10. Bihkadorova, E.S. Tekhnologiya realizacii muljtimediyjnogo uchebno-metodicheskogo kompleksa formirovaniya professionaljnoyj inoyazihchnoyj kuljturih // Trudih 10-yj Yubileyjnoyj mezhdunar. nauchno-praktich. Internet-konferencii «Prepodavatelj vihssheyj shkolih v XXI veke». - Rostov-na-Donu, 2013. - Sb. 10.
11. Bihkadorova, E.S. Neprerihvnaya yazihkovaya podgotovka inzhenernihkh kadrov / E.S. Bihkadorova, I.S. Volegzhanina // Tradicii i perspektivih obucheniya inostrannomu yazihku: materialih IX mezhdunar. metodicheskoyj zimneyj shkolih. - Novosibirsk, 2013.
12. Volegzhanina, I.S. English for Transportation Technology: Coursebook = Tekhnologiya transportnihkh processov: uchebnoe posobie po angliyjskomu yazihku dlya studentov specialjnosti «Ehkspluataciya zheleznihkh dorog» / I.S. Volegzhanina, O.A. Palagina, S.V. Chusovlyanova [Eh/r]. - R/d: http://moodle2.stu.ru/course/view.php?id=356
13. Volegzhanina, I.S. English for Transportation Technology: Practice File = Tekhnologiya transportnihkh processov: praktikum dlya samostoyateljnoyj rabotih po angliyjskomu yazihku / I.S. Volegzhanina, O.A. Palagina, S.V. Chusovlyanova [Eh/r]. - R/d: http://moodle.stu.ru/ course/view.php?id=523
14. Bihkadorova, E.S. Angliyjskiyj yazihk dlya stroiteleyj i arkhitektorov (English for Builders and Architects): ucheb. posobie / E.S. Bihkadorova, S.A. Veselova. - Novosibirsk, 2013.
15. Bihkadorova, E.S. Angliyjskiyj yazihk dlya stroiteleyj i arkhitektorov (English for Builders and Architects): praktikum dlya samostoyateljnoyj rabotih studentov stroiteljnihkh specialjnosteyj / E.S. Bihkadorova, S.A. Veselova. - Novosibirsk, 2013.
16. Bihkadorova, E.S. English for Builders and Architects = Angliyjskiyj yazihk dlya stroiteleyj i arkhitektorov / E.S. Bihkadorova, S.A. Veselova [Eh/r]. - R/d: http://moodle2.stu.ru/course/view.php?id=367
17. Bihkadorova, E.S. Water in Science and Engineering = Primenenie vodih v nauke i tekhnike / E.S. Bihkadorova, D.V. Volodina [Eh/r]. -R/d: http://moodle2.stu.ru/course/view.php?id=369
18. Bihkadorova, E.S. Angliyjskiyj yazihk dlya inzhenerov-mekhanikov (English for Mechanical Engineers): ucheb. posobie. - Novosibirsk, 2011.
19. Bihkadorova, E. S. Angliyjskiyj yazihk: cb. pisjmennihkh kontroljnihkh rabot. - Novosibirsk, 2011.
20. Bihkadorova, E.S. English for Mechanical Engineers = Angliyjskiyj yazihk dlya inzhenerov-mekhanikov. Registraciya № OFEhRNiO17254 ot 04.07.2011 g., № CITiS 50201151061 ot 21.07.2011 g. [Eh/r]. - R/d: http://moodle2.stu.ru/course/view.php?id=354
21. Bihkadorova, E.S. Railway Engineering = Stroiteljstvo i ehkspluataciya zheleznihkh dorog / E.S. Bihkadorova, Eh.M. Anikina, E.T. Kitova,
O.A. Palagina, S.K. Yavorskaya [Eh/r]. - R/d: http://moodle2.stu.ru/course/view.php?id=386
Статья поступила в редакцию 10.04.14
УДК 378
Dzhegistayeva L.I. FEATURES OF ETHNOECOLOGICAL FORMATION OF THE CHECHEN REPUBLIC. The
problem of ethnoecological education is extremely important and seriously studied today, for it is responsible for the development of ethnoecological culture, the proper attitude to the environment. The author of the article analyzes the prospects of the development of ethnoecological education in the Chechen Republic.
Key words: ethnoecology, education, features of development.
Л.И. Джегистаева, ст. преп. каф. педагогики и дошкольной психологии Чеченского гос. педагогического института, г. Махачкала, E-mail: halun@bk.ru
ОСОБЕННОСТИ ЭТНОЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
Проблема этноэкологического образования является чрезвычайно важной и острой, ибо от ее решения зависит более успешное формирование этноэкологической культуры, ответственного отношения к окружающей среде каждого человека. Перспективы развития этноэкологического образования ЧР анализирует автор статьи.
Ключевые слова: этноэкология, образование, особенности развития.
Великие мыслители всех народов во все времена обращали особое внимание на гуманные идеи единства человека и природы, почитание ее как чего-то вечного и высшего, сопряжения жизни природы и жизни человека. С этих позиций исследователи разных областей современной науки подчеркивают, что экологические объекты ближайшего природного и социоприродно-го окружения, вызывают у человека глубокие эмоциональные переживания и разнообразные чувства.
Первоначальные представления о необходимости ознакомления подрастающего поколения с особенностями местности своего проживания появились в глубокой древности. Они основывались на народном знании природы края и ее богатств, населения, истории развития отношений человека и природы и их глубокой взаимосвязи. Изучение педагогических исследований позволило обнаружить, что к данной проблеме обращались исследователи зарубежной педагогики Я.А. Коменский, И.Г. Пес-талоцци, Ж.Ж. Руссо, Ф. Фребель и др.
Отечественные психологи (С.М. Артюнян, А.Д. Карнышев, Г.В. Кранашвили, В.Г. Крысько и др.) считают, что каждая нация существует за счет системы устойчивых внутренних связей и отношений составляющих ее людей. Эти связи и отношения формируются в процессе этнического развития, регулируются традициями и нормами поведения, принятыми в данной среде, и совершенствуются по мере становления и развития самобытной национальной культуры. Национальную культуру определяют как совокупность материальных и духовных ценностей нации, а также практикуемые ею основные способы взаимодействия с природой [1] .
Прогресс современной цивилизации в значительной степени обусловлен бурным развитием естествознания, в частности,
биосферных наук, в которых все земные процессы рассматриваются во взаимосвязи, в единстве и взаимообусловленности их проявлений. Экология в числе этих наук приобретает особую значимость. В последние десятилетия отчетливо просматривается развитие двух параллельных процессов - усугубления экологических проблем планеты и их осмысления населением Земли. В настоящее время происходит становление системы непрерывного экологического образования, формируется концептуальное видение этого процесса. Начальным звеном системы экологического образования является сфера дошкольного воспитания.
Народные знания о природе позволили воспитать особый духовно- нравственный мир чеченского народа. Возникновение национально-этнической ментальности чеченского народа, как мировидения, архетипа культуры обусловлено рядом факторов, которые определили национально-психологические особенности представителей данной этнической общности, систему педагогических взглядов, а также тип экологического сознания и поведения.
Этническая общность чеченского народа сложилась, словно своеобразный социум, возникший как результат самоорганизации населения на базе совместной жизнедеятельности в определенных природных и исторических условиях. Чеченцы, тесно взаимодействуя с носителями других культур - народами Кавказа и России, через века пронесли свои этнокультурные особенности: язык, обычаи, обряды, традиции, общественное устройство и духовно-нравственные ценности. Чеченская республика отличается значительным разнообразием климатических условий. Большим разнообразием представлена водная система: реки, озера, ледники, водопады.
Данные особенности отразились на педагогических воззрениях, определили ряд специфических черт народной педагогики чеченцев. Народная педагогика, как общее качество национальной культуры важна для национальной консолидации, формирования самосознания чеченского народа.
Анализ этнографической литературы, фольклорных материалов позволяет сделать вывод, что народная педагогика чеченцев имела продуманный механизм социализации ребенка в микросоциуме, самостоятельную концепцию детства, представляющую собой цельную программу воспитания и обучения подрастающего поколения, ориентированную на формирование личности - физически крепкой, нравственно здоровой, коллективистской, гуманной, любящей труд, природу и родину.
Значительную роль в этноэкологическом образовании выполняют и религиозные воззрения чеченцев. В исламской культуре, в священной книге Коран, Хадисе и других источниках Исламской религии неотъемлемой частью системы норм и ценностей являются принципы бережного отношения к окружающей среде, вопросы гигиены и здоровья, формирования здорового образа жизни. Но эти возможности не используются в полной мере, хотя идейная значимость исламской культуры для охраны окружающей среды очевидна [2, с. 32].
В этой связи изучение путей возрождения традиций сохранения в чистоте окружающей человека среды и бережного отношения к природе через основополагающие идеи исламской культуры и религии обретает особую актуальность в настоящее время, характеризующееся интенсивным освоением природных богатств, небывалым использованием ресурсов планеты.
Тема взаимодействия человека и природы выходит за пределы какой-либо одной науки. Она с давних пор имеет мировоззренческий характер и зависит от традиционных представлений. Предки чеченцев в процессе адаптации, путем проб и ошибок, в условиях конкретной местности накапливали многочисленные знания об окружающей среде. На основе этих знаний у них выработалась система стереотипных навыков природопользования - своя, связанная с особенностями данной конкретной местности.
В чеченской народной культуре важное место занимает проблема отношения человека к природе. Человеку вменяется в обязанность относиться к природе так же бережно, уважительно и милосердно, как и к людям. Поэтому в народной этике выработаны определенные нормы отношения к диким и домашним животным, птицам, земле, лесам, водам, сенокосным угодьям и т. д. В отношении человека к его домашним животным проявляется полная картина его внутренней культуры. И хотя животные зачастую воспринимались едва ли не как друзья людей, чеченцы издревле охотились на диких животных. Но и в охоте существовали свои правила и ограничения. Например, запрещалось охотиться на животных, готовящихся воспроизвести на свет потомство, или когда их детеныши были совсем маленькими. Чеченская народная культура запрещала охотнику убивать пасущееся животное [3].
Такое же отношение должно быть и к растениям. Это хорошо понимали далекие предки чеченского народа. Так, они не дозволяли безжалостно и расточительно истреблять лес.
Библиографический список
Человек, направлявшийся в лес за дровами, оборачивал топор тряпкой, чтобы деревья не могли его видеть. Перед тем, как срубить дерево, полагалось произнести молитву. Почитание домашних и диких животных, деревьев, трав, вод, озер и нравственное отношение к ним - вбирает в себя понятие «любовь к Родине». Чеченцам присуще исключительно сильное желание (где бы они ни жили) быть похороненными в родной земле. Поэтому у чеченского народа существует обычай - любого чеченца по возможности, привезти в родные края. Это свидетельствует о высоком уровне почитания земли, на которой жили предки [1, с. 66-68].
Рост уровня социально-экономического развития местного населения приводит к появлению новых культурно-хозяйственных центров, расширению равнинных поселений и, как следствие, к усилению антропогенной нагрузки на окружающую среду. Именно разрушение традиционного уклада жизни горцев привело к сокращению численности редких видов животных, сведению лесов, нарушению экологического баланса. Сохранение уникальной природы Чечни возможно при условии понимания ценности исторических традиций природопользования и их бережного сохранения. В любом военном конфликте окружающая среда всегда оказывается не только театром военных действий, но и стороной, причем всегда - проигравшей. В этой связи важно думать о преодолении экологических последствий войны в этом регионе. Первые шаги уже сделаны - группой ученых-энтузиастов опубликована книга «Оценка природного потенциала и экологического состояния территории Чеченской Республики», ведется работа над Экологическим атласом земель Ч Р.
Анализ состояния этноэкологического образования показывает, что данное направление не реализуется в полноценном объеме и требует достаточно серьезного отношения. Это можно объяснить отсутствием экологического мышления и адекватного восприятия окружающей действительности вследствие недостаточного экологического образования и воспитания, хотя оно реально развивается во многих учебных заведениях Чеченской республики, особенно в высшей школе. Кафедры Чеченского государственного университета, Чеченского государственного педагогического института, Чеченского государственного нефтяного университета) ведут работу по подготовке кадров экологов различного профиля и педагогов, владеющих приемами экологического образования и воспитания. Данное направление необходимо также учитывать при подготовке будущих преподавателей высшей школы [4]. Необходимо так же развивать дошкольную экологическую педагогику, призванную приобщить детей дошкольного возраста к природе, выработать к ней ответственное отношение. Именно экологическое образование должно обеспечить одновременно экологическое воспитание личности, способной на анализ и последующий синтез взаимосвязанных природных и техногенных систем и процессов, выбор оптимальных в экологическом отношении решений и действий. Достижение данной цели затрудняется тем, что экологическое образование должно охватить одновременно три направления: теоретическое, практическое, региональное, причем дифференцированно для разных возрастных, социальных и профессиональных групп населения.
1. Николаева, С.Н. Система экологического воспитания дошкольников. - М, 2011.
2. Байраков, И.А. Чеченская республика: природа, экономика и экология / И.А. Байраков, Э.Б. Балатханов, А.И. Авторханов, Х.Э. Тай-
масханов. - Грозный, 2006.
3. Джамалханов, З. Чеченский фольклор / З. Джамалханов, С. Эльмурзаев. - Грозный, 1992. - Т. 2: Чеченские народные сказки, пословицы, загадки.
4. Сорокопуд, Ю.В. Новые требования к подготовке преподавателей высшей школы в контексте современных образовательных реалий // Мир науки, культуры, образования. - 2013.- №4(41).
Bibliography
1. Nikolaeva, S.N. Sistema ehkologicheskogo vospitaniya doshkoljnikov. - M, 2011.
2. Bayjrakov, I.A. Chechenskaya respublika: priroda, ehkonomika i ehkologiya / I.A. Bayjrakov, Eh.B. Balatkhanov, A.I. Avtorkhanov,
Kh.Eh. Tayjmaskhanov. - Groznihyj, 2006.
3. Dzhamalkhanov, Z. Chechenskiyj foljklor / Z. Dzhamalkhanov, S. Ehljmurzaev. - Groznihyj, 1992. - T. 2: Chechenskie narodnihe skazki, poslovicih, zagadki.
4. Sorokopud, Yu.V. Novihe trebovaniya k podgotovke prepodavateleyj vihssheyj shkolih v kontekste sovremennihkh obrazovateljnihkh realiyj / / Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2013.- №4(41).
Статья поступила в редакцию 25.03.14