если в едином педагогическом процессе оказываются взаимосвязанными обучение, внеклассная воспитательная работа и общественно-полезная деятельность по исследованию и охране природного края.
Основными педагогическими условиями формирования этноэкологической ответственности являются:
а) целенаправленная реализация идей системного, личностно-деятельностного и культурно-исторического подходов в целостном процессе формирования ответственного отношения к природе;
б) учет реального отношения личности к природе;
в) обогащение обучающихся естественнонаучными и гуманитарными знаниями о противоречивом единстве человека и общества с природой; осуществление органической взаимосвязи экологического и нравственного воспитания;
г) включение обучающихся в различные виды экологовоспитательной деятельности;
д) обеспечение единства учебной и внеклассной работы, общественно-трудовой деятельности по охране природы родного края;
е) подготовка учителей к решению задач экологического воспитания.
Контакты с природой, систематическое общение с ней являются важнейшим средством и условием формирования отзывчивого и ответственного отношения обучающихся к ее объектам и явлениям. Только непосредственное общение с природой, ее восприятие способствуют развитию у подрастающего поколения экологической ответственности.
В процессе определения принципов концептуальной модели этноэкологического воспитания, разработки главных модельных направлений этноэкологического воспитания, раз-
работки критериев и показателей реализации модели на этапе внедрения и апробации выполнено следующее.
В соответствии с задачами исследования, на основе теоретического анализа были определены принципы концептуальной модели этноэкологического воспитания подрастающего поколения на основе формирования национальных культурно-духовных ценностей.
Основополагающим положением разработки модели эт-ноэкологического воспитания подрастающего поколения является идея развития образования, учитывающего национальные традиции за счет приобщения подрастающего поколения к культурно-духовным ценностям своего народа, понимания места и роли этих ценностей в мировой культуре.
К общим принципам модели этноэкологического воспитания подрастающего поколения отнесены следующие:
- национальных культурно-духовных ценностей (выражается в отношении человека ко всему в мире);
- гармонизации отношений человека с природой и обществом;
- трансляции этнопедагогической культуры, который включает в себя три ипостаси: педагогику национального спасения, всеобщую мудрость воспитания и педагогику всеобщей любви;
- социального взаимодействия и общественно-народного воздействия на развитие личности, усваивающей социальные нормы, ценности и народный воспитательный опыт;
Модель этноэкологического воспитания подрастающего поколения опирается на идею этнологов и культурологов о том, что через Алтай проходит «культурный меридиан», и он есть центр евразийской культурной эволюции.
Главными модельными направлениями этноэкологиче-ского воспитания подрастающего поколения являются:
1. Освоение культурно-исторического наследия народов Республики Алтай, что способствует процессу этнической и гражданской идентификации, а также интеграции в разные культуры;
2. Нравственно-экологическое воспитание, реализующееся через предметы гуманитарного и естественнонаучного циклов общего образования, нацеленное на определение опыта поведения в природной и поликультурной среде, актуализацию социоэтнических норм, традиций народной педагогики;
3. Эстетическое развитие подрастающего поколения через привлечение и приобщение к традиционным видам искусства, фольклора, ремесла народов Республики Алтай.
Критерии и показатели модели этноэкологического воспитания подрастающего поколения:
Критерии Показатели
I. Критерий познавательно-ценностного компонента этноэкологического воспитания
Степень понимания и осознанности необходимости этнического и экологического компонента в образовании, воспитании старшеклассниками (в идеале): наличие знаний о культуре, природе Республики Алтай у подрастающего поколения. Осознание потребностей в собственных ценностях. Степень способности к определению собственных национальных культурно-духовных ценностей, которые могут быть подвергнуты самооценке обучающимися.
II. Критерий эмоционально-эстетического компонента
Степень эмоционального осмысления обучающимися духовных ценностей и их эмоционально-художественные оценки (через искусство, литературу, фольклор, декоративноприкладное искусство) Формирование эстетического отношения к национальной культуре, природе и степень проявления эмоциональноэстетической оценки.
III. Критерий практико-деятельностного компонента
Актуализация ценностей, участие в их деятельностном освоении Овладение опытом духовной деятельности Степень проявления практикодеятельностного компонента и применение в собственной общественно значимой деятельности
Работа выполнена при поддержке РФФИ (грант № 10-06-90760 моб-ст)
Bibliography
1. Frolova, A.N. Ethnopedagogy childhood ancient indigenous peoples of the North-East of Russia. - Magadan: Cordis, 2003.
2. Draft legal and economic status of the Altai-Sayan biosphere reserve. - M., 2001.
3. Natural and ethno-cultural potential of the Altai-Syanskogo Ecoregion / Sat Articles seminar meeting on natural reserves. - Krasnoyarsk, 2001.
4. Samoshko, N.A. Indian Club program "Talking Water / Earth - our home. - 1999. - № 4.
5. Peshkova, A.S. Following the sun live / Ethno-environmental program work with younger students on the basis of the Slavic beliefs, folklore and Orthodox traditions. - Vladivostok: IC Design, ISAR-Moscow, ISAR-Far East, 1998.
6. Allikas, A.G. Role playing. Overview. - Ufa, 1994.
7. Boreyko, V.E. Environmental traditions, beliefs, religious beliefs and other Slavic peoples, second edition, complemented / VE Boreyko, VN Grishchenko / Environmental propaganda - 1999. - № 12.
8. Morohin, N.V. Goose Road. Reflections on the fate of natural and religious monuments / Environmental propaganda - 2003. - № 24.
9. Doronin, D.Y. "Humanitarian and Environmental Pedagogy: Nature and Culture: The project educational activities sector humanitarian department of ecology and ecological education OTsRTDiM. - Nizhny Novgorod: OTsRTDiM, 2003.
10. United Nations Conference on Environment and Development, Rio de Janeiro, June 1992: Policy brief. - Novosibirsk, 1992.
11. Stolyarenko, A.D. Ethnopsychology. - Moscow: UNITY, 2000.
12. Vavilihin, I.A., Skalon, A.V. History and problems of management in the Altai Mountains: Problems of formation and development of ecological-economic zone "Altai Mountains." Proceedings of International Symposium. - Gorno-Altaisk, 1992.
13. Babanov, V.G. National culture in the social development of Russia / V.G. Babanov, E.V. Matyunina, V.M. Seed / Socio-political magazine. -1995, - № 5.
14. Volkov, G.N. Pedagogics. - M.: Academia, 2000.
15. Tabakaev, Y.V. Level of culture and social values of the peoples of the Altai Mountains / Ethno-social processes in Siberia. - Gorno-Altaisk,
2004.
Article Submitted 22.12.10
УДК З7.01.001.8
Р.В. Опарин, канд. пед. наук, доц. ГАГУ; А В. Петров, д-р. пед. наук, проф. ГАГУ, Горно-Алтайск,
E-mail: [email protected]
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КУЛЬТУРОТВРЧЕСТВА
В статье раскрываются основные положения методологии экологического культуротворчества, раскрывающиеся через систему общественных и психолого-педагогических наук.
Ключевые слова: экология; экологическое воспитание; экологическое культуротворчество.
Экологическое воспитание — сложное, остросоциальное, комплексное, развивающееся, многоаспектное понятие, претендующее на основополагающую педагогическую категорию. Представляется, что проблема экологического воспитания должна исследоваться в нескольких аспектах: методологическом, философском, социо-культурном, естественнонаучном, психолого-педагогическом и других. О степени разработки проблемы экологического воспитания можно судить по тем дискуссионным вопросам, которые осмысливаются в научной литературе.
При этом особую роль играют методологические исследования, так как сама методология несет в себе нормативную составляющую и ее важной задачей становится теоретическое осмысление и методологическое обеспечение исследовательской работы. Такого рода научное исследование проблемы носит опережающий характер по отношению к педагогической практике, позволяет преобразовывать и совершенствовать ее. В нашем случае системная методология экологической культуры как науки приобретает практикоориентированный характер. Синтез научных концепций с практикой развития педагогических систем позволяет более осмысленно выстраивать инновационную деятельность по совершенствованию современного образования.
В своих исследованиях мы различаем несколько уровней методологии: 1) философские знания; 2) общенаучная методология (системный подход, деятельностный подход, характеристика различных типов научных исследований; 3) конкретно-научная методология, т.е. совокупность методов, принципов исследования, применяемых в той или иной специальной дисциплине. Методология специальной науки включает в себя как проблемы специфические для научного познания в данной области, так и вопросы предыдущих уровней. В данной статье мы не ставим своей задачей построить методологию экологического воспитания, но считаем необхо-
димым воспользоваться известными в настоящее время знаниями в этой области для методологического анализа поднятой в ней проблемы. В основу анализа нами положена идея экологического культуротворчества, рассматриваемая через призму концептуально-методологического сдвига в естествознании рубежаХХ-ХХІвв.» [1].
Под экологическим культуротворчеством мы понимаем систему культуры как единство экокультурной деятельности социума и индивидуального бытия - бытия в природе, и в то же время как такой «механизм» социокультурной деятельности, основанный на способности человека использовать свой творческий потенциал как в создании новых экокультурных форм, смыслов и ценностей, так и во введении уже имеющихся (созданных ранее) - через их выявление, интерпретацию и оценку в свое бытие в социоприродной среде. В рамках экологического культуротворчества нами сделана попытка обоснования необходимости экологического воспитания для обеспечения дальнейшего развития цивилизации. С этой целью мы рассмотрели концептуально-методологические изменения в развитии естествознания на протяжении XX - XIX веков.
1. Широкое распространение идей и методов синергетики в контексте культуротворчества.
1. Широкое распространение идей и методов синергетики
- теории самоорганизации и развития сложных систем любой природы.
В этой связи в постнеклассическом естествознании очень популярны такие понятия как диссипативные структуры, бифуркация, флуктуация, нелинейность, неопределенность, необратимость и т. п. В синергетике показано, что современная наука имеет дело с очень сложноорганизованными системами разных уровней организации, связь между которыми осуществляется через хаос. Каждая такая система предстает как «эволюционное целое».